Логопедический проект на тему «Нас сказка учит говорить»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
«Нас сказка учит говорить»
Антонова Наталья Владимировна,
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. При этом нарушения речи часто сопровождаются проблемами неврологического, психологического и социального характера, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В связи с этим было принято решение разработать проект деятельности учителя-логопеда, педагогов и родителей « Нас сказка учит говорить ». Логопедическая работа с дошкольниками в сочетании с театрализованной деятельностью и знакомством с русским фольклором развивает правильную, эмоциональную речь.
В данном проекте представлены разнообразные формы работы с детьми по развитию правильного произношения с использованием театрализованной деятельности и элементов русского фольклора. Также предложены формы взаимодействия с семьёй дошкольников. В проекте представлен речевой и игровой материал, разработаны конспекты занятий по лексическому развитию ребенка, отводится время для работы над звукопроизношением.
Известно, что работа над звукопроизношением достаточно трудна и не всегда интересна, а вот театрализованная деятельность дошкольникам нравится, поэтому были объединены эти два направления с целью более эффективного формирования звуковой культурой речи дошкольников. Развитие речи посредством театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человека.
Вид проекта : Познавательно-речевой, творческий.
Участники проекта : Дети, педагоги, родители, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель: Развитие правильного произношения и культуры речи дошкольника посредством театрализованной деятельности.
Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.
Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности, к развитию правильной речи ребенка.
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Этапы реализации проекта.
Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.
Разработка методического материала по проекту.
Обследование уровня речевого развития детей.
Анкетирование и консультации для родителей «Поверь в своего ребёнка».
Ознакомление с литературой по теме «Воспитание у детей дошкольного возраста правильного произношения».
Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности с детьми и родителями.
Подготовка материала (набор картин Ю. Васнецова, видеотека с русскими народными сказками, произведения с малыми фольклорными формами, атрибуты для театрализованной деятельности и др.)
Подготовка консультаций для родителей и педагогов «Особенности речевого развития детей», «Приучаем трудный звук», «Поможем Буратино заговорить» (игры со словами), «Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей»
Просмотры спектаклей в ДОУ.
Основной
Накопление представлений по теме
Продолжать знакомство детей с русским фольклором.
Распределение поисковых заданий по проекту с привлечением родителей:
узнай и расскажи любимую сказку своих родителей.
можно ли сделать настольный театр к сказке своими руками, сделай и принеси.
Круглый стол по теме: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников».
Круглый стол для педагогов и родителей: «Знакомство детей с особенностями фольклора».
Пересказ русской народной сказки по ролям «Лиса и рак». Продолжать знакомить детей с рус. нар. сказками, учить пересказывать их и инсценировать.
Цикл дидактических, сюжетных, подвижных, хороводных, интеллектуальных игр по теме.
Оформление фото-газеты «Нас сказка учит говорить».
Организация выставки «Моя любимая сказка».
Семейный конкурс игрушек-самоделок «В гостях у сказки».
Составление рассказов по пословицам, поговоркам, чистоговоркам по темам. Заучивание их.
Итоговый
Предоставление продукта деятельности.
Логопедическое развлечение «Веселый зоопарк».
Логопедическая сказка «Новые приключения Буратино».
Логопедическая сказка «Петушок и бобовое зернышко».
Логопедический мини – спектакль «Как на ярмарке мы были».
Выставка рисунков по малым фольклорным формам.
Подведение итогов семейных конкурсов.
Книга отзывов и мнений о проекте.
Ожидаемые результаты проекта:
Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через театрализованную деятельность.
Участие вместе с детьми в театрализованной деятельности
Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.
Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи.
Разработка методического и практического материала по проекту.
Содержание работы с детьми
Чтение разных сказок; сказок, где одним из персонажей является Баба Яга.
Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
Самостоятельное составление сказок.
Рассказывание сказок собственного сочинения.
Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Загадки о сказках, героях сказок.
Викторина по сказкам.
Посещение сельской библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, «Путешествие в сказку».
Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
Развлечение «Путешествие в сказку».
Содержание работы с родителями.
Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
Чтение сказок с детьми.
Придумывание сказок с детьми.
Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей является Баба Яга. В уголке для родителей была размещена информация о проекте. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.
Консультация для родителей «Сказка учит говорить»
Ирина Козина
Консультация для родителей «Сказка учит говорить»
Сказка – это проводник ребенка в неизвестный и непредсказуемый мир взрослых отношений. Слушая историю о том, как «Жили-были…» малыш имеет возможность приобщиться к незнакомой для него ситуации и сделать ее своей, обжить ее, прочувствовать и изучить изнутри, с позиции главного героя повествования. Т. е. незаметно шутками или прибаутками, или наоборот, страшилками, они создают систему ценностей и антиценностей. Как же иначе ребенку доступно объяснить, что нельзя пить из лужи (козленочком станешь, что нельзя дверь открывать, не посмотрев в щелочку или глазок (серый волк украдет, что надо жить дружно.
Язык сказок понятен малышу. Через сказкулегче всего объяснить первые и главные понятия нравственности: что такое хорошо и что такое плохо. Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. И если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания – не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Начинать читать ребенку сказки можно с любого возраста, но чем раньше, тем лучше. Пусть малыш еще ничего не понимает, но он слышит интонацию, ритм, слова, и это играет очень большую роль в его дальнейшем развитии, поэтому читать детям надо обязательно с выражением, выделяя героев разными голосами иногда можно жестикулировать.
Выбирая детскую сказку для малыша, обязательно нужно учитывать особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В 2 года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениями и звуками, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Это прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и не любимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
Рассказывая ребенку сказку, можно наглядно продемонстрировать ребенку действия, о которых в ней говориться. Например, используя вырезанные персонажи сказки «Курочка Ряба», можно продемонстрировать ребенку, как мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Очень хорошо зарекомендовал себя известный прием «Перевирание сказок», причем не обязательно менять всех персонажей. На начальном уровне можно заменить одного персонажа сказки, например, в сказке «Курочка Ряба», заменив курочку любой другой домашней птицей, например, утку. Начало сказки такое же. И имя уточки можно оставить такое же или изменить, опять же подобрав вместе с ребенком подходящее прозвище. Курочку звали Ряба, потому что она была рябая. И уточка может быть пестренькая, значит ее можно назвать Пеструшка. Итак, новая сказка началась: «Жили-были дед и баба. И была у них уточка Пеструшка» и т. д.
Всячески поощряйте творческие устремления вашей крохи. Если малыш любит сам придумывать сказки – прекрасно! С одной стороны, этот процесс способствует развитию воображения, с другой – позволяет малышу сообщить окружающим о своих проблемах. Лучше не вмешиваться в то, что, о чем и каким образом сочиняет ребенок. Хотя на начальном этапе, чтобы показать пример малышу можно сочить сказку вместе с ним. Если ребенок разобрался, как это делается, то не мешайте ему творить.
Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.
Консультация для родителей «Ребёнок учится говорить правильно» Ребёнок учится говорить правильноРебёнок не говорит, ребёнок говорит плохо. В каждой семье к этому относятся по-разному. Одних тревожит.
Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Воспитатель 2 младшей группы МКДОУ «Симоновский детский сад» Воронкова.
Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка» Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка» Дошкольный возраст является наиболее важным периодом формирования нравственных и моральных.
Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка» Сказка с ребенком неразрывна, с самого момента его рождения и до определенного возраста дети и живут в ней. Избегая и не зная всех трудностей.
Консультация для родителей «Учить ребенка говорить» Консультация для родителей «Учить говорить ребенка» Порой умственно и психически нормальные дети испытывают трудности в овладении речью.
Консультация для родителей «Сказка нас в гости зовёт» Со сказкой вырастаем мы, Со сказкою живём, Мы сказкой вдохновляемы, Мы сказку в жизни ждём. Говорят, сказки так же необходимы нашим детям,.
Консультация для родителей «Учите ребенка говорить правильно» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УЧИТЕ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО» /Упражнения, направленные на формирование грамматически правильной речи/.
Консультация для родителе Нас сказка учит говорить
специалист в области арт-терапии
Консультация для родителей
«Сказка учит говорить»
Автор: учитель – логопед
Алексахина Елена Александровна
Сказка – это проводник ребенка в неизвестный и непредсказуемый мир взрослых отношений. Слушая историю о том, как «Жили-были… » малыш имеет возможность приобщиться к незнакомой для него ситуации и сделать ее своей, обжить ее, прочувствовать и изучить изнутри, с позиции главного героя повествования. Т. е. незаметно шутками или прибаутками, или наоборот, страшилками, они создают систему ценностей и антиценностей. Как же иначе ребенку доступно объяснить, что нельзя пить из лужи (козленочком станешь), что нельзя дверь открывать, не посмотрев в щелочку или глазок (серый волк украдет), что надо жить дружно.
Язык сказок понятен малышу. Через сказку легче всего объяснить первые и главные понятия нравственности: что такое хорошо и что такое плохо. Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. И если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания – не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Начинать читать ребенку сказки можно с любого возраста, но чем раньше, тем лучше. Пусть малыш еще ничего не понимает, но он слышит интонацию, ритм, слова, и это играет очень большую роль в его дальнейшем развитии, поэтому читать детям надо обязательно с выражением, выделяя героев разными голосами иногда можно жестикулировать.
Выбирая детскую сказку для малыша, обязательно нужно учитывать особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В 2 года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениями и звуками, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Это прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и не любимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
Рассказывая ребенку сказку, можно наглядно продемонстрировать ребенку действия, о которых в ней говориться. Например, используя вырезанные персонажи сказки «Курочка Ряба», можно продемонстрировать ребенку, как мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Очень хорошо зарекомендовал себя известный прием «Перевирание сказок», причем не обязательно менять всех персонажей. На начальном уровне можно заменить одного персонажа сказки, например, в сказке «Курочка Ряба», заменив курочку любой другой домашней птицей, например, утку. Начало сказки такое же. И имя уточки можно оставить такое же или изменить, опять же подобрав вместе с ребенком подходящее прозвище. Курочку звали Ряба, потому что она была рябая. И уточка может быть пестренькая, значит, ее можно назвать Пеструшка. Итак, новая сказка началась: «Жили-были дед и баба. И была у них уточка Пеструшка» и т. д.
Всячески поощряйте творческие устремления вашей крохи. Если малыш любит сам придумывать сказки – прекрасно! С одной стороны, этот процесс способствует развитию воображения, с другой – позволяет малышу сообщить окружающим о своих проблемах. Лучше не вмешиваться в то, что, о чем и каким образом сочиняет ребенок. Хотя на начальном этапе, чтобы показать пример малышу можно сочить сказку вместе с ним. Если ребенок разобрался, как это делается, то не мешайте ему творить.
Опыт работы по развитию речи с помощью сказок
Татьяна Коновалова
Опыт работы по развитию речи с помощью сказок
Статья из опыта работы: «Сказки учат говорить»
Сказки учат говорить
В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
Мною применяются разнообразные формы работы с детьми. С этой целью были определены ежедневные виды деятельности по использованию фольклора в работе с детьми,которые отразили в циклограмме воспитателя:
• Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, песенки).
• Тематические беседы по устному народному творчеству.
• Совместное рассматривание книг и иллюстраций.
• Театрализация русских народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелегафе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.
• Пение народных песенок, потешек.
• Слушание детских песенок и русских народных сказок
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи,в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.
В младшей группе надо учить детей слушать сказки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. При повторном чтении дети начинают запоминать текст. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями.При этом использую словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах;, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр видео,; прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Свое отношение к сказкам, дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.
Привлекая сказку для работы по развитию речи, использую картинки – наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам легче проводить с детьми живую, непринужденную беседу, активизировать их лексику. Чтение сказок можно дополнить малыми фольклорными формами – загадками, потешками.
Играя, ребенок выражает свои чувства в слове, жесте, мимики, интонации. Используя русские народные сказки на занятиях по развитию речи,можно поставить перед собой следующие задачи:
1. Учить воспринимать небольшие по объему сказки, потешки.
2. Обогащать словарь, вводить в словарь детей те слова, которые необходимы им для содержательного общения.
3. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.
4. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
5. Работать над внятным произношением слов, упражнять артикулярный аппарат.
6. Готовит детей к рассказыванию.
В своей работе использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания: сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку, дуть на лежащие, на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненные) и длины, стараясь сдвинуть их с места; задувать на резком (быстром) и длительном выдохе пламя воображаемой свечи; надувать бумажные и целлофановые мешочки,, играть на детском кларнете; надувать и пускать мыльные пузыри.
Также использую игры и упражнения,направленные на тренировку артикуляционного аппарата: упражнения для лица (изменение мимики) : сделать лицо веселое (улыбнуться, засмеяться, сердитое (нахмурить брови, удивленное (поднять брови, плаксивое, спокойное, доброе; надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую; упражнения для губ трубочкой вперед и разведение их в стороны в сомкнутом виде, эти же движения с показом зубов (как произнесение звуков [ш] и [с]);упражнение для языка: показать широкий и узкий язык; облизывание узким языком верхней и нижней губы, (колокольчик);
Упражнение для мягкого неба: опускание и поднимание небной занавески (похрапывание, покашливание)
Игры и упражнения на звукоподражание голосам животных (мяу, му, пи-пи, ко-ко, ме, бе); подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами (би-би, ту-ту, тук-тук, тик-так).
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речиформируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению.
В педагогической работе особую роль отвожу просвещению родителей. Рассказываю о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Провожу консультирование по использованию сказки как средства речевого развития. Разъяснению им о значимости семейного чтения, подчёркиванию его весомого вклада при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично
Конспект занятия по развитию речи «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью картины-матрицы» Цель: формирование умения рассказывать сказку с помощью картины-матрицы. Задачи: Образовательные: формировать умение у детей рассказывать.
Конспект занятия по развитию речи «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования» Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи Опыт работы строится на основе принципов интеграции, наглядности, индивидуального подхода к ребёнку. Опыт работы в соответствии с задачами.
Опыт работы по развитию речи в первой младшей группе В программе воспитания и обучения в детском саду указаны все задачи по развитию речи в каждой возрастной группе. Этой задаче в детском саду.
Опыт работы с детьми детского сада в сочинении сказок Все мы родом из детства. Существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является.
Опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников с помощью проектной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования трактует познавательное развитие как образовательную область,.
Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное.
Опыт работы по развитию речи детей при ознакомлении с природой Тема: «Опыт работы по развитию речи детей при ознакомлении с природой». Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.
Опыт работы «Развитие сенсорных эталонов с помощью кубиков Дьенеша в группе раннего возраста» Панькина М. Н Г. Иркутск Иркутская область. МДОУ детский сад №166. М-н Университетский д 32. Дошкольный период – это один из важных критических.