специалист в области арт-терапии
Актуальность проекта. Произведения А.С. Пушкина обязательно затрагивают сердце каждого, в детстве или во взрослом состоянии. Сказки А.С.Пушкина – это универсальные произведения, которые интересны и взрослому, и ребёнку. Каждый находит в них что-то для себя.
«Сказки» привлекают внимание динамичным сюжетом, необычными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то они легко воспринимаются и в то же время вызывают удивление, воспитывают благородные чувства». 1
Отбор методических приемов.
Одним из наиболее интересных путей изучения «Сказок» А.С. Пушкина является сопоставление фольклорных образцов с ориги нальной стихотворной сказкой, а также литературных сказочных произведений на один фольклорный сюжет. Этим обусловлено использование приема сравнительного анализа при организации проектной деятельности по «Сказке о рыбаке и рыбке».
В сказках Пушкина много устаревших слов, образных выражений, которые требуют разъяснения. Этим объясняется использование приема словарной работы. Ведь чем глубже осваивается учащимися словарный состав литературного произведения, тем полнее раскрывается перед ними идейно-художественное богатство произведения.
Выразительное чтение произведений помогает пробудить и развить у учащихся эстетические чувства, обогатить речь, воспитать интерес и любовь к чтению, увидеть в произведениях автора и авторское отношение к героям и событиям, раскрыть образы, передать их чувства и переживания слушателям.
Такой прием, как устное словесное рисование, открывает эмоциональный настрой читателя, способствует пониманию авторской мысли, развивает речь ученика. А через иллюстрирование школьники передают свое отношение к произведению, его героям.
Инсцениро вание для учащихся — это одновременно увлекательная игра, возмож ность стать одним из персонажей, и учебная деятельность, в про цессе которой они глубже осмысляют литературное произведение, проникают в сущность поведения и поступков действующих лиц.
В процессе литературных игр (например, викторины) развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
Такие приемы, как литературная игра, спектакль, литературная гостиная, творческая мастерская, обеспечивают психологическую комфортность учеников – они не боятся высказывать своё личное мнение по обсуждаемым вопросам, с желанием выполняют творческие работы, индивидуальные задания в ходе изучения произведений. Также на таких уроках ученики проявляют большую активность, что способствует полноценному постижению изучаемого произведения.
Проект нацелен на повышение у учащихся интереса к чтению, расширение читательского кругозора, развитие индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитание ученика-читателя.
Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий.
Цель – развивать читательский интерес у младшихшкольников через организацию проектной деятельности по изучению «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
— расширение круга читательского интереса школьников;
— знакомство с творчеством А.С. Пушкина;
— формирование рационального выбора книг (воспитание разборчивого читателя);
— формирование полноценного восприятия, эмоционально-чувственного отношения к сказкам поэта (воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя);
— формирование адекватной оценки прочитанных сказок (воспитание критически мыслящего, творческого читателя);
— освоение различных способов творческой интерпретации текстов (выразительное чтение, драматизация, словесное рисование, графическое иллюстрирование).
развитие интереса к творчеству А.С.Пушкина, к русской литературе;
развитие у учащихся познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи учащихся;
содействие творческому развитию детей;
обогащение словарного запаса, расширение читательского кругозора.
Техническое оснащение: компьютер для обработки материала, создания презентации, атрибуты для драматизации.
Учебно-методическое оснащение: сказки А.С.Пушкина; сказки о жадности «Жадная старуха», «Золотая рыба», «Сказка о рыбаке и его жене» (братья Гримм); научная литература для исследования сказок о жадности.
Информационное оснащение – печатные источники, Интернет, сказочная карта (Приложение 1)
создание сравнительной таблицы по сказкам (Приложение 2);
— мини-сочинения : «Новый финал сказки о жадности», «Новый герой в сказке о жадности», «Письмо в «Сказку о рыбаке и рыбке».
Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов
участия детей в предстоящей деятельности
Определение темы и целей проекта
1.Мини-викторина по «Сказкам» А.С. Пушкина.
3. Постановка цели: выявление источника «Сказки о рыбаке и рыбке», поиск и анализ сказок с похожим сюжетом.
а) Работа с источниками информации. Посещение библиотеки, работа с интернет-ресурсами.
б) Деление на группы, распределение обязанностей.
2-я группа: Сравнительный анализ русской народной сказки «Жадная старуха» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина + создание иллюстраций по сказкам
3-я группа: Сравнительный анализ индийской народной сказки «Золотая рыба» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина + создание иллюстраций
4-я группа: : Сравнительный анализ «Сказки о рыбаке и его жене братьев Гримм и «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина + создание иллюстраций
5-я группа: подготовка к драматизации отрывка «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
в) Определение способа представления результатов.
1-я группа: представление презентации.
2, 3, 4 группы: создание сравнительной таблицы по сказкам (Приложение 6), выступление с ней.
5-я группа: драматизация.
К занятию все учащиеся читают сказки «Жадная старуха», «Золотая рыба», «Сказка о рыбаке и его жене» (братья Гримм), «Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С. Пушкин)
Внеклассное занятие для 4 класса проект Сказка о рыбаке и рыбке
специалист в области арт-терапии
Внеклассное занятие «Имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина»
Цель : Обобщить изученный материал по теме «Лексика».
Задачи : Закрепить знание терминов «устаревшие слова, антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы, показать значимость знания лексики на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», раскрыть богатство лексики А. С. Пушкина, красоту и разнообразие русского языка. Развивать речь учащихся, будить интерес к родному русскому языку. Учить работать в группах.
Инсценировка отрывка сказки о рыбаке и рыбке
— Мы работали над проектом «Имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина»
— Мы работали по следующему плану
1. Перечитали сказку А.С. Пушкина.
2. Нашли имена существительные, употреблённые с именами прилагательными.
3. Подбирали имя прилагательное к имени существительному.
4. Записывали составленные словосочетания.
5. Записывали имена прилагательные, употреблённые в переносном значении.
6. Записывали устаревшие формы слов.
7. Выбрали и записали имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы.
8. Проиллюстрировали словосочетания существительное + прилагательное.
9. Нашли фразеологизмы, выяснили их значение.
10. Защитили проект в классе.
Новизна проекта для нас заключалась в том, что:
— мы работали с авторским текстом;
— по- другому смотрели на литературное произведение.
— Данный проект актуален для нас тем, что мы, школьники, чтению художественных произведений, отводим совсем немного времени. А ведь так поступать нельзя! Мы должны любить и уважать свой русский язык. Заботиться о том, чтобы наша речь была грамотной и красивой, понятной для окружающих.
— Чтобы этого достичь, нужно больше читать художественной литературы. На примере произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» мы видим, как автор, используя такую часть речи, как имя прилагательное, подчёркивает красоту русского языка.
Звучит музыка «В гостях у сказки»
Город красоты небывалой,
Город сказочный, город немалый,
Нас сегодня в гости приглашает
Встречу нам с Прекрасным обещает.
Это город Лексикоград!
Нашей встрече он очень рад!
Чтобы город обойти
И не сбиться нам с пути,
Получите лист маршрутный!
Сказку возьмите в попутчики.
— А какую сказку мы возьмём в попутчики? Вы сейчас узнаете.
Итак, путешествие начинаем!
Сказку в гости мы приглашаем!
— Из какой сказки вы увидели отрывок? Какая тема нашего занятия?
— Сегодня опять мы в сказке побываем,
Что-то вспомним, а что-то узнаем,
Во Дворе устаревших слов
(Вид его ну совсем не нов!)
Выйдем к морю Антонимов,
Пройдём по улице Синонимов,
Полюбуемся теремом Омонимов,
Посетим Дворец Фразеологизмов.
Время в пути промчится быстро!
Но мы сумеем найти ответ:
В чём же сказок Пушкина секрет?
— Итак, Двор устаревших слов.
— В ходе чтения сказки нами были выделены формы устаревших слов, их значение мы определяли с помощью «Толкового словаря» Владимира Даля :
— В своей сказке А.С. Пушкин, употребляет прилагательные в переносном значении: сердитые волны, чёрная буря, прямой простофиля, золотая рыбка.
Во Дворе устаревших слов
Разобрать дед слова не смог.
Перепутались буквы в словах.
Соберите слова на столах.
У групп на столах конверты с буквами-карточками:
ТАСЧЕР МЕЛЗЯКНА РЕКТЬСНЯКА
Из этих букв надо собрать слово. Ответы:
СТАРЧЕ, ЗЕМЛЯНКА, КРЕСТЬЯНКА, КОРЫТО, СВЕТЁЛКА.
— Оцените работу этой группы
Наша группа работала над синонимами из сказки. Слова – синонимы звучат по- разному, но имеют близкие значения.
— Наше путешествие продолжается.
К морю Антонимов и Синонимов мы приближаемся.
А на море том неспокойно
Подберите синонимы, соедините слова:
— Подберите по картинке слова антонимы.
Оцените работу группы
Слова – омонимы звучат или пишутся одинаково,
а значения имеют абсолютно разные.
— Поставьте ударение в омонимах,
чтобы смысл был верным
— К красивому терему мы подошли.
Здесь мы омонимы вспомнить должны.
В словах – омонимах звуки похожи.
Только значения их не схожи.
Дорогой за себя дам откуп.
За широкой дорогой шумело море.
Оцените свою работу
— Близится путешествия конец.
И вот перед нами прекрасный дворец.
Здесь фразеологизмы обитают,
Они нашу речь украшают.
— В заключении своей работы мы пришли к следующим выводам :нам было очень интересно работать с текстом сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Автор в своём произведении позволяет нам увидеть красоту русского языка, используя в нём много интересных устаревших слов (о значении которых мы раньше и не задумывались), чтобы красочно описать происходящие действия.
Имена прилагательные в этой сказке помогают раскрыть смысл сказки, характер героев.
Также имена прилагательные помогают А.С. Пушкину выразительно передать и описать гнев золотой рыбки, внешний вид, наряды, жильё главных героев, характеры людей.
— Оцените работу группы
— Как богат мир океана, так же богат мир «Лексики». Мастерство А. С. Пушкина заключается в том, что он использовал все богатства «Лексики» в своих сказках и сумел словами передать не только мысли и чувства Золотой рыбки, но и наше отношение к алчности и жажде власти Старухи.
— Так в чём же секрет сказок А. С. Пушкина?
Секрет в их неисчезающей Мудрости.
— У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…
А чтобы мудрым стать, учёным,
Прочти ты сказок мудрых том!
— Ребята, сейчас мы с вами украсим дно океана « морскими богатствами». Это ракушки, морские звёзды, кораллы. Если вам понравилось наше занятие – выберите зелёного цвета «морские богатства». Если вы испытывали трудности, красного. Если на занятии чувствовали себя спокойно – жёлтого.
Номер материала: ДБ-1609529
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Учебный проект по сказке Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Участники: группа учеников 4 «В» класса Руководитель: Фильчук М.Ю..
Введение Количество часов, отводимых учебным планом на изучение сказок А.С. Пушкина, ничтожно мало. За время чтения и анализа сказок ученики недостаточно усваивают трудные понятия, встречающие в сказках, а именно старинные слова и их значения, названия и виды одежды XVIII века, построек и строений XVIII века, существующих в то время традиций, обрядов, праздников.
Цель исследовательской работы Выявить особенности сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Привлечь внимание детей к языку образов, к представлению об окружающем мире, пробудить интерес к чтению сказки. Представить свои исследования в разнообразной форме (в виде печатных работ, презентации), позволяющей использовать эти материалы в учебной деятельности в начальной школе
Задачи Изучить знакомый литературный материал с позиции поставленной цели перед каждой группой в отдельности Изучить необходимый справочный материал Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихся Провести анализ набранного материала, систематизировать его Представить результаты работы в виде сообщения, докладов Презентовать оформленный материал перед классом, на внеурочном школьном мероприятии
Практическая значимость исследования Данную работу можно использовать в виде презентации на уроках литературного чтения.
План работы над проектом Постановка проблемы Деление на группы Обозначение целей, задач для каждой группы Первичный сбор информации по темам групп Обработка собранного материала, систематизация Отчет о проделанной работе каждой группы Проведение предзащиты проекта Оформление печатных работ, компьютерной презентации Защита проекта
Что удалось выявить в ходе исследования? Великий мастер сказок “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное – совершенство”. А.С.Пушкин
Арина Родионовна Неисчерпаемым источником вдохновения стала для поэта няня Арина Родионовна. Арина Родионовна рассказала поэту сказки Русского Севера, откуда она сама была родом. Благодаря ей Пушкин мог окунуться в волшебный мир северно-русских сказок. Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья. Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью.
Народность сказки А.С. Пушкина А. С. Пушкин создает свою сказку на фольклорном материале. Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В. И. Далем.
Краткий иллюстративный материал 1 группа Изразцы — керамическая (глиняная) обожженная глазурованная с лица, служившая для облицовки печей или украшения зданий. Прялка — орудие для ручного прядения. Состояла из вертикального стояка с лопаткой, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи. Боярщина — в XVI-XVII вв. так назывались владения новгородских бояр на русском Севере. В XVIII в. этот термин сохранился для обозначения административной единицы. Чепрак — суконная или ковровая подстилка под седло.
2 группа – учащиеся 4«В» класса Цупикова Вероника, Фефелова Ольга, Копылова Лиза Тема работы: «Одежа, головные уборы, украшения XVIII века на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: узнать, как одевались люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих одежду, и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения: Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают одежду, головные уборы, украшения Систематизировать отобранный материал. Классифицировать слова по группам: первая – одежда; вторая – головные уборы; третья – украшения. Создать словарь старинной одежды Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Краткий иллюстративный материал 2 группа Кокошник — старинный русский головной убор; в допетровской Руси бытовал в боярской среде, в XIX в. — только в крестьянской и купеческой. Летник — старинная женская летняя одежда в Древней Руси. Шилась свободной, без застежки спереди (нераспашной), с очень широкими рукавами, края которых спускались до полу. Ожерелье — в XVI-XVII вв. так называлось украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки, драгоценных камней или меха. Повойник — старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок
Зимний женский головной убор – сорока женский головной убор борушка кичка – старинный праздничный головной убор замужней женщины
3 группа – учащиеся 4 «В» класса Михайловская Кристина,Павлова Лиза, Толкачёва Алина, Кутульская Ева Тема работы: «Строения, постройки, здания XVIII века на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: узнать, в каких домах жили люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих строения, постройки и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения: Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают строения, постройки Систематизировать отобранный материал. Систематизировать слова по мере усложнения видов строений (от простой землянки до сказочного терема и дворца) Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Краткий иллюстративный материал 3 группа Клеть — прямоугольный бревенчатый сруб. Очелье — фигурная резная доска, украшавшая верх наличника окна. Происходит от слова «чело» — лоб. Поверхность очелья богато украшалась ажурным или рельефным узором, а иногда резной узор раскрашивался яркой краской. Прялка — орудие для ручного прядения. Состояла из вертикального стояка с лопаткой, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи. Хоромы — в XVII-XVIII в. в. так называлось жилье, состоявшее из нескольких построек
Изба –деревянный крестьянский дом
землянка –крытое углубление в земле, вырытое для жилья
4 группа – учащиеся «В» класса Тевосян Антон, Казанцева Алёна, Житкова Ульяна Тема работы: «Традиции, праздники, обряды XVIII века на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: узнать, какие существовали праздники, традиции, обряды во времена А.С. Пушкина, что они обозначали и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения: Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Выписать те традиции, обряды, праздники, которые встречаются в сказке Систематизировать отобранный материал. Посмотреть, какие обычаи дошли до наших дней Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Краткий иллюстративный материал 4 группа Традиции русской трапезы На Руси с самых древних времён ни одно сколько-нибудь значительное событие, будь то крупный праздник, свадьба, новоселье, рождение младенца или просто встреча друзей, не обходилось без широкой трапезы и весёлого застолья. Музыка на Руси С самых древних времён на Руси ни один праздник, ни одно гулянье, ни одна вечеринка или деревенские посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен и весёлой пляски. Масляничные гулянья
Пасхальная неделя свадьба Рождество Иван-купала
Cовместная деятельность учащихся и учителя в ходе работы над проектом: Прочитали сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Проработали справочную и энциклопедическую литературу по творчеству Пушкина, по особенностям сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Познакомились со значением многих непонятных слов, словосочетаний. Искали необходимую информацию с помощью Интернет. Научились работать в группах, сообща.
Выводы по проекту: Работа над проектом позволяет нам сделать следующие выводы: Все учащиеся, которые работали в группах, приобрели богатый опыт по решению исследовательских задач. Все учащиеся приобрели первичный опыт участия в научно-исследовательской деятельности. Все учащиеся обогатили свой словарный запас, пополнили свои знания историческими сведениями, научились систематизировать и классифицировать отобранный материал. Все учащиеся подготовили печатный материал, который имеет большое практическое значение.
Номер материала: 39177032648
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.