Презентация к уроку по теме:«П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка. Отличие сказа от сказки»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
«П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка. Отличие сказа от сказки» МБОУ «Средняя школа №2» Г.Гагарина Смоленской области Кирюшкина О.В.
«Медной горы Хозяйка» Сказ П. П. Бажова
«Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом. Вне труда нет и человека». П. П. Бажов
УРАЛ – СОКРОВИЩНИЦА РОССИИ
Урал – сокровищница России Вид Нижнетагильского Высокогорного железного рудника.
В горнорабочих сказах Услышал Бажов о малахитнице, Хозяйке Медной горы. У Бажова малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается.
Итак, в Уральских сказаниях Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности».
МАЛАХИТ – ПРИРОДНЫЙ МИНЕРАЛ УРАЛА
ИЗДЕЛИЯ ИЗ МАЛАХИТА И САМОЦВЕТНЫХ КАМНЕЙ
Малахит с Уральских гор
Хозяйка Медной горы. П. Караченцов и И. Пчелко
Хозяйка Медной горы • Самым ярким образом сказа является сама Хозяйка Медной горы. Она хранительница сокровищ, а еще покровительница смелых и мужественных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью.
«Да ведь это сама Хозяйка!» Какое испытание приготовила Степану Хозяйка?
Почему Хозяйка заказала «…с Красногорского рудника убраться»? Хозяйка Медной горы не только владеет природными богатствами и охраняет их. С теми, кто стремится превратить ее богатства в прибыль и деньги, превращает труд рабочих в рудниках и шахтах в «подземную» каторгу, она сурова и беспощадна.
«Пойдем смотреть мое приданое…» Среди горных сокровищ неописуемой красоты живет Хозяйка, обладающая огромной властью, но… (Договорите фразу!) все это не может заменить обыкновенного человеческого тепла, любви…
А почему Степан счастья-то в жизни не испытал, а стал невеселый, хворый? Встретиться с Хозяйкой суждено не каждому, но тот, кто ее встречает, кому она оказывает свое покровительство, толкает на новые поиски, поселяет в их душах вечную творческую неудовлетворенность.
Подумайте, отчего умер Степан? Что он все же понял перед смертью? «На руднике у высокого камня мертвый лежит, ровно улыбается…» « Сказывали, что около покойника ящерку зеленую видели, да такую большую, каких и вовсе в наших местах не бывало. Сидит будто над покойником, голову подняла, а слезы у ей так и каплют». Кто пуще всех оплакивал Степана? Почему именно она?
Понятия «сказа» и «сказки». Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях. Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
ОБОБЩЕНИЕ Почему сказ называется «Медной горы хозяйка»? ( Образ хозяйки – это природа Урала, хранительница недр, горных богатств.Она не только покровительствует самым упорным, трудолюбивым, но «учит» людей бережно относиться к природным богатствам.)
Чему учит этот сказ? Это сказ учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний. Любить природу, получая доступ к природным богатствам, человек должен знать меру, должен беречь и охранять природу.
Номер материала: ДБ-477959
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Открытый урок : «Медной горы Хозяйка» П.Бажова
специалист в области арт-терапии
Урок литературы в 5 классе
П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»
Учебно-воспитательные задачи: закрепить знания учащихся о творчестве писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова, обобщить материал по сказу “Медной горы Хозяйка»
ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходства и различие со сказкой;
провести наблюдения над языком художественного произведения;
продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;
развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы.
на материале сказа показать стремление писателя донести до читателя мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.
Оборудование : текст сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка», портрет П.П.Бажова, иллюстрации «Хозяйка Медной горы» П.Караченцова, И.Пчелко, Н. Кочергина, карточки, иллюстрации учащихся к сказу.
Здравствуйте. Давайте улыбнемся друг другу и в хорошем настроении начнем наш урок.
2.Вступительная беседа. По истории вы изучали, кто такие финикийцы и познакомились с финикийским алфавитом. Давайте, вспомним финикийский алфавит, и тогда вы легко назовете тему нашего урока.
На доске запись: П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» (обобщение материала)
В этой книге чудесная поэзия
исконного языка и народная мудрость .
Цели урока: 1. Назовем отличие сказа от сказки?
2. Повторим особенности жанра сказа; 3.Вспомним героев сказа; 4. Сравним словесное описание и художественное изображение героев;4.Послушаем проекты;5. Посмотрим иллюстрации художников к сказу и наши иллюстрации, а также презентацию к сказу.
4. Проведем «Блиц-турнир» ( учащиеся отвечают на вопросы ). Две команды «Сказочники» и « Сказители».( за правильный ответ выдается камешек-малахит).
1.Как называется сборник сказов П.П.Бажова? (Малахитовая шкатулка).
2. Сколько всего сказов в этом сборнике? ( 52 сказа ).
3. Назовите главных героев сказа « Медной горы Хозяйка»? ( Медной горы Хозяйка и Степан).
4.Из чего было платье Хозяйки Медной горы? ( Из отборного шёлкового малахита) .
5.Каких зверюшек Хозяйка называла своим войском? ( ящерок и змеек )
6.Что велела сделать Хозяйка Степану? ( Передать приказчику, чтобы он, душной козёл, убирался с Красногорского рудника)
7.Что она подарила Степану для его невесты? ( Малахитовую шкатулку с украшениями)
8.Какое третье испытание должен был выдержать Степан, но не выдержал? ( не вспоминать Медной горы Хозяйку).
9.Как он объясняет, что не боится малахитницу? ( «Кого мне бояться, коли я в горе роблю?»)
10.Какой отрицательный герой появляется в сказе? (Приказчик)
11.Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка?
12.Чем закончилось это событие? ( Хозяйка помогла Степану, сняла с него цепь и показала своё приданое ).
14.Как сложилась судьба Степана? ( Женился, обзавелся домом, но стал болеть. «Счастья в жизни не поимел».)
15.Почему сказ закончился печально? ( В этом его отличие от сказки, автор рассказывает достоверную историю. )
16.Что в сказке реального, а что фантастического? (Реальна жизнь Степана, других рабочих; фантастична сама Хозяйка, её царство, помощь Степану, чудеса.)
17.Что за камешки нашли в руке у мёртвого Степана? ( медный изумруд – слёзы Хозяйки) .
18. В чем отличие сказа от сказки?
Отличительные черты сказки и сказа.
Для сказки характерны:
волшебные герои: злые и добрые,
чтобы произошло волшебство
надо читать заклинание,
— не имеет реальной основы
Для сказа характерны:
герои – это люди обычные,
волшебство и таинственность-
5. Работа с иллюстрациями.
А сейчас посмотрим иллюстрации художников к сказу « Медной горы Хозяйка», а также ваши иллюстрации к этому сказу. (уч-ся вручаются жетоны за иллюстрации).
(Музыка П.И. Чайковского « Танец пастушков»)
6. На этом уроке нам предстоит познакомиться с результатами ваших исследований, которые вы провели за время работы над произведением «Медной горы Хозяйка».
1 группа «Сказочники»
2. группа «Словесники»
3. группа «Литературоведы»
Защита проекта группой «Сказочники».
Ученик 1: Мы работали над темой: «Можно ли назвать произведение П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» сказкой?»
Ученик 2: целью работы было найти сказочные элементы в тексте.
Ученик 1: внимательное чтение помогло нам выделить элементы сказки.
Элемент – волшебство, которое бывает в сказке –
Появление и исчезновение ящериц по хлопку хозяйки,
Перевоплощение хозяйки в ящерицу и обратно,
Перемена платья, как по волшебству,
Сказочно красивые комнаты под землей
Ящерицы накрывают стол разными яствами, чтобы накормить Степана,
Слезы Малахитницы (так называют Хозяйку) застывают в самые дорогие камешки,
Хозяйка укажет перстом – и перед ней открываются ходы в подземелье.
Ученик 2: Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Ученик 1: В сказке добро побеждает зло.
Ученик 2:Несмотря на присутствие сказочных элементов нельзя назвать произведение сказкой, так как не все события необыкновенны, больше реальных событий и в основе лежит истинное происшествие.
Ученик 1: Добро не победило в произведении. И все это отличает его от сказки.
Защита проекта группой «Словесники»
Ученик 1: Тема проекта: «Язык произведения П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Предмет исследования: художественные особенности языка произведения.
Ученик 2: В тексте нам встретилось много непонятных слов и мы решили составить словарь сказа. Выписали из произведения непонятные слова и постарались дать им объяснение.
Ученик 1 читает и дает толкование.( Зачитывает слова).
поэтому можно назвать автора произведения – сказитель.
Ученик 1: Я думаю можно, так как язык произведения автора насыщен выразительными средствами, свойственными фольклору.
Это и имена героев, слова-повторы, традиционные сказочные обращения, устойчивые обороты.
Вывод. Ученик: Язык произведения Бажова близок к народному, сказочному. Много слов диалектных, разговорных, устаревших. Автор также использует слова-термины, связанные с горнорудным производством. Все это позваляет создать картины народной жизни, поэтому у читателей возникло ощущение реальности.
Учитель: А теперь слово «Литературоведам».
Ученик 1: Тема нашего проекта : «Можно ли назвать произведение П. П. Бажова сказкой?»
Цель: выяснить отличие сказа от сказки.
Ученик 2: В литературоведческом словаре мы прочитали, что сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях.
Сказ ведется от лица рассказчика, в основе лежат события, происходившие давно, сказ опирается на легенды, предания.
Ученик 1: Выделили отличительные черты сказки и сказа.
Для сказки характерны:
волшебные герои: злые и добрые,
чтобы произошло волшебство
надо читать заклинание,
не имеет реальной основы.
Для сказа характерны:
герои – это люди обычные,
волшебство и таинственность- неотъемлемая часть
Учитель: Почему Бажов выбрал жанр сказа?
7. К уроку группа уч-ся подготовила презентацию к сказу П.П. Бажова, давайте посмотрим и оценим. (Показывают презентацию).
9. Подведем итоги. В творчестве Бажова сказ нашел наивысшее свое выражение. Книги П.П. Бажова называются «вечными» книгами. И помимо художественных достоинств они славят мудрость рабочего человека, в этом мы убедились ранее на уроках, и это подтверждают слова самого автора: Чем велик и прекрасен человек?
Вне труда нет и человека.
На памятнике П.П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из одного его сказа: «Работа, она штука долговечная, человек умрет, а дело останется».
10.Домашнее задание. Прочитать любой сказ П.П. Бажова.
11 Рефлексия. ( уч-ся выбирают смайлики и прикрепляют их к стенду.)
12. Рефлексия. ( для учителей)
А мне хотелось бы узнать у вас, какие чувства вы испытываете
после знакомства со сказом П.П. Бажова « Медной горы Хозяйка»?
Выберите один кружок: красный- гордость за талантливых мастеров,
синий – восхищение их работой,
Презентация Сказ «Медной горы хозяйка» Павел Петрович Бажов
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация Сказ «Медной горы хозяйка» Павел Петрович Бажов Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар
Хозяйка знает, что Степан работает на местном руднике. Она просит Степана передать начальнику, чтобы тот оставил в покое Красногорский рудник. За эту помощь Хозяйка обещает Степану выйти за него замуж.
На утро Степан передает начальнику требование Хозяйки Медной горы. Начальник не верит Степану и требует наказать его. Степана сажают на цепь в руднике и заставляют добыть невозможное количество малахита.
Крестьянин берется за дело, и в это время к нему является Хозяйка Медной горы. Она хвалит Степана за его храбрость, за то, что не побоялся передать ее слова начальству. За это Хозяйка помогает Степану добыть требуемый малахит.
Затем Хозяйка показывает Степану свои подземные богатства и дорогое приданое к свадьбе. Хозяйка говорит, что готова стать женой Степана, как обещала. Но Степан объясняет ей, что не может этого сделать, так как обещал жениться на сироте Настеньке.
На прощанье Хозяйка плачет и просит Степана не вспоминать о ней. Ее слезы превращаются в драгоценные камешки. Она дарит их Степану, чтобы тот продал их и разбогател.
Вернувшись в рудник, Степан показывает начальству добытый им малахит. После этого начальство еще два раза требует от него добыть малахит. Степан справляется с этими заданиями с помощью Хозяйки.
Начальство подозревает, что Степану помогает колдовская сила. Боясь Хозяйки Медной горы, начальство прекращает работы на Красногорском руднике.
Вскоре в имение приезжает сам барин. Он просит Степана добыть для него огромные малахитовые камни. Взамен Степан требует «вольную» для себя и невесты (то есть освобождения от крепостного права).
С помощью Хозяйки Медной горы Степан выполняет каприз барина и добывает малахитовые камни. После этого в руднике навсегда Заканчивается руда и малахит. Рудник закрывают.
Получив «вольную», Степан женится на Настеньке и заводит семью, но не обретает счастья. Он ходит грустный, болеет и тает на глазах. Он начинает ходить якобы на охоту на Красногорский рудник, но добычи оттуда не приносит.
Однажды его находят мертвым на руднике. Рядом с ним замечают большую ящерицу, которая плачет над телом.
И даже если придется из-за этих принципов пройти через невзгоды, в конце концов это обернется вам сторицей.
Жанр своего повествования сам Бажов определил как сказ – особый вид эпоса, опирающийся на народные предания и легенды с характерным сочетанием точных зарисовок народного быта, но в нем можно выделить и элементы, присущие сказке.
Простой горнозаводской рабочий рассказывает историю из жизни своего знакомого: речь его насыщена просторечиями, диалектами и терминами, связанными с горнорудным производством.
Главный герой сказа – заводской рабочий Степан, который с другом отправляется в лес. Когда его приятель засыпает, разморенный солнцем, внимание Степана привлекает женщина, сидящая недалеко на камне.
Небольшого роста, в платье из шелкового малахита, волосы иссиня-черные, а коса, точно приклеенная к спине. По этим признакам и понимает юноша, что не простая девушка ему встретилась, а сама Хозяйка медной горы – владелица рудных богатств.
Хочет убежать незаметно Степан, потому что не сулит встреча с волшебницей ничего хорошего, но замечает его малахитница и назначает испытание: передать приказчику, чтоб убирался тот с Красногорского рудника. Выполнит Степан просьбу – замуж за него пойдет.
Парень не из робкого десятка, исполняет то, что велит Хозяйка. Во-первых, стыдно не сдержать слово перед девкой, а во-вторых, страшнее ее гнева нет ничего для заводского рабочего. Но и от женитьбы отказывается.
Молодому рабочему Степану были даны испытания, которые он должен пройти.
Первое испытание на верность слову (одна из главных мыслей сказа) он прошел с честью, не побоялся высказать справедливые слова приказчику и поплатиться за это. Так что слово надо держать всегда.
И вторую проверку – искушение богатством и славой – проходит он с честью, не спешит променять любимую на Хозяйку медных руд, сумел все, что видел в горе, сохранить в тайне. За это щедро награждает его малахитница: дает волю и приданое для невесты Настеньки.
Не нужна ему такая завидная невеста, есть у него возлюбленная, Настенька.
Отказ не удивляет малахитницу. Она словно ожидает его: не случайно выделила Степана из других рабочих, назначив ему первое испытание. Годы подневольного труда не сделали из него раба, остался юноша верен себе и своему слову.
Тяжело Хозяйка переживает расставание со Степаном, руки дрожат и на глазах слезы, но она уважает его выбор. А напоследок просит об одном: не вспоминать ее больше никогда. На том и расстаются.
Часто главный герой страдает за свою честность, открытость, справедливость или другие качества, но в конце концов он выходит победителем именно благодаря своей духовности.
Номер материала: ДБ-1248664
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Бажов Павел «Медной горы хозяйка»
Читательский дневник по произведению «Медной горы Хозяйка» Павла Бажова
Название произведения: «Медной горы Хозяйка».
Жанр произведения: сказание.
Главные герои: крепостной Степан, Хозяйка медной горы.
Второстепенные герои: приказчик.
Характеристика главных героев:
Хозяйка Медной горы — гордая, требовательная и могучая.
Любит порядок и честность.
Степан Петрович — рабочий.
Трудолюбивый и честный.
Стал непохож сам на себя после встречи с ящерицей.
Характеристика второстепенных героев:
Приказчик — душный козёл, жадный, хитрый, жестокий.
Краткое содержание сказа «Медной горы Хозяйка»
Как-то на покосах молодой рабочий Степан увидел красивую девушку, которая поманили его за собой.
Девушка оказалось Хозяйкой и велела Степану обругать приказчика и передать запрет на добычу камня.
Степан так и сделал.
Приказчик в наказание послал его в самый мокрый и пустой забой.
Там его снова нашла Хозяйка и отвела к себе.
Она показала подземные красоты и предложила жениться на ней.
Степан отказался, и Хозяйка дала ему малахитовую шкатулку.
После этого Степану стало везти.
Приказчик велел ему найти стопудовую глыбу малахита, и Степан сделал это.
Потом он нашёл малахитовые столбы и получил вольную.
Степан женился, но счастья не обрёл.
Часто его видели грустным.
А потом нашли мёртвым в лесу, а рядом плакала ящерка.
План произведения:
1. Встреча на покосах.
2. Первое испытание.
3. Обида приказчика.
5. Второе испытание.
6. Малахитовая шкатулка.
7. Сто пудов малахита.
8. Малахитовые столбы.
Основная мысль сказа «Медной горы Хозяйка»
Главная мысль произведения заключается в том, что только смелым и честным судьба преподносит подарки.
Основная идея рассказа состоит в том, что человек должен быть доволен своей жизнью и не искать сказочного, божественного.
Чему учит произведение
Рассказ учит быть честным, порядочным и справедливым.
Учит уметь держать своё слово.
Учит ценить то, что имеешь, не мечтать о несбыточном.
Учит не поддаваться искушениям, быть твёрдыми в своих решениях.
Краткий отзыв о произведении «Медной горы Хозяйка» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я была тронута её неожиданно грустным концом.
Главный герой Степан вроде бы выполнил все поручения, прошёл все испытания, женился и получил вольную.
Но не обрёл покоя и погиб.
Он не мог забыть сказочные красоты подземного дворца, они мучили его и не давали быть счастливым.
Это очень интересная, но печально закончившаяся история.
Автору удалось убедительно описать условия труда уральских рабочих.
Описать их быт, манеру говорить, обычаи.
Писатель создал увлекательную историю, в которой тесно переплелись волшебное и реальное.
Мне нравится прямой и честный Степан.
Он показал твёрдость духа, умение хранить верность, держать слово, не поддаваться искушениям.
Степан был смелым и сильным человеком, который заслужил счастья, но не обрёл его.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, всегда ли мы поступаем честно со своими друзьями и близкими.
Умеем ли держать своё слово так, как это делал Степан.
Пословицы к произведению:
Честность всего дороже.
Воля и труд дивные всходы дают.
Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.
Жить в разлуке — жить в муке.
Старая любовь не забывается.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему скажи, да смотри не забудь слов-то:
«Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался.
Ежели ещё будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть».
Конспект урока по литературе на тему: «Сказ П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»: реальность и фантастика.»
специалист в области арт-терапии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ГАГАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА МИЛИЦИИ В.А.КУЗИНА
КОРСАКОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»
Учитель русского языка и литературы:Сорокина Инна Николаевна.
Конспект урока литературы
Тема урока: Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»
Предметные (образовательные) цели: кратко рассказать о жизни и творчестве П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; развивать навыки анализа текста.
Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:
Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку (личностные УУД).
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самооценки, самоконтроля и коррекции.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументациисобственного мнения, планирование учебного сотрудничества, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, моделирования, самостоятельное создание решения проблем.
Оборудования : учебник Литература В.Я. Коровина 2 части 2013г., шкатулка, портрет, мультимедийная техника, карточки.
Павел Петрович Бажов 1879-1950
Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом…
Вне труда нет человека.
I .Организационный момент.
1. Приветствие. Настрой учащихся на работу в классе.
— Здравствуйте Кристина и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Посмотри, сколько гостей присутствует здесь, но ты не волнуйся, а подари свою улыбку им и мне.
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
II . Проверка домашнего задания.
1.Выразительное чтение наизусть стихотворения С. Есенина.
— На прошлом уроке мы познакомились с творчеством С. Есенина, на дом было задание выучить одно из стихотворений.
— Какая основная тема звучит в творчестве Есенина? (Родина)
Учащиеся читают стихотворения С.А. Есенина наизусть.
III . Сообщение темы урока. Путешествие в мир творчества П.П. Бажова.
— Есенин родился в средней полосе России и воспевал её, а сегодня мы познакомимся со знаменитым уральским сказителем Павлом Петровичем Бажовым, который тоже любил свою Родину, видел в ней особую поэзию и красоту, которая живёт не только в её лесах и полях, но и людях, в их характерах.
— С каким произведением Бажова ты познакомилась в 4 классе? (Серебряное копытце)
— Сегодня мы познакомимся с новым произведением Бажова, а с каким ты должна отгадать сама.
— Нужно прочитать слова, переставить их местами, чтобы получилось красивое название. «Медной горы Хозяйка»
— Открой, пожалуйста, свою тетрадь и запиши тему нашего урока: Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка». (Слайд 1)
— Обрати внимание на наш эпиграф к уроку. Внимательно его прочитай.
— Как ты понимаешь слова «одухотворённый труд»? (Труд в который вложена душа.)
— каким бывает труд, в который вложена душа человека?
— Ответом на эти вопросы послужит рассказ о жизни и творчестве писателя.
— Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.
Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. (Слайд 2). С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала. (Слайд 3) Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. (Слайд 4)
У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.
Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество.
В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех ребят – П.П. Бажов. (Слайд 5)
Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.
Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка», который увидел свет в 60-й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске. (Слайд 6) Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручки машинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели. (Слайд 7)
— Посмотри на портрет Бажова. Как ты можешь его описать?
— Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографии П.П. Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он был тончайшим искусником слова, настоянного на народной мудрости, несущего глубокий, как бы он сам сказал «долговекий» смысл.