Проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Сказка — ложь, да в ней намек»
Ляйсан Усманова
Проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Сказка — ложь, да в ней намек»
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах. Вспомним,кто герои современных мультфильмов: «смурфики», «фиксики», «смешарики», «лунтики», «супергерои». Постепенно происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.
Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме.
Актуальность проекта:
Детям перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В.Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
А сказка как сокровищница народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В сказках, как нигде больше сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности.
Цель проекта: изучить татарские сказки, познакомиться с героями татарских сказок.
1. Выяснить, какие персонажи (герои) присутствуют в татарских сказках.
3. Понять, чему учат сказки.
4. Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
5. Развивать речь, воображение, мышление.
6. Продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей.
Вид проекта: познавательный.
Срок реализации: долгосрочный (в течение учебного года). Проект реализуется через интеграцию всех образовательных областей.
Участники проекта:
Воспитанники младшего и среднего дошкольного возраста,
Продукт проектной деятельности: презентация.
Объект исследования: образы сказочных персонажей татарских сказок.
Предмет исследования: татарские сказки.
1. Наличие у детей интереса к художественной литературе, проявляющееся в познавательной активности.
2. Знание и умение называть прочитанные сказочные произведения, персонажей, содержание.
3.Творческие навыки: умение сочинять сказки по картинкам, самостоятельно организовывать театрализацию сказок, изображать героев сказок.
4. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать
добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать
эмоции и понимать чувства других.
5. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
6. Гармонизация детско-родительских отношений в семье.
7. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
костюмы персонажей сказок, терем
раскраски по мотивам сказок,
Этапы реализации проекта
1. Определение темы (проблемы проекта).
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Проанализировать и обосновать выбора тематики проекта.
3. Подготовка информационного обеспечения проекта – сбор информации, литературы по теме, наглядного материала, подбор загадок, подвижных игр, комплексов утренней гимнастики и гимнастики после сна, изготовление атрибутов к пальчиковому театру.
4. Создание библиотеки
5. Обновление и пополнение масок для подвижных игр и театрализации.
6. Обогащение развивающей среды (составление тематических альбомов).
7. Определение содержания, форм, методов работы с детьми.
Содержание работы с детьми.
1. Беседы «Сказки – добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Какие сказки вам читают дома»
2. Чтение сказок разных народов
3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
5. Самостоятельное составление сказок.
6. Иллюстрирование прочитанных сказок. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
7. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
8. Загадки о сказках, героях сказок.
9. Викторина по сказкам.
Содержание работы с родителями.
2. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
3. Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
4. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
5. Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь».
7.Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы).
Основной этап (этап реализации):
Рассматривание иллюстраций к русским и татарским сказкам.
Чтение и рассказывание сказок, беседа по прочитанной сказке.
Дидактические, словесные, музыкальные, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»
Игровые образовательные ситуации.
Отгадывание загадок по сказкам.
Создание картотеки татарских сказок.
Викторина по сказкам «Отгадай сказку».
Проект «Сказка ложь, да в ней намек» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
«В сказке ложь, да в ней намек…» Конспект НОД в подготовительной группе по ОБЖ Конспект НОД в подготовительной группе по безопасности жизни «В сказке ложь, да в ней намек.» Программное содержание: Способствовать представлению,.
Фотоотчёт о проекте «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» ЦЕЛЬ: Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес.
Конспект НОД «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Конспект НОД «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» Цель: Продолжение знакомства со сказками. Продолжение знакомства с правилами.
Конспект занятия «Сказка ложь, да в ней намек» Цель занятия: 1. Обучать пересказыванию сказки, учить детей отвечать на вопросы полными предложениями. 2. Активизировать словарь, развивать.
План работы театрализованной студии «Сказка ложь, да в ней намек» во второй младшей группе месяц тема цель содержание Сентябрь Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое Развитие у детей слухового внимания 1. рассказывание.
Проект дня в первой младшей группе «Сказка ложь, да в ней намек» Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках. Задачи: Учить детей создавать образы животных существ с помощью.
Педагогический проект «Сказка — ложь, да в ней намек…»
Таня Махмутова
Педагогический проект «Сказка — ложь, да в ней намек…»
Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…»
Развитие речи – это очень важная тема в развитии ребенка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками); снижается познавательная активность. Это происходит, потому что ребенок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятным другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.
Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, т. к. у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека.
Если познавательные (психические)процессы: восприятие, внимание, память, мышление развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества – сказки.
Сказки таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.
Вслушиваясь в образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Знакомятся с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии.
Вывод: сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.
Информационная карта проекта
Название проекта: «Сказка – ложь, да в ней намек…»
Участники: Воспитатель, Дошкольники, Родители
Тип: Групповой, долгосрочный, творческий.
Интеграция образовательных областей:Основная общеобразовательная область:
Сопутствующие образовательные области: Познавательное развитие, Физическое развитие, Художественно – эстетическое развитие, Социально – коммуникативное развитие.
Цель Для педагога: Создание условий для формирования и развития речи ребенка при помощи русской народной сказки.
Для детей: Формирование и развитие речи ребенка при помощи русской народной сказки.
Для родителей: Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
Задачи развития детей в ходе реализации проекта:
1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития.
2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
4. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.
5. Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности детей.
6. Развить у детей интерес к сказкам.
7. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
8. Развивать артистические способности посредствам участия в инсценировках сказок;
Формы работы с детьми: чтение, обсуждение, решение проблемных ситуаций, моделирование
речевая ситуация, беседа, диалог, слушание сказок, инсценировка
Краткое содержание проекта 1 этап: Информационно – проектировочный
разработка тематического плана занимательной деятельности на сроки реализации проекта. (Приложение 1)
подбор литературного материала
подбор и разработка дидактического и методического оснащения проекта
проектирование взаимодействия воспитателя и родителей;(Приложение 2)
2 этап: Организационно – исполнительный
Выполнение совместной деятельности с детьми по плану.
Мероприятия с родителями.
рефлексия участников проекта; Развлечение. (Приложение 3)
оформление полученного материала по проекту,
Место проведения: МДОУ «Детский сад №1»
Сроки проведения: январь 2015 года – апрель 2015 года
Возраст детей: 4-5 лет
Время проведения:В соответствии с циклограммой группы: НОД и вторая половина дня.
развитие интереса к русской народной литературе;
развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
формирование и развитие звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
содействие творческому развитию детей;
развитие эмоциональной отзывчивости;
гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.
Практическая значимость проекта:В результате работы дети могут:
самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев; инсценировать сказки;
воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев;
«настраиваться» на чтение сказки;
высказывать и элементарно обосновывать первые
участвовать в совместном обсуждении;
рассказывать по иллюстрациям;
выражать восприятие текста во внешнем действии.
В результате работы родители:
активные участники мероприятий группы;
создадут книгу в подарок детям.
Прикреплённые файлы:
Физкультурное развлечение в средней группе с участием родителей «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Дети выходят со спортивным танцем. Далее дети читают стихи. 1 девочка: В февральский день Морозный день Все праздник отмечают Девчонки.
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность «Сказка-ложь, да в ней намек…» в старшей группе Тема НОД: «Сказка-ложь, да в ней намек…» Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно.
Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек» Часть 2 Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек». Цель: Нравственное воспитание детей на примере сказок. Задачи проекта: 1.
Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек» Часть 1 Цель: Нравственное воспитание детей на примере сказок. Задачи проекта: 1. Помочь понять детям, что дружба помогает в жизни. 2.
Педагогический проект по сказкотерапиии «Сказка ложь-да в ней намёк» Актуальность проблемы Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся.
Информационно-творческий проект для детей среднего возраста «Сказка ложь, да в ней намек, первоклассникам урок…» Информационно-творческий проект «Сказка ложь, да в ней намек…» Обоснование проекта. Дети часто не умеют излагать свои мысли, стесняются.
Стенгазета «Сказка-ложь, да в ней намек» Добрый день, уважаемые коллеги! Хотела бы с Вами поделиться своим небольшим опытом по взаимодействию с родителями. Готовясь к родительскому.
Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» педагог-психолог: Т. А. Бутаева Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» Цель: способствовать.