Проект фразеологизмы в русских народных сказках

Сказки

Фразеологизмы в русских народных сказках

Секция: Социально-гуманитарные и экономические науки.

Фразеологизмы в русских народных сказках

Выполнила: Гукайло Анастасия, ученица 3 класса «А»
МАОУ СОШ №1
Руководитель: Новицкая Инна Дмитриевна
учитель начальных классов

Проблема: недостаточное понимание изучаемых текстов, неточное использование фразеологизмов в устной речи.
Гипотеза: предположим, если я и мои одноклассники будем знать смысл таких выражений, то сможем правильно применять их в собственной речи, кроме того, увеличится наш словарный запас, а также нам легче будет понимать разные тексты.
Я составила план работы над проектом:
Изучить историю возникновения фразеологизмов.
Провести анкетирование среди взрослых и учащихся.
Выявить часто употребляемые фразеологизмы.
Выяснить необходимость использования фразеологизмов в современной речи.
Обобщить наблюдения, сделать выводы.
Я надеюсь, что данное исследование заинтересует ребят и поможет им увидеть богатство и разнообразие русского языка его яркость и образность.

Использование фразеологизмов в русских народных сказках
№ п/п
Название произведения
Обнаруженные фразеологизмы
Кол-во фраз.-ов

1
« Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
За тридевять земель, в тридесятом царстве.
Хлеб-соль.
Близко ли, далеко ли.
3

4
« Лиса и медведь»
Всё как есть рукой сымет.
Это твоих рук дело.
Все про случай берег.
Хочешь со свету сжить.
4

5
« Финист – ясный сокол»
Красавица писаная.
Тридевять земель.
Добра наживали.
3

6
«Лиса и журавль»
Не солоно хлебавши
1

7
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»
Служил верой и правдой
1

8
«Иван царевич и Серый волк»
Пустился наутёк.
Глаз не смыкал.
По белу свету.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
Служить верой-правдой.
С пустыми руками.
6

9
«Медведь- половинщик»
Ударили по рукам.
Справили дело.
Уговор лучше денег.
Умаялся, упарился.
Коли голодать, так лучше на боку лежать.
5

10
«Привередница»
Души не чаяли.
В одно ухо впускала, а в другое выпускала.
Вынь да положь.
Голодному и ржаной хлеб за пряник.

Эта работа оказалась очень интересной для меня и, с помощью родителей, я подготовила презентацию для своих одноклассников, чтобы показать насколько богаты русские сказки фразеологизмами.

3.4. Результаты анкетирования и интервью
Изучив данные произведения, я выяснила, что фразеологизмы в них встречаются достаточно часто. Тогда мне стало интересно узнать значение выражений, которые я раньше не встречала, и знают ли значение фразеологизмов мои сверстники и взрослые, употребляют ли их в своей речи. Для этого я провела анкетирование среди своих одноклассников в количестве 19 человек и анкетирование взрослых в количестве 11 человек. В анкете нужно было ответить:
— знаете ли вы что такое фразеологизмы;
— часто ли вы сталкиваетесь с ними в книгах;
— дописать фразеологизмы, выбрав нужное слово;
— дать определение некоторым фразеологизмам одним словом;
— привести несколько примеров.
С помощью моих родителей и учителя я проанализировала данные анкет. Нами были выбраны следующие критерии оценки (Приложение1, 2).
Получились такие результаты:

Таким образом, в ходе исследования я, проанализировав русские народные сказки, источники возникновения фразеологизмов. Проведя опросы среди учащихся и взрослых, проанализировав результаты анкет и интервью, пришла к следующим выводам:
1. В русских народных сказках фразеологизмы встречаются часто.
2. Большинство русских фразеологизмов возникли из повседневной жизни человека, его бытовых забот, из речи ремесленников. Также сами сказки стали источником возникновения фразеологизмов.
3. Дети в основном понимают значение фразеологизмов, но выборочно. Объяснить значение всех фразеологизмов, предложенных в анкете, не смог никто из опрошенных ребят. Взрослые хорошо владеют фразеологизмами и употребляют их в повседневной жизни.
Таким образом, моё предположение о том, что если мы будем знать смысл часто употребляемых фразеологизмов, то сможем правильно применять их в речи, увеличится наш словарный запас, а также облегчится понимание различных текстов, было правильным.
И в заключение хотелось бы сказать, что после проведенной работы я стала больше вслушиваться в речь разных людей, обращать внимание на употребление ими таких выражений. У меня самой появился интерес к нашему языку. Что ещё необычного и непонятного он в себе таит? Ведь наверняка у него ещё много тайн, которые я и мои сверстники могли бы раскрыть.

Список используемой литературы:

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215

Материалы по теме

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Проект Фразеологизмы в русских народных сказках 5 класс по литературе

Фразеологизмы в русских народных сказках.

Выполнила: ученица 5 класса «А»
МБОУ СОШ №2
Кузнецова София
МБОУ «Инсарская СОШ №2»
Руководитель: Авдонькина И.П. –
учитель русского языка и литературы

Актуальность темы исследования

Цель работы – проанализировать русские народные сказки, выявить фразеологизмы и их смысловую нагрузку, определить уровень понимания фразеологизмов моими сверстниками.

Изучить русские народные сказки.
Провести опрос среди учащихся.
Проанализировать.
Обобщить наблюдения, сделать выводы.

1.3. Предмет и объект исследования

Объектом исследования стали фразеологизмы в русских народных сказках.

Предметом исследования – смысл и источники возникновения фразеологизмов.
1.4. Методы исследования
Цель и задачи определили выбор способов исследования.
Сначала необходимо определить, что такое фразеологизмы, установить их виды, источники возникновения.
Затем необходимо изучить русские народные сказки, провести анализ – какие фразеологизмы встречаются в сказках, какую информацию несут.
Провести социальный опрос среди своих сверстников по данной теме.

Фразеологизмы в русских народных сказках.

1
« Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
За тридевять земель, в тридесятом царстве.
Хлеб-соль.
Близко ли, далеко ли.
3

2
« Два брата»
Рука не дрогнула.
Ни жив, ни мертв.
С ума спятил.
3

3
« Сказка о купце Семигоре, дочке его Настеньке и Иване Беглом»
Глазам не верит.
1

4
« Про глупого змея и умного солдата»
Ни ответа, ни привета.
Век вековать.
Как в воду канул.
Спуска не даст.
4

5
« Лиса и волк»
Пустился наутек
1

6
« Финист – ясный сокол»
Красавица писаная.
Тридевять земель.
Добра наживали.
3

« Иван, вдовий сын»
Пеняй на себя.
Сердце замерло.
Пир на весь мир.
3

8
«Лиса и журавль»
Несолоно хлебавши
1

9
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»
Служил верой и правдой
1

10
«Иван царевич и Серый волк»
Пустился наутёк.
Глаз не смыкал.
По белу свету.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
Служить верой-правдой.
С пустыми руками.
Живая и мёртвая вода.
7

Читайте также:  Рассказ на английском языке с переводом про канаду на английском языке

Всего прочитано сказок: 10
Всего встретилось фразеологизмов: 27

Чтение русских народных сказок не только доставило мне большое удовольствие, но и самое главное, я поняла, что русский язык – это «живой организм», красивый и удивительный. Он со временем меняется, как изменяемся и мы. Слова и выражения, известные нашим бабушкам и дедушкам, уже неизвестны нам или мало понятны, и, наоборот, современные слова и выражения, понятные нам, удивляют бабушек и дедушек, иногда даже родителей. Так, со временем, исчезают и некоторые фразеологизмы, а также появляются новые, которые для наших потомков станут историей.

Изучение фразеологизмов:
Позволяет не только решать языковые задачи, но и воспитывать любознательность ребят.
Работа с фразеологизмами нравственного плана, содержащих характеристику личности, полезна в воспитательных целях.
Некоторые фразеологизмы могут нам поведать об обычаях Руси языческих времен, особенностях быта и ремесла.
Фразеологизмы родного языка – это не только путь обогащения словаря учащихся, формирования образности речи, но и средство расширения их кругозора, накопления внеязыковой информации.
Работа с фразеологизмами обращает учащихся непосредственно к языку, возбуждая интерес к нему, развивая речь.
В ходе толкования фразеологизма путем логических рассуждений поясняя его смысл, учитель включает учащегося в активную умственную деятельность, заставляя задумываться над значением слов и выражений, и тем самым повышает уровень его мыслительной способности.

И в заключении хотелось бы сказать, что фразеологизмы – это богатство русского языка. Они довольно хорошо изучены. Фразеологический фонд языка ценнейший источник сведений о культуре и менталитете народа, в них как бы законсервированы представления народа о мифах, обычаях, обрядах, привычках, морали, поведении.

После проведенной работы я стала больше вслушиваться в речь разных людей, обращать внимание на употребление ими красивых устойчивых выражений в своей речи, на правильность этого употребления.
Я думаю, что эта работа принесёт мне большую пользу и опыт в изучении родного языка, и, конечно, в жизни.

Источник

Сказочные фразеологизмы Часть 2

Продолжим знакомство с фразеологизмами, пришедшими в наш обиход из сказок и басен. И начнем с двух известных мифических персонажей — Бабы Яги и Кощея Бессмертного.

В русских народных сказках Баба Яга выступает в роли безобразной и злой старухи-колдуньи, разъезжающей по всему свету в ступе и заметающей следы помелом. ПМЖ Яги — избушка на курьих ножках, стоящая в глухом лесу, что находится в тридесятом царстве за рекой Смородиной.

Чаще Баба Яга является злым сказочным персонажем, но иногда она помогает добрым молодцам, которые сильны духом, не выказывают страха перед ней, уверенно идут к намеченной цели.

В характере старухи присутствует непостоянство: зачастую она бывает заодно с Кощеем Бессмертным, но, тем не менее, выдаёт тайну его бессмертия Ивану-царевичу.

Двойственность натуры Бабы Яги, как считают исследователи древней мифологии, связана с обязанностями жриц, которые проводили обряд инициации подростков. В сказках она сажает детей на лопату, чтобы зажарить их и съесть, но те всегда убегают или она сама отпускает их. А скольких молодцев она спасала, давая им волшебные атрибуты, помогающие достичь желаемого!

В наши дни тонкости образа Бабы Яги потеряны и её именем называют безобразных внешне и злых женщин. Хотя, если смотреть глубже в людскую сущность, каким бы злым человек не был, в нём теплятся и порой проявляются добрые качества.

Кощей Бессмертный — персонаж славянской мифологии и волшебных сказок, представляется как безобразно худой старик, любящий красть красавиц и драгоценности. Он — мастер перевоплощения и колдовства.

Живёт там, где всегда сумеречно и ничего живого нет. Некоторые исследователи считают, что прообразом Кощея был языческий бог Карачун, владыка Подземного царства.

Как Баба Яга в современной речи потеряла свой сказочный колорит, так и Кощеем Бессмертным в наше время называют очень худого, высокого мужчину. А если припомнить прихоти мифического Кощея, то его именем следует называть лишь жадных, худых стариков, увлекающихся молоденькими девушками.

Много авторских фразеологизмов пришло из сказок А. С. Пушкина. Кроме того в его сказках много фразеологизмов, позаимствованных из русских народных сказок. Напомню лишь некоторые из них.

Всем известная «Сказка о рыбаке и рыбке» подарила нам такие известные выражения: «у разбитого корыта», «золотая рыбка». Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто.

«Остался у разбитого корыта», — так сейчас говорят, когда из-за жадности, отсутствия чувства меры, самонадеянности человек теряет то, что имел, или терпит неудачу. Иногда о мнимой, нереальной перспективе иронически скажут: «золотая рыбка».

В «Сказке о царе Салтане» завистливые сёстры царицы характеризуют родившегося у неё ребёнка: «…не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка». В наши дни так говорят о каком-либо нелепого вида существе или о персонаже выдуманной истории.

Из той же сказки пришли фразеологизмы: «кабы я была царица…» (таким образом напоминают человеку, что он не всемогущ); «во лбу звезда горит» (так могут сказать о прыщике или синяке посередине лба).

Из поэмы «Руслан и Людмила» вышли фразеологизмы: «там русский дух, там Русью пахнет»; «дела давно минувших дней». Второе выражение используется в речи, когда хотят сказать о событиях, давно происшедших и уже забытых. И по сей день употребляются такие выражения из «Сказки о золотом петушке»: «я, конечно, обещал, но всему же есть граница»; «сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Рассмотрим ещё несколько интересных фразеологизмов, например, такой — «шут гороховый». У паяцев Древнего Рима обязательной принадлежностью был бычий пузырь, в который насыпали горох. В Средние века шуты в театрах били такой погремушкой других артистов, а порой и зрителей.

Эта традиция дошла до Руси, и тогда скоморохи начали украшать себя гороховой соломой. Так и появилось выражение «шут гороховый».

В наше время так говорят о человеке несуразной внешности, о его неадекватном, смешном поведении, то есть когда человек является посмешищем в глазах окружающих. Также это выражение может иметь презрительный смысл. Если во время серьёзной беседы один из её участников чрезмерно паясничает, иронизирует, то в его адрес будет сказано: «Шут гороховый!»

Читайте также:  Рассказ маленький солдат основная мысль

Фразеологизм «лягушка-путешественница» пришёл из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» — так говорят про незадачливого любителя путешествий, который часто попадает в неприятности. Иногда по-доброму о любительнице странствий, уже немолодой, но достаточно мобильной женщине, могут сказать: «Наша ты лягушка-путешественница».

Интересен фразеологизм «таскать каштаны из огня» — то есть работать на пользу другого, в ущерб своим интересам. Впервые это выражение употребил французский баснописец Жан Лафонт в басне «Обезьяна и Кот», в которой Обезьяна заставляет Кота таскать каштаны из огня. Обезьяна поедает поджаренные каштаны, Кот ничего не получает да ещё и обжигает себе лапы.

И в завершение — о кошке, которая гуляла сама по себе. Выражение появилось благодаря сказке английского писателя Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе».

В этой сказке кошка хвалится, что она, в отличие от других животных, которых приручил человек, свободна и гуляет сама по себе. Но при этом она не отказывается от еды и крова, которые ей даёт человек.

В современной речи так иронически говорят об индивидуалисте, дорожащем своей свободой и ведущем себя вызывающе независимо.

Источник

Научно-исследовательский проект «Фразеологизмы»

Научно-исследовательский проект
«Фразеологизмы»

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку.
И верёвку, и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде!
Ю.Коринец

На уроках русского языка мы познакомились с некоторыми русскими фразеологизмами. Меня заинтересовала эта тема. Я решил больше узнать о таких устойчивых сочетаниях, их значении, происхождении, появлении фразеологизмов в русском языке.

Была поставлена следующая цель: изучение происхождения и значения некоторых фразеологизмов

Для достижения цели были определены задачи:
изучить теоретические сведения о фразеологизмах;
узнать историю происхождения некоторых фразеологизмов;
узнать значения наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов;
создать фразеологический словарь значений и происхождения наиболее часто употребляющихся в речи фразеологизмов;
разработать и подобрать интересные задания для школьников

Гипотеза исследования: в жизни мы очень часто сталкиваемся с фразеологизмами. Иногда они помогают четко выразить мысль, придают речи образность. А иногда затрудняют общение, потому, что не всегда и не всем понятен их смысл. Я предположил, что значение крылатых выражений связано с их происхождением. Узнав о происхождении и значении различных фразеологизмов, я смогу открыть неизвестные мне страницы истории языка.

Методы:
— поисковый (работа с информационными источниками: книгами, Интернетом);
— аналитический (наблюдение, анализ информации, обобщение данных);
— творческий (создание собственного проекта).

Происхождение фразеологизмов в русском языке
По происхождению фразеологизмы русского языка делятся на исконно русские и заимствованные.

Целый ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями, традициями и верованиями древних славян. К ним относятся:

1)суеверные представления наших предков, например: черная кошка дорогу перебежала (произошла ссора, размолвка между кем-либо); ни пуха ни пера (пожелание кому-либо удачи, успеха в каком-либо деле) – первоначально: пожелание удачи охотнику, отправляющемуся на охоту, высказанное в отрицательной форме, чтобы не «сглазить», если пожелать прямо удачи;

2) игры и развлечения, например: играть в бирюльки (заниматься пустяками, даром, попусту тратить время); от названия старинной игры, заключавшейся в том, что из беспорядочно разбросанных бирюлек (крошечных веснушек ) нужно было вытащить маленьким крючком одну за другой бирюльки, но так, чтобы не задеть остальных; заткнуть за пояс ( превзойти в чем-либо); ни в зуб ногой ( совершенно ничего не знать, не понимать );

3) древние обычаи наказания преступников, например: укоротить язык (заставить кого-либо поменьше болтать, разговаривать, быть менее дерзким); на лбу написано (достаточно заметно); детали русского быта, например: выносить сор из избы (разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близкими); легок на помине (появляется в тот момент, когда о нем думают или говорят).

Практическая работа
Я заметил, что многие фразеологизмы в русском языке связаны с частями тела. Я подобрал такие группы слов и составил небольшой словарик.

Мы разработали несколько интересных заданий для школьников, которые можно использовать на уроках или занятиях.
В интернете я нашел интересную загадку: Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают, они есть у стен и порой за ними трещит… Конечно, это уши!Я решил попробовать составить такие загадки, используя фразеологизмы:

Их могут волочить, в них нет правды, они могут гудеть, чёрт её сломит, они заплетаются (ноги)

Он полон хлопот, в него можно набрать воды, в нём бывает каша (рот)

На них бывает молоко не обсохло, их надувают, она не дура (губа)

Они могут быть на мокром месте, они разбегаются, в них можно пускать пыль, их можно вылупить и выплакать. (глаза)

«Найди пару» фразеологизмы с противоположным значением:

бежать, высунув язык – двигаться малым ходом
язык заплетается – язык хорошо подвешен
желторотый птенец – стреляный воробей
за тридевять земель – рукой подать
держать ухо востро – витать в облаках
прикусить язык – распустить язык

Распределить фразеологизмы на группы, согласно их значению (фразеологизмы с близким значением)
Ворон считать, вертеться как белка в колесе, не покладая рук, гонять лодыря, плевать в потолок, лежать на боку, сложа руки, бить баклуши, валять дурака, не ударить в грязь лицом, в поте лица, ломать спину, через пень – колоду, тянуть лямку. (трудиться – бездельничать)

Воды в рот набрать, держать язык за зубами, точить лясы, держать язык на привязи, распустить язык проглотить язык, чесать языком. (молчать – болтать)

Сломя голову, нога за ногу, как угорелый, во все лопатки, в час по чайной ложке, тянуть резину, только пятки засверкали, во весь дух, тянуть кота за хвост. (быстро – медленно)

Фразеологизмы в английском языке
Я думаю, что люди, изучающие русский язык как иностранный, испытывают трудности в понимании таких сочетаний, т.к. фразеологизмы связаны с историей, культурой, традициями России.
Я предположил, что в других языках тоже есть такие выражения. Мы обратились к нашему учителю английского языка Елене Александровне, а также я поискал информацию в Интернете. В английском языке тоже есть устойчивые выражения. Смысл многих из них нам, изучающим язык, без специальной подготовки тоже не всегда понятен.
Некоторые из них похожи по смыслу на русские, но дословный перевод нас может удивить:
Мы говорим: Быть у кого-либо под каблуком
В английском языке есть выражение с тем же смыслом:
To be under someone’s thumb, но дословный перевод: быть под чьим-либо большим пальцем

Читайте также:  Рассказ про масленицу для детей 2 класса

У нас: дождь льёт, как из ведра, в английском: It rains cats and dogs. (Дождь льёт кошками и собаками).

Мы говорим: В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Англичане: You can’t teach an old dog new triks. (Нельзя научить старую собаку новым трюкам)

Многие выражения нельзя просто перевести на русский язык, не зная их точного значения. В таком случае они нам будут непонятны.

Например, выражение: wear the trousers, дословно переводится: носить брюки, а означает оно – верховодить (быть главой) в семье

У нас есть выражение: за деньги не купишь, а в английском языке money talks – деньги решают всё.

Во фразеологизмах находит отражение история народа, своеобразие его культуры и быта. Изучение фразеологизмов во многом помогает понять культуру и быт народов, освоить иностранный язык.

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемНаталья Молоканова

Похожие презентации

Презентация на тему: » В большинстве своем, русские фразеологизмы пришли к нам из глубины веков. Созданные народной мудростью, рожденные в сказках, поговорках или пословицах,» — Транскрипт:

2 В большинстве своем, русские фразеологизмы пришли к нам из глубины веков. Созданные народной мудростью, рожденные в сказках, поговорках или пословицах, они помогают точнее выразить мысль, придают речи эмоциональную окраску. Они позволяют в нескольких коротких, но точных словах выразить всю гамму чувств, эмоций, передать личное отношение.

3 Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, норы выкапывают в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды.

4 Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежде, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьёзно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

5 Более трех веков назад по приказу царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого, напротив коломенского дворца был установлен длинный ящик, в который каждый желающий мог положить послание царю с пожеланиями или жалобами.

6 Урна быстро наполнялась, однако решения по волнующим население вопросам либо не выносились вовсе, либо ждать их приходилось очень долго. Поэтому в народе ящик стали называть не «длинным», а «долгим».

7 Даже у самых невинных и часто употребляемых в нашей речи выражений бывает история страшная и жестокая. Говоря: «У него на лбу написано», мы подразумеваем: «Всё ясно по выражению лица».

8 А пошло это выражение от зверского обычая клеймить лицо или лоб беглых крестьян, воров, раскалённым железом, оставляя неизгладимые уродливые знаки. Таким образом, у этих несчастных и в самом деле всегда было на лбу написано их горькое прошлое.

9 В наши дни каша – самая обычная еда. А раньше это слово имело ещё один смысл: свадебный пир. В истории сохранились предания о свадьбе Дмитрия Донского. Принято было устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу. В конце концов, кашу устроили между 2 городами – в Коломне.

10 От этих хлопотливых каш, в которые втягивался порой весь город, и родилось выражение заваривать кашу (то есть затеять сложное, а иногда и неприятное дело). Итак, сначала слово каша употребляли в значении «званый обед», «свадьба», а позднее «суматоха», «беспорядок».

11 В старину в некоторых местностях колом называлась полоса пахотной земли шириной в две сажени (около 4,5 метра). Не иметь кола значило « не иметь и маленького клочка земли». Выражение «ни кола ни двора» означает наивысшую степень бедности.

12 Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей.

13 В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирки и называли носами.

14 Перемывать косточки является синонимом глаголов сплетничать, судачить, злословить о ком-либо. А причём здесь косточки? Если не боитесь, то слушайте. Оказывается, этот оборот связан с существовавшим в древности у славян обрядом вторичного захоронения.

15 Через несколько лет после похорон для очищения души умершего от грехов и снятия с него заклятия выкопанные останки (то есть кости) перемывались. Таким образом, выражение перемыть косточки первоначально имело самый прямой смысл и только со временем было переосмыслено.

16 В наше время эти слова кажутся безобидными. А было время, когда выражение шиворот-навыворот связывалось с позорным наказанием. Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу.

17 Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали тем, что заставляли надевать по- шутовски вывороченную наизнанку шубу, сажали на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы. Впоследствии шиворот- навыворот стало означать: сделать или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать.

18 В старину соль была дорогим продуктом. Возить её приходилось издалека, а дороги были плохие, налоги на соль высокие. Сейчас мы солим пищу во время приготовления. Но совсем не так делали в старину. Тогда варили, пекли без соли, а солили уже за столом. Часто хозяин солил пищу сам, своей рукой.

19 Порой он так старался выразить свое почтение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А гостю, сидевшему в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе. Значит, одному пересаливали, а другой уходил несолоно хлебавши.

Источник

Познавательное и интересное