Презентация к проекту»Сказка в музыке Римского-Корсакова»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
СКАЗКА В МУЗЫКЕ По произведениям Н.А.Римского-Корсакова
Сугробы в сумерки упали, На окнах выткалась парча. Рисуя тени на рояле, Играет пламенем свеча. В уютной комнате все вместе При этом маленьком огне Тихонько петь мы будем песни И сказки слушать в тишине…
Настоящим чародеем музыкальной живописи и великим сказочником в русской музыке был Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Композитор с детства боготворил природу. Он открывал в ней очарование сказки. А когда стал музыкантом, выразил свою любовь в звуках. В его музыке зазвучала даже радуга, нарисованная звуками оркестра в опере «Млада»: Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла — Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. Ф. Тютчев
В музыкальных картинах Римский-Корсаков воспроизводил трепет и пробуждение весны, роскошь красок осени, картины южного лета и таинственные пейзажи русской зимы. Но особенно по душе ему было море. Он любовался им не только с берега. Еще юношей, учась в Морском корпусе, он бывал в походах на Балтике. А молодым морским офицером три года провел в плавании по Атлантике и Средиземноморью. Испытал все повадки океана и впитал в себя его красоту.
Море оживет в его симфонических поэмах «Садко» и «Антар», в сюите «Шехеразада», в оркестровых картинах сказочных и былинных опер. Его море, по образному определению Асафьева, «величаво плещет, взметываясь раскидистыми волнами, а через мгновение спокойно дышит, нежно и ласково колышется, как бы баюкая себя своим собственным ровным дыханием. А потом снова порыв, снова налет ветра: бурно пенясь, в яростном приливе взметываются волны, и выходят на берег тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором».
«Сказка о царе Салтане»
Римский-Корсаков написал на ее основе свою, музыкальную сказку — оперу о Салтане, его сыне царевиче Гвидоне и Царевне-Лебеди. В опере сказочно все — и сюжет, и вокальные партии, и симфонические картины. Вот где музыка поистине живописна!
Эта тема точно «прокалывается» короткими аккордами челесты, и в холодноватых, «небесных» (челеста по-русски — «небесная») звуках мы слышим, нет, видим, как зажигаются звезды. Столь же живописны «Три чуда». Эта музыкальная картина предваряет последнее действие оперы «Сказка о царе Салтане».
Композитор взял народные песни «Во саду ли, в огороде» и «На море утушка купалась», превратив их в настоящие шедевры, в пиршество и празднество звуков.
В оркестре слышны и перезвон колоколов и ликующие фанфары и рокот морских волн, подчеркивающих спокойное достоинство темы богатырей.
Увлечение народным творчеством претворилось в одном из вершинных сочинений композитора – опере «СНЕГУРОЧКА»
Два мира живут в произведении Островского и Римского-Корсакова: мир русской пррироды и мир берендеев.
Одной из ключевых мыслей оперы становится мысль о гармонии человека и природы как условия полного счастья. Для осуществления своего замысла композитор использовал обрядовые сцены. Особенно яркими стали сцены проводов масленицы и свадебного обряда
Номер материала: ДБ-026893
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Творческий проект Выполнила: ученица 4 класса А МБОУ СОШ № 2 г. Болотное Жукова Олеся Проверил: учитель музыки Кудасов С.Н.
Цель проекта: Познакомиться с биографией и творчеством великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Задачи проекта: Изучить биографию Н.А. Римского-Корсакова. Познакомиться с творчеством композитора.
Биография Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Отец композитора, Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. В шесть лет Ника, как звали его родные, начал заниматься музыкой, но учителя попадались неинтересные, и занятия не увлекали. В 1858 году Ника начал учиться у известного пианиста Федора Андреевича Канилле. Педагог пришелся по душе. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства.
В 1871 г. в биографии Римского-Корсакова происходят два важных события. Он становится профессором Петербургской консерватории. В это же время он женится на Н. Пургольд, разделявшей музыкальное пристрастие мужа. В 1873 г. состоялась премьера очередной оперы «Псковитянка», которая приносит композитору большой успех и известность.
Самым поэтичным произведением из всех созданных автором считается опера «Снегурочка». Римский-Корсаков даже называл ее своим самым лучшим творением. Во всех сценах поразительно чутко и любовно воспроизведены картины народного быта, чудесные образы народных сказок, обряды древнего язычества. Вся опера «Снегурочка» проникнута мудрой простотой и неувядаемой свежестью русских песен, пронизана весенними тонами просыпающейся природы и мягкой лирикой.
«Снегурочка» была поставлена на сцене в начале 1882 года. Н. Ф. Тюменев, ученик Римского-Корсакова, вспоминал о премьере: «Поставлена «Снегурочка» была роскошно. Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене. Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны. Вокальное исполнение, за немногими исключениями, было вполне удовлетворительно»
В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения Пушкина. Римский-Корсаков принял деятельное участие в торжествах. Знаменательной дате он посвятил кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”. Октябрьским вечером 1900 года сказка ожила на сцене Частной оперы. Она предстала в чудесных декорациях и костюмах Врубеля. Зал был полон. В Москве Римского-Корсакова любили, считали своим. Овациям и венкам не было конца.
Осенью 1906 года Римский-Корсаков приступил к работе над «Золотым петушком”. Пушкинская сказка привлекла композитора отточенностью пародийного жала, бичующим остроумием, антимонархической направленностью. «Золотой петушок» был закончен летом 1907 года и директор императорских театров Теляковский хотел сразу осуществить постановку в Большом театре, но московский генерал-губернатор воспротивился: острота сатиры насторожила ревностного царедворца. Опера так и осталась в портфеле композитора.
Она была исполнена позже, в 1909 году, но ее Римскому-Корсакову уже не удалось увидеть. Незаметно подкралась тяжелая болезнь. Вначале она лишь временно выводила из строя. 21 июня 1908 года окончательно сразила. Душной летней ночью композитор ушел из жизни. Римским-Корсаковым написано 15 опер, основными мотивами которых были сказочные образы, картины русской народной жизни и природы. Его музыке присуща лиричность и богатство изображения.
В Ы В О Д: На уроках музыки и дома, слушая вышеперечисленные музыкальные сказки моего любимого композитора Н.А. Римского-Корсакова, я поняла, что основное чему нас учит его музыка, это любовь к людям, особенно к простому русскому народу, любовь к родной природе, к родной земле, вера в победу добра над злом и торжество справедливости. Его музыка заставляет нас веселиться и грустить, переживать и пускаться в пляс, она понятна и взрослым и детям.
На уроках музыки и дома,слушая вышеперечисленные музыкальные сказки моего любимого композитора Н. А. Римского-Корсакова, я поняла, что основное чему нас учит его музыка, это любовь к людям, особенно к простому русскому народу, любовь к родной природе, к родной земле, вера в победу добра над злом и торжество справедливости. Его музыка заставляет нас веселиться и грустить, переживать и пускаться в пляс, она понятна и взрослым и детям.
Номер материала: ДБ-401536
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВладимир Завадский
Похожие презентации
Презентация на тему: » Н. А. Римский- Корсаков «Композитор- сказочник» Проект выполнили обучающиеся 7А класса: Чупракова Юлия, Крапивина Екатерина, Шелоухова Анна, Соколова Анастасия.» — Транскрипт:
1 Н. А. Римский- Корсаков «Композитор- сказочник» Проект выполнили обучающиеся 7А класса: Чупракова Юлия, Крапивина Екатерина, Шелоухова Анна, Соколова Анастасия. Руководитель проекта: Лебедева Маргарита Борисовна год Средняя общеобразовательная школа 29 г. Костром ы
2 Цель проекта: Исследовать творчество Н. А. Римского- Корсакова и выяснить почему его называли в мире музыки «композитором- сказочником»
3 Задачи проекта: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся; обучать навыкам организации проектной деятельности; воспитывать чувство гордости за отечественную музыку; развивать целеустремленность и системность в деятельности; создать условия для самоутверждения обучающихся
4 Вопросы проекта: Собрать и изучить материал о выдающемся русском композиторе. Исследовать творчество композитора Н.А. Римского- Корсакова и выяснить какие сказочные сюжеты стали основой его музыкальных произведений. Выяснить какими средствами музыкальной выразительности композитор создаёт своих сказочных героев(На примере оперы «Сказка о царе Салтане») Почему Н.А. Римского-Корсакова называют «композитором- сказочником»? Интересна ли музыка Н.А. Римского-Корсакова современным детям? Чем?
5 Ожидаемые результаты: умение работать с информационными источниками; овладение учащимися теоретическими и практическими знаниями организации проектной деятельности; умение работать в команде; раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся
6 Дом, в котором родился Н.А. Римский-Корсаков
7 Кабинет в Музее Н.А. Римского-Корсакова
8 Родители Н.А. Римского-Корсакова
9 Н.А. Римский-Корсаков в кругу семьи
10 Н.А. Римский-Корсаков в Морском кадетском корпусе
11 Милий Алексеевич Балакирев
12 Друзья: Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин
15 Оперы « Псковитянка » « Майская ночь » « Снегурочка » « Млада » « Ночь перед Рождеством » « Садко » « Моцарт и Сальери » « Боярыня Вера Шелога » (пролог к Псковитянке) « Царская невеста » « Сказка о царе Салтане » « Сервилия » « Кощей Бессмертный » « Пан воевода » « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » « Золотой петушок »
17 Опера «Майская ночь»
19 Опера «Золотой петушок»
20 Опера «Кащей Бессмертный»
21 Опера «Ночь перед Рождеством»
22 Опера «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
23 «Три чуда» Белочка Богатыри Царевна-Лебедь
25 Опрос среди обучающихся 7 классов
28 Композитор в годы творческого расцвета
30 Используемая литература: Е.М. Гордеева Композиторы «Могучей кучки» 1985 А.И. Кандинский Е.М. Орлова Русская музыкальная литература 1983 Д.Б. Кабалевский Музыка в школе 1984
Музыкальное занятие «Сказка в творчестве Римского-Корсакова»
Галина Коновалова
Музыкальное занятие «Сказка в творчестве Римского-Корсакова»
Закрепить знания детей о сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». ее особенностями (многообразием образов, стихотворной формой и пр.) и музыкой из оперы Н. А. Римского-Корсакова по одноименной сказке. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомить их со сказочными образами музыкальных произведений Римского-Корсакова. Учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния (в зависимости от ситуаций, мотивы поступков, особенности взаимоотношений. Познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в сказке и опере.
Предварительная работа:
Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и беседа о ней. Обратить внимание на особенности содержания, образность и музыкальность пушкинского стиха. Знакомство с «ключевыми» фрагментами оперы в сюжетной последовательности (кораблик, белка, тридцать три богатыря, полет шмеля, царевна-лебедь). Перед прослушиванием каждого из музыкальных фрагментов детям читали короткий стихотворный отрывок, характеризующий тот или иной сказочный образ. После прослушивания проводилась беседа о характере музыки и средствах ее выразительности. А также дети рассматривали иллюстраций к сказке разных художников (И. Билибина, В. Канашевича, М. Врубеля). Во время рассматривания обращали внимание на цветовую гамму, избранную тем или иным художником для характеристики персонажей и образов сказки: суровые, темные тона в картине моря (И. Билибин «Бочка по морю плывет»); яркие, сочные краски, рисующие город Леденец, сказочных богатырей, волшебную белку (В. Канашевич «Город Леденец», «Тридцать три богатыря», «Белка»); перламутровые тона царевны-лебеди (М. Врубель «Царевна-Лебедь»). После знакомства с отрывками из оперы и сказкой детям предложили нарисовать понравившиеся моменты сказки и оформить выставку работ на тему «Сказка о царе Салтане».
Зал оформлен в виде русской избы. Три девочки в русских сарафанах сидят на скамейке и поют песню «Ходила младешенька по борочку».
Дети входят в зал, рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Три девицы под окном.
Пряли поздно вечерком
1 девица: Кабы я была царица,-
Воспитатель: Говорит одна девица-
1 девица: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 девица: Кабы я была царица,-
Воспитатель: Говорит ее сестрица,-
2 девица: То на весь бы мир одна
3 девица: Кабы я была царица,-
Воспитатель: Третья молвила сестрица,-
3 девица: Я б для батюшки – царя
Воспитатель: Ребята вы узнали сказку? Как она называется? («Сказка о царе Салтане») Кто написал эту сказку? (А. С. Пушкин) Какие еще вы знаете сказки А. С. Пушкина? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и т. д.) Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными, таинственными, если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения то становится понятным, о чем говорится в сказке. Какую музыкальную сказку мы с вами слушали?
(«Сказка о царе Салтане») Как по-другому она называется?(опера) Что такое опера? (музыкальный спектакль где люди поют)
Муз. Руководитель: Сегодня мы еще раз вспомним оперу «Сказка о царе Салтане», которую сочинил великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он создал не только эту оперу, а также оперы по сказкам «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кощей бессмертный», «Шехерезада» и другие. Римский-Корсаков наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. Но давайте вернемся к опере «Сказка о царе Салтане». В сказочном волшебном городе было три чуда. Первое из них? (Белка) Помните, как у Пушкина, расскажи….
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом,
Белка там живет ручная,
Да затейница, какая!
Белка песенки поет.
Да орешки все грызет.
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет.
И с присвисточкой поет.
При честном при всем народе:
Во саду ли в огороде.
(Дети слушают музыку «Белочки»)
Муз. Руководитель: Какая ребята по характеру музыка? (звонкая, светлая, хрупкая, прозрачная, веселая) В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поет. Ребята вы песенку белочки узнали? Давайте ее споем?
Песня «Во саду ли в огороде»
Воспитатель: Какие движения можно показать под эту музыку? Предлагаю девочкам показать, какие движения белочка исполняла?
(Девочкам раздаются платочки, и они импровизируют под музыку)
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(Дети слушают музыку «Тридцать три богатыря»)
Муз. Руководитель: Что вы слышите? (композитор передает в музыке шум морского прибоя) Море вскипает, бушует, плещет и постепенно из него появляются богатыри. Какая музыка? (мужественная, торжественная, сильная, храбрая, яркая) Богатыри постепенно выходят из моря, они сильные и мужественные защитники города.
Игра: «Узнай музыкальный жанр и покажи его движениями»
Муз. Руководитель: Ребята, а какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь) Правильно, самая прекрасная Царевна-Лебедь.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Выступает, будто пава:
А как речь-то говорит;
Словно реченька – журчит.
Муз. Руководитель: Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек и птица, лебедь. Лебедь это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка её тоже грациозная, изящная, сказочная.
(Дети слушают музыку «Царевна-Лебедь»)
Муз. Руководитель: Какая ребята музыка по характеру? (плавная, красивая, напевная, мягкая, ласковая) Музыка похожа на взмахи крыльев сказочной птицы: она то взлетает вверх, то падает вниз. (Музыкальный руководитель играет отрывок на фортепиано) А когда эта птица лебедь превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё более ласковой, теплой и человечной.
Воспитатель: Ребята посмотрите, как по-разному увидели Царевну-Лебедь художники. (Показывает слайд картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь») Обратите внимание на переливчатость цвета, на то, как появляется из перьев лицо Царевны, как она на наших глазах превращается из птицы в девушку. Кто написал эту картину? (М. Врубель) А художник В. Канашевич очень точно рисует Царевну, как написал Пушкин: Месяц под косой горит, а во лбу звезда горит.
Муз. Руководитель: Ребята давайте еще раз вспомним музыку Римского-Корсакова и картины разных художников
[/i](Детям предлагается прослушать отрывки из оперы и слайды картин)[/i]
Муз. Руководитель: Теперь, когда вы вспомнили сказку и послушали отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане». Скажите, что вам больше всего понравилось? Какой эпизод сказки вам запомнился? Какой из персонажей вам показался наиболее ярким? Какая музыка его сопровождала? Хотели бы вы прослушать сказку в концертном зале с «живой» музыкой, то есть с настоящим симфоническим оркестром и оперными певцами, артистами?
Воспитатель: Ребята оформили выставку по сказке.
(Воспитатель предлагает детям рассказать о своем рисунке)
Муз. Руководитель: Ребята мы сегодня хорошо поработали. Теперь вы узнали, что музыка, картины и сказки вместе могут рассказать много интересного. Спасибо всем кто оформил выставку по сказке. Пусть гости посмотрят ваши рисунки, а мы пойдем в группу.
Мнемотаблицы: «Сказки А. С. Пушкина» Закрепляя представления о тврчестве великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина мы слелали такие мнемотаблицы, помогающие вспомнить.
Сказка в музыке А. К. Лядова «Кикимора» Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе. Гуторова Людмила Алексеевна, Игнатова Елена Петровна Тема: Сказка в музыке А. К.
Сказка в музыке Н.А. Римского-Корсакова
специалист в области арт-терапии
Сказка в музыке Н.А. Римского-Корсакова
Цель: познакомить учащихся с творчеством Н. А. Римского-Корсакова.
закрепить навыки анализа музыкальных произведений;
способствовать формированию познавательной активности и интереса в процессе изучения учебного материала;
формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.
воспитывать позитивное отношение к искусству.
Музыка на вход: Музыка Римского-Корсакова (на выбор учителя)
Учитель: Ребята, а вы любите сказки? А какие у вас любимые? Сейчас я начну одну из моих любимых сказок, а вы если помните рассказывайте вместе со мной.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Учитель: Да, этот остров был настолько красив, что купцы проплывавшие мимо него обязательно навещали царя Гвидона. На этом острове было много чудес. Что за чудо увидели купцы, когда гостили на острове первый раз? (Ответы)
Учитель: Давайте послушаем, как же композитор изобразил белочку в своей музыке. Послушайте внимательно и постарайтесь узнать, какой инструмент изображает белочку.
Слушание (флейта) (На доске вывешивается иллюстрация )
Учитель: Да это самый маленький духовой инструмент флейта-пикколо. А мелодия вам знакома? (Ответы детей) (Мелодия р.н. п. «Во саду ли в огороде»)
Учитель: Купцы еще не раз приезжали на этот остров, а какое они увидели чудо, вам подскажет музыка. Послушайте и скажите мне, похожа ли она на музыку, которая изображает белочку.
Прослушивание второго чуда «Богатыри»
Учитель: Так что же это за чудо? (33 богатыря)
(На доске вывешивается иллюстрация)
Учитель: А как вы догадались? Какая была музыка?
– А похожа ли она на музыку белочки?
– Какие инструменты звучат у богатырей? (Ответы учащихся)
Учитель: Да это медные духовые инструменты, они показывают нам всю силу и мощь богатырей. Похожи ли эти два чуда?
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымит вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И останется на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Учитель: Давайте еще раз послушаем!
Прослушивание с видеозаписью фрагмента из одноименного мультфильма
Учитель: Но это не все чудеса. Посмотрите на картину, и вы сами скажете, какое же чудо третье. (Третье чудо – Прекрасная Царевна-Лебедь.) А если бы вы были композиторами, какую бы вы музыку написали? А какие инструменты использовали? (Ответы детей) А теперь закройте глаза и послушайте, как же себе представил композитор Царевну-Лебедь
Слушание третьего чуда – «Лебедь»
Учитель: Понравилось? Какого же лебедя показал нам композитор в своей музыке?
Учитель: А теперь может кто-то знает, кто написал эту прекрасную музыку?
Николай Андреевич Римский-Корсаков (портрет композитора)
С детства Николай Андреевич любил сказки. Его называют композитором-сказочником, им написано большое количество опер на сюжеты сказок. Десятая опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» была написана в 1899 году. Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина, перед гением которого композитор преклонялся и на чьи стихи неоднократно писал музыку.
Учитель: Ребята, скажите, что называется оперой? (Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют)
Учитель: Ребята, скажите, как царевич Гвидон узнал, что ткачиха и повариха отговаривали царя Салтана ехать на прекрасный остров? (Ответы детей)
– Да, он превращался в шмеля и летел через океан в царство Салтана. Сейчас мы послушаем музыку, которая изображает шмеля. Вы послушайте и скажите Римский-Корсаков изобразил летящего шмеля или шмеля, который сидит на цветке?
Слушание «Полет шмеля» (Ответы детей)
Учитель: Правильно, летящего, а как вы догадались? А вы услышали жужжание шмеля?
– Вам понравилась музыка, которую сегодня слушали? Какой образ больше всего вам понравился? Кто автор оперы?
– А каким музыкальным произведением завершим сегодняшнюю встречу?