Проект по развитию речи в средней группе по фгос по сказкам

Сказки

Проект для детей средней группы «В гостях у сказки»

ольга софронова
Проект для детей средней группы «В гостях у сказки»

Проект по сказкам для детей 4-5 лет

Данный материал может быть полезен для воспитателей средних групп в работе по нравственному воспитанию. Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают! А. Лесных

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов.Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.

Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: 2 месяца.

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.

Цель:Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Для детей:

•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

•Расширять представление детей о сказках.

•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

•Укреплять дружеские отношения в семье.

•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.

•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

•Развитие совместного творчества родителей и детей;

•Развитие творческого потенциала ребенка;

•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

1. К концу года детей будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.

показ сказок

продуктивная деятельность детей

выставки творческих работ детей.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.

Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка»

Консультации для родителей

«Сказка в жизни ребенка»

«Читайте детям сказки»

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Чтение русских народных сказок

Изучение методической литературы

Читайте также:  Рассказ волшебное кольцо на английском языке

Обогащение развивающей среды:

в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;

в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый);

в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;

в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;

музыка – русские сарафаны и косоворотки для детей.

Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям.

Изготовление альбома для рассматривания:

«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)

«Предметы быта русской избы»

«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)

Создание картотеки игр:

Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь

сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что

потом», «Из какой мы сказки, «Из какой сказки волшебная вещь,

«Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку»,

«Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты

мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой»,

«Разыграй свою сказку».

Загадки о сказках.

Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.

Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

Физминутки по русским народным сказкам.

Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста для мини-библиотеки.

Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.

Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям

Организация игровой деятельности

Слушание музыкальных произведений

«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»

«На кого из сказочных героев я похож»

«В гости к книге»

«Кто рисует картинки к сказкам»

Занятие по художественному творчеству:

Рисование по русской народной сказки «Три медведя»

Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Аппликация «Заюшкина избушка»

«Русские народные сказки из волшебного сундучка».

Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Творческое рассказывание по сказке «Теремок»

«Путешествие в королество сказок»

«На поляне сказок»

«Путешествие по сказкам»

Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-

Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»

Оформление мини-музея «В гостях у сказки (творческие работы детей и родителей по сюжетам сказок)

Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»

Проведение викторины «Путешествие по сказкам»

Развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим

Показ сказки «Теремок»

Итоговое мероприятие «По страницам сказок»

Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов по проекту «В гостях у сказки

Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения

по теме «В гостях у сказки»

«Петушок – золотой гребешок»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Источник

Проект по речевому развитию детей «По дорогам сказок» в средней группе

Ольга Михайловна Петрова
Проект по речевому развитию детей «По дорогам сказок» в средней группе

Цель: Создать условия для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием сказок и мнемотехники.

-Создать условия для увеличения круга знаний детей об окружающем мире.

— Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.

— Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приёмов мнемотехники.

Развивающие:

— Продолжать развивать артикуляционный аппарат, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.

— Продолжать работу по формированию интереса к сказкам.

-Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.

В работе с родителями:

— Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

— Активное включение родителей в образовательный процесс.

— Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный

Вид проекта: групповой, краткосрочный

• повысится интерес детей к познавательной деятельности, они охотно включаются в образовательный процесс;

повысится: точность, связность и выразительность речи;

развиваются творческие способности;

• повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;

• родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.

• Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

Говорить путано умеет всякий,

говорить ясно немногие.

Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

В практике своей работе я использую различные методы и приёмы развития речи. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, повторное чтение с договариваем, дидактические игры и др. Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, я пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может сказка и мнемотехника.

Читайте также:  Презентация викторина по сказкам чуковского 1 класс с ответами

Использование приёмов мнемотехники и постановка сказочных инсценировок это то, что поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Этапы реализации проекта:

1. Разработка плана педагогами (подбор дидактических, подвижных, театральных игр)

2. Обогащение предметно – развивающей среды

3. Подбор художественной литературы

4. Выбор основных мероприятий

1. Подготовка необходимого оборудования.

2. Реализация плана мероприятий

3. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений

4. Составление консультаций, памяток, рекомендаций.

Совместные мероприятия с родителями и детьми: Показ детьми для родителей инсценированной сказки «Теремок на новый лад», «Как звери весну искали»

Реализация проекта:

В ходе и реализации проектнойдеятельности использованы следующие формы:

Цель: создать условия для расширения словарного запаса детей с помощью игр: «Узнай по описанию», «Что изменилось», «Угадай животное», «Какой, какая, какое», «Подбери другое слово», «Кто где живет», «Подскажи словечко», «Горячий – холодный», «Из чего сделано», «Кто кем был, «Чья голова?», «Один – много», «Хорошо – плохо», «Далеко – близко», «Назови ласково»,

Подвижные игры (со словами):

Цель: способствовать развитию фонематического восприятия, активизировать словарный запас.

Театрализованные игры с использованием мнемотехники

Цель: создать условие для развития умения пересказать сказку по таблице (с помощью взрослого)

1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок». (работа по схеме)

Чтение и пересказывание русской народной сказки «Три медведя». (работа по схеме)

Чтение и пересказывание русской народной сказки «Колобок». (работа по схеме)

Чтение и пересказывание русской народной сказки «Маша и медведь». (работа по схеме)

2. Использование мнемотаблиц для обогащения знаний об окружающем мире, заучивание стихов (используя схемы)

«Откуда хлеб пришел»

Работа с родителями:

Консультации: «Сказка в жизни ребенка», «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»

— Вовлечение родителей к изготовлению и приобретению разных видов театров (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе) и

Инсценирование детьми сказок:

«Теремок на новый лад»

«Как звери весну искали»

Вывод: Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники и постановки сказочных инсценировок в практической работе с детьми, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Вместе с тем, уточнения средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Сказка и мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

В дальнейшем планирую продолжить использование этих приёмов в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.

1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.

3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.

5. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1998.

7. Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

8. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издатель-ство ГНОМ и Д», 2001.

9. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1993.

10. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1984.

Конспект квест-игры «По дорогам русских народных сказок» по речевому развитию в подготовительной группе Конспект квест-игры «По дорогам русских народных сказок» по речевому развитию в подготовительной группе. Цель: закрепить и систематизировать.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «По тропинкам любимых сказок» Цель: учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев; активизировать словарный запас детей; формировать коммуникативные навыки;.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Путешествие в страну сказок» Путешествие в страну сказок. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Проект «По дорогам сказок» для детей младшей группы от 3–4 лет Проект для детей младшей группы»По дорогам сказок» «Через сказку, фантазию, игру – через неповторимое детское творчество – верная дорога.

Проект по речевому развитию «Маленькие фантазеры» в средней группе Актуальность проекта: Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации.

Проектная деятельность «По дорогам сказок» в первой младшей группе по речевому развитию Проектная деятельность в первой младшей группе по речевому развитию «По дорогам сказок» Автор: Галаова Инга Марзакуловна Должность: воспитатель.

Сценарий фестиваля для детей среднего возраста «По дорогам сказок» «По дорогам сказок» сценарий городского фестиваля для детей среднего дошкольного возраста 25.01.2019г. Автор: музыкальный руководитель.

Источник

Проект по развитию речи в средней группе «В мире сказок»

специалист в области арт-терапии

Проект «В мире сказок» в средней группе.

Тип проекта: информационно – игровой.

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

Актуальность.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Данная тема очень актуальна во все времена.
Гипотеза
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

Читайте также:  Рассказ ю м нагибина маленькие рассказы о большой судьбе глава юрина война

Цель: создание условий для проявления детского интереса к книгам и чтению художественной литературы.

Задачи:
1. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.

2. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения.
Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.

3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями.
Ожидаемые результаты для детей:

— проявляет интерес и любовь к сказкам;

— знает и называет прочитанные сказочные произведения, тексты, персонажей, мораль;

-узнаёт сказку по загадке, иллюстрации, стихотворению,

содержанию, описанию событий;

— использует различные виды театров;

— умеет использовать различные средства выразительности;

— умеет самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания.
Ожидаемые результаты для родителей:

-проявляет интерес к совместной деятельности с ребёнком по данной теме;

-помогает развивать творческие способности ребёнка;
-сочиняет, совместно с ребёнком, сказку и переделывать сказки на свой лад.

Материалы и оборудования: иллюстрации к сказкам, разработанные презентации – викторины, презентации с заданиями по сказкам, фишки-рыбки из бумаги, картон для оформления книги сказок, придуманных детьми совместно с родителями.

1.Подготовительный:
Постановка проблемы: спросить, любят ли дети сказки, хорошо знают содержание, героев, названия, прочитанных ранее, сказок? Ключевой вопрос – хорошо ли вы запоминаете сказки? Как можно узнать?
Из предложенных вариантов принято, совместное с детьми, решение о проведении недели «Наши любимые сказки».
2.Основной.
Понедельник.
Книги сказок (Любимая сказка).

Цель: дать представление о различии книг по оформлению, толщине, содержанию иллюстраций.

Загадывает загадку о книге: «Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает»

Пытаются разгадать загадку. Деятельность педагога.

Устраивает выставку разнообразных книг сказок, иллюстраций к сказкам.

Ребёнок выбирает любимую сказку и рассказывает о ней всё, что знает (название, о чём сказка, кто герои и т.д.).

Вторник.
Цифра три в любимых сказках.

Цель: закрепление знания числа три, умения считать до трёх, использовать в речи порядковый счёт до трёх; закрепление умения замечать число три в сказках.

Вывешивает на магнитную доску иллюстрации сказок «Три медведя», «Три поросёнка», « Три кота.»
Задаёт вопросы: «Как называются сказки? Сколько героев в сказке три кота?». Какое число вы услышали несколько раз?».

Узнают сказки, вспоминают их названия. Отвечают на вопросы. Определяют число «три».

Задание: «Назовите предметы в доме трёх медведей, которых по три».

Вывешивает иллюстрацию к сказке «Три медведя»
Деятельность детей.

Находят предметы, которых по три и счётом доказывают свою правоту.

Среда.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: формирование умения подбирать слова противоположные по смыслу.
Деятельность педагога.

Произносит словосочетания, связанные с книгами и сказками.

Подбирают прилагательные или глаголы, противоположные по смыслу.

Четверг.
Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Цель: обучение умению восстанавливать последовательно события

по картинкам (кадрам).

С помощью проектора выводит на экран кадры из сказки «Колобок» не последовательно.

Исправляют ошибку, восстанавливают события последовательно.
Деятельность педагога.

Какую песенку пел колобок?

Хоровое исполнение песни колобка.

Рисование на основе силуэта(лисичка).

Цель: формирование умения воспроизводить рисунок по памяти на

Оставляет на экране кадр с изображением лисички.
Деятельность детей
Рассматривают изображение, описывают характерные черты.
Деятельность педагога.
Убирает с экрана кадр лисички.
Деятельность детей
Дорисовывают и раскрашивают лисичку.

Пятница.
Загадки обманки по сказкам.
Цель: развитие внимания и памяти.
Деятельность педагога.
Загадывает загадки-обманки. За правильный ответ даёт бумажную рыбку.
Деятельность детей
Отгадывают загадки.
Игра викторина «Угадай-ка сказку»
Цель: проверка знаний знакомых сказок, через стихотворную форму.
Деятельность педагога.
Включает презентацию «Угадай-ка сказку» (автор стихов-загадок Ю. Гурин)
За правильный ответ даёт бумажную рыбку.
Выявляет самого активного.
Деятельность детей
Участвуют в викторине
Подсчитывают рыбки.
Аплодируют победителю.

Цель: развитие воображения и творческих способностей.
Деятельность педагога.
Предлагает пофантазировать на тему: «Если б я был волшебником».
Деятельность детей.
По желанию высказывают свой вариант, начиная с фразы «Если б я был волшебником».
Задание для детей и родителей.
Цель: приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком, становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Деятельность педагога.
Предлагает детям, совместно с родителями, сочинить сказку и оформить её в мини книжку
Деятельность детей
Дома выполняют задание.
3.Заключительный.
Оформление «Книги сказок», чтение новых авторских сказок в группе.
Презентация проекта на родительском собрании.

Подготовила: Воспитатель Испаева А.Н

Источник

Познавательное и интересное