Проект что такое басня проект 3 класс

Сказки

Проект 3 класса по литературному чтению на тему: « Басни И.А. Крылова».

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Басни какого автора мы с вами изучали на уроках литературного чтения?

Ивана Андреевича Крылова

Проблема проекта

В школе на изучение басен И.А. Крылова отводится несколько уроков, где мы успеваем лишь прочитать и проанализировать произведение, а времени на инсценирование не достаточно. Нам захотелось реализовать знания полученные на уроке в творческой деятельности. Басни И.А. Крылова – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Нам показалась интересной и увлекательной эта тема.

Просмотр содержимого документа
«Проект 3 класса по литературному чтению на тему: « Басни И.А. Крылова».»

Проект 3 класса по литературному чтению на тему: « Басни И.А. Крылова».

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

( Психологический настрой уч-ся на урок).

2. Сообщение темы и целей урока.

(Эзоп, И.Крылов, Лафонтен, Измайлов.)

Это писатели. Они писали басни.

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Басни какого автора мы с вами изучали на уроках литературного чтения?

Ивана Андреевича Крылова

В школе на изучение басен И.А. Крылова отводится несколько уроков, где мы успеваем лишь прочитать и проанализировать произведение, а времени на инсценирование не достаточно. Нам захотелось реализовать знания полученные на уроке в творческой деятельности. Басни И.А. Крылова – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Нам показалась интересной и увлекательной эта тема.

Сегодня наш урок посвящен проекту «Басни И.А. Крылова», в котором мы исследовали личность и творчество Крылова. Я предлагаю продолжить исследования и поделиться своими достижениями.

Цель проекта: изучить личность писателя, изучить басни, изучить жанр басни, познакомиться с крылатыми выражениями и пословицами в баснях, показать взаимосвязь моралей басен и пословиц, проинсценировать басни.

Наш проект состоит из четырех основных частей. «Теоретики», «Биограф», «Художники», «Актеры»

3. Личность писателя.

И.А. Крылов –великий русский поэт – баснописец.

Почему мы говорим – «русский»? Почему «великий»?

Сейчас мы более подробно остановимся на биографии Крылова.

Выступление Воробьевой Екатерины « Биография Крылова».

-Давайте попробуем выстроить модель жанра басни.

— Для чего пишут басни? (Чтобы высмеять недостатки людей)

— Из каких частей состоит басня? ( случай из жизни и мораль басни)

— В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских, социальных исторических, бытовых Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой ‑ либо черты характера.

Мы более подробно остановились на приеме иносказания и узнали какие животные характеризуют характер человека!

Выступление Малькова Сергея.

В большинстве случаев образ животного у Ивана Андреевича Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой‑либо социальной группы. Лев ― это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ― придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ― «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы.

Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

Что символизирует муравей и стрекоза?

Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, легкомысленна.

Назовите мораль басни? И что она означает?

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.

Так чему же нас учит басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»?

И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить.

А сейчас давайте отдохнем и вспомним басни, с которыми мы знакомились.

а) « У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим

Но мы истории не пишем»

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час

Так, что голову вскружило ». ( Стрекоза)

г) Кто смеялся над чужой бедой? ( Голубок)

ж) Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню? ( на псарню)

2.Угадать названия басни по морали.

1.Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна… ( Ворона и Лисица)

2.Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. ( Лебедь, Щука и Рак)

Рачёв Евгений Михайлович

Он писал: «Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного — добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек — на зверя или птицу. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую»

Великий русский портретист, живописец, график Валентин Александрович Серов оставил в наследство потомкам множество картин самой разной направленности. С детства Валентин Александрович обожал всякую «животину». Он любил наблюдать за животными, подмечать особенности поведения и сходства с людьми. Художник рисовал их много и охотно, поэтому, когда в 1895 году московский издатель, типограф, предприниматель Анатолий Иванович Мамонтов, предложил ему сделать серию иллюстраций к басням Ивана Крылова, Серов не раздумывал ни секунды.

Художник подолгу размышлял и изучал характеры не только басенных персонажей, но и реальных прототипов – животных. Он часто обращался к своим альбомам с зарисовками. В результате Серову удалось охарактеризовать героев, придать им выпуклость и реальность.

Популярные сейчас иллюстрации французского художника Франсуа Руйе выполнены в стиле детской мультипликации

Иллюстрации яркие, насыщенные красками и позитивные

Знаменитый Александр Дейнеко, иллюстрировал Крылова в своей привычной авангардистской манере.

Каких авторов иллюстрации вам больше всего понравились?

Хотя иллюстрации к басням И.Крылова сделаны разными художниками, они легко
узнаваемы. Мне больше всего понравились иллюстрации российского художника
Рачёва Евгения Михайловича. Они очень яркие и смешные.

В нашем классе проходил творческий конкурс посвященный Году Экологии, ребята выполняли поделки из вторичного сырья. В своих поделках они отразили главных героев басен.

6. Инсценировка басен.

Сейчас наши режиссеры и актеры представят свои басни.

Инсценировка басен: « Ворона и Лисица», «Слон и моська», Квартет.

7. Повторение изученных басен.

Мы с ребятами провели не большое исследование о крылатых выражениях и пословицах. Сейчас мы его представим.

Выступление Вежновец Веры

Пословицы и поговорки определяют духовные ценности общества и личности. Они являются устоявшимся элементом устной народной речи. Мы широко употребляем их в современной речи, не всегда осознавая их авторства.

Иногда трудно определить: пословица ли произошла из басни Крылова, или Крылов прекрасно проиллюстрировал пословицу своей басней. Басни И.А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений. Они заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления, заставляет задуматься над моралью. Давайте посмотрим это на примерах:

Пословицы и поговорки – это высоко нравственный жанр. Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.

Пословицы и поговорки впитали в себя многовековой нравственный опыт народа. Глубоки их исторические корни. Это делает их актуальными в наше время, так как они вводят ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщают к истокам народной культуры.

Что утверждают пословицы и поговорки?

Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.

Ребята давайте поделимся на группы и поработаем в них

3) « Крылатые слова». В волшебной шкатулке находятся крылатые слова.

-Из какой басни слова? ( Стрекоза и муравей)

-Из какой басни слова? ( Зеркало и Обезьяна)

Когда боится трус кого …»

(То думает, что на того

Весь свет глядит глазами.)

-Из какой басни слова? ( Мышь и Крыса)

-Что осуждается в басне? ( трусость)

г) « Когда в товарищах согласья нет…

( На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука)

-Из какой басни эти слова? ( Лебедь, Рак и Щука)

-что осуждается в басне? ( несогласие, разобщенность)

д) « Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»

-Из какой басни слова? (Чиж и Голубь)

-Что осуждается в басне? ( злорадство, не нужно смеяться над чужой бедой)

4.Работа над пословицами.

Прочитайте пословицы. К каким басням их можно отнести?

1.Дружно – не грузно, а врозь- хоть брось.

2.Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.

3.Не рой яму другому- сам в нее попадешь.

(1-если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело)

(2-если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять)

(3-если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой.)

А сейчас давайте не много поиграем!

На карточках обозначены герои басен. На интерактивной доске.

-Какие герои басен здесь зашифрованы.

Читайте также:  Сказочные рассказы на ночь

Учитель достает черный ящик.

-В ящике лежит предмет, при помощи которого можно увидеть, « что там за рожа».

-Зеркало. ( Зеркало и Обезьяна)

-В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.

-Очки ( Мартышка и Очки)

-Виноград ( Лисица и Виноград)

-Сыр. ( Ворона и Лисица)

-Дети должны разыскать их владельцев и сообщить адрес, адресом будут служить название басни.

-Что вам особенно запомнились, понравились? Что нового вы сегодня узнали?

А сейчас снова выберите кружок, который показывает уровень знания вами творчества И.А.Крылова. (красный, желтый, зеленый)

Составить кроссворды по басням

Источник

Проект на тему «Басня»

специалист в области арт-терапии

Проект по литературному чтению:

«Басни Ивана Андреевича Крылова»

Выполнили ученики 4 класса: Рожкова Екатерина,

Март 2015-2016 учебный год 1.

Цели проекта: (Рожкова Е.)

Повысить интерес к литературе, расширить кругозор, получить навык исследовательской работы, развитие умения работать с различными источниками информации.

Развитие речи, коммуникативных способностей, создание условий для самореализации каждого ученика, повышение самооценки, обогащение словаря.

Развитие поэтического слуха, воспитание художественного вкуса, развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение.

Воспитание положительных черт характера на примере басен.

Кто первый написал басню?

Чему учат басни И.А. Крылова?

Актуальность басен И.А. Крылова сегодня.

«Фотограф»- Оськина А.

Поиск информации (фотографии)

Он сочинил более 400 басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа были не стихотворными. 3.

Эзоп « Лисица и виноград» Оськина А.

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

(1621-1695)- Тимошина Д.

Жил во Франции в 17 веке при дворе короля Людовика XIV. Он понял, что басни, которые писал Эзоп, остаются важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое тонко и метко. Басни Лафонтена написаны уже стихами.

Жан де Лафонтен: Лисица и виноград Кочеткова Ю.

Баснописцы – классики (Рожкова Е.)

Эзоп, Древняя Греция, 6 в. до н.э.

Ж. Лафонтен Франция, 17 в.

И.А.Крылов Россия, 19 в.

Л. Н. Толстой Россия, 19 в.

С. В. Михалков Россия, 20 в.

Биография Ивана Андреевича Крылова (Тимошина Д.)

В Санкт-Петербурге, обязательно зайдите в Летний сад и полюбуйтесь на памятник, который поставлен Дедушке Крылову архитектором Клодтом. Крылов и здесь вместе с любимыми героями басен.

Что такое басня? (Рожкова Е., Тимошина Д.)

Особенности басен: (Рожкова Е., Тимошина Д.)

басни обычно пишутся в стихотворной форме;

интересный короткий занимательный сюжет;

героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы – прием олицетворения;

мало описаний, много диалогов;

высмеиваются человеческие пороки (зависть, глупость,

жадность, хвастовство, лесть, ложь, лень, невежество)

Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!

Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона.

Спой, светик, не стыдись!

А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь

И.А.Крылова «Волк и Ягненок» (Рожкова Е., Тимошина Д., Кочеткова Ю.)

Игра «Сума с потерянными и найденными вещами»

По вертикали: (Рожкова Е)

1. Кто впрягся вести воз вместе с лебедем и щукой?

3. Известный русский писатель басен.

4. Где родился И.А.Крылов?

6. Птица из отряда воробьинообразных, которая встречается в басне Крылова?

По горизонтали: (Тимошина Д.) 5.

3. Как называется музыкальная группа из 4 человек?

5. Что примеряла мартышка?

7. Какого хищника встретил ягнёнок на реке?

«В сюжетах красочной одежды есть … орех
Он в каждой басенке за внешнею обёрткой
Укрыт надёжно, ограждённый твёрдой коркой.
Скорлупка вкусный плод хранит.

А коль пустой орех – кори тогда себя.
Не говори же, что бесплодная Земля…» Эзоп

Источник

Проект по литературному чтению «Басни Крылова» (3 класс)

специалист в области арт-терапии

Урок – проект по литературному чтению в 3 классе

Выполнила: учитель первой категории

Романова Мария Васильевна

Тема. «Басни Ивана Андреевича Крылова».

— обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;

Планируемые образовательные результаты

* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

воспитание интереса к классической литературе.

проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

развитие речи и творческого мышления обучающихся;

формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Оборудование : карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.
УМК: «Школа России»

Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

Используемые образовательные технологии : компьютерная презентация к уроку.

Этапы работы над проектом.

Этап 2.Проектирование (планирование).

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

Группа 1 – Собрать теоретический материал о баснях и баснописцах;

Группа 2 – Объяснить мораль басни, чтение басен наизусть;

Группа 3 – Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»;

Группа 4 – Придумать задания для викторины о баснях.

Этап 3. Поиск информации.

Задача этапа – сбор и уточнение информации. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Создание папки «Наши проекты»

Этап 5. Урок – презентация.

Задачи этапа – коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками и гостями.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке – презентации.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.

Басня- небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются разные пороки, недостатки людей – ложь, хитрость, жадность, глупость, заносчивость. Часто басня заканчивается или начинается моралью, в которой заключается поучительный смысл произведения.

Основоположником басни считается древнегреческий поэт Эзоп (жил в 6 в до н.э.). В произведениях Эзопа животные говорят, думают, действуют, как люди, высмеиваются человеческие пороки, приписываемые животным. Этот литературный приём называется иносказанием, или аллегорией, а по имени автора – называют «эзоповым языком». Наиболее известные басни Эзопа «Лиса и виноград», «Волк и ягнёнок», «Ворона и лисица», «Муравей и цикада». Они стали источниками в творчестве последующих баснописцев, придававших данным сюжетам индивидуальное и национальное своеобразие.

Королём русскоязычной басни называют Ивана Андреевича Крылова. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Грамоте он выучился в семье. А позже, Крыловы жили тогда в Твери, разрешили, из милости, ему учиться с детьми богатого помещика Львова. Мальчику было 10 лет, когда умер его отец. Семья, и без того не богатая, осталась без всяких средств к существованию.

И в 11 лет Ваня Крылов вынужден был пойти работать в судебную канцелярию, где переписывал бумаги, разносил пакеты, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и литературу. Приехав в Петербург он стал журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал 39 лет.

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он баснями.

В 1809 году вышел 1 сборник басен русского баснописца. За первой книгой басен последовали ещё восемь. В январе 1823 года И.А. Крылов получил золотую медаль от Российской академии за литературные заслуги. С 1809 по 1843 год баснописец создал более 200 басен, которые по справедливому замечанию Н.В. Гоголя, являлись «книгой мудрости народа».

Русский баснописец адресовал свои басни взрослым читателям, однако они сразу приобрели популярность среди детей. Для справки: басни, но только в прозе писал не только И.А. Крылов, но и известный русский писатель Л.Н. Толстой. Л.Н. Толстой писал свои басни только для детей, и они были напечатаны в первой русской азбуке.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЫ.

Обретя возможность «летать», «крылатые крыловские слова» оказались в волшебной шкатулке. Кто желает первым заглянуть в неё?

«…Да только воз и ныне там…»

— Как называется эта басня?

— Когда мы используем это выражение?

«…Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!»

— Как называется эта басня?

— Когда мы используем эти слова?

— Прочитай басню наизусть.

«…Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться!»

— Как называется эта басня?

— Назови героев произведения.

Продолжите крылатые слова.

Ты всё пела? Это дело … (так поди же попляши).

А вы, друзья, как ни садитесь … (всё в музыканты не годитесь).

Кукушка хвалит Петуха … (за то, что хвалит он Кукушку).

Когда в товарищах согласья нет… (на лад их дело не пойдет).

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки … (могу попасть в большие забияки).

ВЫСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ.

Инсценировка басни «Кукушка и петух».

Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.

— Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость.)

Чему учит нас эта басня?

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЙ ГРУППЫ.

Мы уже знакомы с таким жанром народного творчества, как пословицы.

Это краткие народные изречения, которые имеют одновременно прямой (буквальный) и переносный (скрытый) смысл. Наряду с пословицами в нашей речи бытуют крылатые выражения, вошедшие в нашу речь из известных литературных произведений.

Многие строки из басен Крылова вошли в нашу речь и стали крылатыми выражениями.

Вашему вниманию предлагается ряд пословиц и крылатых выражений.

Распределить высказывания на 2 групп в зависимости от их происхождения: пословицы (происходят из фольклора), не имеют автора; крылатые выражения (имеют автора).

Для крылатых выражений указать автора и название произведения.

Раскрыть переносный смысл каждого высказывания.

Язык до Киева доведёт.

Терпенье и труд всё перетрут.

А Васька слушает да ест.

Остаться у разбитого корыта.

Чего себе не хочешь, того и другим не твори.

От радости в зобу дыханье спёрло.

Делу время – потехе час.

А ларчик просто открывался.

А Васька слушает да ест. (Крылов «Кот и повар»).

Остаться у разбитого корыта. (Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

От радости в зобу дыханье спёрло. (Крылов «Ворона и лисица»).

А ларчик просто открывался. (Крылов «Ларчик»).

2. Многих удивляло странное имя, которым были подписаны первые басни Ивана Андреевича Крылова. (НАВИ ВОЛЫРК). Может быть кто-нибудь из вас догадается, что оно обозначает.

Читайте также:  Рассказ на тему профессия дизайнер

Дети оценивают сами себя коллективным обсуждением в группах.

Учитель. Спасибо за работу. Вы молодцы! Что вам понравилось? Кому вы скажите спасибо? Новых вам побед в освоении наук, открытий в мире знаний.

Все материалы, собранные вами, будут размещены в папке «Наши проекты».

Учитель. Чтобы следующий урок был таким же интересным, нарисуйте рисунки к понравившимся басням. А может быть кто-то из вас, ребята, сочинит свою басню.

Источник

Проект 3 класса по литературному чтению на тему: « Басни И.А. Крылова».

Проект 3 класса по литературному чтению на тему: « Басни И.А. Крылова».

Ход проекта

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

( Психологический настрой уч-ся на урок).

2. Сообщение темы и целей урока.

Скажите

(Эзоп, И.Крылов, Лафонтен, Измайлов.)

Это писатели. Они писали басни.

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Басни какого автора мы с вами изучали на уроках литературного чтения?

Ивана Андреевича Крылова

Проблема проекта

В школе на изучение басен И.А. Крылова отводится несколько уроков, где мы успеваем лишь прочитать и проанализировать произведение, а времени на инсценирование не достаточно. Нам захотелось реализовать знания полученные на уроке в творческой деятельности. Басни И.А. Крылова – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Нам показалась интересной и увлекательной эта тема.

Сегодня наш урок посвящен проекту «Басни И.А. Крылова», в котором мы исследовали личность и творчество Крылова. Я предлагаю продолжить исследования и поделиться своими достижениями.

Наш проект состоит из четырех основных частей. «Теоретики», «Биограф», «Художники», «Актеры»

3. Личность писателя.

И.А. Крылов –великий русский поэт – баснописец.

Почему мы говорим – «русский»? Почему «великий»?

Сейчас мы более подробно остановимся на биографии Крылова.

Выступление Воробьевой Екатерины « Биография Крылова».

4.Жанр – басня.

-Давайте попробуем выстроить модель жанра басни.

— Для чего пишут басни? (Чтобы высмеять недостатки людей)

— Из каких частей состоит басня? ( случай из жизни и мораль басни)

Модель жанра.

— В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских, социальных исторических, бытовых Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой ‑ либо черты характера.

Мы более подробно остановились на приеме иносказания и узнали какие животные характеризуют характер человека!

Выступление Малькова Сергея.

В большинстве случаев образ животного у Ивана Андреевича Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой‑либо социальной группы. Лев ― это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ― придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ― «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы.

Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

Включить видео

Что символизирует муравей и стрекоза?

Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, легкомысленна.

Назовите мораль басни? И что она означает?

Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!

Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.

Так чему же нас учит басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»?

И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить.

А сейчас давайте отдохнем и вспомним басни, с которыми мы знакомились.

1) Разминка.

а) « У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим

Но мы истории не пишем»

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час

Так, что голову вскружило ». ( Стрекоза)

г) Кто смеялся над чужой бедой? ( Голубок)

ж) Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню? ( на псарню)

2.Угадать названия басни по морали.

1.Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна… ( Ворона и Лисица)

2.Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. ( Лебедь, Щука и Рак)

Рачёв Евгений Михайлович

Он писал: «Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного — добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек — на зверя или птицу. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую»

Валентин Серов

Великий русский портретист, живописец, график Валентин Александрович Серов оставил в наследство потомкам множество картин самой разной направленности. С детства Валентин Александрович обожал всякую «животину». Он любил наблюдать за животными, подмечать особенности поведения и сходства с людьми. Художник рисовал их много и охотно, поэтому, когда в 1895 году московский издатель, типограф, предприниматель Анатолий Иванович Мамонтов, предложил ему сделать серию иллюстраций к басням Ивана Крылова, Серов не раздумывал ни секунды.

Художник подолгу размышлял и изучал характеры не только басенных персонажей, но и реальных прототипов – животных. Он часто обращался к своим альбомам с зарисовками. В результате Серову удалось охарактеризовать героев, придать им выпуклость и реальность.

Франсуа Руйе

Популярные сейчас иллюстрации французского художника Франсуа Руйе выполнены в стиле детской мультипликации

Ирина Петелина

Иллюстрации яркие, насыщенные красками и позитивные

Александр Дейнеко

Знаменитый Александр Дейнеко, иллюстрировал Крылова в своей привычной авангардистской манере.

Каких авторов иллюстрации вам больше всего понравились?

Хотя иллюстрации к басням И.Крылова сделаны разными художниками, они легко узнаваемы. Мне больше всего понравились иллюстрации российского художника Рачёва Евгения Михайловича. Они очень яркие и смешные.

В нашем классе проходил творческий конкурс посвященный Году Экологии, ребята выполняли поделки из вторичного сырья. В своих поделках они отразили главных героев басен.

6. Инсценировка басен.

Сейчас наши режиссеры и актеры представят свои басни.

Инсценировка басен: « Ворона и Лисица», «Слон и моська», Квартет.

7. Повторение изученных басен.

Мы с ребятами провели не большое исследование о крылатых выражениях и пословицах. Сейчас мы его представим.

Выступление Вежновец Веры

Пословицы и поговорки определяют духовные ценности общества и личности. Они являются устоявшимся элементом устной народной речи. Мы широко употребляем их в современной речи, не всегда осознавая их авторства.

Иногда трудно определить: пословица ли произошла из басни Крылова, или Крылов прекрасно проиллюстрировал пословицу своей басней. Басни И.А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений. Они заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления, заставляет задуматься над моралью. Давайте посмотрим это на примерах:

Пословицы и поговорки – это высоко нравственный жанр. Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.

Пословицы и поговорки впитали в себя многовековой нравственный опыт народа. Глубоки их исторические корни. Это делает их актуальными в наше время, так как они вводят ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщают к истокам народной культуры.

Что утверждают пословицы и поговорки?

Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.

Физкультминутка

Ребята давайте поделимся на группы и поработаем в них

3) « Крылатые слова». В волшебной шкатулке находятся крылатые слова.

-Из какой басни слова? ( Стрекоза и муравей)

-Из какой басни слова? ( Зеркало и Обезьяна)

Когда боится трус кого …»

(То думает, что на того

Весь свет глядит глазами.)

-Из какой басни слова? ( Мышь и Крыса)

-Что осуждается в басне? ( трусость)

г) « Когда в товарищах согласья нет…

( На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука)

-Из какой басни эти слова? ( Лебедь, Рак и Щука)

-что осуждается в басне? ( несогласие, разобщенность)

д) « Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»

-Из какой басни слова? (Чиж и Голубь)

-Что осуждается в басне? ( злорадство, не нужно смеяться над чужой бедой)

4.Работа над пословицами.

Прочитайте пословицы. К каким басням их можно отнести?

1.Дружно – не грузно, а врозь- хоть брось.

2.Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.

3.Не рой яму другому- сам в нее попадешь.

(1-если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело)

(2-если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять)

(3-если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой.)

А сейчас давайте не много поиграем!

3. «Угадай-ка»

На карточках обозначены герои басен. На интерактивной доске.

-Какие герои басен здесь зашифрованы.

_И_И_А Лисица

О_Е_ Осел

_О_Ь_А Моська

_О_О_Е_ Соловей

В_ _ _ Волк

_У_А_Е_ Муравей

_Т_Е_О_А Стрекоза

4. «Черный ящик».

Учитель достает черный ящик.

-В ящике лежит предмет, при помощи которого можно увидеть, « что там за рожа».

-Зеркало. ( Зеркало и Обезьяна)

-В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.

-Очки ( Мартышка и Очки)

-Виноград ( Лисица и Виноград)

-Сыр. ( Ворона и Лисица)

-Дети должны разыскать их владельцев и сообщить адрес, адресом будут служить название басни.

Читайте также:  Птица кахна план сказки 3 класс

8.Выводы.Итоги.

-Что вам особенно запомнились, понравились? Что нового вы сегодня узнали?

А сейчас снова выберите кружок, который показывает уровень знания вами творчества И.А.Крылова. (красный, желтый, зеленый)

Составить кроссворды по басням

Спасибо за внимание! Урок окончен!

Просмотр содержимого документа
«Проект 3 класса по литературному чтению на тему: « Басни И.А. Крылова».»

Проект 3 класса по литературному чтению на тему: « Басни И.А. Крылова».

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

( Психологический настрой уч-ся на урок).

2. Сообщение темы и целей урока.

(Эзоп, И.Крылов, Лафонтен, Измайлов.)

Это писатели. Они писали басни.

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Басни какого автора мы с вами изучали на уроках литературного чтения?

Ивана Андреевича Крылова

В школе на изучение басен И.А. Крылова отводится несколько уроков, где мы успеваем лишь прочитать и проанализировать произведение, а времени на инсценирование не достаточно. Нам захотелось реализовать знания полученные на уроке в творческой деятельности. Басни И.А. Крылова – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Нам показалась интересной и увлекательной эта тема.

Сегодня наш урок посвящен проекту «Басни И.А. Крылова», в котором мы исследовали личность и творчество Крылова. Я предлагаю продолжить исследования и поделиться своими достижениями.

Цель проекта: изучить личность писателя, изучить басни, изучить жанр басни, познакомиться с крылатыми выражениями и пословицами в баснях, показать взаимосвязь моралей басен и пословиц, проинсценировать басни.

Наш проект состоит из четырех основных частей. «Теоретики», «Биограф», «Художники», «Актеры»

3. Личность писателя.

И.А. Крылов –великий русский поэт – баснописец.

Почему мы говорим – «русский»? Почему «великий»?

Сейчас мы более подробно остановимся на биографии Крылова.

Выступление Воробьевой Екатерины « Биография Крылова».

-Давайте попробуем выстроить модель жанра басни.

— Для чего пишут басни? (Чтобы высмеять недостатки людей)

— Из каких частей состоит басня? ( случай из жизни и мораль басни)

— В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских, социальных исторических, бытовых Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой ‑ либо черты характера.

Мы более подробно остановились на приеме иносказания и узнали какие животные характеризуют характер человека!

Выступление Малькова Сергея.

В большинстве случаев образ животного у Ивана Андреевича Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой‑либо социальной группы. Лев ― это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ― придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ― «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы.

Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

Что символизирует муравей и стрекоза?

Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, легкомысленна.

Назовите мораль басни? И что она означает?

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.

Так чему же нас учит басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»?

И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить.

А сейчас давайте отдохнем и вспомним басни, с которыми мы знакомились.

а) « У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим

Но мы истории не пишем»

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час

Так, что голову вскружило ». ( Стрекоза)

г) Кто смеялся над чужой бедой? ( Голубок)

ж) Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню? ( на псарню)

2.Угадать названия басни по морали.

1.Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна… ( Ворона и Лисица)

2.Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. ( Лебедь, Щука и Рак)

Рачёв Евгений Михайлович

Он писал: «Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного — добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек — на зверя или птицу. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую»

Великий русский портретист, живописец, график Валентин Александрович Серов оставил в наследство потомкам множество картин самой разной направленности. С детства Валентин Александрович обожал всякую «животину». Он любил наблюдать за животными, подмечать особенности поведения и сходства с людьми. Художник рисовал их много и охотно, поэтому, когда в 1895 году московский издатель, типограф, предприниматель Анатолий Иванович Мамонтов, предложил ему сделать серию иллюстраций к басням Ивана Крылова, Серов не раздумывал ни секунды.

Художник подолгу размышлял и изучал характеры не только басенных персонажей, но и реальных прототипов – животных. Он часто обращался к своим альбомам с зарисовками. В результате Серову удалось охарактеризовать героев, придать им выпуклость и реальность.

Популярные сейчас иллюстрации французского художника Франсуа Руйе выполнены в стиле детской мультипликации

Иллюстрации яркие, насыщенные красками и позитивные

Знаменитый Александр Дейнеко, иллюстрировал Крылова в своей привычной авангардистской манере.

Каких авторов иллюстрации вам больше всего понравились?

Хотя иллюстрации к басням И.Крылова сделаны разными художниками, они легко
узнаваемы. Мне больше всего понравились иллюстрации российского художника
Рачёва Евгения Михайловича. Они очень яркие и смешные.

В нашем классе проходил творческий конкурс посвященный Году Экологии, ребята выполняли поделки из вторичного сырья. В своих поделках они отразили главных героев басен.

6. Инсценировка басен.

Сейчас наши режиссеры и актеры представят свои басни.

Инсценировка басен: « Ворона и Лисица», «Слон и моська», Квартет.

7. Повторение изученных басен.

Мы с ребятами провели не большое исследование о крылатых выражениях и пословицах. Сейчас мы его представим.

Выступление Вежновец Веры

Пословицы и поговорки определяют духовные ценности общества и личности. Они являются устоявшимся элементом устной народной речи. Мы широко употребляем их в современной речи, не всегда осознавая их авторства.

Иногда трудно определить: пословица ли произошла из басни Крылова, или Крылов прекрасно проиллюстрировал пословицу своей басней. Басни И.А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений. Они заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления, заставляет задуматься над моралью. Давайте посмотрим это на примерах:

Пословицы и поговорки – это высоко нравственный жанр. Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.

Пословицы и поговорки впитали в себя многовековой нравственный опыт народа. Глубоки их исторические корни. Это делает их актуальными в наше время, так как они вводят ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщают к истокам народной культуры.

Что утверждают пословицы и поговорки?

Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.

Ребята давайте поделимся на группы и поработаем в них

3) « Крылатые слова». В волшебной шкатулке находятся крылатые слова.

-Из какой басни слова? ( Стрекоза и муравей)

-Из какой басни слова? ( Зеркало и Обезьяна)

Когда боится трус кого …»

(То думает, что на того

Весь свет глядит глазами.)

-Из какой басни слова? ( Мышь и Крыса)

-Что осуждается в басне? ( трусость)

г) « Когда в товарищах согласья нет…

( На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука)

-Из какой басни эти слова? ( Лебедь, Рак и Щука)

-что осуждается в басне? ( несогласие, разобщенность)

д) « Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»

-Из какой басни слова? (Чиж и Голубь)

-Что осуждается в басне? ( злорадство, не нужно смеяться над чужой бедой)

4.Работа над пословицами.

Прочитайте пословицы. К каким басням их можно отнести?

1.Дружно – не грузно, а врозь- хоть брось.

2.Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.

3.Не рой яму другому- сам в нее попадешь.

(1-если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело)

(2-если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять)

(3-если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой.)

А сейчас давайте не много поиграем!

На карточках обозначены герои басен. На интерактивной доске.

-Какие герои басен здесь зашифрованы.

Учитель достает черный ящик.

-В ящике лежит предмет, при помощи которого можно увидеть, « что там за рожа».

-Зеркало. ( Зеркало и Обезьяна)

-В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.

-Очки ( Мартышка и Очки)

-Виноград ( Лисица и Виноград)

-Сыр. ( Ворона и Лисица)

-Дети должны разыскать их владельцев и сообщить адрес, адресом будут служить название басни.

-Что вам особенно запомнились, понравились? Что нового вы сегодня узнали?

А сейчас снова выберите кружок, который показывает уровень знания вами творчества И.А.Крылова. (красный, желтый, зеленый)

Составить кроссворды по басням

Источник

Познавательное и интересное