Опыт работы «Сказка как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Марина Агаркова
Опыт работы «Сказка как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
“Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазия – это ключик, с помощью,
которого можно открыть любые истоки,
и они забьют животворными ключами…”
Сегодня я хочу представить вашему вниманию опыт моей работы по теме: «Сказка, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста».
Сказка как средство развития речи у ребенка издревле используется в дошкольной педагогике. И не случайно… Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Великие педагоги и философы разных эпох подчеркивали важность сказок для детей, используя их как неотъемлемый элемент педагогической системы. Константин Дмитриевич Ушинский, признавая пользу сказок, сам сочинял их для детей разного возраста.
Виссарион Григорьевич Белинский считал, что сказка развивает фантазию ребенка, является посредником между миром ребенка и окружающей действительностью.
И действительно, сказка знакомит ребенка с большим миром.
Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей раннего возраста просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову.
Сказки являются эффективным средством развития речи у детей раннего дошкольного возраста, поэтому я активно использую их в своей работе.
Актуальность метода в том, что с раннего детства мир сказок знаком ребенку. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Целью моей работы является создание условий для развития речевой активности детей раннего возраста посредством сказки.
Чтобы достичь цель я выделила несколько приоритетных задач:
Это поддерживать интерес детей к русской народной сказкеиспользуя различные приемы приобщения: чтение, рассказывание, слушание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, разыгрывание сказок с использованием кукол, настольного театра.
Повышать речевую активность детей, обогащать словарь.
Развивать игровую деятельность детей, используя полученные ими знания и представления.
В своей работе по развитию речи при помощи сказки я использую разные формы обучения. И применяю их во всех областях педагогического процесса.
Так как большое место в жизни детей моей группы занимают сказки, мы очень часто читаем их и их драматизируем, беседуем о них, рассматриваем иллюстрации, рисуем, лепим. Настольными книгами у детей почти всегда являются сказки.
На занятиях по речевому развитию я читаю такие русских народные сказки,как: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок». Мы слушаем сказки в аудиозаписи, смотрим мультфильмы по сказкам.
Читаем потешки и играем в пальчиковые игры. Рассматриваем и обсуждаем иллюстраций в книгах. Учимся отвечать на несложные вопросы по сюжету сказки. Повторяем импровизированные звуки голосов, издаваемых домашними животными и птицами.
Воспроизводим сюжет сказокс помощью театров разного вида:
2. Пальчиковый театр
В своей работе по формированию элементарных математических понятий я продолжаю формировать представления детей о цвете, форме, геометрических фигурах, количестве, величине по средствам сказки. Дети с удовольствие делают бусы для Лисички из геометрических фигур. Играют в подвижную игру «Большая и маленькая елочка». Запоминают основные цвета с помощью дидактической игры «Спрячь мышку». Занимаются конструированием домика для животных по сказке «Теремок».
Приоритетную область своей работы я реализую в интеграции с познавательным развитием.
Дети знают и называют диких животных. Знают, что они живут в лесу, любят рассматривать иллюстрации, изображающие их.
Знают понятие «овощи», т. е. то, что растет на земле. Знают, что репка – это овощ.
Развитие речи детей, нашло свое отражение и в художественно – эстетическом воспитании.
Я предлагаю детям раскрасить картинки с изображением силуэта колобка. Мы лепим пирожки для Маши и золотое яичко для бабушки и дедушки. Рисуем зернышки для мышки. Создаем иллюстрации к сказке «Теремок» при помощи аппликации.
Невозможно развивать речь детей, не развивая их физически. В своей работе по физическому развитию я использую подвижные игры со сказочными героями: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Лягушки» и др. Дети учатся имитировать походку героев сказок. «Ходим как медведи, прыгаем как зайцы».
С целью закрепления знаний о русских народных сказкахиспользовала дидактические игры:
1. «Из какой сказки герой»
2. «Четвертый лишний»
3. «Расставь по порядку»
4. «Отгадай сказку»
Важным условием развития речи у детей является организация предметно – развивающей среды.
В группе оборудован книжный уголок, на полках которого есть книги с рассказами и любимыми сказками.
Интерес детейподдерживается постоянным обновлением: тематическими выставками книг;разновидностью театров: кукольный, пальчиковый, плоскостной.Дидактическим материалом: играми, сюжетными картинками.
Особая роль в работе отводится просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок. Я разъясняю значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании речи и положительных эмоций ребенка. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.
При реализации моей работы видно, что у детей повысилась речевая активность, обогатился словарь, повысился интерес к сказкам и играм со сказочным сюжетом.
Систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником успешного речевого и эмоционального развития детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты работы:
В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую
повысить желание у детей чаще слушать произведения художественной литературы, что будет способствовать развитию речи детей.
Учебно-методический материал «Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Наталья Хен
Учебно-методический материал «Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Учебно-методический материал
по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Хен Н. В.
«Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Для чего нужны нам сказки?
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить…
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности и период, когда ребенок быстро и жадно познает окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений. Именно в этот период активно начинают овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего его мира природы, вещей, человеческих отношений.
Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип общения.
ПРИЧИНЫ НИЗКОГО РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ:
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошел в жизнь ребенка дошкольного возраста. Дети мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению книг и прослушиванию произведений детской художественной литературы. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютер заменили собой живое речевое общение.
• развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки и театрализованной деятельностью.
• Продолжать знакомить со сказками.
• Продолжить формировать фонематический слух, грамматический строй речи, связную речь.
• Обогащать словарь детей.
• Развивать монологическую и диалогическую речь, творческие и театральные способности.
• Обучать детей использованию мимики, жестов, различным изменениям характеристик голоса для передачи настроения, характера и поведения героев, так же при описании картин, природы и т. п.
• Создать условия для развития речи детей средствами сказок и театрализованной деятельностью.
• Воспитывать личностные качества при выступлении на публику – раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т. д.
Дети старшей группы: участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой, практической).
Воспитатель: организует деятельность детей
Музыкальный руководитель: организует музыкальное сопровождение театрализованных представлений, постановок.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный
Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы работы над проектом
Изучение методической литературы по теме проекта.
Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, картин, пословиц, поговорок.
Подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед.
Организация познавательной деятельности детей:
Совместно с ребёнком нарисовать рисунок «Любимая сказка».
Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов-сказок, дидактические и сюжетно-ролевые игры, ситуативное общение.
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Показ инсценировки р. н. с. «Репка»;
Общение и речь детей станут более распространенной, эмоционально выразительной, грамотной. Дети будут правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания. На публике будут выступать смелей, используя возможности голоса, интонаций, мимики и жестов.
Содержание работы с детьми.
• Беседы «Сказки–добрые друзья», «Мои любимые сказки», «какие сказки вам читают дома»
• Чтение разных сказок
• Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
• Пересказ прочитанных сказок.
• Самостоятельное составление сказок.
• Рассказывание сказок собственного сочинения.
• Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
• Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
• Загадки о сказках, героях сказок.
• Викторина по сказкам.
• Инсценировка сказки «Репка».
Организация развивающей предметно-пространственной среды
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая рассматривается как система, стимулирующая речевое развитие ребенка, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности в образовательных областях, способствующая общему развитию дошкольников
Для развития речи используется все пространство группы, которое в свою очередь разделяется на определенные зоны. Например, в игровой зоне активизируется речь детей в процессе самостоятельной деятельности, в процессе сюжетно-ролевых, режиссерских и других игр; в зоне развития речи обогащается и активизируется словарь в процессе ознакомления детей с художественной литературой (книжный уголок, библиотека); в театрально игровой деятельности развитие речи, общение происходит средствами различных видов театров.
Педагогический проект «Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад № 175 города Донецка» Педагогический проект «Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Подготовила: Е.Н. Потий
Актуальность проекта Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности и период, когда ребенок быстро и жадно познает окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений. Именно в этот период активно начинают овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего его мира природы, вещей, человеческих отношений. Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Причины низкого речевого развития Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошел в жизнь ребенка дошкольного возраста. Дети мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению книг и прослушиванию произведений детской художественной литературы. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютер заменили собой живое речевое общение.
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сказки Задачи: обеспечить комплексный подход к ребенку; развить все компоненты связной речи, эмоциональной отзывчивости и творческие способности детей; активно привлекать родителей к процессу развития речи детей, в частности к процессу рассказывания.
Ожидаемый результат Увеличится количество детей с развитым умением пересказывать небольшие по объему тексты с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм, с использованием средств художественной выразительности; Повысится уровень развития эмоционально-волевой сферы у детей; Произойдет развитие всех компонентов речи детей с учетом индивидуальных особенностей, наклонностей и потребностей ребенка; Повысится заинтересованность и компетентность родителей в данном вопросе.
Срок реализации проекта Долгосрочный: с 1 сентября 2017г. по 30 апреля 2018г. (8 месяцев) Тип проекта Практико-ориентированный, групповой Участники проекта Дети старшей группы Воспитатели Родители
План реализации проекта Этапы работы Содержание работы Подготовительный Изучение методической литературы по теме проекта. Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, картин. Анкетирование родителей. Подбор и оформление консультативного материала для работы с родителями по теме Разработка плана работы с детьми. Разработка плана работы с родителями Практический Непосредственная образовательная деятельность, игры, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей выездных театров в МДОУ. Консультации по теме. Драматизация сказок. Художественное творчество. Изготовление атрибутов для дидактических игр и книжек-малышек. Конкурс семейных творческих работ. Изготовление и работа в читательском дневнике. заключительный Выставка совместных с родителями детских творческих работ; Досуг «Путешествиев сказку» Презентация проекта Обобщение опыта работы
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая рассматривается как система, стимулирующая речевое развитие ребенка, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности в образовательных областях, способствующая общему развитию дошкольников Для развития речи используется все пространство группы, которое в свою очередь разделяется на определенные зоны. Например, в игровой зоне активизируется речь детей в процессе самостоятельной деятельности, в процессе сюжетно-ролевых, режиссерских и других игр; в зоне развития речи обогащается и активизируется словарь в процессе ознакомления детей с художественной литературой (книжный уголок, библиотека); в театрально-игровой деятельности развитие речи происходит средствами различных видов театров. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Работа с родителями Вместе с детьми готовились к конкурсу рисунков и поделок «Моя любимая сказка», Принимали участие в изготовлении пособий, дидактических игр; Оказывали помощь в проведении выставок, экскурсий, посещений кукольного театра.
Заключительный этап Выставка совместных с родителями детских творческих работ. Досуг «Путешествие в сказку». Презентация проекта. Обобщение опыта работы. Родители стали проявлять интерес к мероприятиям речевой направленности в МДОУ, стали посещать библиотеку с детьми.
Проект «Развитие речи детей посредством русской народной сказки»
Татьяна Симончук
Проект «Развитие речи детей посредством русской народной сказки»
Педагогический проект на тему: «Развитие речи детей 4-5 лет посредством русской народной сказки»
2. Актуальность темы
3. Гипотеза, цель проекта
4. Задачи, методы и формы проекта
5. Этапы и сроки реализации
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.
А что может духовно обогатить среду? Пришли к выводу, что главная задача педагога это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста.
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.
Участники проекта являются дети 4-5 лет, воспитатели и родители. Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей группы мы выбрали методическую тему «Русская народная сказка- как средство развития речи.»
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, беседа с родителями указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.
Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Если использовать русскую народную сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
1. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей. Определить уровень развития речевого умения детей.
2. Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей.
3. Приобщение детей к культуре своего народа.
4. Расширение знаний детей об окружающей действительности, развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.
5. Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
6. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
7. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.
2. Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
3. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.
4. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
5. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
6. Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.
7. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
8. Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.
9. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней
Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.
Участники проекта: дети группы, воспитатели группы, родители.
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь-май 2019г)
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПPОЕКТА
Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.
МЕТОДЫ: наблюдение, рассказ, игры, показ, моделирование.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА:
– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей: проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования русских народных сказок;
— дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;
— специальные игровые задания;
— проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
— проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.
— Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
— Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
— Повысить интерес детей к русской народной сказке;
— Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
— Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
-Успешное овладение грамотной и связной речью.
-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
-Использование образных выражений при пересказе сказок;
— Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;
-Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;
-Совершенствование звуковой стороны речи;
-Усиление интереса к занятиям;
-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
— Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;
— У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
— Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
-Повысится культурный уровень дошкольников.
Этапы и сроки реализации
Данный проектреализовывался в три этапа:
1этап подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному творчеству;
Этапы Задачи Мероприятия
подготовительный Повышение профессиональной компетентности Изучение программно-методического материала по направлению работы
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы, подбор диагностического материала
Обогащение игровой среды Пополнение игровой среды, изготовление наглядности (атрибутов к сказкам)
Педагогическое просвещение родителей Беседа с родителями по выявлению организации чтения сказок дома. Проведение консультаций. Оформление наглядно- агитационного материала по организации деятельности дома.
Перспективный план работы со сказкой.
Содержание Программные задачи Работа с родителями
Ь Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей. беседа
1. Рассказывание русской народной сказки «Репка».
2. Вспомним сказку по иллюстрациям
1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок». 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, точно отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
2. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить воспроизводить текст знакомой сказки о иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.
Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народны-ми сказками.
2. Показ настольного театра «Колобок». 2. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи.
3. Слушание аудиозаписи «Колобок». 3. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действия. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
4. Моделирование сказки «Колобок». 4. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели.
2. Показ настольного театра «Зимовье зверей». 2. Порадовать детей, учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову.
3. Помочь детям запомнить содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании.
3. Вспомним сказку по иллюстрациям. 4. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить воспроизводить текст знакомой сказки о иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.
4. Рассказывание детьми сказки «Зимовье зверей» с помощью плоскостного театра 5. Учить детей воспроизводить сказку с помощью плоскостного театра. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детейпсихические процессы: память, внимание, мышление.
Ь 1. Чтение русской народной сказки «Теремок». 1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка» (папка-ширма).
2. Показ настольного театра «Теремок». 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.
4. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью моделей заместителей. 4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью моделей заместителей. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детейпсихические процессы: память, мышление, внимание.
Ь 1. Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». 1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Поощрять стремление интонационно точно повторять песенки из сказки. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.Оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей).
2. Показ настольного театра «Лисичка со скалочкой». 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить содержание сказки, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.
3. Игра-пазлы «Лисичка со скалочкой». 3. Напомнить детям героев сказки, развивать логическое мышление, внимание.
4. Рассказывание детьми сказки «Лисичка со скалочкой» с помощью моделей заместителей. 4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью моделей заместителей. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детейпсихические процессы: память, мышление, внимание.
Ь 1. Чтение русской народной сказки «Три медведя». 1. Учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание детей на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.Консультация для родителей: «О чём рассказывает сказка» (папка-ширма).
2. Показ настольного театра «Три медведя». 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить сюжет сказки. Поощрять участие в рассказывании, интонационно-выразительном повторении песенок героев сказки.
3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки). 3. Уточнить представление детей о загадках. Учить отгадывать описательные загадки. Развивать логическое мышление.
4. Слушание аудиозаписи сказки «Три медведя» 4. Учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действия.
5. Моделирование сказки «Три медведя». 5. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью моделей заместителей.
Т 1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». 1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, поощрять использование детьми в ответах сказочных оборотов. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» (папка-ширма).
2. Показ настольного театра «Петушок и бобовое зернышко». 2. Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь представить образы персонажей, помочь запомнить образы персонажей, поощрять участие в рассказывании.
3. Н/печатная игра «Собери героя сказки». 3. Учить детей анализировать элементарную контурную схему, выделять основную форму предмета. Закреплять знание о героях сказки.
4. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зернышко» с помощью моделей заместителей. 4. Учить детей пересказывать сказку с помощью моделей заместителей. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детейпсихические процессы: память, внимание, мышление.
Ь 1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» 1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.Консультация для родителей: «Использова- ние моделей заместителей при ознакомлении со сказкой» (папка-ширма).
2. Показ пальчикового театра по сказке «Маша и медведь». 2. Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь представить образы.
3. Ознакомление с малыми фольклорными формами- потешки. 3. Знакомить детей с жанром потешки, поощрять выразительное рассказывание потешек. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.
4. Рассказывание детьми сказки «Маша и медведь» с помощью моделей заместителей. 4. Учить детей пересказывать сказку с помощью моделей заместителей. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детейпсихические процессы: память, мышление, внимание.
Й 1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята». 1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским на-родным сказкам.Консультация для родите-лей: «Использование раз-личных видов театра при ознакомлении детей со сказкой».(папка-ширма).
2. Показ настольного театра «Волк и козлята». 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой. Развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.
3. Н/печатная игра «Собери картинку». 3. Напомнить детям героев сказки «Волк и козлята». Развивать внимание, логическое мышление при составлении целого из частей.
4. Игры-имитации «Волк», «Козлята». 4. Учить детей координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки
5. Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования. 5. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, внимание, мышление). Помочь запомнить сюжет и рассказать сказку с помощью модели.
1. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». 1. Познакомить детей с шуточной сказкой. Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки. Обогащать словарь детей, подводить их к пониманию значения пословиц. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра :настольный, би-ба-бо и т. д.
2. Отгадывание загадок о животных. 2. Развивать логическое мышление при отгадывании описательных загадок. Закреплять знание некоторых особенностей внешнего вида и повадок животных-героев сказок.
3. Дидактическая игра «Наши сказки». 3. Закрепить знание детьми русских народных сказок о животных. Развивать познавательные психические процессы (внимание, мышление, память).
4. Рассказывание детьми сказки «У страха глаза велики» с помощью мнемотаблицы. 4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середину, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детейпсихические процессы :память, мышление, внимание.
Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание русской народной сказки «Морозко» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Рассказывание русской народной сказки «Морозко» Подготовила воспитатель МАДОУ «ЦРР.
Консультация «Развитие связной речи детей посредством сказки» В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить.
Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей посредством изготовления народной куклы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43» г. Сыктывкара. Мастер-класс для родителей «Развитие речи.
НОД по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»» Интеграция образовательных областей: социально.
Открытое интегрированное занятие по развитию речи. Игра-драматизация русской народной сказки «Репка» Открытое интегрированное занятие по развитию речи в группе раннего возраста. Игра драматизация русской народной сказки «Репка». Задачи:.
Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом» Актуальность темы. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация,.
Проект «В гостях у русской народной сказки» Проект «В гостях у русской народной сказки» (Комбинированная группа для обучающихся общеразвивающей направленности и обучающихся с ЗПР от.
Консультация «Развитие связной речи детей посредством сказки» В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить.