Творческий краткосрочный проект «Золотая рыбка»
специалист в области арт-терапии
Творческий краткосрочный проект
Тема проекта: Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
— постановка и формулирова ние народной морали сказки и связи их с жизнью;
— самостоятель ное создание алгоритмов дея тельности при решении про блем творческого и поискового характера.
— осознанное и произвольное построение вы сказываний в устной и письменной речи с соблюдением нормы построе ния текста.
— развитие творческого мышления; художественных способностей;
ЗАДАЧИ:
— знать, что такое синквейн, основные правила составления;
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети 7-8 лет
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-изучение сказки на уроке литературного чтения.
— на уроке рисования нарисовать и вырезать Золотую рыбку
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 занятие во внеурочной деятельности
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
— повышение активности учащихся на уроке для улучшения результатов обучения;
— использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
— обогащение словарного запаса.
1. Выставка книг со сказками А.С.Пушкина.
2. Раздаточный материал для групповой работы.
3. Рисунки с изображением рыбок.
4. Мультимедийная презентация учителя.
I. Мотивация к учебной деятельности.
/Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
— Из глубокого колодца (руки «О»)
— Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)
— Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)
— Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
— Новый день оно начнет (руки вниз широко)
— С наступлением нового дня!
— Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.
— Сели девочки, сели мальчики.
— Ребята, вы на уроке литературного чтения закончили изучение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Поэтому сегодня мы постараемся обобщить свои знания по этой сказке, выразить своё отношение к героям и персонажам сказки, а ещё мы создадим творческий проект «Золотая рыбка»
III. Актуализация знаний.
В каком жанре написана сказка А.С. Пушкина? (поэтический или прозаической)
Давайте по цепочке перескажем не в поэтическом, в прозаическом
Старик с женой живут у моря. Старик добывает пропитание рыбной ловлей, и однажды в его сети попадается необычная золотая рыбка, способная говорить человеческим языком. Рыбка молит отпустить её в море, и старик отпускает её, не прося награды. Возвратившись домой, он рассказывает о произошедшем жене. Она обругивает его и заставляет вернуться к морю, позвать рыбку и потребовать награду, хотя бы новое корыто. Старик зовёт рыбку у моря, она появляется и обещает исполнить его желание, говоря: «Не печалься, ступай себе с Богом». Возвратившись домой, он видит у жены новое корыто. Однако «аппетиты» старухи всё возрастают — она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя (для себя) всё новых и новых наград. Море, к которому подходит старик, каждый раз изменяется от спокойного ко всё более взволнованному, а под конец — штормящему. В определённый момент старуха демонстрирует презрение к супругу, который является источником её успехов, и требует, чтобы рыбка сделала её «владычицей морскою», причём сама рыбка должна была бы служить у неё «на посылках» (то есть в услужении). Рыбка не отвечает на просьбу старика, а когда он возвращается домой, то видит старуху, лишённую всего дарованного, сидящую у старого разбитого корыта.
IV. Обобщение знаний по прочитанному произведению.
— Назовите героев сказки.
/Ответы учащихся (Рыбка, старик).
— Назовите персонажей сказки.
/Ответы учащихся (Старуха, море).
— Дайте характеристику героям и персонажам сказки.
— Почему старик не перечит старухе? Вспомните как он ее называет?
(Он её называет «сварливая баба», «пуще прежнего старуха вздурилась», «проклятая баба». Дистанция между стариком и старухой увеличивается, хоть и не сразу. Пока старуха просит новое корыто, перед нами бытовая сцена. Но потом старик будто забывает что перед ним жена. Сословные отношения берут вверх над семейными, человеческими. Он боится своей жены, а не столбовой дворянки.)
— Почему Рыбка перестала выполнять желания старухи?
— Только за жадность она наказана.
— Соедините желания старухи и изменения моря
В каком порядке старуха высказывала свои желания, и менялось море.
_Захотела быть владычицей морскою.
_Желает быть столбовой дворянкой.
_Хочет быть царицей.
_Помутилось синее море.
_Море слегка разыгралось.
_Почернело синее море.
_Не спокойно синее море.
_На море чёрная буря.
V. Творческий проект. (разделить детей на группы)
— Сейчас вы попробуете создать создать синквейн к персонажу или герою сказки.
— У сказки счастливый конец, как в других сказках которые заканчивается победой и радостью?
— Ребята, представьте, что вы поймали золотую рыбку. Возьмите её в руки, загадайте желание. Напишите свое желание, прикрепите рыбку к волшебному морю, и пусть все ваши желания сбудутся.
Выберите лидера группы, который распределит задания для создания синквейна, решите, кто будет защищать ваш проект.
V I . Защита проектов учащихся.
Творческий проект по русскому языку «Сказка о рыбаке и рыбке»
Творческий проект по русскому языку в 4 классе
Содержимое разработки
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Русятинская основная общеобразовательная школа»
ВЫПОЛНИЛА: учащаяся 4 класса Уфимцева Дарья
ПРОВЕРИЛА: Газдиева Ф.А-В.
Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин
(26 мая [6 июня] 1799, Москва —
29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург)
русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
Пушкин в своем творчестве, являющемся художественной энциклопедией российской действительности, затронул коренные общественные проблемы своего времени: самодержавие и народ, личность и государство, трагическое одиночество передовой дворянской интеллигенции Золотого века.
Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.
Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный), P., Ст. Арз. (Старый Арзамасец), А. Б.
Жена: Гончарова Наталья Николаевна (1831-1837 гг.)
Родители: Надежда Осиповна Пушкина
Дети: Наталья Александровна Пушкина, Григорий Александрович Пушкин, Мария Александровна Гартунг
Внешность
Рост А. С. Пушкина составлял 2 аршина 5 вершков с половиной (он замерен художником Григорием Чернецовым 15 апреля 1832 года). Это 166,7 см, что на то время было для мужчины немало (рост жены Пушкина составлял 173 см). О внешности Пушкина у современников сложились различные мнения. В бо́льшей степени они зависят от отношения к нему. В общепринятом понимании Пушкина никто не называл красивым, однако многие отмечали, что черты его лица делались прекрасными, когда становились отражением его одухотворённости. М. В. Юзефович особенно обращал внимание на глаза Пушкина, «в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе». Л. П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора, так описывает его:
«Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться…»
«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — сказка Александра Сергеевича Пушкина. Написана 2 (14) октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть помета: «18 песнь сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.
Старик с женой живут у моря. Старик добывает пропитание рыбной ловлей, и однажды в его сети попадается необычная золотая рыбка, способная говорить человеческим языком. Она обещает любой выкуп и просит отпустить её в море, но старик отпускает рыбку, не прося награды. Возвратившись домой, он рассказывает жене о произошедшем. Обругав мужа, она заставляет его вернуться к морю, позвать рыбку и попросить хотя бы новое корыто вместо разбитого. У моря старик зовёт рыбку, которая появляется и обещает исполнить его желание, говоря: «Не печалься, ступай себе с Богом».
Возвратившись домой, он видит у жены новое корыто. Однако аппетиты старухи всё возрастают — она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя для обоих, а потом только для себя, всё больше и больше: получить новую избу; быть столбовой дворянкой; быть «вольною царицей».
Море, к которому приходит старик, постепенно меняется от спокойного ко штормящему. Отношение старухи к старику всё ухудшается: сначала она только бранит его, потом, став дворянкой, посылает на конюшню, а став царицей, выгоняет. Под конец она призывает мужа обратно и требует, чтобы рыбка сделала её «владычицей морскою», причём сама рыбка должна стать у неё в услужении. Рыбка не отвечает на просьбу старика, а когда он возвращается домой, то видит старуху, сидящую перед старой землянкой у старого разбитого корыта.
В русскую культуру вошла поговорка «остаться у разбитого корыта» — то есть, погнаться за бо́льшим, а остаться ни с чем.
Театрально-музыкальные и экранизированные постановки
В 1937 году на студии «Мосфильм» был снят цветной (по методу Павла Мершина) кукольный мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор сценария и режиссёр-постановщик — Александр Птушко.
В 1950 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Михаила Вольпина выпустили рисованный мультипликационный фильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Михаил Цехановский, композитор — Юрий Левитин.
В фильме «После дождичка в четверг» (1986) Иван-царевич и Иван-подкидыш разыгрывают перед Кощеем кукольное представление этой сказки.
В 1997 году в Санкт-Петербургском драматическом театре «Патриот» РОСТО был поставлен музыкальный спектакль по мотивам сказки (постановка Геннадия Егорова).
В 1998 году театром кукол Московского Городского Дворца детского (юношеского) творчества был поставлен спектакль-опера «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Елена Плотникова, композитор — Елена Могилевская.
В 2002 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Наталии Дабижи вышел мультипликационный фильм «О рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Наталия Дабижа, композитор — Геннадий Гладков.
Задание 1. Прочитайте сказку. Выпиши имена прилагательные, которые чаще всего использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»
ЗАДАНИЕ 2. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запиши составленные словосочетания.
………….. море, ………..…. землянка, …..………. корыто, …………….. трава, …………… рыбка, ………….….. слово, ……………….……. голос, …………..…….. чудо, …………………… корыто, ……………….. баба, ………………. труба, ……………………… вороты, ………… крестьянка, ………………… дворянка, ……………. душегрейка, ………………. кичка, …………….. перстни, …………..…… сапожки, ……………..…. слуги, …………………. царица, ……..………… царство, ……………..…. пряник, ……………..………. вины, …………….….. стража, …………….. невежа, ……………….. палаты, ……………. владычица, …………….. буря, …………….. волны.
ЗАДАНИЕ 3. Выпишите из сказки 3 словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении.
ЗАДАНИЕ 4. Подберите к данным именам прилагательным синонимы:
Проект по русскому языку на тему: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»
Что за прелесть эти сказки! Проект по русскому языку на тему: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Выполнили: ученики 4 класса. МКОУ «Первомайская СОШ» Руководитель проекта Гаджиисмаилова Ашура Ахмедхановна
«Задачи проекта: 1. Закрепить и обобщить знания об имени прилагательном. 2. Обогатить словарный запас детей 3. Получить новые знания из дополнительных источников
Повторение: Мы знаем, что… Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Имена прилагательные изменяются по родам ( в единственном числе), числам, падежам Синее, ветхая, разбитое, морская, золотая, человеческий, ласковое, великое, новое, сварливая, кирпичная, белёная, дубовые
Сначала мы прочитали сказку А.С.Пушкина «Сказку о рыбаке и рыбке»
Имена прилагательные с существительными (словосочетание) Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба; кирпичная, белёная труба; дубовые, тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
Имена прилагательные в переносном значении Сердитые (волны) – очень высокие волны Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море (Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами Чёрная крестьянка – бедная крестьянка Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный
Устаревшие имена существительные Ветхая землянка Владычица Душегрейка Заморский Землянка Корыто Парчовая кичка на маковке Печатный пряник Столбовая дворянка Тесовые вороты Черная крестьянка
Словарь Ветхая землянка – разрушающаяся, пришедшая в негодность Владычица – повелительница, властелина Душегрейка- старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов Заморский- привезенный из-за моря, заграницы Землянка- жилье, вырытое в земле Корыто- большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна
Словарь Парчовая кичка на маковке- кичка- старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шелка, расшитого золотой ниткой) и надетый на макушку Печатный пряник- пряник с выдавленными узорами, знаками Столбовая дворянка- потомственная дворянка Тесовые вороты- ворота, сделанные из тонких обработанных досок Черная крестьянка- простая непривилегированная крестьянка
Подумай Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов? Ответ: Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер ( характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)
Какова роль прилагательных в речи? Ответ: Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной, более точной.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Май | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
Канакина. 4 класс. Учебник №2. Наши проекты. Имена прилагательные в “Сказке о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина, с. 28
Наши проекты. Имена прилагательные в “Сказке о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина
Великий русский поэт А.С. Пушкин особенно строго относился к выбору слов в своих произведениях, в том числе и имён прилагательных. Именно поэтому его произведения считаются классическими и люди читают их по сей день.
1. Прочитайте сказку ещё раз. А теперь назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. Возможно, к одному имени существительному вы найдёте несколько имён прилагательных.
Кирпичная, белёная труба; дубовые, тесовые воро́ты; дорогая соболья душегрейка.
2. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания.
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
Автор с помощью прилагательных красочно описывает жизнь героев сказки, их характер, точно предаёт настроение и чувства.
Имена прилагательные, употреблённые в переносном значении:
Золотая (рыбка) – покрытая золотой чешуёй.
Сердитые (волны) – большие, высокие.
Чёрная (крестьянка) – бедная.
Печатный пряник – с отпечатанным рисунком.
Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море.
Синонимы к именам прилагательным:
Ветхая (землянка) – старая.
Дорогой (откуп) – большой.
Ласковое (слово) – доброе.
Великое (чудо) – большое.
Грозная (стража) – зловещая.
Антонимы к именам прилагательным:
Дорогой (откуп) – дешёвый.
Ласковое (слово) – недоброе.
Великое (чудо) – маленькое.
Новое (корыто) – старое.
Устаревшие формы множественного числа имён существительных:
Жемчуги – драгоценности (жемчуг).
Палаты – жилые сооружения.
Вины – вино.
Вороты – ворота.
На посылках – на службе.
Очи – глаза
Чупрун – чуб, хохол.
Кичка – старинный женский головной убор.
Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.
Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Старче – старичок.
Проект и презентация по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». работа по закреплению знаний о прилагательных.
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект Имена прилагательные в « Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина подготовил ученик 4 «А» класса, школа №13 г. Смоленска имени Э.Д.Балтина Алфименков Артём.
Прочитав сказку А С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», выбираем прилагательные, которые использует автор в сказке. Эти прилагательные выписываем в сочетании с существительными. Получились такие словосочетания: Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, сварливая баба, кирпичная труба, тесовые ворота, дубовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, грозная царица, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
В своей сказке А.С.Пушкин употребляет прилагательные в переносном значении: сердитые волны, чёрная буря золотая рыбка
Сказка А.С. Пушкина проста по смыслу, но очень глубока по содержанию. То, что баба осталась в итоге у «разбитого корыта», говорит о том, что нельзя быть таким жадным. Есть даже поговорка «Остаться у разбитого корыта», что означает остаться ни с чем.
ВЫВОД: Выполняя данный проект было очень интересно работать с текстом сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор, используя много интересных устаревших слов. позволяет нам увидеть красоту русского языка, Он их использует для того, чтобы красочно описать происходящие действия. Имена прилагательные в этой сказке помогают раскрыть смысл сказки, а так же характер героев. Например, используя разнообразные имена прилагательные, автор описывает море: неспокойно синее море, помутилося синее море, почернело синее море. Также имена прилагательные помогают А.С. Пушкину выразительно описать гнев золотой рыбки, внешний вид старухи, наряды, жильё главных героев, характеры людей: (Старуха вздурилась, сварливая баба- говорит он о жадной бабе, А старик у него добрый и уважительный, он с поклоном, уважительно обращается к рыбке: «Смилуйся, государыня рыбка!»
Спасибо за внимание. Список использованных источников: Интернет ресурсы. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля Текст произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Номер материала: ДБ-1142651
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.