План-конспект с иллюстрациями СОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Проказы старухи-зимы»
ирина шалтус
План-конспект с иллюстрациями СОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Проказы старухи-зимы»
ИКТ все шире используются в нашей жизни, но к сожалению, часто картинки не похожи на своих героев,да и с художественной литературой то же самое. Была очень рада увидеть в интернете сайт Сказки с картинками для детей. Там очень много знакомых из детства иллюстрированных книг его я и использую в своей работе. Советую.
План-конспект совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Рассказ «Проказы старухи-зимы» Ушинский К Д.
Цель: познакомить детей с произведением, уточнить и систематизировать знания о зиме.
— Способствовать развитию у детей интереса к художественной литературе
-Закрепить знания о том, как зимует все живое.
— Учить детей выражать свое отношение к времени года.
— Развивать внимание и наблюдательность. Воспитывать чувство отзывчивости. Здоровьесберегающие задачи: обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.
Наглядный: рассматривание мультимедийный показ
Словесный: ответы на вопросы. Игровой: игровая ситуация «Изобрази героя», «спит не спит», физмигнутки «Дровосеки» х\и «Ой, ты зимушка-зима»
Беседа, показ слайдов.
Самостоятельная деятельность детей:
Войти в роль героя сказки, выполнение заданий
Беседа о прочитанном, желание поделиться полученными впечатлениями
Конспект можно использовать в работе на интерактивной доске или с мультимедийным проектором.
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
— Ребята, покажите, как разозлилась зима.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам.
— Как же ей пришлось подуть, чтобы листья с деревьев улетели? Давайте попробуем.
Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны.
Остался воробей, (узнали его? А справа кто) и тот под стреху забился.
(стреха «выступ кровли», словен. strehа «крыша»)
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают.
Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
-Давайте вспомним, кто спит из животных, а кто нет. Поиграем (д\и «Спит, не спит», если животное спит-присядем, если нет-прыгаем.
Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят.
Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
— Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее.
Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери так что брёвна лопаются.
А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт.
— Как дрова пилой пилят? Выберите себе пару с кем бы вы «по-дрова пошли». А кто не хочет выбирать пару будут рубить топором. Физминутка «Дровосеки»
По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости.
—А что бывает когда плачут? А слезы зимы какие, как вы думаете?
Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!
Беседа по содержанию
— До кого добралась старуха – зима прежде всего, в самом начале?
— Почему ей не удалось заморозить птиц?
— А звери испугались зиму?
— Почему зиме не удалось заморозить людей?
— Почему зима заплакала?
Автор называет зиму старуха, а как бы вы назвали её ласково?
Конспект урока чтения на тему: К. Ушинский «Проказы старухи зимы» (3 класс)
специалист в области арт-терапии
Конспект урока чтения в 3 классе
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема урока: К. Ушинский «Проказы старухи зимы» (сказка)
Учить анализировать прочитанное на основе знакомства со сказкой К. Ушинского «Проказы старухи зимы».
Развивать зрительное и слуховое внимание через анализ текста посредством вопросов
Воспитывать умение слушать друг друга
Оборудование : карточки со стихотворениями, картинки «Птицы зимой», «Звери зимой», «Люди зимой».
Учащиеся должны уметь:
а) осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над
ним под руководством учителя;
б) трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
в) отвечать на вопросы по прочитанному;
г) высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
д) пересказывать содержание прочитанного;
е) устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
— Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. У нас у всех хорошее настроение, тихонечко садитесь, начнем урок.
II . Речевая зарядка
— У вас на партах лежат тексты стихотворений. Давайте немного потренируемся и прочитаем стихотворение, чтобы в дальнейшем правильно читать слова.
Я у бабушки в саду
Я у бабушки в саду
Много вкусного найду:
Вот крыжовника кусты,
Но они не так просты.
— Прочитайте это стихотворение про себя.
— Альбина, прочитай это стихотворение.
— А теперь читаем хором.
— Ребята, скажите, о чем это стихотворение? (о том, что у бабушки много ягод в саду)
— Скажите, а почему у крыжовника кусты не так просты? (потому что они колючие, у них есть иголки)
— А у вас есть сад или огород? Что там растет? А ягоды там есть? Какие?
— Прочитаем еще раз это стихотворение хором.
— Миша, прочитай это стихотворение выразительно. Молодец, Миша, ты прочитал целыми словами, выразительно. Мне понравилось. (спрашиваю еще 3 ребят)
III . Проверка домашнего задания
— Ребята, давайте вспомним, какой рассказ мы читали на прошлом уроке? («Река стала»)
— Кто автор? (Д. Мамин-Сибиряк)
— Откройте учебники на странице 129. Найдите в тексте и зачитайте, почему мальчики оказались в воде? (…кто-то упал, на него упал другой и лед не выдержал нашей тяжести, он треснул…)
— Найдите в тексте и зачитайте, как мальчики пытались выбраться на лед?
— С помощью каких средств удалось спасти мальчиков? ( веревки и доски)
— Расскажите, как удалось спасти мальчиков?
— А вы знаете о правилах поведения на льду? Расскажите о них?
— Хорошо, молодцы. Мне понравилось, как вы поработали дома! (выставление отметок)
IV . Подготовительная работа
— Скажите, какое сейчас время года? (зима)
— Подойдите к окну, посмотрите, что вы видите за окном?
— А теперь посмотрите на доску и расскажите, что происходит зимой с природой? (вывешивается картинка)
— Расскажите, а чем занимаются люди зимой? (вывешивается картинка)
— А что происходит с птицами? (рассказ по картинке)
— С животными? (рассказ по картинке)
— Таким образом, зимой и люди, и птицы, и животные ведут особый образ жизни.
— Сегодня мы с вами прочитаем сказку К. Ушинского «Проказы старухи зимы». Будем учиться читать правильно, целыми словами и учиться пересказывать по плану. Обратите внимание, как автор подробно изображает действия старухи-зимы и поведение живой природы.
V . Первичное восприятие текста
— Сейчас закройте книги, положите их на край стола. Сами сядьте ровненько, руки положите перед собой.
— Я буду читать, вы внимательно слушайте. Вам нужно ответить на вопрос, кого хотела заморозить зима? (чтение сказки)
— Так кого же хотела заморозить зима?
VI . Повторное чтение учащимися и анализ содержания
А) чтение трудных слов
— Когда будете читать сказку, вам встретятся трудные слова, давайте разберем их. (на доску вывешиваются карточки со словами)
Запорошила снегом (занесла снегом)
Оконница (часть окна)
Хлев (помещение, где живут домашние животные: коровы, лошади)
— Ребята, прочитайте это словосочетание про себя.
— Аня, прочитай словосочетание.
— А теперь читаем хором
— Как вы понимаете, запорошила снегом? Запорошила – занесла снегом.
— Прочитайте следующее слово.
— Толя, прочитай слово.
— Кто знает, что такое оконница? (оконница – часть окна) Посмотрите на окно, вот это оконница. (показываю на окне)
— Прочитайте третье слово про себя.
— Рома, прочитай слово.
— Теперь читаем хором.
— Ребята, как вы понимаете слово подсобить? (подсобить – помочь)
— Читаем последнее слово про себя.
— Саша, прочитай слово.
— Кто знает, что такое хлев? (Хлев – помещение, где живут домашние животные: коровы, лошади)
— Итак, мы с вами разобрали трудные слова.
— Теперь мы готовы читать эту сказку.
— Откройте учебники на странице 130. Все открыли?
— Сейчас прочитайте сказку про себя, потренируйтесь, как следует, чтобы вслух читать красиво и целыми словами. При чтении обращайте внимание на трудные слова, которые мы разобрали. Если вам встретятся еще какие-нибудь трудные слова, подчеркните их простым карандашом. При чтении обращайте внимание на знаки препинания и думайте, с какой интонацией нужно читать эти строчки.
— Начинайте читать вполголоса.
Руки вверх поднимем – раз,
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать,
Не качаться, не дрожать.
Три опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз.
Повторяем, не ленись.
Будем делать повороты,
Выполняйте все с охотой
Раз – налево поворот,
Два – теперь наоборот.
Так ничуть не торопясь,
В) чтение текста по частям и анализ
— Сейчас будем читать вслух, по частям.
I часть – Начинает читать Ваня. Остальные внимательно следят, потом будем отвечать на вопросы. (текст разделен на 5 подчастей) Продолжает читать Миша. Остановились.
— Скажите, как зима решила расправиться с птицами? (подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам)
— Что сделали птицы? (собрались стайками и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны)
— II часть – Следующую часть читает Толя. Остальные внимательно слушают. Продолжает Аня.
— Скажите, как звери спасаются зимой от мороза? (одни шубы теплые надели, другие в теплые норы запрятались)
III часть – продолжает читать Альбина. Спасибо, Альбина.
— Скажите, что сделала зима с реками и озерами? (замерзли реки и озера)
— Куда спрятались рыбы? (рыба вся вглубь ушла)
IV часть – Дальше читает Рома.
— Расскажите, как люди приготовились к зиме? (люди затопили печки, пекут блины горячие, да над зимой посмеиваются)
— V часть – читает Саша А. Продолжает читать Саша С.. Остановились.
— Почему не боятся зимы дети? (они катаются на коньках, на салазках, в снежки играют, баб лепят)
— Почему зиме стало обидно? Ответ найдите в тексте. (видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости)
Г) чтение текста целиком
— Сейчас будем полностью читать этот текст, целыми словами, выразительно.
— Ваня читает, остальные внимательно следят.
— Молодец, ты прочитал хорошо, соблюдал все знаки препинания.
— Дальше читает Валя. Молодец, Рома. Мне понравилось, как ты прочитал, но тебе нужно потренироваться над выразительностью.
— Следующий читает Ирина.
— Молодец. Очень хорошо прочитал. Выразительно, красиво.
— Сейчас давайте разделим сказку на части и озаглавим эти части.
— Скажите, кого первым зима решила заморозить? (птиц) Как можно озаглавить эту часть? Что в этой части главное? (Зима, решила заморозить птиц, птицы и зима)
— Итак, первую часть мы озаглавили: Зима и птицы (записываю на доске)
— Кого следующим решила заморозить зима? (зверей) Кто догадался, как озаглавим эту часть? (Зима и звери, записываю на доске)
— Кого еще пыталась заморозить зима? Как озаглавим? (зима и рыбы)
— Кого решила заморозить зима после рыб? (людей) Как можно озаглавить эту часть? (Зима и взрослые люди)
— И последними она решила заморозить …? (детей)) Как озаглавим? (Зима и дети)
— Итак, мы с вами разделили сказку на части и озаглавили эти части.
— Кто перескажет сказку вот по этому плану? Паша, выходи.
— Молодец, Сережа. Ты очень хорошо пересказал сказку.
VII . Домашнее задание
— Дома вам нужно будет подготовить пересказ сказки вот по этому плану. (выдаются карточки с планом)
Дифференцированный подход: Саша А. и Саша С. выдаются карточки с опорными словами.
— Скажите, как называется сказка, которую мы прочитали?
— Какой отрывок вам понравился больше всего? Чем?
— Вас убедил автор, что зима – настоящая волшебница.
— Урок окончен. Всем спасибо за урок.
Творческий пересказ сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи Зимы»
Презентации к уроку
Воспитательные цели:
Воспитывать устойчивый интерес к урокам, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельность в принятии решений.
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и внимание к собственной речи.
Ход урока
I Организация класса
— У нас гости. Поздоровайтесь. (Здравствуйте.)
II Психолого-педагогический настрой “Связующая нить”
— Вот клубок. Будем передавать его друг другу и говорить пожелания.
(Ранит, слушай внимательно.
Игорь, говори хорошо.)
III Сообщение темы и целей урока.
Школьники разгадывают загадки и записывают ответы на доске TRACEBOARD R фломастером.
— О чем будем говорить? (Будем говорить о зиме.)
— Сегодня на уроке мы будем учиться пересказывать сказку К.Д.Ушинского “Проказы старухи Зимы”.
IV Подготовительная работа.
1. Развитие слухового восприятия. (работа за экраном)
— Вспомните, что вы знаете о зиме.
Назовите приметы зимы (по цепочке), добавляя картинку к своим словам.
-Дует холодный ветер.
-Кругом большие сугробы.
-Погода холодная, морозная.
-На окнах морозные узоры.
-На деревьях шапки снега.
— На крышах сосульки.
— Вы знаете много примет зимы, молодцы.
2. Подбор однокоренных слов (работа с интерактивной доской – передвижение объектов)
— Скажите, а какая погода может быть зимой?
Если на улице идет снег, то погода снежная.
Погода холодная, ветреная.
— Вы хорошо работали и быстро находили нужные слова.
3. Развитие языкового чутья, путем обозначения смыслового значения слов другими словами.
— Я прочитаю вам предложения, а вы подумайте, как можно сказать по- другому:
— Зима пришла, полетели белые мухи.
— Холодно, голодно птицам зимой, забили они тревогу, как дальше быть, что делать.
— Не боятся мороза дети. На горке яблоку негде упасть.
— Никак зима в толк не возьмет, почему ее никто не боится?
— Повесила голову старуха – зима и опечалилась.
1. Первоначальное восприятие. (диафильм) Презентация 1.
— О чем эта сказка? (Сказка о зиме, как она хотела всех погубить, заморозить.)
— Кто главный герой сказки? (Главный герой –старуха – зима.)
2. Самостоятельное знакомство со сказкой.
— Прочитайте самостоятельно первую часть. (Читают 1-ю часть сказки самостоятельно.)
Словарь для обучающихся на доске.
— Что задумала? (Задумала всех со света сжить.)
— До кого добралась сначала? (Стала. добираться.)
Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста. Презентация 2.
— Прочитайте вторую часть по цепочке, по предложению. (Чтение по цепочке.)
— Потом на кого накинулась старуха зима? (Накинулась на зверей.)
— Что она сделала? (Запорошила снегом поля.)
— Что посылает на землю? (Посылает мороз за морозом.)
Гимнастика для глаз. Подули ветры и метели. (Следят глазками за движением зимы на указке.)
— Кто не испугался морозов?(Не испугались звери.)
— Что делает белка? (Белка грызет орехи.)
— Что делает медведь?
— Составьте предложение из данных слов. (работа с интерактивной доской)
орешки белка в дупле грызёт
прыгаючи Заинька греется
— Что делают домашние животные? (В стойлах сено жуют.)
— О каких домашних животных говорит автор? (- О лошадке, овечке, корове.)
— Кто сможет рассказать эту часть текста, используя картинки презентации и опорные слова?
Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста. (Словарь на доске: Накинулась. Запорошила.
Завалила. Посылает. Не испугались. )
— Прочитайте следующую часть по словам, будьте внимательны. (чтение по одному слову, цепочкой).
— Что случилось с реками, озерами? (Замерзли реки и озера.)
— Что сделала вся рыба? (Рыба ушла на глубину.)
— Расскажите эту часть текста, используя картинки из презентации и опорные слова? (Словарь: Злится.
Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста.
— Послушайте последнюю часть сказки и скажите, что для Зимы было самое обидное.
Аудиозапись и показ слайдов.
— О чем думала зима? (Хотела заморозить людей.)
— Что шлет она на людей? (Шлет морозы лютые.)
— А что делают люди? (Люди затопили печь, пекут блины, смеются над зимой.)
— Что делают дети зимой? (Один ребенок составляет предложение, потом все вместе изображают игры детей зимой) (Ребята играют в снежки. Дети катаются на санках и на лыжах. Дети лепят снеговика. Ребята катаются на коньках.)
— У меня есть картина. Внимательно посмотрите и скажите, что забыл нарисовать художник? (Рассматривают картину, показывают, где нет предмета, называют какого. (например: дети катаются на коньках, тут нет одного конька и т.д.).
Расскажите последнюю часть, используя картинки презентации. (Рассказы по картинкам и опорным словам.)
— А что значит зима заплакала? (Капель с крыш. (Картинка)
3. Игра “Снежный ком” (запомни – повтори).
— У меня есть зимний клубочек, хотите с ним поиграть? Посмотрите, какой у него длинный хвостик. Я говорю предложение, а вы его запоминаете и повторяете.
Разозлилась старуха – зима.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, зверей.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, зверей, людей.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, рыб, зверей, людей.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, рыб, зверей, людей и детей.
(Сначала слушают, потом хором повторяют предложение за учителем.)
1. Пересказ по наводящим вопросам, с использованием презентации.
— Разозлилась старуха – зима, задумала всех со света сжить. До кого она добралась сначала? (- До птиц.)
— Почему она не смогла заморозить птиц? (Птицы стали стайками собираться и полетели в теплые страны.)
— Почему зима не смогла людей заморозить? (Люди затопили печки, пекут блины, смеются.)
— Что было зиме обиднее всего? (Обиднее было, что даже дети ее не бояться. Ребятишки катаются на санках, на коньках,, лепят снежную бабу, играют в снежки.)
— Почему зима заплакала? (От злости.)
— Как мы понимаем, что весна рядом? (Закапали зимние слезы.)
2. Игра “Что наделала Зима?” Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени с приставкой “за”.
— Подойдите к окну, посмотрите в окошко. (Подходят к окну.)
— Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась: “Зимушка – Зима, что же ты наделала?”
(Педагог говорит начало предложения, дети образуют из данных слов глаголы)
3. Самостоятельный творческий пересказ.
— А сейчас давайте расскажем нашу сказку. Расскажите, от имени птиц. (Школьники рассказывают от 1 лица.)
— Кто хочет рассказать сказку от имени рыб?
VII Итог. Рефлексия
— Какую сказку мы сегодня пересказывали? (Сказку “Проказы старухи – Зимы”.)
— Как вы думаете, она у нас получилась? Почему? (Да. Мы рассказывали сами, вы нам немножко помогали.
Мы ничего не забыли, рассказывали по порядку.)
Психологический настрой “Весеннее солнышко. Снеговик растаял”.
Конспект урока по речевой практике по сказке К.Ушинского «Проказы старухи Зимы» (3 класс)
специалист в области арт-терапии
Проказы старухи зимы
(по мотивам сказки К. Ушинского)
Цель. Взаимосвязь речи, музыки и движения.
— активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
— развитие слухового и зрительного восприятия;
— увеличение объема памяти;
-развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
— развитие двигательных кинестезий;
— развитие саматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций.
Оборудование: иллюстрации – весны, лета, осени, зимы; картинки к сказке – птицы улетают на юг, звери зимой, домашние животные в хлеву, рыбы подо льдом, люди дома пьют чай, дети лепят снеговика; шапка снеговика.
У. – Жили – были четыре сестры. И звали их – Весна, Лето, Осень, Зима ( выставляются иллюстрации ). Каждая сестра приносила на землю свои подарки. Какие? Сейчас вы нам расскажите.
Дети рассказывают стихи о временах года:
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна!
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожай и поля, и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Прежде всего она стала добираться до птиц: надоели они ей своим криком и писком ( слайд 2).
Подула Зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дорогам. Некуда птицам деться, стали они стайками собираться, думушку думать и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны (слайд 3).
Упражнение на координацию движений «Отлет птиц»
дети сгибают руки в локтях, сжав пальцы в кулак
— Летим в теплые края!
Поднимают и опускают локти
Будем крыльями махать,
Будем крылья разминать.
Делают взмахи руками
Правым крылом взмахнем,
Левым взмахнем потом
Поднимают и опускают правую руку
Поворачиваются направо и кланяются
Поворачиваются налево и кланяются
Летим вперед за вожаком
И покружимся потом
Бег на носках на месте, кружатся
— До свиданья, милый дом!
А как устали – сели!
Садятся на свои места
У. – Остался только один воробей, и тот под крышу забился ( слайд4).
Прилетели красногрудые снегири, им Зима не страшна.
Дети поют и прохлопывают ритм попевки
За окошком снегири.
Словно яблоки в снегу.
Дети поочередно прикасаются к большому пальцу указательным, средним, безымянным, мизинцем)
У. – Мишка-привереда стал место искать, где берлогу на зиму устроить.
Упражнение на координацию движения и речи
под песню «Про медведя» Д.Кабалевского
Ходит по лесу медведь, хочет сесть и посидеть. (Дети изображают походку медведя.)
Где ж такое место есть, (разводят руки в стороны, спрашивая.)
Чтобы мог медведь присесть? (высматривают из под руки подходящее место.)
То высок пенек, (Поднимают руки на уровень груди.)
То торчит сучок, (Сжимают пальцы руки, оставляя в стороне большой палец.)
То мокрый мох, то мох пересох. (Сжимают и разжимают пальцы с силой.)
Ох! ( Вытирают ладонью лоб.)
То низкий пень, (Нагибаются и показывают руками высоту пня.)
То густая тень, (Разводят руки в стороны и смотрят вверх.)
То узкий ров, (Приближают руки, развернув ладони друг к другу.)
То гнездо муравьев, (Показывают пальцами холмик, соприкасаясь пальцами.)
То кричит сорока. (Взмахивают руками, как крыльями.)
То колючки сбоку, (Широко раздвигают пальцы.)
То кустарники, (Прижимают ладони друг к другу, переплетая пальцы.)
То речка – (Разводят руки в сторону.)
Нет хорошего местечка. (Отрицательно качают головой.)
Эта сказка о медведе, о медведе – привереде. (Изображают походку медведя.)
Зайка, прыгая греется (слайд 7).
У лисы да волка шуба теплая. Не страшна им Зима.
У. – Лошадки, коровки, да овечки давным-давно в теплых хлевах готовое сено жуют, теплое пойло пьют (слайд 8).
Л огопедическая гимнастика
«Пьют воду». Высовывают язык «лакая» воду.
У. – Пуще прежнего Зима злиться – до рыб добирается. Посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молоточками бойко постукивают, по озерам, по рекам мосты строят.
Ритмическая игра «Мосток»
(дети отстукивают ритм палочкой по столу)
У. – Замерзли реки и озера, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла, под ледяной кровлей еще теплее ( слайды 9, 10).
Пальчиковая игра «Пирог»
Мы спросили нашу печь: дети ставят руки «полочкой» и покачивают ими
Печку мы спросили, поворачивают ладони вверх-вниз
Тесто замесили. мнут руками бедра
Тесто скалкой раскатали, гладят ладонями ноги
Раскатали – не устали.
Начинили творогом «пекут» пироги
Ну-ка, печка, вытягивают руки вперед, ладонями вверх
Дай творожнику местечко! хлопают в ладоши
У. – Греют люди самовары, едят вкусные караваи. Тепло и уютно им в домах.
Русский народный хоровод «Каравай»
Как на праздник на веселый дети идут по кругу, взявшись за руки
Испекли мы каравай
Вот такой вышины, останавливаются, поднимают руки вверх
Вот никой нижины, приседают, не расцепляя рук
Вот такой ужины, сходятся к середине круга
Вот такой ширины, расширяют круг
Вот такой сладенький, гладят себя рукой по животу
Вот такой вкусненький.
У. – Обиднее всего показалось Зиме, что даже малые ребятишки – и те ее не боятся. Катаются себе на коньках, да на салазках, горы снежные строят, на лыжах с них съезжают (слайд 12)
Выпал снег, первый снег, дети имитируют движение летящего снега
Всюду шум, всюду смех. хлопают в ладоши
Я встаю на лыжню, ставят ладони на стол
Всех сейчас я обгоню. скользят ладонями по столу
Массаж для рук «Зимняя разогревалочка»
Если замерзают руки, дети медленно растирают руки друг о дружку
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Совсем как ледышки, начинают растирать быстрее
Но вот понемножку согрелись ладошки,
Горят, и взаправду, а не понарошку.
Я горю, как от огня, вот потрогайте меня. Вытягивают ладошки вперед
У. – Согреются ребятишки – и давай в снежки играть, снеговиков лепить (слайд 13)
Игра «Снеговик Егорка»
Лихо сдвинув набекрень дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре «Егорка»
Прислонился на плетень
У него пылает нос дети останавливаются, приставляют руки к носу, показывая длину
На дворе стоит мороз похлопывают себя по плечам
А Егорке жарко. вытягивают руки вперед
Приглашает он ребят снеговик манит ребят
Прокатиться с горки поднимают руки вверх и опускают вниз («катятся с горы»)
Глазки весело блестят руки на поясе, повороты головы вправо-влево
Раз-два-три! Раз-два-три! хлопают в ладоши
Нас, Егорка, догони! хлопают по коленкам и разбегаются от «снеговика»
У. – Вот и закончилось наше небольшое путешествие. Сколько было сестер? Назовите их имена.
Какие подарки приносили сестры?
За что обижалась Зима на своих сестер?
Что она решила сделать?
До кого в первую очередь решила добраться Зима?
На кого еще накинулась Зима?
На кого еще разозлилась Зима?
А где же спрятались рыбы?
На кого больше всего разозлилась Зима?
А как вы думаете, на нас с вами Зима разозлилась?
Сегодня на уроке мы познакомились со второй из сестер Зимой. Скоро к нам придет третья сестра … (Весна) и мы будем знакомиться с ней.
А сейчас большое спасибо за урок.
Номер материала: ДБ-885437
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.