Проект моя малая родина подготовить рассказ о своей малой родине

Сказки

Проект : Моя малая Родина

Содержимое разработки

МО «Прибайкальский район»

МОУ «Турунтаевская СОШ №1»

I муниципальный Фестиваль ученических проектов

(для учащихся начальных классов)

Тема проекта « Моя малая Родина»

Автор: Белов Николай,

МОУ «Турунтаевская СОШ №1»

Руководитель: Хмелёва Татьяна Геннадьевна

учитель начальных классов

Окружающая среда села……………. ………………..………… стр…5

Памятники археологии и архитектуры……………. ……..…….стр…6

Список используемых источников………………….…….………….стр…8

Я живу в огромной и прекрасной стране под название Россия. Это моя большая Родина. Но у каждого из нас есть свой родной уголок — своя малая родина. Это тот город, поселок или деревня, та улица и тот дом, где мы родились, где сделали свои первые шаги, сказали первое слово, узнали первые радости и первые обиды.

Каждый дорожит своей родиной и считает, что нет на свете места прекраснее. Моя малая родина – это небольшое село Турунтаево.

Хотя я родился в Баунтовском районе, но здесь я сделал свои первые шаги, здесь я произнес первые слова, здесь родилась моя мама.

А почему наше село называется именно Турунтаево? Как оно здесь появилось? Поэтому я выбрал тему своей работы: «Моя малая Родина».

Актуальность этой работы заключается в том, что каждый житель села должен не только знать название села и улиц, но и знать историю его создания. Каждый обязан знать свою родословную, своё происхождение.

Для достижения поставленной цели мы рассматриваем вопросы, связанные с решением таких задач, как:

-собрать материал о селе Турунтаево ( фотографии, тексты и т.д.);

— показать красоту природы родного края;

-привлечь внимание одноклассников к истории родного края;

— оформить собранный материал в виде плаката «Родное село».

Объект исследования: село Турунтаево

Предмет исследования: история села Турунтаево

Гипотеза: знать историю своей малой Родины очень важно

Оказывается, давным-давно здесь на этом месте не было ничего, была глухая тайга, сюда не ступала нога человека. И назывались эти места – Сибирь.

Село ведёт начало от Итанцинского острога, основанного казаками у реки Итанца.

Турунтаево образовалось на месте существовавших в Сибири с конца XVII — начала XVIII века небольших (в 2—3 дома) деревень: Костромина, Синисутуйская, Сохотайская (Коношонкина), Харитонова (Кузнецова), Ярковская. В XIX веке в селе была только одна улица, примыкавшая к Спасской церкви, называлась она Турунтаевская слобода. В конце XIX — начале XX века здесь находились волостная управа, церковно-приходская школа, питейный дом, усадьбы купцов Киневых, Литвина, Суздальницких. С южной стороны церкви находилось кладбище.

На том месте, где сейчас находится редакция районной газеты, находилась синагога. Еврейская община была достаточно большая. В заречной части села Турунтаево располагалось еврейское кладбище. Сейчас по тому месту проходит дорога, кладбище частично занято двором и хозяйственными постройками

В 1830-х годах в Турунтаево (в то время село Итанца Верхнеудинского округа Иркутской губернии) отбывал ссылку один из самых известных участников декабрьского восстания 1825 года князь Е. П. Оболенский. Его имя носит одна из улиц села Турунтаево.

В 1884 году на поселение в Турунтаево переведена Е. К. Брешко-Брешковская.

В ноябре 1918 года в селе открылся врачебный пункт. Первым врачом работала Родовская из Верхнеудинска. Пункт обслуживал Турунтаевскую и Батуринскую волости.

1 февраля 1924 года в Турунтаево начала работать школа. 10 декабря 1924 года в селе начало работать кооперативное сельскохозяйственное кредитное товарищество.

Летом 1925 года С. Гущина по поручению Восточно-Сибирского Отделения РГО собирала в селе этнографический материал. В это время в селе было 16 пионеров. Кроме свадебных песен Гущиной было собрано 540 материалов детского народного календаря: 70 игр, загадки, сказки, скороговорки, поверья и т.д.

В 1940 году на момент образования Прибайкальского района Бурятии в селе располагался колхоз имени Орджоникидзе, население составляло 104 двора и 638 жителей.

В марте 1941 года была установлена постоянная телефонная связь с Улан-Удэ.

В 1966 году установлен телевизионный ретранслятор.

В Турунтаево расположен действующий храм Нерукотворного образа Христа Спасителя (Спасская церковь, заложена в 1787, построена в 1791—1818 годах, освящена в 1800, закрыта в 1927 и в 1939 разрушена, восстановлена в 2000). Православный приход зарегистрирован в 1995 году.

2.2 Окружающая среда села

Расположено по западной стороне региональной автодороги Р438 (Баргузинский тракт) на обоих берегах реки Итанцы при впадении реки Иркилик. Расстояние до Улан-Удэ — 52 км, до железнодорожной станции Мостовой — 34 км. От села по правому берегу Итанцы на запад идёт автодорога республиканского значения на село Тресково (89 км), по левому берегу — региональная автодорога Р439 Турунтаево — Татаурово (21,5 км).

Наше село небольшое, но очень красивое. Чтобы попасть в наше село, нужно проехать по мосту через речку Итанца. В селе много деревянных домов с резными наличниками, воротами и изгородью, раскрашенными в разные цвета. Каждый житель деревни старается, как может, украсить место, в котором он живёт. Турунтаево окружает смешанный лес. Особенно славится кедр, богатый своими шишками и орехами. Много грибов и ягод. Вкусное варенье получается из брусники. А травы в наших лесах – это просто аптека! Много полезных трав можно собрать. Так, что щедра и богата природа моей малой Родины. Надо только крепко любить и беречь её.

2.3 Памятники археологии и архитектуры

В селе Турунтаево есть несколько достопримечательностей. Одной из них является ныне реставрируемая Спасская церковь, строившаяся с 1791 по 1818 годы. Недалеко от неё жил сосланный декабрист Е. П. Оболенский.

Церковь имеет два престола: во имя Нерукотворного Образа Спасителя в главной холодной части, и в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца, в тёплом приделе, освященном в 1800 году.

Читайте также:  Рассказ про маленького поросенка плюха

На одной оси расположены колокольня, трапезная и храм с алтарной аспидой. Трапезная и зимняя церковь перекрыты коробовыми сводами; они освещаются окнами в северной и южной стенах. Главным украшением интерьера были иконостасы столярной работы с резными деталями и позолотой. На стенах применён архитектурный декор из штукатурки в виде пятна сложного рисунка. Фасады оштукатурены, крыша железная. Основа купольного покрытия и его высотного завершения каменная, а не деревянная, как в других ранних забайкальских храмах. Из-за этого изменились архитектурные формы: вместо стройного шпиля — короткий пирамидальный шпиль с шаром и крестом.

В скалах вблизи Турунтаево находится пещера с наскальными рисунками (Писаница «Турунтаево»).

На окраине села археологами были обнаружены кости доисторических животных ледникового периода.

В результате можно сказать, что достигнуты все задачи, которые мы ставили. В процессе работы над проектом я:

–расширил знания о родном селе;

— научился искать необходимый материал в различных источниках;

-научился фотографировать достопримечательности;

-научился выступать перед родителями с подготовленным сообщением;

-научился сотрудничать с родителями, жителями села и учащимися нашей школы. Надеюсь, что мой материал можно использовать на классном часе.

В жизни каждого человека происходят события, которые влияют на его судьбу и определяют его суть на все оставшиеся годы. Мне посчастливилось родиться и жить в таком месте, где меня окружают добрые, отзывчивые люди, мои родные и друзья.

Когда я вырасту, и может быть, уеду из села, самые лучшие моменты моей жизни, связанные с ним, навсегда останутся в моей памяти.

Я хочу, чтобы моя родина росла и процветала, преображалась и хорошела с каждым днем! Я люблю своё село, родную природу: леса, реки, луга, краше их нет ничего на всем белом свете. Это богатство и красоту я никогда ни на что не променяю.

Минерт Л. К. Памятники архитектуры Бурятии. — Издательство «Наука», СО АН СССР, Новосибирск, 1983.

Казьмин П. Второе рождение Спасской церкви.//газета «Прибайкалец», 22 декабря 2000 г.

Помулев В.И. Итанца – Историко-публицистический очерк. Изд. ОАО «Республиканская типография», 2005

Источник

Описание проекта Моя малая Родина

специалист в области арт-терапии

МБОУ «Юманайская СОШ им. С.М. Архипова»

по окружающему миру

Подготовил ученик 4 класса

Арсентьев Сергей Николаевич

Учитель: Арсентьева Л.Н.

Проект “Моя малая родина”

В моем сердце уголок найдётся

Для тебя, любимый край родной,

Ведь не зря ты малой родиной зовёшься,

Ты в душе всегда, всегда со мной!

Почему я стал работать над этим проектом

Все мы живем в огромной прекрасной стране – в России. Мы все любим ее всем сердцем, потому что, как сказал великий писатель и педагог К. Д. Ушинский, «одна у человека мать, одна у него и Родина». Но любовь к родной стране начинается с любви к своей малой Родине.

Каждый из нас имеет дорогие сердцу места, где мы родились, росли, учимся и идём по своему жизненному пути. Это наша малая Родина, которая навсегда остаётся в нашей душе. Нет ничего, что может заменить место, где ты родился, сделал первые шаги, сказал первое слово, где родились твои родители, предки наши и родные и близкие люди.

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. И мне хочется об этом узнать, понять сегодняшнее, осознавая прошлое.

На уроках окружающего мира мы много узнаём о родном крае. Но мне ещё больше хочется узнать о своём родном селе, о его людях, об историческом прошлом, о знаменитых людях малой Родины.

Поэтому я стал работать над этим проектом и поставил такие цели, задачи:

Главная цель проекта : лучше узнать свою семью, свой дом, школу, родное село – свою малую родину. Найти ответ на волнующий меня вопрос: что такое малая родина? Кто или что является её главным богатством?

Для достижения поставленной цели нужно было решать такие задачи :

— изучить природу родного края, села, жизнь односельчан;

— выяснить, как жили люди в прошлом, чем они занимались;

— узнать о традициях, о знаменитых людях малой Родины;

-найти исторические памятники и достопримечательности своей местности;

-собрать материал о малой Родине ( иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)

— оформить собранный материал в виде презентации «Моя Малая Родина»

-научиться сотрудничать со взрослыми.

Распределил работу по этапам.

Этапы проекта – это план моих действий:

I .Организационный этап (сентябрь):

1.Знакомство с темой, постановка цели и задач проекта.
2. Составление плана работы.

II . Подготовительный этап. Поиск информации совместно со взрослыми (октябрь):

а) узнать из разных источников об истории возникновения своего села, школы, своей семьи;

б) опросить членов семьи, старожилов об истории возникновения и достопримечательностях своей малой родины, о традициях односельчан;
в) экскурсия в школьный историко-краеведческий музей, библиотеку, чтобы больше узнать о родном селе, крае;

г) знакомство с семейным архивом. Найти в семейном архиве нужный материал;

д) научиться пользоваться Интернет – ресурсами.
III . Основной этап (октябрь-ноябрь):

2.Посещение и фотографирование достопримечательностей села.

3. Написание мини-сочинения о своем родном селе.

4. Разучивание стихов и пословиц о Родине.

5.Оформление презентации проекта «Моя малая Родина»:

IV .Заключительный этап.( декабрь)

1. Защита проекта – презентация проекта «Моя малая Родина»: выступить с подготовленным сообщением, используя слайды.

2.Участие с данным проектом в разных конкурсах.

При прохождении этапов проекта выполнялись следующие работы:
Организационный этап (сентябрь)

Читайте также:  Рассказ о писателе пушкине коротко

Начал работу со знакомства с темой проекта, затем поставил цели и задачи. Главная цель проекта: лучше узнать свою семью, свой дом, школу, родное село – свою малую родину. Найти ответ на волнующий меня вопрос: что такое малая родина? Кто или что является её главным богатством?

Составил план работы и разделил план своих действий на этапы:

I Организационный этап (сентябрь):

II. Подготовительный этап. Поиск информации совместно со взрослыми (октябрь):

III. Основной этап (октябрь-ноябрь):

IV. Заключительный этап.( декабрь)

Подготовительный этап. Поиск информации совместно со взрослыми (октябрь).

На этом этапе узнал из разных источников об истории возникновения своего села, школы.

Опросил членов семьи, старожилов об истории возникновения и достопримечательностях своей малой родины, о традициях односельчан.
Чтобы больше узнать о родном селе, крае несколько раз побывал в школьном историко-краеведческом музее, библиотеке.

Познакомился с семейным архивом и находил в семейном архиве нужные материалы.

Пользовался Интернет – ресурсами.
Основной этап (октябрь-ноябрь). Обработка данных.

1. Олицетворяют родную землю её символы: герб, флаг, гимн. У Чувашской республики имеются свои символы.

2. С чего начинается Родина. Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом?

Попробую ответить на эти вопросы.

Малая – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

Дата «XVII »-век заселения здешней местности первыми поселенцами.

Дата «1930» – год основания коллективного хозяйства села Юманаи

Двухэтажный Дом культуры означает образование, культуру и искусство современности.

4. Разные традиции у односельчан: если в селе чья-то свадьба, то почти всё село гуляет там, радуется вместе с женихом и невестой, если похороны – опять же все односельчане делят горе родных и близких и провожают в последний путь.

В День Победы вся деревня собирается у обелиска павшим героям в Великой Отечественной войне. За годы этой войны из деревень Юманайской и Кадеркинской сельских Советов на фронт ушли более 500 человек. Из них не вернулись 306 земляков.

При работе по данной теме познакомился, прежде всего, с семейными архивами. Узнал, кто такие наши предки, чем они занимались, какую роль играли в истории страны. Много узнал об истории школы.

При работе по данной теме познакомился с материалами школьного музея села Юманаи, документами и фотографиями из личного архива семей Арсентьевых, Архиповых, Долговых. Также использовал воспоминания родных и близких, односельчан, выпускников Юманайской средней школы.

(Чебоксары, Чувашское книжное издательство 2000г.), где особенно много материалов об истории села и о его людях.

Опросил членов семьи, старожилов об истории возникновения и достопримечательностях своей малой родины, о традициях односельчан.

А также вблизи села Юманай, на поле, находятся 2 кургана Улап тапри». Сейчас они распаханы и поэтому незаметны. В окрестностях села находили кости мамонта и всякие старинные вещи, которые хранятся в школьном историко-краеведческом музее.

Ещё один интересный материал о казанских походах Ивана Грозного я нашёл в книге «Родной край – Юманай». Войска царя Ивана Грозного проходили и через территорию Курмышского уезда

(сюда входит современный Шумерлинский район). Об этом подтверждают археологические раскопки курганов и кладбищ нашего района. Недалеко от д.Кадеркино найден курган. По преданию, он насажен во время похода царя Ивана Грозного на Казань. Здесь найдены железная секира, сабля, гроб с кочедыком, поясом, колчаном и огнивом. Найденные предметы подтверждают, что в наших краях ещё в1550 годах проходили ожесточённые бои против ханских феодалов.

По знакомился с семейным архивом семей Арсентьевых, Архиповых, Долговых. В этих архивах нашёл много материалов, связанных с Юманайской средней школой. Узнал, что в 1899 году была построена однопрестольная церковь святого Архангела Михаила. Но во время Советской власти, 1937 году, местные комсомольцы добились закрытия церкви. Церковь разрушили в 1938 году и на её фундаменте возвели деревянное здание школы. А история Юманайской школы начинается с 1889 года, когда в деревне Базарной (Луговой) в квартире крестьянина Якова Ефимова была открыта школа грамотности. Количество детей с каждым годом увеличивалось, и потом в разные годы начали строиться другие новые здания школы. Памятным стал 1975 год. Было построено новое двухэтажное здание на 320 мест, в которой мы сейчас учимся. Много старания и труда приложил здесь директор Севастиан Михайлович Архипов. Он руководил школой около 20 лет. Теперь школа носит имя С.М.Архипова, моего прадедушки. Я горжусь тем, что учусь в той школе, которая носит имя моего прадедушки.

Использовал и Интернет – ресурсы. Узнал, как делаются и оформляются проекты, презентации. Познакомился с некоторыми материалами о происхождении чувашского народа, легендами, преданиями.
Заключительный этап.( декабрь)

1. Защитил проект презентацией проекта «Моя малая Родина»: выступил с подготовленным сообщением, используя слайды.

2.Буду участвовать с данным проектом в разных конкурсах.

прошлое;
вызвал интерес к проектной работе;

помог узнать некоторые моменты истории своего села, традиции односельчан.

Самое главное – понять, что является главным богатством моей малой Родины.

Пришёл к выводу. В жизни каждого человека происходят события, которые влияют на его судьбу и определяют его суть на все оставшиеся годы. Мне посчастливилось родиться и жить в таком месте, где меня окружают добрые, отзывчивые люди, мои родные и друзья.

Когда я вырасту, и может быть, уеду из села, но самые лучшие моменты моей жизни, связанные с ним, навсегда останутся в моей памяти.

Я хочу, чтобы моя родина росла и процветала, преображалась и хорошела с каждым днем! Я люблю своё село, родную природу: леса, реки, луга, краше их нет ничего на всем белом свете. Это богатство и красоту я никогда ни на что не променяю.

Читайте также:  Сказки красивые со смыслом

Продолжается история нашего села, вливаются в жизнь молодые. Поэтому исследование истории родного края будет продолжаться. Эти материалы будут интересны и полезны дальнейшему поколению.

Источник

Проект «Моя малая родина»

Паспорт проекта

Предмет, по которому проводится проект

Перечень учебных тем, к которым учебный проект имеет отношение

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Литературное чтение, краеведение

Формировать патриотическое сознание через образ малой родины на основе познавательного интереса к изучению своей местности.

У каждого человека есть Родина — край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом.
Ребята получили возможность рассказать о своей малой родине, поделиться интересными историями. Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности обучающихся, воспитания Гражданина и Патриота.
Проект — это попытка объединить единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителя-учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения — родителей.
В результате учащиеся создадут учебный видеофильм «Моя малая родина». Тема проекта ориентирована на выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие.

Основополагающий вопрос: С чего начинается Родина?

Село Ново-Талицы, Ивановского района

Этапы работы над проектом

1 этап: подготовительный.

3 этап: заключительный.

Предполагаемые продукты проекта

Создание учебного фильма.
Предметные:
Знания: узнают о своём родном крае.
Умения: создавать проект.
Навыки: составлять связный текст.
Метапредметные:
Регулятивные: составлять план проекта.
Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделяя существенные признаки.
Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию
Личностные: гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Проект «Моя малая родина»

Моё село стоит на бугорочке,
В объятьях зелени, лугов, густых лесов.
Родник любви, премудрости источник,
Живёт вдали от суетливых городов.

Погост Талицы. Первое упоминание относится к 1565 году, времени правления Ивана Грозного. С одной стороны холм обрывался заросшей деревьями кручей, с другой переходил в большой заливной луг. Луг назывался Красным, был весь в цветах. Вокруг холма бежала речка Вергуза, заросшая тальником (отсюда, и название села).

Центром села была величественная церковь. Храм, освещённый в честь Николая Чудотворца, был построен в 1755 году на средства местного помещика Никифора Ивановича Молчанова, бывшего контр-адмирала времён Петра I. Сквозная колокольня, высокий купол храма с золотыми луковками видны были издалека. Сильное впечатление произвела роспись купола, где огромный старец в синих свободных одеждах парил на облаках. Священник объяснил — это самый главный бог — Саваоф.

За Красным лугом двухэтажный каменный особняк с колоннами. Дом Н.И. Молчанова, построенный в 18 веке. Старинные аллеи с вековыми соснами. Парк — место отдыха для таличан: гулянья с гармошкой, танцами.

Иван Цветаев, каждая былинка,
И дом, и липы связаны с тобой.
Отсюда увела тебя тропинка
На самый верх культуры мировой.
Нам сторожилы дороги и близки.
И нет забвенья светлым именам.
Их память сохраняет обелиски.
Святой поклон цветаевским местам.

Середина 19 века. На краю кручи, у самой церковной ограды, с красивым мезонином, не был похож на избы села и сразу привлёк к себе внимание. Называли его тогда «цветаевским домом» (ходили слухи, что от дома к церкви есть тайный подземный ход). Дом Цветаевых на ивановской земле за свою долгую историю знал две семьи. Три поколения «цветаевых» прожили 75 лет (с 1853 по 1928). Семья Смирновых — 60 лет. Традиции семей были схожи: трудолюбие, стремление к образованию.

Для России село частица,
А для нас он — родимый дом.
И мы рады, что можем гордиться.
Малой Родиной, где мы живём.

Площадь нашего села названа в честь Константина Ивановича Рупасова, заслуженного работника сельского хозяйства Российской Федерации, внёсший значительный вклад в развитие района.

Детский поэт-сказочник Леонид Иванович Куликов, уроженец деревни Голчаново, издал книгу тиражом в 1 миллион 920 тысяч.

Школа — огромный корабль, плывущий навстречу будущему. На его пути — снегопады и дожди, жара и лютый мороз, подводные течения и рифы. Но если судном управляет отважный капитан с самоотверженной и уверенной командой — всё нипочём.

В 40-х годах 19 столетия жил в погосте Талицы дьячок Матвей Андреевич, родоначальник образования на селе, учил сельских детишек грамоте и церковному пению. В 1868 году, священник Никольской церкви В.В.Цветаев учредил на территории храма церковно-приходскую мужскую начальную школу, которая просуществовала 20 лет.

Фабриканты Я.П.Гарелин и А.Ф.Зубков в 1889 году строят новую школу, лучшую в сельском уезде. Школа росла, конструировалась.
Мы любим свою школу, уважаем её традиции.

На этой огромной планете,
Под куполом вечных небес,
Есть множество всяких путей и дорог,
И разных диковинных мест.
Но где б ты вдали ни бродил,
Всё равно
Ты помни, встречая рассвет,
Что место одно есть
Такое, одно,
Где ты появился на свет.

Источник

Познавательное и интересное