Проект «Сказка за сказкой»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 5
Муниципального образования Кореновский район
ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Выполнил воспитатель 1 категории
Шарапова Лариса Анатольевна
Пос. Комсомольский, 2019 год
ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Разработчики проекта: воспитатель 1 категории Шарапова Лариса Анатольевна. Место проведения: МБДОУ детский сад № 5 МО Кореновский район
Вид проекта: познавательный, творческий, долгосрочный.
Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатель группы.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное .
Использование сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со сказками .
Цель проекта: Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
1. Формировать нравственные качества у детей.
2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками..
7. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Из числа многих обозначенных задач ФГОС направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно ‐ нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Одним из возможных путей нравственного развития и коррекции является сказка, где за внешней простотой построения стоит глубокий символический смысл.
Сказки преподносятся дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Младший дошкольный возраст — важный период в нравственном развитии детей. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.
Ожидаемые результаты по проекту:
Улучшение нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
Проявление уверенности у детей в своих действиях при взаимоотношениях со сверстниками.
Умение детей выражать свои эмоции с помощью жестов, мимики, сопереживать героям.
Оснащение театрального уголка: изготовление атрибутов (маски, шапочки, костюмы, декорации к сказкам, и т.д.).
Оснащение театрального уголка различными видами театров.
Подбор дидактических игр.
Подбор иллюстраций к сказкам.
Активное участие родителей в творческой деятельности ДОУ.
Этапы реализации проекта:
формулировка цели и задач проекта;
составление плана реализации проекта «Сказка за сказкой»;
изучение литературы по теме;
ознакомление с передовым опытом;
подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал;
оформление книжного уголка;
знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;
просмотр мультфильмов по сказкам;
чтение стихов про героев сказок;
инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров;
Проект для детей средней группы. В гостях у сказки
Цель:Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Актуальность темы.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных
Основной этап
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям
народной культуры.
Организация игровой деятельности
Слушание музыкальных произведений
Беседы:
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож»
«В гости к книге»
«Кто рисует картинки к сказкам»
Занятие по художественному творчеству:
Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Аппликация «Заюшкина избушка»
Познавательное занятие:
«Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Путешествие в сказку « Заюшкина избушка»
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Творческое рассказывание по сказке «Теремок»
«Лучшие друзья»
«Путешествие в королество сказок»
«На поляне сказок»
«Путешествие по сказкам»
Завершающий этап
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-
исследовательской деятельности.
Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»
Оформление мини-музея «В гостях у сказки!» (творческие работы детей и родителей по сюжетам сказок)
Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»
Проведение викторины «Путешествие по сказкам»
Развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!»
Показ сказки «Теремок»
Итоговое мероприятие «По страницам сказок»
Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов по проекту «В гостях у сказки!»
Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения
по теме «В гостях у сказки»
«Петушок – золотой гребешок»
«Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«По щучьему велению»
«Морозко»
«Снегурочка»
«Три поросенка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Репка»
«Царевна лягушка»
«Зимовье зверей»
«Снегурушка и лиса»
«Маша и медведь»
«Как коза избушку строила»
«Кот, Петух и Лиса»
«Теремок»
«Лиса и заяц»
«Лиса и гуси»
«Лиса и козел»
«Лиса и журавль»
«Жихарка»
«Смоляной бычок»
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Познавательно-речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.
2. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке
3. Показ воспитателем театров по сказкам:
«Заюшкина избушка» (Бибабо)
«Петушок и бобовое зёрнышко»
«Девочка-Снегурочка» (плоскостной)
«Кот, Петух и Лиса» (на конусах)
4. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
5. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
6.Конструирование:
«Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель)
«Зайчик» (оригами).
7.Нод «Заюшкина избушка»
Цель: Учить создавать на одной аппликативной основе разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы.
8. Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Цель: Учить детей рисовать животных методом тычка.
Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.
Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.
9. Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Цель: Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
Закреплять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания.
Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику.
Учить составлять композицию по литературному произведению.
Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Консультации «Сказка в жизни ребенка»
«Читайте детям сказки»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
2.Анкетирование «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
3.Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
4.Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
5.Шитьё русских сарафанов, косовороток, костюмов сказочных героев родителями.
6.Оформление выставки:
«Русские народные сказки» (рисунки).
«Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)
Проект в средней группе «Путешествие по сказкам»
Евгения Осинцева
Проект в средней группе «Путешествие по сказкам»
Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам – урок. А. С. Пушкин
Руководитель: Осинцева Евгения Анатольевна
Ребёнок представляющий проект: Осинцева Каролина
Участники проекта: дети, педагог, родители.
Возраст детей: 4 – 5 лет
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 73 второй категории»».
Проблема для взрослых: В настоящее время наблюдается отсутствие интереса у детей к чтению, электронные носители, средства массовой информации вытесняют книгу.
Детей необходимо приобщать к детской художественной литературе, повышать интерес к ценностям книг.
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является народное творчество. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно народное творчество становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Проблема для детей:
• Низкая заинтересованность детей детской художественной литературой;
• замещение современными книгами с мультипликационными героями разных стран, не имеющие нравственного стержня.
Цель проекта:
1. Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства.
2. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
3. Развивать традиции семейного чтения.
4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
5. Прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
• Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации работы с книгами и литературными произведениями.
• Разработка методических материалов «Работа в книжном уголке» (картотека игр, методы и приемы работы с литературными произведениями, конспекты занятий, досугов и других мероприятий).
• Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.
• Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения); распределять между собой обязанности и роли.
• Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
• Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
• Вовлечь родителей в ежедневную традицию чтения книг дома.
Ход проекта:
Этапы Цель Деятельность педагога Деятельность детей Интеграция образовательных областей
вительный Создание мотивов, формировать у детей умение выявлять проблему, определять возможные способы решения. *Чтение и обсуждение сказок:
«Баба Яга», «Сказка о двух сестрах», «Падчерица и мачехина дочка»,
«По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре».
*Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
— Как появилась книга?
— Из чего делают книги? Чтение художественной литературы.
Работа над проектом
— Расширять интерес к сказке, как к произведению искусства;
— обеспечить умение развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства;
— формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
— развивать традиции семейного чтения;
— создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
* Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
* Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
* Оформление книжного уголка
* Показ презентации «История создания книги»
*Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк…»
* Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях
*Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
* Рисование иллюстраций к сказкам.
*Оформление выставки рисунков «Путешествие по сказке»
*Встречи с интересными людьми (посещение библиотеки).
*Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов
* Занятие по развитию связной речи «Сказка про добрую Бабу Ягу»
*Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
*Загадки о сказках, героях сказок. *Выставки книг в книжном уголке
*Рассматривание картинок, иллюстраций по сказкам
*Организация сюжетно-ролевых игр с элементами волшебства
*Дидактические игры «Составь сказку по картинке», «Расскажи сказку по картинке», «Логическое лото».
*Конструирование из бумаги по мотивам сказки: «Лиса», «Заяц».
*Прослушивание сказки через проигрыватель
* Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
* Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
* Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование
*Самостоятельное составление сказок
*Рассказывание сказок собственного сочинения.
* Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. *Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
тельный Представление содержания деятельности проекта *Выставка и защита проекта «Моя семья». *Выставка детских рисунков «Путешествие по сказкам»
*Сказочный КВН
* Викторина по сказкам. Познание.
1. У детей появился интерес к художественной литературе.
2. Привлекли родителей к совместному творчеству.
3. Стимулировали родителей к развитию семейного чтения.
4. Создали атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
5. Обеспечили развитие умения прийти на помощь в трудную минуту.
Результат проектной деятельности
1 У детей появился интерес к художественной литературе. • Презентация «История появления книги»
• Прослушивание сказки через проигрыватель
• Выставка детских рисунков «Путешествие по сказке»
2 Привлекли родителей к совместному творчеству.
• Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов
• Создание и иллюстрирование сказки
3 Стимулировали родителей к развитию семейного чтения. • Картотека дидактических игр
• Викторина по сказкам
4 Создали атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
• Картотека подвижных игр
• Пальчиковая гимнастика и игры на прогулке с использованием элементов волшебства.
• Лепка героев «Золотая рыбка»
• Заучивание пословиц, поговорок, присказок сказки.
5 Обеспечили развитие умения прийти на помощь в трудную минуту.
• Инсценировка сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колосок».
• Сюжетное рисование «Три медведя»
• Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный персонаж»
•Форма презентации: Творческий отчёт
Презентация проекта
1 Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок. А. С. Пушкин. Слайд 1 (титульный)
Слайд 2 (вводная часть)
2 Оформление родительского уголка
Для наших любознательных родителей был оформлен уголок Слайд 3
3 Стихотворение о библиотеке
О, сколько в этом доме книг!
здесь тысячи друзей твоих
на полках улеглись. Слайд 4 Поход в
Слайд 5 библиотеку
4 Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку – Бурку,
Про Жар – птицу сказку знаем.
Репку мы не забываем.
Знаем волка и козлят. Слайд 6
5 Лепка «Золотая рыбка»
Эта рыбка не простая,
Эта рыбка – золотая.
Найдёшь с ней понимание,
Исполнит три желания. Слайд 7
6 Создание и иллюстрирование сказки
По сусекам скребён,
Я от бабушки ушел…» Слайд 8, 9
7 Конструирование из бумаги по мотивам сказок. Загадка.
Это что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы,
Уши – выше головы? Слайд 10
8 П/и с использованием элементов игр из сказок
— Ну, летите же домой!
-Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!
-Зубы точит, съесть нас хочет!
— Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!» Слайд 11
9 Сюжетное рисование
Вот так мы видим сказки своими глазами. Слайд 12
10 Выставка детских рисунков
Наше творчество. Слайд 13
Прикреплённые файлы:
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие по сказкам» Программные задачи: Образовательные: 1. Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей;.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам». Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;.
Конспект НООД по речевому развитию в средней группе «Путешествие по сказкам» Программное содержание: 1. Воспитывать сострадание к героям сказок, желание помочь им. 2. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать.
Конспект ООД в средней группе. Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Цель: обобщить знание детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательные: — закрепить представление детей о русских народных сказках;.
Познавательный досуг «Путешествие по сказкам» в средней группе Цель: Создать условия для развития познавательного интереса у детей к сказкам. Задачи: 1. Уточнить и обогатить знания детей о сказках. 2.
Познавательный досуг «Путешествие по сказкам» в средней группе Познавательный досуг «Путешествие по сказкам» в средней группе Цель: Создать условия для развития познавательного интереса у детей к сказкам.
Проект НОД образовательной области «Речевое развитие» в средней группе «Путешествие по сказкам» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 101» Проект НОД Образовательной области «Речевое развитие».
«Путешествие по сказкам». Конспект занятия по развитию речи в средней группе Обучающие цели: обобщить и закрепить приобретённые детьми знания; уметь определять название и содержание сказок, выделять главных героев;.
Сценарий физкультурного развлечения в средней группе «Путешествие по сказкам» «Путешествие по сказкам» Звучит музыка «В гостях у сказки» дети входят в зал. Бабушка-Загадушка: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуй,.