Проект «Сказки А.С. Пушкина»
специалист в области арт-терапии
Название проекта : «Сказки А.С. Пушкина»
Вид проекта: информационно-познавательный, исследовательский, творческий
Учебный предмет : литературное чтение
Сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина;
Привить любовь к чтению;
Научиться находить и анализировать информацию;
Развивать эмоциональную выразительность речи
Расширить кругозор, развить литературное мышление
Познакомиться с жизнью и творчеством великого русского писателя А.С. Пушкина; привить интерес к его творчеству.
Обогащение словарного запаса; развитие памяти;
Создать условия для познавательно-исследовательской, творческой деятельности;
Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения,
Способствовать развитию интереса к творчеству писателей.
Предмет исследования: сказки А.С. Пушкина
Актуальность: Через произведения А.С. Пушкина, доброту и отзывчивость его героев способствовать формированию интереса к чтению художественной литературы. В настоящее время, время телевидения, а не чтения привить любовь к сказкам
Этапы проектной деятельности:
1 этап: мотивационный – поставить перед собой цели, задачи.
2 этап : подготовительный – подбор иллюстративного, музыкального материала (иллюстрации, картины, фотографии); подбор познавательной и художественной литературы. Найти есть ли дома книги А.С. Пушкина
3 этап : практический – рассмотреть портрет А.С. Пушкина, вспомнить, что я знаю о его жизни и творчестве, изучить литературу о жизни и творчестве А.С. Пушкина
4 этап : заключительный – подготовить презентацию о творчестве А.С. Пушкина, которая сопровождается красочными иллюстрациями, наглядными материалами о творчестве А.С. Пушкина
5 этап : итоговый – оценка деятельности по проекту
Изучение творчества А.С. Пушкина.
Чтение литературы: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотой рыбке» и другие
Мои любимые сказки и сказочные герои
Анализ найденного материала
Составление доклада, презентации
Александра Сергеевича Пушкина
Сказки А.С. Пушкина читать интересно, их список невелик, но героев знают все: золотой петушок, поп и его работник Балда, рыбак, поймавший золотую рыбку, царь Салтан, богатыри и, конечно, ученый кот.
Пушкин писал сказки в духе русских народных, с выражением чувств народа, его интересов. Автор всегда использует сказочный сюжет в стихотворной форме, имена героев многозначительны, а литературный язык передает все качества русской души.
Народная поэзия в виде устного творчества сопровождала и сопровождает людей на протяжении всей жизни, начинается знакомство с колыбельной, затем сказки и продолжается вплоть до смерти. Поются песни в праздники: на свадьбах и других застольях, вечерних посиделках с друзьями. Наш быт, воспоминания счастья или страданий отражаются в преданиях, сказках и передаются из поколения в поколение. Особенно яркими моментами становятся авторские произведения талантливых писателей, отражающие национальную красоту. Сказки А.С. Пушкина – именно такие произведения.
Из множества видов народного творчества особенно часто записывались волшебные сказки, отражающие одновременно трудолюбие и лень, радости и горести русского народа.
Читая сказки А.С. Пушкина, невольно понимаешь, что автор не ограничился простым изучением жизни обычного человека, он подошел к вопросу творчески, оставив современникам наследие из сказок, каждая из которых является жизненным уроком.
Другие сказки («О царе Салтане», «О мертвой царевне», «О золотом петушке») написаны более литературным языком; А.С. Пушкин употребляет в них поэтические выражения и обороты, хотя по общему духу, мотивам и образам они полностью сохраняют свой народный характер.
А.С. Пушкин хорошо знал, что многие сказочные сюжеты существуют в устном творчестве разных народов, переходят, видоизменяясь, от одного к другому. Поэтому он, подобно настоящему народному сказителю, брал, когда это было нужно, те или иные мотивы, детали сюжета из иноязычного фольклора, чудесным образом превращая их в подлинно русские. Немало вносил он в сказки и своего собственного: по-своему изменял народный сюжет, упрощал или усложнял его, вводил свои образы (золотой рыбки, царевны-Лебедь и т.п.).
Сказки А.С. Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогает ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют торжеству правды. Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные поговорки, пословицы, слова и выражения:
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
(«Сказка о царе Салтане».)
«… Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
В сказках А.С. Пушкина много слов разговорного, иногда просторечного языка («и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора», «инда плакал царь Дадон»). Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
(«Сказка о царе Салтане».)
В его сказках широко применяется народно-поэтическая речь с ее своеобразной ритмикой и повторами («в путь-дорогу снарядился»; «свет наш солнышко»; «по морю, по океану к славному царю Салтану»).
Сказки А.С. Пушкина отличаются богатством творческой фантазии, что особенно характерно для детской литературы. В них гармонично уживаются реалистические картины быта и нравов различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером поэта. Таков целый город на острове Буяне – столица князя Гвидона:
… Город новый златоглавый…
… Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
… В колымагах золотых
Пышный двор встречает их…
Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, тридцать три богатыря, белка-чудесница. Для сказок А.С. Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки – в царицу; лебедя – в прекрасную девушку; князя Гвидона – в комара, шмеля, муху. Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.
Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.
Учебный проект по литературному чтению « Путешествие по сказкам А.С Пушкина »
Проект содержит биографическую справку об А.С. Пушкине, как сказочнике и викторину по его сказкам.
Просмотр содержимого документа
«Учебный проект по литературному чтению « Путешествие по сказкам А.С Пушкина »»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Верхний Ломов
имени Ивана Ивановича Привалова
Учебный проект по литературному чтению
« Путешествие по сказкам А.С Пушкина »
с. Верхний Ломов, 2018 г.
Сказки – один из любимых жанров Пушкина. Настоящим кладом была для Пушкина каждая его сказка. Именно со «Сказок» А.С. Пушкина, где место действия всегда Деревянная Русь, с ее рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей. Именно с них начинается путешествие в страну сказок.
Гипотеза: специально для детей А.С. Пушкин сказок не сочинял, но все сказки стали любимы, как детьми, так и взрослыми. А.С. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии – золотую рыбку, царевну Лебедь, золотого Петушка и затейницу белку.
Цель проекта: показать удивительный мир сказок А.С. Пушкина, их мудрость и красоту; закрепить веру в добро и любовь, в торжество над злом.
Расширить представления о творчестве великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина.
Собрать и обработать информацию по сказкам А.С. Пушкина.
Составить викторину по сказкам А. С. Пушкина.
Создать буклет «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
А.С. Пушкин и его сказки
Сегодня я отправлюсь в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина. А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. С раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно о нем заботилась его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее мамушкой. Начнет Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнется.
На основе этих сказок Пушкин создал свои произведения, которые я знаю и люблю. В период своего творчества он написал 7 сказок: «Сказка о медведихе», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Жених», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Вспомним его сказки.
Викторина « Наши любимые сказки »
( по сказкам А.С.Пушкина )
1.«Назови сказку правильно»
— «Сказка о царе Салтане и … » (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)
— «Сказка о Золотом … » (петушке)
— «Сказка о попе и … » (о работнике его Балде)
— «Сказка о спящей царевне и… » (семи богатырях)
«Из одной ли мы сказки?»
Царь Дадон и шамаханская царица? (да)
Царевна лебедь и семь богатырей? (нет)
Королевич Елисей и мёртвая царевна?(да)
Князь Гвидон и злая мачеха?( нет)
Попадья и золотая рыбка? (нет)
Царь Салтан и тридцать три богатыря?(да)
3. «Из какой сказки отрывок? »
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи… » («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». («Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил-был поп, толоконный лоб». («Сказка о попе и его работнике Балде»)
6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)
7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане».)
8. Вот пошел он к синему морю;
Видит, море слегка разыгралось
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила
«Чего тебе надобно, старче? »
(Сказка о рыбаке и рыбке)
1. Героем кaкoй пушкинской скaзки, является цaрь Дaдoн?
А. «Сказки о рыбаке и рыбке». Б. «Сказки о золотом петушке».
В. «Сказки о попе и о работнике его Балде».
2. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?
А. В землянке. Б. В избушке. Г. В шалаше.
3. В кого превращался князь Гвидон в сказке о царе Салтане?
А. В медведя Б. В воробья В. В комара
4. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
А. Мудрец Б. Старик В. Царица
5. За какую плату согласился работать Балда у попа?
А. Бесплатно Б. За три щелчка по лбу В. За 3 рубля
6. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?
А. Поместил в аквариум. Б. Отпустил в море. В. Сварил уху.
7. Кто помог королевичу Елисею отыскать царевну-невесту?
А. Волшебник Б. Ветер В. Комар
8. С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря из «Сказки о попе и работнике его Балде»?
А. С зайкой Б. С мышкой В. С Балдой
9. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?
А. Три. Б. Четыре. В. Пять.
10. Как звали предводителя 33 богатырей из сказки Пушкина о царе Салтане?
А. Старшина Б. Илья Муромец В. Дядька Черномор
11. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?
А. Удочкой. Б. Неводом. В. Сачком.
Разбитое корыто? (старуха)
Белочка? (Князь Гвидон)
Говорящее зеркальце? (Злая мачеха – царица)
Золотой петушок? (царь Дадаон)
Дубовый лук? (Князь Гвидон)
Прялка? (старуха, три девицы)
7. «Вопросы ученого кота» 8. «Подскажи словечко»
В заключение можно утверждать, что А.С. Пушкин был не только величайшим поэтом, но и гениальным и проницательным знатоком народной жизни и обычаев. Пушкин был подлинным собирателем фольклора, что позволило ему написать такие гениальные сказки. Пушкин добавил в свои сказки истинно русский колорит, несравнимый ни с чем.
Благодаря его сказкам, мы, во-первых, можем увидеть каким удивительным и жутковатым представлялся мир нашим предкам Образы, оживающие в его сказках, богатыри и прекрасные царевна, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые цари, населяют наше воображение.
И главное, каждая из его сказок лишний раз напоминает нам, что Добро всё таки всегда побеждает Зло, каким бы сильным оно не казалось.
1. Занимательные факты по литературе https:// viktorina-po-tvorchestvu-aspushkina.
3. Высочина Е.И., Образ бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений.- М.: Просвещение, 1989.
4. Интернет-сайт Википедия.
5. Хрестоматия по литературному чтению для начальной школы. – М. : Просвещение, 2017г.
Проект «Сказки А.С.Пушкина»
Цели проекта:
Просмотр содержимого документа
«Проект «Сказки А.С.Пушкина»»
Учитель начальных классов МБОУ «ООШ п Тепловский Перелюбского муниципального района Саратовской области» : Марченко И.С.
3. Описание проекта
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. В нынешнем году исполняется 215 лет со дня рождения Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет. Пушкина не только читают, но и старательно изучают. С самого раннего детства многие из нас слышат сказки от родителей. Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, а, перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе, еще дороже становится Пушкин.
Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Нам показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с детства.
Разработчик проекта – Учитель начальных классов Марченко Ирина Сергеевна
Название образовательного учреждения – МБОУ «ООШ п.Тепловский Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Год разработки учебного проекта – 2015/2016 учебный год.
Опыт использования – предполагается использовать в учебной деятельности, как в отдельном классе, так и в нескольких классах
Форма организации детей – групповая работа
Ведущая деятельность – поисково – исследовательская
Форма представления проектной деятельности – итоговое мероприятие
Класс и возраст детей – 1 класс (7-8 лет)
Количество участников – 5 человек
Предметная область – литература, музыка, изобразительное искусство
Состав участников – одноклассный
Режим работы – внеурочный
Компьютер для обработки материала
Видеокамера, фотоаппарат для фиксации этапов работы
Учебные и справочные пособия
Информационное оснащение – печатные источники, Интернет
Кадровое оснащение – классный руководитель, библиотекарь, учитель ИЗО, учитель музыки
— помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова;
— познакомить учащихся с новыми произведениями А.C.Пушкина;
— вовлечение каждого участника в активный познавательный
процесс;
— воспитание у детей интереса к творчеству и жизни А.С. Пушкина.
• развитие творческого воображения, мышления;
• развитие познавательных способностей;
• развитие художественного эстетического вкуса;
• формирование навыков по исследовательской деятельности;
• развитие коммуникативных навыков.
Предметные области:
1. Литературное чтение
2. Изобразительное искусство
Возраст учащихся:
Проект рассчитан на учащихся 1 классов начальной школы.
Время проекта:
Проект рассчитан на учебный год.
Вид проекта: Межпредметный (интегрированный)
технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
технологии уровневой дифференциации;
Достигаемые компетенции и учебные результаты из государственной программы:
Владеет техникой чтения незнакомого текста вслух и про себя
Характеризует героев на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами
Владеет культурой речевого поведения, пользуется формами речевого этикета
Анализирует тексты, определяет тему текста, основную мысль
Различает стили и типы речи
Находит в тексте слова, характеризующие героя, его поступки, окружающую обстановку
Выделяет события, устанавливает их последовательность, даёт собственную оценку
Создаёт устные высказывания на репродуктивном и продуктивном уровне.
Умеет использовать художественные различные техники для творческого самовыражения
Умеет передавать характер героев, сюжет произведения посредством живописи
За основу проекта взяты 5 сказок А.С. Пушкина, изучаемые в начальной школе:
1. «Сказка о попе и его работнике Балде»
2. «Сказка о рыбаке и рыбке»
3. «Сказка о царе Салтане.»
4. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
5. «Сказка о золотом петушке»
Этапы работы над проектом:
1. Постановка цели проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждение плана с родителями).
3. Составление плана-схемы проекта.
4. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Итоговое мероприятие.
Работа над проектом:
Посещение школьной и районной библиотеки
Чтение сказок А.С.Пушкина.
Родительское собрание с целью знакомства родителей с целями и задачами проекта
Составление плана проекта
Привлечение учителей музыки и изобразительного искусства: организация выставки рисунков по сказкам А.С.Пушкина; музыка к сказкам А.С.Пушкина
Исследовательская деятельность – оформить в классе «Пушкинский уголок»; исследовательские работы о жизни А.С. Пушкина. («Первые книги», «Откуда брались сказки», « Пушкин- лицеист».); « Музыка к сказкам А.С. Пушкина».
Конкурс чтецов отрывков из произведений А.С. Пушкина.
Конкурс инсценировок по произведениям А.С.Пушкина
Итоговая игровая программа («Игра-путешествие в страну сказок А.С.Пушкина»)
Чтение на осенних каникулах произведений А.С.Пушкина
Во второй четверти совместно с учителем по ИЗО организовать выставку детских работ по сказкам А.С.Пушкина «Там на неведомых дорожках»
Совместно с учителем музыки провести работу по ознакомлению детей с музыкальными произведениями по сказкам А.С.Пушкина
На зимних каникулах приготовить наизусть стихи А.С.Пушкина
В январе провести конкурс чтецов (победители конкурса станут участниками литературной гостиной, посвященной творчеству А.С.Пушкина)
В третьей четверти подбор материалов, оформление альбомов, уголка, посвященного А.С.Пушкину
На весенних каникулах подготовка к инсценировкам произведений А.С.Пушкина
В четвёртой четверти подготовка к итоговому мероприятию.
Деятельность учащихся в ходе работы над проектом:
Прочитали сказки А.С.Пушкина, которые изучаются в начальной школе.
Проработали справочную и энциклопедическую литературу по творчеству Пушкина, по особенностям сказок Пушкина.
Познакомились с музыкальными произведениями
Искали необходимую информацию с помощью Интернет.
Класс: 4
Презентация к уроку
Оборудование: презентация, кареты (красная, жёлтая, синяя, зелёная), тройка, рисунок дуба, орехи, листочки по цвету карет.
I. Орг. момент.
1 Слайд (Портрет Пушкина)
— Кто догадался о ком и о чём пойдет речь на нашем занятии?
— Что вы знаете об этом знаменитом человеке?
(стих. на слайде, зажечь свечи)
— Вглядитесь в картину: вечер, одинокий дом, в доме слышен треск свечи. В это время с особым вдохновением хочется читать стихи Пушкина:
(Дети читают отрывки из сказок Пушкина)
Друзья Людмилы и Руслана!
На звуки вещего баяна
Спешите к нам скорей сюда,
Где величавый дуб стоит,
И Лукоморье всех манит!
Где сам поэт великий Пушкин,
Вас снова в сказку пригласит!
— Наша встреча сегодня пройдёт в форме игры-соревнования, сказочного путешествия. Поскольку наше путешествие сказочное, представьте себе, что вы сидите в шикарных каретах: красной, желтой, синей и зелёной. Вы будете передвигаться от станции к станции, выполнять задания на каждой из них и зарабатывать свои вёрсты-баллы.
— А кто знает что такое «верста»? (Выслушиваются ответы детей)
II. 4 Слайд «Сказочные объявления».
(Вопросы задаются командам по очереди)
1. Герой какой сказки Пушкина мог дать такое объявление?
(Царице-мачехе «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»)
(«Сказка о золотом петушке»)
(золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
III. Вопросы от белочки.
— Помните в «Сказке о царе Салтане:» Пушкин описывает такое диво?
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые:
— Этими непростыми орешками поделилась с вами белка. Ну-ка возьмите по орешку и ответьте на вопросы белочки!
IV. Работа с кроссвордом.
— Мы не спеша, но верно движемся с вами дальше: (6 Слайд)
Но дальше вы не сможете ехать, если не разгадаете кроссворд.
Вспомните имена героев сказок А.С. и заполните кроссворд, используя выделенные буквы.
V. Поймай рыбку.
— Итак, преодолевая версту за верстой, движемся дальше. Вот очередное задание.
— Давайте вспомним, чем ловил рыбу в море старик в «Сказке о рыбаке и рыбке» (Неводом).
У нас тоже есть сказочное море с золотыми рыбками. Имейте в виду, что каждая команда, ответив на 2 вопроса рыбок, зарабатывает 5 верст.
Итак, рыболовы вперёд!
Вопросы на рыбках:
1) С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
(Свет мой зеркальце! Скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
3) Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!)
4) Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке?
(Сказка ложь, да в неё намёк!
Добрым молодцам урок)
5) Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях? (Яблоко)
6) Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой? (30 лет и 3 года)
7) Как звали жениха царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о 7 богатырях»? (Королевич Елисей)
8) На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (На острове Буяне)
VI. «Бой петухов».
— Едем дальше. А пока едем послушайте про кого эта сказка?
: В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело:
(«Сказка о золотом петушке»)
Только в сказках золотые
Лишь бывают петухи,
А у нас здесь есть лихие,
Удалые, озорные
Петухи озорники! (9 Слайд)
(Игра «Бой петухов»)
VII. Работа с таблицей.
— Мы приближаемся к последней станции. (10 Слайд)
— Найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова располагаются и по горизонтали, и по вертикали.
(3-4 минуты на задание, самопроверка)
(11 Слайд) Версты-баллы.
VIII. Итог.
— Наше путешествие подошло к концу. Давайте подсчитаем версты-баллы.
(Угощение от белочки)
— Ребята, мы ещё не раз встретимся с героями сказок А.С. Пушкина. Надеюсь, круг наших знаний станет ещё больше, вы расскажите и прочитаете сказки своим друзьям, братьям, сёстрам. И друзей у сказок Пушкина станет больше.
IX. Рефлексия.
— Я благодарю всех за активное участие в игре, если каждый вас считает, что он работал на славу и занятие понравилось прикрепите к нашему сказочному дубу листочек цвета своей кареты.