Презентация, доклад по литературному чтению на тему Авторские сказки (4 класс)
Презентация по литературному чтению на тему Авторские сказки (4 класс), предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 8 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
Литературное чтение
4 класс
УМК
«Планета знаний»
Сказка-ложь, да в ней намёк- Добрым молодцам урок!
Мир сказок – мир детства. Мы все родом из детства. И нет человека, которого хотя бы один раз не тронула до глубины души волшебная сказка. Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает.
Сказки воспитывают такие общечеловеческие качества, как доброту, честность, преданность, заботливость, смелость, трудолюбие; развивают фантазию, умение сопереживать героям.
Авторские сказки учат ярким и сильным человеческим чувствам. Содержание сказок подчинено идее: «Со злом нельзя бороться злом. Только добро может победить зло, причем, оставаясь добром».
Сказки – это волшебный, вымышленный мир с говорящими животными и необыкновенными превращениями, где исполняются все желания.
Встречи со сказками незабываемы!
Викторина по авторским сказкам
Кто из перечисленных персонажей был героиней одной из сказок А. С. Пушкина: Царевна-лягушка, Золушка, Царевна-лебедь?
Где проживал Карлсон?
Директором чего был Карабас — Барабас?
Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе?
Какой месяц подарил падчерице возможность собрать подснежники?
Каких вещей в сказке «Цветик семицветик» было по 7 штук?
Кто подарил девочке красную шапочку?
Какие животные шли в Бремен, чтобы стать музыкантами?
Какой предмет перемещал с места на место героев сказки «Аленький цветочек»?
Кто Золушке дал такое имя?
В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед?
Как звали великана, побывавшего в стране лилипутов?
Как назывался город, в котором жил Незнайка?
О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок?
Урок – защита проекта «Авторские сказки»
Описание разработки
Цели проекта:
Оборудование:
(задания к проекту “Авторские сказки”)
Подготовка к проекту: прочитать народные сказки «Морозко», «По колено ноги в золоте», «Спящая царевна»; авторские В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», В. А. Жуковский «Сказка о спящей царевне».
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
— Нужны ли сказки в жизни?
2. Сравнение народных и авторских сказок.
— Мы с вами прочитали 6 сказок: народные «Морозко», «По колено ноги в золоте», «Спящая царевна»; авторские В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», В. А. Жуковский «Сказка о спящей царевне».
— Давайте сравним эти сказки.
3. Дискуссия: Какие же бывают авторские сказки?
— назовите виды народных сказок.
— что отличает сказки о животных от других сказок? ( Главные герои: Животные. Если участвует человек, то он противопоставлен животным ).
— назовите несколько сказок о животных.
— а волшебные сказки? (Главные герои: люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев. )
— вспомните названия волшебных сказок.
4. Выступления учеников в соответствии с планом, составленным коллективно во время подготовки проекта:
1). Рассказать о писателе по плану:
— Какие русские писатели создавали сказки?
— Какие сказки они сочинили?
(выбрать одного писателя. )
2) Рассказать о писателе по плану:
— Каких писателей разных стран, сочинявших сказки, ты знаешь?
— Расскажи о жизни особенно заинтересовавших тебя авторов.
— Назови сказки, созданные ими, передай сюжет любимой сказки.
— Кто перевел их на русский язык?
(выбрать одного писателя).
3)Рассказать на тему:
— Какие анимационные или игровые фильмы были созданы на сюжеты авторских сказок?
— Какие актёры играли в кинофильмах?
— Какие фильмы тебе наиболее понравились? Объясни.
4) Рассказать о художнике по плану:
— Какие художники иллюстрировали авторские сказки?
— В каких музеях находятся эти картины?
Рассказать о композиторе по плану:
— Какие музыкальные произведения созданы на сюжеты авторских сказок?
— Что ты знаешь о композиторе, сочинивших их.
5. Итог:
— Авторские сказки – это самостоятельные произведения или обработанное повторение народных сказок?
(Авторские сказки – самостоятельные произведения. Содержание авторской сказки подчинено более глубокой идее).
Презентация на тему: Авторские сказки
Цель: выяснить, какие бывают авторские сказки. Художник Юрий Сперанский
Литературная сказка как жанр эпосаЛитературная сказка – это эпическое произведение, созданное автором. В ней изображаются: вымышленные, невероятные события и сказочные герои Повествование от лица рассказчика: Он повествует о том, что видит и слышит
Авторские сказкиЗависят от авторской фантазии. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.
Герои народных и литературных сказок
Цель: сравнить героев народных сказок и литературных.
ВыводГерои литературных сказок отличаются от героев народных сказок. В литературных сказках мир добра и зла не разграничен. Так характер героев может изменяться в ходе сказки, например, как царь Салтан и Матвей в сказках «Спящая царевна» и «Сказка о царе Салтане».
От сказки народной к сказке авторскойПроект учащихся 4 В класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №63» г.Пензы
Сравнение сказок «Белоснежка и семь гномов»и Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»
Композиция авторской сказки
Цель: выяснить, имеют ли определенную композицию авторские сказки. Художник Юрий Сперанский
Композиция народной сказкиСказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается
Определенный комплекс мотивов или повторяющихся элементов-функций действующих лиц (31 функция по Проппу) образует строгую схему народной сказки.
Литературная сказка, чтобы называться таковой, в большинстве своем заимствует у народной ее стилистические особенности. Но только от воли автора зависит речь героев сказки.
Сказка Андерсена «Русалочка» начинается словами:«В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых цветов, и прозрачная, как чистое стекло, – но зато и глубокая там».
В народной сказке преобладает повествование. В сказке литературной, уделяющей большое значение характерам героев, важное место отводится описаниям и рассуждениям.
Художественное время не совпадает с временем реальным. Таким образом, в народной сказке оно убыстряется (например, не описывается дорога героя, ведущая к цели, а просто сообщается факт отправления и факт прибытия). В литературной сказке писатель волен убыстрить одни события и задержать другие, нарушить их последовательный ход, по-своему переставить их во времени.
ВыводВ авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Используется лишь элементы традиционной схемы, большое значение имеет авторская фантазия. Автор по своему усмотрению убыстряет или замедляет художественное время, передает идеи, свойственные эпохе.
Домашнее задание1) Сочинить свою сказку на основе сказки«Колобок»«курочка Ряба»«Теремок»«Репка»
Проба пера«Хитрая парочка». Аторская сказка ученицы 4 В класса Машенцевой Натальи (прототип народной сказки «Кот и лиса»)Жил-был в лесуСибирский кот.Был он хитёр,Нос лапкой потёр,На охоту побрёл.Встретил в лесуКотик рыжую лису.И так её испугался,Что убежать от неёОн собрался.Но лиса былаУж больно хитра,Быстро спросила у кота:«Кто ты? И идёшь куда?»Ласково ей котик отвечает:«Я души в тебе не чаю,Где я только не бывалА красу такую не видал!»Лиса уши развела,Жениха себе нашла,Под венец повела.Жили в доме у кота:После вкусного обедаСпать улегся непоседа,А лиса, всё прибирая,Сладко песню напевая,Не спросивши муженька,Гулять по лесу пошла одна.Волка встретила она.Говорит ей волк: «Привет!Выслушай меня, мой свет:Холост я и ты девица,Вот надумал на тебежениться».«Опоздал ты, серый волк,От тебя какой же толк!Вышла замуж я вчераЗа сибирского кота».«Как увидеть-то его,Муженька-то твоего?»«Ты поймай козлёнка мне,Котофеевой жене,Положи позадь забора,Сделай воздуха глоток,Да и прячься под кусток.Как заметит он тебя,Так беги как от огня!А не-то он загрызёт,Поколотит и побьёт!»
Презентация- Проект по литературе на тему «Авторская сказка»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект: «Авторские сказки»
Сказки А.С.Пушкина С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна («О медведихе») осталась незаконченной. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»
«Что за прелесть, эти сказки»!
«Подруга дней моих суровых…» Няня – Арина Родионовна привила любовь к Русским народным сказкам
«У лукоморья дуб зеленый…»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
«Не хочу быть столбовою дворянкой. А хочу быть вольною царицей». «Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою»
…опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.
«Сказка о царе Салтане»
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!»
Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле, Море синее кругом, Дуб зеленый над холмом. Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней; Та бедняжка так и плещет, Воду вкруг мутит и хлещет.
«Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник.
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»
«Свет мои, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет: Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее».
День за днем идет, мелькая, А царевна молодая Все в лесу, не скучно ей У семи богатырей.
И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном.
Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира
Сказка о Золотом Петушке
Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы.
Шамаханская царица, Вся сияя как заря, Тихо встретила царя
Вдруг раздался лёгкий звон, И в глазах у всей столицы Петушок спорхнул со спицы; К колеснице полетел И царю на темя сел.
И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Номер материала: ДБ-1593670
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект «Народные сказки» (авторская сказка)
Семя добра, что посеяно сказкой
В жизни реальной всходы дает.
Мир наполняется светлою краской,
Свет доброты нас по жизни ведет.
Картину пишут красками
У красок яркий цвет
Жизнь украшают сказками,
У сказок дивный свет,
Веселые и грустные,
Но добрые всегда,
Волшебные, искусные
Живут в них мастера.
Живут герои разные
Волнуют нам сердца.
Герои есть прекрасные,
А есть герои зла.
Добро со злом сражается,
Свет побеждает тьму.
Любовь в них прославляется
Поется гимн уму.
Со сказкой вырастаем мы,
Со сказкою живем,
Мы сказкой вдохновляемы,
Мы сказку в жизни ждем.
Любуемся мы красками
Картинного холста.
Жизнь украшаем сказками,
Которым нет конца!
Введение
Образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи:
— вовлечение учащихся в различные виды деятельности;
— самостоятельное приобретение новых знаний;
— постановка и формулировка своей темы, личностная мотивация выбора;
— организация деятельности учащихся как индивидуальной, так и групповой.
Результатом являлась сама проектная деятельностью.
Методическое представление
— Работы учащихся в рамках учебного проекта.
Осуществление проекта
Работа над проектом позволила более подробно ознакомить учащихся с народными сказками мира, сравнить их с известными русскими сказками, сопоставлять героев сказок, учить размышлять над поступками героев.
Учебный проект позволяет учитывать художественные вкусы учащихся, их личные интересы и через личную мотивацию подойти к решению поставленной задачи.
Прошедшая в конце работы презентация проектов подразумевала самоанализ деятельности учащихся. Для подготовки своих работ ребята читали сказки по внеклассному чтению, посмотрели спектакли в театрах “Огниво” X. Андерсена, “Золушка” Ш. Пьеро; на уроках музыки подбирали музыкальные произведения к сказочным персонажам.
Работа над проектом заняла I четверть и начало П-ой.
I этап
включал в себя постановку проблемы и начало самостоятельной деятельности, выбор тем учащимися, поиск и сбор информации, подготовку сообщений, инсценировок, посещение театра, рисование иллюстраций к сказкам.
II этап
проведение конференции, где были выслушаны все сообщения, инсценировки по сказкам.
В целом работа по проекту прошла успешно. В ней принимали участие практически все ученики класса. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность. Дети были включены в различные виды деятельности как индивидуальной, так и групповой.
Запись песни “В мире много сказок”.
В годы старины былинной
У земли три было сына,
Что звались совсем не зря
Три лихих богатыря.
Звали младшего Емелей,
Все б ему одно веселье,
Все б на печке полежать,
Да о чем-то помечтать.
Мне не надобна наука,
Мне поймать бы только щуку,
Да шепнуть ей все хотения,
И по моему велению
Все исполниться точь-в-точь
И дворец, и царска дочь.
Кличут среднего Иваном,
Просыпается он рано,
На печи он не лежит,
Он пригож весьма на вид.
Он царевичем зовется,
Он о матушке печется,
С серым волком он знаком,
Служит волк ему добром.
Мне б сыскать себе принцессу,
Пусть хоть даже в чаще леса.
Волка я возьму с собой,
Это друг надежный мой,
С ним врагов мы одолеем,
Он самой лисы хитрее.
Третий сын Батыр-Урал,
Уродился он не мал,
Верный конь всегда с ним рядом,
Что зовется Акбузатом,
С краем гор его родство,
Да курая волшебство.
Урал-Батыр С Акбузатом
(Из балета “Журавлиная песнь”)
У меня есть конь ретивый,
Вороная его грива,
Хоть куда меня домчит.
Я наездник, я джигит.
Мы помчим в любое место,
Сыщем Карагаш-невесту,
Да приедем все втроём
Прямиком в отцовский дом.
Вы, сыны мои родные,
Все богатыри лихие,
Пусть несут вас утром ноги,
На развилке у дороги,
Вам всем надобно решать,
Вправо, влево ли шагать.
И смотря куда пойдёте,
Там судьбу свою найдёте,
Да красу в наш край вернёте.
Буйны головы храните,
Да друг друга не браните,
Вместе все строем идите,
Коль поступите вы так,
Вам тогда не страшен враг.
Только первый лучик солнца
Утром засветил в оконце,
Три богатыря собрались,
Да со всеми распрощались,
И дорогою одной
Край покинули родной.
Волк с Иваном мчит по миру,
Вороной несёт Батыра,
А Емеля на печи
Ест всё время калачи
У развилки трое встали,
Все таблички зачитали,
Каждый выбирает путь.
Я Иван, я царской крови,
Мне ль пугаться славословья,
Или даже ворожбы
Той, что пишут на столбы?
А пойду-ка я упрямо
Не куда-нибудь, а прямо,
Серый волк пойдёт со мной
По дороге столбовой.
Коль со мной беда случится,
Серый волк до вас домчится,
Хоть в какой вы стороне,
Весть вам скажет обо мне.
Матушки-Земли наказы
Позабыли они сразу,
От столба лишь отошли
В разны стороны пошли.
Для себя добыть, чтоб славу
Кто-то влево, кто-то вправо,
Кто-то путь избрал прямой,
С сердца вон да с глаз долой.
Только каждая дорога
Вскоре привела к порогу:
Курья у избы нога,
Баба там живёт Яга.
Три Яги, сестры родные
Через много лет впервые
Всяка пред своей избой
Дух почуяли людской.
– Как зовут тебя?
– Емеля.
Емеля,
Мне добраться бы до цели
Мне б найти свою красу
Толь в горах, толи в лесу.
Лук тебе я дам и стрелы
Куда выстрелишь умело
Там невесту и найдёшь.
А в болото попадёшь,
То возьмёшь лягушку в жён
Уже стрелы заряжены
Это ты, Емеля знай
Ты отсюда и стреляй.
Отыщи меня скорее
В царстве самого Кащея
Коль его ты победишь,
То себя вознаградишь,
И за много лет впервые
Растворяться чары злые,
Да от бед поберегись,
Да в пути поторопись.
(Мусоргский “Избушка на курьих ножках)
Зрением я слаба да слухом
Человечьим пахнет духом
Кто ты, чей ты будешь сын
Ты с друзьями, аль один?
Я Иван, царского рода
Я не знаю топи, брода,
Лес уж больно здесь густой.
Мне Яга, секрет открой:
Как найти такое место,
Где моя невеста,
Краше, что самой красы,
Да длиннее нет косы.
То прекрасная Елена,
Вызволи её из плена,
Змей Горыныч ту девицу
Близ себя держать стремиться,
Никому не отдает,
В замке девица живёт.
А не веришь коль рискни,
В зеркальце моё взгляни,
Это зеркальце волшебно,
Там сейчас твоя Елена.
Что же ты, Иван, не весел,
Буйну голову повесил?
Головы аж три у Змея
Потому-то ты скорее
Отыщи волшебный меч,
Срубишь головы все с плеч.
Помни не близка дорога,
Да и времени не много,
Так что ты поторопись,
Да в дороге берегись.
(Мусоргский “Избушка на курьих ножках”)
Вот тот меч, теперь он твой,
Забери его с собой.
Ниток вот тебе клубочек,
Он покатиться меж кочек,
Ты иди за ним скорее,
Приведет тебя он к Змею,
А победа будет чья?
То не знаю даже я.
Это я, Урал-Батыр,
Карагаш моя невеста,
То хочу узнать я место,
Где невесту я найду.
А теперь пойдем по миру
Братьев двух моих искать.
На курае стал играть,
Ала кровь с конца стекает,
Землю черну орошает,
Значит с братьями беда-
Им нужна жива вода.
Добры люди, помогите,
Все на зов на мой идите,
Да Ивана оросите
Хоть глотком воды живой
В битве пал хозяин мой.
Все идут на зов серого волка, оживили Ивана, заиграли в рожок, отозвалась щука.
Все сюда идите к цели,
Чтоб скорей спасти Емелю,
Он лежит в густой траве
Рана в буйной голове.
Оживили Емелю.
Я могу совсем не много
Колобка я дам в дорогу,
Он тебе укажет путь
Только осторожен будь,
Ты иди за ним умело,
Каб лиса его не съела,
Ты во все глаза смотри,
Да лису перехитри.
Всяк своим путем ступая,
Силу общу разобщая,
Каждый со своей бедой
Против зла вступили в бой.
Три битвы с Кащеем, Змеем Горынычем,
и злой Юхой, и страшным Дэвом
Хоть давно уж преуспели
Молодцы те в ратном деле,
Пал Иван, и пал Емеля,
Славный пал Урал-Батыр,
Красоту спасая, мир.
Из-за леса, горных склонов
Семь выходят Симеонов,
Тоже двинулись в поход,
Кто кузнец, кто мореход,
Кто стрелец, кто звездочет,
Хлебороб да музыкант,
Всяк имеет свой талант.
А седьмой в пути все время,
У него нелегко бремя –
Земли новые познать.
На поляну вышли, глядь,
Там Батыр, да конь ретивый,
Он трясет своею гривой,
Мол, вставай скорей, джигит,
А Батыр уж мертв лежит.
Правду матушка сказала
Хоть в нас силы и немало,
Что касаемо борьбы,
Против зла мы врозь слабы.
Ну-ка встань пред нами сила,
Что красу поработила,
Выходи на ратный бой
И со мною, и со мной.
Щит у нас есть, лук, да стрелы,
Бой мы проведем умело,
Есть у нас кинжал да меч
Головы все срубим с плеч.
Побеждают в битве злую силу. Прилетает Птица-Кахна, а с ней три девицы
Это явь иль нам всё сниться,
К нам пришли медведь с куницей
Принесли медок с содой.
Будет пир у нас горой,
Где там скатерть самобранка,
Где у ней лицо, изнанка,
Ну а я принёс вам мёд.
Не с пустыми я руками,
С кренделями, пирогами,
Принесла я вам чак-чак,
Принято у нас здесь так.
Вот вам угощенье волка,
В яблочке том много толка,
Это наш башкирский плод
Всем вам молодость вернёт.
Мой Иван царевич ясный
Я ждала да не напрасно,
Стал светлее белый свет,
Злого змея больше нет.
Вещий сон мне нынче снился,
Что Емеля изловчился,
Да расправился с Кащеем.
Мне батыр мой всех милее,
Он меня да и всех нас
От злой Юхи ныне спас.
Прилетает Птица-Кахна.
Дружно все за стол расселись,
Теми яствами наелись.
Я на том пиру была,
Тоже ела да пила,
Ложкою медок хлебала,
В рот ни грамма не попало,
Всё по бороде текло,
Да быльём уж поросло.