А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.
Рассказ написан в конце 19 века на злобу дня.Затрагивает самые острые проблемы общества.
Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.»
А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.
Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.
Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью .
«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика.
Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе.
Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество — льстивое поведение. Самоуничижение — признание себя ничтожным. Чинопочитание – лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.
Выводы по рассказу
Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.
Герои и их характеристики
Внешность в начале рассказа
Внешность в конце рассказа
Поведение в начале и конце рассказа
Технологическая карта к уроку литературы по теме: «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» Юмористическая ситуация»
специалист в области арт-терапии
Технологическая карта урока по литературе в 6 классе
по теме «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» Юмористическая ситуация»
Подготовила учитель русского языка и литературы Кривошта Л.И.
Цель урока: формирование представления о писателе-юмористе А.П.Чехове; обозначение главной темы его творчества; развитие мыслительной деятельности обучающихся через умение анализировать, обобщать; развитие навыков монологической речи.
— понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
— уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё;
— оценивание своих и чужих поступков;
— анализ и характеристика эмоционального состояния и чувств окружающих, построение своих взаимоотношений с их учетом.
— планировать пути достижения цели;
— оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
— учитывать условия выполнения учебной задачи;
— выделять альтернативные способы достижения цели;
— осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
— пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
— строить сообщение в устной форме;
— находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
— анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
— осуществлять синтез как составление целого из частей;
— осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
— обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
— аргументировать свою точку зрения;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
— осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
— воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
— анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
— создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
— выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
Мотивация познавательной деятельности
Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку
.Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Раздает листы сомооценки.
Ученики проверяют свою готовность к уроку.
Рассматривают портрет А.П. Чехова
Актуализация необходимых знаний
1) Верные/неверные утверждения:
Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.
Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.
Являлся кормильцем в семье.
Терпеть не мог врачей.
Подписывал свои рассказы псевдонимами
Что такое псевдоним?
* Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.
(Сообщение ученика о псевдонимах писателя)
— Почему А. П. Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?
Чехов учился на врача, потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.
Мотивация познавательной деятельности.
1.Обращение к эпиграфам:
Краткость- сестра таланта.
Заговори, чтобы я тебя увидел.
2.Обращение к иллюстрациям.
Как можно сформулировать тему нашего урока?
А.П.Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это? Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас урок открытий. А сосредоточим свое внимание на очередном «маленьком рассказе» «Тонкий и толстый»
Анализируют. Формулируют тему урока, цель и задачи урока.
Открытие нового знания
1.Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий»(Фонохрестоматия к учебнику В. Я. Коровиной)
.-Во время чтения значения непонятных слов смотрите в приложении (у каждого на парте)
-Какое настроение возникло после прослушивания? ( грусти, печали, жалости, сожаления )
-Какое событие происходит в рассказе?
-Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения героев?
-Что преобладает в рассказе: повествование, описание, диалог?
3.Работа в паре.Составление характеристики персонажей, используя текст.
“ Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.
“ Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.
“… на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”
3. Знаки препинания в конце предложений.
4. Обращение героев друг к другу.
“ ..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”
Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? ( Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему.
Приобретается навык работы с информацией через чтение и письмо.
Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод о мастерстве Чехова писателя.
Заполнение таблицы сравнивается с записью на слайде
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний
Михаил (толстый), привыкший к чинопочитанию на службе, был рад встретиться с человеком, с которым он когда-то общался на равных. Чинопочитание лишает общение простоты, душевности; человек при этом видит не личность товарища, а лишь его мундир, его чин и звание. Толстый встретил, как ему показалось, друга и душевность, которая превратилась в самую отвратительную форму чинопочитания. Это заставило толстого отвернуться от тонкого. Но все же он подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии.
— Какие повторы мы встречаем в тексте? Каково их значение?
В первой части читаем: «Оба были приятно ошеломлены» — оба героя рады встрече, хотя об этой радости говорится настолько высокими словами, что в них чудится оттенок иронии. В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены» — встрече рады члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством. Толстый (Михаил) встрече уже не рад.
— Чем отличаются третий раз сказанные тонким слова о жене и сыне от первого и второго раза? С какой интонацией вы их произнесете?
— Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога?
«Нафанаил немного подумал и снял шапку».
«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».
«. Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира. »
— Почему, по-вашему, третий раз автор не написал, что Нафанаил «немного подумал»?
Очень важный вопрос: мы видим, что привычка к чинопочитанию прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача — выполнять распоряжения старших по рангу.
Принимают участие в обсуждении рассказа, высказывают свое мнение, делают выводы.
Коллективная работа. Составить синквейн.
Работают вместе над синквейном
Рефлексия. Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон»
А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
специалист в области арт-терапии
Тема: А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.
Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия.
Роль художественной детали.
Учебная: через анализ рассказа помочь шестиклассникам осмыслить его
идейное содержание, учить определять роль юмористических средств
и художественной детали в произведении;
Развивающая: показать гуманистический нравственный пафос рассказа, воспитывать
в каждом читателе-ученике чувства собственного достоинства, стремление
оставаться самим собой в любых жизненных обстоятельствах,
не «потерять» в себе человека.
Планируемые результаты: знание сюжета и героев рассказа «Толстый и тонкий»; умение извлекать из текста необходимую информацию, давать речевую характеристику персонажей, определять средства комического и понимать их роль в произведении. Умение работать в группах.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, необходимые аксессуары (листы бумаги,
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.
… Выдавливать из себя по каплям раба… чтобы в жилах текла
не рабская кровь, а настоящая человеческая.
І. Организационный момент
ІІ. Сообщение темы урока.
ІІІ. Работа по теме
Чехов предъявляет к своим героям высокие требования; он обвиняет не только общество, среду, неблагоприятные условия жизни, но и их самих в утрате человеческого достоинства, в рабской покорности и приниженности, в постоянном чувстве страха, запуганности и забитости. Все это относится и к маленькому рассказу «Толстый и тонкий», написанному в 1883 году.
Домашним заданием было самостоятельно прочитать рассказ «Толстый и тонкий». Вот на уроке мы и разберем его.
Постановка проблемного вопроса.
А.П.Чехова называют мастером короткого рассказа. Почему? В слове «мастер» заключается очень высокая оценка того, чем занимается человек. Что дали миру короткие рассказы А.П.Чехова? Это проблемный вопрос, на который нам предстоит ответить в конце урока.
Создание фоновых знаний.
— Все ли в рассказе было понятно?
— А понятны ли вам чины, которые имели герои рассказа?
Для понимания социально-иерархической природы «метаморфоз» Тонкого нам необходимо иметь так называемые «фоновые знания».
Что означали чины героев рассказа, нам расскажет…
— Понравился ли вам рассказ? Чем?
Да, А.П.чехов – гений юмористического рассказа.
— А что вам показалось смешным?
— Понятно ли вам название рассказа?
Если бы мы с вами были сейчас на уроке русского языка и определяли группы слов по значению, то к какой группе отнесли бы эти прилагательные- толстый и тонкий?
— А как в литературе называется этот троп, основанный на противопоставлении?
Значит, уже в самом названии заложен конфликт. Так о чем рассказ?
Метод «продолжи предложение»
(В центре внимания обычный житейский эпизод – случайная встреча двух старых друзей, бывших однокашников. Которых на долгие годы разлучила жизнь).
— Как автор рисует каждого из них?
1 группа – выбирает описание Толстого; отмечает ключевые слова;
2 группа – выбирает описание Тонкого; отмечает ключевые слова;
3 группа – определяет, в чем особенность портретных характеристик героев?
Учитель: автор ничего не говорит нам о финансовых возможностях героев, их социальном положении. А можете ли вы это определить? Как?
В ключевых словах зашифрована» художественная деталь, которая помогает читателю ярче увидеть персонажа, глубже проникнуть в образ.
7. Продолжение беседы.
— Кто из друзей детства первым узнает другого? Как это его характеризует?
8. Выразительное чтение по ролям эпизода «Встреча друзей».
9. Стоп кадр! Когда мы задаем вопросы человеку, что мы ожидаем? (Ответы на них)
— А как ведет себя «тонкий»?
— Что интересного мы узнаем о «тонком» из его же рассказа?
— Как вы думаете, много ли друзей имел «тонкий» в гимназии?
-Что же выясняется в результате беседы?
10. Выразительное чтение описания «метаморфоз», происшедших с «тонким».
— А что, собственно произошло? Почему «тонкий» так реагирует, ведь он предвидел, что его друг вырос в карьере, недаром спрашивает, «наверное, уже статский»?
— Интересное сочетание слов «лицо искривилось улыбкой». Это еще один литературный троп –оксюморон: сочетание несочетаемого (например, живой труп, жутко красивая, страшно весело и др.).
-Выясняется, что для «тонкого» решающую роль в отношениях между людьми играют не человеческие чувства (дружба, товарищество), а чинопочитание. Чин, ордена, должность становятся важнее человека.
Но друга уже нет, да и человека тоже, есть только чиновник, который счастлив тем, что может выразить свое почтение высокопоставленной особе: низко поклониться всем туловищем, слегка пожать три пальца и хихикнуть, как китаец.
Правда смешно? А почему не хочется смеяться? Когда пропало это желание?
— Так какую же роль играют юмористические рассказы А.П.Чехова? (Они помогают нам увидеть себя со стороны).
Работа с эпиграфами.
Как вы понимаете эти слова самого автора?
В них ответ на наш проблемный вопрос.
У. Рефлексия. Творческое задание.
— Я предлагаю вам зашифровать название рассказа «Толстый и тонкий», но так, чтобы эти два слова имели одно родовое, но антонимичие понятие: слова, числа, термины отображали суть идеи произведения. ( 2 мин.)
— У вас есть тетради под названием «Литературная копилка», куда вы выписываете понравившиеся мысли из изученных произведений. Какой изумруд вы положите в нее после сегодняшнего урока?
Написать сочинение-рассуждение «Чему я научился у Чехова и его героев? Или «Каким вырастет Нафаня?»
Заключительное слово учителя.
Творчество А.П.Чехова заставляет задуматься о высоких идеалах человеческой души, к которым нужно стремиться. Это необходимо, чтобы вдруг не превратиться в «тонкого». Важно сохранять человеческое достоинство, самоуважение, порядочность. Ведь каждого из нас есть за что уважать!.
Дополнительный материал к уроку.
Фоновые знания по вопросу гражданских чинов России в ХІХ в.
Этот чин УІІІ класса ценился очень высоко и достичь его было нелегко даже дворянину- как правило, требовался университетский или лицейский диплом, либо сдача соответствующего экзамена.
Действительный тайный советник и канцлер
Это высшие чины табели о рангах, ІІ и І класса. Действительных советников в России было немного, все наперечет.
Действительный тайный советник приравнивался армейскому «полному» генералу.
Конспект урока по литературе на тему «Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация» (6 класс)
специалист в области арт-терапии
Конспект урока. Литература. 6 класс.
Тема. Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
Цель: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.
-смысловое чтение текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)
-осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
Ход урока.
I. А. П. Чехов — автор юмористических рассказов
В 5 классе школьники уже читали вступительную статью о Чехове и рассказ «Хирургия». Предложим шестиклассникам на основании этой вступительной статьи вспомнить, что они знают об этом писателе и какие его рассказы читали.
— Где родился Чехов? В какой семье?
В Таганроге, в семье купца.
— Сколько детей было в семье Чеховых?
Шестеро: пять братьев и одна сестра.
— Чем увлекался молодой Чехов?
В гимназические годы Чехов увлекался театром и литературой.
— Какой факультет Московского университета закончил Чехов?
Медицинский факультет.
— Какими псевдонимами подписывался Чехов?
Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата.
— Чем вам запомнился рассказ «Хирургия»? Кем были его главные герои?
— Что вы сейчас, спустя год, можете рассказать о фельдшере Курятине и дьяке Вонмигласове?
Хорошо, если ученики вспомнят сюжет, особенности речи героев, вспомнят, кто из учеников при чтении по ролям наиболее ярко проявил себя. Все это поможет создать положительный настрой для очередного обращения к творчеству А. П. Чехова.
Читаем вступительную статью учебника (с. 296—297, ч. 1), отвечаем на вопросы к ней (с. 297, ч. 1):
— Что такое псевдоним?
* Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.
— Почему А. П. Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?
Чехов учился на врача, потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы. Напомним, что Антошей Чехонте гимназиста Антона Чехова стал называть законоучитель таганрогской гимназии Ф. Н. Покровский: он по-доброму любил давать ученикам смешные прозвища.
— Вспомните псевдонимы других писателей.
В пятом классе мы изучали произведения писателей, которые были известны под псевдонимами. Это Саша Черный (псевдоним Александра Михайловича Гликберга), Марк Твен (псевдоним Сэмюэля Клеменса), Жорж Санд (псевдоним Авроры Дюпен).
Прочитаем воспоминания И. А. Бунина и К. И. Чуковского об А. П. Чехове. Это могут сделать ученики, которые умеют выразительно читать художественный текст. Для этого в начале урока, во время беседы с классом, можно дать индивидуальные задания подготовить выразительное чтение приведенных в учебнике отрывков.
Обратимся к классу с вопросами.
— Каким человеком предстает перед нами А. П. Чехов (по материалам статьи учебника и по воспоминаниям К. И. Чуковского)? (1-й вопрос, с. 299.)
Поможем ученикам отметить, что А. П. Чехов предстает перед нами человеком умным, честным, с чувством собственного достоинства, способным взять на себя ответственность за семью, веселым, остроумным. В Чехове были свобода и легкость, которые благодаря могучей энергии воплощались в «несметное множество бесконечно разнообразных рассказов».
— Какие особенности характера писателя помогли ему стать замечательным мастером юмористического рассказа?
Отметим свободу, легкость, веселость и «могучую энергию творчества» (К. И. Чуковский). На наш взгляд, важно подчеркнуть, что энергия — это еще не признак гениальности. Умение направить энергию на творчество, на созидание — вот что создает мастера, творца.
Авторы учебника предлагают нам высказывание Л. Н. Толстого об А. П. Чехове (с. 299, ч. 1). К нему можно обратиться после чтения и анализа рассказа «Толстый и тонкий».
II. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация
Первый раз рассказ читает учитель. Выразительное чтение — это возможность проявить свое восприятие и понимание текста не только для учеников, но и для педагога, который в этом может дать пример для учащихся. К выразительному чтению этого произведения важно подойти серьезно, порепетировать дома: нужные интонации даются далеко не сразу, но именно от их точности будет во многом зависеть, насколько дети поймут содержание и смысл рассказа. Если учитель сможет прочитать текст выразительно, не засмеявшись, то детям будет смешно, и половина пути к цели будет пройдена.
Зададим заведомо широкий вопрос:
— Что вы можете сказать о рассказе?
Пусть ученики без жестко сформулированного вопроса попробуют высказать свои наблюдения. То, какими именно будут эти наблюдения, что попадет в поле зрения детей, поможет учителю определить уровень их литературного развития. Вот несколько разноуровневых вариантов возможных реплик: ничего не понятно, много незнакомых слов; рассказ похож на сценку; у жены и сына смешные фамилия и имя; тонкий повторяет одно и то же; толстый и тонкий противопоставлены друг другу.
Комментированное чтение
Этот вид работы с пометами в тетради в данном случае необходим. Короткий рассказ насыщен таким количеством незнакомых и малознакомых ученику слов, что ребенок может просто растеряться.
Словарная работа
Николаевской железной дороги: Николаевская железная дорога — до 1917 года так называлась дорога Москва — Санкт-Петербург, сейчас она именуется Октябрьской.
Пообедал на вокзале — в то время на вокзалах были хорошие, дорогие рестораны.
Губы. лоснúлись — губы блестели так, что даже отсвечивали.
Хéрес — сорт крепкого виноградного вина.
Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов.
Навью́чен — здесь: нагруженный так, как вьючное животное.
Пахло. ветчиной и кофейной гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе.
Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались; в старину глагол облобызаться употреблялся в высоком стиле; в современном русском языке (в том числе в языке времени А. П. Чехова) это словосочетание носило иронический оттенок.
Такой же душóнок и щёголь: душонок — душа компании, красавчик; щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый.
Жена. урождённая. так говорили о девичьей фамилии женщины (в основном о дворянках); герой хочет подчеркнуть, что его жена — из дворянской семьи.
Лютерáнка — женщина, исповедующая лютеранство. Лютерáнство — протестантское вероисповедание, возникшее на основе учения Лютера и направленное против католичества и папы римского. В России, христианской по преимуществу стране, лютеран было мало, и герой хочет подчеркнуть особенность жены.
Ученик третьего класса: в царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.
Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.
Казённую книжку — здесь: книжку, принадлежавшую гимназии.
Эфиáльт — вождь демократической группировки в Афинах середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую функции ареопага — оплота аристократии. Упоминание имен Герострата и Эфиальта говорит нам о том, что в царское время в гимназиях большое внимание уделялось изучению древней истории.
Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели. » и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием.
Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин.
Станислáва имею — орден Станислава.
Жáлованье — фиксированное денежное вознаграждение за службу, работу, которое не зависит от объема и качества проделанной работы.
Портсигáр — карманная плоская коробка для папирос.
Привáтно. делаю — делаю неофициально, частным образом.
Департáмент — отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Столоначáльник — должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол, низшую структурную часть государственных центральных и местных учреждений. Столоначальники обычно были чиновниками 7-го класса. Порфирий говорит о том, что он, имея чин 8-го класса, занимает сейчас должность столоначальника, которую занимают обычно чиновники рангом выше, и в этом состоит предмет его гордости.
Стáтский: имеется в виду чин статского советника, относящийся к 5-му классу. Лица, имевшие этот чин, занимали должности вице-директора департамента, вице-губернатора (заместителя губернатора) и другие.
До тайного дослужился: герой имеет в виду, что он уже получил чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть помощник министра), сенатор, посланник и другие.
Две звезды имею — имею два ордена.
Вытянулся во фрунт — встал по стойке смирно.
Застегнул все пуговки своего мундира: в царской России гимназисты носили особые мундиры, и перед начальством положено было появляться одетым по всей форме, с застегнутыми пуговицами.
Ваше превосходúтельство — титулование некоторых высших чинов в царской России, принятое в официальной речи.
Чинопочитáние — почитание старших по чину, по служебному положению. Чинопочитание в описанные времена было обычным явлением в чиновничьей среде, но у Порфирия оно приобретает гротескные черты.
Милостивое внимание: этот оборот показывает стремление тонкого унизить себя перед человеком, занимающим высокий гражданский чин.
Благоговéние — глубочайшее почтение; здесь это слово употреблено в ироническом ключе.
Шаркнул ногой — сделал шаркающее движение ногой, которое составляло часть ритуала поклона младшего по чину перед старшим.
Обучение выразительному чтению
После того как дети сориентировались в незнакомой лексике, предложим им попробовать чтение по ролям. Во время поиска необходимой, точной интонации ученики будут приближаться к постижению смысла рассказа.
После первой попытки выразительного прочтения предложим разделить рассказ на части и озаглавить их.
1-я часть: от начала до слов: «Оба были приятно ошеломлены» — «Встретились два приятеля».
2-я часть: до слов: «Тонкий вдруг побледнел. » — «Оба были приятно ошеломлены».
3-я часть: до конца — «К чему тут это чинопочитание!»
— Как мы относимся к героям по характеристикам первой части? Кому мы сочувствуем и почему?
— Что мы узнаем о героях во второй части? Как меняется наше отношение к ним?
— Как мы относимся к героям после преображения тонкого в третьей части? Кому мы сочувствуем? Кто вызывает неприязнь и почему?
Михаил (толстый), привыкший к чинопочитанию на службе, был рад встретиться с человеком, с которым он когда-то общался на равных. Чинопочитание лишает общение простоты, душевности; человек при этом видит не личность товарища, а лишь его мундир, его чин и звание. Толстый встретил, как ему показалось, друга и душевность, которая превратилась в самую отвратительную форму чинопочитания. Это заставило толстого отвернуться от тонкого. Но все же он подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии.
— Какие повторы мы встречаем в тексте? Каково их значение?
В первой части читаем: «Оба были приятно ошеломлены» — оба героя рады встрече, хотя об этой радости говорится настолько высокими словами, что в них чудится оттенок иронии. В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены» — встрече рады члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством. Толстый (Михаил) встрече уже не рад.
— Чем отличаются третий раз сказанные тонким слова о жене и сыне от первого и второго раза? С какой интонацией вы их произнесете?
— Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога?
«Нафанаил немного подумал и снял шапку».
«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».
«. Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира. »
— Почему, по-вашему, третий раз автор не написал, что Нафанаил «немного подумал»?
Очень важный вопрос: мы видим, что привычка к чинопочитанию прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача — выполнять распоряжения старших по рангу.
Если остается время, прочитаем текст еще раз — другим составом.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение рассказа «Толстый и тонкий».
Выписать из текста рассказа глаголы, которые характеризуют отношение Порфирия (тонкого) и Михаила (толстого) друг к другу.