Урок-проект в 3 классе. Басни и баснописцы
Учитель начальных классов
Никифорова Л.С., МБОУ «СОШ № 8» г. Ступино
Описание работы:
Предлагаю вашему вниманию урок для учащихся 3 класса по УМК «Планета знаний». Данный материал может быть использован учителями, работающими и по другим учебно-методическим комплектам для обобщения знаний по данной теме.
Цель урока:
синтезировать полученные знания; показать взаимосвязь моралей басен, сказок и пословиц;
Задачи:
развивать речь, выразительное чтение, образное мышление, любознательность, творческие способности;
способствовать развитию семейного чтения;
воспитывать интерес к читательской деятельности через классную и внеклассную работу;
развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки;
воспитывать положительные черты характера.
Формы работы:
• индивидуальная
• парная
• групповая
Методы и приёмы:
• работа с источниками
• сбор информации
• чтение произведений и чтение наизусть
• изготовление поделок
• иллюстрирование басен
• оформление стенда
• игра – викторина
• театрализация басен
• публичное выступление
Предварительная подготовка:
1. Распределение учащихся и материала по группам.
2. Поиск материала по заданной теме.
3. Подготовка выставки книг и рисунков.
1 группа
На какие произведения устного народного творчества похожи басни? Какие пословицы и поговорки рождены баснями? В чём их смысл?
2 группа
Встречались ли тебе басни, в морали которых заключены похожие мысли? Кто создал эти басни?
3 группа
В каких баснях изображены одни и те же животные? Схожи ли их характеры и поступки? Кто создал эти басни?
4 группа
Каких писателей, создавших басни, ты знаешь? Что тебе известно об их жизни?
5 группа
Какие художники иллюстрировали басни?
В каких книгах ты видел эти иллюстрации?
Инсценировки. Учащиеся представляют афиши своих постановок
6 группа: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
7 группа: И.А. Крылов «Слон и Моська»
Физминутка «Зеркало» (в паре)
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья –
Раз, два, три –
И снова повтори!
9 группа: викторины и конкурсы по басням И.А. Крылова
«Узнайте басню по цитате»
— Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.
«Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)
«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» (Кукушка и Петух»)
«Вперёд своей беде не смейся, голубок» («Чиж и Голубь»)
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица»)
«А ларчик просто открывался» («Ларчик»)
«Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!» («Слон и Моська»)
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» («Квартет»)
«Сильнее кошки зверя нет». («Мышь и Крыса»)
«А Васька слушает, да ест». («Кот и Повар»)
«Слона-то я и не приметил». («Любопытный»)
«Узнайте басню по отдельным словам»
Волк, ручей, добыча, лес. («Волк и Ягнёнок)
Улица, Слон, зеваки. («Слон и Моська)
Плутовка, дерево, хвост, Ворона, глаза. («Ворона и Лисица»)
Старость, глаза, очки, Мартышка. («Мартышка и очки»)
Кот, пирог, плут, жаркое. («Кот и Повар»)
Лето, голод, кумушка, резвость. («Стрекоза и Муравей»)
О лисе («Ворона и Лисица”, “Лиса”, “Лисица и Осёл”)
О волке (“Волк и Ягнёнок”, “Волк на псарне”, “Волк и овцы”)
О медведе (“Квартет”, “Трудолюбивый Медведь”, “Медведь у пчёл”)
Об обезьяне (“Обезьяна”, “Квартет”, “Зеркало и обезьяна”)
«Бюро находок»
— В Бюро находок поступило много различных вещей. Разыщите их владельцев, сообщите их имена и адреса – назовите героев и басни.
3. Итог урока
— Закончить наш урок хочется словами Михаила Исаковского:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессменные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
4. Рефлексия
— Какие качества высмеиваются в баснях, а какие поощряются?
— Я вам желаю искоренять в себе недостатки и растить в себе хорошее, доброе!
Презентация по литературному чтению на тему «Басни» 3 класс
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Литературное чтение 3 класс
ТЕМА: БАСНИ ПРОДОЛЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.
Что такое басня; Виды басен, действующие лица (герои); Основные цели басни; Самые известные баснописцы; Примеры басен школьной программы; Познание басенной морали; Связь басен с народной мудростью. Содержание:
Эзоп КОШКА И МЫШИ Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят; С обманщиком не дружи; Ловец обманом берет; Обмани поле раз — оно обманет тебя девять раз. МУХИ Любишь кататься люби и саночки возить; За сладкое приходится горько расплачиваться. Эзоп
Л.Н. Толстой Чем меньше врётся, тем спокойней живётся. Раз солгал, навек вралём стал. Кто не врёт, тот спокойно живёт. Кто врёт, тому бы ежа в рот. Лживый хоть правду скажет, никто не поверит Вранье не споро, попутает скоро. Вранью да небылицам короткий век.
Бодливой корове Бог рог не дает Мал клоп да вонюч Видит око, да зуб неймет. От горшка два вершка Словами туды-сюды, а делами никуды Слон и Моська
Много шума из ничего; Пустая бочка пуще гремит; Пустая бочка гремит а полная молчит; Много шуму — мало проку; Звону много, да толку мало; ДВЕ БОЧКИ Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку;
Осип Мандельштам Чужими руками жар загребать; На чужом горбу в рай не вЪехать; На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай; На чужом платье не накрасоваться; Чужим умом не будешь умен.
Спасибо за внимание!
Автор: Мещерякова Л.А. учитель начальных классов МБОУ СОШ №85 им. Героя России Филипова.Р.Н. г.Воронеж
Данная презентация поможет учителю в подготовке к уроку по литературному чтению 3 класс на тему «Басни».
Использование презентации в процессе обучения меняет характер традиционного учебного занятия, делает его более живым и интересным. Её применение способствует расширению общего кругозора обучаемых, обогащает их знания.
Номер материала: ДБ-777813
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок-проект по литературному чтению для 3 класса «Басни И.А. Крылова».
специалист в области арт-терапии
Урок – проект по литературному чтению в 3 классе
Выполнила: учитель высшей категории
Тема. «Басни Ивана Андреевича Крылова».
— обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
Планируемые образовательные результаты
* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
воспитание интереса к классической литературе.
проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
развитие речи и творческого мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Оборудование : карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.
УМК: «Планета знаний»
Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.
Используемые образовательные технологии : компьютерная презентация к уроку.
Этапы работы над проектом.
Этап 2.Проектирование (планирование).
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс делится на 4 группы, которые получают задания:
Группа 1 – Собрать теоретический материал о баснях и баснописцах;
Группа 2 – Объяснить мораль басни, чтение басен наизусть;
Группа 3 – Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»;
Группа 4 – Придумать задания для викторины о баснях.
Этап 3. Поиск информации.
Задача этапа – сбор и уточнение информации. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Создание папки «Наши проекты»
Этап 5. Урок – презентация.
Задачи этапа – коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками и гостями.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке – презентации.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.
Басня- небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются разные пороки, недостатки людей – ложь, хитрость, жадность, глупость, заносчивость. Часто басня заканчивается или начинается моралью, в которой заключается поучительный смысл произведения.
Основоположником басни считается древнегреческий поэт Эзоп (жил в 6 в до н.э.). В произведениях Эзопа животные говорят, думают, действуют, как люди, высмеиваются человеческие пороки, приписываемые животным. Этот литературный приём называется иносказанием, или аллегорией, а по имени автора – называют «эзоповым языком». Наиболее известные басни Эзопа «Лиса и виноград», «Волк и ягнёнок», «Ворона и лисица», «Муравей и цикада». Они стали источниками в творчестве последующих баснописцев, придававших данным сюжетам индивидуальное и национальное своеобразие.
Королём русскоязычной басни называют Ивана Андреевича Крылова. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Грамоте он выучился в семье. А позже, Крыловы жили тогда в Твери, разрешили, из милости, ему учиться с детьми богатого помещика Львова. Мальчику было 10 лет, когда умер его отец. Семья, и без того не богатая, осталась без всяких средств к существованию.
И в 11 лет Ваня Крылов вынужден был пойти работать в судебную канцелярию, где переписывал бумаги, разносил пакеты, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и литературу. Приехав в Петербург он стал журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал 39 лет.
Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он баснями.
В 1809 году вышел 1 сборник басен русского баснописца. За первой книгой басен последовали ещё восемь. В январе 1823 года И.А. Крылов получил золотую медаль от Российской академии за литературные заслуги. С 1809 по 1843 год баснописец создал более 200 басен, которые по справедливому замечанию Н.В. Гоголя, являлись «книгой мудрости народа».
Русский баснописец адресовал свои басни взрослым читателям, однако они сразу приобрели популярность среди детей. Для справки: басни, но только в прозе писал не только И.А. Крылов, но и известный русский писатель Л.Н. Толстой. Л.Н. Толстой писал свои басни только для детей, и они были напечатаны в первой русской азбуке.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЫ.
Обретя возможность «летать», «крылатые крыловские слова» оказались в волшебной шкатулке. Кто желает первым заглянуть в неё?
«…Да только воз и ныне там…»
— Как называется эта басня?
— Когда мы используем это выражение?
«…Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!»
— Как называется эта басня?
— Когда мы используем эти слова?
— Прочитай басню наизусть.
«…Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться!»
— Как называется эта басня?
— Назови героев произведения.
Продолжите крылатые слова.
Ты всё пела? Это дело … (так поди же попляши).
А вы, друзья, как ни садитесь … (всё в музыканты не годитесь).
Кукушка хвалит Петуха … (за то, что хвалит он Кукушку).
Когда в товарищах согласья нет… (на лад их дело не пойдет).
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (могу попасть в большие забияки).
ВЫСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ.
Инсценировка басни «Кукушка и петух».
Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.
— Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость.)
Чему учит нас эта басня?
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЙ ГРУППЫ.
Мы уже знакомы с таким жанром народного творчества, как пословицы.
Это краткие народные изречения, которые имеют одновременно прямой (буквальный) и переносный (скрытый) смысл. Наряду с пословицами в нашей речи бытуют крылатые выражения, вошедшие в нашу речь из известных литературных произведений.
Многие строки из басен Крылова вошли в нашу речь и стали крылатыми выражениями.
Вашему вниманию предлагается ряд пословиц и крылатых выражений.
Распределить высказывания на 2 групп в зависимости от их происхождения: пословицы (происходят из фольклора), не имеют автора; крылатые выражения (имеют автора).
Для крылатых выражений указать автора и название произведения.
Раскрыть переносный смысл каждого высказывания.
Язык до Киева доведёт.
Терпенье и труд всё перетрут.
А Васька слушает да ест.
Остаться у разбитого корыта.
Чего себе не хочешь, того и другим не твори.
От радости в зобу дыханье спёрло.
Делу время – потехе час.
А ларчик просто открывался.
А Васька слушает да ест. (Крылов «Кот и повар»).
Остаться у разбитого корыта. (Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
От радости в зобу дыханье спёрло. (Крылов «Ворона и лисица»).
А ларчик просто открывался. (Крылов «Ларчик»).
2. Многих удивляло странное имя, которым были подписаны первые басни Ивана Андреевича Крылова. (НАВИ ВОЛЫРК). Может быть кто-нибудь из вас догадается, что оно обозначает.
Дети оценивают сами себя коллективным обсуждением в группах.
Учитель. Спасибо за работу. Вы молодцы! Что вам понравилось? Кому вы скажите спасибо? Новых вам побед в освоении наук, открытий в мире знаний.
Все материалы, собранные вами, будут размещены в папке «Наши проекты».
Учитель. Чтобы следующий урок был таким же интересным, нарисуйте рисунки к понравившимся басням. Из них мы будем составлять диафильм. А может быть кто-то из вас, ребята, сочинит свою басню.
Проект по литературному чтению «Басни Крылова» (3 класс)
специалист в области арт-терапии
Урок – проект по литературному чтению в 3 классе
Выполнила: учитель первой категории
Романова Мария Васильевна
Тема. «Басни Ивана Андреевича Крылова».
— обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
Планируемые образовательные результаты
* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
воспитание интереса к классической литературе.
проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
развитие речи и творческого мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Оборудование : карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.
УМК: «Школа России»
Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.
Используемые образовательные технологии : компьютерная презентация к уроку.
Этапы работы над проектом.
Этап 2.Проектирование (планирование).
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс делится на 4 группы, которые получают задания:
Группа 1 – Собрать теоретический материал о баснях и баснописцах;
Группа 2 – Объяснить мораль басни, чтение басен наизусть;
Группа 3 – Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»;
Группа 4 – Придумать задания для викторины о баснях.
Этап 3. Поиск информации.
Задача этапа – сбор и уточнение информации. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Создание папки «Наши проекты»
Этап 5. Урок – презентация.
Задачи этапа – коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками и гостями.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке – презентации.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.
Басня- небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются разные пороки, недостатки людей – ложь, хитрость, жадность, глупость, заносчивость. Часто басня заканчивается или начинается моралью, в которой заключается поучительный смысл произведения.
Основоположником басни считается древнегреческий поэт Эзоп (жил в 6 в до н.э.). В произведениях Эзопа животные говорят, думают, действуют, как люди, высмеиваются человеческие пороки, приписываемые животным. Этот литературный приём называется иносказанием, или аллегорией, а по имени автора – называют «эзоповым языком». Наиболее известные басни Эзопа «Лиса и виноград», «Волк и ягнёнок», «Ворона и лисица», «Муравей и цикада». Они стали источниками в творчестве последующих баснописцев, придававших данным сюжетам индивидуальное и национальное своеобразие.
Королём русскоязычной басни называют Ивана Андреевича Крылова. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Грамоте он выучился в семье. А позже, Крыловы жили тогда в Твери, разрешили, из милости, ему учиться с детьми богатого помещика Львова. Мальчику было 10 лет, когда умер его отец. Семья, и без того не богатая, осталась без всяких средств к существованию.
И в 11 лет Ваня Крылов вынужден был пойти работать в судебную канцелярию, где переписывал бумаги, разносил пакеты, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и литературу. Приехав в Петербург он стал журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал 39 лет.
Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он баснями.
В 1809 году вышел 1 сборник басен русского баснописца. За первой книгой басен последовали ещё восемь. В январе 1823 года И.А. Крылов получил золотую медаль от Российской академии за литературные заслуги. С 1809 по 1843 год баснописец создал более 200 басен, которые по справедливому замечанию Н.В. Гоголя, являлись «книгой мудрости народа».
Русский баснописец адресовал свои басни взрослым читателям, однако они сразу приобрели популярность среди детей. Для справки: басни, но только в прозе писал не только И.А. Крылов, но и известный русский писатель Л.Н. Толстой. Л.Н. Толстой писал свои басни только для детей, и они были напечатаны в первой русской азбуке.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЫ.
Обретя возможность «летать», «крылатые крыловские слова» оказались в волшебной шкатулке. Кто желает первым заглянуть в неё?
«…Да только воз и ныне там…»
— Как называется эта басня?
— Когда мы используем это выражение?
«…Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!»
— Как называется эта басня?
— Когда мы используем эти слова?
— Прочитай басню наизусть.
«…Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться!»
— Как называется эта басня?
— Назови героев произведения.
Продолжите крылатые слова.
Ты всё пела? Это дело … (так поди же попляши).
А вы, друзья, как ни садитесь … (всё в музыканты не годитесь).
Кукушка хвалит Петуха … (за то, что хвалит он Кукушку).
Когда в товарищах согласья нет… (на лад их дело не пойдет).
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (могу попасть в большие забияки).
ВЫСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ.
Инсценировка басни «Кукушка и петух».
Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.
— Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость.)
Чему учит нас эта басня?
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЙ ГРУППЫ.
Мы уже знакомы с таким жанром народного творчества, как пословицы.
Это краткие народные изречения, которые имеют одновременно прямой (буквальный) и переносный (скрытый) смысл. Наряду с пословицами в нашей речи бытуют крылатые выражения, вошедшие в нашу речь из известных литературных произведений.
Многие строки из басен Крылова вошли в нашу речь и стали крылатыми выражениями.
Вашему вниманию предлагается ряд пословиц и крылатых выражений.
Распределить высказывания на 2 групп в зависимости от их происхождения: пословицы (происходят из фольклора), не имеют автора; крылатые выражения (имеют автора).
Для крылатых выражений указать автора и название произведения.
Раскрыть переносный смысл каждого высказывания.
Язык до Киева доведёт.
Терпенье и труд всё перетрут.
А Васька слушает да ест.
Остаться у разбитого корыта.
Чего себе не хочешь, того и другим не твори.
От радости в зобу дыханье спёрло.
Делу время – потехе час.
А ларчик просто открывался.
А Васька слушает да ест. (Крылов «Кот и повар»).
Остаться у разбитого корыта. (Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
От радости в зобу дыханье спёрло. (Крылов «Ворона и лисица»).
А ларчик просто открывался. (Крылов «Ларчик»).
2. Многих удивляло странное имя, которым были подписаны первые басни Ивана Андреевича Крылова. (НАВИ ВОЛЫРК). Может быть кто-нибудь из вас догадается, что оно обозначает.
Дети оценивают сами себя коллективным обсуждением в группах.
Учитель. Спасибо за работу. Вы молодцы! Что вам понравилось? Кому вы скажите спасибо? Новых вам побед в освоении наук, открытий в мире знаний.
Все материалы, собранные вами, будут размещены в папке «Наши проекты».
Учитель. Чтобы следующий урок был таким же интересным, нарисуйте рисунки к понравившимся басням. А может быть кто-то из вас, ребята, сочинит свою басню.