Презентация к уроку литературного чтения «Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (2 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Словарная работа. Причитывала – причитывать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-либо;
Кудель – пучок льна, приготовленный для пряжи;
Веретено – приспособление для получения нити из шерсти.
Устьице – отверстие в печи.
вопросы к 1 части: Кто действующие лица сказки? Куда ушли отец и мать? Что они наказали доченьке? Послушала дочь родителей? Куда ушла девочка? Что случилось с братцем?
вопросы ко 2 части: Что обнаружила девочка, когда вернулась? Кого заметила девочка вдалеке? Кто унес братца?
вопросы к 3 части: К кому сначала обратилась девочка за помощью? Помогли ли ей? Почему? К кому она еще обратилась за помощью? Помогли ей? Почему?
вопросы к 4 части: Куда пришла девочка? Что хотела сделать Баба-Яга? Какой совет дала девочке мышка?
вопросы к 5 части: Кто отправился в погоню за сестрой и братцем? Кто выручал девочку? Почему в этот раз молочная река, яблонька и печка помогли девочке? Чем закончилась сказка?
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Номер материала: ДБ-356776
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Класс: 2
Презентация к уроку
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация.
(Ученики входят в кабинет под песню «В гостях у сказки»).
В путешествие пойдем?
В страну знаний попадем?
Слушай! Думай! Наблюдай!
Сказку эту изучай!
Учитель: Ребята, кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
Дети: Сегодня на уроке мы будем говорить о сказках, потому, что наш урок начался с песни о сказке, сказочных героях и стихотворение (присказка) приглашают нас в сказку.
2. Постановка цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работать с РНС «Гуси-лебеди».
Дети: На уроке мы читали сказку, отвечали на вопросы, делили текст на части, составляли план.
Учитель: А чему же еще можно учиться на уроке чтения?
Дети: Инсценировать сказку, пересказать, проверить план, почитать, поговорить о героях, обсудить поступки героев, пофантазировать.
Учитель: Молодцы! Давайте сегодня на уроке будем этому учиться.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, сейчас мы посмотрим, как вы умети ориентироваться в сказке. Открываем тетрадь стр. 26 задание 1.
Дети: (читают задание).
Восстанови последовательность событий в сказке.
А тут и отец с матерью пришли.
Яблоня, матушка, спрячь меня!
Печка, матушка, спрячь меня!
(читаем предложения на экране по «цепочке»)
Учитель: Ребята, вспомним правила работы в парах
Дети: Нельзя шуметь, перебивать друг друга, говорить хором во время работы в парах. Надо уметь слушать одноклассника, высказывать свое мнение.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРАХ.
Учитель: Проверяем работу.
Дети: (Слушаем ответы детей, которые доказывают правильность своего выбора, рассуждая по данному вопросу(мы считаем:, мы думаем:, мы решили:)).
Учитель: Ребята, давайте еще раз повторим и проверим последовательность событий в сказке. (КАДР №3).
(Дети сравнивают восстановленную последовательность событий в сказке по тетради с записью на экране).
4. Работа над сказкой.
Учитель: Ребята, мы восстановили последовательность сказки с помощью предложений. А сейчас выполним такое же задание, только с помощью картинок.
КАДР №4.Востановите последовательность событий сказки с помощью иллюстраций, учитывая, что каждому предложению (задание №1) соответствует одна картинка.
Дети:
(Ученики читают предложение и называют номер картинки, которая соответствует этому предложению.)
Учитель:
Все события в сказке отражены в картинках?
А еще о каких событиях вы хотели бы рассказать?
Дети: Нет встречи девочки с речкой и с Бабой-Ягой.
(Дети вставляют картинки в правильной последовательности событий сказки, объясняя свой выбор).
Учитель: Ребята найдите в тексте сказки предложения, которые подтверждают сюжет картинки №1 №2.
Дети: (Выборочное чтение ).
Учитель:
Мы восстановили последовательность сказки с помощью предложений, картинок.
На прошлом уроке мы разделили текст сказки на части. Дома вы составили план. Давайте проверим его.
(Идет обсуждение плана в группах. Каждая группа выбирает по одному пункту плана (более точное название) и предлагает его).
План.
(1 группа) Похищение братца.
(3 группа) Встреча в избушке.
(4 группа) Возвращение домой.
Учитель: Вы составили план к сказке. Назовите вид плана.
Физкультминутка.
Учитель: К какому виду сказок относится сказка «Гуси-Лебеди».
Дети: Сказка «Гуси-Лебеди» относится к волшебным так как в ней все предметы оживают.
Учитель: С какими волшебными предметами встретилась героиня сказки на своем пути мы вспомним выполнив творческую работу.
Каждая группа получает конверт с заданием. Ученики конструируют поделку из деталей находящихся в конверте.
2 группа: пластилин, пр. материал (в гостях у Бабы-Яги).
3 группа: пластилин, пр. материал ( встреча девочки с яблонькой).
4 группа: пластилин, бумага, ткань (встреча девочки, братца с речкой).
Учитель: Выполняя эту работу догадайтесь к какой части текста относится ваша поделка.
Дети: Ученики показывают свою работу и объясняют к какой части текста она относится.
Учитель: Работы детей размещаем на стенде. Ребята, мы разместили поделки последовательно. Значит, что мы составили?
Дети: Мы составили картинный план.
Учитель: Ребята, каждый из вас мечтает попасть в сказку, встретиться с ее героями, задать им вопрос, а может быть и изменить характер героев, их поведение. Как можно это сделать?
Дети: Мы думаем, надо помечтать, пофантазировать, сочинить свою сказку.
Учитель: КАДРЫ №5-10.
Ребята, давайте попробуем пофантазировать, придумать сказочный мир и отправиться в путешествие. Смотрите, нас ждет девочка из сказки «Гуси-лебеди». (Ученица исполняет роль девочки и от ее имени рассказывает о своем путешествии, о своих ошибках, которые она поняла и осознала. Ученики задают героине вопросы, например:
Почему ты оставила братца одного?
Что ты поняла для себя, пройдя все испытания? И т.д.
Девочка отвечает на вопросы.
Встречаем яблоньку, печку и т.д.
Молодцы, ребята. Живут герои в сказках, ждут вас к себе в гости, ждут и приглашения от вас в новую интересную сказку. Фантазируйте, мечтайте! Заглядывайте чаще в волшебный мир сказок!
5. Рефлексия.
В сказке встретилась нам яблонька и сегодня она у нас в гостях. Она грустит без яблочек и ждет их от вас. Давайте порадуем яблоньку плодами.
Кому было интересно на уроке и не возникло трудностей, подарите яблоньке зеленое яблоко.
Кому было интересно на уроке, но были трудности, подарите яблоньке желтое яблоко.
Кому было не интересно на уроке, подарите яблоньке красное яблоко.
(Обсуждаем выбор цвета яблока учениками).
6. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди».
специалист в области арт-терапии
Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой)
Задачи: развивать навык беглого, осознанного чтения;
учить делить текст на части;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, плану.
Оборудование: видео сказки «Гуси- лебеди», карточки с кроссвордами и словами (словарная работа).
Ι. Организационное начало урока
урок литературного чтения.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Ребята, у нас хорошее настроение, мы собираемся плодотворно поработать и узнать что-то новое или вспомнить то, что знали.
ΙΙ. Речевая разминка.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Аш – аш – аш – у Марины карандаш.
Говори – не торопись и смотри – не ошибись.
Не живут ужи, где живут ежи.
III. Введение в тему урока.
— А о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке мы узнаем отгадав загадку
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – …!(Сказка)
-Давайте вспомним название сказок и назовём (определим) их вид.(Ребята по очереди читают отрывки которые даны на ИД и говорят из какой это сказки, затем называют вид данной сказки)
— Сегодня мы познакомимся с новой сказкой.
Но чтобы попасть к сказке в гости нужно кое-что о ней вспомнить.
С чего начинаются сказки? (Жили-были, В некотором царстве. – зачин).
Почти во всех сказках побеждает. (добро).
— Как называются сказки, которые придумал народ? (Народные)
-А сказки, у которых есть автор? (Авторские)
— На какие виды делятся сказки? (Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные).
— Как вы думаете, какие сказки называют волшебными? Бытовыми? О животных?
Сейчас Вы посмотрите сказку «Гуси-лебеди» и определите, к какому виду сказок относится эта сказка.
На ИД отрывки из сказки и название сказок. Учащимся нужно соотнести правильно отрывок с названием сказки.
IV. Работа по теме урока.
Продолжение работы по теме.
Беседа о просмотренном.
— Понравилась ли Вам сказка? Чем?
— К какому виду сказок мы ее отнесём?
-Что же в этой сказке волшебного?
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Чтение сказки и словарная работа.
(Учащиеся читают сказку по цепочке по предложениям)
Словарная работа проводится по ходу чтения
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Кликать – громко звать.
Причитывала – найдите значение слова в словаре учебника с.214. Прочитайте.
Возвращаемся на страницу 48, читаем дальше.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
Ржаной пирожок – пирог из ржаной муки (из неё пекут «чёрный» хлеб)
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся.
Пшеничный пирог – пирог из пшеничной муки (из неё пекут «белый» хлеб)
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся.
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся.
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Кудель – найдите значение слова в словаре учебника с.214. Прочитайте.
Возвращаемся на страницу 50, читаем дальше.
Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Веретено – найдите значение слова в словаре учебника с.214. Прочитайте.
Возвращаемся на страницу 50, читаем дальше.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Ни жива ни мертва – очень испугана.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла.
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня.
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.
Устьице – найдите значение слова в словаре учебника с.214. Прочитайте.
Возвращаемся на страницу 53, читаем дальше.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Кроссворд по сказке.
2.Жанр произведения «Гуси-лебеди». (Сказка)
3.Персонаж, который сначала встретился девочке .(Печка)
4. Персонаж, который помог девочке в избушке Бабы-яги. (Мышка)
6. То, что предложила поесть речка .(Кисель)
7. Место, где оказался украденный братец девочки .(Избушка)
8. Персонаж, который встретился девочке после печки. (Яблоня)
9. То, что предложила поесть печка. (Пирожок)
10. Персонаж, который встретился девочке после яблони. ( Речка)
1.То, что дала девочка мышке. (Кашка)
5. То, что родители обещали купить девочке.( Платочек.)
Изображения на ИД (Кудель, Веретено, Устьице)
VI . Подведение итогов урока
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал………………….
На этом уроке я похвалил бы себя за…………….
После урока мне захотелось……………………..
— С какой сказкой Вы познакомились?
— К какому виду сказок она относится?
— Докажите, что она волшебная.
— Чему учит эта сказка?
Перечитать сказку «Гуси-лебеди», подготовить безошибочное чтение.
Кроссворд по сказке.
2.Жанр произведения «Гуси-лебеди».
3.Персонаж, который сначала встретился девочке .
4. Персонаж, который помог девочке в избушке Бабы-яги.
6. То, что предложила поесть речка .
7. Место, где оказался украденный братец девочки .
8. Персонаж, который встретился девочке после печки.
9. То, что предложила поесть печка.
10. Персонаж, который встретился девочке после яблони.
1.То, что дала девочка мышке.
5. То, что родители обещали купить девочке.
Конспект урока
литературного чтения
для 2 класса
Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой)
Задачи: развивать навык беглого, осознанного чтения;
учить делить текст на части;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, плану.
Оборудование: видео сказки «Гуси- лебеди», карточки с кроссвордами и словами (словарная работа).
Номер материала: ДБ-1139838
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.