Тема проекта «Народные сказки», литературное чтение 3 класс
В задании описаны последовательные шаги для составления проекта. Проектом может быть плакат, информационный листок, доклад, слайд-шоу (презентация с пояснительными текстами). В нашем случае будет плакат с 3 картинками с выдержками из сказок, проект будет называться «Мир добра в сказках». Выдержки текста могут быть как прямым вхождением поговорок, так и импровизацией по теме.
1. Что я буду делать:
Я сделаю плакат с иллюстрациями к сказкам, в которых основной мыслью является добро и добрые отношения.
2. Вместе со мной будет работать:
Старший брат (сестра, один из родителей).
3. Этапы моей деятельности (план):
1. Найти подходящую иллюстрацию в сети интернет или из старых книжек-раскрасок.
2. Вырезать (распечатать) иллюстрации и разместить их в три горизонтальных ряда на плакате.
3. Отыскать подходящие пословицы или поговорки про добро и хорошие отношения, и разместить их тексты (написать или приклеить распечатанные фрагменты) сбоку от иллюстраций.
4. Кто и за что будет отвечать:
Старший брат (другой взрослый родственник) поможет с поиском и распечаткой картинок. Я буду вырезать картинки и наклеивать на плакат. (Одно может исключать второе).
5. Книги, которые будут нужны:
Для данного проекта понадобятся иллюстрации из книг «Сказка о рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек» и «Конек — горбунок».
6.Что еще будет нужно для проекта:
Клей, карандаш, линейка, лист плотной бумаги.
7.Кто и как сможет помочь:
Старший брат (другой взрослый родственник) поможет нарезать картинки, аккуратно подогнать их по нужным размерам.
8. Куда можно будет пойти:
Для поиска раскрасок можно будет сходить в канцелярский магазин. Там же можно приобрести необходимые материалы и инструменты для проекта.
9. Что можно будет посмотреть:
Экранизацию перечисленных сказок в мультфильмах.
Что нового я узнаю?
Я узнаю, как правильно выстраивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Как правильно задумывать и реализовывать свои цели.
Я научусь быть более добрым и внимательным.
Проект на плакате с цитированием поговорок
Если вам понравился данный примерный материал по домашнему заданию, то вы можете заказать персональный проект аналогичного типа у нас, для чего напишите нам по адресу:
simplexman@gmail.com
Или обратитесь по телефону в нижней части страницы.
. Стоимость точно такого же проекта (3 иллюстрации с текстом + план задания) — 500 рублей. Оплатить можно будет любым удобным для вас способом. Проект будет персональный (специально для вас, не копированный).
Проекты по литературе 3 класс народные сказки
Новое на сайте
Популярное
Главное меню
Авторизация
Сказка ложь, да в ней намек…
Сказка ложь, да в ней намек… Знаменитое высказывание. И правда, ведь сказку смело можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, завещает быть смелым и достойным, учит нас буквально с пеленок. В сказках заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл.
Когда на Руси складывались первые сказки, народ наш жил очень трудно и только в сказках избавлялся от жестокой нужды, от непосильного труда, от неправды и притеснений. За то и любили сказку. А еще тем хороша сказка, что всегда в ней добро побеждает зло. Кто читает сказку, и себя невольно чувствует смелым, могучим, готовым сразиться с любым коварным и сильным врагом. А это очень важно! Раз почувствуешь, два почувствуешь, а там, глядишь, и вправду героем станешь.
Скрытый смысл русских народных сказок
Сказки детям необходимы, особенно народные, они это интуитивно чувствуют, хотя, может, и не могут их расшифровать. Но на психику сказка ложится, как зерно в подготовленную почву.
Сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Они наполнены метафорами, образами. Нужно уметь понимать эти метафоры.
«Колобок» — астрологическая сказка. Она — о луне, которая превращается в месяц. Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше.
В «Заюшкиной избушке» ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.
Народная культура очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, мудростью. Мы должны знать свою культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней.
Пословицы и поговорки
Сказки тесно переплетаются с поговорками и пословицами. И сказки и пословицы похожи своими взглядами на жизнь, своими целями.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Не дочитав сказки, не кидай указки!
Сказки в обработке известных писателей
Кроме народных есть еще сказки, которые написали писатели. Сказки есть у Пушкина, Толстого, Лескова и других.
А. С. Пушкину сказки сказывала няня Арина Родионовна. Когда поэт вырос, он сочинил поэмы и даже роман в стихах. Но в нем постоянно жила память о чуде и радости. Чудом и радостью, от которых сладко щемит сердце, были нянины сказки.
Л. Н. Толстой тоже никогда не забывал о чуде, которое во дворцах было только гостем, а рождалось и жило под соломенной крышей крестьянской избы,— о чуде русской сказки. Он сочинил сказку про Машу и трех медведей и многие другие. Складно сочинил, народ эти сказки принял и признал за свои.
А есть ли у сказки будущее? Станем ли мы, нынешние дети, рассказывать сказки своим внукам? Что бы мы ни изобрели, куда бы ни залетели — сказка останется с нами. Сказка родилась с человеком, и пока жив человек, будет и сказка жива. Она словно светлячок перед сном в колыбели. И для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает.
Урок- проект литературного чтения в 3 классе на тему «Русские народные сказки»
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
Просмотр содержимого документа
«Урок- проект литературного чтения в 3 классе на тему «Русские народные сказки»»
«Русские народные сказки»
учитель начальных классов,
МКОУ «Основная школа с.Ерыклинск»
Тема: «Русские народные сказки»
Тип урока: урок-проект
Продолжительность проекта: краткосрочный
Цели: воспитывать и развивать ребенка через его самостоятельную познавательную
деятельность; реализовывать способности и замыслы ученика в продуктах его
-развитие умения строить монологическую речь;
— формирование умения самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
— формирование умения спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
— обобщение полученных знаний, применение их на практике;
— формирование устойчивого познавательного интереса к предмету.
— развитие навыков ораторского искусства;
— развитие творческих способностей учащихся;
— развитие мыслительной деятельности.
— воспитаниеобучающихся в духе народных традиций;
— формирование позитивного отношения и интереса к истории и культуре своей
— воспитание толерантности, желания работать в коллективе, ответственности за себя
для учеников –знакомство с историей появления сказки, видами сказок, структурными частями сказки, стилистикой «сказочного» языка, чтение русских народных сказок, изучение пословиц о сказках;
для учителя – создание презентации, подготовка дидактического материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, конверты с заданиями, «яблоня» и
яблочки, сказка «Царевна-лягушка».
Этапы урока, продолжительность
Формы, методы, приёмы
Деление учеников на команды.
АМО «от частицы к целому»
(На столах стоят карточки с номерами1, 2, 3. У каждого ученика часть пазла с номером. Нужно подойти к столу с соответствующим номером, затем после распределения на группы, собрать пазл) (пазлы-герои русских народных сказок)
Формирование групп, чувства команды
Игра «Найди половинку»
— Героев каких произведений вы сложили из пазлов? (русских народных сказок)
— Сказки издавна любят и взрослые, и дети. Ведь недаром народ придумал множество пословиц о них.. Дополним недостающие фразы или слова к самым популярным пословицам об этих произведениях устного народного творчества.
Скоро сказка сказывается, …(да не скоро дело делается.)
Тут и сказке конец, ….(а кто слушал – молодец.)
Быль за сказкой….( не угонится.)
Всякой сказке бывает конец.
Мели, Емеля,….(твоя неделя.)
Дурак только в сказках …(удачлив.)
Не всякая сказка…..( людям указка.)
Либо дело делать,….(либо сказки сказывать.)
Кашу кушай, а сказку …(слушай)
Умом-разумом смекай, ….(да на ус мотай.)
Создание настроя на совместную коллективную деятельность в группах.
Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Нам предстоит создать проект. Но сначала вспомним:
3.Стиль «сказочного» языка.
Задание 1 группе (слайд 2)
-откуда произошло и что означает слово сказка? (На столе у 1 группы учебник и «Этимологический словарь» М. Фасмера)
Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных, фантастических сил.
Сказка- засвидетельствовано не ранее XVII в., до этого – баснь;… Сказкаот сказать». Вывод:таким образом, слово «сказка» в русской речи употребляется только с 17 века. А до этого всё, что мы сейчас называем «сказкой», называли словом «баснь».)
Задание 2 группе. (слайд 3-6)
Составить таблицу о видах сказок. Дать характеристику каждому виду. Выбрать соответствующие отрывки из сказок к определенному виду.
(в конверте у 2 команды лежат карточки с отрывками из разных видов русских народных сказок)
Задание 3группе. (слайд 7)
Составить кластер по стилю сказочного языка, привести примеры (на столе 3 команды лежат фломастеры и лист формата А-3)
2.Определения перед определяемым словом.
Смерти не боится…, заболел царь…
3.Краткие формы прилагательных и глаголов.
4.Нравственные ценности народа:
Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу).
Систематизация знаний о сказке.
Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы
Презентация по литературному чтению «Русские народные сказки» 3 класс
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве. Задачи: познакомить учащихся с истоками сказки и её основными видами; развить и укрепить стремление к чтению фольклорных произведений; привить любовь к чтению; систематизировать знания учащихся.
Орина Федосова Мария Кривополенова До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Орина Федосова, Александра Королькова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией, к эти людям относились с уважением, их знали, почитали. На Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.
Определение жанра сказки Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение. Словарь русской литературы.
Отличительные черты сказки Сказочные события Сказочные герои Сказочные существа Необычность обстановки Особая манера повествования Вариативность текста Автор коллективен
Название сказки Главный герой сказки
Виды русских народных сказок Волшебные сказки Сказки о животных Бытовые сказки
Волшебные сказки Общие особенности Герои Примеры названий
Общие особенности Волшебных сказок Наличие чуда Столкновение с волшебной силой Волшебные персонажи Волшебные предметы Описание
Герои волшебных сказок Деление на положительных и отрицательных Борьба с волшебной силой Вымышленные персонажи Обычные люди
Что можно прочитать «Никита Кожемяка» «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Иван Царевич и Серый волк» «По щучьему веленью»
Сказки о животных Общие особенности Герои Примеры названий
Общие особенности сказок о животных Иносказательность Ясность оценки героев Антропоморфизм Быстродействие Диалог Облегчённая композиция
Что можно прочитать «Заюшкина избушка» «Теремок» «Волк и лиса» «Волк и семеро козлят» «Кот, петух и лиса»
Социально-бытовые сказки Общие особенности Герои Примеры названий Разновидности
Общие особенности бытовых сказок Отсутствие фантастики Реальные конфликты Сказочное разрешение Смысловой акцент-развязка Жестокий юмор
Разновидности бытовых сказок Сказка-анекдот Докучные сказки Сказка-загадка Сказки-насмешки
Герои бытовых сказок Герой хитёр Герой удачлив Дурак в глазах других Герой благороден
Что можно прочитать «Иванушка-дурачок» «Солдатская сказка» «Каша из топора» «Репка» «Как мужик гуся делил»
Изобразитель-выразительные средства Русских народных сказок Антитеза Сказочные формулы Гипербола Постоянные эпитеты
Сказочные формулы Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу. Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события. Концовка – завершает повествование.
Постоянные эпитеты Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение. «Сине море» «Добрый молодец» «Красна девица» «Ясный сокол»
Гипербола Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев. «Рос не по дням, а по часам.» «И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»
присказки зачины концовки Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки. Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.
Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. (Русская народная сказка«Царевна-лягушка».) В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына.Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились,целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали. (Русская народная сказка«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».) Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. (В.А.Жуковский «Спящая царевна».) Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, И царица у окна села ждать его одна. (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и работнике его Балде».)
Высока, стройная, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (Царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. (Царевна, «Спящая царевна».В.А.Жуковский) Княгиня – диво: Под косой луна блестит, А во лбу звезда горит, А сама-то величава, Выступает, будто пава. (Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане…».А.С.Пушкин)
Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор. (33 богатыря, «Сказка о царе Салтане…».А.С.Пушкин) На крыльце стоит его… В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».А.С.Пушкин) Высока, стройная, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (Царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. (Царевна, «Спящая царевна».В.А.Жуковский)
Перед ним изба со светелкой, С кирпичною беленою трубою, С дубовыми, тесовыми воротами. (Изба жадной старухи А.С.Пушкин.»Сказка о рыбаке и рыбке») В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. (Терем семи богатырей. –А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне …») Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами и садами; Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом. (Остров Буян, княжество Гвидона.А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»)
. 1. Сказка (жанровое определение) а) сказание о богатырях. б) краткое изречение, содержание правила житейской мудрости. в) небольшая история фантастического характера. 2. Виды народных сказок: а) волшебные, бытовые, о животных, растительном мире и о неживой природе. б) волшебные, реалистические, сентиментальные в) волшебные, бытовые, о животных 3.Композиция народной сказки: а) зачин, основная часть, концовка. б) зачин, основные события, присказка, концовка. в) зачин, присказка, концовка 4.Особенности сказок о животных: а) волшебные силы, помогающие героям. б) главные герои похожи на людей ( разговаривают, одеты, как люди) в) герои ведут себя естественно как в природе. 5. Укажите постоянный эпитет: а) красна девица; б) зеленая трава; в) серое небо.
Урок- проект литературного чтения в 3 классе на тему «Русские народные сказки»
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
Просмотр содержимого документа
«Урок- проект литературного чтения в 3 классе на тему «Русские народные сказки»»
«Русские народные сказки»
учитель начальных классов,
МКОУ «Основная школа с.Ерыклинск»
Тема: «Русские народные сказки»
Тип урока: урок-проект
Продолжительность проекта: краткосрочный
Цели: воспитывать и развивать ребенка через его самостоятельную познавательную
деятельность; реализовывать способности и замыслы ученика в продуктах его
-развитие умения строить монологическую речь;
— формирование умения самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
— формирование умения спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
— обобщение полученных знаний, применение их на практике;
— формирование устойчивого познавательного интереса к предмету.
— развитие навыков ораторского искусства;
— развитие творческих способностей учащихся;
— развитие мыслительной деятельности.
— воспитаниеобучающихся в духе народных традиций;
— формирование позитивного отношения и интереса к истории и культуре своей
— воспитание толерантности, желания работать в коллективе, ответственности за себя
для учеников –знакомство с историей появления сказки, видами сказок, структурными частями сказки, стилистикой «сказочного» языка, чтение русских народных сказок, изучение пословиц о сказках;
для учителя – создание презентации, подготовка дидактического материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, конверты с заданиями, «яблоня» и
яблочки, сказка «Царевна-лягушка».
Этапы урока, продолжительность
Формы, методы, приёмы
Деление учеников на команды.
АМО «от частицы к целому»
(На столах стоят карточки с номерами1, 2, 3. У каждого ученика часть пазла с номером. Нужно подойти к столу с соответствующим номером, затем после распределения на группы, собрать пазл) (пазлы-герои русских народных сказок)
Формирование групп, чувства команды
Игра «Найди половинку»
— Героев каких произведений вы сложили из пазлов? (русских народных сказок)
— Сказки издавна любят и взрослые, и дети. Ведь недаром народ придумал множество пословиц о них.. Дополним недостающие фразы или слова к самым популярным пословицам об этих произведениях устного народного творчества.
Скоро сказка сказывается, …(да не скоро дело делается.)
Тут и сказке конец, ….(а кто слушал – молодец.)
Быль за сказкой….( не угонится.)
Всякой сказке бывает конец.
Мели, Емеля,….(твоя неделя.)
Дурак только в сказках …(удачлив.)
Не всякая сказка…..( людям указка.)
Либо дело делать,….(либо сказки сказывать.)
Кашу кушай, а сказку …(слушай)
Умом-разумом смекай, ….(да на ус мотай.)
Создание настроя на совместную коллективную деятельность в группах.
Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Нам предстоит создать проект. Но сначала вспомним:
3.Стиль «сказочного» языка.
Задание 1 группе (слайд 2)
-откуда произошло и что означает слово сказка? (На столе у 1 группы учебник и «Этимологический словарь» М. Фасмера)
Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных, фантастических сил.
Сказка- засвидетельствовано не ранее XVII в., до этого – баснь;… Сказкаот сказать». Вывод:таким образом, слово «сказка» в русской речи употребляется только с 17 века. А до этого всё, что мы сейчас называем «сказкой», называли словом «баснь».)
Задание 2 группе. (слайд 3-6)
Составить таблицу о видах сказок. Дать характеристику каждому виду. Выбрать соответствующие отрывки из сказок к определенному виду.
(в конверте у 2 команды лежат карточки с отрывками из разных видов русских народных сказок)
Задание 3группе. (слайд 7)
Составить кластер по стилю сказочного языка, привести примеры (на столе 3 команды лежат фломастеры и лист формата А-3)
2.Определения перед определяемым словом.
Смерти не боится…, заболел царь…
3.Краткие формы прилагательных и глаголов.
4.Нравственные ценности народа:
Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу).
Систематизация знаний о сказке.
Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы