Презентация по к уроку по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».
Тема: Жилин и Костылин в плену.
Цель: анализ поведения Жилина и Костылина в плену.
Задачи урока : Выяснить, с какой целью автор изображает природу Кавказа, быт и нравы горцев. Написать сочинение по прочитанному произведению. Дать характеристику героям. Сравнить поведение Жилина и Костылина в плену.
Эпизод Жилин Костылин ПриродаКавказа видит, замечает, примечаеткрасоту окружающей природы ничего не замечает
Монисто – ожерелье из бус, монет, разноцветных камней.
Эпизод Жилин Костылин ПриродаКавказа видит, замечает, примечаеткрасоту окружающей природы ничего не замечает Быт и нравы горцев всё замечает, запоминает, удивляется ничегоне интересует, не удивляет
Задачи: Выяснить, с какой целью автор изображает природу Кавказа, быт и нравы горцев. Сравнить поведение Жилина и Костылина в плену. Дать характеристику героям.
Эпизод Жилин Костылин ПриродаКавказа видит, замечает, примечаеткрасоту окружающей природы ничего не замечает Быт и нравы горцев всё замечает, запоминает, удивляется ничегоне интересует, не удивляет Требованиевыкупа смелый, решительный, настойчивый молчаливый, безучастный, пассивный, смирный
Жилин Костылин высматривает, выпытывает,ходит, рукодельничает, лепит плетёт, мастерит, вырезает, чинит, лечит, учится понимать чужой язык
Жилин Костылин высматриваетвыпытывает ходитрукодельничает лепит плетёт мастерит вырезает чинит лечит учится понимать чужой язык пишет письма сидит ждёт считает дни спит
Эпизод Жилин Костылин ПриродаКавказа видит, замечает, примечаеткрасоту окружающей природы ничего не замечает Быт и нравы горцев всё замечает, запоминает, удивляется ничегоне интересует, не удивляет Требованиевыкупа смелый, решительный, настойчивый молчаливый, безучастный, пассивный, смирный Поведениегероевв плену деятельный, сумел прижиться в ауле, работящий, мастер, ему интересны другие люди, любит детей, великодушный слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощиот матери, раскис, упал духом, не принимает других людей
Значение имен героев: «Жилистый» – сухощавый, мускулистый; отсюда слово «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке. Жилин = сильный, деятельный Что такое «костыль»? – палка, служащая опорой при ходьбе хромым, безногим, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре. Костылин = слабый, нуждается в помощи, опоре.
Эпизод Жилин Костылин ПриродаКавказа видит, замечает, примечаеткрасоту окружающей природы ничего не замечает Быт и нравы горцев всё замечает, запоминает, удивляется ничегоне интересует, не удивляет Требованиевыкупа смелый, решительный, настойчивый молчаливый, безучастный, пассивный, смирный Жилин иКостылинв плену деятельный, сумел прижиться в ауле, работящий, мастер, ему интересны другие люди, любит детей, великодушный слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощиот матери, раскис, упал духом, не принимает других людей Работа со словарём сильный слабый, беспомощный
Задачи: Выяснить, с какой целью автор изображает природу Кавказа, быт и нравы горцев. Сравнить поведение Жилина и Костылина в плену. Дать характеристику героям.
Цель: анализ поведения Жилина и Костылина в плену.
Домашнее задание: Дочитать рассказ (гл. 5, 6). Проиллюстрировать понравившийся эпизод. 3. Выписать слова, в которых проявляется отношение Жилина к Дине.
Номер материала: ДБ-608301
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект внеурочного занятия по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (4 класс)
специалист в области арт-терапии
Л.Н.ТОЛСТОй «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
Цели: 1. Обобщить и систематизировать полученные знания.
2. Развивать способность эмоционально откликаться на события,
описанные автором события.
3. Формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.
Тип урока: обобщающий
Перед началом состязаний класс делится на три команды. Функции ведущего выполняет педагог. Ведущий представляет членов жюри, задает вопросы командам и раздает каждой команде карточки с заданием.
1. Актуализация знаний
(Правильные ответы оцениваются в 2 балла)
1. Вспомните произведения Л.Н.Толстого и запишите их жанры.
2. Соедините стрелкой заглавие произведений с жанром.
«Лев и собачка» сказка
«Как боролся русский богатырь» басня
3. К какому жанру относится произведение «Кавказский пленник»? (это рассказ)
2. Постановка учебной задачи
Каковы нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых автор написал это произведение?
Ведущий: «В рассказе «Кавказский пленник» даны описания героев (внешний вид, поведение, детали). Узнайте по описанию героев произведения».
В ходе конкурса ведущий последовательно, в два этапа, сообщает сведения о том или ином персонаже рассказа Л.Н.Толстого. Задача команд – как можно быстрее угадать, какого героя имеет в виду ведущий. Если учащиеся смогут назвать этого героя сразу же, как поступила первоначальная информация, команда получает два балла. В случае, когда персонаж угадывается со второй попытки, на командный счет поступает один балл.
1) служил на Кавказе, «невелик ростом, а удал», имел лошадь охотницкую (он за неё сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил),
2) «на всякое рукоделье мастер был». ( Жилин)
1) ходил: « в бешмете шелковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая, баранья, черная, назад заломлена».
2) «как волк исподлобья косится на Жилина». (Красный татарин)
1) подросток, худенький, лет тринадцати, глаза чёрные, светлые. Одет в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса.
2)На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками, на шее монисто, все из русских полтинников. (Дина)
Ведущий: «Л.Н.Толстой ко времени написания рассказа окончательно утверждается в необходимости учиться у народа его морали, его воззрениям на мир, умению прижиться» в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не ропща и не перекладывая на чужие плечи своих бед. Главные герои рассказа «Кавказский пленник» наблюдают жизнь татарского аула, видят её, но не очень понимают».
Ведущий предлагает найти в тексте эпизоды, которые помогут представить жизнь и быт татарского народа. Ребятам предстоит почувствовать себя на месте героя и ответить на вопросы от лица героя.
Этот задание оценивается в 2 балла, если полный исчерпывающий ответ и 1 балл, если ответ неполный.
Вопрос представителю команды №1
Как выглядело жилище, в которое привели Жилина?
(«Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней стене пуховики пёстрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – всё в серебре. В одной стене печка маленькая, вровень с полом. Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, а на коврах пуховые подушки».)
Вопрос представителю команды №2
Что необычного видит Жилин в жизни, быте татар?
(«…И на коврах в одних башмаках сидят татары: чёрный, красный и трое гостей. За спинами у всех пуховые подушки подложены, а перед ними на круглой дощечке блины просяные, и масло коровье распущено в чашке, и пиво татарское – буза, в кувшинчике. Едят руками, и руки все в масле.…Поели татары блины, пришла татарка в рубахе такой же, как и девка, и в штанах; голова платком покрыта. Унесла масло, блины, подала лоханку хорошую и кувшин с узким носком. Стали мыть руки татары, потом сложили руки, сели на колени, подули во все стороны и молитвы прочли».)
Вопрос представителю команды №3
Похожа ли деревня татар на русскую деревню?
(« Видит деревня татарская, домов десять, и церковь ихняя с башенкой… Стены глиной гладко вымазаны… Садик, ограда каменная; из- за ограды – черешни, шепталы, и избушка с плоской крышей.…Кое-где аулы дымятся в ущельях».)
Ведущий: «Л.Н.Толстой в рассказе показывает, что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные усилия. Как в одинаковой ситуации ведут себя Жилин и Костылин?» (Правильный ответ 2 балла)
Составьте структурную схему взаимоотношений Жилина с окружающими его людьми. Составьте рассказ-характеристику главного героя.
(Жилин: добрый, думает о матери, жалеет её; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою)
Задание для команды №2
Составьте структурную схему взаимоотношений Костылина с окружающими его людьми.
(Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом; не понимает других людей)
Задание для команды №3
Л.Н.Толстой показывает поведение и поступки своих героев в разных ситуациях. В ситуации побега Жилин преодолевает свои эгоистические мысли и не бросает товарища.
( «Он и вправду ослаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится». «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел.…Нет, не пойду: не годится товарища бросать».)
Сравнить с поведением Костылина в подобной ситуации.
( «А Костылин, заместо того, чтобы подождать, только увидал татар – закатился, что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».)
Какие черты характера, которых нет у Костылина, можно отметить у Жилина?
(благородство, великодушие, чувство товарищества)
Ведущий: «В рассказе «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой очень точно описал не только внешность человека, но и его внутренний мир. Составьте рассказ о героях этого произведения и выразите свое отношение к ним».
План рассказа « Мое отношение к Дине»
1.Первая встреча Жилина и девочки.
3. Почему Дина помогала Жилину?
4. Мое отношение к Дине.
План рассказа «Что я думаю о Костылине»
2. Отношение Костылина к горцам.
3. Отношение горцев к Костылину.
4. Мое отношение к Костылину.
План рассказа «Жилин в моем представлении»
2. Что с ним произошло?
3. Покорился ли он своей печальной судьбе?
4. Можно ли сказать о Жилине, что он – человек чести?
Прежде всего, сопоставим двух героев рассказа, вдумаемся в их фамилии: Жилин – потому что он сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и чуждую для него жизнь. Жилин не рассчитывает на мать не хочет перекладывать на её плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль прежде всего хотел донести до читателей автор.
Костылин – словно на костылях, подпорках. Вспомним, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин не смог убежать из плена. Он остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.
5. Рефлексия деятельности.
— Чему учит этот рассказ?
— Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?
— Прочитайте пословицы и отметьте те, которые соответствуют главной мысли рассказа «Кавказский пленник».
Задание для команды №1
1. Друзья познаются в беде.
2. Человек без друзей, что дерево без корней.
3. Из огня да в полымя.
Задание для команды №2
1. Чужбина – калина, родина – малина.
2. Лучше пропасть, чем терпеть напасть.
3. Не зная броду, не суйся в воду.
Задание для команды №3
2. Мир не без добрых людей.
3. Маленькое дело лучше большого безделья.
Отметьте плюсом те нравственные качества личности, которые, как вы считаете, нужны учащемуся нашего лицея (любовь к Родине, обществу, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе, труду)?
Жюри подводит результаты игры.
Кроссворд «По страницам рассказа»
Задание для команды №1
1. Татарский напиток.
2. Восточный платан: дерево, похожее листьями на клен.
4. Название дома татар.
6. Название поселения татар.
( Буза, чинара, Абдул, сакля, Уляшин, аул)
Задание для команды №2
1. Стеганая верхняя мужская одежда у кавказских народов.
2. Название дома у татар.
3. Высокие деревья в ауле.
4. Служитель мечети (храма) у мусульман.
5. Название поселения татар.
(Бешмет, сакля, чинара, мулла, аул, Уляшин)
Задание для команды №3
1. Высокие деревья в ауле.
3. Татарин, который выкупил Жилина.
4. Девочка – «спасительница» Жилина.
5. Народность, говорящая на языке, близком к татарскому.
6. Название деревни у татар.
(Чинара, Кавказ, Абдул, Дина, нагаец, аул)