Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Май | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
Канакина. 4 класс. Учебник №2. Наши проекты. Имена прилагательные в “Сказке о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина, с. 28
Наши проекты. Имена прилагательные в “Сказке о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина
Великий русский поэт А.С. Пушкин особенно строго относился к выбору слов в своих произведениях, в том числе и имён прилагательных. Именно поэтому его произведения считаются классическими и люди читают их по сей день.
1. Прочитайте сказку ещё раз. А теперь назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. Возможно, к одному имени существительному вы найдёте несколько имён прилагательных.
Кирпичная, белёная труба; дубовые, тесовые воро́ты; дорогая соболья душегрейка.
2. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания.
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
Автор с помощью прилагательных красочно описывает жизнь героев сказки, их характер, точно предаёт настроение и чувства.
Имена прилагательные, употреблённые в переносном значении:
Золотая (рыбка) – покрытая золотой чешуёй.
Сердитые (волны) – большие, высокие.
Чёрная (крестьянка) – бедная.
Печатный пряник – с отпечатанным рисунком.
Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море.
Синонимы к именам прилагательным:
Ветхая (землянка) – старая.
Дорогой (откуп) – большой.
Ласковое (слово) – доброе.
Великое (чудо) – большое.
Грозная (стража) – зловещая.
Антонимы к именам прилагательным:
Дорогой (откуп) – дешёвый.
Ласковое (слово) – недоброе.
Великое (чудо) – маленькое.
Новое (корыто) – старое.
Устаревшие формы множественного числа имён существительных:
Жемчуги – драгоценности (жемчуг).
Палаты – жилые сооружения.
Вины – вино.
Вороты – ворота.
На посылках – на службе.
Очи – глаза
Чупрун – чуб, хохол.
Кичка – старинный женский головной убор.
Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.
Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Старче – старичок.
Проект по русскому языку в 4 классе «Имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект по русскому языку на тему: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»»
Цели проекта: 1.Определить какие имена прилагательные автор употребляет в сказке; 2.Найти имена прилагательные, относящиеся к одному имени существительному. 3.Определить имена прилагательные, употребленные в переносном значении; 4.Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы; 5. Выделить устаревшие слова и определить их значение.
План работы над проектом: 1. Перечитать сказку А.С Пушкина. 2. Найти имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. 3. Подобрать имя прилагательное к имени существительному и записать полученные словосочетания. 4. Записать имена прилагательные, употребленные в переносном значении. 5. Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы. 6. Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать антонимы. 7. Подчеркнуть устаревшие имена существительные и выяснить их значение. 8. Сделать выводы. 9. Подготовить иллюстрации к словосочетаниям. 10. Представить проект в классе.
Море синее глубокое Корыто неспокойное новое разбитое
Слово – ласковое, доброе, нужное. Сапожки – красные, кожаные, высокие. Ворота – тёсовые, дубовые, расписные.
Золотая Не простая Сварливая Проклятая рыбка старуха
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, сварливая баба,
кирпичная труба, тесовые ворота, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги,
вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
Сердитые (волны) – очень высокие волны Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море (Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами Чёрная крестьянка – бедная крестьянка Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный
Низкая (землянка) – высокий (терем) Чёрная (крестьянка) – столбовая (дворянка) Новое (корыто) – разбитое (корыто) Великое – маленькое ( чудо ) Дорогой – дешёвой ( ценой)
Чупрун – чуб, хохол Кичка – старинный женский головной убор Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни Старче – старичок
Предложение без прилагательного как торт без украшения. Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.
Номер материала: ДБ-1317532
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Творческий проект по русскому языку «Сказка о рыбаке и рыбке»
Творческий проект по русскому языку в 4 классе
Содержимое разработки
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Русятинская основная общеобразовательная школа»
ВЫПОЛНИЛА: учащаяся 4 класса Уфимцева Дарья
ПРОВЕРИЛА: Газдиева Ф.А-В.
Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин
(26 мая [6 июня] 1799, Москва —
29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург)
русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
Пушкин в своем творчестве, являющемся художественной энциклопедией российской действительности, затронул коренные общественные проблемы своего времени: самодержавие и народ, личность и государство, трагическое одиночество передовой дворянской интеллигенции Золотого века.
Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.
Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный), P., Ст. Арз. (Старый Арзамасец), А. Б.
Жена: Гончарова Наталья Николаевна (1831-1837 гг.)
Родители: Надежда Осиповна Пушкина
Дети: Наталья Александровна Пушкина, Григорий Александрович Пушкин, Мария Александровна Гартунг
Внешность
Рост А. С. Пушкина составлял 2 аршина 5 вершков с половиной (он замерен художником Григорием Чернецовым 15 апреля 1832 года). Это 166,7 см, что на то время было для мужчины немало (рост жены Пушкина составлял 173 см). О внешности Пушкина у современников сложились различные мнения. В бо́льшей степени они зависят от отношения к нему. В общепринятом понимании Пушкина никто не называл красивым, однако многие отмечали, что черты его лица делались прекрасными, когда становились отражением его одухотворённости. М. В. Юзефович особенно обращал внимание на глаза Пушкина, «в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе». Л. П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора, так описывает его:
«Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться…»
«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — сказка Александра Сергеевича Пушкина. Написана 2 (14) октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть помета: «18 песнь сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.
Старик с женой живут у моря. Старик добывает пропитание рыбной ловлей, и однажды в его сети попадается необычная золотая рыбка, способная говорить человеческим языком. Она обещает любой выкуп и просит отпустить её в море, но старик отпускает рыбку, не прося награды. Возвратившись домой, он рассказывает жене о произошедшем. Обругав мужа, она заставляет его вернуться к морю, позвать рыбку и попросить хотя бы новое корыто вместо разбитого. У моря старик зовёт рыбку, которая появляется и обещает исполнить его желание, говоря: «Не печалься, ступай себе с Богом».
Возвратившись домой, он видит у жены новое корыто. Однако аппетиты старухи всё возрастают — она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя для обоих, а потом только для себя, всё больше и больше: получить новую избу; быть столбовой дворянкой; быть «вольною царицей».
Море, к которому приходит старик, постепенно меняется от спокойного ко штормящему. Отношение старухи к старику всё ухудшается: сначала она только бранит его, потом, став дворянкой, посылает на конюшню, а став царицей, выгоняет. Под конец она призывает мужа обратно и требует, чтобы рыбка сделала её «владычицей морскою», причём сама рыбка должна стать у неё в услужении. Рыбка не отвечает на просьбу старика, а когда он возвращается домой, то видит старуху, сидящую перед старой землянкой у старого разбитого корыта.
В русскую культуру вошла поговорка «остаться у разбитого корыта» — то есть, погнаться за бо́льшим, а остаться ни с чем.
Театрально-музыкальные и экранизированные постановки
В 1937 году на студии «Мосфильм» был снят цветной (по методу Павла Мершина) кукольный мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор сценария и режиссёр-постановщик — Александр Птушко.
В 1950 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Михаила Вольпина выпустили рисованный мультипликационный фильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Михаил Цехановский, композитор — Юрий Левитин.
В фильме «После дождичка в четверг» (1986) Иван-царевич и Иван-подкидыш разыгрывают перед Кощеем кукольное представление этой сказки.
В 1997 году в Санкт-Петербургском драматическом театре «Патриот» РОСТО был поставлен музыкальный спектакль по мотивам сказки (постановка Геннадия Егорова).
В 1998 году театром кукол Московского Городского Дворца детского (юношеского) творчества был поставлен спектакль-опера «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Елена Плотникова, композитор — Елена Могилевская.
В 2002 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Наталии Дабижи вышел мультипликационный фильм «О рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Наталия Дабижа, композитор — Геннадий Гладков.
Задание 1. Прочитайте сказку. Выпиши имена прилагательные, которые чаще всего использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»
ЗАДАНИЕ 2. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запиши составленные словосочетания.
………….. море, ………..…. землянка, …..………. корыто, …………….. трава, …………… рыбка, ………….….. слово, ……………….……. голос, …………..…….. чудо, …………………… корыто, ……………….. баба, ………………. труба, ……………………… вороты, ………… крестьянка, ………………… дворянка, ……………. душегрейка, ………………. кичка, …………….. перстни, …………..…… сапожки, ……………..…. слуги, …………………. царица, ……..………… царство, ……………..…. пряник, ……………..………. вины, …………….….. стража, …………….. невежа, ……………….. палаты, ……………. владычица, …………….. буря, …………….. волны.
ЗАДАНИЕ 3. Выпишите из сказки 3 словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении.
ЗАДАНИЕ 4. Подберите к данным именам прилагательным синонимы:
Проектная работа по русскому языку 4 класс «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»
специалист в области арт-терапии
Выполнил: ученик 4 «д» класса
Проверила : Нугаева А.Т.
Цель проекта: узнать, какие имена прилагательные и с какой целью использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке».
1. Прочитать сказку;
2. подобрать к именам существительным подходящие имена прилагательные из сказки;
3. подобрать к именам прилагательным синонимы и антонимы, найти устаревшие слова и слова в переносном значении;
Словосочетания:
Устаревшие имена существительные:
Ветхая землянка – разрушающаяся, пришедшая в негодность.
Землянка – жильё, вырытое в земле.
Владычица – повелительница, властелина.
Душегрейка – старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов.
Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.
Землянка – жильё, вырытое в земле.
Корыто – большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа.
Печатный пряник – пряник с выдавленными знаками, узорами.
Столбовая дворянка – потомственная дворянка.
Тесовые вороты – ворота, сделанные из тонких обработанных досок.
Чёрная крестьянка – простая непривилегированная крестьянка.
Слова в переносном значении:
Золотая рыбка, черная крестьянка, сердитые волны, чёрная буря, ласковое слово, великое чудо.
Ветхая землянка – новая
Разбитое корыто – целое
Чёрная крестьянка – белая
Сердитые волны – добрые
Грозная стража, грозная царица – миролюбивая
Старый невежа – молодой
Ласковое слово – грубое
Великое чудо – малое
Синий – голубой, васильковый
Ветхая землянка – старая, дряхлая
Усердные слуги – очень старательные
Золотая рыбка – драгоценная, прекрасная
Грозная стража – суровая, строгая
Красные сапожки – алые, пунцовые
Царские палаты – богатые, королевские
Старый невежа – пожилой
Чёрная буря – темная, мрачная
Ласковое слово – нежное, доброе
Золотые перстни – дорогие, драгоценные.
Заморские вины – зарубежные, чужие
Великое чудо – безмерное, знаменитое
Сварливая баба – вздорная, недовольная, ворчащая
Печатный пряник – изданный
Владычица морская – царствующая, правящая
На примере данной сказки мы видим, что особую красоту ей придают прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.
Цель проекта: узнать, какие имена прилагательные и с какой целью использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке».
Задачи:
1. Прочитать сказку;
2. подобрать к именам существительным подходящие имена прилагательные из сказки;
3. подобрать к именам прилагательным синонимы и антонимы, найти устаревшие слова и слова в переносном значении;
Номер материала: ДБ-766010
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.