Моё призвание-педагог хореограф
«Моя профессия – хореограф и это, мое призвание».
Испокон веков самой уважаемой и почитаемой была профессия учителя – хранителя, созидателя, творца. Поистине, нашу жизнь невозможно представить без учителей. Учителям люди вверяют самое дорогое в жизни – детей, внуков, значит, своё будущее.
«Трудно живётся и будет ещё труднее тем людям, которые не научились делать выбор» пишет Анатолий Гин, автор книги «Приемы педагогической техники».
К своему выбору – быть учителем – я шла постепенно, последовательно. Сейчас попытаюсь объяснить для себя, вспомнить, почему я выбрала этот нелёгкий путь.
Профессия педагога с раннего детства неудержимо привлекала меня. Когда мне было 5 лет, я уже мечтала об этом. Мама до сих пор вспоминает о том, как я играла «в школу» со своей младшей сестрой.Любовь к танцу привила мне Корчагина Нина Фёдоровна – мой преподаватель и достойный пример для подражания. На ее уроках всегда было интересно, но, самое главное, уютно и комфортно. Она открыла для меня увлекательнейший мир хореографии. Я испытывала счастье, выходя на сцену, одевая красивые костюмы, и видя одобряющий полный любви взгляд своего педагога.
По окончании школы я уже точно знала, что буду учителем танцев, что это именно мое. Обучение в Беловском Педагогическом колледже дало мне прекрасную подготовку к будущей профессиональной деятельности. Подготовку, как общепедагогическую, так и методическую, обширные и глубокие знания по преподаваемым дисциплинам, навыки организации урока и концертных мероприятий. В колледже я получила и самое важное — общение с интересными, увлеченными своей профессией людьми, которые своим примером показывали, как надо работать. Педагогическая деятельность открывает широкие возможности для саморазвития, самоорганизации и профессионального роста. Считаю, что хороший педагог – это тот, кто увлечен своим делом, всегда в поиске нового и владеет всеми современными технологиями.
Существует мнение, что быть учителем не престижно. Не самая высокая зарплата, колоссальные нагрузки. Однако «престижно» — не то слово, которым можно охарактеризовать нашу профессию. Когда я слышу выражение «престижная профессия», мне вспоминаются мои бывшие одноклассники, которые поступали на экономические и юридические факультеты, потому что это было модно. Нельзя становиться учителем только потому, что это «престижно». Прежде всего, надо любить детей, верить в каждого из них, находить «жемчужину» в каждой «раковине». Педагог никогда не должен забывать простую, но великую истину: «чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». (В. Ключевский). Быть не только наставником, но и другом. Трудности, неудачи, разочарования, усталость отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Их радостные лица, тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают в тебе силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Ты готов отбросить своё плохое настроение и идти вперёд, дарить ученику радость познания и помогать поверить в себя.
Педагог — высокое звание и удивительная профессия, которая дает возможность раскрыть и свою личность с разных сторон. Можно быть хорошим специалистом-предметником и мастером своего дела. Но хореография позволяет проявить свои артистические способности, и на уроках можно проявлять их в полной мере, реализовывать свои творческие замыслы и развивать способности ребят.
Я очень люблю делать с детьми постановки, готовиться к концертным выступлениям. Хороший хореограф должен быть хорошим режиссером и актером, иначе он неинтересен. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи.
Когда я начала работать в коллективе, мне пришлось столкнуться с массой трудностей: это и общение с родителями, «бумажная» работа, написание программ, и непредвиденные ситуации с детьми. При этом я должна была выглядеть безукоризненно. Оказалось, этому в колледже не учили. Поэтому училась «на ходу» и до сих пор учусь!
Анализируя свою работу, понимаю, что, с одной стороны, знаю немало, а с другой, – практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. «Уча других, мы учимся сами». Я к этому готова, потому что быть учителем – это мое призвание. Можно просто работать шофёром, почтальоном, дворником. И это будет твоя профессия, ничуть не хуже других. Но быть учителем без призвания, без осознания того, что это высшая твоя цель, невозможно.
Когда я пришла на свой первый урок, главным на уроке было все успеть, не забыть, не ошибиться. Но с каждой новой встречей с детьми я понимала, что не ошиблась в выборе профессии. На уроках от общения с детьми я получаю положительный заряд и массу удовольствия. Поистине, могущественна сила воздействия личности истинного учителя, учителя по призванию, на ученика. Если творческая счастливая жизнь начинается часто с одного урока, одной встречи с учителем, одного драгоценного его слова, то и горе, иногда несчастье на всю жизнь, может определиться одной педагогической ошибкой. Поэтому настоящим наставником может быть только тот, кто по зову сердца, по приказу души, по глубокому призванию быть наставником стал учителем. Перефразируя известный афоризм Льва Николаевича Толстого о писателе, можно сказать: учитель не тот, кто учит, а тот, кто не может не учить.
Вот уже более 11 лет я работаю с детьми. Накопила богатый педагогический опыт, пришло учительское мастерство, сформировался свой почерк преподавания предмета. Я научилась видеть перед собой не класс, а отдельную индивидуальность, неповторимую и уникальную. Умею чутко улавливать, читать настроение ребёнка по едва заметным признакам, в том числе, по глазам. А также я пришла к выводу, что нет неспособных и трудных детей, все дети творческие.
В свою работу я стараюсь привнести всё лучшее, полезное для эффективного обучения детей. Внимательно слежу за новыми хореографическими направлениями, перенимаю опыт других хореографов.
Участие в концертах, конкурсах, творческих поездках помогает детям развивать свои хореографические способности,а также общение в коллективе способствует гармоничному развитию личности. В репертуаре ансамбля танцы народов мира и, конечно же, русские народные танцы, поэтому очень рада тому, что воспитываю в детях патриотизм и любовь к родной культуре, истории и традициям русского народа.
Незаметно проходят годы. В настоящее время многие мои воспитанники стали выпускниками ансамбля и некоторые получают профессию хореографа. Я надеюсь, уже совсем скоро они начнут свою педагогическую работу с детьми. Им я передала не только знания, не только любовь к танцу, но и свою любовь к детям, понимание их переживаний, радостей, трудностей, активную жизненную позицию.
У меня сложилось свое представление об учительской профессии, свое педагогическое кредо. Его можно представить в виде солнца, где каждый лучик обозначает какое-то определенное качество учителя: любовь к детям, профессиональная компетентность, креативность, активная жизненная позиция, позитивный взгляд на жизнь.
На данный момент я стараюсь воспитывать в себе такие личностные качества, как самодисциплина, адекватность восприятия себя и действительности, твёрдая уверенность в себе и своих силах.
Я считаю себя счастливым человеком. Я — педагог! А это значит творчество и движение вперед! Я — педагог, и это моя судьба!