Проект собаки во время войны

Собаки

проект «Собаки во время войны»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Что делали собаки во время войны? Как они помогали солдатам? Почему люди воздвигли собакам памятники? Помочь детям ответить на эти вопросы, получить представление о подвигах собак во время Великой отечественной войны, станет возможным при реализации проекта «Собаки во время Великой отечественной войны»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект «Собаки во время войны»

Предварительный просмотр:

А что делали собаки во время войны? Как они помогали солдатам? Почему люди воздвигли собакам памятники? Помочь детям ответить на эти вопросы, получить представление о подвигах собак во время Великой отечественной войны, станет возможным при реализации проекта «Собаки во время Великой отечественной войны»

Цель проекта: создание макета «Собаки во время войны»

Тип проекта: информационно-творческий

По времени: краткосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, их родители

Продукт проекта: макет «Собаки во время войны»

Как-то вечером, дети рассматривали журналы и увидели памятник собаке. Ребята задали мне вопрос «Почему собаке поставили памятник, обычно памятники ставят великим людям?»

Деятельность проекта по этапам

Модель трех вопросов

Собаки залазили под танк

Собаки кусали фашистов

Планирование деятельности педагога:

Познавательное развитие: беседа «Собаки во время войны», «Подвиги собак во время ВОВ», «Ездовые и санитарные собаки», «Собаки-миноискатели», «Собаки-истребители танков», «Собаки-связисты», « Памятник собаке»; просмотр презентации «Собаки на войне».

Художественно-эстетическое развитие : рисование «Собаки на войне»; лепка «Подвиги собак во время ВОВ»; прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.

Речевое развитие: подбор пословиц, поговорок, загадок, ребусов о собаках; чтение С.Ерошенко «О собаках-бойцах», «Храбрая собака», «Санитарная собака», А.Митяев «Мешок овсянки», Ю.Антоновская «Лохматые санитары»; рассматривание картин, фотографий, иллюстраций по теме проекта.

С-р игра « Военные действия»

Деятельность детей в реализации проекта:

Деятельность родителей в реализации проекта:

Результаты реализации проекта:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия с детьми «Дети во время Великой Отечественной войны».

Что было и что сейчас в городе Воронеже.

Цель: продолжать знакомить дошкольников с героическими подвигами детей во время Великой Отечественной войны.Дать представления о том, как народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны.

В материале содержаятся исторические факты из раздела Кубановедения по теме «Использование природных ресурсов во время ВОВ&quot.

Использование данных бесед позволит расширить представления детей о военной авиации, о профессии военного летчика, о роли авиации во время Великой Отечественной войны.

В проекте представлен опыт работы в подготовительной группе по военно-патриотическому воспитанию.

Источник

Проект «Подвиги собак во время ВОВ»

Наталья Моисеева
Проект «Подвиги собак во время ВОВ»

«ПОДВИГИ СОБАК ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Тема блока «Великая Отечественная Война»

Название проекта «Подвиги собак во время ВОВ»

Вид проекта Творческо-информационный,

Участники Подготовительная к школе группа

Возраст детей 6 лет

Продукт детской деятельности Рисунки детей

Срок реализации апрель

Образовательная область развитие речи, ИЗО, информационные технологии.

Цели проекта • воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным;

• познакомить детей с необычными героями Великой Отечественной войны – собаками;

• закрепить и систематизировать знания о событиях Великой Отечественной войны;

• развивать связную речь и творческие способности детей.

Задачи проекта: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

Описание проекта

• просмотр презентации «Подвиги собак во время ВОВ», обсуждение;

• коллективное обсуждение проекта, освоение методики анализа и самоанализа результатов работы. мотивация детей на дальнейшее творческое самовыражение;

• представление полученного продукта на выставочном стенде.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Краткосрочный проект, рассчитан на 4 занятия.

Что вы знаете о ВОВ?

Назовите героев ВОВ?

Кто мог помогать людям в борьбе с фашизмом?

Кто может рассказать историю из военных лет с участием собаки?

Узнайте у родителей, что они знают об этом.

Найти с помощью родителей различный материал (фото, статьи, рассказы) о ВОВ с участием собак.

Просмотр презентации «Подвиги собак во время ВОВ»

Рассказы и просмотр материала, принесенного детьми.

Предложить детям вспомнить просмотренную презентацию и назвать кем же работали собаки во время ВОВ.

Раздать детям раскраску с изображением собаки. Предложить воспитанникам раскрасить собаку так, чтобы она из обычной собаки, превратилась в собаку-помощницу солдата на войне.

Занятие – праздник к Дню Победы

Дети рассказали стихи, рассказы. Была организована выставка рисунков (проектов, где дети еще раз могли посмотреть работы своих товарищей.

В результате можно сказать, что проектная деятельность состоялась. Теперь дети отождествляют День Победы с праздником, знают, что происходит в этот деть, гордятся им, осознают это понятие. Можно отметить также широкую ориентацию детей в этой теме, оригинальность суждений, вариативность ответов, активное речевое развитие (ликование, традиции, историческая дата и др.) И на вопрос, что такое День Победы – не ограничатся высказыванием, что это лишний выходной, чтобы поехать на дачу и поесть шашлыки.

Далеко не всё нам удалось. Еще не родилась по-настоящему детско-взрослая общность. Еще не все родители прониклись идеей проектной деятельности, не все дети проявляют свою самостоятельность и инициативу. В следующем проекте мы постараемся учесть наши трудности.

Прикреплённые файлы:

«Новогодний сюрприз от Деда Мороза и Снегурочки — поездка в питомник ездовых собак». Фотоотчёт В новогодние каникулы наших детей (детей сотрудников) ждал настоящий сюрприз от Деда Мороза и его внучки Снегурочки. Дети собрались в.

«Ратные подвиги предков» (детская творческая работа) Разрешите представить нашу с дочкой-школьницей совместную работу на конкурс «След войны в моей семье» (2014 год).. Среди моих родных.

Мастер-класс по аппликации для детей «Щенок Дружок» ко Дню собак на МAAM Уважаемые гости моей странички! Какой только ребенок не мечтает завести себе верного друга собачку, но увы не все могут позволить себе.

Фотоотчет о конкурсе «Время читать — время творить» Здравствуйте, коллеги! В моем городе Черемхово проходил конкурс » Время читать- время творить», посвященный к Году Литературы России.

Источник

Проект «Собаки — герои Великой Отечественной войны»

Чурикова Татьяна
Проект «Собаки — герои Великой Отечественной войны»

Тип проекта:

Читайте также:  Может ли быть аллергия на кошек и собак одновременно

По виду деятельности: познавательно – продуктивный

По числу участников: групповой

По времени проведения: долгосрочный

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели

Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941 – 1945г. г.

Идея: Познакомить детей с героическим прошлым нашей страны.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и защищали ее наши предки.

Не следует забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина является символом мужественности. (Это особенно важно для мальчиков в период взросления.) Именно в годы Великой Отечественной Войны наиболее ярко проявились такие качества как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность, … Но они были присущи не только людям, но и их четвероногим друзьям – собакам. Не многие из нас знают об этих четвероногих героях, спасших жизни сотни тысяч человеческих жизней. Возможно, некоторые ветераны Великой Отечественной Войны остались живы только благодаря их отличной работе и беспрекословному исполнению своего долга – помогать человеку в любой ситуации, даже если она будет стоить им жизни.

Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Собаки – герои Великой Отечественной Войны».

Задачи проекта:

1. Познакомить с историей Великой Отечественной Войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины; рассказать о смелости и преданности, которую проявляли наши четвероногие друзья – собаки в годы Великой Отечественной Войны.

2. Подвести к восприятию художественных произведений о войне.

3. Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.

4. Формировать нравственно –патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

6. Познакомить детей с собаками – героями Великой Отечественной Войны.

7. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

8. Воспитывать в детях бережное отношение к животным.

Сроки реализации проекта: февраль 2017 года

Предполагаемый результат проекта:

1. Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.

2. Привлечение к совместной работе родителей.

3. Расширение знаний о Великой Отечественной Войне.

4. Формирование уважительного отношения к участникам войны, бережного отношения к животным.

5. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.

6. Оформление стенгазеты, выставки детских работ, книги «Четвероногие герои».

1 этап Подготовительный

• Определение темы проекта.

• Формулирование целей и задач.

• Беседа с детьми «Что я знаю о войне

• Подбор необходимого материала.

• Привлечение родителей к сбору материала.

• Составление презентации «Собаки – герои Великой Отечественной Войны».

Подготовка советов родителям на тему: «Как рассказать детям о войне».

2 этап Основной (реализация проекта)

области Деятельность с детьми Цель

«Собаки войны»,

— показ презентации «Собаки – герои ВОВ»,

— рассматривание иллюстраций «Великая Отечественная Война в произведениях художников», собаки на войне, памятники собакам. Сформировать у детей начальные представления о Великой Отечественной Войне, познакомить с ролью собак в годы Великой Отечественной Войны, их подвигах и преданности.

— Знакомство с художественной литературой:

С. Ерошенко «Собаки на войне», В. Малютин «Воспоминание ветерана», С. Баруздин «Шел по улице солдат», Л. Кассиль «Твои защитники», З. Александрова «Дозор», А. Жаров «Пограничник»,

— составление рассказа «Подвиг собаки»,

— заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской дружбе. Познакомить с художественной литературой, учить эмоционально воспринимать художественные произведения; развивать у детей связную речь, добиваться логической последовательности в рассказах.

— лепка «Собаки и танки»,

— аппликация «Памятник собаке»,

— рисование «Собака на войне»,

— самостоятельная художественная деятельность. Познакомить с музыкальными произведениями о Великой Отечественной Войне, развивать изобразительные способности, художественное творчество, воображение.

-дидактическая игра «Кому что нужно?»,

— строительная игра «Памятник собаке» Формировать нравственно –патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину, воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Развивать умение выражать словами свои мысли, чувства.

Физическое развитие Физкультурный досуг «Защитники Родины» Формировать у детей физические навыки

Работа с родителями:

— Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне»,

— Выставка поделок из бросового материала на военную тему (родители с детьми).

3 этап Заключительный

1. Оформление проекта,

2. Оформление выставки детских работ,

3. Оформление стенгазеты «Собаки – герои»,

4. Оформление книги «Четвероногие герои».

Результаты проекта:

• Расширены знания о Великой Отечественной Войне,

• Закреплено умение составлять рассказ о собаках на войне,

• Сформировано уважительное отношение к участникам войны и их четвероногим друзьям.

Продукт проектной деятельности:

— выставка творческих работ детей,

— книга «Четвероногие герои»,

— стенгазета «Собаки – герои»,

— презентация проекта.

Продолжать расширение и реализацию поставленных задач в развитии детей, их знаний о Великой Отечественной Войне.

«Дети войны». Воспоминания о тяжёлом детстве в годы Великой Отечественной войны «Дети войны». Воспоминания моего отца о тяжёлом детстве в годы Великой Отечественной войны. Мне хочется свои воспоминания начать стихотворением:.

Дети в годы Великой отечественной войны. Содеятельность познавательного характера, с элементами медиа технологии. Конспект – сценарий образовательного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста. Педагоги: Жданова Н. А. ОУ: Муниципальное бюджетное.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Герои войны» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Герои войны». Цель. Формировать у детей знания о празднике 9 мая,.

Мастер-класс «Открытка ветерану Великой Отечественной войны» Описание: данную работу могут использовать в своей деятельности воспитатели подготовительных групп в детском саду, учителя начальных классов.

Читайте также:  Что нужно знать перед заведением собаки

Презентация «Мой родной край в годы Великой Отечественной войны. Магадан» На территории Северо-Востока самой большой части света-Азии расположена Магаданская область. Про нас, жителей Магаданской области, часто.

Память Великой Отечественной войны В нашей группе подготовка к празднику начинается за 1–2 месяца. В уголке для чтения размещаются книги о войне в соответствии с возрастом.

Проект «Детям о Великой Отечественной войне» Актуальность. В преддверии празднования Дня Победы с детьми провела опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что,.

Проект «Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне» Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125» группа «Карлсон» «Создание мини-музея в группе детского.

Презентация «Техника времен Великой Отечественной войны. Музей под открытым небом в Верхней Пышме» Техника времён Великой Отечественной войны. 1941-1945 г. г. Музей под открытым небом в Верхней Пышме. Один из крупнейших в России частных.

Источник

Научно-исследовательская работа Тема: «В память о собаках войны»
проект

Великая Отечественная война… Страшный период в истории нашей страны. Но именно в это время наиболее ярко проявились такие качества как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность, …. Но они были присущи не только людям, но и их четвероногим друзьям – животным, в частности, собакам.

Цель работы:

узнать о собаках, служивших на войне.

Задачи: выяснить роль собак в Великой Отечественной Войне;

выяснить о собаках, получивших награду в Великой Отечественной Войне и в наши дни.

показать важность собак в жизни человека.

привить любовь к братьям нашим меньшим.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и наука РБ

ГБОУ «Новоселенгинская школа интернат общего

Тема : «В память о собаках войны»

Выполнил: ученик 2 класса

Руководитель: Чоймболова О.А.

Новоселенгинск 2019 год

Великая Отечественная война… Страшный период в истории нашей страны. Но именно в это время наиболее ярко проявились такие качества как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность, …. Но они были присущи не только людям, но и их четвероногим друзьям – животным, в частности, собакам.

узнать о собаках, служивших на войне.

Задачи: выяснить роль собак в Великой Отечественной Войне;

выяснить о собаках, получивших награду в Великой Отечественной Войне и в наши дни.

показать важность собак в жизни человека.

привить любовь к братьям нашим меньшим.

Методы исследования: изучение литературы по данной теме;

использование интернет ресурсов.

Актуальность: Исследовательская работа посвящена теме «Собаки». Это самый распространенный вид животных на земле, который обладает исключительной склонностью жить среди людей. Много ли мы знаем о наших четвероногих друзьях? О том, как они выполняли свой долг на войне?

Гипотеза исследования: Великая Отечественная война на деле доказала эффективность применения служебных собак в военных целях.

Собаки, участвовавшие в Великой Отечественной войне.

Историческое наследие периода Великой Отечественной войны.

Собака — первое животное, прирученное человеком. Различные породы собак существовали уже несколько тысяч лет тому назад. В основном это были сторожевые и охотничьи. Шло время. Менялся быт человека, потребности. Менялись и собаки.

Все это сделало собаку незаменимым помощником на службе в армии.

На службе в Красной Армии находились служебные собаки по таким специальностям как:

По официальной статистики во время Великой Отечественной войны собаки:

— вытащили с поля боя около 70 тысяч раненных;

— нашли 4 миллиона мин и фугасов;

— участвовали в разминировании 300 крупных городов;

— проложили 8 тысяч телефонного провода;

— уничтожили 300 вражеских танков.

А было их на войне около 60 тысяч.

Через полтора месяца после окончания Великой Отечественной войны 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. По своему размаху, по количеству участников — около пятидесяти тысяч солдат, офицеров и генералов со всех фронтов, парад стал самым большим и в истории России, и в истории Советского Союза.

Красная площадь видела много парадов, но только один раз, на Параде Победы по ней прошел целый сводный батальон собак. За что же, за какие высокие заслуги им была оказана такая высокая честь?

Джульбарс принял участие в Параде Победы, которое состоялось на Красной площади 24 июня 1945 года.

Сталин приказал нести на руках этого пса по Красной площади на своём кителе, так как он еще не оправился от ранений.

Джек – собака-разведчик. Благодаря ему в плен было захвачено около 20 «языков», в том числе и офицер из хорошо охраняемой неприступной крепости Глогау.

21 июня 2013 года, в канун Дня Памяти и Скорби, на открытой площадке экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе прошла торжественная церемония открытия памятника «Фронтовой собаке».

Источник

Исследовательская работа «Роль собак во время Великой Отечественной войны»

Выбранный для просмотра документ Роль собак во время ВОв.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Никольска Пензенской области

XX ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

учащаяся 4 «б» класса

МБОУ СОШ №3 г. Никольска

Руководитель: Маенкова Ольга Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Никольска

Собака – первое домашнее животное……………….5-6

Школа военного собаководства………………………6

Применение служебных собак во время Великой Отечественной войны………………………………6-10

2020 год – юбилейная дата. Мы отмечает 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Уже почти век прошёл со дня этих событий, но земля ещё помнит эти страшные годы в истории страны. Именно тогда были проявлены такие качества как дружба, взаимопомощь, мужество, преданность, отвага. И эти качества были присущи не только людям, но и животным. Актуальность моей работы состоит в том, что мало кто знает какой значительный вклад внесли животные в победу в этой войне. А мы должны знать и помнить о героях той войны, людях и животных. Меня очень заинтересовала эта тема.

Формировать у людей ответственное отношение к природе, овладение определёнными знаниями, развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающий мир.

Читайте также:  Надо ли зимой обрабатывать собаку от клещей

Цель : проследить динамику развития служения собаки на пользу человека с древних времён до Великой Отечественной войны.

познакомить с историей одомашнивания собаки;

познакомить со службой собаки человеку в разные времена;

познакомить с методами эффективного использования собак во время Великой Отечественной войны в борьбе против захватчиков;

формировать стремление строить своё отношение ко всему живому в соответствии с нравственными нормами и ценностями;

воспитание готовности заботиться о живых существа.

Гипотеза : животных активно использовали во время Великой Отечественной войны.

теоретические – подбор литературы, электронных ресурсов.

эмпирические – изучающее чтение литературы, подбор фотоматериала, работа с компьютером.

2.1 Собака – первое домашнее животное

Собаки ведут своё происхождение от диких (волков, шакалов). Человек приручил их 15000 лет назад.

Собака – первое домашнее животное, появившееся с давних времён возле человека.

Вначале человек усмотрел пользу от собаки только в том, что, спасая себя, она одновременно сигнализировала об опасности и ему. Затем, используя ловчий инстинкт собаки, человек приучил её помогать ему на охоте: искать добычу, неслышно подкрадываться к ней, убитую приносить охотнику. Потом, когда человек занялся скотоводством, он заставил собаку охранять стада при пастьбе.

Менялась собака и внешне. Сообразно требованиям и привычкам хозяина, климатическим условиям, хозяйственному укладу создавались различные виды, группы собак, давшие впоследствии целый ряд разнообразных пород. [1]

Со временем человек применил собаку и в своих войнах. Боевых собак имели Ассирия и Вавилон. Собаки были в войсках великого завоевателя древнего мира Александра Македонского, в полках Дария и Ксеркса.

Издревле пользовались услугами этого животного наши предки – славяне. В Киевской Руси собаки несли охрану городов и сёл, предупреждая лаем о появлении дикого зверя и о человеке – вороге. Собаки сопровождали в походах дружины князей Святослава, Олега, Игоря. В степи они издали чуяли приближение половецких и татарских наездников и заблаговременно извещали об этом русских воинов.

считать оленя) хозяйственным животным. На собаках перевозят грузы, ездят

друг к другу в гости, отправляются на рыбную ловлю и охоту. Собачьи упряжки на советском севере возят почту, литературу, медикаменты. Они способны без отдыха пробегать огромные расстояния.

Обратимся на юг. Всюду, где бродят стада крупного рогатого скота, встретите вы четвероногих пастухов – овчарок. Собаки служат на границе, на таможне. Охраняют склады и промышленные предприятия. Она сельский почтальон, бдительный дежурный на водной станции для спасения утопающих, поводырь слепого, спасает людей из-под завалов. Трудно перечислить все возможности применения собаки. Потому-то у нас так и поощряется занятие служебным собаководством. [3]

2.2 Школа военного собаководства

2.3 Применение служебных собак во время Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года Фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на Советский Союз. Мирный труд советских людей был нарушен.

В тылу и на фронте воевали и трудились наравне с мужчинами советские женщины.

Рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: собаки. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

Я хочу рассказать о собаках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Сколько сказано слов.

Может, чья-нибудь муза устала

И тревожить солдатские сны…

Только кажется мне,

До обиды написано мало

Защищавших нас в годы войны!

Во время войны специальности собак были разнообразными. О некоторых я вам расскажу.

Ни еды, ни снарядов, ни связи.

И осколков и пуль круговерть.

Пробивались и близили праздник.

Всем, даруя свободу,

Писатель Илья Эренбург, в годы войны работавший военным корреспондентом, вспоминал о многих геройских собаках-связистах. Под городом Вереей 14 собак поддерживали связь с полком, оказавшимся в тылу врага. В донесении штаба Ленинградского фронта о собаках-связистах написано: «6 собак связи, используемых 42 Армией, заменили 10 человек посыльных, причём доставка приказаний … ускорилась в 4 раза.

Восточноевропейская овчарка Аста, несшая важное донесение, от которого зависела судьба полка, была смертельно ранена. Но, истекая кровью, собака сумела доползти до цели и доставить донесение.

В общей сложности в годы войны более 200 тысяч донесений и боевых документов собаки в штабы подразделений, когда иной связи не было. Подвезено на огневые рубежи 5 862 т боеприпасов. Кроме того, с помощью собак-связистов было протянуто 8 тысяч километров телефонного кабеля.

Во время Великой Отечественной войны в полевых госпиталях были собаки-санитары, находившие раненых, помогая им выжить: у них на спине была медицинская сумка. Не меньшую пользу принесли санитарно-ездовые собаки. Они вывезли из-под огня тысячи и тысячи раненых с их вооружением. Сколько солдат они спасли!

Стёрлись в памяти клички.

Не вспомнить теперь и мордашку.

Мы, пришедшие позже,

Не знаем совсем ничего.

Лишь седой ветеран

Ещё помнит собачью упряжку

В медсанбат дотащившую

С поля боя когда-то его!

Из донесения командующего 30-й армией генерал-лейтенанта Лелюшенко от 14 марта 1942 года: «В период разгрома немцев под Москвой пущенные в атаку танки противника были обращены ив бегство собаками истребительного батальона. Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится».

Всего обследована собаками территория в 15 153 кв. км. С помощью четвероногих было разминировано 303 крупных города и населённых пункта, а так же 18 394 здания и обнаружено свыше 4 000 000 мин.

Сопровождали собаки во время войны и разведчиков, помогая проходить им в тыл врага, работая при захвате языка быстро, чётко и беззвучно. Причём сторожевые собаки, только напряжением поводка и поворотом туловища указывали направление грозящей опасности.

И вот наступил он, великий, долгожданный День Победы! Этого праздника люди ждали 1 418 дней. Наш народ победил. Ветераны заслуживают низкого поклона. Мы помним так же и тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но иногда нужно вспоминать добрых друзей человека – собак, помогавших людям приближать Победу. [4]

Источник

Познавательное и интересное