Проект на тему литературная сказка прямая наследница сказки народной

Сказки

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемslovesniki272.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Литературная сказка – наследница народной. Авторы: Фёдорова Полина Дикопалова Мария.» — Транскрипт:

1 Литературная сказка – наследница народной. Авторы: Фёдорова Полина Дикопалова Мария

2 Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А.С. Пушкин

3 Литературная и народная сказка. Литературная сказка – это сказка, написанная автором. Народная сказка – это сказка, не имеющая единого автора. Её придумал народ и передавал из уст в уста.

4 «Сказка о царе Салтане» и её народный аналог «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» Мы сравним эти две сказки и узнаем в чём схожесть, а в чём их различие. Тем самым мы докажем, что литературная сказка – наследница сказки народной. Иллюстрация И.Я. Билибина

5 Герои Сказка о царе Салтане: Три сестрицы Царь Салтан Князь Гвидон Царица (младшая из сестёр) Царевна-лебедь Во лбу солнце… : Три сестрицы Иван-царевич Мальчик-подкидыш Царица (младшая из сестёр) Три брата

6 Внешность и характер героев Так как эти сказки схожи по сюжетам мы можем сравнить внешность некоторых героев. И узнаем в чём схожесть и различие внешнего образа.

7 Внешность Царевны-Лебеди и Трёх братьев Образ Царевны: Образ трёх братьев: «…Месяц под косой блестит, «…Во лбу у них солнце, на затылке А во лбу звезда горит; месяц, а по бокам часты звёзды…» А сама-то величава, Выступает, будто пава…»

8 Характер двух сестёр обеих сказок (главные черты) Зависть – потому что младшая сестра вышла за царя. Жажда мести – в сказке Пушкина сёстры переписали письма, а в народной сказке сначала подкладывали зверей, а потом обычного мальчика.

9 События сказок (не все) Сказка о царе Салтане: Женитьба младшей сестры Рождение царевича Подмена писем Заточение царевны с сыном в бочку Прибытие бочки к берегу Появление города и волшебных героев Встреча с царевной-лебедь Встреча с царём-отцом Во лбу солнце…: Женитьба младшей сестры Рождение царевичей Подмена детей Заточение царевны с подкидышем в бочку Прибытие бочки к берегу Появление бани Встреча со сводными братьями Встреча царевны с её родными сыновьями

10 ВЫВОД Таким образом мы увидели, что эти сказки – «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и «Сказка о царе Салтане» похожи. Из этого мы можем сделать вывод, что литературная сказка берёт корни из народной. Авторы могут черпать своё вдохновение и идеи из народного творчества. В заключение скажем: литературная сказка – наследница народной.

Источник

Презентация по литературе на тему «Народная и литературная сказка» (5 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народная и литературная сказка. И. С. Красота, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ лицей №3 г. Сургут

Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной. С. Я. Маршак

признаки народнаясказка литературнаясказка Сюжет, композиция традиционные Пространство и время Сказочные формулы (магические цифры, постоянные эпитеты и т.д.)

«Литературная сказка — авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет сюжетообразующую роль, помогает охарактеризовать персонажей». Л. Ю. Брауде

Бедный поп Подставил лоб: С первого щелка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка Лишился поп языка; А с третьего щелка Вышибло ум у старика.

Ответы Н («Сказка о Бабе-яге») Л (А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде») Л ( Г. Х. Андерсен «Снежная королева») Н («Во лбу солнце, на затылке месяц»)

Домашнее задание: на основе таблицы создать и записать в тетради своё определение литературной сказки.

Номер материала: ДA-021034

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Рассказ цифры бунина 7 класс слушать

Источник

Презентация «Литературная сказка- прямая наследница сказки народной»

Презентация «Литературная сказка- прямая наследница сказки народной» может быть использована на уроках литературы при изучении соответствующей темы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Литературная сказка- прямая наследница сказки народной»»

Цели работы над проектом:

Сказка литературная – авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство играет роль сюжетообразующего фактора.

Сказка фольклорная (народная) – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки фольклорной – присутствие чуда, фантастики, вымысла. Автором фольклорной сказки является народ.

Под литературной сказкой мы подразумеваем произведения трех типов конструкций:

В русской литературе наиболее распространены первый и второй типы, хотя имеются и яркие образцы сказки драматической.

Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав ее черты, проявляющиеся в разной степени. Здесь можно говорить о жанровой эволюции.

Без преувеличения можно сказать, что первые писатели, обратившиеся к жанру сказки, пересказали, обработали, перевели на литературный язык произведения устной народной словесности, дав им вторую — книжную — жизнь. Чаще всего это обработка родного фольклора, но порой — особенно в XX в. — сюжет литературной сказки подсказывают писателю весьма экзотические источники. Например, среди сказок «Тысячи и одной ночи» есть два известных сюжета — «Сказка о рыбаке» и «Волшебная лампа Аладдина». Советский писатель Л. Лагин, отталкиваясь от этих сюжетов, создал в свое время сказочную повесть «Старик Хоттабыч», где основные события разворачиваются не на древнем Востоке, а в Москве в XX в.

Дым понемножку рассеялся, и Волька вдруг обнаружил, что в комнате, кроме него, находится еще одно живое существо. Это был тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.

Писатель не случайно свойственными современной литературе приемами продолжает удерживать читателя на грани между восточной сказкой и «школьной повестью». В итоге непринужденно и естественно в мир Москвы середины XX в. входит «джинн из бутылки», персонаж восточных народных сказок. Это один из многих разнообразных примеров того, как настоящая профессиональная литература может «освоить» самый сложный и экзотический фольклорный материал, результатом чего явятся неповторимо оригинальные произведения.

Литературная сказка, будучи наследницей сказки фольклорной, обретает новую жизнь в печатном слове. Однако, как и в устной народной словесности, будучи жанром синтетическим, соединяющим в себе не только слово как смысл, но и как звуковой образ, и как мелодию, и как актерский, исполнительский фактор, сказка в книжном печатном исполнении нуждается в поддерживающем семантику слова живописно-зрительном начале.

В устной народной словесности живописует рассказчик, сказитель. В книге живописует, говорит иллюстрация, известна едва ли не доминирующая роль «картинки» в лубке, в первых народных и детских изданиях. Напомним, что само слово сказка применительно к общепонятному фольклорному жанру появилось только в XVII в., ранее такие произведения устной народной словесности называли «байками» или «басенью» (слово «баять» породило эти «определения»), а рассказчика именовали «бахарем». Следовательно, в сказке соединяются два характеризующих принципа: 1) жанровые черты, 2) всякая невероятная история, кажущаяся неправдоподобной, рассказанная «бахарем» с назидательной целью.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч. – Киев, 1988.

Источник

Исследовательский проект на тему: Сказки для младших школьников

Авторы: Орлова Эвелина Александровна, учащаяся 6 класса МБОУ гимназия муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края и Шлапунова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

Введение
Наша жизнь наполнена тайнами и загадками. Изо дня в день нам приходится совершать множество открытий, сравнивая, анализируя, сопоставляя, мы приходим к выводам, о которых ранее даже не догадывались.
К сожалению, в наше время далеко не все ребята любят читать. И это действительно, проблема, о которой говорят с экранов телевидения, наш учитель на уроках литературы. Как же сделать так, чтобы ребята с увлечением готовились к урокам литературы, перечитывая страницу за страницей того или иного произведения?
Данный проблемный вопрос определил направление нашей работы: открыть в литературе что-то новое, непонятное, неизведанное, заинтересовать ребят темой исследования, научить фантазировать и анализировать. Попробуем доказать это на примере исследования русских народных и литературных авторских сказок, поскольку тема сказок очень интересна ребятам особенно начальной школы. Поэтому апробация наших исследований будет проходить именно в начальной школе.

О чем-то скрипит половица…
И спице совсем не спится…
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…..
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…..
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят С К А З К И.

Читайте также:  Рассказ о святых кирилле и мефодии для детей 1 класса

Тема работы: «Авторская (литературная) и народная сказки. Сходства, отличие, значимость»
Цели работы: через анализ и сопоставление особенностей литературных и народных сказок заинтересовать, увлечь учащихся начальной школы чтением.
Задачи:
— анализ и сопоставление литературных и народных сказок.
— создание программы практических действий по результатам исследований по пропаганде чтения среди учащихся начальной школы.
— привлечение к проблеме родительской и учительской общественности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение сходства и различий сказок литературных и народных приведет к интересу к чтению учащихся начальной школы.
Объект исследования:
Литературные и русский народные сказки
Предмет исследования:
Сравнительный анализ литературных и народных сказок, процесс приобщения школьников младшего возраста к чтению.
План исследования:
1. Анкетирование учащихся начальной школы.
2. Исследование мнений учительской и родительской общественности.
3. Изучение особенностей жанра сказки.
4. Поиск схожих сказок по сюжету.
5. Анализ, сравнение литературных и народных сказок.
6. Изучение особенностей изображения героев литературной и народной сказки.
7. Создание программы практических действий на основе материалов исследований.
8. Реализация программы практических действий.
9. Диагностика участников проекта по результатам проведенной работы.
Методы работы:
1. Поиск сказок для сравнения
2. Анализ и синтез материала
3. Опрос, анкетирование.
4. Литературный эксперимент.

Составив различия и сходства сказок, опираясь на терминологию, попробуем найти сказки, схожие по сюжету и проанализировать их. в первую очередь обратим внимание на фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.

Поиск схожих сказок по сюжету
Итак, для анализа нами взяты сказки:
Народная сказка Авторская сказка
«Теремок» С.Я. Маршак «Теремок»
«Морозко», «Падчерица» В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Анализ, сравнение литературных и народных сказок.
Отличия народной и литературной сказок
Народная сказка Литературная сказка (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»)
Автор
Народ В.Ф.Одоевский
Название
Название чаще не отражает отношение народа к событиям и героям В названии дана характеристика героя. Автор называет его уважительно Мороз Иванович
Основа
Жизнь народа За основу берется народная сказка
Характеры героев
Характеры схематичны Герои – яркие индивидуальности

Изучение особенностей изображения героев литературной и народной сказки.
Практическое обоснование работы
Создание программы практических действий на основе материалов исследований.
Литературный эксперимент
Эксперимент I Проверка техники чтения.
Эксперимент II Понимание лексической составляющей.
Эксперимент III Театрализация.
Реализация программы практических действий.
Диагностика участников проекта по результатам проведенной работы.
Заключение

В чем проявляются в литературных сказках фольклорные традиции?
1) В использовании писателями фольклорных сюжетных мотивов (ненависть мачехи к падчерице, чудесное происхождение главного героя, нравственное испытание героя, спасение волшебных животных-помощников и т. д.).
2) В использовании традиционных образов-персонажей, которые, как выявил отечественный фольклорист В.Я. Пропп, выполняют в сказке определенные действия-функции. Это идеальный герой, его помощник, отправитель, даритель, вредитель, похищенный объект, ложный герой.
3) В использовании народных средств поэтической речи (постоянные эпитеты, троекратные повторы, словесные формулы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, просторечие и т. д.).
Обращение к фольклорным истокам позволяет увидеть и специфику литературной сказки.
В чем проявляются особенности литературной сказки?
В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается всвоеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:
1) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
2) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклорупсихологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.
3) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимыеиндивидуальные характеры.
4) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.
Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
Классические литературные сказки как раз и позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Помимо этого, работа над литературными сказками позволяет учителю обучать учащихся такому сложному виду анализа, как сравнительно-сопоставительный, развивая при этом у детей логическое мышление и культуру аналитической работы с художественным текстом.

Читайте также:  Сказки щедрина салтыкова история создания

Чем ты занимаешься в свободное время?
Может ли человек обойтись без книг?
Нравится ли тебе читать?

Что бы ты сделал в первую очередь, что в последующие (расставь цифры):

Просмотр телевизионных передач
Чтение книг
Игры в электронные приложения (телефон, планшет)

Какие книги (сказки, стихотворения, повести, рассказы) тебе нравится читать?
У Вас дома много книг?
На каких книжных героев ты хотел бы быть похожим?

Чем ты занимаешься в свободное время?
Может ли человек обойтись без книг?
Нравится ли тебе читать?

Что бы ты сделал в первую очередь, что в последующие (расставь цифры):

Просмотр телевизионных передач
Чтение книг
Игры в электронные приложения (телефон, планшет)

Какие книги (сказки, стихотворения, повести, рассказы) тебе нравится читать?

У Вас дома много книг?
На каких книжных героев ты хотел бы быть похожим?

Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, предложенные нами. Ваши ответы позволят нам провести литературное исследование.

У Вас дома много книг?
Часто ли вы читаете?
Какую книгу вы прочли за последние полгода?

Источник

Презентация «Литературная сказка- прямая наследница сказки народной»

Презентация «Литературная сказка- прямая наследница сказки народной» может быть использована на уроках литературы при изучении соответствующей темы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Литературная сказка- прямая наследница сказки народной»»

Цели работы над проектом:

Сказка литературная – авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство играет роль сюжетообразующего фактора.

Сказка фольклорная (народная) – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки фольклорной – присутствие чуда, фантастики, вымысла. Автором фольклорной сказки является народ.

Под литературной сказкой мы подразумеваем произведения трех типов конструкций:

В русской литературе наиболее распространены первый и второй типы, хотя имеются и яркие образцы сказки драматической.

Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав ее черты, проявляющиеся в разной степени. Здесь можно говорить о жанровой эволюции.

Без преувеличения можно сказать, что первые писатели, обратившиеся к жанру сказки, пересказали, обработали, перевели на литературный язык произведения устной народной словесности, дав им вторую — книжную — жизнь. Чаще всего это обработка родного фольклора, но порой — особенно в XX в. — сюжет литературной сказки подсказывают писателю весьма экзотические источники. Например, среди сказок «Тысячи и одной ночи» есть два известных сюжета — «Сказка о рыбаке» и «Волшебная лампа Аладдина». Советский писатель Л. Лагин, отталкиваясь от этих сюжетов, создал в свое время сказочную повесть «Старик Хоттабыч», где основные события разворачиваются не на древнем Востоке, а в Москве в XX в.

Дым понемножку рассеялся, и Волька вдруг обнаружил, что в комнате, кроме него, находится еще одно живое существо. Это был тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.

Писатель не случайно свойственными современной литературе приемами продолжает удерживать читателя на грани между восточной сказкой и «школьной повестью». В итоге непринужденно и естественно в мир Москвы середины XX в. входит «джинн из бутылки», персонаж восточных народных сказок. Это один из многих разнообразных примеров того, как настоящая профессиональная литература может «освоить» самый сложный и экзотический фольклорный материал, результатом чего явятся неповторимо оригинальные произведения.

Литературная сказка, будучи наследницей сказки фольклорной, обретает новую жизнь в печатном слове. Однако, как и в устной народной словесности, будучи жанром синтетическим, соединяющим в себе не только слово как смысл, но и как звуковой образ, и как мелодию, и как актерский, исполнительский фактор, сказка в книжном печатном исполнении нуждается в поддерживающем семантику слова живописно-зрительном начале.

В устной народной словесности живописует рассказчик, сказитель. В книге живописует, говорит иллюстрация, известна едва ли не доминирующая роль «картинки» в лубке, в первых народных и детских изданиях. Напомним, что само слово сказка применительно к общепонятному фольклорному жанру появилось только в XVII в., ранее такие произведения устной народной словесности называли «байками» или «басенью» (слово «баять» породило эти «определения»), а рассказчика именовали «бахарем». Следовательно, в сказке соединяются два характеризующих принципа: 1) жанровые черты, 2) всякая невероятная история, кажущаяся неправдоподобной, рассказанная «бахарем» с назидательной целью.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч. – Киев, 1988.

Источник

Познавательное и интересное