Педагогический проект «В мир сказов П.П. Бажова»
Педагогический проект «В мир сказов П.П. Бажова»
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «В мир сказов П.П. Бажова»»
Группы детей дошкольного возраста
гимназии № 18 им. В.Г.Соколова
«В мир сказов П.П. Бажова»
— дети старшей группы №2 «Солнышко»
«В мир сказов П.П. Бажова»
Автор проекта : Столбкова Н.В
— дети старшей группы №2 «Солнышко»
В январе 2019 года исполняется 140-тие со дня рождения великого сказочника П.П. Бажова.
В честь этого, значимого дня для всей России события, мы начали наш проект. Нам захотелось погрузить детей в удивительный мир сказов П.П. Бажова, научить их чувствовать красоту и самобытность его речи. Сказы Бажова помогают формировать у детей понятие добра и зла, уважения к мастерам своего дела, к труду и творчеству. Сказы знакомят детей с историей и обычаями своей земли. Дети узнают, что есть в России такое место – уральские горы, славящееся на весь мир своими камнями-самоцветами, малахитом, яшмой и др. И жили там удивительные мастера и знаменитый писатель П.П. Бажов. Сказы Бажова не только развлекают, они формулируют у детей интерес к литературе, любовь к слову, развивают память и пополняют словарный запас, они помогают детям почувствовать уважение и гордость за свою родину.
К сожалению, сейчас детям мало читают дома, а тем более рассказывают о писателях, практически не знакомят с красотой и богатством, историей родины. У детей парой не хватает терпения дослушать сказку или рассказ, они уже привыкли к ярким, динамичным, но пустым часто развлекательным мультикам, дети не приучаются к вдумчивости, размышлению, сопереживанию.
Сказы П.П. Бажова с его удивительной, неторопливой речью помогают детям понимать добро, цену труду и красоту творчества.
Цель: Познакомить детей с творчеством П.П.Бажова.
— Познакомиться со сказами П.П.Бажова:
1. Серебряное копытце
4. Таюткино зеркальце
5. Каменный цветок и др.
— Расширять информацию о родной стране, традициях и обычаях жителей Урала.
— Формировать интерес к сказам, способность наслаждаться художественным словом
— Воспитывать уважение к труду мастеров
— Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений и совместному творчеству по изготовлению поделок и макетов по сказам П.П. Бажова
— Создать условия для поисковой и творческой деятельности детей.
— Повышение интереса к литературе и творчеству сказочного Бажова
— Создание атмосферы эмоционально-радостного настроения, увлеченности и интереса
-Сплочение детско-родительского коллектива
— Дальнейшее развитие у детей творческой мысли, воображения, коммуникативных навыков, самостоятельности, самоорганизации и ответственности.
-по составу – групповой
1 Работа воспитателей:
— подобрать материалы по биографии П.П.Бажова
— подбор сказов уральского писателя
— подготовка видеозаписи по сказам (мультфильмам) Бажова
— сбор иллюстрационных и других материалов по теме проекта
— составление картотеки книг, загадок по сказам П.Бажова
— написание презентации по проекту «В мир сказов Бажова»
-портреты писателя-сказочника П. Бажова в уголке книги
— видеозаписи мультфильмов «Малахитовая шкатулка»
— ширма и папка с иллюстрациями к сказам
— подборка иллюстраций о поделках из малахита
— коллекция камней – минералов
— мини – библиотека « Сказы П.П.Бажова»
— компьютерная презентация проекта «В мир сказов П.Бажова
— чтение сказов П.Бажова:
Отрывки из сказов «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка», « Каменный цветок»
— рисование по сказке «Серебряное копытце»
-лепка поделка «Серебряное копытце»
— изготовление « малахитовой шкатулки» на занятии по художественному труду
— просмотр мультфильмов по сказам П.Бажова :
«Хозяйка медной горы»
— составление рассказов по иллюстрациям к сказам П.Бажова
— развлечение «Путешествие в сказы П.Бажова»
— пересказ сказа «Серебряное копытце»
— выставка рисунков по сказу «Серебряное копытце»
— конкурс поделок из пластилина «Серебряное копытце» удивительный козлик и «сами мастерим «малахитовую» шкатулку»
— выставка для родителей «В мире сказов Бажова»
— конспект развлечения «Путешествие в сказы П.Бажова»
-альбом с детскими рисунками по сказам П.П. Бажова»
3 Работа с родителями:
— изготовление макетов по сказам П.Бажова, персонажей и др.
— посещение родителей и детей детской библиотеки «День семейного чтения»
— пополнение групповой библиотеки с помощью родителей
— помочь детям в просмотре мультфильмов по сказам П.Бажова.
— макет по сказу «Серебреное копытце» (Смирнова К.Н.)
— кукла « Хозяйка медной горы» (Чистякова И.Н.)
-«малахитовая шкатулка» (Цветкова Ю.С.)
— совершенствовали навыки творческой продуктивной деятельности
— обогатились знания детей о России, ее истории, обычаях, языке
— формировали умение активно участвовать в реализации проекта
— предметно – развивающая среда пополнилась макетами и поделками по сказам П.Бажова
— обогатилась детская мини – библиотека
— активизировалась творческая совместная деятельность сообщества – дети – родители – педагоги
Проект «Волшебный мир П.П. Бажова»
Знакомя детей с творчеством П.П. Бажова, мы создаем основу для формирования патриотических чувств.
Проблема: Если мы реализуем проект, то дети будут более активные, любознательные, интересующиеся новым, неизвестным в окружающем мире. Дети будут иметь представление о творчестве П.П. Бажова. Родители вместе с детьми начнут читать сказы Бажова, учить стихи.
Информационная карта проекта:
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Родничок»
Адрес: Московская область, г. о. Красноармейск, мкр. «Северный», дом 36.
Авторы: воспитатели Коляда Н.Л., Локтева Н.Г.
Тип проекта: познавательный, творческий, среднесрочный.
Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы, через знакомство с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.
Место проведения: Московская область, г. о. Красноармейск, мкр. «Северный», дом 36.
Сроки проведения: с ноября по декабрь 2019 года
I этап. Подготовительный (организационный) (1- 11 ноября 2019г.)
II этап. Основной (11 ноября – 29 ноября 2019г.)
III этап. Заключительный (2 декабря – 6 декабря 2019г.)
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова:
— чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова;
— конкурс рисунков «Сказы Бажова»;
— составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет;
— расширение кругозора детей;
— сплочение детского коллектива;
— оформление группы по сказке «Серебряное копытце»;
— у детей развиваются коммуникативные навыки;
— развивается творческое мышление и воображение;
— развиваются навыки самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;
— развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.
— самореализация, повышение творческого потенциала;
— повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
— повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;
— родители осознанно включаются в процесс, таким образом, обеспечивается возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях;
— оптимизация детско-родительских отношений;
— создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
— повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
План реализации проекта
Перспективный план работы.
Неделя | Содержание работы с воспитанниками | Содержание работы с семьей |
1 неделя 1.11 – 8.11 | Беседа «Красота Урала» Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова Чтение сказов «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок» заучивание стихов о сказах П. Бажова Изготовление картины «Медной горы хозяйка в образе змейки» в технике пластилинография | Консультация Помощь в оформлении книжного уголка. Сбор информации для создания выставки: стихи про Урал, биография П.П. Бажова |
Беседа: «Как жили люди на Урале» Чтение сказов «Голубая змейка», «Серебрянное копытце» заучивание стихов о сказах П. Бажова Изготовление «Серебрянное копытце» в технике торцевание. | Консультация Сбор информации: персонажи сказов, загадки. | |
2.12 – 6.12 | Беседа «Что мы знаем о П. Бажове» Чтение сказов «Синюшкин колодец» рассмотреть иллюстрации в книгах (разные художники к одному и тому же сказу) Создать папку иллюстраций к сказам П.П. Бажова Изготовление бус из бумаги в технике скручивания. | Создание выставки |
Методические материалы и оборудование по проекту | |
Микро – методический кабинет группы | · Методическая литература · Картотеки игр · Консультации для родителей · Наглядно – дидактические пособия · Конспекты занятий по проекту · Книги П.П. Бажова. · Тематические альбомы. |
Беседа «Что мы знаем о П.Бажове»;
заучивание стихов о сказах П.Бажова;
экскурсия в библиотеку.
Чтение:
Сказы: «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка»,«Синюшкин колодец».
Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Сказы П. Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала.
Развивать умение связно, последовательно пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей.
Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Развивать познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны.
Прививать интерес к художественной и познавательной литературе.
Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова,
иллюстраций и книг П.П. Бажова,
иллюстраций о жизни простых людей тех времён.
Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала.
Рисование: «Иллюстрации к сказам Бажова».
«Украшения из малахитовой шкатулки»,
Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов, малых форм.
Педагогический проект «Наш Бажов»
специалист в области арт-терапии
Цель: Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы. Вызвать у детей интерес к творчеству П.П.Бажова. Построить образовательный процесс на основе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Привлечь к образовательной деятельности родителей.
Задачи: 1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей. Приобщение к культуре и быту народов Урала (познание).
2. Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через ролевые игры по сказам П.П.Бажова, формирование патриотических чувств (социализация).
3. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной связной речи. Практическое овладение воспитанниками диалогической речью через театрализацию сказов П.П.Бажова (коммуникация).
4. Развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Расширять у детей элементарные представления о художественной литературе Урала, знакомить с особенностями языка сказов П.П.Бажова (чтение художественной литературы).
5. Развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщение к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов (художественное творчество).
6. Развитие музыкально-художественной деятельности через разучивание хороводов, пение песен об Урале, Бажове (музыка).
7. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (подвижные игры на основе подвижных игр Уральского региона и основе сказов П.П.Бажова); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности (физическая культура).
8. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование начальных представлений об основах нравственного поведения (здоровье).
9. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения на основе содержания сказов (безопасность).
Дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, знают элементарные правила безопасного поведения, задают вопросы, способны самостоятельно действовать (в игре, повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Выучили новые подвижные игры, знают стихи, песни, хороводы. Имеют представление о творчестве П.П.Бажова.
Родители активные участники образовательного процесса, вместе с детьми читают сказы П.П.Бажова, учат стихи, готовят костюмы, участвуют в выставках.
Почему я разработала этот проект:
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П.П.Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Но, к сожалению, очень редко мы можем услышать их по радио, увидеть по телевидению, редко встречается и книга в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики.
Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой-поскакушкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.
Мы решили непременно изучить особенности языка сказов Павла Петровича, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала.
I этап: Подготовительный (сбор информации).
— Сбор материала о П.П.Бажове;
— Выставка книг П.П.Бажова;
— Чтение произведений П.П.Бажова;
— Рассматривание иллюстраций в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).
II этап: Исследовательский.
— Экскурсия в библиотеку;
— Беседа «Что мы знаем о П.Бажове».
— Лепка: «Малахитовые бусы»,
«Украшения из малахитовой шкатулки»,
— Ручной труд: «Каменный цветок»,
— Аппликация: «Моделирование ювелирных изделий»,
III этап: Заключительный.
— Выставка поделок по сказам П.П.Бажова (дети совместно с родителями).
— Создание альбома «Наш Бажов»
Тематическое физкультурное занятие «Игры народов Урала»
Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремлённость, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Беседа «Как и чем лечились люди на Урале в давние времена»
Закрепить представление о необходимости заботиться о своём здоровье с детства, уточнить, какие способы лечения болезней были у наших предков времён сказов П.П.Бажова.
Занятие «Поможем жителям всей планеты».
Беседа «Что случится с людьми, если…»
Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира.
Обобщить представления детей о труде людей в давние времена, об опасности работы в забое и с камнем. Воспитывать любовь к своей Родине. Побуждать детей к развёрты-ванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготов-ленных своими руками. Развивать творческое вообра-жение, способность совместно развёрты-вать игру, согласо-вывая собственный игровой замысел с замыслами сверст-ников. Побуждать к проведению режиссёрских игр, игр-фантазий.
Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Конструирование «Малахитовая шкатулка».
Ручной труд «Каменный цветок».
Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами конструкторов.
Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова,
иллюстраций и книг П.П.Бажова,
иллюстраций о жизни простых людей тех времён.
Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, Дать детям знания о культуре и быте народов Урала.
Беседа «Что мы знаем о П.Бажове»;
Заучивание стихов о сказах П.Бажова
Экскурсия в библиотеку.
«Медной горы хозяйка»,
Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Сказы П.Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала.
Развивать умение связно, последователь-но пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей.
Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Развивать познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны.
Прививать интерес к художественной и познавательной литературе.
Рисование: «Синюшкин колодец», «Дарёнка и кошка Мурёнка»
Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов.
Музыкальная сказка с участием детей музыкальной школы «Голубая змейка»
Через разучивание песен, игр, хороводов приобщать к культурному наследию народов Урала, развивать эстетический вкус, творчество.
Сюжетно-ролевые игры по сказам.
Создание поделок совместно с родителями.
Мини – музей «Малахитовая шкатулка»
Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через ролевые игры по сказам П.П.Бажова, через совместный творческий проект с родителями. Формировать патриотические чувства.
З.И.Смирнова, О.В.Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».
«Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.
Сказы: «Серебряное копытце»,
«Медной горы хозяйка»,
Образовательный проект «Кладовая Урала»
Реализация : воспитатель Поповцева О.В., музыкальный руководитель Палехова О.В.
Целевая группа: воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
По срокам реализации – краткосрочный (6 месяцев)
По количеству участников : 20 детей, 22 взрослых
Основание для разработки проблемы
Педагогическая практика показывает, что в сознании подрастающего поколения отсутствует факт мифологического сюжета о Земле, на которой они родились. Отсутствуют откровенные знания о родной земле и самому феномену Урала, как сердца России, держателя основ её древней мифологии.
Выявляется проблема: отсутствие системных знаний о произведениях художественной литературы уральских писателей, в частности П.П.Бажова.
Причины возникновения проблемы:
1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.
2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.
3. Возникает информационное голодание в области пропаганды в области историко-культурного наследия и традиций родного края.
Донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала возможно путем осуществления цели: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П.П.Бажова.
Сказы П.П. Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки – цельный, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, её насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.
Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Поэтому работа по ознакомлению воспитанников со сказами должна проводиться в рамках реализации педагогических задач:
формировать представления об Уральском писателе-сказителе П.Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала.
1. Формировать представлений у детей об Уральском писателе-сказителе П.Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа.
1. Чтение произведений, занятия познавательного цикла (знакомство с писателем)
1. Составление конспектов занятий, подборка произведений.
2. Создание тематического альбома «П.П.Бажов – детям»
2. Подборка открыток, картинок, репродукций.
3. Создание библиотеки в группе.
3. Работа с родителями по пополнению развивающей среды группового пространства.
Создание мини-музея «Уральские самоцветы»
2. Познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края.
Литературная гостиная для родителей «Сказы П.П.Бажова. Русская Одиссея»
Создать аудио, видео копилки, пополнение материалом библиотечки,
накопление сувенирных групп, песенного репертуара.
Оформление информационного тематического стенда «Гора самоцветов»
Практикум «Знакомим дошкольников с родным краем»
3. Создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала
Посещение Березниковского историко-художественного музея. Программа «В гостях у Великого Полоза»
Создание тематического альбома «Камни Урала»
Памятка родителям «Приобщение дошкольника к культуре, ее влияние на всестороннее развитие ребенка»
Привлечение родителей к совместным культпоходам.