Произведения где главные герои собаки

Собаки

Я всего лишь собака

Все мы знаем такую поговорку: «Собака друг человека». И это действительно так. За тысячелетие своего существования на Земле человек приручил и одомашнил немало диких животных, извлекая при этом для себя немалую выгоду. Но только одной собаке он отвёл особое место среди своих четвероногих помощников, сделав из дикого, хищного зверя, надёжного и преданного друга, готового положить жизнь в схватке с любым врагом за своего хозяина. Эта преданность и легла в основу дружбы человека с собакой, истоки которой уходят в глубины веков. Об этой дружбе и о самих собаках написано немало интересных книг. Предлагаемый рекомендательный список предназначен для читателей всех возрастов, начиная от самых-самых маленьких и заканчивая взрослыми.

От 0 до 6

20.Усачев А. А. Знаменитая собачка Соня: сказки/ А. А. Усачев; худож. Е. А. Антоненков.- М.: Росмэн, 2017.- 80 с.: цв. ил.
Продолжение книги про умную собачку Соню.

От 6 до 11

От 12 до 15

3.Ванье Н. Белль и Себастьян/ Н. Ванье – М.: Клуб семейного досуга, 2014.- 12+
1943-й. Альпы. Безоблачное небо. Сверкающий снег. Война. Мирная беспечная жизнь закончилась даже здесь. В маленькую деревушку пришли немцы и установили свои жестокие порядки. А в горах объявился страшный зверь. Восьмилетнему Себастьяну пришлось встретиться с ним один на один. Но в диком взгляде хищника мальчик смог увидеть доброту и преданность. Так между сиротой и одичавшей собакой завязалась настоящая дружба. И вот уже от Белль зависят жизни людей, ставших для Себастьяна родными — мальчик решается перевести через горы еврейскую семью. По их следам идут фашисты. Чем закончится рискованный поход по краю бездны?

3.Акунин Б. Пелагия и белый бульдог/ Б. Акунин.- М.: АСТ, 2015- 320 с. – (Эксклюзивная новая классика ) – 16+
«Пелагия и белый бульдог» Бориса Акунина — первый роман трилогии «Провинцiальный детективъ, или Приключения сестры Пелагии», переведенный на множество иностранных языков. Пелагия наделена необычной интуицией, позволяющей успешно расследовать жуткие преступления. Непоседливый очкастой монахине предстоит распутать цепь загадочных преступлений, потрясших небольшой уездный город Заволжск. Изобретательность Пелагии сродни талантам знаменитой мисс Марпл и честертоновского отца Брауна. Она успешно доказывает профессиональным сыщикам, что безвыходных ситуаций не бывает! — литературный проект Б. Акунина, автора знаменитых «Приключений Эраста Фандорина».

Источник

Только не «Белый Бим Черное ухо»! 5 детских книг про собак с хорошим финалом

Когда мы вспоминаем собак в детской литературе, на ум сразу приходит душераздирающая история Белого Бима. Но есть множество других книг, где приключения животных и их хозяев заканчиваются хорошо. По нашей просьбе книжный обозреватель Евгения Шафферт подобрала 5 детских книг про собак, от чтения которых не будет грустно.

Повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» — один из важных текстов-маркеров, сюжет которого хотя бы в общих чертах знают решительно все. Не каждый решился прочитать печальную историю о том, как бедный пес сначала остался в одиночестве, потом прошел через множество лишений, а в конце был убит буквально за мгновение до счастливого воссоединения с хозяином. Книга вроде бы честная, ведь люди и впрямь нередко жестоки с животными, — в то же время не всякой собаке выпадает сразу столько несчастий. Нет ли в этом некоторой нарочитой спекуляции, желания пронять читателя?

Это не единственный вопрос, вокруг которого ведутся споры. Есть еще один, куда более популярный: точно ли такая книга нужна детям? Повесть адресована подросткам, ее нередко включают в разнообразные списки «обязательного» и «внеклассного» чтения. Считается, будто знакомство с одним из самых печальных сюжетов о собаках воспитывает в юном читателе сострадание и ответственное отношение к животным. Не то чтобы мы непременно хотели оспорить это мнение, — оставим это родителям, психологам и педагогам. Мы лишь предложим несколько более оптимистичных историй, в которых собаки не проходят через такие невероятные испытания, как несчастный Бим.

Как перестать бояться собак

Австрийская писательница Кристине Нёстлингер на протяжении многих лет сочиняла серию историй про мальчика Франца. В цикле из девятнадцати книг она коснулась практически всех непростых ситуаций, в которых может оказаться городской ребенок из благополучной семьи, от празднования Рождества до ссоры с лучшим другом. Не осталась в стороне и тема домашних животных: в небольшом сборнике «Рассказы про Франца и собаку» помещены четыре рассказа о взаимоотношениях восьмилетнего героя с собаками.

Франц очень боится собак, даже самых маленьких и тихих. Мальчик вообще не из храбрецов, — он, скорее, застенчивый интроверт. Однажды у его друга по имени Эберхард дома появляется собака Берта, да не какая-нибудь, а огромная псина размером с теленка. Почему-то это лохматое чудовище сразу полюбило Франца, они по-настоящему подружились и мальчик перестал бояться собак. Но тут появилась новая проблема: Эберхарду дали Берту лишь на время, и теперь Франц скучает и мечтает о собственной собаке. Родители, конечно, категорически против: не помогают ни нытье, ни уговоры.

«Рассказы про Франца» из числа тех книг, в которых с главным героем не происходит ничего слишком опасного или грустного. Он живет в большом современном городе, в полной семье, с вредным, но любимым старшим братом-подростком. У него есть лучшая подруга, школьные приятели и хорошая бабушка. Удивительно даже, почему рассказы, состоящие из самых обычных событий, так нравятся читателям. Может, потому, что Нёстлингер сосредоточена на внутреннем мире своего героя, мастерски описывает его эмоции и переживания, — ведь даже самому благополучному ребенку бывает страшно или тревожно.

Как найти похищенную собаку

У британской писательницы Энид Блайтон есть большая серия о семи школьниках, объединившихся в тайное общество детективов. Блайтон вообще любила подобные сюжеты: герои ее книг с завидной регулярностью собираются в команды и раскрывают преступления, а компанию им обязательно составляет собака. Героев «Великолепной пятерки» (21 книга) сопровождает умная дворняжка Джордж, у детей из цикла «Пятеро сыщиков и собака» (15 книг) есть скотч-терьер Бастер, а «Секретная семерка» (15 книг) не может обойтись без спаниеля Скампера. Повесть «Дело о похищении собак» — как раз из последней серии.

Читайте также:  Покусали собаку чем обработать раны

Пес Скампер принимает участие во всех заседаниях «семерки» и помогает ребятам отгадывать новые загадки. В этой же книжке его участие выглядит особенно уместным: в городе, где происходят события, вдруг начинают пропадать собаки. Сначала куда-то делась пастушья овчарка Мэтта, потом пудель бабушки Пэм, позже стало известно о пропаже еще трех собак, а затем исчез и сам Скампер. Всякий раз пропадают только очень породистые, дорогие собаки, а вор оставляет после себя огромные следы, так что полиция ищет человека большого роста в ботинках максимального размера. Как известно, дети подчас замечают то, что не видно взрослым, — так же происходит и в этот раз.

Как вместе с собакой помогать другим

Главный герой повести «Зорро в снегу» итальянской писательницы Паолы Дзаннонер, старшеклассник Лука, заядлый лыжник, попадает под лавину. Его спасает волонтер спасательной службы Бруно, которому помогает его бордер-колли Зорро. Лука восхищен работой спасателей и решает стать одним из них. Так в его жизни появляются регулярные тренировки с кинологами, студентка ветеринарного факультета Мари и щенок Паппи, которого парень забирает из собачьего приюта. Родители изо всех сил стараются убедить Луку выбрать другой путь — в конце концов, не обязательно становиться пожарным или хирургом, если тебя вытащили из огня или тебе успешно удалили аппендицит! Луке придется настаивать на своем и доказывать, что его выбор вполне осознанный.

Здесь есть и другие герои: зоозащитники, которые едут волонтерами в Альпы, чтобы работать там спасателями, волонтеры из собачьего приюта. Автор много и подробно рассказывает о каждом из них — об их взаимоотношениях с животными, о цепочке решений, которые привели их к «собачьей работе». А вот противники четвероногих друзей, будь то неизвестные, бросившие щенков на улице, или родители Мари, которые очень уж не любят «лохматых чудовищ», остаются статичными, картонными фигурами. Тут можно, конечно, упрекнуть автора в упрощении проблем животных в современном обществе, но итальянская писательница Паола Дзаннонер как будто вполне сознательно фокусируется на хорошем. Она предлагает читателю несколько перспективных решений на тот случай, если он решит связать свою судьбу с собаками.

Как рассуждают сами собаки

В короткой повести детского писателя и психолога Аси Кравченко «Куда бежишь?» потерялся лабрадор Чижик. Произошло это случайно: сначала он жил на даче, где было сплошное лето и счастье, а потом вместе с семьей вдруг вернулся в город, в тесную квартиру, с прогулками вблизи шумной магистрали. Пес растерялся — ну и убежал. Хотел вернуться на дачу, а вместо этого оказался в совершенно незнакомом дворе. К счастью, ему встречается уличный пес по кличке Фонарщик. Он мудрый, щедрый, умеет сочинять истории и помогает Чижику адаптироваться к новой уличной жизни.

Кто-то помогает псам, кто-то, наоборот, старается прогнать их со двора, чтобы они не обижали кошек и той-терьера по кличке Дуля. Вся эта дворовая жизнь описана автором с добрым юмором, без трагизма и стремления разжалобить читателя. Взаимоотношения и недопонимания людей и животных выражаются в десятках смешных ситуаций, а по-настоящему страшно станет лишь один-единственный раз, когда благородный Фонарщик решит спасти глупого, но отважного Дулю от мусоровоза.

В детской литературе нередко очеловечивают животных, наделяя их людскими эмоциями и речью. Это, конечно, помогает автору приблизить четвероногого героя к читателю, но в то же время формирует искаженное представление о личности зверя, особенно если речь идет о читателе-ребенке. В повести «Куда бежишь?» мы видим весьма очеловеченных собак, но Асе Кравченко удается найти правильный баланс звериного и человеческого. Собаки не рассуждают как люди, у них свои, звериные интересы, отличные от человеческих представления о жизни, собственные городские мифы. В то же время они так обаятельны и беззащитны, что даже равнодушный к животным человек проникнется симпатией к Чижику, Фонарщику, Дуле, Отравленной крысе и не слишком честному Обиженному коту.

Как собаке стать дипломированным терапевтом

В книге американского автора Пола Гриффина «Когда дружба провожала меня домой» не пострадает ни одна собака, а вот людям придется непросто, особенно 12-летнему Бену Коффину. Посудите сами. С рождения он жил в приюте, потом у него все же появилась мама, однако вскоре он лишился и ее. С друзьями у Бена тоже не очень, в школе он стал жертвой буллинга, его приятель — Колобок — на самом деле не разделяет его интересов, а близкая подруга, которую Бен зовет Радугой, борется с болезнью. И все же, несмотря на это, книга Пола Гриффина не кажется невыносимой и безнадежной, и тому есть две причины.

Первая — Бена в основном окружают надежные и заботливые взрослые, которые стараются помочь и поддержать. Вторая — маленькая собака по кличке Флип, которую Бен нашел на улице. Пес оказался невероятно смышленым, так что вскоре они с Беном смогли сдать специальный экзамен и получить сертификат собаки-терапевта. Такая собака может помогать людям в стрессовых ситуациях, участвовать в реабилитации детей или, например, работать в детской библиотеке. Именно этот вариант выбирают Бен с Флипом: мальчик становится одним из организаторов программы «Почитай Руфусу», и теперь пес поддерживает детей, которым трудно научиться читать.

Пожалуй, автора можно упрекнуть в некоторой чрезмерной «рецептурности» книги: описанию переживаний мальчика по поводу его травм и потерь отводится едва ли не меньше места, чем рассказу о тренировках Флипа и его работе в библиотеке. Может, Гриффин и впрямь слишком уж подробно говорит о социальном волонтерстве, как бы переходя от собственно литературы к практической психологии. Однако нельзя не отметить, что в повести предлагается один из возможных позитивных выходов из непростых ситуаций, когда подростку нужна помощь — начать помогать другим. Особенно если тебе так же повезло с собакой.

Читайте также:  Собака ест своих хозяев

Восьмилетний мальчик Франц с Бертой из сборника Кристине Нёстлингер «Рассказы про Франца и собаку». Художник Е. Толстая

Источник

Собаки в русской литературе

Равноправные герои

«Славный народ собаки. »
Антон Чехов

Если посмотреть внимательным и придирчивым взглядом, то неожиданно окажется, что русская литература полна собаками едва ли не в той же мере, как «маленькими» и «лишними» людьми. И даже интересней: большинство этих молчаливых персонажей тоже персоны то «маленькие», то «лишние». Только судьба их, в отличие от человеческой, как правило, гораздо более трагична или, по крайней мере, равна по страданиям.

А Лиска живет себе до сих пор в собачьем приюте. Живется ей хорошо, сыто до отвалу, как и сотням других собак. Их любят, холят, берегут, ласкают. » Да еще, может быть, переживает своего хозяина, повесившегося от потери собачьего друга, купринский Пиратка из одноименного рассказа.

Меняются не только породы, но и занятия героев. И если сначала единственным описываемым занятием собаки является сторожевая служба, то затем ее сменяет охота, и лишь во второй половине девятнадцатого века появляются собачьи «вольные художники» и «люмпены», ибо авторов интересует уже не столько род их занятий, сколько внутренний мир.

Вошедши во двор, увидели там всяких собак, и густопсовых, и чистопсовых, всех возможных цветов и мастей: муругих, черных с подпалинами, полово-пегих, муруго-пегих, красно-пегих, черноухих, сероухих. Тут были все клички, все повелительные наклонения: стреляй, обругай, порхай, пожар, скосырь, черкай, допекай, припекай, северга, касатка, награда, попечительница. Ноздрев был среди них совершенно как отец семейства. «

Конечно, в «Записках охотника» эти попытки еще очень робки, почти незаметны для обыкновенного читателя, но они уже есть. Принужденно улыбающаяся собака в «Хоре и Калиныче», мимолетные разговоры с псом в «Бежином луге», наконец, малоизвестный «Пэгаз» и так и не напечатанная автором при жизни, но с восторгом читаемая и принимаемая по салонам «Собака». Правда, последняя скорее символична, чем психологична.

И молодой Толстой, будучи, как никакой другой русский писатель, на физическом уровне открытым живой природе, не мог удержаться и тоже попытался запечатлеть уже носившуюся в воздухе тенденцию в рассказе «Булька. Рассказ офицера». Да, пожалуй, и Некрасов, тоже проникновенный охотник, попробовал подать собаку как существо вполне самостоятельное; к сожалению, разбросанные по стихам его зарисовки слишком незначительны и заметны только пристрастному читателю-собачнику или специалисту-литературоведу.

Почти до конца XIX века сохранялась и остаточная тенденция, идущая из века восемнадцатого: совершенно условная подача собаки как повода для движения сюжета. Такова, например, искрометная пьеса «Фантазия» Козьмы Пруткова, где все действие вертится вокруг пропавшей моськи. Также осталась привычка давать собаку элементарным обозначением определенного человеческого качества; это особенно заметно в русских эпиграммах.

«Каким-то ужасом смерти пахнуло на него со дна этой далекой, нежно светившейся, страшной глади. С замиранием сердца заметил он в углу черную шевелившуюся точку и едва узнал, вернее угадал, в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую, веселую Жучку. » История с риском для жизни спасения мальчиком собаки из гнилого колодца есть на самом деле классическая инициация героя (недаром после спасения мальчик заболевает с потерей сознания, то есть «умирает», переходит в иной, новый мир взрослых).

Постепенно традиция охватывает все больший круг персонажей, и к началу века двадцатого порой уже трудно отличить, о ком написано то или иное произведение. Человек и собака в русской литературе начинают существовать на равных, особенно у писателей психологического склада. Так, кто герой бунинских «Снов Чанга»? Спившийся капитан или его не менее спившийся пес, сохранивший, однако, гораздо более человеческое и тонкое видение мира?

Таким образом, ко времени русского Серебряного века образ собаки, сделав круг, возвратился к своему началу и снова стал знаком и символом, не теряя, тем не менее, уже завоеванных позиций характеристики героя и самостоятельного персонажа.

Чехов, как никто другой, подхватил и развил еще одну русскую особенность в описании собак, идущую, пожалуй, от Гоголя: особенно расположены к ним герои, находящиеся в подпитии. И чем сильнее подпитие, тем сильнее льнут они к братьям меньшим и тем яростнее обвиняют человеческий род в грубости, глупости и полном непонимании мира. Ни к одному живому существу или неживому предмету не обращаются русские герои так часто, как к собаке, видя в ней свое нелгущее зеркало.

Но, конечно, самым удивительным мастером, сумевшим буквально превратиться в собаку-персонаж, был Куприн. «Сапсан» и «Собачье счастье» читаются как энциклопедия собачьих ощущений и взглядов, если будет позволено так выразиться. А точность описаний! «Тогда Джек решил ориентироваться по запаху. Он. старался уловить в воздухе знакомый запах Аннушкиного платья, запах грязного кухонного стола и серого мыла.

Но повествование от лица собаки неизбежно повлекло за собой и произведения ad absurdum, как, например, читаемый до сих пор «Дневник фокстерьера Микки» Саши Черного, где собака выступает с человеческой ментальностью, имея от своей породы лишь обличье и возможность говорить нелицеприятные вещи о людях как бы в шутку.

С другой стороны, «литературная» собака уже настолько плотно вошла в жизнь и быт, что она оказывается даже в таком редком для начала века положении, как полет на аэроплане.

«Пришли весною. Воздушный причал
Был бессолнечно-сер.
Хозяин надел шлем и сказал:
«Сядьте и вы, сэр!»

Джек вздохнул, почесал бок,
Сел, облизнулся, и в путь!
Взглянул вниз и больше не смог,-
Такая напала жуть.

«Земля бежит от меня так,
Будто я ее съем.
Люди не крупнее собак,
А собак не видно совсем».

Хозяин смеется. Джек смущен
И думает: «Я свинья:
Если это может он,
Значит, могу и я».

После чего спокойнее стал
И, повизгивая слегка,
Только судорожно зевал
И лаял на облака.

Концовка же этого известного стихотворения* уже окончательно уравнивает собаку и человека даже в смерти: «И люди сказали: / Был пес, а умер, как человек».

Читайте также:  Приют для собак в новоалтайске

Революция перечеркнула все достижения русской литературы в отношении собак (остался, пожалуй, один Михаил Пришвин), многое потом пришлось восстанавливать заново. И, надо сказать, литература советская добилась в этом отношении многого, внеся ранее не существовавшие мотивы. Но об этом в следующем номере.

Источник

Книги про собак для детей

Я когда готовилась к Катиному дню рождения, даже список составила того, что можно у нас в доме почитать из детского на эту тему: от книг, полностью посвященных собакам, до небольших стихов о них. Вот, теперь делюсь этим списком со всеми любителями собак 🙂

А такой-же обзор книг, только книг о кошках, можно найти здесь: «Детские книги о кошках»

«Мой щенок» (С.Михалков)

Сейчас именно этой книжки в интернете не нашла, но есть другой сборник Ссылка на книгу в интернет-магазине «Лабиринт»

Еще одно забавное стихотворение о щенке: «Мы оставили Трезора без присмотра, без надзора, и поэтому щенок перепортил все, что мог. «

А сейчас это стихотворение для самых маленьких уже переиздали, но с теми же замечательными рисунками Анатолия Савченко
Ссылка на книгу в интернет-магазине «Лабиринт»

Стихотворение про щенка из сборника Валентина Берестова «Веселое лето».
Мы с Катей вообще очень любим этого детского поэта. Ну а уж стихотворение о том, как «был у кошки сын приемный, не котенок, а щенок. » знаем наизусть. Оно милое и забавное:)

(Феликс Котта, перевод с эстонского).

Я так и не нашла этого автора в книжных интернет-магазинах. Но если вам встретиться такая книжечка, очень советую приобрести ее. Не из-за незамысловатой истории о том, как котенок убегал от щенка и попал в неприятности. А из-за прекрасных графических иллюстраций О. Кангиласки, на которых животные выглядят очень реалистично и, в то же время, без слащавости симпатично.

«Лев и собачка» (А.Толстой)

Конечно, эта сказка не о собаках, а о солдате:) Но собаки здесь играют ключевую роль. А как действует на воображение все эти описания: собака с глазами как мельничные колеса, собака с глазами, как башни. Так что добавляем эту сказку в нашу копилку литературных образов собак!
Ссылка на книгу в интернет-магазине «Лабиринт»

«Бобик в гостях у Барбоса» (Н.Носов)

Веселая история о том, как собаки пытались вести жизнь людей. Я до сих пор помню, как хохотала, читая о том, как Барбос с Бобиком разлили кисель 🙂
У той моей книжки уж и обложки нет, а дети так же как в свое время я, всё смеются про кисель)))

Вот я нашла ссылочку на отличное издание Носова (там целый сборник рассказов) с любимыми моими иллюстрациями гениального Ивана Семенова: ссылка на книгу в интернет-магазине «Лабиринт»

«Дядя Федор, пес и кот» (Э.Успенский)

Кто не знает пса Шарика, друга дяди Федора из деревни Простоквашино? Мы и мультик тысячу раз смотрели, и несколько книжек про Простоквашино читали. И всегда с большим удовольствием!

Для нас теперь актуальна эта «Дядя Федор идет в школу»- мы же тоже в школу пошли!)))

«Дашенька, или история щенячьей жизни» (К.Чапек)

Саша Черный «Дневник фокса Микки»

«Мальчик Шерлок Холмс» автор Джон Гаф

«Пограничный пес Алый» Ю.Коваль

«Приключения Электроника» (Е.Велтистов)

О головокружительном взлете простой дворняжки, которой посчастливилось стать звездою цирка и о том, как она все же вернулась домой, к своему хозяину-плотнику и его сыну.
Особую прелесть произведению придает то, что в нем описывается мир глазами самой собаки Каштанки.
Книга входит в круг обязательного чтения для младших школьникв, но даже если бы это было не так, прочитать ее надо было бы обязательно.
Кстати, вы помните, что по этой повести Чехова еще и чудесный советский мультфильм есть?

«Тёма и Жучка» (Н.Гарин-Михайловский)

Рассказ о мальчике Тёме, который, чтобы спасти собаку, спустился за ней в колодец, преодолев свой страх.
Классика детской литературы, что тут скажешь.
Тоже из списка обязательного детского чтения.

«Белый пудель» А.Куприн

«Репейка» Иштван Фекете

Энциклопедия украинского издательства «Ранок». Отличная книжка, содержащая всю необходимую информацию о собаках в достаточно развлекательной форме. Множество разнообразных фактов, полезная информация, все необходимые иллюстрации и т.д. Стиль, количество картинок и объем изложения как раз подходит для самостоятельно читающего ребенка 7-8 лет. А если просто смотреть картинки и слушать мамино чтение, то и лет четырех эта книга будет интересна.
А еще в этой серии есть точно такая же энциклопедия «Все о кошках», которую мы тоже уже купили и изучили от корки до корки 🙂 И есть еще «Все о лошадях», но я пока посчитала, что хватит нам энциклопедий 🙂

Блокнот «Собачки в кармашке»
издательство «Ранок»

Формата блокнотик чуть меньше тетрадки. На каждой страничке напечатаны пословицы, поговорки, цитаты о собаках. И предлагается что-то свое написать, нарисовать, ответить на вопрос, сделать «секретик» и т.д. и т.п. Помните, как мы в детстве в школе делали такие анкеты из общих тетрадок? Только тут эта книжечка вся посвящена собакам и околособачьей теме.
Любителям собак обязательно понравится! 🙂

Вот пока и вся «собачья» литература, которая у нас есть. Но, уверена, ее будет становиться все больше и больше 🙂

А о том, что еще читала и читает Катя, можно посмотреть по ярлыку «книги»

Источник

Познавательное и интересное