Урок-проект в 3 классе. Басни и баснописцы
Учитель начальных классов
Никифорова Л.С., МБОУ «СОШ № 8» г. Ступино
Описание работы:
Предлагаю вашему вниманию урок для учащихся 3 класса по УМК «Планета знаний». Данный материал может быть использован учителями, работающими и по другим учебно-методическим комплектам для обобщения знаний по данной теме.
Цель урока:
синтезировать полученные знания; показать взаимосвязь моралей басен, сказок и пословиц;
Задачи:
развивать речь, выразительное чтение, образное мышление, любознательность, творческие способности;
способствовать развитию семейного чтения;
воспитывать интерес к читательской деятельности через классную и внеклассную работу;
развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки;
воспитывать положительные черты характера.
Формы работы:
• индивидуальная
• парная
• групповая
Методы и приёмы:
• работа с источниками
• сбор информации
• чтение произведений и чтение наизусть
• изготовление поделок
• иллюстрирование басен
• оформление стенда
• игра – викторина
• театрализация басен
• публичное выступление
Предварительная подготовка:
1. Распределение учащихся и материала по группам.
2. Поиск материала по заданной теме.
3. Подготовка выставки книг и рисунков.
1 группа
На какие произведения устного народного творчества похожи басни? Какие пословицы и поговорки рождены баснями? В чём их смысл?
2 группа
Встречались ли тебе басни, в морали которых заключены похожие мысли? Кто создал эти басни?
3 группа
В каких баснях изображены одни и те же животные? Схожи ли их характеры и поступки? Кто создал эти басни?
4 группа
Каких писателей, создавших басни, ты знаешь? Что тебе известно об их жизни?
5 группа
Какие художники иллюстрировали басни?
В каких книгах ты видел эти иллюстрации?
Инсценировки. Учащиеся представляют афиши своих постановок
6 группа: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
7 группа: И.А. Крылов «Слон и Моська»
Физминутка «Зеркало» (в паре)
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья –
Раз, два, три –
И снова повтори!
9 группа: викторины и конкурсы по басням И.А. Крылова
«Узнайте басню по цитате»
— Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.
«Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)
«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» (Кукушка и Петух»)
«Вперёд своей беде не смейся, голубок» («Чиж и Голубь»)
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица»)
«А ларчик просто открывался» («Ларчик»)
«Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!» («Слон и Моська»)
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» («Квартет»)
«Сильнее кошки зверя нет». («Мышь и Крыса»)
«А Васька слушает, да ест». («Кот и Повар»)
«Слона-то я и не приметил». («Любопытный»)
«Узнайте басню по отдельным словам»
Волк, ручей, добыча, лес. («Волк и Ягнёнок)
Улица, Слон, зеваки. («Слон и Моська)
Плутовка, дерево, хвост, Ворона, глаза. («Ворона и Лисица»)
Старость, глаза, очки, Мартышка. («Мартышка и очки»)
Кот, пирог, плут, жаркое. («Кот и Повар»)
Лето, голод, кумушка, резвость. («Стрекоза и Муравей»)
О лисе («Ворона и Лисица”, “Лиса”, “Лисица и Осёл”)
О волке (“Волк и Ягнёнок”, “Волк на псарне”, “Волк и овцы”)
О медведе (“Квартет”, “Трудолюбивый Медведь”, “Медведь у пчёл”)
Об обезьяне (“Обезьяна”, “Квартет”, “Зеркало и обезьяна”)
«Бюро находок»
— В Бюро находок поступило много различных вещей. Разыщите их владельцев, сообщите их имена и адреса – назовите героев и басни.
3. Итог урока
— Закончить наш урок хочется словами Михаила Исаковского:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессменные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
4. Рефлексия
— Какие качества высмеиваются в баснях, а какие поощряются?
— Я вам желаю искоренять в себе недостатки и растить в себе хорошее, доброе!
Презентация по литературному чтению на тему «Басни» 3 класс
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Литературное чтение 3 класс
ТЕМА: БАСНИ ПРОДОЛЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.
Что такое басня; Виды басен, действующие лица (герои); Основные цели басни; Самые известные баснописцы; Примеры басен школьной программы; Познание басенной морали; Связь басен с народной мудростью. Содержание:
Эзоп КОШКА И МЫШИ Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят; С обманщиком не дружи; Ловец обманом берет; Обмани поле раз — оно обманет тебя девять раз. МУХИ Любишь кататься люби и саночки возить; За сладкое приходится горько расплачиваться. Эзоп
Л.Н. Толстой Чем меньше врётся, тем спокойней живётся. Раз солгал, навек вралём стал. Кто не врёт, тот спокойно живёт. Кто врёт, тому бы ежа в рот. Лживый хоть правду скажет, никто не поверит Вранье не споро, попутает скоро. Вранью да небылицам короткий век.
Бодливой корове Бог рог не дает Мал клоп да вонюч Видит око, да зуб неймет. От горшка два вершка Словами туды-сюды, а делами никуды Слон и Моська
Много шума из ничего; Пустая бочка пуще гремит; Пустая бочка гремит а полная молчит; Много шуму — мало проку; Звону много, да толку мало; ДВЕ БОЧКИ Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку;
Осип Мандельштам Чужими руками жар загребать; На чужом горбу в рай не вЪехать; На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай; На чужом платье не накрасоваться; Чужим умом не будешь умен.
Спасибо за внимание!
Автор: Мещерякова Л.А. учитель начальных классов МБОУ СОШ №85 им. Героя России Филипова.Р.Н. г.Воронеж
Данная презентация поможет учителю в подготовке к уроку по литературному чтению 3 класс на тему «Басни».
Использование презентации в процессе обучения меняет характер традиционного учебного занятия, делает его более живым и интересным. Её применение способствует расширению общего кругозора обучаемых, обогащает их знания.
Номер материала: ДБ-777813
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект 3 класса по литературному чтению на тему: « Басни И.А. Крылова».
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Басни какого автора мы с вами изучали на уроках литературного чтения?
Ивана Андреевича Крылова
Проблема проекта
В школе на изучение басен И.А. Крылова отводится несколько уроков, где мы успеваем лишь прочитать и проанализировать произведение, а времени на инсценирование не достаточно. Нам захотелось реализовать знания полученные на уроке в творческой деятельности. Басни И.А. Крылова – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Нам показалась интересной и увлекательной эта тема.
Просмотр содержимого документа
«Проект 3 класса по литературному чтению на тему: « Басни И.А. Крылова».»
Проект 3 класса по литературному чтению на тему: « Басни И.А. Крылова».
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
( Психологический настрой уч-ся на урок).
2. Сообщение темы и целей урока.
(Эзоп, И.Крылов, Лафонтен, Измайлов.)
Это писатели. Они писали басни.
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Басни какого автора мы с вами изучали на уроках литературного чтения?
Ивана Андреевича Крылова
В школе на изучение басен И.А. Крылова отводится несколько уроков, где мы успеваем лишь прочитать и проанализировать произведение, а времени на инсценирование не достаточно. Нам захотелось реализовать знания полученные на уроке в творческой деятельности. Басни И.А. Крылова – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Нам показалась интересной и увлекательной эта тема.
Сегодня наш урок посвящен проекту «Басни И.А. Крылова», в котором мы исследовали личность и творчество Крылова. Я предлагаю продолжить исследования и поделиться своими достижениями.
Цель проекта: изучить личность писателя, изучить басни, изучить жанр басни, познакомиться с крылатыми выражениями и пословицами в баснях, показать взаимосвязь моралей басен и пословиц, проинсценировать басни.
Наш проект состоит из четырех основных частей. «Теоретики», «Биограф», «Художники», «Актеры»
3. Личность писателя.
И.А. Крылов –великий русский поэт – баснописец.
Почему мы говорим – «русский»? Почему «великий»?
Сейчас мы более подробно остановимся на биографии Крылова.
Выступление Воробьевой Екатерины « Биография Крылова».
-Давайте попробуем выстроить модель жанра басни.
— Для чего пишут басни? (Чтобы высмеять недостатки людей)
— Из каких частей состоит басня? ( случай из жизни и мораль басни)
— В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских, социальных исторических, бытовых Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой ‑ либо черты характера.
Мы более подробно остановились на приеме иносказания и узнали какие животные характеризуют характер человека!
Выступление Малькова Сергея.
В большинстве случаев образ животного у Ивана Андреевича Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.
Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации.
Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел.
Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой‑либо социальной группы. Лев ― это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ― придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ― «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы.
Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.
Что символизирует муравей и стрекоза?
Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, легкомысленна.
Назовите мораль басни? И что она означает?
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.
Так чему же нас учит басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»?
И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.
Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить.
А сейчас давайте отдохнем и вспомним басни, с которыми мы знакомились.
а) « У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем»
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час
Так, что голову вскружило ». ( Стрекоза)
г) Кто смеялся над чужой бедой? ( Голубок)
ж) Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню? ( на псарню)
2.Угадать названия басни по морали.
1.Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна… ( Ворона и Лисица)
2.Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. ( Лебедь, Щука и Рак)
Рачёв Евгений Михайлович
Он писал: «Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного — добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек — на зверя или птицу. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую»
Великий русский портретист, живописец, график Валентин Александрович Серов оставил в наследство потомкам множество картин самой разной направленности. С детства Валентин Александрович обожал всякую «животину». Он любил наблюдать за животными, подмечать особенности поведения и сходства с людьми. Художник рисовал их много и охотно, поэтому, когда в 1895 году московский издатель, типограф, предприниматель Анатолий Иванович Мамонтов, предложил ему сделать серию иллюстраций к басням Ивана Крылова, Серов не раздумывал ни секунды.
Художник подолгу размышлял и изучал характеры не только басенных персонажей, но и реальных прототипов – животных. Он часто обращался к своим альбомам с зарисовками. В результате Серову удалось охарактеризовать героев, придать им выпуклость и реальность.
Популярные сейчас иллюстрации французского художника Франсуа Руйе выполнены в стиле детской мультипликации
Иллюстрации яркие, насыщенные красками и позитивные
Знаменитый Александр Дейнеко, иллюстрировал Крылова в своей привычной авангардистской манере.
Каких авторов иллюстрации вам больше всего понравились?
Хотя иллюстрации к басням И.Крылова сделаны разными художниками, они легко
узнаваемы. Мне больше всего понравились иллюстрации российского художника
Рачёва Евгения Михайловича. Они очень яркие и смешные.
В нашем классе проходил творческий конкурс посвященный Году Экологии, ребята выполняли поделки из вторичного сырья. В своих поделках они отразили главных героев басен.
6. Инсценировка басен.
Сейчас наши режиссеры и актеры представят свои басни.
Инсценировка басен: « Ворона и Лисица», «Слон и моська», Квартет.
7. Повторение изученных басен.
Мы с ребятами провели не большое исследование о крылатых выражениях и пословицах. Сейчас мы его представим.
Выступление Вежновец Веры
Пословицы и поговорки определяют духовные ценности общества и личности. Они являются устоявшимся элементом устной народной речи. Мы широко употребляем их в современной речи, не всегда осознавая их авторства.
Иногда трудно определить: пословица ли произошла из басни Крылова, или Крылов прекрасно проиллюстрировал пословицу своей басней. Басни И.А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений. Они заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления, заставляет задуматься над моралью. Давайте посмотрим это на примерах:
Пословицы и поговорки – это высоко нравственный жанр. Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.
Пословицы и поговорки впитали в себя многовековой нравственный опыт народа. Глубоки их исторические корни. Это делает их актуальными в наше время, так как они вводят ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщают к истокам народной культуры.
Что утверждают пословицы и поговорки?
Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.
Ребята давайте поделимся на группы и поработаем в них
3) « Крылатые слова». В волшебной шкатулке находятся крылатые слова.
-Из какой басни слова? ( Стрекоза и муравей)
-Из какой басни слова? ( Зеркало и Обезьяна)
Когда боится трус кого …»
(То думает, что на того
Весь свет глядит глазами.)
-Из какой басни слова? ( Мышь и Крыса)
-Что осуждается в басне? ( трусость)
г) « Когда в товарищах согласья нет…
( На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука)
-Из какой басни эти слова? ( Лебедь, Рак и Щука)
-что осуждается в басне? ( несогласие, разобщенность)
д) « Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»
-Из какой басни слова? (Чиж и Голубь)
-Что осуждается в басне? ( злорадство, не нужно смеяться над чужой бедой)
4.Работа над пословицами.
Прочитайте пословицы. К каким басням их можно отнести?
1.Дружно – не грузно, а врозь- хоть брось.
2.Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
3.Не рой яму другому- сам в нее попадешь.
(1-если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело)
(2-если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять)
(3-если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой.)
А сейчас давайте не много поиграем!
На карточках обозначены герои басен. На интерактивной доске.
-Какие герои басен здесь зашифрованы.
Учитель достает черный ящик.
-В ящике лежит предмет, при помощи которого можно увидеть, « что там за рожа».
-Зеркало. ( Зеркало и Обезьяна)
-В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.
-Очки ( Мартышка и Очки)
-Виноград ( Лисица и Виноград)
-Сыр. ( Ворона и Лисица)
-Дети должны разыскать их владельцев и сообщить адрес, адресом будут служить название басни.
-Что вам особенно запомнились, понравились? Что нового вы сегодня узнали?
А сейчас снова выберите кружок, который показывает уровень знания вами творчества И.А.Крылова. (красный, желтый, зеленый)
Составить кроссворды по басням
Проект на тему «Басни Крылова И.А.»
Литературное чтение, 3 класс, Начальная школа 21 век
Просмотр содержимого документа
«Проект на тему «Басни Крылова И.А.»»
МБОУ «Криволесская ОШ»
ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА ТЕМУ :
Учитель: Бодылева Е.А.
2015-2016 учебный год
1. Цели и задачи данного проекта
3. Биография писателя.
4. Басни и их нравоучительный смысл
5. Занимательный материал по творчеству И.А.Крылова
— изучить биографию великого баснописца;
— расширить представления о творчестве И. А. Крылова.
— подобрать и изучить литературу по данной теме;
— понять, чему учит каждая басня.
Именно поэтому нам захотелось ещё больше узнать о самом авторе и ещё больше прочитать его басен.
И.А. Крылов – поэт-баснописец, драматург. Он был писателем редкой судьбы.
Родился в Москве в семье бедного армейского капитана. После выхода отца в отставку семья поселилась в Твери.
После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.
Зимой 1782 г. Крылов переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. В Петербурге он нашёл то, о чём мечтал: образованных людей, книги, театр.
Он создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным. В журнале читатель без труда узнавал современную ему Россию. В типографии был произведён обыск и Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.
Всего при жизни Крылова вышло девять книг басен. Когда его спросили, почему он избрал такой род стихотворения, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».
Крылов прожил 75 лет. На его глазах совершались великие события в России. При нём родились, жили, работали великие русские писатели: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Тургенев.
В мире, пожалуй, было всего три таких мудреца: греческий раб-баснописец Эзоп, французский дворянин Лафонтен и наш российский «дедушка Крылов». Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости самого народа». Басни Крылова знали не только в России: ещё при жизни автора многие из них были переведены на западноевропейские языки и завоевали популярность во Франции, Германии, Англии.
Басни и их нравоучительный смысл
Басня «Ворона и лисица»
В этой басне высмеиваются лесть, глупость, баснописец осуждает обман и хитрость.
Басня » Лебедь, рак и щука»
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.
Басня «Волк и Ягнёнок»
У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?
Басня «Свинья по дубом»
Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни «Свинья под дубом», призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.
Занимательный материал по творчеству И.А.Крылова
Угадайте название басни по картинке
II. По описанию догадайся, о какой басне идет речь
— Героиня этой истории не сумела разобраться, как пользоваться одной вещью. От досады она её сломала. (Мартышка и очки)
-Героиня этой истории простодушна и доверчива, и потому хитрая противница обманом лишает её всего состояния.(Ворона и лисица).
-Героиня этой истории пела и танцевала все лето. А когда наступила зима, ей стало совсем не до веселья.(Стрекоза и муравей)
III. Разгадайте ребусы
Ответы: 1.Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 2. Моська «Слон и Моська», 3 Кукушка «Кукушка и Петух», 4. Щука «Лебедь, Щука и Рак»
IV. Прочитайте «Басню». Вы заметили, что её герои перепутались? Вспомните, из каких басен они собрались? Назовите правильные ответы
1.Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Да косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки –
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова.
Случилось соловью на шум их прилететь.
Тебя без скуки слушать можно».
Ответы: «Лебедь, Рак и Щука»; «Квартет»; «Мартышка и Очки».
Басни Крылова учат нас быть честными, справедливыми и добрыми. Учась на ошибках персонажей басен, мы пытаемся в будущем не допускать их и не попадаться на уловки и обманы нечестных и лживых людей.