Проект по теме басни и баснописцы 7 класс

Сказки

Презентация на тему: Басни и баснописцы

Выявление цели басни Выявление цели басни Исследование творчества баснописцев: Эзопа, Крылова. Определение понятий басня, мораль, аллегория.

Научиться выявлять аллегорический смысл басни; Научиться выявлять аллегорический смысл басни; Доказать, что в баснях действительно есть нравоучительный смысл. Основополагающий вопрос: Нужны ли нам баснописцы?

Забавой он людей исправил, Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.А.Вяземский.

Возникновение басни связывают с легендарным древнегреческим баснописцем Эзопом; Имя Эзопа мы впервые встречаем у историка Геродота—мимоходом, в рассказе о Египте. Он упоминает его как историческое и достаточно известное лицо и сообщает о нём три вещи; он был баснописец; он жил на острове Самосе и был рабом некого Иадмона; было это в первой трети шестом веке, примерно до 560г. до н.э.; и он за что-то был убит в Дельфах, так что дельфийцам пришлось платить за него выкуп. На этом кончаются факты и начинает работать народная фантазия. Возникновение басни связывают с легендарным древнегреческим баснописцем Эзопом; Имя Эзопа мы впервые встречаем у историка Геродота—мимоходом, в рассказе о Египте. Он упоминает его как историческое и достаточно известное лицо и сообщает о нём три вещи; он был баснописец; он жил на острове Самосе и был рабом некого Иадмона; было это в первой трети шестом веке, примерно до 560г. до н.э.; и он за что-то был убит в Дельфах, так что дельфийцам пришлось платить за него выкуп. На этом кончаются факты и начинает работать народная фантазия. Басни Эзопа написаны в прозе.

Родился в семье армейского офицера. Родился в семье армейского офицера. 10 лет было мальчику, когда умер отец. С 11 лет он начал работать в канцелярии Калязинского земского суда.(Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья.) Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. Занимался математикой, литературой. Проработал библиотекарем 30 лет. Литературную деятельность начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился своими баснями.

Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Мораль – это нравоучительный вывод. Аллегория – это изображение жизненной ситуации, при котором в конкретном мы можем увидеть обобщающий смысл, когда одно явление изображается через другое.

Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще являются условные басенные звери. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще являются условные басенные звери. Мораль басни «Свинья под Дубом» заключается в том, что Крылов хотел доказать той части дворянства, которая выступала против просвещения, её неправоту. Басня своим содержанием метко разила противников Крылова, показывая всем их истинное лицо.

1. Чем кумушек считать трудиться, 1. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. 2. У сильного всегда бессильный виноват. 3. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. 4. Хоть ты и в новой коже, Да сердце у тебя всё то ж. 5. Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку. 6. Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона!

Баснописцы нам нужны, благодаря им, Баснописцы нам нужны, благодаря им, мы учимся различать порок и добродетель на простых и доступных примерах, через частное показывается общее. В басне «Стрекоза и Муравей» Крылов показывает не сценку из жизни насекомых, а то, что праздность и лень приводят к печальным последствиям.

Источник

Презентация на тему: Басни и баснописцы

Басни и баснописцы АВТОР: Попова Т.Н.Учитель русского языка и литературыМОУ СОШ №16

ЦЕЛИ. Выявление цели басниИсследование творчества баснописцев: Эзопа, Крылова.Определение понятий басня, мораль, аллегория.

Научиться выявлять аллегорический смысл басни;Доказать, что в баснях действительно есть нравоучительный смысл.Основополагающий вопрос:Нужны ли нам баснописцы?

ЭПИГРАФ. Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.П.А.Вяземский.

ЭЗОП. Возникновение басни связывают с легендарным древнегреческим баснописцем Эзопом; Имя Эзопа мы впервые встречаем у историка Геродота—мимоходом, в рассказе о Египте. Он упоминает его как историческое и достаточно известное лицо и сообщает о нём три вещи; он был баснописец; он жил на острове Самосе и был рабом некого Иадмона; было это в первой трети шестом веке, примерно до 560г. до н.э.; и он за что-то был убит в Дельфах, так что дельфийцам пришлось платить за него выкуп. На этом кончаются факты и начинает работать народная фантазия. Басни Эзопа написаны в прозе.

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ(1769 – 1844) Родился в семье армейского офицера.10 лет было мальчику, когда умер отец.С 11 лет он начал работать в канцелярии Калязинского земского суда.(Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья.)Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. Занимался математикой, литературой.Проработал библиотекарем 30 лет.Литературную деятельность начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился своими баснями.

Читайте также:  Сказки ивана соколова микитова

ТЕОРИЯ. Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни.Мораль – это нравоучительный вывод.Аллегория – это изображение жизненной ситуации, при котором в конкретном мы можем увидеть обобщающий смысл, когда одно явление изображается через другое.

ВЫВОДЫ. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще являются условные басенные звери.Мораль басни «Свинья под Дубом» заключается в том, что Крылов хотел доказать той части дворянства, которая выступала против просвещения, её неправоту.Басня своим содержанием метко разила противников Крылова, показывая всем их истинное лицо.

БАСЕННАЯ МОРАЛЬ – выводы басни, которые вошли в обиход нашей разговорной речи в качестве пословиц и поговорок. 1. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.2. У сильного всегда бессильный виноват.3. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт.4. Хоть ты и в новой коже,Да сердце у тебя всё то ж.5. Кто про свои дела кричит всем без умолку,В том, верно, мало толку.6. Ай, Моська! Знать, она сильна,Что лает на Слона!

ВЫВОДЫ. Баснописцы нам нужны, благодаря им, мы учимся различать порок и добродетель на простых и доступных примерах, через частное показывается общее. В басне «Стрекоза и Муравей» Крылов показывает не сценку из жизни насекомых, а то, что праздность и лень приводят к печальным последствиям.

Источник

Презентация по литературе. Проект на тему: » Басни и баснописцы»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема проекта: Басни и баснописцы Выполнила Нечеухина Ульяна- ученица 7б класса. Руководитель: Нестерова Ирина Николаевна

Цель: подробно изучить и выучить басни любимого баснописца Задачи: Узнать историю первых басен Познакомиться с известными баснописцами Узнать, каким характером обладают животные в баснях

А. П. Сумароков И. А. Крылов «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану. «

Особенности басни: Мораль Аллегорический смысл Типичность описываемой ситуации Характеры – персонажи Осмеяние человеческих пороков и недостатков

Эзоп «Лисица и виноград» Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Жан де Лафонтен «Ворон и лисица» Дядюшка ворон, сидя на дереве, Держал в своем клюве сыр. Дядюшка лис, привлеченный запахом, Повел с ним такую речь: «Добрый день, благородный ворон! Что за вид у вас! что за красота! Право, если ваш голос Так же ярок, как ваши перья, — То вы — Феникс наших дубрав!» Ворону этого показалось мало, Захотел он блеснуть и голосом, Разинул клюв — и выронил сыр. Подхватил его лис и молвил: «Сударь, Запомните: всякий льстец Кормится от тех, кто его слушает, — Вот урок вам, а урок стоит сыра». И поклялся смущенный ворон (но поздно!), Что другого ему урока не понадобится.

Иван Андреевич Крылов

Иван Крылов «Петух и жемчужное зерно» Навозну кучу разрывая, Петух нашел Жемчужное зерно И говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят? А я бы право, был гораздо боле рад Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно, Да сытно». Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.

Эзоп Лафонтен Индивидуальные характеристикигероев басниЭзопа « Лисица и виноград» и басни Лафонтена « Ворон и лисица» Отсутствуют Персонаж обладает индивидуальными характеристиками Формаорганизации художественной речи Прозаическая Стихотворная Особенности морали Лесть и обман имеют большую силу, не стоит на них поддаваться Не получив желаемой выгоды, человеку свойственно винить всё вокруг (обстоятельства), но не себя Позиция автора Одушевление животных и предметов Создание характеров в баснях

«КОТ И ПОВАР» «Лжец» «Стрекоза и муравей» «Волк на псарне»

Номер материала: ДБ-1062985

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Исследовательский проект «Басни во все времена»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Басни во все времена»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Городищенская средняя школа №1»

БАСНИ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА

Авторы работы: обучающиеся 4 «Б» класса

Никитина Софья, Великанова Дарья

Руководитель работы: Буянова В.А.,

учитель начальных классов

Паспорт проектной работы.

Название работы: «Басни во все времена»

Руководитель проекта: Буянова Виктория Александровна,

учитель начальных классов

Участники проекта: Никитина Софья – ученица 4 «Б» класса

Великанова Дарья Андреевна – ученица 4 «Б» класса

Читайте также:  Приведи примеры строк из басен крылова ставшие крылатыми выражениями

Тип проекта: исследовательский, групповой, информационный, предметный, групповой, средней продолжительности.

Цель проекта: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.

Задачи:
1.Выяснить, что такое басня.
2.Провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают.
3.Обобщить материал по теме исследования и построить ленту времени «Басни во все времена».

Гипотеза: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

Объект исследования: басня в литературе.

Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.

На уроках литературного чтения мы изучали басни И.А.Крылова. Этот жанр литературы очень понравился. И нам стало интересно: когда стали сочинять басни, кто самый первый написал басни, пишут ли их сейчас? Мы решили найти ответы на эти вопросы.

Актуальность: Как говорил Николай Васильевич Гоголь: «Басня – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишут ли их сейчас? Мы решили в этом разобраться.

Объект исследования: басня в литературе.

Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.

Цель: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.

Задачи:
1.Выяснить, что такое басня.
2.Провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают.
3.Обобщить материал по теме исследования и построить ленту времени «Басни во все времена».

Гипотеза: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

1.Изучение специальной литературы.

3.Обобщение и систематизация материала по данной теме.

Предполагаемый продукт проекта: плакат для уроков литературного чтения «Басни во все времена».

Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. Что же такое басня? Для начала мы решили выяснить определение этого слова. Для этого мы воспользовались «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова: Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Вымысел, выдумка.

В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале. Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или даже предметы.

Чтобы выяснить, как популярен жанр басня, каких известных баснописцев знают, мы провели опрос среди детей и взрослых.

Вопросы:
1. Любите ли вы читать басни?
2. Каких баснописцев Вы знаете?
3. Какие басни Вы знаете?
4. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?

Как мы видим, басни любят читать и дети, и взрослые.

Опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов.

А самые популярные басни, как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова: «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки».

Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут. Но есть и те, которые сомневаются.

Результаты опроса помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.

Так, когда же она появилась, кто был первым автором, и пишут ли басни сейчас?

За ответом мы отправились в школьную библиотеку. Наш библиотекарь, Елена Ивановна Сутулова, подобрала для нас справочную литературу – энциклопедии, словари, справочники. Также, мы подобрали художественную литературу – басни из книг разных баснописцев.

А ещё в сборе информации нам помог Интернет.

В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном».

В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, было создано много басен, проявили себя много авторов-баснописцев.

Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русским Лафонтеном”.

Александр Ефимович Измайлов – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть.
Но самыми известными стали басни Хемницера и Крылова.

Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.

Но всех баснописцев того времени затмил Иван Андреевич Крылов.

Иван Андреевич Крылов был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником.

Начинал своё творчество Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро.Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен.

Читайте также:  Рассказ о том как я провел лето на английском 4 класс

С середины XIX века басенное творчество стало угасать.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что и в наше время в XXI веке этот жанр тоже популярен. Узнать об этом нам помог Интернет. Оказывается, баснописцев современников не мало. Но мы решили остановиться на писателях и поэтах, которые пишут для детей.

Изучая нашу тему, мы выяснили, что в нашей школе есть великолепная поэтесса, которая тоже пишет басни. Это Дудкина Елена Петровна.

Басня «Свинья и конь»

Сам решай, кем быть, как жить,
И как судьбу свою вершить,
Со спортом будешь ли дружить,
Или курить и водку пить.

В одном селе свинья жила
Была собой она довольна
И жизнь привольную вела
Всегда пьяна и весела.

Она с хозяином на «ты»
На всех банкетах пировала
Не зная горя и нужды
Пила, курила и гуляла.

И спя в свинарнике, в грязи
Себя, лишь праведной считала,
Смотря на многих с высоты,
Ума другим она вставляла…

К сожалению басни современных баснописцев в библиотеке найти не удалось, но всем, кто любит читать, в помощники – Интернет. На официальных сайтах писателей можно прочитать и скачать полные тексты басен для детей.

Источник

Проект по теме: «Басни И.А.Крылова»

специалист в области арт-терапии

ученика 5 «Д» класса

2. Биография И.А. Крылова.

3. Особенности басни как литературного жанра.

3.2. Основные признаки басни.

5. Басня «Ворона и лисица». Анализ.

8. Список литературы.

Родился выдающийся русский баснописец, драматург и журналист, Иван Андреевич Крылов, 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера.

Детство в биографии Крылова

Юность в биографии Крылова

Мать Крылова не сумела добиться пенсии после смерти мужа, поэтому в 1782 году приняла решение переехать в Петербург и хлопотать о пенсии там. Переезд дал Ивану возможность заниматься литературным трудом. С 1786 по 1788 год Крылов написал трагедии «Клеопатра» и «Филомела» и комедии «Бешеная семья», «Проказники». Благодаря этим произведениям имя молодого драматурга стало постепенно приобретать известность в литературных кругах Петербурга.

В 1792 году Крылов совместно с друзьями открывает типографию и начинает выпускать новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики.

9 ноября в 1844 году в возрасте 75 лет Крылов умер и был похоронен в Петербурге.

Басня – это короткий рассказ в стихах поучительного характера, в которой действуют животные и растения, а подразумеваются люди. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, жадность, лень.

Основные признаки басни:

Краткий рассказ, чаще в стихах.

2 части: основная повествование и мораль.

Герои – чаще животные.

Особый басенный стих (строчки разной длины).

Это неполный список из наиболее известных бесен.

ВОРОНА И ЛИСИЦА. Басня Крылова.

Басня Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица» была создана не позднее конца 1807 года, а напечатана впервые в журнале «Драматический вестник» в 1908 году.

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Наш современный Русский язык несколько преобразился со времён написания басни и некоторые слова и выражения мы уже редко употребляем. Чтобы лучше понять смысл некоторых слов из басни посмотрит их значение:

Анализ басни «Ворона и лисица

Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?

Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в несовпадении текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

Источник

Познавательное и интересное