Что такое басня. презентация
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ басни2.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Басня Это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Басня – иносказательное произведение, которое имеет скрытый смысл. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень.
Басня всегда поучает, осуждает, высмеивает. Она содержит нравоучение, поучение, вывод – мораль.
Баснописцы. Басни возникли в Древней Греции. Их сочинял талантливый и мудрый баснописец Эзоп, который был рабом. Его басни – это очень короткие рассказы с намёками, скрытым смыслом. Прошли века, а басни Эзопа живы. Язык басен – иносказательный. Изобрел его Эзоп и в его честь называется – эзопов язык.
Памятник И.А. Крылову
Номер материала: ДБ-032701
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект по теме: «Басни И.А.Крылова»
специалист в области арт-терапии
ученика 5 «Д» класса
2. Биография И.А. Крылова.
3. Особенности басни как литературного жанра.
3.2. Основные признаки басни.
5. Басня «Ворона и лисица». Анализ.
8. Список литературы.
Родился выдающийся русский баснописец, драматург и журналист, Иван Андреевич Крылов, 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера.
Детство в биографии Крылова
Юность в биографии Крылова
Мать Крылова не сумела добиться пенсии после смерти мужа, поэтому в 1782 году приняла решение переехать в Петербург и хлопотать о пенсии там. Переезд дал Ивану возможность заниматься литературным трудом. С 1786 по 1788 год Крылов написал трагедии «Клеопатра» и «Филомела» и комедии «Бешеная семья», «Проказники». Благодаря этим произведениям имя молодого драматурга стало постепенно приобретать известность в литературных кругах Петербурга.
В 1792 году Крылов совместно с друзьями открывает типографию и начинает выпускать новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики.
9 ноября в 1844 году в возрасте 75 лет Крылов умер и был похоронен в Петербурге.
Басня – это короткий рассказ в стихах поучительного характера, в которой действуют животные и растения, а подразумеваются люди. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, жадность, лень.
Основные признаки басни:
Краткий рассказ, чаще в стихах.
2 части: основная повествование и мораль.
Герои – чаще животные.
Особый басенный стих (строчки разной длины).
Это неполный список из наиболее известных бесен.
ВОРОНА И ЛИСИЦА. Басня Крылова.
Басня Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица» была создана не позднее конца 1807 года, а напечатана впервые в журнале «Драматический вестник» в 1908 году.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Наш современный Русский язык несколько преобразился со времён написания басни и некоторые слова и выражения мы уже редко употребляем. Чтобы лучше понять смысл некоторых слов из басни посмотрит их значение:
Анализ басни «Ворона и лисица
Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?
Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в несовпадении текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.
Проект на тему «Басня»
специалист в области арт-терапии
Проект по литературному чтению:
«Басни Ивана Андреевича Крылова»
Выполнили ученики 4 класса: Рожкова Екатерина,
Март 2015-2016 учебный год 1.
Цели проекта: (Рожкова Е.)
Повысить интерес к литературе, расширить кругозор, получить навык исследовательской работы, развитие умения работать с различными источниками информации.
Развитие речи, коммуникативных способностей, создание условий для самореализации каждого ученика, повышение самооценки, обогащение словаря.
Развитие поэтического слуха, воспитание художественного вкуса, развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение.
Воспитание положительных черт характера на примере басен.
Кто первый написал басню?
Чему учат басни И.А. Крылова?
Актуальность басен И.А. Крылова сегодня.
«Фотограф»- Оськина А.
Поиск информации (фотографии)
Он сочинил более 400 басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа были не стихотворными. 3.
Эзоп « Лисица и виноград» Оськина А.
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
(1621-1695)- Тимошина Д.
Жил во Франции в 17 веке при дворе короля Людовика XIV. Он понял, что басни, которые писал Эзоп, остаются важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое тонко и метко. Басни Лафонтена написаны уже стихами.
Жан де Лафонтен: Лисица и виноград Кочеткова Ю.
Баснописцы – классики (Рожкова Е.)
Эзоп, Древняя Греция, 6 в. до н.э.
Ж. Лафонтен Франция, 17 в.
И.А.Крылов Россия, 19 в.
Л. Н. Толстой Россия, 19 в.
С. В. Михалков Россия, 20 в.
Биография Ивана Андреевича Крылова (Тимошина Д.)
В Санкт-Петербурге, обязательно зайдите в Летний сад и полюбуйтесь на памятник, который поставлен Дедушке Крылову архитектором Клодтом. Крылов и здесь вместе с любимыми героями басен.
Что такое басня? (Рожкова Е., Тимошина Д.)
Особенности басен: (Рожкова Е., Тимошина Д.)
басни обычно пишутся в стихотворной форме;
интересный короткий занимательный сюжет;
героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы – прием олицетворения;
мало описаний, много диалогов;
высмеиваются человеческие пороки (зависть, глупость,
жадность, хвастовство, лесть, ложь, лень, невежество)
Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!
Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона.
Спой, светик, не стыдись!
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь
И.А.Крылова «Волк и Ягненок» (Рожкова Е., Тимошина Д., Кочеткова Ю.)
Игра «Сума с потерянными и найденными вещами»
По вертикали: (Рожкова Е)
1. Кто впрягся вести воз вместе с лебедем и щукой?
3. Известный русский писатель басен.
4. Где родился И.А.Крылов?
6. Птица из отряда воробьинообразных, которая встречается в басне Крылова?
По горизонтали: (Тимошина Д.) 5.
3. Как называется музыкальная группа из 4 человек?
5. Что примеряла мартышка?
7. Какого хищника встретил ягнёнок на реке?
«В сюжетах красочной одежды есть … орех
Он в каждой басенке за внешнею обёрткой
Укрыт надёжно, ограждённый твёрдой коркой.
Скорлупка вкусный плод хранит.
А коль пустой орех – кори тогда себя.
Не говори же, что бесплодная Земля…» Эзоп
Проект «Развитие жанра басни:от древности доя наших дней»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Карповская средняя общеобразовательная школа
Уренского муниципального района Нижегородской области
Научно – практическая конференция
учащихся – членов НОУ «УСПЕХ»
Номинация «Мир слова»
«Развитие жанра басни:
от древности до наших дней»
Понятие басни как литературного жанра.
Происхождение и развитие жанра басни в творчестве известных баснописцев.
Макеты информационных листов для «Литературного уголка»
Басни собственного сочинения.
ВЫВОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
На уроке литературы мы изучали тему «Басни». Учительница рассказала нам о том, что такое басни, кто были известные баснописцы. Также мы познакомились с баснями различных авторов. Мы заинтересовались данным материалом и хотели узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней.
Мы провели опрос 20 школьников и 20 взрослых, задавая им одинаковые вопросы:
Знаете ли вы, что такое басни?
Каких баснописцев Вы знаете?
Какие басни Вы знаете?
Какие строки из басен помните наизусть?
Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?
Результаты опроса позволили сделать следующие выводы:
87% учащихся и 100% взрослых знают, что такое басни.
Среди известных баснописцев И.А.Крылов, Эзоп, Л.Н.Толстой.
Отвечая на 3 вопрос, 100% взрослых и детей перечислили названия басен И. А. Крылова.
Процитировать басни смогли все взрослые и 67% детей.
Вопрос о современных баснописцах вызвал затруднение, как у детей, так и у взрослых. Многие считают, что современные писатели сочиняют басни, но привести примеров никто не смог.
Цель проекта: исследовать историю развития жанра басни и разработать макеты информационных листов для «Литературного уголка» в кабинете русского языка и литературы.
изучить историю развития жанра басни, используя различные информационные источники;
отобрать и систематизировать материал по теме исследования.
выпустить информационные листы для оформления «Литературного уголка» в кабинете русского языка и литературы.
сочинить басни для публикации в школьной газете «Молодёжный размах».
познакомить учащихся, родителей и работников школы с материалами проекта.
2. ПОНЯТИЕ БАСНИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА
Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Н ередко это заключительное слово одного из действующих лиц в басне.
Басни отличаются меткостью народных поговорок, веселым и насмешливым тоном, трезвостью и практичностью общего духа. Вывод из басен их мораль принадлежит к житейской мудрости, то есть направлена к поощрению навыков, полезных в жизни.
Но бывают басни и совсем иного рода: вместо житейской лукавости, — в них просветленная наивность; вместо разговорного языка — стройная литературная речь, общий тон их возвышенно серьезный; место элементов сатиры занимает лирика. Таковы, например стихи В.А. Жуковского: «Солнце и Борей» и «Умирающий Лебедь». По форме — это настоящие басни: в первом стихотворении действуют солнце и ветер, во втором — лебедь, голубка и утка. Вывод из басен выражен в последних словах стихотворений. «Солнце и Борей» кончается словами: «Видишь, злобы самовластной милость кроткая сильней»; «Умирающий лебедь» — словами: «Кто на свете жил прекрасно, тот прекрасно и умрет». Этот род басен не получил у нас широкого распространения, но его общая значительность, а также его доступность и близость для всех не подлежит сомнению.
Басне сопутствует почтенная древность, она наглядно сочетает поучение с развлекательностью.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРА БАСНИ
Существуют две концепции происхождения басни. Согласно первой концепции, басня происходит из сказки о животных, а сказка о животных — из мифа. Согласно второй концепции, басня близка пословицам и поговоркам.
В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа. Басни И. А. Крылова (см. Приложение №5) с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России.
Широко использовал всем понятный и доступный жанр басни Лев Николаевич Толстой (см. Приложение №6) . Писатель добивался, чтобы мораль в его баснях была живой и конкретной, была понятна даже детям. Одни басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту. В других баснях писатель показывает реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляет задуматься над отношением к старшим и беспомощным.
Среди современных писателей наше внимание привлекли басни практикующего педагога и разработчика настольных игр, игрушек и обучающих методик, режиссера детского кукольного театра «Тилилюк» Олеси Емельяновой (см. Приложение № 9).
III. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
2.1 МАКЕТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЛИСТОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Греческий поэт живший около 700 года до нашей эры. Второй после Гомера великий эпический поэт, первая достоверно известная личность в греческой литературе. Всю жизнь Гесиод провел в родной деревне, трудясь на пашне и выступая перед народом как поэт. Автор поэмы «Теогония (т. е. родословная богов)»
В эпической поэме «Труды и дни» Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов. В назидание современникам Гесиод рассказывает первую известную нам в истории европейской литературы басню. Это знаменитая «Притча о соловье и ястребе», обращённая к жестоким и несправедливым властителям. В притче Гесиода мы уже встречаем все признаки басенного жанра: животных-персонажей, действие вне времени и пространства, мораль в устах ястреба.
Басню теперь я царям расскажу, хоть они и разумны.
Нес он его высоко в облаках, обхвативши когтями.
Жалобно плакался пленник, язвимый кривыми когтями.
Ястреб же молвил надменно в ответ ему слово такое:
«Глупый, о чем же кричишь ты? ведь держит тебя много лучший.
Будешь ты там, куда я понесу, хоть певец ты отличный.
Съем тебя, коль захочу, а могу отпустить и на волю.
Тот неразумен, кто с более сильным захочет тягаться;
Не достигает победы, позор лишь да горе потерпит».
Так быстролетный тот Ястреб сказал, простирающий крылья.
(перевод С.И. Радцига)
Орел, галка и пастух.
Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся,- к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.
Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
(1621-1695)
— французский баснописец. Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр. В 1668 году появились первые 6 книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном» Второе издание, включавшее уже 11 книг, вышло в 1678 году, а третье, с включением двенадцатой книги — в конце 1693 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
русский поэт, баснописец, государственный деятель.
Стараясь освободить стихотворный язык от тяжелых и устарелых форм, придать ему легкость, плавность и привлекательность, Дмитриев явился, наряду с Карамзиным, одним из преобразователей русского стихотворного языка.
Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит:
«Откуда? — мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
— русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии, ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности.
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов». Крылов является автором более 200 басен, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
«Чиж и Голубь»
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Более ста лет тому назад, в 1859 году, Толстой основал народную школу в Ясной Поляне. Детям нужна была «Азбука». И Толстой решил написать для них книгу. Когда Толстой прочитал басни Эзопа, он понял, что без них не может обойтись ни одна «Азбука». Произведения греческого мудреца оказались крылатыми.
Басня возникла в живой разговорной речи, как пословица, как меткое словцо, сказанное к случаю, как сценка для комедианта, как поучение мудреца. Толстой проверял свои басни «с голоса», читал их ученикам, слушал, как они передают «не только содержание, но и тот общий вывод, который, по их понятиям, вытекает из басни».
В представлении Толстого басня — это не только умная комедия, но и наглядное поучение. Басни в переводах Толстого — это целая книга, живая и поучительная, веселая и грустная, понятная каждому, одинаково близкая и детям и взрослым, как все истинно прекрасное в искусстве.
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Жил-был на свете клоп. И жил мужик Панкрат.
Вот как-то довелось им встретиться случайно.
Клоп рад был встрече чрезвычайно;
Панкрат — не слишком рад.
А надо вам сказать: судьба свела их вместе —
Не помню точно — где, не то в суде,
Не то в присутственном каком-то важном месте.
Кругом — чины да знать. Нарядная толпа
Изнемогает в кривотолках.
Панкрат и без того сидел как на иголках, —
А тут нелегкая несет еще клопа!
Взобравшись ловко по обоям
К Панкрату на рукав, клоп этаким героем
Уселся на руку и шарит хоботком.
От злости наш Панкрат позеленел весь даже:
«Ах, черт, и ты туда же кормиться мужиком!» —
И со всего размаху хлоп дядя по клопу свободною рукой.
Мир праху и вечный упокой!
Читатель, отзовись: не помер ты со страху?
А я — ни жив ни мертв. Наморщив потный лоб,
Сижу, ужасного догадкой потрясенный:
Ну что, как этот клоп — казенный?!
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
У Сергея Михалкова есть пароль, и обозначается он двумя всем знакомыми словами: «Дядя Стёпа». Именно этот добрый великан, храбрый и великодушный, спасающий людей «задаром» и одним движением руки предотвращающий крушение поездов, прочно ассоциируется с обликом и личностью самого поэта. Мы знаем его как любимого поэта всех мальчишек и девчонок всего. Стихи Сергея Владимировича не приходится заучивать. Они сами запоминаются.
Басни Михалкова читать легко и весело, они знакомы и многими любимы. Каждая – это маленькая, но очень поучительная история.
Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
— Смотрите на меня! Заметней нет и не было поганки!
Ну как же я красив! Красив и ядовит!
А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал.
Счастливые, как вешние ветра,
Шли по дороге вместе два Добра.
Но Злу ведь тоже дома не сидится
Настигло их и начало глумиться:
С ног сшибло, сапогами топчет, бьет,
В лицо шипит, смеется и плюет,
Истошно воя сквозь угар кровавый,
Мол, нету на меня нигде управы!
Одно Добро слезами залилось,
Второе, кулаки сжав, поднялось –
Оно со Злом три дня, три ночи билось,
И с той поры зовется – Справедливость!
Зло наказав, она обет дала,
Что будет защищать Добро от Зла.
Чиня Добру обиды, помнить надо,
Что Справедливость тоже где-то рядом.