Проект «Имена прилагательные в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в рамках предмета «Русский язык» в 4 классе
Инна Ковальчук
Проект «Имена прилагательные в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в рамках предмета «Русский язык» в 4 классе
Цель проекта: найти в тексте «Сказка о рыбаке и рыбке» имена прилагательные, определить, какую роль они играют в сказке.
Задачи проекта:
1. Научиться работать с текстом.
2. Найти имена прилагательные, которые употреблены вместе с именами существительными.
3. Определить какие прилагательные употреблены в переносном значении.
4. Подобрать синонимы и антонимы.
5. Установить значение устаревших слов.
Актуальность выбранной темы: мы, современные школьники, чтению художественных произведений отводим совсем немного времени. А ведь так поступать нельзя! Мы с вами -русские люди. Поэтому мы должны любить и уважать свой русский язык. Заботиться о том, чтобы наша речь была культурной, грамотной, красивой, понятной для окружающих. Чтобы этого достичь, нужно больше читать произведений классиков и расширять знания о языке. На примере произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» можно попробовать показать как автор, используя такую часть речи, как имя прилагательное, позволяет нам увидеть в этом произведении красоту русского языка, живописно описывает картины природы, выразительно передаёт характеры людей. А потом сделать соответствующие выводы о необходимости и потребности в чтении.
Новизна проекта для нас заключалась в том, что мы работали с авторским текстом; логически мыслили ; по- другому смотрели на литературное произведение.
План работы над проектом: перечитали сказку А. С. Пушкина. Нашли имена существительные, употреблённые с именами прилагательными. Подбирали имя прилагательное к имени существительному. Записывали составленные словосочетания. Записывали имена прилагательные, употреблённые в переносном значении. Записывали устаревшие формы слов. Выбрали и записали имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы. Проиллюстрировали словосочетания существительное + прилагательное. Сделали вывод. Защитили проект в классе.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Май | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
Канакина. 4 класс. Учебник №2. Наши проекты. Имена прилагательные в “Сказке о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина, с. 28
Наши проекты. Имена прилагательные в “Сказке о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина
Великий русский поэт А.С. Пушкин особенно строго относился к выбору слов в своих произведениях, в том числе и имён прилагательных. Именно поэтому его произведения считаются классическими и люди читают их по сей день.
1. Прочитайте сказку ещё раз. А теперь назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. Возможно, к одному имени существительному вы найдёте несколько имён прилагательных.
Кирпичная, белёная труба; дубовые, тесовые воро́ты; дорогая соболья душегрейка.
2. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания.
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
Автор с помощью прилагательных красочно описывает жизнь героев сказки, их характер, точно предаёт настроение и чувства.
Имена прилагательные, употреблённые в переносном значении:
Золотая (рыбка) – покрытая золотой чешуёй.
Сердитые (волны) – большие, высокие.
Чёрная (крестьянка) – бедная.
Печатный пряник – с отпечатанным рисунком.
Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море.
Синонимы к именам прилагательным:
Ветхая (землянка) – старая.
Дорогой (откуп) – большой.
Ласковое (слово) – доброе.
Великое (чудо) – большое.
Грозная (стража) – зловещая.
Антонимы к именам прилагательным:
Дорогой (откуп) – дешёвый.
Ласковое (слово) – недоброе.
Великое (чудо) – маленькое.
Новое (корыто) – старое.
Устаревшие формы множественного числа имён существительных:
Жемчуги – драгоценности (жемчуг).
Палаты – жилые сооружения.
Вины – вино.
Вороты – ворота.
На посылках – на службе.
Очи – глаза
Чупрун – чуб, хохол.
Кичка – старинный женский головной убор.
Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.
Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Старче – старичок.
Презентация на тему проект имя прилагательное с казке А.С.Пушкина №Сказка о рыбаке и рыбки»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Цель проекта: узнать какие имена прилагательные и с какой целью использовал А. С. Пушкин в своей сказке.
Задачи проекта: 1) Прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке». 2) Подобрать к именам прилагательным имена существительные. 3) Подобрать к именам прилагательным антонимы и синонимы. 4) Определить имена прилагательные, употреблённые в переносном значении. 5) Найти устаревшие слова и определить их значение. 6) Мои пожелания для золотой рыбки. 7) Сделать вывод и представить работу в классе.
Я помню, что имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?
Словосочетания Синее море Ветхая землянка
Разбитое корыто Морская трава
Ласковое слово Человечий голос Великое чудо Золотая рыбка
Новое корыто Сварливая баба
Беленая труба Тесовые ворота
Черная крестьянка Столбовая дворянка
Соболевая душегрейка Парчовая кичка
Золотые перстни Красные сапожки
Усердные слуги Вольная царица
Целое царство Печатный пряник
Заморские вина Грозная стража
Старый невежа Царские палаты
Морская владычица Черная буря
Низкая – высокая (землянка) Новое – разбитое (корыто) Великое – маленькое (чудо) Дорогой – дешёвой (ценой) Ласковое – грубое (слово) Черная – белая (буря) Сердитые – добрые (волны) Старый – молодой (невежа) Антонимы
Рыбка, рыбка золотая, Хочу тебе я пожелать Счастья, радости, здоровья и невзгод тебе не знать.
А.С. Пушкин использовал в своей сказке такие имена прилагательные для того, чтобы приблизить свою сказку к народной. Вывод
Источники Книга А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке». Интернет ресурсы: http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova https://yandex.ru/images/search?text
Номер материала: ДБ-1350143
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект по русскому языку в 4 классе «Имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект по русскому языку на тему: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»»
Цели проекта: 1.Определить какие имена прилагательные автор употребляет в сказке; 2.Найти имена прилагательные, относящиеся к одному имени существительному. 3.Определить имена прилагательные, употребленные в переносном значении; 4.Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы; 5. Выделить устаревшие слова и определить их значение.
План работы над проектом: 1. Перечитать сказку А.С Пушкина. 2. Найти имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. 3. Подобрать имя прилагательное к имени существительному и записать полученные словосочетания. 4. Записать имена прилагательные, употребленные в переносном значении. 5. Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы. 6. Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать антонимы. 7. Подчеркнуть устаревшие имена существительные и выяснить их значение. 8. Сделать выводы. 9. Подготовить иллюстрации к словосочетаниям. 10. Представить проект в классе.
Море синее глубокое Корыто неспокойное новое разбитое
Слово – ласковое, доброе, нужное. Сапожки – красные, кожаные, высокие. Ворота – тёсовые, дубовые, расписные.
Золотая Не простая Сварливая Проклятая рыбка старуха
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, сварливая баба,
кирпичная труба, тесовые ворота, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги,
вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
Сердитые (волны) – очень высокие волны Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море (Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами Чёрная крестьянка – бедная крестьянка Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный
Низкая (землянка) – высокий (терем) Чёрная (крестьянка) – столбовая (дворянка) Новое (корыто) – разбитое (корыто) Великое – маленькое ( чудо ) Дорогой – дешёвой ( ценой)
Чупрун – чуб, хохол Кичка – старинный женский головной убор Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни Старче – старичок
Предложение без прилагательного как торт без украшения. Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.
Номер материала: ДБ-1317532
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в рамках предметов русский язык, литературное чтение
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Содержание: I.Введение 1. Актуальность выбранной темы. 2. Гипотеза. 3. Цель и задачи. 4. План работы. II.Основная часть Предисловие. Существительные которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. Словосочетания. 3.Имена прилагательные употреблённые в сказке в переносном значении. 4.Формы устаревших слов в сказке. 5.Синонимы и антонимы которые можно подобрать к именам прилагательным в сказке. III.Заключение
Актуальность выбранной темы. Мы, современные школьники, чтению художественных произведений, отводим совсем немного времени. А ведь так поступать нельзя! Мы с вами русские люди. Поэтому мы должны любить и уважать свой русский язык. Заботиться о том. чтобы наша речь была культурной, грамотной, красивой, понятной для окружающих. Чтобы этого достичь, нужно больше читать произведений – классиков и расширять знания о языке. На примере произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» можно попробовать показать как автор, используя такую часть речи, как имя прилагательное, позволяет нам увидеть в этом произведении красоту русского языка. Живописно описывает картины природы, выразительно передаёт характеры людей. А потом сделать соответствующие выводы о необходимости и потребности в чтении.
Цель: Глубже познакомиться с произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Найти в тексте имена прилагательные, которые употреблены вместе с именами существительными, употреблённые в переносном значении, к которым можно подобрать синонимы и антонимы, найти устаревшие слова.
Задачи: Научиться работать с текстом. Проанализировать художественные образы произведения. Расширить свой словарный запас, разнообразить речь. Развивать внимание, самостоятельность, логическое мышление, умение правильно и точно использовать в речи имена прилагательные. Воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина, интерес к поэзии, к языку, к сказке. Воспитывать нравственно- эстетические качества личности, чувство доброты, справедливости.
План работы над проектом. Перечитать сказку А.С.Пушкина. Найти имена существительные, употреблённые с именами прилагательными. Подобрать имя прилагательное к имени существительному. Записать составленные словосочетания. Записать имена прилагательные, употреблённые в переносном значении. Записать устаревшие формы слов. Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы. Оформить проект. Сделать вывод. Представить проект для защиты.
В 1830-е годы А.С.Пушкин начинает писать сказки для детей «Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — написана 14 октября 1833 года. Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм. Пушкин легко и свободно заменил западноевропейский колорит народным русским. Впервые сказка напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».
Прочитав сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», мы обратили внимание на прилагательные, которые использует автор в сказке. Эти прилагательные мы выписали в сочетании с существительными. Получились такие словосочетания: Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, сварливая баба, кирпичная труба, тесовые ворота, дубовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, грозная царица, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
В своей сказке А.С.Пушкин употребляет прилагательные в переносном значении. сердитые волны, чёрная буря прямой простофиля золотая рыбка
В ходе чтения сказки нами были выделены формы устаревших слов: прядь волос, спадающая на лоб; (« Она бьёт их, за чупрун таскает». А.С.Пушкин) Кичка старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, шапочка, часто с двумя выдавшимися вперед остриями. ( «На крыльце стоит его старуха. В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка». А.С. Пушкин) Чупрун
Антонимы: СТАРЧЕ – МОЛОДЕЦ ВЕТХАЯ – НОВАЯ КЛИКАТЬ – МОЛЧАТЬ ЧУДО – ОБЫДЕННОСТЬ ЗАБРАНИЛА – ЗАХВАЛИЛА ДУРАЧИНА – УМНИЦА ПРОСТОФИЛЯ – СКРЯГА ПУЩЕ – МЕНЬШЕ, СЛАБЕЕ БРАНИТЬСЯ – МИРИТЬСЯ, СВАРЛИВАЯ – НЕЖНАЯ, ЛАСКОВАЯ СВЕТЕЛКА – ПОДВАЛ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, ПОГРЕБ ПОМУТИЛОСЬ МОРЕ – ПРОСВЕТЛЕЛО МОРЕ КИЧКА – ПЛАТОК ЧУПРУН – ЛЫСИНА БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ – ПОУМНЕЛА НЕВЕЖА _ УЧЕНЫЙ, ГЕНИЙ ПОДЕЛОМ – НЕСПРАВЕДЛИВО, НЕЗАСЛУЖЕННО ЗЕМЛЯНКА – ДОМ, ДВОРЕЦ
III.Заключение При выполнении этой проектно-исследовательской работы было очень интересно работать с текстом сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор в своём произведении позволяет нам увидеть красоту русского языка, используя в нём много интересных устаревших слов (о значении которых мы раньше и не задумывались), чтобы красочно описать происходящие действия. Имена прилагательные в этой сказке помогают раскрыть смысл сказки, характер героев и другое. Например используя разнообразные имена прилагательные, он живописно описывает картины природы: неспокойно синее море, помутилося синее море, почернело синее море. Также имена прилагательные помогают А.С. Пушкину выразительно передать и описать гнев золотой рыбки, внешний вид, наряды, жильё главных героев, характеры людей: Старуха вздурилась, сварливая баба- говорит он о жадной бабе, А старик у него добрый и уважительный, он с поклоном, уважительно обращается к рыбке: «Смилуйся, государыня рыбка!»
Сказка А.С. Пушкина проста по смыслу, но очень глубока по содержанию. То, что баба осталась в итоге у «разбитого корыта», говорит о том, что нельзя быть таким жадным. Есть даже поговорка «Остаться у разбитого корыта», что означает остаться ни с чем.
IV. Список использованных источников. Интернет ресурсы. Словарь русского языка С.И. Ожегова. Текст произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.