Программа кружка в гостях у сказки 2 класс по фгос

Сказки

Рабочая программа кружка «В гостях у сказки» 2 класс

специалист в области арт-терапии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Протопоповская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района

«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ШМО Зам. директора по ВР Директор школы

Орлова Т.А. Аланова К.Ю. Смирнов Ю.М

______________ _________________ _____________

Протокол № 1 от «25» августа 2016 г. Приказ № 60 от

«25» августа 2016 г. «26» августа 2016 г.

учителя начальных классов

ОРЛОВОЙ ТАТЬЯНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ

по внеурочной деятельности нравственного направления

Рассмотрена на заседании

учителей начальных классов

Предлагаемое тематическое планирование интегрированного курса кружковых занятий, включающего в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство, составлено на учебный год для 8-летних детей из расчета 1час в неделю, всего 2 – 68 часов.

Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей первоклассников.

Целью является нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

— воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

— воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;

— формирование активной жизненной позиции;

— развитие прикладных умений и навыков;

— развитие мелкой моторики;

— развитие устной речи, навыков общения;

— воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.

Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса:

К концу обучения учащиеся должны знать :

— популярные русские сказки и сказки народов мира;

— признаки сказки как жанра;

— виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

— правила работы с красками, пластилином, ножницами;

К концу обучения учащиеся должны уметь :

— слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

— иллюстрировать услышанное или прочитанное;

— пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

— передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

Содержание программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:

рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Планируемые образовательные результаты освоения курса.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

— определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

— проговаривать последовательность действий на уроке;

— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

— учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

— ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

— преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

— оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

— слушать и понимать речь других;

— выразительно читать и пересказывать текст;

— договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

— учиться работать в паре, группе;

— выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

— воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

— отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

— подробно пересказывать текст;

— составлять устный рассказ по картинке;

Календарно-тематическое планирование кружка «В гостях у сказки» 2 класс

«Сказки русских писателей».

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

Источник

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса «В гостях у сказки»

специалист в области арт-терапии

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки»

Рабочая программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009г. № 373 с изменениями);

санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 с изменениями);

основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»;

плана внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 1» ;

примерной программы по курсу «В гостях у сказки»

Занятия позволяют осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. Начало формирования потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; получить возможность познакомиться с культурно- историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями.

формирование обучающихся 12 классов как квалифицированных читателей;

формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти, расширение читательского кругозора;

развитие у обучающихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

пробудить в детях интерес к сказке, книге;

воспитание бережного отношения к книге;

воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

воспитание любви к природе, к близким, к родине;

развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики;

развитие устной речи, навыков общения;

формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.

Программа «В гостях у сказки» ориентирована на обучающихся 2-ых классов.

Занятия рассчитаны на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 часа в год.

Программа рассчитана на 1 год.

Формы и методы работы

Планируемые результаты освоения программы «В гостях у сказки»

В ходе реализации программы «В гостях у сказки» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником,социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни):

приобретение школьниками знаний о роли чтения в жизни человека, о мире детской литературы, о круге чтения, о потребности чтения, о русских и зарубежных сказочниках, о видах работы с текстом и книгой, о способах выражения эмоций и настроения в процессечтения, инсценировки сказочных произведений, об анализе поступков героев сказочных произведений с точки зрения норм морали; соотнесение своих поступков с поступками полюбившихся литературных героев, осмысление нравственных образцов и «примеривании» их на себя.

Читайте также:  Рассказ н павлова самая зимостойкая яблоня

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

развитие ценностного отношения школьника к русскому народу, родной культуре, этическим нормам, нравственным ценностям, осознание значимости систематического чтения для своего дальнейшего развития, роли художественного чтения как способа самовоспитания.

Результаты третьего уровня ( приобретения школьниками опыта самостоятельного социального действия):

школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт заботы о младших и организации их досуга, опыт самостоятельной организации праздников и конкурсов для других людей, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

К концу обучения учащиеся должны знать :

популярные русские народные и авторские сказки;

признаки сказки как жанра;

виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

К концу обучения учащиеся должны уметь :

слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

иллюстрировать услышанное или прочитанное;

пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Эмоционально «проживать » текст, выражать свои эмоции;

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя;

Проговаривать последовательность действий;

Учиться высказывать предположение на основе работы с иллюстрацией;

Учиться работать по предложенному плану.

Ориентироваться в книге;

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Делать выводы в результате совместной работы педагога и группы учащихся;

Подробно или выборочно пересказывать небольшие тексты.

Участвовать в беседе о прочитанной сказке, выражать мнение;

Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

Слушать и понимать речь других;

Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;

Соблюдать правила общения.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений :

Воспринимать на слух художественный текст в исполнении педагога, учащихся;

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Пересказывать текст полностью, кратко;

Составлять устный рассказ по иллюстрации.

Содержание курса «В гостях у сказки»

Сказки народов мира (6ч.)

Преобразовывать информацию из одной формы в другие, пересказывать тексты кратко и подробно

Слушание, беседа по содержанию, рисование героев карандашами.

Авторских и русские народные сказки (12ч.)

Пересказывать тексты кратко и подробно, делать вывод в результате совместной работы группы кружковцев и педагога

Слушание, инсценировка отдельных эпизодов сказки, составление сказки по рисункам.

Зарубежные сказки (4ч.)

Преобразовывать информацию из одной формы в другие, пересказывать тексты кратко и подробно

Викторина по знакомым сказкам, загадки, игра

Итоговые занятия (3ч.)

Проявлять интерес к творческим успехам товарищей

Выставка поделок, рисунков, портфолио.

Источник

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе «В гостях у сказки»

специалист в области арт-терапии

Рабочая программа разработана на основе программы по внеурочной

деятельности для 2 класса в соответствии с ФГОС начального

Место курса в учебном плане

Согласно учебному плану МОУ «Ялгинская СОШ» всего на внеурочную деятельность «В гостях у сказки» во 2 классе отводится 34 ч (1 ч в неделю).

формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа.

— Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки.

— Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

— Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского народа.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Данная инновационная культурно-образовательная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми русских народных и авторских сказок с использованием на занятиях краеведческих материалов школьного музея «Теремок» с его выставками, экспозициями, интерьерами, старинными предметами быта и ремесла русского народа.

Читайте также:  Рассказ про барсука который обжег нос

Осознать духовный мир русских народных и авторских сказок детям помогает использование на занятиях таких современных форм и методов, как беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, инсценизация и театрализация, музейные экскурсии, а также просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, что способствует формированию у детей способности интерпретировать сказку, извлекая из нее нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, лепка, сочинительство, шитье, изготовление кукол, декораций, постановка спектаклей.

Программа имеет интегрированный характер. Она может быть использована на уроках чтения, русского языка, основ православной культуры, при проведении классных часов, бесед с участием родителей, школьных праздников. Подведение итогов занятий рекомендуется провести в различных формах общественной презентации: выставка творческих работ и поделок, путешествие в сказку, литературный аукцион, конкурс, спектакль.

Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7-8 лет (первые и вторые классы) в течение двух лет в объеме 34 часов в год (по одному часу в неделю).

В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционал ьно «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

учиться работать по предложенному учителем плану

ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Планируемые результаты работы по программе

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

— популярные русские народные сказки;

— популярные сказки разных народов;

— сказки отечественных и зарубежных авторов;

— признаки сказки как жанра;

— виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных);

— правила работы с красками, пластилином, ножницами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

— слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

— иллюстрировать услышанное или прочитанное;

— пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

— передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;

— определять главную мысль сказки и поучительную ценность;

— работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.

Учебно-тематический план по курсу «Воспитание сказкой»

Вводное занятие. «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок»

Путешествие в сказку

Русская народная сказка «Колобок»

Содержание курса первого года обучения

1. Вводное занятие. «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».

Сюжетно-ролевая игра по мотивам русской народной сказки «Колобок». Беседа-диалог: «Хвастовство и самонадеянность до добра не доведут». Распределение и пробы ролей в спектакле «Колобок». Разучивание ролей с применением голосовых модуляций.

2. Путешествие в сказку.

Знакомство с выставкой народных сказок и иллюстрациями к ним. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?» Посещение спектакля кукольного театра. Особенности работы кукловода. Технология выкроек кукол. Изготовление кукол для сказки «Колобок», отработка техники движения куклы на руке.

3. Русская народная сказка «Колобок».

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актеров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Генеральная репетиция. Показ спектакля перед учащимися.

4. Сказки о животных.

Знакомство с русскими народными сказками о животных: «Петушок и бобовое зернышки», «Зимовье зверей», «Петушок – золотой гребешок», «Ворона и рак», «Звери в яме», «Волк и семеро козлят», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Коза-дереза», «Кот, дрозд, петушок – золотой гребешок», «Заячья избушка», «Заяц – хваста», «У страха глаза велики».

5. Волшебные сказки.

Знакомство со сказками: «Морозко», «Снегурушка», «Кощей бессмертный», «Елена премудрая», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «Василиса прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка», «Ивашка и ведьма», «Волшебное кольцо», «Про Емелю-дурака».

Знакомство с бытовыми сказками: «Дележ гуся», «Два брата», «Мужик и барин», «Семилетка», «Царь и портной», «Солдат и черт», «Болтливая старуха».

Источник

Рабочая программа кружка «В гостях у сказки»

специалист в области арт-терапии

МОУО «Отдел образования Администрации Куртамышского района»

МКОУ Куртамышского района «Нижневская СОШ»

на заседании педагогического совета школы

Протокол № от « » ________ 201_ года

№ от « » _________201_ года

И.о.директора МКОУ Куртамышского района

Уровень освоения программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 6 – 8 лет

Срок реализации 1 год

Автор-составитель: Постовалова Елена Владимировна,

учитель начальных классов.

Содержание

Паспорт программы

Ф.И.О. автора-составителя программы

Постовалова Елена Владимировна

Учреждение, где планируется реализация программы

Муниципальное казенное учреждение

Дополнительного образования Куртамышского района «Дом детства и юношества».

Читайте также:  Поучительные сказки для детей про дружбу

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Образовательная область деятельности

Культурология, художество, творчество, эстетика

Объём часов по годам обучения

1 год обучения: 33 часа.

Уровень освоения содержания образования

Формирование первоклассников как читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.

С какого года реализуется программа

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

1. Пояснительная записка

1.1 Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В гостях у сказки» имеет духовно-нравственную направленность направленность и реализуется с 2019 года. Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; на основе сборника основе сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011., с использованием методического пособия Д.В. Григорьев «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2011г.

1.2 Актуальность программы

Внеурочная деятельность «В гостях у сказки» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика – читателя.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно – этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

1.3 Цель и задачи программы

Цель: формирование первоклассников как читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.

• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.

• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей.

1.4 Адресат программы:

В период обучения принимаются все поступающие, специального отбора не производится.

По программе «В гостях у сказки» занимаются обучающиеся 6 – 8 лет.

1 год обучения – 20 человек.

Объём и сроки освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения – 33 часа.

Форма обучения – очная.

Программой предусматриваются различные формы организации образовательного процесса:

традиционное занятие-практикум (беседа, рассказ учителя, слушание);

занятия на основе нетрадиционной организации учебного процесса (презентация);

занятия, имитирующие общественную практику (составление сказок, загадок, ребусов, иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций).

Новизна программы. В процессе данного курса внеурочной деятельности обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка. Включает следующие виды речевой и читательской деятельности: умение читать, слушать, говорить. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков. Ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Проводится совершенствование устной речи (умения слушать и говорить). Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Совершенствуется монологическая речь обучающихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Обучающиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения, делают рисунок, отражающий настроение и видение ребенка.

Данная программа раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.

1.5 Планируемые результаты.

Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса:

способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный и подвижный);

чертёж, рисунок, набросок, иллюстрация;

работа с разными средствами изобразительного искусства.

выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;

реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;

с помощью учителя анализировать произведение, планировать практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;

размышлять о характере и поступках героя;

высказывать своё отношение к прочитанному;

различать народную и литературную сказки;

находить в сказке зачин, концовку, сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп — положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи.

Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса:

К концу обучения учащиеся должны знать :

— популярные русские и татарские народные сказки;

— признаки сказки как жанра;

— виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

— правила работы с красками, пластилином, ножницами;

К концу обучения учащиеся должны уметь :

— слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

— иллюстрировать услышанное или прочитанное;

— пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

— передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

Источник

Познавательное и интересное