Презентация исследовательского проекта по литературному чтению «Русские народные сказки»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Исследовательский проект по литературному чтению Тема: «Русские народные сказки». Автор: Михайлова Алиса ученица 2 «Б» класса МБОУ СОШ№1 г.о. Пущино Руководитель проекта: Соловьева Н.В.
Тема исследования «Русская народная сказка»
Актуальность Я очень люблю слушать сказки. Они волшебные, красивые, страшные, завораживающие… В них много всего «полезного». Мне их рассказывают и читают родители и бабушка с дедушкой, а теперь и я их читаю, сама. Однажды мама рассказала мне сказки, которые ей рассказывала её бабушка. Они отличались от тех, которые я привыкла слышать. И мне стало интересно…
Основополагающие вопросы Для чего нужны русские народные сказки? Чему учат нас русские народные сказки? Как они «дошли» до наших времен? Для чего нам их рассказывают родители?
Цель исследования Определить понятие «русской народной сказки» Систематизировать и углубить знания по теме «Русская народная сказка» Выявить и научиться различать виды русских народных сказок Узнать о основных сказочных героях русской народной сказки Привлечь внимание одноклассников и вызвать у них интерес к русским народным сказкам
Исследовательские задачи Узнать историю возникновения русских народных сказок Изучить виды народных сказок Подобрать русские пословицы и поговорки к народным сказкам Сделать презентацию своей работы
План исследования Что такое сказка? Какие виды сказок существуют? Каковы особенности разных видов русских народных сказок? Композиция сказки. Отличительные черты русской народной сказки Могут ли герои сказок помочь в трудной ситуации? Нужна ли сказка в современном мире? Смогу ли я написать свою сказку?
Методы исследования Изучение литературы по данному вопросу (поиск и чтение русских народных сказок) Сравнение, анализ и синтез материала Анкетирование одноклассников Опрос одноклассников Литературный эксперимент
Что такое «сказка» Сказка проходит через все наше детство, через всю нашу жизнь. Вы даже не представляете как много вы знаете сказок… В народе говорили: «Скоро сказка сказывается….» – отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. Если подобрать к слову однокоренные слова, то получим ряд слов, который раскроет нам его смысл: сказка- сказывать-рассказывать. То есть сказка- это то, что рассказывается, это устный рассказ о чём либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.
Сказка – это… Жанр устного народного творчества с вымышленным сюжетом и героями; Волшебный мир, который показывает нам как хорошо быть добрым и честным; Вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Это мостик в детство для каждого из вас
Когда же возникли русские народные сказки? Возникли они более 1000 лет назад и передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и от отца к сыну, от бабушки к внуку… Поэтому их принято считать жанром устного народного творчества.
Что особенного в волшебных сказках? изобилие чудес (чудовища, волшебные чудесные предметы) положительные и отрицательные герои столкновение (борьба) героев с волшебной силой волшебные свойства предметов (яблоко, кольцо, стрела, ковёр самолет и многие другие) обычные люди и волшебные (вымышленные) персонажи
Что особенного в бытовых сказках? воспроизведение обыденной жизни (описаны нелепые, смешные, странные события) отсутствие фантастики (описаны события из жизни, реальные герои) герой хитёр, удачлив (муж, жена, купец, барин, поп и др. реальные конфликты(порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит жадности, злобе, зависти) герой благороден (бывалый солдат и др.)
Что особенного в сказка о животных? ясность оценки героев традиционные герои (лиса всегда хитрая, волк глупый и жадный, заяц трусливый) перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы быстродействие Олицетворение (животные разговаривают и ведут себя как люди)
Законы «сказочного мира» Одушевление предметов и явлений природы. Образы, наделённые необыкновенными свойствами. Чудесные обращения и превращения. Преувеличение качеств характера, свойств, силы, могущества.
Выводы Мир сказок разнообразен Добрые герои всегда побеждают Злые герои всегда «расплачиваются» за свои поступки В сказке показаны добро и зло, жадность и щедрость, трудолюбие и леность… Сказки через поступки персонажей учат нас быть добрыми, вежливыми, милосердными, а значит из сказок можно извлекать жизненные уроки и правила поведения, приобретать жизненный опыт.
Продукт исследования Лэпбук «Русская народная сказка»
Желаем творческих успехов!
Номер материала: ДБ-199761
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Сказка ложь, да в ней намёк…» Выполнила: учитель начальных классов Ермохина Е.В.
Пусть сказка вымысел и ложь, Но здесь прочтете между строк, Что в жизнь уверенно войдешь Лишь через школьный ты порог. Прозрачным солнечным лучом Проложится твой путь на свете, И жизнь основана на чем, Поймешь, проснувшись на рассвте!
Цель проекта: Познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к народному творчеству. Развивать творческий потенциал детей через изучение народных сказок, привить любовь к чтению. Задачи проекта: Обучающие: Учить анализировать произведения и делать простейшие умозаключения, выводы о прочитанных сказах. Учить школьников различать виды народных сказок. Расширить читательский и культурный кругозор учащихся. Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности Развивающие: Развивать речевые компетентности школьников Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. Развивать у учащихся познавательный интерес. Развивать творческие способности учащихся. Воспитательные: Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Воспитывать чувство добра, справедливости, любви к родной культуре Совершенствовать навыки совместной коллективной работы. Прививать у детей интерес к чтению художественной литературы.
Гипотеза: Народные сказки учат нас добру, мудрости и честности. Они учат нас правильному поведению, уважительному отношению к старшим, не грубить взрослым и помогать друг другу в трудную минуту.
Работа в группах Группа исследователей: оформляют тематическую подборку по видам сказок, в ходе анализа выясняют «сказкины слова», составляют «Сказочный словарь» Группа художников: в ходе работы рисуют рисунки-иллюстрации к сказкам для выставки, подбирают оформительский материал для проекта. Группа литературоведов: на примере сказок разобрать тайный смысл, мораль сказки «Чему учит сказка?», подбирают загадки о сказочных героях.
Группа литературоведов: на примере сказок разобрать тайный смысл, мораль сказки «Чему учит сказка?», подбирают загадки о сказочных героях. Отчёт представлен в виде буклета, сообщений.
Плывут угрюмые века, Плывут, как в небе облака. Спешат, бегут за годом год, А сказка – на тебе! – Живет! Когда и кто ее сложил В своей избушке где-то- И самый старый сторожил Не даст тебе ответа. И про зверей, И про царей, И что на сете было – Все сказка в памяти своей Нам с вами сохранила. Она живет в любом дому И странствует по странам. А почему? Да потому, Что без нее нельзя нам.
Сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка – не только «преданье старины глубокой», но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.
Загадки о сказках Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети? Как у Бабы у Яги Нет совсем одной ноги, Зато есть замечательный Аппарат летательный. Какой Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет Из муки он был печен, На сметане был мешен. На окошке он студился, По дорожке он катился. Был он весел, был он смел И в пути он песню пел. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка. А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису, От нее уйти не смог. Что за сказка? Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали?
Группа исследователей: оформляют тематическую подборку по видам сказок, в ходе анализа выясняют «сказкины слова», составляют «Сказочный словарь»
ВИДЫ СКАЗОК ВОЛШЕБНЫЕ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ Главные герои: люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев.
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ СКАЗКИ Главные герои: люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости.
СКАЗКИ ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ЧАСТИ Зачин Завязка Концовка
ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА Лес – дремучий лес. Дуб – могучий дуб. Море – синее море. Солнце – красное солнце. Поле – чистое поле. Туча – черная туча. Меч – булатный меч. Стрелы – острые, каленые стрелы. Лук – тугой лук. Сон – крепкий сон. Ворон – черный ворон. Сокол – ясный сокол. Молодец – добрый молодец. Девица – красная девица.
Группа художников: в ходе работы рисуют рисунки-иллюстрации к сказкам для выставки, подбирают оформительский материал для проекта.
Урок- проект литературного чтения в 3 классе на тему «Русские народные сказки»
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
Просмотр содержимого документа
«Урок- проект литературного чтения в 3 классе на тему «Русские народные сказки»»
«Русские народные сказки»
учитель начальных классов,
МКОУ «Основная школа с.Ерыклинск»
Тема: «Русские народные сказки»
Тип урока: урок-проект
Продолжительность проекта: краткосрочный
Цели: воспитывать и развивать ребенка через его самостоятельную познавательную
деятельность; реализовывать способности и замыслы ученика в продуктах его
-развитие умения строить монологическую речь;
— формирование умения самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
— формирование умения спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
— обобщение полученных знаний, применение их на практике;
— формирование устойчивого познавательного интереса к предмету.
— развитие навыков ораторского искусства;
— развитие творческих способностей учащихся;
— развитие мыслительной деятельности.
— воспитаниеобучающихся в духе народных традиций;
— формирование позитивного отношения и интереса к истории и культуре своей
— воспитание толерантности, желания работать в коллективе, ответственности за себя
для учеников –знакомство с историей появления сказки, видами сказок, структурными частями сказки, стилистикой «сказочного» языка, чтение русских народных сказок, изучение пословиц о сказках;
для учителя – создание презентации, подготовка дидактического материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, конверты с заданиями, «яблоня» и
яблочки, сказка «Царевна-лягушка».
Этапы урока, продолжительность
Формы, методы, приёмы
Деление учеников на команды.
АМО «от частицы к целому»
(На столах стоят карточки с номерами1, 2, 3. У каждого ученика часть пазла с номером. Нужно подойти к столу с соответствующим номером, затем после распределения на группы, собрать пазл) (пазлы-герои русских народных сказок)
Формирование групп, чувства команды
Игра «Найди половинку»
— Героев каких произведений вы сложили из пазлов? (русских народных сказок)
— Сказки издавна любят и взрослые, и дети. Ведь недаром народ придумал множество пословиц о них.. Дополним недостающие фразы или слова к самым популярным пословицам об этих произведениях устного народного творчества.
Скоро сказка сказывается, …(да не скоро дело делается.)
Тут и сказке конец, ….(а кто слушал – молодец.)
Быль за сказкой….( не угонится.)
Всякой сказке бывает конец.
Мели, Емеля,….(твоя неделя.)
Дурак только в сказках …(удачлив.)
Не всякая сказка…..( людям указка.)
Либо дело делать,….(либо сказки сказывать.)
Кашу кушай, а сказку …(слушай)
Умом-разумом смекай, ….(да на ус мотай.)
Создание настроя на совместную коллективную деятельность в группах.
Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Нам предстоит создать проект. Но сначала вспомним:
3.Стиль «сказочного» языка.
Задание 1 группе (слайд 2)
-откуда произошло и что означает слово сказка? (На столе у 1 группы учебник и «Этимологический словарь» М. Фасмера)
Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных, фантастических сил.
Сказка- засвидетельствовано не ранее XVII в., до этого – баснь;… Сказкаот сказать». Вывод:таким образом, слово «сказка» в русской речи употребляется только с 17 века. А до этого всё, что мы сейчас называем «сказкой», называли словом «баснь».)
Задание 2 группе. (слайд 3-6)
Составить таблицу о видах сказок. Дать характеристику каждому виду. Выбрать соответствующие отрывки из сказок к определенному виду.
(в конверте у 2 команды лежат карточки с отрывками из разных видов русских народных сказок)
Задание 3группе. (слайд 7)
Составить кластер по стилю сказочного языка, привести примеры (на столе 3 команды лежат фломастеры и лист формата А-3)
2.Определения перед определяемым словом.
Смерти не боится…, заболел царь…
3.Краткие формы прилагательных и глаголов.
4.Нравственные ценности народа:
Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу).
Систематизация знаний о сказке.
Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы