Проект рождественские рассказы в русской литературе
Развитие жанра рождественского рассказа в русской литературе
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
На уроках литературы мы знакомимся с лучшими произведениями наших писателей и поэтов. В пятом классе мы прочитали рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» и впервые услышали о жанре рождественский, или святочный, рассказ. Как появился этот жанр в литературе? Кто был родоначальником этого жанра?
Мне захотелось узнать об этом, поэтому я выбрала для своей работы тему «Развитие жанра рождественского рассказа в русской литературе»
Выяснить историю зарождения и развития рождественского рассказа в русской литературе, узнать про особенности и ознакомиться с русскими произведениями Задачи: 1.Подобрать и изучить материал о появлении и развитии рождественского рассказа в России. 2. Раскрыть особенности жанра «рождественского» рассказа.
3. Познакомиться с рождественскими рассказами русских писателей.
Объект моего исследования : рождественские рассказы русских писателей. Предмет исследования : традиции и новаторство в этом жанре русских писателей.
Метод исследования : литературоведческий анализ.
Гипотеза: предположим, что в 21 веке рождественский рассказ уже не так популярен, как в XIX веке.
Я думаю, что актуальность моей работы состоит в том, что большинство моих сверстников не знакомы с историей возникновения и развития рождественского рассказа, с авторами, писавшими в этом жанре, и их рассказами. И возможно, познакомившись с моей работой, они прочитают эти рассказы, задумаются над тем, как они относятся к людям; обратят внимание на тех, кто нуждается в их помощи, то есть станут чуточку лучше.
История рождественского рассказа
Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях. Во второй половине XIX века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики. Основоположником жанра рождественского современного рассказа считается Чарльз Диккенс. У него есть целый цикл рождественской прозы. Первый свой рассказ он пишет в 1843 году, это «Рождественская песнь в прозе», и затем решает писать по рассказу к каждому Рождеству. Традиция Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие.
Ярким образцом жанра в европейской литературе принято считать сказку Ханса Кристиана Андерсена «Девочка со спичками».
В советской литературе святочный рассказ теряет связь со ставшими «религиозными предрассудками» святками и Рождеством и превращается в рассказ новогодний. Однако словосочетание святочный рассказ в советской печати употреблялось в ироническом смысле, для обозначения чего-то очень сентиментального или далёкого от реальной жизни.
Возрождения традиций жанра начинается в конце 1980-х годов, в печати начинают появляться как перепечатки святочных рассказов XIX и начала XX века, так и новые произведения с подзаголовком «святочный рассказ», издаются сборники таких рассказов
Традиционный рождественский рассказ имеет радостный финал, в котором добро всегда торжествует. Герои оказываются в какой-либо беде, и им кажется, что только какое-то необычное чудо может спасти их. Чудо обычно бывает не только вмешательством высших сил, но и случайной удачей, нежданным везением. Часто в структуру рассказа входит элемент фантастики, но позднее важное место занимает социальная тематика. Традиционная схема рождественского рассказа предполагает нравственное преображение героя, которое должно происходить в три этапа, что отражаеттри ступени мироздания.
Была в России воспринята и переосмыслена традиция Чарльза Диккенса, благодаря которой в русский святочный рассказ входит тема собственно Рождества, лишь обозначенная, в связи с победой добра над злом. Если у английского писателя непременным финалом была победа добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы.
Например, в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» главный герой умирает. Традиция Диккенса требовала счастливого конца, напоминающего о евангельском чуде и создающего рождественскую чудесную атмосферу. Практически в любом рождественском рассказе происходит чудо и перерождение героя, но в русской литературе жанр приобрёл более реалистичные черты. Русские писатели обычно отказываются от волшебства, сохраняя темы детства. Евангельские мотивы и основная жанровая специфика рождественского рассказа здесь сочетаются с усиленной социальной составляющей.
Но неизменным остаётся то, что действие в рассказах всегда происходит накануне Рождества.
Рождественские рассказы русских писателей
Конечно же, стоит познакомиться с рассказами отечественных писателей.
В 1876 году Фёдор Достоевский написал свой рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». 26 декабря 1875 года он вместе с дочерью Любой побывал на детском балу и рождественской ёлке, устроенной в Петербургском клубе художников. 27 декабря Ф.М.Достоевский прибыл в Колонию для малолетних преступников. В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Санкт-Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой»), что вдохновило писателя.
В рассказе повествуется о мальчике, который очаровался видом новогодней елки в богатом доме, где все веселятся. Но он попадает на такой же праздник – на «Христову ёлку», где его встречают дети, что при жизни были такими же, как он, и ставшие ангелами после смерти. Но это были предсмертные мечты, в конце он умирает.
Вообще Н.В.Гоголь первый создал в русской классической литературе рождественский рассказ. В «Вечера на хуторе близь Диканьки» он посвятил одну повесть теме Рождества – «Ночь перед Рождеством». Вмешательство нечистой силы здесь начинается с похищения чёртом звёзд и месяца: к наступившей в мире темноте добавляется метель. Начинают происходить фантастические события. Однако, если вмешательство потусторонних сил часто кончается для героя плачевно, здесь кузнец и художник Вакула одерживает над чёртом победу.
Рождественские рассказы писал и А.П.Чехов, смягчая всю драму этого жанра. Некоторые критики отметили произведение «Мальчики». Домой к семье Королёвых на рождественские праздники приезжает гимназист 2-го класса Володя. С ним приезжает погостить его приятель Чечевицын. Сёстрам Володи он представляется Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых. Володя не играет, как обычно с сёстрами, не участвует в предпраздничных приготовлениях всей семьи, а переговаривается о чём-то с Чечевицыным. Сёстры подслушав, узнают, что мальчики готовят побег в Америку. Но убежать далеко не получилось: их возвращают с Гостиного двора ближайшего города, где они выясняли возможность покупки пороха.
Цикл рождественских рассказов составил и Н.С.Лесков.
Один из рассказов «Неразменный рубль», где рассказчик, вспоминая свое детство, говорит о том, что как-то он услышал полусказку, полулегенду о том, что существует неразменный рубль, то есть монета, которую отдав за покупку, получаешь обратно. Но пробрести этот рубль можно было каким-то магическим способом, связавшись с нечистой силой. И вот под Рождество бабушка дарит ему такой неразменный рубль. Но предупреждает, что возвращаться он к нему будет лишь при одном условии: его можно потратить лишь на добрые дела. И герой на рождественском базаре, помня наказ бабушки, приобретает сначала подарки для домашних, потом оделяет бедных мальчишек-сверстников глиняными свистульками. Наконец, решается купить сладости и себе. Но ничего, рубль вернулся в его карман. А потом начались искушения: он покупает никому не нужные яркие вещицы, чтобы только привлечь внимание сверстников, и рубль исчезает.
Иногда в рождественских рассказах действуют реальные исторические лица. Так, в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» герой встречается с профессором Пироговым, который является «чудесным спасителем» для несчастного семейства Мерцалова, а рассказе «Тапёр» юный музыкант, Юрий Азагаров, обретает великого покровителя в лице выдающегося композитора, Антона Григорьевича Рубинштейна, сумевшего разглядеть в скромном подростке большой талант.
Примером современного рождественского рассказа можно считать произведение Людмилы Петрушевской «Чёрное пальто», в котором героиня, решившаяся на самоубийство, попадает в междумирье, где получает последний шанс начать всё сначала. Хотя рассказ допускает и иное прочтение: от баллады до детской страшилки, для произведения свойственны чудо, перерождение героини и счастливый конец.
Второй тип – это рассказы, в которых нет явного чуда. Не приходит к человеку неожиданная помощь ни от ближнего, ни свыше, а чудо совершается в душе человека. Герой такого рассказа – человек, совершивший много зла, много горя он принес людям, но пропал и каким-то неведомым Промыслом он вдруг «прозревает» и постепенно становится лучше, человечнее, в нем проступают черты Божьи. Как это происходит с героем рассказа Клавдии Лукашевич «Заветное окно»
Третий тип – это рассказы для детей, которые не затрагивают тему рождества, носят поучительный характер.
Я думаю, что я выполнила поставленную цель, так как, следуя поставленным задачам, была выяснена история рождественского рассказа как жанра и история его появления в России. Появился жанр из средневековых мистерий и стал довольно популярным. В Россию он пришёл из Европы, но был тесно связан с фольклорными святочными произведениями.
Для рождественского жанра в целом характерны проблемы у главных героев и чудесное спасение с помощью волшебства или случайности. Но в русских произведениях проявляется реализм и не редок трагичный конец.
Первым, кто ввёл этот жанр в русскую классическую литературу, был Н.В.Гоголь. Потом писать рождественские рассказы стали другие писатели: А.П.Чехов, Н.С.Лесков, Ф.М.Достоевский.
Гипотеза подтвердилась – в 20 веке популярность жанра стала спадать, и связано с Октябрьской революцией и антирелигиозной политикой советской власти.
Сейчас рождественские рассказы постепенно возвращаются на страницы современных журналов. Связано это со стремлением восстановить нарушенную связь времён, а в частности, православное мировосприятие, вернуться ко многим обычаям и формам культурной жизни, которые были столь насильственно прерваны. Традиции святочного рассказа продолжают современные детские писатели С.Серова, Е.Чудинова, Ю.Вознесенская, и др. Но он не такой популярные, как фэнтези, детективы и другие жанры.
Данная работа показала мне уровень моей ответственности и моей работоспособности. Так же она дала мне новые знания об истории отечественной литературы, которые, скорее всего, пригодятся мне в старших классах.
Рождественский рассказ. История, традиции, авторы. https://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post146874935/
Рождественские рассказы русских писателей. https://knigogid.ru/books/328760-rozhdestvenskie-rasskazy-russkih-pisateley/toread
Рождественский рассказ – это…Что такое рождественский рассказ? https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/285436
Стрыгина, Т.В. Рождественские рассказы русских писателей / Сост. Т.В.Стрыгина. – М.: Никея, 2014. – 448 с. – («Рождественский подарок»).
Рождество в русской литературе
Да, в православной русской традиции, в противоположность католической, Пасха важнее Рождества. И религиозное переживание праздника Cветлого Воскресения острее. Но и русская зима давно утвердила себя к качестве классического рождественского фона. Ёлки, а не пальмы, огромные сугробы, а не европейская изморось!
Кто придумал сказку «светского» Нового года — доподлинно известно. Пофамильно. Сергей Михалков, Владимир Сутеев, Лев Кассиль — сценаристы первых ёлок в Колонном зале. Это случилось сравнительно недавно, в середине тридцатых годов ХХ века. Рождественская литературная традиция таинственнее. Молитвы, колядки, затем — беглые эпизоды в одической поэзии XVIII века и, наконец, XIX век, каноническая классика.
Первое, что отчетливо вспоминается — это, пожалуй, гоголевская «Ночь перед Рождеством». История с чертями и запорожцами. Рождество по-малороссийски. Кузнеца Вакулу можно встретить на новогодних открытках, а также в опере и в кино. Там всё завораживает, с самой присказки: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты». До Гоголя никто в русской литературе так смело и весело не перерабатывал фольклорные сюжеты. Он оседлал сказку, как Вакула — чёрта.
Рождество для Гоголя — пространство чуда, не только возвышенного, но и приземленного. Бахтин писал: «Праздник, связанные с ним поверья, его особая атмосфера вольности и веселья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным (в том числе и заключение невозможных ранее браков». «Вечера на хуторе…» и впрямь соответствуют бахтинской концепции «карнавала». Можно медленно читать и сравнивать.
Стихи к Рождеству в послепушкинское время появлялись ежегодно — в газетах и детских сборниках. Похоже, к ним не относились всерьёз. Лучший образец поэзии такого рода — фетовская вариация на тему 1842 года:
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, —
Вот пропели петухи —
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Напевно, традиционно, празднично и без трагических борений, свойственных христианству. Ну, в 1840-е это еще не было расхожим штампом, но к концу века так сочинять научились и гимназисты. Следовало оживить традицию.
В череде «дежурных» сусальных рождественских стихотворений выделяется Владимир Соловьёв, не смягчавший трагизм христианского мироощущения:
Пусть все поругано веками преступлений,
Пусть незапятнанным ничто не сбереглось,
Но совести укор сильнее всех сомнений,
И не погаснет то, что раз в душе зажглось.
А чуть позже символисты поставили на поток поэтическое богоискательство, и зачем-то стали пересказывать стихами историю, которая в те времена и без того была известна всем. Они стали писать по-новому, но слишком быстро…
Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый —
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.
Это Александр Блок. Плавно, музыкально, иллюстративно. Инерция этого стиха проявилась у многих стихотворцев.
Существовал в России и жанр рождественского рассказа, святочной сказки. Тон задавали переводные новеллы Диккенса и Андерсена, которых русский читатель полюбил чрезвычайно. В 1876 году Достоевский пишет рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке», настоящий шедевр святочной литературы.
К сожалению, он редко писал рассказы, мыслил романами. А тут вместил трагедию мира сего в несколько страниц. «У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замёрзли ещё в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвёртые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей всё стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слёзы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…». Мальчик умирает. Рассказ переиздавали ежегодно. Популярным детским чтением он не стал, да и не мог стать, он предназначен для подготовленных читателей Достоевского.
Тут появляется и мотив «пира во время чумы». Для одних — иллюминация, шумные праздники во дворцах, для других — бесприютный мороз, голод, гибель. Вот вам и «социальные мотивы». А как же без них в нашей классике с ее критическим реализмом, который не был пустой выдумкой литературоведов?
Фёдор Михайлович слагал и стихи. Складности и плавности не добивался — как, впрочем, и в прозе. Тем и интересен, что писал не по трафаретам. «Читал твои стихи и нашел их очень плохими. Стихи не твоя специальность», — писал ему брат. Но они тем и примечательны, что то и дело переходят в бормотание. Есть в этих стихах наивная, неограненная сентиментальность — на грани пародии:
Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
“Как пойдешь ты через ельник,
— Он с улыбкою сказал, —
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне”.
1854
Как и стихи капитана Лебядкина, эти строки аукнутся в детской и в абсурдистской поэзии ХХ века. Кроме того, «Божий дар» Достоевского до сих пор остается в школьном чтецком репертуаре.
Пожалуй, лучшее описание Рождества в ХХ веке — ностальгическое «Детство Никиты» Алексея Толстого. Это утончённая идиллия. Как подробно и влюбленно жизнелюб Толстой описывает подготовку игрушек, счастливый ритуал Рождества, когда дети «стонут от восторга»: «В гостиную втащили большую мерзлую елку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять сесть клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За этой работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола». Это написано в неидиллические двадцатые годы. Тогда многие вспоминали детство, у Толстого это выткалось образцово.
У Бориса Пастернака в довоенные годы христианские мотивы возникали в стихах нечасто. Трудно было предсказать, что его потянет к «архаике». Маска Юрия Живаго — героя романа — позволяла уйти от реальности. Впрочем, Пастернак давно научился убегать от нее в фундаментальные переводы, в Гёте и Шекспира… Он не просто обращался к новой для себя эстетике, менялось мировоззрение поэта:
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла —
Так и сложился канон рождественского стихотворения в ХХ веке. Тёплого, но не горячего.
На пике антирелигиозной пропаганды начал «вослед Пастернаку» писать рождественские стихи Иосиф Бродский. Это была многолетняя литературная акция, о которой он охотно рассуждал: «У меня была идея в свое время, когда мне было 24–25 лет… на каждое Рождество писать по стихотворению… Это был 1972 год…». Надо отдать ему должное: идею почти удалось воплотить. А начал Бродский даже раньше: в 1962-м написал знаменитый «Рождественский романс», в котором, правда, евангельской фактуры почти нет. К тому времени он еще и Библии не читал. Но уже через год появилось стихотворение, перенасыщенное библейскими знаками:
Спаситель родился
в лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу
из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи.
Это своеобразный архаический манифест, который в 1963 году воспринимался как вызов. О первых космонавтах поэты тогда вспоминали гораздо чаще, чем о героях Евангелий, а популярность христианской эстетики зародится в интеллигентской среде ближе к началу семидесятых. Определенно, Бродского заворожили «Стихотворения Юрия Живаго». Хрущев обещал вот-вот предъявить обществу «последнего попа», а доблестный тунеядец голосом пономаря повторял библейские имена как заклинание.
Бродский принялся писать не менее «нездешние» стихи, чем Пастернак от лица Живаго. Это помогало избежать любых проявлений советской конъюнктуры, которой поэт боялся панически. Он своего добился: рождественские стихи были несовместимы с журнальной конъюнктурой того времени. Снобизм по отношению к советской реальности стал поводом к библейскому циклу. В лучших рождественских стихах Бродского больше городской круговерти ХХ века и меньше многозначительных библейских перечислений:
В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
Производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.
Тут скорее — панорама предновогодней, а не рождественской ленинградской суеты, хотя без евангельской символики не обошлось: когда Бродский остается в музейном пространстве древнего Вифлеема — он лишь повторяет мелодии и ритмы Юрия Живаго. Получается хладнокровнее, чем у Пастернака.
А лучшее стихотворение о Рождестве, на мой субъективный взгляд, написал Мандельштам. Он обошелся без риторики, без «художественного пересказа». Да и неровное получилось произведение. Неровное и нервное. Восемь строк, обрывочное повествование. Зато настоящие стихи:
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
Такие строки, прочитав, уже не позабудешь. Хотя написаны они не для хрестоматий.
Презентация по литературе на тему » Русские поэты и прозаики о празднике Рождества Христова»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
РУССКИЕ ПОЭТЫ И ПРОЗАИКИ О ПРАЗДНИКЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА «Есть праздники, которые имеют свой запах. На Пасху, Троицу и Рождество в воздухе пахнет чем-то особенным. Даже неверующие любят эти праздники. Мой брат, например, толкует, что Бога нет, а на Пасху первый бежит к заутрене» (А. П. Чехов, рассказ «На пути») <
История Рождества Рождество Христово – один из самых значительных и светлых праздников для миллиардов людей на Земле. Он празднуется в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник, но по разным календарным стилям – старому и новому. Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхального Воскресения, а вот католики почитают его даже выше Пасхи. История Рождества
Рождество… Новый год… Царящая вокруг атмосфера сказки, ожидание чудес и исполнения ещё несбывшегося… Именно эти красивые зимние праздники вдохновляли и вдохновляют писателей и поэтов на создание шедевров. И не только сказочников и романтиков. Довольно широк круг авторов, описавших как сам новогодний праздник, так и всё, что случается на Рождество.
Привычным рождественским подарком были для читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом. Познакомиться с этим литературным жанром помогут рассказы «Мальчик у Христа на елке» Ф. Достоевского, «Тапер» А. Куприна, «Ангелочек» Л. Андреева, «Дитя и безумец» В.Я. Брюсова, «Сон Макара» В. Г. Короленко, «Запечатленный ангел», «Христос в гостях у мужика» Н. Лескова и другие.
Святочный рассказ Н. Лескова «Христос в гостях у мужика» был написан к Рождеству 1880 года и опубликован в первом январском номере детского журнала «Игрушечка» за 1881 год с посвящением «христианским детям». Главное чудо этого святочного рассказа – приход Христа не в дом, а в сердце человека, открывшееся для заповеди «возлюби и прости». Христианские духовно-нравственные уроки святочных рассказов Лескова наглядны, просты и доступны: «Как по святой воле Божией жить надо, чтобы образ Создателя в себе не уронить и не обесславить».
Н. В. Гоголь «Ночь перед рождеством» Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реальное со сказочным, вымышленным. Рождество для Гоголя – пространство чуда, не только возвышенного, но и приземленного. До Гоголя никто в русской литературе так смело и весело не перерабатывал фольклорные сюжеты.
Праздник Рождества отражен и в русской поэзии. Начиная с Гавриилы Державина и Василия Жуковского и до нобелевских лауреатов Бориса Пастернака и Иосифа Бродского, обязательно можно отыскать стихотворения по этому поводу. Данная тема в творчестве И. Бродского представлена наиболее обширно. Около двух десятков стихотворений.
Отображение праздника в русской литературе не копировало рождественскую литературу Запада. Святочные истории в произведениях русских поэтов и прозаиков намного богаче по жанровому разнообразию, чем рождественские рассказы в литературе европейских стран.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Номер материала: ДБ-240414
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.