Проект «Иллюстрирование русских народных сказок»
Цель проекта: создать условия для ознакомления детей с русскими народными сказками.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Иллюстрирование русских народных сказок»»
УЧИТЕЛЬ: ЕФРЕМЕНКОВА ЖАННА МИХАЙЛОВНА
Тема: Иллюстрирование русских – народных сказок
Иллюстрирование русских народных сказок является эффективным средством формирования у детей изобразительных умений (умение составлять композицию, подбирать цвета и оттенки, передавать движения, пропорции предметов, строение предметов), так как тменно сказки оказывают большое влияние на детей, они живут сказками, переживают за любимых героев, фантазируют, придумывают новое. И свое отношение, свои переживания, чувства дети свободно могут выражать в рисунках, на листе бумаги.
Цель проекта: выставка рисунок и поделок на тему «В гостях у русских народных сказкок»
— создать необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками, для саморазвития;
-формировать у детей эмоционально – образное восприятие произведений через художественное описание образов;
-учить чувствовать и понимать образный язык русских народных сказок;
— через русские народные сказки воспитывать у детей добрые чувства, сопереживания и т. д.;
— учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.
Предполагаемый результат: Вызвать интерес и желание читать, рисовать иллюстрации к русским народным сказкам. Развивать у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
Формы и способы реализации этих задач: Чтение сказок. Рассказывание сказок. Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам. Дидактические игры. Создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей» (картотека игр, диски с любимыми мультфильмами, присказки и поговорки, загадки по сказкам). Создание и пополнение «Короба сказок». Проведение досугов. Драматизация сказок. Игровые занятия; Комплексные занятия; Самостоятельная игровая деятельность детей; Самостоятельная продуктивная деятельность детей; Посещение кукольного кружка. Занятия в кружке «Юный художник». Организация выставки книг «Бабушкины сказки».
1 этап – информационный
Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.
Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных рисков проекта.
Организация группового пространства.
Отбор лучших разработок для внедрения проекта, подбор необходимой методической литературы.
Беседы «Сказочная страна», «Герои сказок положительные и отрицательные». Презентация «Угадай – ка сказку»
Чтение русских народных сказок. Лисичка-сестричка и волк. Лиса, заяц и петух. Лиса — исповедница. Лиса — повитуха. Овца, лиса и волк. Кот, петух и лиса. Лиса и тетерев. Зимовье зверей. Медведь и петух. Собака и дятел. Журавль и цапля. Ворона и рак. Пузырь, соломинка и лапоть. Морозко. Крошечка — Хаврошечка. Баба-Яга.
Оценка результатов проекта. Ребята демонстрируют свои работы, рассказывают, что получилось и не получилось и почему.
Конкурс творческих работ «В гостях у сказки»
Выставка рисунков «Ах, эти сказки!»
Творческие проекты и работы учащихся
Ученический творческий проект «Русские народные сказки» является образцом детского проекта на тему «Русские народные сказки» и содержит в себе описание цели, задач, объекта и предмета творческой работы по литературному чтению (литературе), а также определение и анализ русских народных сказок.
Подробнее о проекте:
Работу над творческим проектом на тему «Русские народные сказки» также можно организовать для воспитанников детского сада с участием воспитателя и родителей.
Оглавление
Введение
1. История русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература
Приложение 1. Сказки учеников 3 класса.
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.
Введение
Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.
И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу
Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.
Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.
Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.
Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:
Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.
Художники-иллюстраторы русских народных сказок (коллективный проект уч-ся 5 класса)
Коллективный проект обучающихся 5 класса «Художники-иллюстраторы русских народных сказок»
Просмотр содержимого документа
«Художники-иллюстраторы русских народных сказок (коллективный проект уч-ся 5 класса)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская основная школа Демидовского района Смоленской области
Художники-иллюстраторы русских народных сказок
познакомиться с творчеством художников-иллюстраторов В.М.Васнецова, Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачёва, Т.А.Мавриной, И.Я.Билибина.В. В. Лебедева;
увидеть интересные приемы и способы изображения животных и людей;
проявлять положительные эмоции к художественному слову
развивать эстетическое отношение к произведениям народного творчества, умение сравнивать выразительные средства художников
сделать собственные иллюстрации к прочитанным сказкам, оформить выставку своих работ.
Что такое иллюстрация?
Кто такие художники – иллюстраторы?
Предметные области: литература, изобразительное искусство, русский язык.
Во время работы над проектом мы познакомились с фактами биографии и особеностями творчества некоторых художников – иллюстраторов русских народных сказок и выяснили, почему авторы не просто рисовали пояснения к тексту сказок, а создавали прекрасные самостоятельные произведения, обогатившие русское и мировое искусство?
Иллюстрация – это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени.
Иллюстраторы – это художники, которые русуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание произведения, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, «заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь».
Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова.
Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал. Он все больше времени отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать «типы», изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти.
В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.
Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к «Коньку-Горбунку» и «Жар Птице».
В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.
Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлечённость музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, весёлая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
Проект по литературе «Художники-иллюстраторы русских народных сказок»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПРОЕКТ по литературе учащихся 5 класса МКОУ Старо-Тартасской ООШ «Художники – иллюстраторы русских народных сказок»
Изображая фантастическую оболочку сказки, художник должен иметь в виду реальную правду сказки и вести к ней читателя, как это делает сама сказка. В.Конашёвич
Иван Билибин родился 16 августа 1876 года, недалеко от Петербурга. Сын военно-морского врача, потомок древ-него рода. Иван Яковлевич Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербург-ского университета (1896-1900). Одновременно занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников, в мастерской А.Ашбэ в Мюнхене, в школе М.К.Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина. Уже исполнив первые работы для журнала (1899) и став в следующем году членом объединения «Мир искусства», он продолжал учебу вольнослушателем в мастерской И. Е. Репина в Академии художеств. ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ БИЛИБИН
Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902), «Марья Моревна» (1903). Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка» Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»
Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова. Учился в Вятском духовном училище, брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. М. Чернышёва. Член Абрамцевского художественного кружка. В 1893 году стал действительным членом Академии художеств. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Виктор Михайлович показал сказочный мир, озаренный поэтической фантазией народа. ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ
Свою известность замечательный русский художник Виктор Васнецов получил за серию картин-иллюстраций к русским народным сказкам. Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка» Иллюстрация к сказке «Иван-царевич на сером волке»
«Сказочный» художник Юрий Алексеевич Васнецов родился 4 апреля 1900 г. в Вятке в семье священника, где дед и братья тоже были духовного сословия. Семья Юрия Алексеевича состояла в отдалённом родстве с известными русскими живописцами Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, а другой родственник—фольклорист Александр Васнецов, собрал более 350 народных песен северной России. Этот факт о многом говорит—и об атмосфере в семье, и о её «генетической» талантливости. На радость многим поколениям детей верх взяла любовь к рисованию: молодой Юрий Васнецов принял решение стать профессиональным художником. В иллюстрациях Ю.Васнецова цвету отведена главная роль, и это находка, которой до сих пор нет равных. ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ВАСНЕЦОВ
Творчество художника было высоко оценено, ему присвоили звания: Заслуженный художник РСФСР (1946 г.), Народный художник РСФСР (1966 г.) и лауреат Государственной премии СССР (1971 г.). Иллюстрация к сказке «Кошкин дом» Иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят»
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ РАЧЁВ Евгений Рачёв родился в 1906 году в Томске, учился сначала в Кубанском художественно-педагогическом техникуме, где прошел хорошую школу академического рисования, а затем на полиграфическом факультете Киевского художественного института. Здесь, в Киеве, и увидели свет его первые иллюстрации. В 1960-х годах, после создания издательства «Детский мир» (с 1963 года — «Малыш»), стал главным художником и почти 20 лет проработал в нём. Над значительной частью своих книг Евгений Михайлович работал вместе со своей женой Лидией Ивановной Рачевой.
Иллюстрация к сказке «Кот, петух и заяц» Иллюстрация к сказке «Три медведя»
Иллюстрация к сказке «Маша и медведь» Иллюстрация к сказке «Теремок»
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка» Иллюстрация к сказке «Колобок»
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Проект по литературе учащихся 5 класса МКОУ Старо-Тартасской ООШ.
Цель проекта: расширить знания о работе художников-иллюстраторов.
Задачи:
— познакомиться с творчеством художников-иллюстраторов И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачева;
— увидеть интересные приемы и способы изображения животных и людей;
— сделать собственные иллюстрации к прочитанным сказкам, оформить выставку своих работ.
Номер материала: ДБ-1042539
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект «Русские народные сказки»
Алеся Самохина
Проект «Русские народные сказки»
Паспорт проекта
1.1. Тема проекта: «Русские народные сказки»
1.3 Авторы: Самохина А. Н.
Актуальность проекта:
«В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказку нас веди,
Каждый нам в дороге
Пусть герои сказок
Пусть добро навеки
Юрий Этин «В мире много сказок»
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Всеобъемлющий гений Пушкина, черпавшего содержание и силу своих бессмертных произведений из творческих недр народа, и тот нуждался в одухотворяющем влиянии сказки.
Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.
Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.
Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи «вредители», аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.
Проблема проекта: трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов; слабо развиты творческие способности детей.
Цель проекта: развивать представления детей о мире, в котором они живут, об отношениях между людьми и о личностных и речевых характеристиках героев; знакомить детей с языковыми особенностями построения рассказа и поощрять их исполнение в сочинительстве; погружать детей в стихию грамотного литературного языка, обогащать словарный запас. Формировать у ребенка социально-нравственные качества через чтение сказок, организацию игр по сказкам. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие жизненные ситуации, развивать творческие способности через знакомство с русскими народными сказками.
Уточнить представление детей о многообразии русских народных сказок.
Научить выделять основных сказочных героев.
Познакомить с волшебными предметами и событиями.
Научить различать сказочные и реальные события.
Научить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключения.
Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.
Формировать навыки связной речи.
Содействовать обогащению словаря детей: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Развивать умение давать моральную оценку поступкам героев сказок.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитывать любовь к родной культуре через русские народные сказки.
Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнёров, сплачивать детский коллектив.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. ППРС (внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, Бибабо, пальчиковый); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок; в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; музыка – русские сарафаны и косоворотки для всех детей.)
2. Методический инструментарий.
3. Средства ИКТ (ноутбук, цифровой фотоаппарат).
4. Учебно-методическая литература (методическая литература, художественная литература, энциклопедии).
Механизмы реализации проекта:
Методы проекта:
Рассматривание картин, иллюстраций с фотографиями животного мира Ростовской области.
Просматривание презентаций и мультфильмов.
2. Методы словесной передачи и слухового восприятия
Чтение художественной литературы;
Консультация для родителей;
Объяснения, указания, словесные инструкции;
Организация художественно-речевой деятельности.
Организация изобразительной деятельности.
Выставка детских рисунков
Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, сюжетно-ролевых, подвижных.
Ожидаемые результаты проекта:
Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
Обогащение словарного запаса детей.
Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости;
Развитие у детей коммуникативных навыков, познавательной активности, творческих способностей.
Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
Содействие творческому развитию детей.
Развитие интереса к русской литературе.
Формы реализации проекта:
оснащение предметно-пространственной среды;
работа с родителями;
Продукт проектной деятельности:
1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, рисование песком, аппликации из листьев, лепка).
2. Выставка творческих работ из природного материала, выполненных дома вместе с родителями.
3. Книжки-малышки «Сказка на новый лад» (дети и родители).
4. Викторина «Что за чудо эти сказки!».
5. Презентация «Что за чудо эти сказки!».
6. Фотографии и видеоматериалы викторины «Что за чудо эти сказки!».
Этапы проекта:
Изучение методической литературы; иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.
Составление перспективного планирования работы с детьми по ознакомлению детей с русскими народными сказками.
Подборка игр, бесед, наблюдений, стихов, песен, загадок и т. д. в соответствии с возрастом детей; разработка конспектов занятий, сценария викторины по теме «Сказочные герои»
Создание условий для ознакомления детей с в группе:обогащение предметно пространственной развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, Бибабо, пальчиковый); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок; в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; музыка – русские сарафаны и косоворотки для всех детей.
Организация педагогической работы по ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животным миром, занесенным в Красную книгу Ростовской области.
Картотека с фотографиями и презентациями русских народных сказок.
Картотека игр и загадок по мотивам русских народных сказок.
Стенды: «Моя любимая сказка», «Сказки народов мира», «Путешествие в сказку»
Конкурс рисунков «Русские народные сказки».
Создание книжек-малышек «Наши любимые сказки»;
Изготовление книги «Сказки группы «Лазорик»;
Выставка рисунков и плакатов «Кузовок сказок» с использованием совместных работ детей и родителей, воспитанников группы и воспитателей.
Содержание проекта
Область реализации Вид деятельности
Познавательное развитие 1.НОД: «Русские народные сказки».
2. ФЭМП (развивающие игры): «Блоки Дьенеша» – «Иван-царевич спасает Василису Премудрую» (лабиринт, «Дворец», «Терем»; «Сложи узор» – «Волшебное яблоко», «Девочка Снегурочка», «Змей Горыныч», «Зайчик», «Кораблик»; «Палочки Кюизенера» – «Теремок», «Зайчик», «Мышка», «Петушок», «Емеля», «Дворец», Царевна Лягушка», «Иван-царевич»; «Геоконд» – «Сивка-Бурка», «Терем», «Кораблик».
3.Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель); «Царевна Лягушка», «Жар-птица», «Зайчик» (оригами).
Речевое развитие 1.НОД: Пересказ сказки «У страха глаза велики».
НОД: Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк».
НОД: Творческое рассказывание: «Придумай конец сказки».
2. Рассказывание сказок, используя зарисовки и мнемотаблицы.
3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме.
4. Рассказывание детьми сказок,составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
5.Дидактические игры: «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку», «К какому герою подходит пословица?».
6. Разгадывание кроссвордов и ребусов по теме «Русские народные сказки».
7.Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок, «По щучьему велению», «Сказка про Бабу Ягу», «Семь Симеонов», «Морозко», «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», «Летучий корабль», «Волшебное кольцо».
Социально-коммуникативное развитие 1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Девочка-Снегурочка».
2. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок», «Сказка про Бабу Ягу».
3.Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
4. Отгадывание загадок.
5. Заучивание наизусть пословиц, считалок, стихотворений.
6.Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» («Играем и учимся», «Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени, «Сказки о животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками, кубики «Любимые сказки».
Художественно-эстетическое развитие 1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.
2. Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».
3. Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).
4. Рисование песком «По мотивам русских народных сказок».
5. Аппликация «Укрась сарафан, рубашку-косоворотку для русского костюма».
6. Аппликация из листьев по русским народным сказкам «Волшебные листья».
7. Лепка «Мои любимые герои».
8. Театр своими руками.
9. Показ воспитателем театров по сказкам: «Заюшкина избушка» (Бибабо, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Девочка-Снегурочка» (плоскостной, «Кот, Петух и Лиса» (на конусах, «Хаврошечка» (настольный, «Царевна-Лягушка» (на фланелеграфе).
10. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
11. Спектакль в саду «По мотивам русских народных сказок».
12.Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
Физическое развитие Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», «Два Мороза», «Бабка Ёжка»; «Баба Яга» (дразнилка, «Поймай колобка», «Гуси и серый волк», «У медведя во бору», «Мыльные пузыри», «Раздувайся, пузырь», «Кошки – мышки», «Лиса и зайцы» Физминутка «Сказки»;
Совместная работа родителей и детей:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Творческие работы из природного материала, выполненные родителями и детьми дома.
3. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
2. Ширма «Что за чудо эти сказки!».
3. Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
Результаты проекта:
1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении костюмов и театров, а также в заключительной викторине.
Список используемой литературы:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.» М. : ТЦ Сфера, 2003.
3. Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.
5. Есаулова Н. А. «Конспекты занятий по красноречию». Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2007.
8. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения.»— : М. : ТЦ «Сфера», 2001.
10. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет»
Проект «Пальчиковый театр и русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского муниципального района детский сад № 3 «Снежинка» Проект по.
Русские народные сказки в системе воспитания Доклад Тема: Русские народные сказки Сказки Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. Они издавна.
Интерактивная игра «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30» Интерактивная игра «Русские народные сказки».
Консультация для родителей «Читайте детям русские народные сказки» В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужно почитать русскую народную сказку. Иногда.
Ковролинограф с персонажами из фоамирана «Русские народные сказки» для детей младшего дошкольного возраста Ковролинограф с персонажами из фоамирана – это дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста. 2019 год – год театра.
Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.
Творческий проект «Русские народные сказки» Вид проекта – творческо-познавательный. Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
«Русские народные сказки». Сценарий викторины Викторина » Русские народные сказки» Елена Попова Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной литературе. Задачи: • закрепить.
Воспитательный проект «Русские народные сказки» Презентация воспитательного проекта «Русские народные сказки» Матвеевой Ольги Александровны г. Уфа, Республика Башкортостан Краткая аннотация.