Проект по внеурочной деятельности на тему «Русские народные сказки» (1 класс)
специалист в области арт-терапии
МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа»
Проект наш познавательный, творческий.
Участники проекта: дети 7-8 лет, учитель, родители.
Объект: развитие познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Предмет: формирование познавательного интереса к русским народным сказкам.
Продолжительность : долгосрочный (1марта-30апреля)
Познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.
Перед нами были поставлены следующие задачи:
— формировать у детей знания о русских народных сказках.
— воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
— прививать любовь к книге.
— развивать речь, активизировать словарный запас.
— развивать творчество, фантазию, воображение.
— укреплять взаимоотношения с родителями.
Актуальность данного проекта заключается в следующем:
— Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
— Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
— Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.
— Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что — то хорошее.
Предусматривались следующие этапы реализации проекта:
— формулировка цели и задач проекта;
— составление плана реализации проекта «Русские народные сказки»;
— чтение русских народных сказок дома и в школе;
— рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки».
— знакомство с русскими народными сказками в школе и дома;
— просмотр мультфильмов по сказкам;
— чтение стихов про героев сказок;
— инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров;
— рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;
— загадывание загадок по сказкам;
— раскрашивание персонажей сказок;
— выполнение совместной аппликации по сказке «Колобок»;
— изготовление поделок «Любимые герои русских народных сказок»;
— выкладывание сцен из сказок из пазлов;
— выставка книг по русским народным сказкам;
— инсценирование сказки «Колобок» с музыкальным сопровождением;
Проект внеурочной деятельности «Сказки»(1 класс)
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тумановская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза К.И. Молоненкова Вяземского района Смоленской области
исследовательской деятельности творческого объединения
Руководитель: Серова Светлана Владимировна
Данный межпредметный проект проводится в рамках предметных областей:
6 недель. 2 часа – внеаудиторных занятий( парк, актовый зал), 1 час – посещение библиотеки, 2 часа – аудиторных занятий, 1 час- презентация проекта.
Содержание, соответствующее образовательным стандартам.
Устное народное творчество. Сказки как жанр устного народного творчества. Работа с библиотечным фондом. Пересказ произведений (сказок). Использование средств изобразительного искусства для передачи образа героев сказок. Использование компьютера.
Необходимые начальные знания, навыки, умения.
Умение работы с различными источниками информации.
Знания по теме из школьного курса литературного чтения « Устное народное творчество».
Знания из школьного курса окружающего мира «Звери-млекопитающие».
Умение работы со средствами изобразительного искусства.
В результате выполнения проекта обучающиеся должны:
как появилась сказка;
сказка- средство воспитания лучших человеческих качеств;
несколько русских народных сказок;
отличительные черты сказки от других жанров.
пересказать свою любимую сказку,
передать с помощью средств изобразительного искусства образ героя,
найти необходимую книгу в библиотеке
использовать Интернет как источник информации.
Как появились сказки?
почему главными героями сказок являются животные?
для чего придумывали сказки?
в сказках есть правда?
какие животные олицетворяют какие человеческие качества?
План проведения проекта
1. Как появились сказки?
2. Устное народное творчество.
3. Подбор произведений устного народного творчества.
4. Моя любимая сказка.
5. Создание альбома « Моя любимая сказка»
6. Презентация проекта « Сказка».
Номер материала: ДВ-354314
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
специалист в области арт-терапии
Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … стр. 3
2. Виды русских народных сказок … … … … … … … … … … … … … стр. 7
2.1. Русские народные волшебные сказки … … … … … … … … … … стр. 7
2.2. Русские народные бытовые сказки … … … … … … … … … … … стр. 7
2.3. Русские народные сказки о животных … … … … … … … … … … стр. 8
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … стр. 10
Библиографический список … … … … … … … … … … … … … … стр. 11
Приложение 1. Сказки учеников 3 класса … … … … … … … … … … стр. 12
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам … … … … стр. 14
Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали, что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.
Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.
Актуальность работы : сказка помогает ребенку в выборе нравственных ориентиров.
Цель : выяснить, что такое сказка и какие виды сказок бывают, познакомиться с русскими народными сказками.
Гипотеза: народные сказки учат нас добру, мудрости и честности. Они учат нас правильному поведению, уважительному отношению к старшим, не грубить взрослым и помогать друг другу в трудную минуту.
Дать определение сказки.
Установить виды народных сказок.
Дать определение понятий русской народной сказки как жанра устного народного творчества;
Проследить историю возникновения сказок и их типологию.
Сочинить свою сказку.
Знакомство с литературой;
Чтение и изучение русских народных сказок;
Просмотр мультфильмов и сказок;
Рисование героев сказок.
Практическая значимость : расширение представлений младших школьников о сказках, развитие творческих способностей у детей.
История русской народной сказки
Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.
Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.
Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.
Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:
Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
Сказки могут передаваться и через книгу.
Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.
Виды русских народных сказок
Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые. Дадим определение каждому виду.
Русские народные волшебные сказки
Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.
В русских народных сказках мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.
Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.
2.2 Русские народные бытовые сказки
Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.
С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.
Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.
2.3 Русские народные сказки о животных
Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.
Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.
Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.
Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния. Сказки о животных поучительны, познавательны.
Презентация исследовательского проекта по литературному чтению «Русские народные сказки»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Исследовательский проект по литературному чтению Тема: «Русские народные сказки». Автор: Михайлова Алиса ученица 2 «Б» класса МБОУ СОШ№1 г.о. Пущино Руководитель проекта: Соловьева Н.В.
Тема исследования «Русская народная сказка»
Актуальность Я очень люблю слушать сказки. Они волшебные, красивые, страшные, завораживающие… В них много всего «полезного». Мне их рассказывают и читают родители и бабушка с дедушкой, а теперь и я их читаю, сама. Однажды мама рассказала мне сказки, которые ей рассказывала её бабушка. Они отличались от тех, которые я привыкла слышать. И мне стало интересно…
Основополагающие вопросы Для чего нужны русские народные сказки? Чему учат нас русские народные сказки? Как они «дошли» до наших времен? Для чего нам их рассказывают родители?
Цель исследования Определить понятие «русской народной сказки» Систематизировать и углубить знания по теме «Русская народная сказка» Выявить и научиться различать виды русских народных сказок Узнать о основных сказочных героях русской народной сказки Привлечь внимание одноклассников и вызвать у них интерес к русским народным сказкам
Исследовательские задачи Узнать историю возникновения русских народных сказок Изучить виды народных сказок Подобрать русские пословицы и поговорки к народным сказкам Сделать презентацию своей работы
План исследования Что такое сказка? Какие виды сказок существуют? Каковы особенности разных видов русских народных сказок? Композиция сказки. Отличительные черты русской народной сказки Могут ли герои сказок помочь в трудной ситуации? Нужна ли сказка в современном мире? Смогу ли я написать свою сказку?
Методы исследования Изучение литературы по данному вопросу (поиск и чтение русских народных сказок) Сравнение, анализ и синтез материала Анкетирование одноклассников Опрос одноклассников Литературный эксперимент
Что такое «сказка» Сказка проходит через все наше детство, через всю нашу жизнь. Вы даже не представляете как много вы знаете сказок… В народе говорили: «Скоро сказка сказывается….» – отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. Если подобрать к слову однокоренные слова, то получим ряд слов, который раскроет нам его смысл: сказка- сказывать-рассказывать. То есть сказка- это то, что рассказывается, это устный рассказ о чём либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.
Сказка – это… Жанр устного народного творчества с вымышленным сюжетом и героями; Волшебный мир, который показывает нам как хорошо быть добрым и честным; Вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Это мостик в детство для каждого из вас
Когда же возникли русские народные сказки? Возникли они более 1000 лет назад и передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и от отца к сыну, от бабушки к внуку… Поэтому их принято считать жанром устного народного творчества.
Что особенного в волшебных сказках? изобилие чудес (чудовища, волшебные чудесные предметы) положительные и отрицательные герои столкновение (борьба) героев с волшебной силой волшебные свойства предметов (яблоко, кольцо, стрела, ковёр самолет и многие другие) обычные люди и волшебные (вымышленные) персонажи
Что особенного в бытовых сказках? воспроизведение обыденной жизни (описаны нелепые, смешные, странные события) отсутствие фантастики (описаны события из жизни, реальные герои) герой хитёр, удачлив (муж, жена, купец, барин, поп и др. реальные конфликты(порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит жадности, злобе, зависти) герой благороден (бывалый солдат и др.)
Что особенного в сказка о животных? ясность оценки героев традиционные герои (лиса всегда хитрая, волк глупый и жадный, заяц трусливый) перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы быстродействие Олицетворение (животные разговаривают и ведут себя как люди)
Законы «сказочного мира» Одушевление предметов и явлений природы. Образы, наделённые необыкновенными свойствами. Чудесные обращения и превращения. Преувеличение качеств характера, свойств, силы, могущества.
Выводы Мир сказок разнообразен Добрые герои всегда побеждают Злые герои всегда «расплачиваются» за свои поступки В сказке показаны добро и зло, жадность и щедрость, трудолюбие и леность… Сказки через поступки персонажей учат нас быть добрыми, вежливыми, милосердными, а значит из сказок можно извлекать жизненные уроки и правила поведения, приобретать жизненный опыт.
Продукт исследования Лэпбук «Русская народная сказка»
Желаем творческих успехов!
Номер материала: ДБ-199761
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект «Сказки пишем сами» (1 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Область исследования: Русский язык; Литературное чтение.
Цели проекта: Научить ребёнка думать, оценивать свои поступки; Усваивать этические нормы; Развивать речевые умения, творческие способности, память, внимание; Обогащать жизненный опыт, понимание самого себя; Воспитывать интерес к литературному творчеству и чтению.
Обоснование проекта Сказка-повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. С.И. Ожегов.
Для ребёнка сказка – это возможность научиться думать, оценивать свои поступки, усваивать этические нормы, развивать память, речь, мышление, внимание, любопытство, обогащение жизненного опыта, развитие воображения, понимание самого себя.
Описание сущности системы: Придумать для сказки концовку Цель задания: развить эмоциональное отношение к сочиняемому, передача эмоций в речи. Конкурс разных вариантов окончания сказки.
Сочинение по сериям картинок Цель задания: помочь увидеть красочность, яркость созданных образов; формировать умение правильно подбирать глаголы, прилагательные для характеристики персонажей.
Коллективное сочинение Работа над сказкой по методу контрольных вопросов Инсценировка Цель задания: активизация творческого отношения к слову.
Сказка о конкретном персонаже Сказка по заданной теме Сказка на свободную тему
Мы работали над: Коллективной сказкой «Органы чувств» Сказка на свободную тему «Маслёнок и сыроежка», «Отважный Пушок», «Храбрый муравей»,»Три поросёнка», «Принцесса и мышонок»
В результате работы над проектом выяснили, что литературно-творческая деятельность раскрывает личность каждого ученика. У школьников увеличился словарный запас, появляется желание узнать значение непонятных слов и употреблять их в речи; речь становится развёрнутой, осмысленной и эмоциональной; ребята чувствуют себя взрослее.
Спасибо за внимание.
Номер материала: ДВ-227586
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.