Урок-проект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству на тему «Народные сказки»
Урок-проект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству.
УМК «Планета знаний»
Тема: «Народные сказки»
Задачи: создать условия для обобщения знаний о сказках (знание особенностей построения сказок, героев сказок, основных отличительных черт их характера); обучения подробному пересказу текста, составлению монологического высказывания на тему (устное сочинение на основе проектной деятельности), способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения правильно рисовать презентации (иллюстрации к сказкам).
Предметные: научиться выбирать книги для самостоятельного чтения в библиотеке, используя тематический каталог и опираясь на информационный аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; подбор к выбранным сказкам иллюстрации для дальнейшего представления.
Содержимое разработки
Урок-проект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству.
Задачи: создать условия для обобщения знаний о сказках (знание особенностей построения сказок, героев сказок, основных отличительных черт их характера); обучения подробному пересказу текста, составлению монологического высказывания на тему (устное сочинение на основе проектной деятельности), способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения правильно рисовать презентации (иллюстрации к сказкам).
Предметные: научиться выбирать книги для самостоятельного чтения в библиотеке, используя тематический каталог и опираясь на информационный аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; подбор к выбранным сказкам иллюстрации для дальнейшего представления.
познавательные: знают и объясняют особенности сказок; умеют характеризовать героя сказочного текста, сравнивают сказочные сюжеты и сказочных героев; осуществляют поиск необходимой информации в соответствии с заданием проекта; подробно пересказывают прочитанное; определяют главную мысль;
регулятивные: выбирают совместно форму и критерии оценивания результатов; определяют границы знания и незнания по теме; самостоятельно связывают с целевой установкой урока;
проверяют себя и самостоятельно оценивают достижения на основе диагностической работы, представленной в рабочей тетради; проявляют самостоятельность в выполнении заданий, интерес к чтению
ОБОРУДОВАНИЕ: книги со сказками (русские народные сказки; сказки народов мира; сказки народов, живущих не в России), иллюстрации сказок, интернет – информация «Что такое сказка и ее особенности» (редактированная под 3 класс), конверты с проектами из рабочей тетради по УМК «Планета Знаний», проектор, интерактивная доска, видео физкультминутки, листочки с таблицей (1 команда, 2 команда, 3 команда), цветные карандаши (зеленый, красный, желтый).
— Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём.
И с хорошим настроением
Нашу работу начнём.
— Давайте вспомним темы прошлых уроков. Что мы с вами проходили?
— А зачем народу нужны были сказки?
Садятся за парты, общий настрой на урок
Вспоминают какие темы они проходили (русские народные сказки; сказки народов мира; сказки народов, живущих не в России.)
Постановка целей и задач
– Угадайте, из каких сказок следующие строки:
1) В сказке небо синее, в сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня! Реченька, спаси меня!
2) Вымолвил словечко – покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне,
И за что, не знаю, повезло лентяю.
3) Колотил да колотил по тарелке носом –
Ничего не проглотил и остался с носом…
4) Возле леса на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
5) В небесах, не на земле, скачет баба на метле.
Страшная и злая, кто она такая?
6) Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей.
– Подумайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке
– Вы правы, мы будем говорить о сказках, называть их особенности, виды, давать характеристику героям сказок, определять смысл пословиц
«По – щучьему веленью»
Формулирую учебную задачу.
— Итак мы разделимся на три команды. Каждой команде я выдам конверт с заданиями (каждого ряда свои задания)
— До начала работы давайте вспомним как мы работаем в команде
— Попрошу вас открыть конверты и посмотреть каким образом у нас будет организована работа.
— Совершенно верно, проект. Вы работаете над поставленными перед вами вопросами и в последнем вопросе №5 Пишите совместно план выступления. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)
После работы над вопросом вы должны подготовить презентацию на данную тему. 5-6 рисунков, которые будут отображать именно ваш вопрос и ваши сказки.
учащиеся получают конверты с заданиями
учащиеся называют правила работы в команде, учитель записывает на доске.
открывают конверты, анализируют полученные задания.
— Мы с вами рассмотрели полученные конверты. Пожалуйста команды озвучьте ваши вопросы.
1 ряд – «Русские народные сказки»
2 ряд – «Сказки народов мира»
3 ряд – «Сказки народов, живущих не в России»
— Давайте распланируем поэтапно вашу деятельность.
План: (учитель этапы работы записывает на доску)
Подбор сказок (по 3 сказки);
Основная мысль сказки;
Главные герои сказок;
Нахождение пословиц, поговорок;
Чем похожи данные сказки.
Работа с конвертами
Нарисовать афишу проекта.
Для поиска дополнительной информации у мня подготовлены книги: сказки, словари, информация о сказках (интернет – источники), рисунки к сказкам. Данным материалом, при работе над вашими проектами, вы можете пользоваться.
Озвучивают темы над которыми учащиеся будут работать.
Дети совместно с учителем разрабатывают этапы работы
Работа над выполнением проекта
— Итак мы с вами поэтапно разобрали работу над проектами. Теперь приступаем к выполнению данного проекта и помним о правилах работы в командах.
Самостоятельная работа с источниками информации, фиксирование внимания на план написанный на доске. После чего приступают работать над вопросами в конвертах, выстраивают свой ответ. Готовят презентации к ответу (рисуют иллюстрации к сказкам)
Физкультминутка (проводится 2 раза)
— Давайте немного отдохнем (включение видео физкультминутки)
учащиеся выполняют физкультминутку, отдыхают.
Практическая реализация проекта
— Время подошло, заканчиваем свою работу.
-Что же у нас получилось? Давайте обсудим полученные проекты. Представляем такую возможность 1 команде. (представление проектов по цепочке. Учащиеся задают вопросы по проектной деятельности, рассматривают получившиеся рисунки, оценивают)
— Как вы думаете, куда можно применить полученные нами презентации?
— Вы все правильно сказали, у нас получился готовый продукт, которым мы можем поделиться в просторах интернета, создать стенгазету, отдать в печать для статьи в газету.
1 ряд представляет полученный результат своей проектной деятельности
После 2 ряд и третий.
различные ответы детей.
(отдать в печать для газеты, создать стенгазету и т.д.)
Подведение итогов, рефлексия.
— Таким образом мы с вами закрепили тему «Народные сказки», а также получили три красочных проекта с изготовленными афишами. Давайте мы их соберем в брошюрки и повесим в наш классный уголок в раздел: «Для прочтения».
— Давайте с вами оценим свою работу после выступления.
— Прошу вас 3 команда. Что у вас получилось, а что нет и почему? (самоанализ по цепочке каждой команды).
— А как же другие учащиеся оценили ваши ответы. У вас на столах листочки, с таблицей 1 команда, 2 команда, 3 команда – оцените их работу (красный – не было новой информации, желтый – мало новой информации, зеленый – я узнал новую информацию)
— Ну, а теперь оценим выполненные презентации.
— Вспомним критерии оценки рисунков.
Попрошу на этих же листочках отметить, если:
— соответствует критериям – зеленый кружок
— есть незначительные минусы – желтый кружок
— не соответствует представленным критериям – красный кружок
— Таким образом мы с вами сегодня провели совместный урок литературного чтения и изобразительного искусства.
— Спасибо вам за урок. Урок окончен.
Работа с конвертиками. Учащиеся анализируют свое выступления, отвечая на поставленные вопросы
Самоанализ проделанной работы
оценка учащихся деятельности других рядов
Учащиеся вспоминают критерии оценки рисунка, учитель записывает на доске.
Проектная технология на уроках литературного чтения УМК «Планета знаний»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проектный урок в курсе «Литературное чтение», УМК «Планета знаний»
Проектный урок- специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта
Деятельность обучающихся Поисковая Творческая Ролевая Практико-ориентированная
Деятельность учителя Направляющая Корректирующая Стимулирующая
Литературное чтение, 1 класс
Литературное чтение, 2 класс
Литературное чтение, 3 класс
Литературное чтение, 3 класс
Литературное чтение, 4 класс
Окружающий мир, 1 класс
Этапы работы над проектом Предпроектная подготовка: формирование групп, выбор темы Работа в проектных группах Реализация проекта Презентация Рефлексия
Спасибо за внимание Всем творческих успехов
Номер материала: ДВ-572815
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект по литературному чтению на тему «Русские народные сказки» (3 класс)
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Проект Левченко Анастасия.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект по чтению «Русские народные сказки» Подготовила: ученица 3 «А» класса МБОУ СОШ №49 г. Шахты Левченко А. Преподаватель: Тарасенко Т.Н. 2014-2015 уч. г.
В мире много сказок Грустных и смешных. Нам нельзя без света, Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает зло!
Виды сказок о животных; волшебные; социально-бытовые.
Добрые сказочные герои
Злые сказочные герои
Кто великий умывальник, Умывальников начальник? Кто мочалок командир? Это добрый. Загадки Мойдодыр
На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился. Колобок
Всем известна на Руси, Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же эти Маленькие дети? Семеро козлят
Летела стрела и попала в болото, А в том болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленой кожей, Сделалась мигом красивой, пригожей? Царевна-лягушка
Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
Проект по литературному чтению на тему «Русские народные сказки» подготовила ученица 3 класса Левченко Анастасия. Презентация содержит общие сведения о народных сказках, видах сказок, о героях этих произведений. Ученица подобрала загадки о сказках и их героях, которые сопровождаются яркими иллюстрациями. В приложении к презентации вы можете найти замечательную песню «Сказки гулляют по свету».
Номер материала: 290678
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по литературному чтению «Русские народные сказки» 3 класс
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве. Задачи: познакомить учащихся с истоками сказки и её основными видами; развить и укрепить стремление к чтению фольклорных произведений; привить любовь к чтению; систематизировать знания учащихся.
Орина Федосова Мария Кривополенова До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Орина Федосова, Александра Королькова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией, к эти людям относились с уважением, их знали, почитали. На Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.
Определение жанра сказки Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение. Словарь русской литературы.
Отличительные черты сказки Сказочные события Сказочные герои Сказочные существа Необычность обстановки Особая манера повествования Вариативность текста Автор коллективен
Название сказки Главный герой сказки
Виды русских народных сказок Волшебные сказки Сказки о животных Бытовые сказки
Волшебные сказки Общие особенности Герои Примеры названий
Общие особенности Волшебных сказок Наличие чуда Столкновение с волшебной силой Волшебные персонажи Волшебные предметы Описание
Герои волшебных сказок Деление на положительных и отрицательных Борьба с волшебной силой Вымышленные персонажи Обычные люди
Что можно прочитать «Никита Кожемяка» «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Иван Царевич и Серый волк» «По щучьему веленью»
Сказки о животных Общие особенности Герои Примеры названий
Общие особенности сказок о животных Иносказательность Ясность оценки героев Антропоморфизм Быстродействие Диалог Облегчённая композиция
Что можно прочитать «Заюшкина избушка» «Теремок» «Волк и лиса» «Волк и семеро козлят» «Кот, петух и лиса»
Социально-бытовые сказки Общие особенности Герои Примеры названий Разновидности
Общие особенности бытовых сказок Отсутствие фантастики Реальные конфликты Сказочное разрешение Смысловой акцент-развязка Жестокий юмор
Разновидности бытовых сказок Сказка-анекдот Докучные сказки Сказка-загадка Сказки-насмешки
Герои бытовых сказок Герой хитёр Герой удачлив Дурак в глазах других Герой благороден
Что можно прочитать «Иванушка-дурачок» «Солдатская сказка» «Каша из топора» «Репка» «Как мужик гуся делил»
Изобразитель-выразительные средства Русских народных сказок Антитеза Сказочные формулы Гипербола Постоянные эпитеты
Сказочные формулы Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу. Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события. Концовка – завершает повествование.
Постоянные эпитеты Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение. «Сине море» «Добрый молодец» «Красна девица» «Ясный сокол»
Гипербола Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев. «Рос не по дням, а по часам.» «И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»
присказки зачины концовки Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки. Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.
Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. (Русская народная сказка«Царевна-лягушка».) В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына.Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились,целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали. (Русская народная сказка«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».) Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. (В.А.Жуковский «Спящая царевна».) Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, И царица у окна села ждать его одна. (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и работнике его Балде».)
Высока, стройная, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (Царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. (Царевна, «Спящая царевна».В.А.Жуковский) Княгиня – диво: Под косой луна блестит, А во лбу звезда горит, А сама-то величава, Выступает, будто пава. (Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане…».А.С.Пушкин)
Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор. (33 богатыря, «Сказка о царе Салтане…».А.С.Пушкин) На крыльце стоит его… В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».А.С.Пушкин) Высока, стройная, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (Царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. (Царевна, «Спящая царевна».В.А.Жуковский)
Перед ним изба со светелкой, С кирпичною беленою трубою, С дубовыми, тесовыми воротами. (Изба жадной старухи А.С.Пушкин.»Сказка о рыбаке и рыбке») В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. (Терем семи богатырей. –А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне …») Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами и садами; Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом. (Остров Буян, княжество Гвидона.А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»)
. 1. Сказка (жанровое определение) а) сказание о богатырях. б) краткое изречение, содержание правила житейской мудрости. в) небольшая история фантастического характера. 2. Виды народных сказок: а) волшебные, бытовые, о животных, растительном мире и о неживой природе. б) волшебные, реалистические, сентиментальные в) волшебные, бытовые, о животных 3.Композиция народной сказки: а) зачин, основная часть, концовка. б) зачин, основные события, присказка, концовка. в) зачин, присказка, концовка 4.Особенности сказок о животных: а) волшебные силы, помогающие героям. б) главные герои похожи на людей ( разговаривают, одеты, как люди) в) герои ведут себя естественно как в природе. 5. Укажите постоянный эпитет: а) красна девица; б) зеленая трава; в) серое небо.
Урок по литературному чтению на тему «Русские народные сказки» (3 класс)
специалист в области арт-терапии
Тема урока обобщения: «Русские народные сказки»
Учитель: Доброе утро и детям, и всем гостям, пришедшим к нам на урок литературного чтения. Мне всегда тепло и радостно от встречи с вами.
II. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока
1. Добро помнится долго, а лихое вдвое.(Пословица)
2. Ри-та, ри-та, ри-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота, котовича,
За Петра Петровича. (Потешка)
3. Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
– Чем ты бороду красил?
– Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.(Небылица)
4. Днём спит,
Ночью летает
И мышек хватает.(Загадка)
5. Катилось яблоко
Мимо сада.
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.(Считалка)
6. Ловись рыбка большая и маленькая.(Поговорка)
– Итак, какое слово получилось? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
– Правильно, тема урока – русские народные сказки.
Вот вижу я добрые лица,
Меняются звуки, и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят…(сказки).
1. Создание проблемной ситуации.
Как только услышишь слова “Жили, были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве. ” сразу понимаешь, что дальше будет сказка.
— Ребята мы с вами отправимся сказку.
— А что такое сказка? ( Ответы детей. Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи. )
— В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои. Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.
2. Структура сказок. (Презентация).
— Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня мы с вами будем строителями и попробуем построить дом-сказок.
— Давайте вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин).(Слайд )
— Действия, которые происходят в сказке, мы называем. (Развитием событий или сюжетом) (Слайд).
— По каким признакам мы ещё можем определить сказку? Что в ней должно быть? (Главные герои или волшебные предметы; устаревшие слова; устойчивые выражения) (Слайд).
— Посмотрите, у нашего дома получилось 3 окошка. Как вы думаете, это случайно? (Нет, потому что в сказках есть троекратный повтор).
— Ну и чтобы наш дом был завершён, нам осталось поставить только крышу. Как в сказках мы называем последнюю часть? (Концовка).(Слайд).
— МОЛОДЦЫ! Посмотрите, какой замечательный дом-сказок у нас получился. Давайте ещё раз повторим все признаки сказок. (Присказка, зачин, развитие событий, главные герои или волшебные предметы, устаревшие слова, устойчивые выражения, троекратный повтор и концовка).
3. Классификация сказок.
Сказки бывают разные.
— На какие группы делятся сказки?
1. Народные и авторские.
Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили в нашей стране или в какой-то другой. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек хорошо ее запомнил, еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ.
2. Волшебные, о животных, бытовые.
Волшебные или фантастические сказки
— Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)
Все в волшебных сказках необыкновенно. Предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства. Какие вы знаете волшебные сказки?
-Какова особенность этих сказок? Приведите примеры.
В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях..
— Чем характерны эти сказки?
III. Творческая работа учащихся.
Инсценировка сказок «Баба Яга», «Сивка-бурка»
– Я буду называть героев сказок, если герой положительный, вы становитесь на цыпочки, поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой отталкиваете его от себя.
Инсценировка сказок «Дочь-семилетка», «Каша из топора».
— К какой группе сказок относятся сказки «Баба Яга» и «Сивка-бурка». (Волшебные)
— А к какой сказки «Дочь-семилетка» и «Каша из топора».(Бытовые)
— Что можно узнать о жизни наших предков из русских народных сказок?
— О каких качествах характера рассказывается в сказках? (Мудрость, остроумие, ответственность, смелость, трудолюбие, терпеливость, целеустремленность, справедливость, дружелюбие, сплоченность)
— Как вы думаете, а для чего люди стали придумывать сказки?
— Ребята, напомните мне почему у народных сказок автором является народ?
— Вы и сами участвовали в процессе написания сказок совсем недавно. Кто-то переделал уже известную сказку на новый лад, кто-то написал продолжение, а кто-то сочинил свою собственную. С этим заданием вы справились очень хорошо. А сейчас я хочу вам показать сказку «Каша из топора», которую переделал на современный лад Денис Червяцов в мультфильме «Машины сказки».
— Что оказалось для вас особенно интересным и полезным?
— Чему научили вас русские народные сказки?
– Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным.