Материалы к уроку русского языка «Проект «Рассказ о слове» в 3 классе
Созданные учениками презентации можно использовать на уроках русского языка в 3 классе по теме «Рассказ о слове». Разработки помогут учителю формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.
Просмотр содержимого презентации
«Слово «Добро»»
Выполнил: ученик 3А класса Егор Зирне
Делать добро, помнить добро, искреннее добро, добро пожаловать, добро побеждает.
Просмотр содержимого презентации
«Слово КОШКА»
Выполнил: ученик 3А класса Лев Погорелов
Лексическое значение слова:
Антонимов к слову кошка нет
(соревноваться с заведомо неравным партнером)
(выдержит любые испытания)
Вся мохнатенькая, Сама усатенькая, Днем спит И сказки говорит, А ночью бродит, На охоту ходит.
Глазищи, усищи, хвостище! А моется всех чище.
Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но с водой не знается.
Мохнатенькая, Усатенькая, По кладовкам рыщет, Сметанку ищет.
Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки.
Острые ушки, На лапках подушки, Усы как щетинка. Дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит.
Спасибо за внимание!
Просмотр содержимого презентации
«Слово СМЕХ»
Рассказ о слове смех
Выполнил: ученик 3А класса
Лексическое значение слова:
Исследовательская работа «Энциклопедия слова «Хлеб»
Муниципальное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Акурай»
Энциклопедия слова «Хлеб»
учитель русского языка и литературы
II. Энциклопедия слова «хлеб».
1. Лексическое значение слова.
2. Почему хлеб хлебом называют?
5. Слово во фразеологизмах.
6. Слово в фольклоре.
7. Слово в притчах и легендах.
8. Слово в литературе и кинематографе.
9. Слово в живописи.
11. Слово в высказываниях известных людей.
12. Слово в фамилиях.
13. Слово в географических названиях.
14. Национальные названия хлеба.
15. Музей хлеба (Агдам).
16. Интересные факты.
IV. Список литературы
В русском языке великое множество слов. Язык – живой организм. Он находится в постоянном движении: появляются новые слова, некоторые устаревают в силу ряда причин. Часто мы не задумываемся над тем, откуда пришло к нам слово, каковы его корни, где оно встречается.
Изучая в курсе русского языка большой раздел «Лексика», я задумалась над тем, можно ли создать портрет слова, проследить, как оно ведет себя в разных ситуациях. Так и родился этот проект.
Цель проекта: создать энциклопедию слова «хлеб».
1. Изучить лексическое значение слова «хлеб», его этимологию с помощью различных словарей;
2. Исследовать «жизнь» слова «хлеб» в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве;
3. Создать «Энциклопедию слова «хлеб»;
4. Прививать интерес к русскому языку как учебному предмету.
Актуальность выбранной темы:
— привлечь внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья, и призвать бережно относиться к нему.
— привлечь интерес к слову «хлеб», привлечь интерес учащихся к русскому языку как учебному предмету через работу со словом.
Изучив слово «хлеб» с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в фольклоре, в литературе, искусстве, создать «Энциклопедию слова «хлеб».
Объект исследования: слово «хлеб».
— анализ словарных статей,
— изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы,
Значимость и прикладная ценность исследования:
Состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к ценности хлеба как продукта питания, призвать, бережно относиться к нему, прививать учащимся интерес к предмету русский язык посредством исследовательской деятельности. Привлечь внимание к «жизни» слова «хлеб» в устном народном творчестве, в литературе и искусстве.
II. Энциклопедия слова «хлеб».
1. Лексическое значение слова.
1. Хлеб – 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Печёный хлеб. Ржаной или черный хлеб. Пшеничный или белый хлеб. 2. Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. Круглый, высокий хлеб. 3. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку. Сеять хлеб. Сдача хлеба государству. 4. Такие злаки. Урожай хлебов. Уборка хлеба комбайнами. 5. То же, что пропитание. Зарабатывать себе на хлеб. 6. Средства к существованию, заработок. Эта работа – верный хлеб. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»)
2. Хлеб – 1. Пищевой продукт разной формы, выпекаемый из муки. Ржаной хлеб, килограмм хлеба. 2. Зерно, из которого делают муку. Заготовка хлеба идет успешно. 3. Злак. Урожай хлебов в этом году невиданный. 4. Средства к существованию, заработок. Добывать хлеб трудом. (Лапатухин М.С. «Школьный толковый словарь русского языка»)
3. Хлеб – 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки, растворенной в воде. Ржаной или черный хлеб. 2. Такой продукт в виде изделия какой-нибудь определенной формы. Круглый хлеб. Вынимать хлеб из печи. 3. Зерно, из которого приготовляется этот продукт. Хлеба уродились. 4. Пропитание, пища, содержание, иждивение. Призрел меня, я у него на хлебах. 5. Средства к существованию, заработок. Я от греха тебя избавлю и честный хлеб тебе доставлю. («Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова)
4. Хлеб – Колосовые растения с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва основа сельского хозяйства. Хлеб на ниве. (Даль В.И. «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка»)
5. Хлеб – 1. Продукт, выпекаемый из муки. 2. Изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.). 3. Зерно, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий. 4. Растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы, злаки. 5. Пропитание, пища, содержание, иждивение. 6. Средства к существованию, заработок. 7. Основной пищевой продукт какой-либо страны, местности. (Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь русского языка»).
2. Почему хлеб хлебом называют?
Многие люди задумывались, почему хлеб назвали хлебом. Но не каждый знает, откуда слово родом слово «хлеб».
Слово «хлеб» произошло от древнегреческого языка. Тогда выпечка готовилась в специальной посуде, называющейся «клибанос». Это послужило предпосылкой к возникновению готского слова «хлайфс», вошедшего в обиход древних славян, германцев, а также других народов и стран. В дальнейшем это название изменилось, а до нас дошло слово «хлайб», которое напоминает современное «хлеб».
Хлеб – один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся еще в неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. Потомки такого раннего хлеба изготавливаются в настоящее время из различной крупы по всему миру, например, мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский баобин, шотландская овсяная лепешка, североамериканская кукурузная лепешка и эфиопская инжера. Такой хлеб в виде лепешки стал основой пищи многих древних цивилизаций: шуемры ели ячменные лепешки, а в XII веке до нашей эры египтяне могли купить в палатках на улицах деревень лепешки, которые назывались та. В захоронении тохаров была найдена сумка с зерном и решето, что, несомненно, свидетельствует об использовании хлеба.
Под именем «хлеб» известны разного вида пищевые продукты, приготовленные из зерновой муки некоторых злаков и служащие важнейшей составной частью народного продовольствия. Главнейшие хлебные культуры: пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овес, сорго и дурра. Кроме злаков роль хлебных растений принадлежит и некоторым другим: например, маниоку, нескольким видам пальм, хлебному дереву, арророуту и прочим.
Считается, что хлеб из дрожжевого тесте впервые появился в Египте в связи с местными благоприятными условиями для роста пшеницы, а для приготовления такого хлеба потребовалось вывести сорт пшеницы, обладающий двумя новыми свойствами. Первое улучшение, сделанное в раннединастический период в Египте, состояло в том, что была найдена и выращена пшеницы, которую можно было молотить без предварительной сушки на огне. Находка сорта пшеницы, содержащего достаточно много клейковины (белка), стало вторым открытием, которое помогло появлению дрожжевого хлеба.
Считается, что первоначально дрожжевое тесто стало использоваться в XVII веке до нашей эры, но пшеница, из которой можно было делать такое тесто, встречалась очень редко. Вывод о недостатке такой пшеницы был сделан на основе данных о том, что такая пшеница практически не привозилась в Древнюю Грецию до IV века до нашей эры несмотря на отлаженные торговые связи между Египтом и Грецией, существовавшие к тому времени уже 300 лет.
Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для этого нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой. Эта технология до сих пор используется при изготовлении хлебной закваски. Плиний Старший писал, что галлы и иберийцы использовали снятую с пива пену, чтобы делать «более легкий (то есть менее плотный) хлеб, что делали другие народы». В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения.
Даже в древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. В своем сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки, приготавливавшейся в античности. Среди сортов хлеба упоминаются лепешки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зернами, и особое военное блюдо – хлебные завитки, запеченные на вертеле. Тип и качество муки, использовавшейся для приготовления хлеба, также могло различаться. Как отмечал Дифил, «хлеб, сделанный из пшеницы, по сравнению с тем, что сделан из ячменя, более питательный, легче усваивается, и всегда лучшего качества. В порядке достоинства, хлеб, сделанный из очищенной (хорошо просеянной) муки является первым, после него – хлеб из обычной пшеницы, а затем хлеб, сделанный из просеянной муки».
У древних египтян, евреев, греков и римлян в большом распространении был хлеб из ячменя. И в настоящее время ячменный хлеб употребляется в южной Германии, Швейцарии и Греции, хлеб из овсяной муки (с неприятным привкусом) – в Шотландии и Швеции, из кукурузы – в Венгрии и Румынии, Северной и Южной Америках. В Индии, Южной Китае и некоторых других странах роль хлебного растения принадлежит рису.
В Индии, Южно Китае и некоторых других странах роль хлебного растения принадлежит рису. Хлеб из дурры (кислого неприятного вкуса) употребляется в Египте. В Африке и Азии лепешки из сорго служат у местного населения важным пищевым материалом. Во всех же современных культурных странах под хлебом известны пищевые продукты исключительно из пшеницы и ржи, причем в течение XIX века в Западной Европе ржаной хлеб вытеснен пшеничным, как наиболее легко усваиваемым нашим организмом. Ржаной хлеб потребляется главным образом в России (хотя в XX веке в значительной степени утратил былое преобладание) и, отчасти, в Германии.
В средневековой Европе хлеб служил не только основой пищи, но и был частью сервировки стола. При стандартной сервировке на стол клались куски черствого хлеба размером примерно 15см на 10см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу. После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили им собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».
На протяжении поколений белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как беднота ела серый и черный (ржаной) хлеб. Однако, в XX веке среди некоторых слоев населения предпочтения стали обратными – серый и черный хлеб стали есть больше из-за более высокой питательной ценности, тогда как белый хлеб стал ассоциироваться с игнорированием питательности, что считалось присущим низшему классу.
В последнее время становятся популярными домашние хлебопечки, автоматически делающие тесто и выпекающие хлеб.