Проектно-исследовательская работа «Цветы в литературе, фольклоре и мифологии»
Цветы привлекательны своим многообразием, богатством видов, красок, ароматов. Особо значимы образы цветов в фольклоре, мифологии и поэзии. Целые стихотворения посвящены отдельным цветам. На «языке цветов» поэты говорят о том, что считают самым важным и интересным.
Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. Цветы часто становятся чуть ли не главными героями произведений литературы или играют важную роль в жизни персонажей.
Тот, кому ты даришь цветы, поймет тебя без слов. Наверное, именно поэтому и поэты, и писатели трепетно относятся к цветам, изображая их в своих произведениях.
Просмотр содержимого документа
«Проект. Цветы в литературе. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Подгоренская средняя общеобразовательная школа № 1»
Подгоренского района Воронежской области.
«Цветы в литературе, фольклоре и мифологии»
Сергеевна,ученица 5 «Б» класса
Руководитель:Медкова Н.И., учитель русского языка и литературы.
Глава 1. Цветы в творчестве поэтов и писателей…………………4
Глава 2. Цветы в фольклоре и авторских сказках………………. 4
Глава 3. Цветы в мифах, легендах и преданиях…………………..5
Глава 4. Цветы в стихах…………………………………………..6-8
Список литературы и источников……………………………..10-11
Цветы привлекательны своим многообразием, богатством видов, красок, ароматов. Особо значимы образы цветов в фольклоре, мифологии и поэзии. Целые стихотворения посвящены отдельным цветам. На «языке цветов» поэты говорят о том, что считают самым важным и интересным.
Вероятно, на Земле нет ни одной страны, в которой не существует мифов, сказок или легенд о растениях.
Актуальностьданнойтемызаключаетсявтом, чтооназнакомитсразнообразнымицветами, снароднымилитературнымтворчеством, мифаминародовразныхстран.
Цель:
1. Ознакомиться с литературными произведениями, фольклорным творчеством и мифами разных народов, в которых встречается упоминание о цветах, выявить цель использования образов цветов в данных произведениях;
— провести опрос на тему самые любимые растения и то, что связанно с ними, а так же какие знаешь предания, связанные с растениями;
— изучить легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, связанные с растениями;
— исследовать и проанализировать авторские сказки, в которых мы встречаем цветы;
— найти и проанализировать стихотворения о цветах;
Объектом исследования стали образы цветов, встречающиеся в русской поэзии, произведениях, язык цветов.
Предмет исследования – стихотворения русских поэтов, литературные произведения, легенды и мифы о цветах.
Разрабатывая понятиеобраз, мы использовали:
«Словарь поэтических образов» Н. Павловича;
энциклопедия «Эмблемы и символы;
статья Веселовского А.Н. «Из поэтики розы»;
книга Смирновой «Цветок в русской лирике начала XIX века».
Результаты исследовательской работы:
1. Было прочитано 15 книг и посещено 35 различных тематических сайтов сети Интернет.
2. Прочитано более 20 мифов народов Древнего Египта, Китая, Индии, Японии, Персии, Малайзии и Индонезии, других народов Востока, Северной Америки, Африки, Древней Греции, Древнего Рима, Скандинавии, народов Европы, славян и России.
3. Проведены опросы среди учащихся, учителей и работников школы, которым были предложены вопросы:
Какое ваше любимое растение? Что вы знаете об этом растении?
Знаете ли вы какие-нибудь легенды или предания, стихи, связанные с растениями?
4. По результатам опросов и анализам произведений составлены таблицы и диаграммы.
5. Проанализированы образы цветов в стихотворениях, авторских сказках, пословицах, поговорках и загадках.
6. Собраны и систематизированы мифы разных народов о цветах.
Глава 1. Особое место цветов в творчестве писателей и поэтов.
Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты.
Цветы часто становятся чуть ли не главными героями произведений литературы или играют важную роль в жизни персонажей. Вспомните хотя бы Маленького Принца из всеми любимой сказки С. Экзюпери. На его маленькой планете росла прекрасная роза, за которой мальчик так любил ухаживать, хоть и была она горда и капризна.
Глава 2. Цветы в фольклоре и авторских сказках
Хочу остановиться на таких жанрах фольклора, как пословицы и поговорки. Исследуя содержание собранного материала, я сделал вывод, что в пословицах и поговорках цветы олицетворяют красоту, жизнь, радость:
На красный цветок летит и мотылек. Весна красна цветами, а осень плодами.
Красна девка в хороводе, что маков цвет в огороде.
Но есть пословицы и поговорки, в которых народ считает красоту цветка завлекающей и обманчивой, рассуждая, что не в красоте счастье:
И красивые цветики ядовиты бывают.
Пыль оседает и на самых лучших, и на самых свежих цветах.
Сегодня в цветах, а завтра в слезах.
В произведениях Г.Х. Андерсена из цветка появляется Дюймовочка. «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан.Вообще в сказках Г.-Х.Андерсена много цветов, любимым цветком писателя была роза. В «Снежной королеве» есть целый садик цветов. Прочитав эту сказку, я сделал вывод, что цветы розы выступают в ней в роли волшебного помощника Герды. Ожившие от слёз Герды розы помогают девочке выбраться из райского цветника.
А в сказке «Свинопас» нам встречается роза, которая никогда не вяла и издавала благоухающий аромат.
Подснежники из сказки С. Маршака «12 месяцев» стали причиной, по которой мачеха выгнала падчерицу в лес, но они ж привели ее к удивительному знакомству с 12 месяцами.
А кто не помнит русскую народную сказку «Аленький цветочек», рассказанную в детстве ключницей Пелагеей Сергею Аксакову и записанную им в 1885 году? Это история о доброй девушке и чудовище, которое превратилось в прекрасного принца благодаря ее любви, символом которой и стал хрупкий аленький цветочек.Аленький цветочек – не просто желанный подарок для Настеньки, а символ её бескорыстности, доброты, умения ценить настоящую живую красоту. Значит, образ аленького цветочка (не заморского, диковинного, а своего, простого, каких много и на наших лугах) нужен был автору сказки, чтобы показать красоту и простоту души Настеньки.
Жизнь настоящего цветка недолговечна, и поэтому мастера золотые руки всегда стремились и стремятся создать вечный цветок. Мечтал об этом и Данила- мастер из сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».
Глава 3. Цветы в мифах, легендах и преданиях
Существует множество мифов, легенд о цветах. Вспомните мифы Древней Греции. Могучий Геракл победил жестокого льва. «Я создам цветок», — сказала Флора, — который будет напоминать людям разорванную пасть немейского льва». Какой же цветок, по древнему поверью, славит первый из 12 подвигов Геракла? — Называется этот цветок «Львиный зев».
Я обнаружил множество интересных мифов и легенд, связанных с цветами, их возникновением и историей.
«Селам» – язык цветов, которым пользовались в турецких гаремах. Он был введен в Европе шведским королем Карлом XII, который узнал об этом языке при оттоманском дворе во время своего вынужденного пребывания в Турции. Через несколько лет этот язык появился и в Англии. При помощи правильно составленного букета, оказывается, можно выразить самые разные чувства — от привязанности и дружбы до неприязни и ненависти.
Глава 4. Цветы в стихах.
Вспомним Анну Ахматову, с её огромным количеством фиалок, лилий, георгин и маргариток, встречающихся практически в каждом раннем стихотворении.Александра Сергеевича Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина. А также Жемчужникова, Бунина, Алексея Константиновича Толстого?
Я познакомился с их поэтическими произведениями, исследовал и провел сопоставительный анализ стихотворений поэтов.
«Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово.
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал.»
(А. Ахматова)
«Темной ночью белых лилий
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой
Овевает их.
Ночь их чашечки закрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты.»
(И. Бунин)
«Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой.
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!»
(И. Мятлев.)
«Поутру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать. «
(Екатерина Андреевна Бекетова)
«Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет;
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет…»
«О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!»
Да разве всех перечислишь.
А.С.Пушкин в своем творчестве чаще всего использует такие цветы, как роза, мирт, фиалка, ландыш, лилия. Количество упоминаний растений в поэтических произведениях Пушкина – 320!
Я сопоставила, сколько раз упоминаются следующие цветы:
У ПушкинаУ Лермонтова
Слово «цветок» – 21 5
Люди сочинили много легенд и сказок о прекрасной розе. Красота и мистическая притягательность розы привлекла к себе внимание человека. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Роза пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира.
Тот, кому ты даришь цветы, поймет тебя без слов. Наверное, именно поэтому и поэты, и писатели трепетно относятся к цветам, изображая их в своих произведениях. Я прочитал рассказы и авторские сказки, в которых используются образы цветов. В моей работе подтвердилась гипотеза: в детских рассказах и сказках на «языке цветов» писатели говорят о том, что считают самым важным и интересным. Я обнаружил, что цель использования образов цветов может быть разной.
Цветы – волшебные помощники героев сказок (В. Катаев «Цветик-семицветик», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»).
Цветы – символы любви, верности, подвига, бескорыстности (Л.Гераскина «Синий цветочек для мамы», С.Аксаков «Аленький цветочек», Е.И.Носов «Живое пламя»).
Цветок – труженик, пример для подражания, ведь он из серого праха земли рождает красоту, так и человек способен, работая над собой, явить миру красоту своей души (А.Платонов «Цветок на земле», «Неизвестный цветок»).
Я познакомилась со многими стихотворными произведениями о цветах. В большинстве этих произведений цветы – это прекрасное чудо, предметы восхищения, воплощение красоты и грации. Большое значение в стихах придаётся цвету растения. Этот цвет может создавать образ: белые ромашки и лилии, жемчужные слёзы ландыша, синие колокольчики, алые лепестки розы, жёлтенькие звёздочки иван-да-марьи.
Я узнала много нового об истории названий цветов из мифов и легенд разных народов. О некоторых цветах сложено по нескольку легенд. Что интересно, легенды и предания разных народов иногда очень похожи! И везде: в сказках, стихах, мифах, легендах – цветы олицетворяют красоту, чистоту, прелесть нашей природы.
Красота не возникает сама по себе, она создаётся нашими руками.
Именно поэтому возникла мысль взять «шефство» над клумбой в школьном дворе, каждую весну засеивать её семенами петуний, бархоток, цинний, астр, мальвы декоративной и другими. Возможно, это будет темой другого моего проекта.
Список литературы и источники сети Интернет, использованные в работе:
15. М.Ридерз. Планета чудес и загадок., М., 2011.
http://www.larose.ru/pages/historyofrose.php www.folkmed.info
www.myfhology.narod.ru www.flowersweb.info
www.flowers-house.ru www.laiting.beon.ru
www.sendflowers.ru www.luzok.ru
www.aingard.ru www.wikipedia.ru
www.svb.org.ru www.ehthiogen.ru
www.mag-i-a.ru www.drunemeton.intersuum.ru
www.mirslovarei.com www.fotodelo.ru
www.fotosaight.ru www.migranov.ru
www.xsunx.ru www.rusbiophoto.com
www.bce.sci-lib.com
Просмотр содержимого презентации
«Проект. Цветы в литературе. »
Выполнила Предущенко Алефтина, ученица 5 «Б» класса.
Руководитель – Медкова Н.И., учитель русского языка и литературы.
Маленький Принц из всеми любимой сказки С. Экзюпери. На его маленькой планете росла прекрасная роза, за которой мальчик так любил ухаживать, хоть и была она горда и капризна.
Волшебный цветок научил девочку любви и состраданию. Сказка несет свою мораль о нашей жизни. И говорит о том, что человек может выстроить свою жизнь самостоятельно, он может мечтать, получать жизненные уроки и ошибаться. А потом всегда сможет исправить свои ошибки и понять, что лучше это сделать позже, чем не сделать никогда.
В сказке Г.Х. Андерсена из цветка появляется Дюймовочка. «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан.
Подснежники из сказки С. Маршака « 12 месяцев » стали причиной, по которой мачеха выгнала падчерицу в лес, но они ж привели ее к удивительному знакомству с 12 месяцами.
Жизнь настоящего цветка недолговечна, и поэтому мастера золотые руки всегда стремились и стремятся создать вечный цветок. Мечтал об этом и Данила- мастер из сказа Бажова «Каменный цветок».
Цветы в мифах, легендах и преданиях
Могучий Геракл победил жестокого льва. «Я создам цветок», — сказала Флора, — который будет напоминать людям разорванную пасть немейского льва».
Называется этот цветок «Львиный зев».
Проект «Волшебные цветы в сказках» в старшей группе
Зоя Николаевна Ярош
Проект «Волшебные цветы в сказках» в старшей группе
Цель проекта: Формирование представлений о нравственном смысле литературных произведений, в которых действия производят цветы.
Развивающие: развивать умение анализировать поступки и характеры героев сказок, умение фантазировать и отражать это в рисовании, лепке, аппликации, используя знакомые приемы в работе.
Обучающие: знакомить детей с новыми сказками, расширять возможности сотрудничества с библиотекой поселка, активизировать посещение библиотеки. Формировать умение воплощать фантазийные замыслы в продуктивной деятельности, развивая партнерские отношения со сверстниками.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к сказкам, отзывчивость, доброту.
Вид проекта: детско-взрослый, творческий, краткосрочный.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Время реализации проекта: июль
Формы проведения: Наблюдения, эксперименты, беседы с детьми и родителями.
Продукты проекта : выставка творческих работ детей «Волшебные цветы».
Беседа о растениях, их пользе и значении для человека, о том что волшебные цветы бывают только в сказках.
Ежедневные наблюдения за природными явлениями,растениями на участке детского сада
Прогулка к сельской библиотеке.
Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Ежедневно, во время прогулок, вместе с детьми, наблюдаем за природными явлениями (облаками, дождём, лужами, ручейками), растениями до дождя и после него. Отмечаем изменение состояний растений в зависимости от сезона.
Проведя игру «Из какой сказки предмет?» дети сообщили, что в сказках волшебными бывают не только предметы, но и живые объекты. Детям было предложено вместе с воспитателем сходить в библиотеку и прочитать произведения, где встречаются волшебные растения, а конкретно цветы.
Предполагаемые результаты: От данного проекта ожидаем того, что дети больше узнают о пользе растений для человека, о сказках,о волшебных цветах. Это будет более интересно узнавать т. к. будет всё происходить во время игр и продуктивной деятельности детей. Ребёнок будет воспринимать информацию с удовольствием, проявлять любовь и интерес к сказкам, желание посещать библиотеку.
Гипотеза проекта: если дети получат необходимый объем знаний о сказках, в которых живые объекты, а конкретно цветы, производят волшебные действия, то будут бережнее относиться к цветам, станут добрее и заботливее, по отношению к окружающему миру.
Разработка проекта (необходимый инструментарий):
— разработка познавательных видов деятельности (беседы, занятия, оформление выставок);
— подбор сказок;
— разработка видов продуктивной деятельности;
— создание развивающей среды.
Оборудование и материалы: развивающая среда, дидактические игры, иллюстрации по теме, краски, губки, трубочки, пластилин, цветная бумага и картон.
Книги: В. Катаев «Цветик-семицветик»,
Г. Х. Андерсен «Волшебные цветы Иды»,
П. Бажов «Каменный цветок»,
цыганская сказка «Волшебный цветок»
Этапы реализации проекта
Этапы работы над проектом Деятельность детей Деятельность педагога
1. Подготовительный этап. Моделирование ситуации. Выявление
проблемы. Участие детей в определении темы проекты, подборе литературных произведений Составление плана проекта, подбор литературных произведений, проведение занятий
Выделение задач Принятие задачи – посетить сельскую библиотеку. Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, заучивание волшебных слов Подводить к решению задач. Организация экскурсии в библиотеку поселка. Привлечение родителей к поиску произведений, где встречаются волшебные цветы
3. Практический Продуктивная деятельность Рисование, рельефная лепка, аппликация Написание конспектов подготовка материала для работы
Оформление Презентация Сбор фотографий и работ детей для выставки. Выставка детских работ Фотоотчёт о проделанной работе, оформление результатов проекта
Распределение деятельности по этапам проекта
Разделы программы Виды детско-взрослой деятельности Цели и задачи
Социально-коммуникативное развитие Игры «Из какой сказки предмет?»
«Угадай книгу» Создать условия для формирования познавательного интереса у детей
Речевое развитие Заучивание волшебных слов из сказок Продолжать развивать речь и память детей
Познавательное развитие Беседа «Профессия библиотекарь». Выставка иллюстраций «Волшебные цветы» в сказках. Познакомить детей с профессией библиотекарь.
Ознакомление с художественной литературой В. Катаев «Цветик-семицветик»,
Г. Х. Андерсен «Волшебные цветы Иды»,
П. Бажов «Каменный цветок»,
цыганская сказка «Волшебный цветок» Познакомить с новыми произведениями художественной литературы.
Художественно-эстетическое развитие Лепка рельефная «Чудо-цветок»,
Рисование «Волшебный цветок»,
Аппликация «Волшебный цветок» Формировать умение воплощать фантазийные замыслы в своей продуктивной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие Экскурсия в библиотеку Продолжать создавать условия для формирования познавательного интереса у детей во время экскурсии в библиотеку
Работа с родителями Просмотр мультфильмов дома:
«Аленький цветочек»,
«Цветик-семицветик» Привлекать родителей к участию в проекте вместе со своими детьми.
Определение задач для новых проектов: расширять направления экспериментальной деятельности в экологическом воспитании детей.
Проект «Волшебные цветы в сказках» позволил дать каждому ребенку посильную работу по интересам, помог выявить талантливых детей, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Дети стали бережнее относиться к цветам, стали добрее и заботливее, по отношению к окружающему миру. У детей появилась потребность посещать библиотеку, любовь и интерес к сказкам.
Нашу работу в данном направлении считаем важной, и планируем продолжить этот проект в рамках обмена опытом с коллегами.
1. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».
2. В. В. Гербова «Развитие речи и общения детей».
3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
«Волшебные цветы». Интегрированное занятие в старшей группе Образовательная область: познание, творчество. Раздел: экология, рисование. Тема: «Волшебные цветы». Цель: уметь одухотворять природу, иметь.
«Волшебные цветы». Сценарий праздника для детей старшей группы Ведущий: Вот опять наступила весна, Снова праздник она принесла. Праздник радостный, светлый и нежный, Праздник всех дорогих наших женщин.
Конспект по психогимнастике в старшей группе «Волшебные цветы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №56» компенсирующего вида. Конспект занятия по психогимнастике.
Лепка «Волшебные цветы» Сегодня мы с ребятами решили сделать волшебные цветы, для этого нам пришлось освоить новую технику лепки «миллефиори». Дети с большим интересом.
Мастер-класс «Волшебные цветы» Что такое мастер-класс? это то, что педагог может показать, педагогам и родителям, та «изюминка»,которую можно представить творчески, чтобы.
Мастер-класс «Волшебные цветы» для родителей и детей старшей группы Цель: Познакомить родителей и детей с техникой аппликации из ватных дисков. Задачи: Привлечь родителей и детей к совместной творческой.
Мастер-класс «Волшебные цветы» МКДОУ «Детский сад №5» подготовительная группа №6 Добрый день, дорогие коллеги! Хочу поделиться с вами способом изготовления волшебного.
Проект «Образ Бабы Яги в русских народных сказках» Актуальность: недостаточность использования возможности русской народной сказки для формирования познавательно-творческих компетентностей.
Сценарий 8 марта «Волшебные цветы для мамы», вторая младшая группа Сценарий праздника 8 марта во второй младшей группе «Волшебные цветы для мамы» Дети с цветами под музыку входят в зал и становятся полукругом.
Мини-исследование Тотемные растения в русских волшебных сказках
Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области
Введение. В этом году я решил продолжить изучение русских волшебных сказок, и обратил внимание на то, что в них часто встречаются деревья: дуб, яблоня, берёза и кусты (ракитовый, смородиновый, калиновый). Герои сказаний одушевляют и обожествляют деревья, верят в их могущество, обращаются к ним за помощью. Растения становятся волшебными помощниками сказочным героям. Помогают преодолевать трудности, чтобы добро победило зло и у сказки был счастливый конец.
Я решил проследить участие деревьев и кустов в русских волшебных сказках и ответить на вопрос: почему люди одушеляют и обожествляют растения? И почему они выбирают именно эти деревья?
1. Отследить участие деревьев и кустарников в русских волшебных сказках.
2. Узнать причину одушевления и обожествления растений.
3. Объяснить выбор участия в сказках деревьев: дуб, яблоня, берёза.
1. Подбор литературы.
2. Исследование сказок на предмет участия в них деревьев и кустов.
3. Работа с материалами Интернета по теме «Тотемные растения»
Я исследовал 15 русских народных волшебных сказок на предмет участия в них растений–помощников. В четырёх сказках проследил участие дерева дуб. В сказке «Матюша Пепельной» читаем: «Полез Матюша на самый матёрый дуб – от бури хорониться, а там на суку гнездо (1 с.539). А вот диалог героя с дубом в другой сказке «Иван – Горошко»: «Шёл–шёл, видит – дедушка сидит у дуба и плачет. – Чего ты, дед, плачешь? – Да как я этот дуб сверну, так и жизни решусчь!»
Наши предки не хотели болель, стареть, хотели быть всегда молодыми, верили в чудодейственную силу молодильных яблок и свои мечтания отразили в сказках. Поэтому яблоня и представлена в текстах сказаний как «тотемное» дерево. Эликсир – волшебный напиток, якобы способный сохранить молодость. Встречаются в русских волшебных сказках и берёзы. Лингвисты связывают слово «берёза» с глаголом «беречь». Они и в сказках выступают в роли помощников героям. Так в «Сказке о двух сёстрах» прочитал: – Берёзки, берёзки, зачем вы пропустили девку Дуняшку? – А затем мы пропустили, – говорят берёзки, – что берегли мы твой дом вот уже много лет, а ты и колышка нам не подставила, а эта девушка ленточкой нас перевязала». «В северных районах Руси существовал культ березы. По преданию на месте города Белозерска раньше росли березы, которым приносились жертвы. Культ березы сохранялся и позже. В 1636 г. нижегородские священники жаловались в своей челобитной, что «собиратся жены и девицы подъ древа, подъ березы, и приносятъ яко жертвы, пироги и каши и яичницы и поклоняс березамъ оучнуть походя песни сатанинские приплетая пети и дланми плескати, и всяко бесятся» (3). Берёза неразрывно связана с историей славянских народов. Прародители считали её символом доброты, щедрости и сострадания. Считали, что это дерево сохраняет связь с предками. «На Руси 11 апреля выходили в леса и «слушали берёзку», плели венки из свежих веток, пили берёзовый сок». По внешнему виду берёза антипод дубу. Она стройна, светла, чиста, несёт свет и нежность. Красоту этого дерева выделили и отметили наши предки. В глубокой древности у славян год начинался не зимой, а весной и встречали его не елью, а берёзой. Называли этот месяц «берёзозол». Из летописей известно, что люди поклонялись берёзе – своей главной богине Берегине, матери всех духов и земных богатств. Поэтому, когда мы ходим на могилки наших дедушек и бабушек, наши родители несут ветки берёзки и опахивают ими могилы. «Берёзу сажали у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле неё Лингвист – языковед. Лингвистика – наука о языке.
скамейку, чтобы в нужную пору можно было послушать и поговорить с деревом, попросить у него силы и мощи. Вообще к берёзе в России всегда было особое отношение. Её берегли, за ней ухаживали, специально высаживали, стараясь «окольцевать» деревню защитным поясом берёз. Украшения, сделанные из берёзовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы. А обычай украшать цветными ленточками молодые берёзки, в качестве просьбы об исцелении или удачи, во время свадебного обряда и на народные праздники, сохранились до наших дней». (3) В сказке «Белая уточка» читаю: «Взял князь белую уточку за крылышко и говорит: – – Стань, белая берёза, у меня позади, а красная девица – впереди! – Белая берёза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди» (1, стр64). Вот она богиня Берегиня –«тотемное» дерево охраняет счастье князя и красной девицы.
В исследуемых сказках я проследил связь героев с травами и кустами. Так, в сказке «Золотой ботиночек» из зёрнышка выросла ива, которая долго помогала бедной сиротке, а в сказке «Волшебная дудочка» на болоте, где мачехина дочь погубила сводную сестру, выросла травяная дудка, с помощью которой была спасена бедная девушка. Часто в сказках участвуют калиновый, ракитовый, ивовый, смородиновый кусты. Слово «смородина» происходит от слова «смород», что означает очень резкий запах, смрад, вонь. Возможно, поэтому смородиновый куст в сказках связан с волшебным миром. Например, в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» к смородиновому кусту подлететают 12 волшебных голубиц – красных девиц, «а вслед за ними и тринадцатая» (1 с.421). В другой сказке «Елена Премудрая» : малиновка (солдат обернулся малиновкой) села под смородиновый куст. Немного погодя – на то место летит по воздуху золотая колесница, в упряжи шесть огненных змеев» (1 с.516). Ракитов куст (в сказкае «Бурёнушка») становится волшебным помощником Марье – царевне: «Посадила она гузённую кишочку от коровушки Бурёнушки – вырос ракитов куст, на нём красуются сладкие ягодки. Пошла она ягоды брать, а мелкие пташки вдвое да втрое на блюдо кладут» (1 с.19). Так отблагодарила Марью коровушка за доброе и ласковое к ней отношение.
Вывод: 1. Люди в древности верили, что их первопредком является какое–нибудь животное или растение. Таких животных–прародителей и такие растения называли «тотемами». Этим тотемам люди поклонялись, одушевляли, верили в их могущество, просили защиты и помощи.
2. За внешнее величие дуба, его долголетие, прочность древесины наши прародители выделили дерево дуб, верили в его могущество, что нашло своё отражение в русских волшебных сказках.
3. В сказках я читал о молодильных, серебряных, золотых яблоках. Веру в чудодейственную силу яблок прародители отразили в русских волшебных сказках
4. Из летописей известно, что люди поклонялись берёзе – своей главной богине Берегине, матери всех духов и земных богатств. В русских народных сказаниях берёза нашла своё место в качестве помощника героям в преодолении препятствий, в борьбе со злом.
5. Исследование сказок помогло мне представить жизнь наших предков.
Фольклорные тексты – это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром, непонятным, необъяснимым нашими предками. История народа связана с народным фольклором и находит в нём своё отражение.
Работу можно использовать на уроках литературного чтения.
В дальнейшем планирую продолжить исследование по теме «Тотемные животные в русских народных волшебных сказках».