Проект на тему сказки салтыкова щедрина

Сказки

Презентация по литературе на тему «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина» (10 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания сказок Салтыкова-Щедрина, раскроем их тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок сатирика.

ПЛАН УРОКА. История создания. Жанровое своеобразие. Основные темы. Проблематика. Художественные особенности.

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. Далее их число увеличилось до 30. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти: («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции :(«Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа: («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков: («Христова ночь») «Орел-меценат»

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако, в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). «Премудрый пискарь» 2Премудрый пискарь

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»). «Медведь на воеводстве»

К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Источник

Презентация по литературе на тему «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мать писателя Ольга Михайловна Отец писателя Евграф Васильевич

ДЕТСТВО В ОКРУЖЕНИИ «ВСЕХ УЖАСОВ КРЕПОСТНОГО ПРАВА». ДОМ, ГДЕ РОДИЛСЯ БУДУЩИЙ ПИСАТЕЛЬ. ИМЕНИЕ СПАС-УГОЛ.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1828 — 1889 гг.) — замечательный русский писатель-сатирик, мастер создания ярких аллегорических образов. Его сказки написаны необычайно живо и красочно, их язык близок к русскому народному фольклору. Персонажи сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина давно стали нарицательными, а комические ситуации, описанные в сказках, случаются и в наши дни. Эти сказки так близки каждому из нас, ведь они помогают смотреть на жизнь с оптимизмом и никогда не унывать. Салтыков-Щедрин и его сказки

Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои жизненные наблюдения. Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Изучение особенностей сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина Цель:

Изучить литературу по данной теме; Отобрать и систематизировать материал об особенностях сказок писателя. Задачи:

Содержание М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки; Особенности сказок; Что общего с народными сказками; Чем отличаются от народных; Вывод.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СКАЗОК Фольклорные образы, пословицы, поговорки. Действующие лица- животные. Отсутствие грани между человеческими чертами и чертами животных. Сочетание достоверного с фантастическим. Резкие социальные контрасты Осмеяние общественных пороков, горечь за народ. Язык сказок- народный. Раскрытие классовой борьбы. Форма противоцензурной защиты.

Отмечаются невероятные происшествия; герой оказывается в необычных обстоятельствах; сказочный «стиль» (обороты, присказки, взятые из народных сказок); сказочный сюжет; есть гипербола, как в народных; очеловечивание животных (олицетворение); Что общего с народными сказками:

Жанр сказок Щедрина – политическая сказка, поэтому в них много реальных деталей современной автору действительности; сказки Щедрина отличает злая ирония, сарказм, гротеск, несвойственные народным сказкам; несоответствие формы содержанию; сказка Щедрина – форма для обличения и высмеивания общественных пороков; народные сказки бывают бытовыми, героическими, волшебными, а в сказках Салтыкова-Щедрина присутствует политическая сатира; в народных сказках есть положительный и отрицательный герои, а в сказках Салтыкова-Щедрина нет положительных и отрицательных героев; в названиях Салтыков-Щедрин создает комический контраст. Чем отличаются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина от народных:

Номер материала: ДБ-539432

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Рассказ про пушкина на английском 7 класс краткое

Источник

Презентация по литературе на тему «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сказки Салтыкова-Щедрина Презентация к уроку литературы. Автор: Ремизова Т.Н.

Краткие сведения о писателе Известный русский писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был поистине великим творцом. Являясь чиновником, он мастерски обличал невежественных дворян и восхвалял простой русский народ. Михаил Салтыков в 1850-х годах

Краткие сведения о сказках Сказки Салтыкова-Щедрина, список которых насчитывает не один десяток, являются достоянием нашей классической литературы. В сказках Михаила Евграфовича используется острый сарказм. Михаил Салтыков в 1850-х годах

Сказка «Дикий помещик» Помещик по имени Урус Кучум Кильдибаев живет в свое удовольствие. Но однажды он устал от крестьян и решил от них избавиться. Взмолился тогда помещик к Богу, но тот не выполнил его просьбы. Тогда помещик начал издеваться над мужиками, стал давить налогами. И тогда Господь сжалился надкрестьянами, и они исчезли.

Сказка «Дикий помещик» Поначалу глупый помещик был счастлив: теперь ему никто не мешал. Но позже он стал ощущать их отсутствие: никто не готовил ему пищу, не убирал в доме. Приезжие генералы и исправник называли его дураком. Вскоре он так одичал, что даже стал похож на дикое животное: оброс волосами, лазил по деревьям, а добычу разрывал руками и поедал в сыром виде. В конце сказки крепостные возвращаются к помещику, жизнь снова расцветает: на рынке продают мясо, в доме чисто. Да вот только Урус по-прежнему остаётся диким.

Сказка «Премудрый пескарь» Жил он всю жизнь и боялся всего: рака, водную блоху, человека и даже собственного брата. Завещали ему родители: «Гляди в оба!» И решил пескарь всю жизнь прятаться и никому на глаза не попадаться. И прожил он так больше ста лет. Так ничего и не увидел, и не услышал. Задумался теперь старик-рыба, для чего же он жил. И стало ему так грустно оттого, что не видел белого света. Решился вынырнуть из-за своей коряги. А после… А после его никто и не видел. Сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» высмеивает глупых людей, готовых прожить всю жизнь в страхе перед любой опасностью.

Особенности сказок Связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки. Аллегоричность Сочетание достоверного с фантастическим. Построение сказок на резких социальных контрастах. Стихия смеха (комическое преобладает или переплетается с трагическим). Сатирическая направленность. Народный язык с использованием публицистической лексики.

Подведём итоги Как же всё-таки четко и мудро высмеивает автор людские недостатки! Эти истории не потеряли актуальности и в наше время. В этом они имеют сходство с баснями.

Данная презентация содержит материалы к уроку литературы в 7 классе (по программе В.Я. Коровиной), посвящённому изучению сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. В презентации представлены краткие сведения о сказках «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь», даны особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина.

Номер материала: ДБ-1643436

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

детские творческие конкурсы с дипломом за 1 день без регистрации

Проект «Вечные проблемы жизни в сказках Салтыкова-Щедрина»

Проект «Вечные проблемы жизни в сказках Салтыкова-Щедрина»

11.04.2020 г. III Международный конкурс исследовательских и творческих проектов “Я – исследователь”

МБОУ СОШ № 1 г. Чадана Республики Тыва.

Учитель русского языка и литературы ВКК Донгак Севил Чылбар-ооловна

Автор: Ооржак Алдаржаан, 13 лет. Проект «Вечные проблемы жизни в сказках Салтыкова-Щедрина»

Актуальность: Кажется, что время полностью изменилось со времен великого писателя, Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. У нас столько новых открытий, жизнь стала интересной, но многим не хватает времени, потому что наше время отводится на огромное поступление информации от самых разных источников. Благодаря этому мы отличаемся от предыдущих поколений развитостью интеллекта, целеустремленностью, но если задуматься, можно смело сказать, что мы разучились дарить радость, быть чуткими, поддержать разговор с окружающими. Редко встретить тех, кто с добродушием пропускает нечаянно произнесенное «нелепое» слово в свой адрес и таких, с готовностью выслушать и поддержать других. Проблемы равнодушия, мелочности, высокомерия, одиночества стали нашими спутниками по сей день. К чему мы стремимся, куда придем?

Чтобы понять свое душевное состояние, научиться быть душой зорким, отзывчивым, нам надо задуматься над своим поведением. А помогут нам понять свои ошибки и исправить их способны только книги, которые хранят в себе мудрость жизни.

Объект исследования: сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». «Пропала совесть»; «Премудрый пискарь», «Бедный волк».

Цель: исследовать, как сатирик изображает недостатки людей в зависимости от времени и своего социального положения.

Задачи:

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.

Введение.

Творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика особое место занимают его сказки. Они создавались в течение четырех лет (1883 – 1886).

В своих сказках писатель подробно изображает картину русской жизни. И его героями являются все основные классы и социальные группировки – дворянство, буржуазия, бюрократия, интеллигенция, труженики деревни и города. затронул множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем.

Сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим.

Читайте также:  Рассказ с прямой речью и словами автора

Слова и образы для своих чудесных сказок сатирик подслушал в народных сказках и легендах, в пословицах и поговорках, в живописном говоре толпы. Связь сказок Салтыкова с фольклором проявилась и в традиционных зачинах с использованием формы давно прошедшего времени (“Жил-был…”), и в употреблении присказок (“по щучьему веленью, по моему хотенью”, “ни в сказке сказать, ни пером описать«).

В выбранных нами сказках «Премудрый пискарь» и «Бедный волк» героями сказок являются животные. Это сатирические аллегории, где в каждом лице сконцентрированы характерные черты, точно определяющие социальный или человеческий тип.

«Премудрый» пискарь очень интересный тип. Автор характеризует его следующими вставками: у пискаря ума палата была. Но он не понимает, зачем глотать других? Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный, жизнь надо так прожить, чтоб никто не заметил, долбил нору целый год, днем забирался в нору и дрожал, кажется, я жив? Ах, что-то завтра будет? И каждый день «Слава тебе, господи! Жив», не до семьи, как бы только самому прожить! Ни друзей, ни родных. Бесполезные пискари, распостылую свою жизнь бережет.

Отношение автора очень четко выражается с помощью слова «бесполезные». Нельзя жить с единственной целью – сохранить свою жизнь. Страх может стать серьёзным препятствием на пути к счастью. Автор осуждает людей, не умеющих рисковать и наслаждаться полнотой жизни.

Один из персонажей – волк. Пренесчастнейший ты есть зверь – жалость проявляется с помощью слов, проговоренных медведем. Собаки так и скачут, заливаются, Проклятый! Душегуб! Живорез! – они показывают неприятие и ненависть.

Салтыков-Щедрин нарисовал взаимоотношения людей в обществе. Если ты «не такой», тебя задирают, обзывают, изгоняют из общества, всячески избегают. Изгои не понимают, за что с ними так, ведь они не выбирали, быть им такими или не быть. Писатель хочет, чтобы мы помнили, что на месте «бедного волка» может оказаться любой, и надо проявлять сочувствие и доброту, попытаться взглянуть на мир глазами этого человека.

Нельзя, не положено, не ваше – жадность, ненасытность.

Как бог от мужика избавил, у него не топлено, некому поднять занавес, сырьем кой-каким питается, ходит и ходит, думает, мечтает, какие машины из Англии выпишет, сад прекрасный будет, фрукты машинами собирает да в рот кладет, коров разведет, молоко будет пить, клубники продаст.

Результат отсутствия мужиков, беспомощность, неумелость, лень помещика показывается с помощью описания: пыль вершком на зеркале, в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют.

Лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, остаюсь верным своим принципам – показывают человеческую глупость.

Писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество.

Вопросы с уст капитана- исправника: Кто теперь подати будет вносить? Кто будет вино по кабакам пить? Кто будет невинными занятиями заниматься? У нас на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя.

Высмеивание не только дворян, но и бюрократического аппарата, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт осуждается в сказке.

В следующей сказке «Пропала совесть» очень захватывающе и интересно повествуется о состоянии людей: начали чувствовать себя бодрее и свободнее, ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать, когда у них пропала совесть.

Совесть описывается как приживалка, иго, тряпка, приобретение, замасленная бумажка. Также прилагательные бедная, истерзанная, оплеванная, затоптанная, изгнанная.

Писатель изображает картину падения человека, в котором исчезают человечность, созидание, препятствующие разрушительному краху в душах людей, подставляющим друг друга, выказывающим лесть, пресмыкание, лгущим, оговаривающим ближнего путем клеветы и наушничества.

Вывод. Таким образом, в сказках Салтыкова-Щедрина встречаются такие типы людей, как трусы, белые вороны, глупцы, лентяи, бюрократы, безвольные крестьяне. Но среди них самыми страшными оказываются бессовестные люди, которые осознанно отказываются от совести, чтобы только хорошо жить.

«Дикий помещик».

Весь он… оброс волосами. а когти у него сделались как железные». И становится ясно: всё держится на труде народа. Беспечность, эксплуатация чужого труда привело к недостаткам, утрате человеческого.

Только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки – вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления.

Мужик покорен, он не способен понять, что это не он обязан господам, а они ему.

«Пропала совесть».

Пренебрежение и отказ от нравственных ценностей, как отзывчивость, щедрость, честность и другие приводит к потере совести. А без совести нет ни настоящего, ни будущего.

«Бедный волк»

Отсутствие взаимопонимания, уважения другого человека приводят к одиночеству, а также делает нас самих страшными, бессердечными, которых заботит только своя жизнь.

« Премудрый пескарь».

Страх, неуверенность в себе могут сделать жизнь однообразной, бессмысленной и пустой. Изобразительные средства и их значение.

В нашей исследовательской работе отдельное внимание уделяется приемам писателя, которые помогают выяснить художественное своеобразие щедринских сказок. Литературная традиция, к которой восходит щедринская сказка, это традиция не только сказки, но и басни.

Это доказывается присутствием морали во всех сказках. Но эта мораль скрыта от читателя. Для выявления смысла и авторской мысли огромную роль играют изобразительные средства.

2) Гиперболы: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой, сделался он силен ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские отношения с медведем, ходил все больше на четвереньках, утратил даже способность произносить членораздельные звуки, щука зубами хлопает.

Показывают ироническое отношение автора, абсурд действительности, которая порождает таких людей.

3) Метафоры: бедная изгнанница (совесть), всполошилась память, заговорило воображение, льются рекой слезы.

4) Фантастическое: моментальное исполнение Богом всех желаний, дружба и разговор помещика с медведем, охота на зайца, страшное одичание помещика, летающие и роящиеся мужики, совесть просит отыскать маленькое русское дитя.

Читайте также:  Рассказ наши с вовкой разговоры читать голявкин

5) Аллегория: волк, медведь, пескарь.

7) Пословицы и поговорки: “В чужой монастырь со своим уставом не ходят”, “Волк по утробе вор, а человек по зависти”, “С волками жить – по-волчьи выть».

Это доказывает близость писателя к народу, обширность его знаний.

Заключение.

С помощью своих сказок Салтыков-Щедрин рассказал правду об обществе своего времени и раскрыл все его пороки. Автор раскрывает перед читателем правду жизни господствующего класса, их главные недостатки, а также рассказывает об общественной несправедливости, которая проявлялась в ущемлении прав простого народа.

Ведь государство, главным образом, заботилось о своих верных дворянах и гораздо меньшее внимание уделяло простым людям.

Сказки писателя всегда отличаются оригинальностью, так как в них добро и зло всегда смешиваются, в центре – отрицательный герой. Но самое удивительное то, что все сказочные сюжеты связаны с непреходящими проблемами жизни, которые всегда будут требовать от человека ответственности перед самим собой и обществом, с которым тесно связан он.

Литература.

Источник

Исследовательская работа по теме «Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина Работу выполнила Мышкина Маргарита, 9 класс, МКОУ ООШ с.Волково учитель Бондарева Е.Е.

Михаил Евграфович Салтыков (1826 – 1889) (псевдоним – Николай Щедрин) – известный писатель-сатирик середины XIX века. Подобно многим писателям и поэтам той поры, он совмещал литературное творчество с государственной службой ( был «ссыльным» чиновником в Вятке, вице-губернатором в Рязанской, после – в Тверской губернии). Уже в ранних произведениях Салтыкова-Щедрина (так именовали этого человека читающие современники) наметилась глубокая сатирическая подоплека, которая постепенно организовалась во вполне конкретный «щедринский» метод отображения действительности: реализм, скрывающийся за аллегорией, фантастикой. Подобный творческий метод был обусловлен, в первую очередь, реакционной царской политикой, продиктованной страхом за крепость и неколебимость самодержавия, которое покачнулось в те годы в Европе. Сначала сотрудничество с журналом «Отечественные записки» в пору, когда руководил им Н.А.Некрасов, а затем и собственная редакторская служба в этом довольно «неудобном» для властей издании позволили Салтыкову-Щедрину ставить перед читателями самые острые проблемы общественной жизни России.

История создания сказок Салтыкова-Щедрина Книгу сказок Н. Е. Салтыков-Щедрин писал с перерывом на протяжении восемнадцати лет. Первые три сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик» – были написаны в 1869 году и тогда же опубликованы в журнале «Отечественные записки» под подзаголовком «Для детей». Большинство сказок написано позже, в 1883–1886 годах. Некоторые печатались еще в «Отечественных записках», а после закрытия журнала в сборнике литературного фонда «25 лет», в «Русских ведомостях». Публиковать сказки удавалось с большим трудом и часто в искажённом виде. Большинство сказок, по приказу цензуры, не допускалось к печати (об этом свидетельствуют письма самого Салтыкова-Щедрина). Писатель задумал выпустить «Сказки» в виде дешёвых трехкопеечных брошюр, но это издание было запрещено. Сказки печатались нелегально за границей и в России. В 1886 году удалось выпустить «Сказки» отдельным сборником. В него вошли только произведения, ранее публиковавшиеся в легальной прессе. Всего М. Е. Салтыковым-Щедриным написано 32 сказки. Их появление в печати стало возможным только после революции 1905 года. А последняя в сборнике сказка «Богатырь» была напечатана лишь в 1922 году.

2. Тема народа. Обращаясь к этой теме, Салтыков-Щедрин говорит: о трудолюбии и тяжелом положении крестьянства и народа в целом («Коняга»), о безграничной покорности («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»), о стихийности возможного протеста («Медведь на воеводстве»), о стремлении к правдоискательству как неотъемлемой черте народного характера («Ворон-челобитчик»)

3. Тема власти Салтыков-Щедрин определенно говорит о том, что: власть имеет зачастую антинародный характер («Медведь на воеводстве»), самодержавие не может в полной мере, да и не желает заниматься просветительством масс ( «Орел-меценат»), взаимоотношения власти и народа не несут с собой счастливого будущего для простого человека, для русского народа в целом («Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

4. Нравственно-этическая тематика Салтыков – Щедрин, опираясь на собственные нравственные установки, несет читателю знание о чести и совести, о чувстве собственного достоинства, об уважении собственной свободы и мнения окружающих. Внимательный читатель, по мнению писателя, должен обрести уверенность в правоте постулата: «Добродетель и порок не уживаются рядом». Так Салтыков – Щедрин определяет в своих сказках нравственную проблематику, рисуя в отрицательных примерах извращенную и ложную мораль, лицемерие («Дурак», «Пропала совесть», «Добродетели и пороки»).

ГИПЕРБОЛА как наиболее частый прием выразительности помогает писателю «высветить» порок, недостаток, а потом довести его до абсурда и … уничтожить (так поступил Салтыков-Щедрин с генералами в «Повести о том, как…», которые были совершенно оторваны от жизни, полагая, что «булки в том самом виде родятся, в каком их к кофею подают»). Громкий аккорд в сказках – ГРОТЕСК, позволяющий автору усилить яркость картин и подчеркнуть идею произведения (например, в сказке «Дикий помещик» : «рой мужиков… осыпал всю базарную площадь», « эту благодать обрали… и послали в уезд»).

Особый колорит придает сказкам Салтыкова-Щедрина СКАЗОЧНАЯ ПОЭТИКА: зачины («Жили да были два генерала», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик») сказочные присказки («по щучьему веленью», «сказано –сделано», «ни в сказке сказать, ни пером описать») сказочная символика, например, числовая (три Топтыгиных, три визита гостей к дичающему помещику) особый грамматический строй речи (например, построение фраз с переносом глаголов и прилагательных в конец: «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик. А разум ему дан большой», «Они начали подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились».

Щедринский сказочный цикл объединен общими идеями и темами, следовательно, может быть рассмотрен как произведение целостное, скрепленное общей идейно- художественной концепцией.

Источник

Познавательное и интересное