Произведение кому на руси жить хорошо роман эпопея рассказ эпопея поэма эпопея повесть эпопея

Сказки

Контрольный тест по произведению Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

специалист в области арт-терапии

Контрольный тест по произведению Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1) Определите жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо»

а) роман-эпопея б) рассказ-эпопея в) поэма-эпопея г) повесть-эпопея

2) На поиски кого отправились мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) счастливого б) богатого в) доброго г) волшебные предметы

3) Где встречаются мужики для великого спора и по какой земле держат путь в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) в Москве б) в Петербурге в) «в каком селе – угадывай» г) «в Подтянутой губернии»

4) Какие мотивы звучат в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить…»?

а) былинные б) песенные в) сказочные г) мотивы легенд

5) Сколько мужиков ведут спор на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) десять б) шесть в) девять г) семь

6) Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» провел 20 лет на каторге?

а) Савелий б) Матрена Тимофеевна в) Яким Нагой г) Гриша Добросклонов

7) О ком говорит автор в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: « И сам на землю матушку . Похож он: шея бурая, как пласт, сохой отрезанный, кирпичное лицо» ?

а) Савелий б) Яким Нагой в) Гриша Добросклонов г) Ермил Гирин

а) Яким Нагой б) Ермил Гирин в) Матрена Тимофеевна г) Савелий

9) За что уважает автор Матрену Тимофеевну?

а) за долготерпение и многострадание б) за умение справляться с трудностями, находить выход из сложных ситуаций в) за хозяйственность и домовитость г) за верность русским традициям

10) Почему несчастливы поп, помещик?

а) крестьяне у них забрали все, что было б) они не понимают своего счастья

в) «порвалась цепь великая»: мужик обеспечивал им спокойное существование г) они глупы и ограниченны

11) Кто, по мнению Некрасова, счастливый в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) Оболт-Оболдуев б) Григория Добросклонова в) поп г) Матрена Тимофеевна

12) Каков, по мнению Некрасова путь к счастью?

а) покорность и смирение б) холопское угодничество в) путь борьбы и противостояния г) накопительство

13) Чем отличается путь противостояния Гриши Добросклонова от протеста Якима и Савелия?

а) это сознательный выбор жизненного пути б) его судьба тяжелее, чем у Якима и Савелия в) отличия в жизненных позициях нет

14) Кому адресованы эти строки Н.А. Некрасова:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

а) Гриша Добросклонов

15) Прототипом образа Гриши Добросклонова стал
а) Добролюбов
б) Герцен
в) Белинский

Дайте характеристику любому герою поэмы. Каково ваше отношение к нему? Почему?

Источник

Произведение кому на руси жить хорошо роман эпопея рассказ эпопея поэма эпопея повесть эпопея

Тест по творчеству Н. А. Некрасова. Стихотворения. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо».Ответы.

б) Алексей Николаевич

в) Сергей Алексеевич

г) Николай Алексеевич

а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»

б) участвовал в обороне Севастополя

в) был редактором журнала «Современник»

г) был влюблен в П. Виардо

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Петербургском университете

4) Произведение «Кому на Руси жить хорошо»

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову:

б) «Невский проспект»

в) «Памяти Добролюбова»

6) Какую деревню не упомянули в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

7) Кого искали мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

8) Кто из животного мира помог мужикам в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо», подарил им скатерть-самобранку?

9) Кто в поэме счастьем считал «покой, богатство, честь»?

а) помещик Оболт-Оболдуев

в) Григорий Добросклонов

10) Действие «Кому на Руси жить хорошо» происходит

в) «в каком селе – угадывай»

11)Черты какого жанра использует Некрасов в «Прологе» «Кому на Руси жить…»?

12) Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником?

г) Гриша Добросклонов

13) Какова доля русской женщины, представленная в поэме «Кому на Руси…»

а) женская доля так же тяжела, как мужская

б) женская доля тяжелее мужской

в) женская доля легче мужской

г) женщина вообще никакой доли не имеет

14) Определите стихотворный размер: «Сейте разумное, доброе, вечное…»

15) Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) купчину толстопузого

б) Григория Добросклонова

16) Кто из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прямо не участвует в действии?

17) Кто рассказал о себе:

а) Матрена Тимофеевна

б) Ненила Власьевна

в) княжна Переметьева

г) старуха старая, рябая, одноглазая

18) О каком персонаже идет речь?

а) проворная Орефьевна, бурмистрова кума

б) Ненила Власьевна

в) княжна Переметьева

г) Матрена Тимофеевна

19) Назовите стихотворение Н. Некрасова, посвященное Н. А. Добролюбову

20) Как называется литературное направление, возникшее в русской литературе в 30-40 годы XIX века, стремящееся объективно изобразить окружающую действительность?

1) Годы жизни Н Некрасова:

2) В жизни Некрасова

а) была ссылка на Кавказ в действующую армию

б) были испытания в Петербургском университете (вопреки воле отца), которые он не выдержал

в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина

г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

3) Некрасов учился в

а) Петербургском университете

б) Царскосельском лицее

в) Нежинской гимназии

г) Симбирском университете

4) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову:

а) «Дворянское гнездо»

б) «Памяти Добролюбова»

6) Произведение «Кому на Руси жить хорошо»

7) Сколько мужиков встретились на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

8) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» это происходит:

9) Кого первого встретили мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

а) купчину толстопузого

в) крестьянку, Матрену Тимофеевну

б) купец Алтынников

в) «Сельская ярмонка»

12) Какую роль в поэме «Кому на Руси жить хорошо» играет образ Якима Нагого?

а) показывает трудолюбие русского крестьянства

б) показывает роль красоты в жизни русского крестьянства

в) показывает роль юродивого в жизни русского крестьянства

г) показывает протест русского крестьянства

13) Какие черты помещичьего класса не отразились в образе Оболта-Оболдуева?

14) ) Кому адресованы строки: «Ему судьба готовила/ Путь славный, имя громкое/ Народного заступника/ Чахотку и Сибирь»

а) Григорию Добросклонову

б) Григорий Добросклонов

16) Кто рассказал о себе:

а) Матрена Тимофеевна

б) Ненила Власьевна

в) княжна Переметьева

г) старуха старая, рябая, одноглазая

17) Чья портретная характеристика?

б) Григорий Добросклонов

18) О каком персонаже идет речь?

б) Григорий Добросклонов

19) Укажите, в каком стихотворении Н.Некрасов обращается к молодому поколению со следующими словами: «Пускай нам говорит изменчивая мода, /Что тема старая – «страдания народа»/ И что поэзия забыть ее должна…»?

20) Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной Н. Некрасовым картины мира?

1 вариант
1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-б, 6-г, 7-а, 8-в, 9-б, 10-в, 11-г, 12-а, 13-б, 14-а, 15-б, 16-г, 17-а, 18-г, 19-«Памяти Добролюбова», 20-реализм
2 вариант
1-в, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-б, 7-в, 8-а, 9-г, 10-а, 11-в, 12-б, 13-в, 14-а, 15-г, 16-а, 17-а, 18-г, 19-«Элегия», 20-реализм

Тест составила Савостьянова Т.И.

Источник

Тест с ответами: Н.А.Некрасов “Кому на Руси жить хорошо?”

1. Количество странников:
а) 3
б) 4
в) 6
г) 7+

2. Название губернии:
а) Подтянутая+
б) Забитая
в) Прогнутая
г) Голодная

3. Дорога, на которой собрались мужики:
а) деревенская
б) городская
в) ближняя
г) столбовая+

4. Имя, которого не было среди мужиков:
а) Иван
б) Пахом
в) Тимофей+
г) Роман

5. Счастливой жизни хотели узнать:
а) у крестьян
б) у попа+
в) у каторжников
г) у революционеров

6. Сказочный элемент, помогающий странникам:
а) сапоги-скороходы
б) скатерть-самобранка+
в) ковёр-самолёт

7. Имя крестьянки, рассказывающей странникам свою историю жизни:
а) Матрёна Петровна
б) Мария Ивановна
в) Марфа Петровна
г) Матрёна Тимофеевна+

8. Прозвищем крестьянки было:
а) губернаторша+
б) несчастливица
в) красавица
г) невезуха

9. Помещик Поливанов в благодарность за службу холопа Якова:
а) Бил его+
б) Кормил его досыта
в) Одаривал новой рубахой

10. Гриша Добросклонов думает:
а) О том, как бы вкуснее поесть, да напиться всласть
б) Обо всей загадочной Руси, как о матушке+
в) О том, как бы попасть на службу к царю

11. Имя мужа крестьянки:
а) Егор
б) Ефим
в) Филип+
г) Константин

12. Имя первенца крестьянки:
а) Денис
б) Дмитрий
в) Демушка+
г) Дермидор

13. Имя сына, которого спасла крестьянка:
а) Федор
б) Федот+
в) Феодосий
г) Фенис

14. Н.А. Некрасов считает счастливым за его дела в поэме:
а) Царя
б) Гришу Добросклонова+
в) Попа
г) крестьянку

15. Народный правдолюбец, крестьянский проповедник в поэме « Кому на Руси жить хорошо»:
а) Гриша Добросклонов+
б) Ермила Гирин
в) Яким Ногой
г) Матрёна Тимофеевна

16. Н.А. Некрасов адресовал эти строки:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь?
а) Грише Добросклонову+
б) Ермилу Гирину
в) Якиму Ногой
г) Деду Савелию

17. Что проявляется в поэме « Кому на Руси жить хорошо»?
а) Народный юмор
б) Народная трагедия+
в) Социальная сатира
г) Политический сарказм

Читайте также:  Рассказы носова читать для детей заплатка

18. Жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо»
а) роман-эпопея
б) рассказ-эпопея
в) поэма-эпопея+
г) повесть-эпопея

19. Какой вид композиции имеет произведение:
а) кольцевая+
б) календарная
в) зеркальная

20. Прототип образа Гриши Добросклонова:
а) Добролюбов+
б) Герцен
в) Белинский
г) Писарев

21. Род литературы, к которому относится поэма «Кому на Руси жить хорошо»:
а) драматический
в) эпический
б) лирический
г) лиро-эпический+

22. Год, в котором Н. А. Некрасов начал писать поэму «Кому на Руси жить хорошо»:
а) 1863+
в) 1865
б) 1864
г) 1868

23. Сюжетно – композиционная особенность произведения:
а) эпилог
в) пролог+
б) экспозиция
г) эпиграф

24. Социальный статус крестьян-правдоискателей:
а) вольноотпущенные
б) крепостные
в) временнообязанные+
г) свободные

25. Жанр, которого нет в поэме:
а) притча
б) баллада+
в) плач
г) былина

26. Герой, не являющийся крестьянином:
а) гаврило+
б) демьян
в) яким
г) влас

27. Село, в котором герои были на ярмарке:
а) Корежино
б) Усолово
в) Кузьминское+
г) Вахлачина

28. Чья племянница сироточка Устиньюшка?
а) Якова
б) Овсянникова+
в) Власа Ильича
г) Макара Федосеича

29. Этой героини нет в поэме:
а) Матрена Тимофеевна
б) Елена Александровна
в) Гертруда Александровна
г) Таисия Савельевна+

30. Герой пребывавший в Песочном монастыре:
а) Иона Ляпушкин
б) Пан Глуховской
в) Савелий Корчагин+
г) Христиан Христианыч

31. Этой главы нет в части «Крестьянка»:
а) «Лиодорушка»+
б) «Песни»
в) «Волчица»
г) «Трудный год»

32. Часть поэмы «Пир на весь мир» посвящена:
а) В.С. Белинскому
б) С.П. Боткину+
в) Н.А. Добролюбову
г) И.И. Панаеву

33. Этого правдоискателя не было в поэме:
а) царь
б) помещик
в) граф +
г) министр

34. Подарок, который привозит Филипп жене из Питера:
а) платочек шелковый+
б)башмаки сафьяновые
в) сорочку расшитую
г) юбку бархатную

35. Жанр, которого нет в поэме:
а)загадка
б) песня
в) миф+
г) былина

36. Героиня, которая не принадлежит крестьянскому сословию:
а)Домна
б) Матрена
в) Орефьевна
г) Елена+

37. Песнь, которой нет в поэме:
а) «Солдатская»
б) «Соленая»
в) «Голодная»
г) «Женская»+

38. Село, где крестьяне-правдоискатели попали на пир:
а) Корежино
б) Усолово+
в) Кузьминское
г) Вахлачина

39. Дьячок:
а) Яким
б) Трифон
в) Пахом
г) Ионушка+

40. Мать Савушки:
а) Матрена Тимофеевна+
б) Елена Александровна+
в) Ненила Власьевна
г) Домна

41. Герой, который учился грамоте в остроге в Буй-городе:
а) Гаврило Афанасьевич
б) Шалашников
в) Савелий Корчагин+
г) Христиан Христианыч

42. Кого ищут мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
а) счастливого+
б) богатого
в) доброго
г) волшебные предметы

43. Место, где встречаются мужики для великого спора и по какой земле держат путь в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) в Москве
б) в Петербурге
в) «в каком селе – угадывай»+
г) «в Подтянутой губернии»

44. Мотивы, звучащие в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить…»:
а) былинные
б) песенные
в) сказочные+
г) мотивы легенд

45. Количество мужиков, ведущих спор на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
а) десять
б) шесть
в) девять
г) семь+

46. Герой, который провел 20 лет на каторге:
а) Савелий+
б) Матрена Тимофеевна
в) Яким Нагой
г) Гриша Добросклонов

47. Про кого говорит Некрасов?
«И сам на землю — матушку. Похож он: шея бурая, как пласт, сохой отрезанный, кирпичное лицо»:
а) про Савелия
б) про Якима Нагого+
в) про Гришу Добросклонова
г) про Ермилу Гирина

48. Герой, отказавшийся ради народной правды от материальных благ – покоя, богатства:
а) Яким Нагой
б) Ермил Гирин+
в) Матрена Тимофеевна
г) Савелий

49. Автор уважает Матрену Тимофеевну:
а) за долготерпение и многострадание
б) за умение справляться с трудностями, находить выход из сложных ситуаций+
в) за хозяйственность и домовитость
г) за верность русским традициям

50. Поп и помещик несчастны, потому что …
а) крестьяне у них забрали все, что было
б) они не понимают своего счастья
в) «порвалась цепь великая»: мужик обеспечивал им спокойное существование+
г) они глупы и ограниченны

51. Некрасов считает, что путь к счастью – это …
а) покорность и смирение
б) холопское угодничество
в) путь борьбы и противостояния+
г) накопительство

52. Глава «О двух великих грешниках» говорит читателю о том, что….
а) убийство угнетателя не грех+
б) грехи необходимо искупать страданием
в) грехи человеческие искупить нельзя
г) убийство угнетателя – грех

53. В чем отличие пути противостояния Гриши Добросклонова от протеста Якима и Савелия?
а) это сознательный выбор жизненного пути+
б) его судьба тяжелее, чем у Якима и Савелия
в) отличия в жизненных позициях нет

54. Соотнесите:
а) Утятин
б) Яким Нагой
в) Ермил Гирин
г) Гриша Добросклонов
1. «Пьяная ночь»
2. «Счастливые»
3. «Пир на весь мир»
4. «Последыш»
Ответы:
а – 4, б – 1, в – 2, г – 3

55. Что делают мужики, собравшись на дороге?
а) Травят байки
б) Спят
в) Затевают спор+

56. Кто подсказывает мужикам, где искать скатерть – самобранку?
а) Птичка+
б) Лиса
в) Солдат

57. Какую еще функцию выполняет скатерть самобраная?
а) Песни поет
б) Чинит и стирает их одежду+
в) Рассказывает сказки

58. Первого о счастье спрашивают мужики:
а) Нищего
б) Солдата
в) Попа+

59. Поп доволен своей жизнью?
а) Да
б) Нет+

60. После разговора с попом, куда отправляются мужики?
а) На ярмарку+
б) В кабак
в) В церковь

61. Старик Вавила внучке не может купить:
а) Баранки
б) Дудочку
в) Башмачки+

62. Бойкий торговый день заканчивается:
а) Пьянками и драками+
б) Весёлым гуляньем
в) Все тих расходятся по домам

63. По мнению мужиков, трезвому человеку на Руси жить невозможно потому что ….
а) Иначе солнца не видно и не согреться никак
б) Иначе его бабы не любят и звери лютые не боятся
в) Он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды+

64. Яким Нагой из:
а) Неелова
б) Горелова
в) Босово+
г) Знобишина

65. После крестьянского долга Ермила Гирин оказался:
а) В остроге+
б) В могиле
в) На службе у царя

66. Семья, в которой до замужества жила Матрена Корчагина:
а) В бедной и пьющей
б) В непьющей и зажиточной+
в) Где все болели и умирали каждый год

67. Провинность пастушка Федота сына Матрёны:
а) Заблудился в лесу
б) Заснул и потерял корову в лесу
в) Позволил волчице унести овцу+

68. Крестьяне помогают скрыть от выжившего из ума помещика Утятина:
а) Утрату любимой лошади
б) Смену власти в России
в) Отмену крепостного права+

Источник

Краткое содержание по главам «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо» — это повествование в жанре поэмы Н.А. Некрасова о путешествии семерых российских крестьян, которые пытались найти счастливого человека.

Написана поэма в конце 60-70-хх годов 19 века, когда как раз было отменено крепостное право в виду проведенной Александром Вторым реформы. Сюжет раскрывает неприятную особенность того, что вместо того чтобы исчезнуть всем старым порокам, добавились еще и новые.

Само же произведение напоминает русские народные сказания. Предлагаю ознакомиться с кратким содержанием «Кому на Руси жить хорошо» по главам.

Главные герои

Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом, Пров — семеро крестьян, которые отправились на поиски по настоящему счастливого человека.

Другие персонажи

Ермил Гирин — первый, кого путешествующие крестьяне стали проверять на соответствие статуса счастливого человека, честный бурмистр, очень уважаемый крестьянами.

Матрёна Корчагина (Губернаторша) — крестьянка, в деревне именно ее называли счастливым человеком.

Савелий — дед мужа Матрёны Корчагиной. Старец дожил до ста лет.

Князь Утятин (Последыш) — старый помещик, самодур, от которого его же семья скрывает, что крепостное право уже отменено.

Влас — крестьянин, бурмистр деревни, которой некогда управлял Утятин.

Гриша Добросклонов — обучающийся в семинарии, сын дьяка, грезил, когда же будет освобождение русского народа; прототипом был революционный демократ Н. Добролюбов.

Краткое содержание

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Пролог

В один день семь крестьянских мужиков сходятся на дорожке столбовой. Это: Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, старих Пахом и Пров. Родом они все из Терпигорево. По соседству также есть деревни Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко. Каждое название деревни говорит само за себя и о том, как там живется крестьянам.

Встретились мужики, поздоровкались «Здравствуйте!», и завелся у них меж собою разговор, кому на Руси жить хорошо, да вольготно?

Каждый высказывал свое мнение. Но мнения каждого другим мужиках не нравились, поэтому они начали кричать, спорить. Чуть до драки дело не дошло. Никто не хотел уступать. У одного хорошо живется только помещику, другой приписывал статус хорошей жизни чиновнику, третий – попу, да «купчине толстопузому», «вельможному боярину», министру или царю.

Если в то время посмотреть бы со стороны на толпу мужиков, кричащих и размахивающих рукавами, то могло показаться, что они там клад нашли и не могут меж собою его поделить.

Они настолько увлеклись обсуждением данной проблемы, что забыли куда и шли с утра из своих деревень, а дела были очень важные – один на крестины ребенка, другой на базар… За спором, да выяснением, кому на Руси жить хорошо, мужики не заметили, как и ночь наступила, и идут они уже в неизвестном направлении.

Читайте также:  Рассказ про евсейку 3 класс гдз

Устав от спора, они присаживаются отдохнуть, но спор на заканчивают. А вскоре и вовсе дело до драки дошло.

Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.

От их драки весь лес переполошился, всех зверей да птиц на ноги поставили: кто замычал, кто за пищал, хищные звери и те подальше в лес убежать поспешили.

А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал.

Даже птенец из гнезда выпал со страху от мужицких криков, да драки. После, когда они подрались, они обратили внимание на птенца, начали его ловить. Пахом высказался, что пташке легче, чем мужику. Он даже позавидовал, что будь у него крылья, он бы всю Русь облетел, чтобы найти того, кому лучше всех живется.

Остальные говорят, что и крыльев не надо иметь, лишь бы хлеб, да водочка с огурчиками, квасок, да чаёк, тогда бы они пешком по Руси прошли в поисках счастливчика.

За спором мужики не заметили, как подлетела пеночка за своим птенчиком. Она даже предложила им все богатства мира за своего птенчика, что ни попросят, всё им даст.

Мужики согласились с превеликим удовольствием. Птичка показала им место, где закопано сокровище – скатерть-самобранка в коробочке. Потом пеночка заколдовывает их одежду, чтобы она не снашивалась, да обувку, чтобы не стаптывалась, портянки заколдовывает, чтобы не изопрели, а на самих наговаривает, чтобы не обовшивели. Свершив сие чудо, улетает с птенчиком.

А перед тем как улететь, предупреждает, что со скатерти есть могут, сколько хотят, но водки больше ведра в день чтобы не заказывали.

И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!

Мужики побежали в лес и там нашли чудо-скатерть-самобранку. Они тут же устроили пир, а потом договорились, что не вернутся домой, пока не найдут того, кому на Руси жить хорошо, да вольготно.

И вот теперь начинается их путешествие.

Глава 1. Поп

Идут мужики вдоль берёзовой рощи по широкой дорожке, разных людей встречают по пути встречают. Больше всего крестьяне попадаются, солдаты, мастеровые, да нищий народ всякий малый. С ними мужики даже не заговаривают. Так видно, счастья у них не лишку.

Вечером на пути им попадается поп. Перегородили мужики попу дорогу, низко поклонились, да начали пытать его: «Сладка ли жизнь поповская?».

Священнослужитель долго думал, прежде чем заговорить в ответ, а потом промолвил, что на Бога роптать, конечно, грех, потому он просто опишет, как ему живётся, а они уже понимайте, как знаете, хороша ли у него жизнь.

По мнению попа, счастье может быть в трех вещах – покое, богатстве и чести. Что касаемо первого – покоя, то его у священника отродяся не бывало. Должность ему достаётся тяжело, а потом и служенье тоже не в радость. Ведь с кем он дело имеет? Сироты ревут, вдовы кричат, умирающие стонут. Какой уж тут душевный покой.

Что касаемо почёта, то и тут своё – каждый, кто остёр из народа, всякий на него внимание обращает, сказки да небылицы про него придумывают, анекдоты всякие про него самого, да про всё его семейство – и попадье, и детям поповским достаётся.

Богатство тоже дело переменное. В старые времена, когда попа уважали, да ценили, свадьбы пышные были, а умирать на родину приезжали, тогда и работы было у священников вдоволь. А теперь все разбрелись по чужбинам, потому и заработок в медные пятаки упёрся.

«Крестьянин сам нуждается,
И рад бы дал, да нечего…»

Окончив свою речь, священник отправился по своим поповским делам дальше. Мужики же набросились на Луку, который говорил, что попу хорошо живётся. Начали мужики упрекать Луку и обвинять в глупости, ведь поповское житьё только на первый взгляд оказалось хорошим.

Мужики захотели даже отлупить Луку за неправдивое высказывание о счастливой поповской жизни, но тут они заметили в конце дороги суровое лицо попа, и драка отменилась.

Глава 2. Сельская ярмонка

Путь мужицкий продолжается. Идут они дальше, а по пути им только пустые деревни попадаются. Неожиданно встречают седока и спрашивают, куда народ из деревень подевался?

«Ушли в село Кузьминское,
Сегодня там и ярмонка…»

Мужики туда же направили свой путь – на ярмарку, вдруг там кто-то счастливо живёт.

Кузьминское – село богатое, хоть и чумазое. Там две церкви, закрытое училище, грязная гостиница. Даже фельдшер в деревне имеется. Какое село, такая и ярмарка – тоже богатая. Самое большое богатство в селе – это множество кабаков больших и малых, наливать не успевают, сколько там желающих выпить.

Повсюду, куда ни глянь, везде пьяные лица. Кто топор свой ругает, зачем поломался, дед Вавила в печали – обещал башмаки внучке, да деньги пропил все. Все его утешают, жалеют, а помочь некому – сами все на мели. Один только барин Павлуша Веретенников сжалился, да и возможность имел – купил внучке Вавилы башмачки.

Чем только на ярмарке не торгуют. И книги продают, но спрос только на самые «никакие» книги, да портреты генералов, которые поупитаннее. И не известно, когда наконец-то будут покупать Белинского, да Гоголя.

Лишь наступил вечер, все упитые по самые уши, даже церковь выглядит настолько пьяной, что будто бы вот-вот упадёт.

Мужики уходят из села.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночь. Мужики идут по дороге, как вдруг слышат чей-то разговор про чиновников и про то, как они взятками промышляют.

«А мы полтинник писарю: Прошенье изготовили», слышатся женские песни с просьбой «полюбить».

Потом видят, как парнишка, вусмерть упитый, закапывает свою одежонку, будто бы мать родную хоронит.

Дойдя до дорожного столбика, путешественники снова встречаются с Павлом Веретенниковым, который записывает поговорки, да песни крестьян. Он уже много записал и начинает корить крестьян, что слишком они много пьют. Те, в ответ, спорят, что пьют они только с горя, а осуждать или завидовать за это грех.

Яким, будучи в молодые годы, напокупал сынишке лубочных картинок. Даже сам любовался ими, как ребёнок. Однажды в избе загорело, случился пожар. Первым делом Яким бросился спасать картинки, а тем временем сгорели все его сбережения, целых 35 целковых. Деньги расплавились и получился комок, за который ему дают теперь 11 рублей.

Послушав истории, путники сели покушать. Поели, попили. А потом пошли снова счастливого искать, кому на Руси жить хорошо, а Романа оставили у ведра с водкой караулить.

Глава 4. Счастливые

Мужики бродят сквозь толпу и зовут счастливого. Кричат, если такой объявится, то они ему взамен за его рассказ о своём счастье, напоят его водкой вдоволь.

Те, кто трезвый, смеются над таким объявлением, а те, кто уже пьяные, в очередь выстроились. И таких много насобиралось.

Первый подходит дьячок. У него счастье «в благодушестве» и в «косушечке», которую нальют ему мужики.

Дьячка выгнали, за ним пристроилась старуха, у которой на маленькой грядке аж целых тысяча реп наросло.

Следующим встал солдат, обвешанный медалями. Он уже еле на ногах держится, а выпить страсть как хочется. Счастье у него, что живой остался после мучений на службе.

Потом в очереди был камнетёс с огромным молотом в руках, затем надорвавшийся по службе крестьянин, еле живой до дома добрался, следующий – дворовый человек с подагрой. Далее подошёл хвастун, лет сорок простоявший у стола князя и подлизывающий его тарелки, а также допивающий изо всех рюмок заграничное вино.

Мужики выгнали последнего, ведь у них – то вино простецкой, а не к которому он привык — «не по твоим губам!».

Очередь «счастливых» людей никак не заканчивалась. Крестьянин — белорус доволен, что здесь он досыта ест ржаной хлеб, а на родине ел только с мякиной, отчего у него живот шибко пучило и резало.

Следующим «счастливчиком» заявил себя мужик со свёрнутой скулой. Он выжил в схватке с разъярённым медведем, остальные же его товарищами были убиты медведями.

Также к мужикам подходили нищие, которые счастливы, что им дают милостыню и подаяние, и они благодаря этому могут кормиться.

Водки уже не осталось в ведре, а настоящего счастливого человека мужики так и не нашли.

«Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!»

Наконец кто-то советует спросить у Ермилы Гирина, так как кроме него счастливых-то людей и нету.

Ермила – простой мужик, весь народ к нему тянется и любит его. Мужикам ведают следующую историю:

Давно как-то была у Ермилы собственная мельница, но ему пришлось её продать, чтобы рассчитаться с долгами. Мельницу стали торговать. Купец Алтынников решил, было, купить мельницу, да Ермила перебил его ставку, хотя у него денег не было. Тогда он отложил торги и побежал на площадь попросить денег у людей.

Какое-то чудо свершилось, ему понесли деньги, и вскоре нужная сумма собралась. А через неделю он уже насобирал денег, чтобы раздать долги. Собрал народ и начал раздавать, что назанимал. Только один рубль остался. Долго Ермил допытывал у всех, чей рубль.

Читайте также:  Прочитайте отрывок из рассказа чехова бездарный ученый тупица прослужил 24 года

Мужикам было удивительно, как это Ермилу люди доверили, что собрали для него денег. Но это было правдой без доли колдовства.

Гирин – служащий писарь, работал в конторе, денег ни с кого не брал, а помогал всем советами. Когда старый князь умер, вновьзаступивший князь организовал выборы бургомистра. Все жители вотчины закричали, что нужно выбирать Ермила – честного молодого человека.

Внезапно к разговору подговорился поп, что к Ермилу Гирину тоже бесполезно обращаться по вопросу о счастье, так как он в остроге. Поп начал ведать, что случилось (а приключился бунт в деревне Столбняки, и решили позвать Ермола, к которому народ прислушивался завсегда). Но тут рассказ попа оборвался криками – народ поймал вора – с «благородной болезнью», и сейчас его сильно высекли. После взбучки, которую он получил за дело, вор удирает, забыв про все болячки.

Поп уходит, попрощавшись, но обещав продолжить свой рассказ в следующий раз.

Глава 5. Помещик

Путь мужиков продолжался. Шли они дальше на поиски, кому на Руси жить хорошо. И встретился им на пути помещик Гарил Афанасьич Обота-Оболдуев, который сначала напугался мужиков, спутав их с разбойниками. Но когда разобрался, что им от него надо, рассмеялся и стал рассказывать про своё житьё-бытьё.

Он из дворянского рода татарина Оболдуя, который ради потехи императрицы согласился, чтобы его ободрал медведь. За это получил в награду сукно.

Потом история Оболт-Оболдуева продолжалась уже печально, что раньше-то было привольно, всё ему принадлежало, и крестьяне ему преклонялись.

Любили его все дворовые люди, подарками задаривали, за отца родного почитали. Но прошли времена, жизнь изменилась – землю и крестьян у помещика отняли. Леса вырубают, всё разоряют, усадьбы сносят, заменяя питейными домами. Да и грамота уже никому не требуется. Помещикам же новый указ теперь:

«Проснись, помещик заспанный!
Вставай! – учись! трудись. »

А трудиться же они, помещики, не привыкшие. Они по-другому жить научены. После этих слов помещик зарыдал навзрыд, чем сильно растрогали добродушных мужиков, которые сразу подумали:

«Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику. »

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Последыш

На другой день мужики прибыли к берегу Волги, прямо на сенокос попали. Лишь стоило им заговорить с местными крестьянами, как услышали музыку, а к берегу подплыло три лодки. В них дворянская семья – два барина с супругами, их малыши, да прислуга. И ещё один старенький барин. Старичок оглядел покос, все ему до земли поклонились. У одного стога старик задержался, велев его разметать – ведь сено ещё в нём не досохло. Хоть стог выглядел вполне сухим, но приказ старика быстро выполнили, стог раскидали.

«Странники дивятся:
Дедушка!
Что за чудной старик?»

Княжеские сыновья вынуждены были отказаться от помещичьих идеалов и потерять своё наследство. Они сильно испугались и подговорили крестьян подыграть им, чтобы никто и вида не показал об отмене крепостного права. А старику донесли, что указ об отмене крепостничества вернули назад, и что всё остаётся, как и было прежде. Это вернуло старика на ноги. И до сих пор так все продолжают его обманывать. А дворовому Ипату даже нравится разыгрывать такую комедию.

«Ипат сказал: “Балуйтесь вы!
А я князей Утятиных
Холоп – и весь тут сказ!”»

Но вот только Агапу Петрову никак не нравится такое положение дел. Ему противно, что сейчас он получил волю, а им продолжают командовать. Он даже высказался однажды барину об этом, того снова свалило от удара. Когда же пришёл в себя, приказал отхлестать Агапа.

Крестьяне не хотели ослушиваться, увели Агапа в стойло, налили ему вина и велели орать, будто его розгами лупят. Но от такой несправедливости Агап в ту же ночь скончался.

Мужики приглашены на пир к Последышу. Хозяин произносит речь о пользе крепостничества. Потом он укладывается спать в лодки, засыпает под песни мужиков. Но сон переходит в вечный. Жители деревни Вахлаки с облегчением вздыхают. Но суд по передаче им сенокосных лугов продолжается и по сей день.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Крестьянка

«Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!»

Надоело путникам искать счастливого среди мужиков, кому на Руси жить хорошо. Направились они к Матрёне Тимофеевне Корчагиной – женщине красивой и статной, в должности губернаторши, от роду 38 лет, но себя она считает уже старухой.

Из её рассказа, счастлива она была тогда, когда жила ещё в родительском доме. Но детство, а потом и девичество прошло быстро, девицу Матрёну сосватали за Филиппа – молодца румяного, да сильного. Любил он Матрёну здорово, побил всего один раз. Но вздумалось ему уехать на заработки. Матрёна же осталась в его большой и чужой для неё семье.

Приходится Матрёне вкалывать на старшую сестру мужа, да на суровую свекровь и свёкра. Радость обрела лишь с рождением сына Дёмушки.

Только старый дед Савелий проявляет к Матрёне сожаление, да сочувствие, остальные не больно доброжелательны к невестке. Старик – бывший каторжник с 20-летним стажем, наказан был за убийство немца, который служил управляющим и замаял мужиков работой. Много рассказывал Матрёне про свою богатырскую жизнь.

Свекровь же Матрёну заставляет работать много, даже не велит брать Дёмушку в поле, чтобы она не отвлекалась там на сына. За Дёмушкой следит дед. Но в один день старик уснул, и Дёмушку съели свиньи.

Однажды Матрёна на Дёмушкиной могилке встречает деда Савелия, который к этому времени ушёл в монастырь. Невестка прощает деда и забирает домой, где он вскоре засыпает вечным сном.

Хотя у Матрёны нарожались и другие детки, но Дёмушку – первенца она забыть не смогла, и горе её по нему не притупилось со временем.

Один их детей Матрёны – пастушок Федот был приказан к розге за то, что не уследил за овцами – одну утащил волк. Но Матрёна взяла вину на себя.

Будучи беременной Лиодорушкой, Матрёна отправилась в город, чтобы попросить о муже, которого забрали в солдаты. Там прямо в приёмной Матрёна и родила. В родах ей помогала сама губернаторша Елена Александровна. За неё теперь вся семья молится.

С того дня Матрёну прозвали «губернаторшой» и «счастливицей». Да разве в этом счастье-то?

После своего рассказа Матрёнушка сказала, что среди женщин счастливую путники никогда не сыщут, потому как не существует ключей от женского счастья, и даже Богу не известно, в чём женское счастье.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Пир на весь мир

По всему селу Вахлачина разгулялся пир. Все сбежались сюда: и странники, и Клим Яковлевич, и Влас-староста. Даже два учащихся из семинарии Саввушка и Гриша – добрые ребята, тоже пришли сюда. Народ попросил их выступить с весёлой песней, в чём они не отказали.

Подошла пора рассказывать истории. Все слушают историю про «холопа примерного – Якова верного», всю жизнь проходившего за барином, исполнявшего каждую прихоть. Радовался всему, даже барским побоям.

Крестьяне заспорили, кто самый грешный. Божий странник Иона поведал историю о двух грешниках и разбойнике Кудеяре. Благодаря Господу у него проснулась совесть и должен он был срубить дуб, огромный-огромный, тогда ему грехи и отпустятся.

Но дуб лишь тогда и упал, когда Кудеяр пролил кровь злого пана Глуховского.

Прохоров Игнатий спорит с Ионой – дескать мужицкий грех самый большой. Его история была о старосте, который не огласил последнюю волю хозяина. А хозяин велел освободить своих крестьян. Но староста не хотел упускать деньги и порвал вольные.

Собравшиеся удручены. Звучат песни: «Голодная», «Солдатская». Придёт время и для других, добрых песен. Например, два семинариста, братья Савва и Гриша. Гриша – сын дьячка, с возраста 15 лет уже решил посвятить жизнь свою ради счастья народного. Своё село Вахлачина он любит, как родную мать. Парень поёт песню о Руси:

«Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!»

Не пропадут его помышления: Грише уже заготовлена судьба – славный путь, да громкое имя народного заступника, чахотка и Сибирь. А пока парень поёт свои песни. Но странники его, к сожалению, не слышат. Иначе бы поняли, кому на Руси жить хорошо, и вернулись бы домой с правильным ответом.

Заключение

История заканчивается на этом самом месте. Вернее даже не заканчивается, а обрывается. Некрасов умер, и мы никогда не узнаем продолжения сказа, кому на Руси жить хорошо.

Но сохранившиеся и опубликованные части уже можно понять, что и в послереформенной Руси были мучения, прежде чем люди научились жить по-новому. Проблемы, раскрытые автором в поэме, показали, что самое великое счастье у мужика было – ведро водки. Многие проблемы актуальны и по сей день, поэтому поэма популярна, а цитаты из неё многие даже используют в разговорной речи.

То, как автор задумал и осуществил описание поэмы, похоже на приключенческий роман, что делает чтение поэмы лёгким и увлекательным.

Здесь мы представили лишь краткий пересказ «Кому на Руси жить хорошо». Если кому понравится сюжетная линия, кто захочет познакомиться с произведением и главными героями поближе, то обязательно прочитайте полную версию поэмы.

Источник

Познавательное и интересное