Проект глаголы в сказке пушкина о золотой рыбке

Сказки

Проект «Сказка о рыбаке и рыбке»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект
по русскому языку на тему:

Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Выполнил: ученик 4 «а» класса
Бражников Никита.
Проверил: учитель Санжаровская О.М.

1.Определить какие имена прилагательные автор употребляет в сказке;

2.Определить имена прилагательные, употребленные в переносном
значение;

3.Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать
синонимы и антонимы.

В 1830­е годы Пушкин начинает писать
сказки для детей : «Сказку о рыбаке рыбке»
(1833), «Сказку о золотом петушке» (1834),
«Сказку о царе Салтане…» (1831) и др.
За сказочными образами, за волшебными
сюжетами, за происходящими чудесами и преображениями героев прочитываются и более глубокие проблемы и темы.
Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм. Пушкин легко и свободно заменил западноевропейский колорит народным русским.
« Сказка о рыбаке и рыбке » впервые напечатана в 1835
году в журнале «Библиотека для чтения».
— написана 14 октября 1833 года.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Сначала я прочитал сказку и нашел какие имена прилагательные использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке».

Потом я выписал имена прилагательные, которые употребляются чаще всего.

ветхая новое чёрная
вольная ласковое заморские синее царские золотая дорогой

Затем назвал имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с этими именами прилагательными?

Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания.

Проверка
Синее море, ветхая землянка,
разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба; кирпичная, белёная труба; дубовые, тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

Задание 4.
К именам прилагательным подобрал антонимы.

Имена прилагательные в переносном значении
Сердитые (волны) – ………..
Золотая (рыбка) – ……..
Чёрная (буря) – ………..
(Пряник) печатный – ………
Чёрная крестьянка – …………
Прямой простофиля – …………

Проверка
Сердитые (волны) – очень высокие волны
Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй
Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море
(Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами
Чёрная крестьянка – бедная крестьянка
Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный

Устаревшие имена
существительные
Ветхая землянка
Владычица
Душегрейка
Заморский
Землянка
Корыто
Парчовая кичка на маковке
Печатный пряник
Столбовая дворянка
Тесовые вороты
Черная крестьянка

Значение устаревших словосочетаний.
Ветхая землянка – разрушающаяся, пришедшая в негодность
Владычица – повелительница
Душегрейка- старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов
Заморский- привезенный из-за моря, заграницы

Землянка- жилье, вырытое в земле
Корыто- большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна

Парчовая кичка на маковке – старинный женский головной убор из парчи на голове
Печатный пряник- пряник с выдавленными узорами, знаками
Столбовая дворянка- потомственная дворянка
Тесовые вороты- ворота, сделанные из тонких обработанных досок
Черная крестьянка- простая непривилегированная крестьянка

Подумай.
Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов?

Ответ:
Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер ( характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)

Какова роль прилагательных в речи?

Мы заметили, что особую красоту придают прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Творческий проект по русскому языку «Сказка о рыбаке и рыбке»

Творческий проект по русскому языку в 4 классе

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Русятинская основная общеобразовательная школа»

ВЫПОЛНИЛА: учащаяся 4 класса Уфимцева Дарья

ПРОВЕРИЛА: Газдиева Ф.А-В.

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин

(26 мая [6 июня] 1799, Москва —

29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург)

русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

Пушкин в своем творчестве, являющемся художественной энциклопедией российской действительности, затронул коренные общественные проблемы своего времени: самодержавие и народ, личность и государство, трагическое одиночество передовой дворянской интеллигенции Золотого века.

Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.

Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный), P., Ст. Арз. (Старый Арзамасец), А. Б.

Жена: Гончарова Наталья Николаевна (1831-1837 гг.)

Родители: Надежда Осиповна Пушкина

Дети: Наталья Александровна Пушкина, Григорий Александрович Пушкин, Мария Александровна Гартунг

Внешность

Рост А. С. Пушкина составлял 2 аршина 5 вершков с половиной (он замерен художником Григорием Чернецовым 15 апреля 1832 года). Это 166,7 см, что на то время было для мужчины немало (рост жены Пушкина составлял 173 см). О внешности Пушкина у современников сложились различные мнения. В бо́льшей степени они зависят от отношения к нему. В общепринятом понимании Пушкина никто не называл красивым, однако многие отмечали, что черты его лица делались прекрасными, когда становились отражением его одухотворённости. М. В. Юзефович особенно обращал внимание на глаза Пушкина, «в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе». Л. П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора, так описывает его:

Читайте также:  Поделка к сказке петушок и бобовое зернышко

«Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться…»

«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — сказка Александра Сергеевича Пушкина. Написана 2 (14) октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть помета: «18 песнь сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.

Старик с женой живут у моря. Старик добывает пропитание рыбной ловлей, и однажды в его сети попадается необычная золотая рыбка, способная говорить человеческим языком. Она обещает любой выкуп и просит отпустить её в море, но старик отпускает рыбку, не прося награды. Возвратившись домой, он рассказывает жене о произошедшем. Обругав мужа, она заставляет его вернуться к морю, позвать рыбку и попросить хотя бы новое корыто вместо разбитого. У моря старик зовёт рыбку, которая появляется и обещает исполнить его желание, говоря: «Не печалься, ступай себе с Богом».

Возвратившись домой, он видит у жены новое корыто. Однако аппетиты старухи всё возрастают — она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя для обоих, а потом только для себя, всё больше и больше: получить новую избу; быть столбовой дворянкой; быть «вольною царицей».

Море, к которому приходит старик, постепенно меняется от спокойного ко штормящему. Отношение старухи к старику всё ухудшается: сначала она только бранит его, потом, став дворянкой, посылает на конюшню, а став царицей, выгоняет. Под конец она призывает мужа обратно и требует, чтобы рыбка сделала её «владычицей морскою», причём сама рыбка должна стать у неё в услужении. Рыбка не отвечает на просьбу старика, а когда он возвращается домой, то видит старуху, сидящую перед старой землянкой у старого разбитого корыта.

В русскую культуру вошла поговорка «остаться у разбитого корыта» — то есть, погнаться за бо́льшим, а остаться ни с чем.

Театрально-музыкальные и экранизированные постановки

В 1937 году на студии «Мосфильм» был снят цветной (по методу Павла Мершина) кукольный мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор сценария и режиссёр-постановщик — Александр Птушко.

В 1950 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Михаила Вольпина выпустили рисованный мультипликационный фильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Михаил Цехановский, композитор — Юрий Левитин.

В фильме «После дождичка в четверг» (1986) Иван-царевич и Иван-подкидыш разыгрывают перед Кощеем кукольное представление этой сказки.

В 1997 году в Санкт-Петербургском драматическом театре «Патриот» РОСТО был поставлен музыкальный спектакль по мотивам сказки (постановка Геннадия Егорова).

В 1998 году театром кукол Московского Городского Дворца детского (юношеского) творчества был поставлен спектакль-опера «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Елена Плотникова, композитор — Елена Могилевская.

В 2002 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Наталии Дабижи вышел мультипликационный фильм «О рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Наталия Дабижа, композитор — Геннадий Гладков.

Задание 1. Прочитайте сказку. Выпиши имена прилагательные, которые чаще всего использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»

ЗАДАНИЕ 2. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запиши составленные словосочетания.

………….. море, ………..…. землянка, …..………. корыто, …………….. трава, …………… рыбка, ………….….. слово, ……………….……. голос, …………..…….. чудо, …………………… корыто, ……………….. баба, ………………. труба, ……………………… вороты, ………… крестьянка, ………………… дворянка, ……………. душегрейка, ………………. кичка, …………….. перстни, …………..…… сапожки, ……………..…. слуги, …………………. царица, ……..………… царство, ……………..…. пряник, ……………..………. вины, …………….….. стража, …………….. невежа, ……………….. палаты, ……………. владычица, …………….. буря, …………….. волны.

ЗАДАНИЕ 3. Выпишите из сказки 3 словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении.

ЗАДАНИЕ 4. Подберите к данным именам прилагательным синонимы:

Источник

Учебный проект по сказке Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Участники: группа учеников 4 «В» класса Руководитель: Фильчук М.Ю..

Введение Количество часов, отводимых учебным планом на изучение сказок А.С. Пушкина, ничтожно мало. За время чтения и анализа сказок ученики недостаточно усваивают трудные понятия, встречающие в сказках, а именно старинные слова и их значения, названия и виды одежды XVIII века, построек и строений XVIII века, существующих в то время традиций, обрядов, праздников.

Цель исследовательской работы Выявить особенности сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Привлечь внимание детей к языку образов, к представлению об окружающем мире, пробудить интерес к чтению сказки. Представить свои исследования в разнообразной форме (в виде печатных работ, презентации), позволяющей использовать эти материалы в учебной деятельности в начальной школе

Задачи Изучить знакомый литературный материал с позиции поставленной цели перед каждой группой в отдельности Изучить необходимый справочный материал Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихся Провести анализ набранного материала, систематизировать его Представить результаты работы в виде сообщения, докладов Презентовать оформленный материал перед классом, на внеурочном школьном мероприятии

Практическая значимость исследования Данную работу можно использовать в виде презентации на уроках литературного чтения.

Читайте также:  Сказки немецких писателей картинки

План работы над проектом Постановка проблемы Деление на группы Обозначение целей, задач для каждой группы Первичный сбор информации по темам групп Обработка собранного материала, систематизация Отчет о проделанной работе каждой группы Проведение предзащиты проекта Оформление печатных работ, компьютерной презентации Защита проекта

Что удалось выявить в ходе исследования? Великий мастер сказок “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное – совершенство”. А.С.Пушкин

Арина Родионовна Неисчерпаемым источником вдохновения стала для поэта няня Арина Родионовна. Арина Родионовна рассказала поэту сказки Русского Севера, откуда она сама была родом. Благодаря ей Пушкин мог окунуться в волшебный мир северно-русских сказок. Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья. Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью.

Народность сказки А.С. Пушкина А. С. Пушкин создает свою сказку на фольклорном материале. Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В. И. Далем.

Краткий иллюстративный материал 1 группа Изразцы — керамическая (глиняная) обожженная глазурованная с лица, служившая для облицовки печей или украшения зданий. Прялка — орудие для ручного прядения. Состояла из вертикального стояка с лопаткой, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи. Боярщина — в XVI-XVII вв. так назывались владения новгородских бояр на русском Севере. В XVIII в. этот термин сохранился для обозначения административной единицы. Чепрак — суконная или ковровая подстилка под седло.

2 группа – учащиеся 4«В» класса Цупикова Вероника, Фефелова Ольга, Копылова Лиза Тема работы: «Одежа, головные уборы, украшения XVIII века на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: узнать, как одевались люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих одежду, и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения: Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают одежду, головные уборы, украшения Систематизировать отобранный материал. Классифицировать слова по группам: первая – одежда; вторая – головные уборы; третья – украшения. Создать словарь старинной одежды Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал

Краткий иллюстративный материал 2 группа Кокошник — старинный русский головной убор; в допетровской Руси бытовал в боярской среде, в XIX в. — только в крестьянской и купеческой. Летник — старинная женская летняя одежда в Древней Руси. Шилась свободной, без застежки спереди (нераспашной), с очень широкими рукавами, края которых спускались до полу. Ожерелье — в XVI-XVII вв. так называлось украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки, драгоценных камней или меха. Повойник — старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок

Зимний женский головной убор – сорока женский головной убор борушка кичка – старинный праздничный головной убор замужней женщины

3 группа – учащиеся 4 «В» класса Михайловская Кристина,Павлова Лиза, Толкачёва Алина, Кутульская Ева Тема работы: «Строения, постройки, здания XVIII века на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: узнать, в каких домах жили люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих строения, постройки и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения: Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают строения, постройки Систематизировать отобранный материал. Систематизировать слова по мере усложнения видов строений (от простой землянки до сказочного терема и дворца) Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал

Краткий иллюстративный материал 3 группа Клеть — прямоугольный бревенчатый сруб. Очелье — фигурная резная доска, украшавшая верх наличника окна. Происходит от слова «чело» — лоб. Поверхность очелья богато украшалась ажурным или рельефным узором, а иногда резной узор раскрашивался яркой краской. Прялка — орудие для ручного прядения. Состояла из вертикального стояка с лопаткой, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи. Хоромы — в XVII-XVIII в. в. так называлось жилье, состоявшее из нескольких построек

Изба –деревянный крестьянский дом

землянка –крытое углубление в земле, вырытое для жилья

4 группа – учащиеся «В» класса Тевосян Антон, Казанцева Алёна, Житкова Ульяна Тема работы: «Традиции, праздники, обряды XVIII века на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: узнать, какие существовали праздники, традиции, обряды во времена А.С. Пушкина, что они обозначали и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения: Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Выписать те традиции, обряды, праздники, которые встречаются в сказке Систематизировать отобранный материал. Посмотреть, какие обычаи дошли до наших дней Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал

Краткий иллюстративный материал 4 группа Традиции русской трапезы На Руси с самых древних времён ни одно сколько-нибудь значительное событие, будь то крупный праздник, свадьба, новоселье, рождение младенца или просто встреча друзей, не обходилось без широкой трапезы и весёлого застолья. Музыка на Руси С самых древних времён на Руси ни один праздник, ни одно гулянье, ни одна вечеринка или деревенские посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен и весёлой пляски. Масляничные гулянья

Пасхальная неделя свадьба Рождество Иван-купала

Cовместная деятельность учащихся и учителя в ходе работы над проектом: Прочитали сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Проработали справочную и энциклопедическую литературу по творчеству Пушкина, по особенностям сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Познакомились со значением многих непонятных слов, словосочетаний. Искали необходимую информацию с помощью Интернет. Научились работать в группах, сообща.

Выводы по проекту: Работа над проектом позволяет нам сделать следующие выводы: Все учащиеся, которые работали в группах, приобрели богатый опыт по решению исследовательских задач. Все учащиеся приобрели первичный опыт участия в научно-исследовательской деятельности. Все учащиеся обогатили свой словарный запас, пополнили свои знания историческими сведениями, научились систематизировать и классифицировать отобранный материал. Все учащиеся подготовили печатный материал, который имеет большое практическое значение.

Читайте также:  Рассказ служанки сколько всего сезонов планируется

Номер материала: 39177032648

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Проект Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

специалист в области арт-терапии

в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Подготовила учащаяся 4 «Б» класса: Шишкова Карина.

Руководитель: Шишкова И.И.

Цель проекта:

развитие умения наблюдать за образованием имен прилагательных в произведениях и закрепить навыки по формированию грамматических признаков прилагательных (род, число, падеж).

1.Определить какие имена прилагательные автор употребляет в сказке;

2.Определить имена прилагательные, употребленные в переносном значении;

3.Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы.

В 1830-е годы Пушкин начинает писать сказки для детей, как обычно принято называть «Сказку о рыбаке рыбке» (1833), «Сказку о золотом петушке» (1834), «Сказку о царе Салтане» (1831) и др. Александр Сергеевич вряд ли мыслил себя «детским» писателем. За сказочными образами, за волшебными сюжетами, за происходящими чудесами и преображениями героев прочитываются и более глубокие проблемы и темы. Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм. Пушкин легко и свободно заменил западноевропейский колорит народным русским.

«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — написана 14 октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть помета: «18 песнь сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.

1. СКАЗКА
О РЫБАКЕ И РЫБКЕ (отрывок)

Жил старик со своею старухой
У самого синего (Р.п., ед.ч., ср.р) моря;
Они жили в ветхой (Пр.п., ед.ч., ж.р.) землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою (Тв. п., ед.ч., ж.р.).
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою (Тв. п., ед.ч., ж.р.) рыбкой, — золотою .
Как взмолится золотая (И.п., ед.ч., ж.р.) рыбка!
Голосом молвит человечьим (Тв. п., ед.ч., м.р.):
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой (В.п., ед.ч., м.р.) за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую (Р.п., ед.ч., ж.р.)
И сказал ей ласковое (В.п., ед.ч., ср.р) слово:
«Бог с тобою, золотая (И.п., ед.ч., ж.р.) рыбка!
Твоего мне откупа не надо;

Прочитав сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», я обратила внимание на прилагательные, которые использует автор в сказке. Эти прилагательные я выписала в сочетании с существительными.

Синее, глубокое море Чёрная буря

Ветхая землянка Сердитые волны

Разбитое корыто Морская трава

Золотая рыбка Ласковое слово

Великое чудо Человеческий голос

Сварливая, проклятая баба Беленая труба

Тесовые, дубовые вороты Чёрная крестьянка

Столбовая дворянка Соболья душегрейка

Парчовая кичка Золотые перстни

Красные сапожки Усердные слуги

Вольная, грозная царица Целое царство

Царские палаты Заморские вины

Печатный пряник Грозная стража

Владычица морская Старый невежа

В своей сказке А.С.Пушкин употребляет прилагательные в переносном значении.

Золотая рыбка – в данном случае слово «золотой» употребляется в качестве цвета рыбки.

Непростая рыбка – в данном случае слово «непростая» употребляется в значении «диковинный, замысловатый», т.к. рыбка начала говорить.

Ветхая землянка – новая землянка.

Разбитое корыто – новое корыто

Ласковое слово – грубое слово

Великое чудо – малое чудо

Чёрная крестьянка – белая крестьянка

Чёрная буря – белая буря

Старый невежа – молодой невежа

Сердитые волны – добрые волны

К отдельным прилагательным можно подобрать:

Ветхая землянка – старая, дряхлая

Золотая рыбка – драгоценная, прекрасная

Ласковое слово – нежное, доброе

Великое чудо – безмерное, знаменитое

Сварливая, проклятая баба – жадная, скупая

Золотые перстни – дорогие, драгоценные.

Красные сапожки – алые, пунцовые

Усердные слуги – очень старательные

Целое царство – большое, ценное

Заморские вины – зарубежные, чужие

Печатный пряник – изданный

Грозная стража – жестокая, суровая

Владычица морская – царствующая, правящая

В ходе чтения сказки мною были найдены

Устаревшие имена существительные:

Ветхая землянка – разрушающаяся, пришедшая в негодность.

Владычица – повелительница, властелина.

Душегрейка – старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов.

Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.
Землянка – жильё, вырытое в земле.

Корыто – большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа.

Столбовая дворянка – потомственная дворянка.

Тесовые вороты – ворота, сделанные из тонких обработанных досок.

Чёрная крестьянка – простая непривилегированная крестьянка.

Мы знаем, что прилагательные делают речь красивой и выразительной. Я считаю, что автор хотел с помощью прилагательных описать своих героев, их характер, наряды старухи, гнев золотой рыбки и др. Автор употребил такие имена прилагательные, чтобы представить эту сказку как реальность.

Прилагательные помогают, понять, что мысль должна быть выражена точно, ясно, ярко, выразительно, живописно!

Источник

Познавательное и интересное