Проект мои первые народные сказки 3 класс колобок

Сказки

Учебно-исследовательский проект «Колобок»

Александра Ивойлова
Учебно-исследовательский проект «Колобок»

Например, как понимать сегодня смысл слов «короб», «сусек», «стужон» или «пряжон»? А что означает само слово «колобок»? Какую миссию «выполняют» колобки на нашей планете, трансформируясь в разные образы. И в чём секрет популярности этой русской народной сказки не только у русских, но и у детей других народностей?

В своей работе я решила провести своё исследование сказки «Колобок».

Цель исследования: «трансформировать» знакомый с детства образ Колобка и провести пробу создания мультфильма, создав свою сказку «Новые приключения Колобка».

Изучить происхождение сказки «Колобок»?

Узнать значение устаревших слов, имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня читателю.

Расследовать, сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение предков или сказка о хлебобулочном изделии.

Изучить процесс приготовления «Колобка».

— изучение и анализ научной литературы, художественной литературы, литературных источников и интернет – ресурсов;

Изучив научную литературу, ознакомившись с материалами интернет-ресурсов, мы выяснили, что одно из самых ранних упоминаний о «Колобке» было в «Житии протопопа Аввакума»: «.Фекла Симеоновна: оне нам от смерти голодной тайно давали отраду, без ведома ево, – иногда пришлют кусок мясца, иногда колобок, иногда мучки и овсеца». Сама же сказка впервые была опубликована в 1844 г.в книге Екатерины Алексеевны Авдеевой: «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевой». Но самым любимым и известным является вариант сказки «Колобок» в записи известного историка и фольклориста А. Н. Афанасьева.

Проблема: все дети хорошо знают и любят сказку «Колобок», но никто не смог объяснить, почему колобка называется и из чего он сделан.

Гипотеза: наше изучение малопонятных слов поможет правильному пониманию прочитанного текста, а значит, лучшему пониманию сказки, кроме этого, только хорошо зная значение того или иного слова, мы сможем правильно употреблять его в разговорной речи.

Предмет исследования: сказка «Колобок»

Этапы реализации проекта

Название этапов Пути реализации проекта

Первый этап подготовительный 1. Сбор информации.

2. Работа с научной литературой, художественной литературой, интернет-ресурсами.

реализации проекта 1. Просмотр мультфильма по русской народной сказке «Колобок».

2. Чтение литературных произведений.

3. Проведение викторины «Лучший знаток сказки «Колобок».

4.Беседа на тему: «Колобок –это пища крестьян».

1. Оформление площадки для съёмок.

2. Создание мультфильма.

В чём суть «Колобка»

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Оказывается, «Колобок» у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за «Колобка». Сказка о Колобкеэто астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса, до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т. е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации «Колобка» мы находим в русских народных загадках (из собрания В. Даля): «Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается». Это про Небеса и Ярило-Солнце.

Основной смысл этой сказки прост, хотя и может быть выражен по-разному. Например, «Если тебе повезло четыре раза, не факт, что повезет в пятый», «Не будь излишне самонадеянным», «Не ведись на лесть», «От судьбы не убежишь», «Коль ты еда – тебя съедят» и т. д. Сверху – простая и круглая, как главный герой, мысль. А в глубине?.

Толкование мало употребляемых слов из сказки «Колобок»

Обратившись к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля и «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, мы растолковали значения и других слов,многие из которых сегодня мало употребляются в повседневной речи:

Амбар-строение для хранения зерна, муки, припасов…

Короб – лубяное или берестяное изделие для укладки и носки чего-нибудь…

Поскрести – поскоблить остатки …

Авось – (частица) – может быть, вдруг, случайно …

Пригоршня – ладони (ладонь, сложенные горстью; количество чего-либо, вмещающееся в ладони, сложенные таким образом.

Лавка – скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене.

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревянных избах и старинных городских домах.

Пряжить (в сказке – «пряжон») – жарить в масле.

Студить (в сказке – «стужон») – делать холоднее, охлаждать.

Подавно – тем более, разумеется.

Оформление площадки для съёмок.

На все поставленные вопросы перед исследовательской работой мы смогли найти ответ:

— Смысл сказки «Колобок»;

— С помощью словаря узнали точное значение малопонятных нам до этого слов;

Список использованной литературы

1. Даль В. И.Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. М., 1978-1980.

Читайте также:  Рассказы о донских казаках для детей

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1973 г. – 939 с.

4. Даль В. И. Русские сказки. Спб, 1832.

Информационно-исследовательский проект «Мяч-мой друг!» Цель: Формирование потребности в укреплении своего здоровья с помощью работы с мячом. Задачи: 1. Совершенствование двигательных умений в.

Исследовательский проект «История музея» О проекте: Тип проекта: информационно-исследовательский Категория детей: подготовительная группа «Родничок» Предмет: окружающий мир Длительность.

Исследовательский проект «История поселка» ВВЕДЕНИЕ: Основополагающий вопрос: Что я знаю об истории своей малой родины? Мы родились в современном посёлке Правохеттинский. В нашем.

Исследовательский проект «Молоко — полезно детям» Проект исследовательско-творческий, рассчитан сроком на 1 месяц. Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, воспитатели, родители,.

Исследовательский проект «Травянчик» Введение. У меня есть кошка и три черепахи. Когда наступил октябрь, и на улице пропала трава, мои питомцы загрустили. Так как кошка ест.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Творческо-исследовательский проект «Чудо-календарь!» Введение. Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь) Наступил.

Творческо-исследовательский проект «Мой любимый Зайка» Творческо-исследовательский проект «Мой любимый Зайка» Автор: Слободенюк Елизавета воспитанница «МБДОУ «ДСОВ» Аленький цветочек» группа.

Источник

В гостях у русской народной сказки (проект)

Исследовательская работа ученицы 3 класса по теме «В гостях у русской народной саказки». Методы исседования: опрос, анкетирование, сравнение, анализ.

Просмотр содержимого документа
«В гостях у русской народной сказки (проект)»

XI районная научно-практическая конференция
младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку»

В гостях у русской народной сказки

Бахолдина Евгения Евгеньевна,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Руководитель исследовательской работы:
Чупринова Ирина Михайловна,

учитель начальных классов,

МОУ СОШ № 9, п. Новокавказский

2019-2020 уч. год SHAPE SHA

В настоящее время взрослые беспокоятся, что дети читают мало. Телевизор, видео, компьютер, мобильные телефоны всё чаще занимают свободное время ребенка. Неужели дети не знают и не читают даже сказки? Меня очень заинтересовал этот вопрос, и я решила узнать о сказках больше и привлечь внимание своих одноклассников к чтению русских народных сказок.

Все люди с самого раннего детства любят сказки. Благодаря сказкам мы получаем уникальную возможность окунуться в волшебный мир, взрослые вспоминают свое детство и окунаются в радостные воспоминания. Знакомясь с волшебным миром сказок, мы воспитываем в себе любовь к слову и интерес к чтению.

Сказки для нас несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они:

— формируют понятие «добро и зло»;

— прививают уважение к себе как к личности, и к старшим.

А задумывались ли Вы над тем, когда появилась сказка? Сколько ей лет? Какие бывают сказки? Кто их главный герой? Что это за волшебные предметы, помощники героя? Чему учит сказка? Вот эти вопросы меня очень заинтересовали, так появилась тема моего исследования « В гостях у русской народной сказки»

Предварительное изучение исследуемого вопроса позволило мне предположить следующую гипотезу: сказки помогают развивать интерес к чтению, воспитывать положительные качества личности.

Цель: изучить историю возникновения сказки, ее жанры и особенности; привлечь внимание одноклассников и вызвать у них интерес к русским народным сказкам.

Изучить историю возникновения сказок, их особенностей и донести до других эту информацию.

Выявить, какие русские народные сказки особенно популярны среди детей, а какие среди взрослых.

Выяснить каким героям в сказках дети и взрослые симпатизируют, а каких осуждают.

Сравнить вкусы и предпочтения взрослых и детей.

Методы исследования: изучение литературы, опрос, анкетирование,

сравнение, анализ результатов

1.Исторические корни русских народных сказок

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова » бать», » рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

2.Особенности русских народных сказок

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица, писанная… Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк – ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Читайте также:  Рассказ про лето 3 класс по литературе коротко

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

3.Жанры русской народной сказки

Русские народные сказки можно разделить на три жанровых разновидности:

4.Композиция и сюжет волшебной сказки

В отличие от других видов сказок, волшебная сказка имеет в своей основе вполне четкую композицию и сюжет. А также, чаще всего, узнаваемый набор неких универсальных «формул», по которым ее легко узнать и отличить. Это и стандартное начало – «Жили-были в некотором царстве в некотором государстве…», или финал «И я там был, мед-пиво пил…», и стандартные формулы вопросов-ответов «куда путь держишь?», «Дело пытаешь или от дела лытаешь», и другие.

Кроме того, в волшебной сказке персонажи четко делятся на роли – герой, ложный герой, даритель, помощник, отправитель, царевна (или отец царевны). Не обязательно чтобы присутствовали все они, и каждую роль исполнял отдельный персонаж, но те или иные персонажи явно видны в сказке.
В основе сюжета волшебной сказки – рассказ о преодолении некоей недостачи, потери, для того, чтобы преодолеть причину потери, герою обязательно нужны чудесные помощники. Но получить такого помощника непросто – нужно пройти испытание, выбрать правильный ответ или верный путь. Ну, а заключением становиться чаще всего свадебный пир, тот самый, на котором «и я был, мед-пиво пил…», и награда в виде царства.

5. Волшебная сказка как лекарь

6. Наши любимые сказки и герои

В рамках проекта я решила провести анкетирование и выяснить, какие же сказки предпочитают дети и родители нашего 3 класса. Вместе с учителем мы составили анкеты для учащихся и для родителей. В анкетировании приняли участие 20 учащихся и 20 взрослых. Анкета для учащихся состояла из 6 вопросов, на которые дети отвечали письменно. «Приложение 1». Анкета для взрослых состояла из 5 вопросов. Опрос взрослых проводился устно, я отмечала результаты. «Приложение 2». По каждому вопросу было подсчитано количество одинаковых ответов и определены сказки и герои победители. Одноклассникам с помощью учителя я предложила тест« Герои русские народных волшебных сказок», «Приложение 3» который выявил их знания героев сказок.

7. Анализ результатов анкетирования

Отвечая на первый вопрос анкеты, дети и взрослые называли многие сказки, но, просмотрев, ответы я выбрала самые популярные и поместила в таблицу.

Источник

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВладимир Бегтабеков

Похожие презентации

Презентация 1 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Название проекта: « Тайна трёх «О» или рождение сказочного колобка» Направление: литература Автор исследовательского проекта: Цирихова Ангелина Место выполнения:». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 На данном конкурсе Ангелину наградили ГРАМОТОЙ. 1

3 Читая первые книги – русские народные сказки, которые мы знаем наизусть с детства, порой не замечаем, что многие образы и слова, которые встречаются в этих детских сказках, неизвестны не только нам, детям, но порой и взрослым. Простой пример – сказка «Колобок». А сколько тайн и загадок содержит в себе самая детская сказка! И как интересно и полезно прочитать и поразмышлять над давно прочитанной в первый раз сказкой по-новому. Читая первые книги – русские народные сказки, которые мы знаем наизусть с детства, порой не замечаем, что многие образы и слова, которые встречаются в этих детских сказках, неизвестны не только нам, детям, но порой и взрослым. Простой пример – сказка «Колобок». А сколько тайн и загадок содержит в себе самая детская сказка! И как интересно и полезно прочитать и поразмышлять над давно прочитанной в первый раз сказкой по-новому. I. Введение 2

4 Как он должен выглядеть? Что такое КОЛОБОК? Как его можно приготовить самим? Короткая, но яркая жизнь всеми любимого колобка трагически оборвалась при встрече с хитрой лисой. Чтобы возвратить его к жизни, мы попробуем восстановить рецепт из сказки. 3

5 Цель исследования: узнать вкус колобка Цель исследования: узнать вкус колобка Объект исследования: русская народная сказка «Колобок». Предмет исследования: рецепт, который использовала бабка для приготовления колобка Предмет исследования: рецепт, который использовала бабка для приготовления колобка Гипотеза исследования: возможность состряпать колобок самим и поделиться рецептом с одноклассниками, если он будет соответствовать нормам кулинарии. 4

6 Задачи исследования: 1. На основе изученной литературы, конкретизировать понятие колобок 2. Выяснить рецепт приготовления колобка. 3. Приготовить колобок. 4. Поделиться рецептом с одноклассниками 5

7 Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение литературных источников, эксперимент, моделирование, обобщение. 6

8 II. Основная часть Теоретический анализ исследуемой проблемы. Основные понятия исследования. II. Основная часть Теоретический анализ исследуемой проблемы. Основные понятия исследования. Кто не знает сказку «Колобок»? Когда вы слушали эту сказку, вам не хотелось скушать этого колобка? Когда вы слушали эту сказку, вам не хотелось скушать этого колобка? Каков же рецепт колобка? 7

9 Либо: Я по коробу скребён, По сусеку метён, На сметане мешен, Да в масле пряжон, На окошке стужен. Основной рецепт написан в первоисточнике: «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить».

Читайте также:  Природа в рассказе тургенева лес и степь

10 В словаре Даля прописано, что колобок это уменьшительное от «колоб», круглый хлебец, хлеб). Дело в том, что колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии обычных припасов для хлеба в их обычном количестве. На колобок – единственный! – шли остатки разной муки – всё, что было в доме. Мука бывала не однородной, а смешанной ( пшеничной, ржаной, овсяной, ячневой и т.д.) Этимология слова.

11 Вся «чудесность» колобка трансформировалась у сказителей в его внешность – круглую, шарообразную форму, и именно это свойство отразилось в бытующих вариантах мифа-сказки о колобке. Но забывать или не знать истинных причин пышности и «вкусноты» коробочного теста – не следует.

12 Если обратиться к книге Ковалёва В.М., Могильного Н.П. «Русская кухня: традиции и обычаи», чтобы узнать, как изготавливали колобки, то оказывается, что раньше была закваска, в которой замешивали тесто. Но у нас закваски нет. Значит, нужны дрожжи и сахар. Если обратиться к книге Ковалёва В.М., Могильного Н.П. «Русская кухня: традиции и обычаи», чтобы узнать, как изготавливали колобки, то оказывается, что раньше была закваска, в которой замешивали тесто. Но у нас закваски нет. Значит, нужны дрожжи и сахар. Практическая часть исследования. Узнаём рецепт.

13 Мука – 2 стокана Сметана 200 г. Масло растительное гр. Сахар- 0,5 сток. Яйцо – 1 шт Соль – щепотка Дрожжи – 1 стол ложка Получаем вот такой рецепт

14 Я решила испечь такой колобок. Помогала мне в этом моя мама и приговаривала. Реализация проекта. Муки насыпь ты две горсти

Источник

Проект «В гостях у сказки «Колобок»

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности с использованием ИКТ на материале русской народной сказки «Колобок».

Просмотр содержимого документа
«Проект «В гостях у сказки «Колобок»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок» город Ессентуки

«В гостях у сказки «Колобок»

Воспитатели 2-ой младшей группы

Название проекта «В гостях у сказки «Колобок»

Вид проекта: сюжетно-ролевый, среднесрочный

Тип проекта: речевой, познавательно-творческий

Продолжительность проекта: 1 месяц

Участники проекта: воспитатели, дети младшая группа 3-4 года, родители

Младший возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи взрослого и ребенка. Роль развития речи ребенка на третьем году жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, мышления, памяти, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

В психологических, лингвистических Запорожец А.В., Лисина М.И., Выготский Л.С., Шахнарович А.М., Филичева Т.Б, Жукова Н.С., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. В раннем возрасте закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Это благоприятный возраст для речевого развития.

Анализ литературы и практический опыт показал, что назрела необходимость в интеграции инновационных технологий и ИКТ в образовательный процесс с детьми раннего дошкольного возраста.

Цель проекта: речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности с использованием ИКТ на материале русской народной сказки «Колобок».

Развитие познавательных способностей детей

Развитие связной речи для выражения игровых и бытовых действий

Расширение и обогащение активного словаря

Знакомство с детской литературой и русским фольклором

Совершенствовать грамматическую культуру речи

Соответствие речевого развития детей возрастной норме

Ожидаемые результаты проекта:

Выставка творческих работ детей.

Выставка рисунков с иллюстрациями по сказке.

Театрализованное представление сказки, кукольный театр

Обеспечение более высокого темпа общего и речевого развития детей при реализации принципа комплексности.

Определение педагогами цели и задач проекта.

Обсуждение наиболее перспективных идей и возможных вариантов успешного решения проектного задания.

Определение необходимых средств реализации проекта.

Изучение методической литературы.

Подбор литературы, иллюстраций, стихов и мультфильмов для детей.

Обсуждение с музыкальным руководителем музыки и песен по теме проекта, сценария театральной постановки сказки.

Наглядная информация на стендах и в папках передвижках: «Развитие воображения и творческих способностей в раннем возрасте», «Поиграем с детьми», «Воспитание сказкой».

Создание в группе предметно – развивающей среды.

Чтение воспитателем сказки «Колобок», беседа с детьми по её содержанию, рассматривание иллюстраций.

Просмотр, мультфильма «Колобок».

Конструирование дорожки для колобка.

Игра «Угадай, из какого произведения пришли эти герои»?

Отгадывание загадок про животных.

Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Жили-были зайчики на лесной опушке», «На лесной лужайке».

Игра «Куда укатился колобок?»

Разучивание на прогулке подвижных игр: «Медведь и дети», «Зайчики и домики».

Воспитатель разучивают с детьми стихи.

Видео и фотосъёмка интересных и запоминающих моментов проекта.

Оснащение предметно – развивающей среды:

Выставка иллюстраций по русской народной сказке «Колобок» в группе.

Выставка детского творчества (лепки, рисунков).

Кукольный театр «Колобок»

Публикация проекта на личном сайте педагогов с фотографиями проекта.

1. Давыдова О.И., Майер А. А., Богословец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. – М.: ТЦ Сфера, 2006

4. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: Детство-пресс, 2012

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013

6. В.В. Гербова, Т.С. Комарова – 3-е изд. «Мозаика – Синтез», 2006

7. Воспитание и обучение детей раннего возраста./Под ред. Л.Н.Павловой. – М.: Просвещение, 1986.

Т.М. Горюнова, Развитие детей раннего возраста, М. 2009 г.

Источник

Познавательное и интересное