Конспект урока » А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»-собирательная картина народных сказок»
специалист в области арт-терапии
Тема:А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»-собирательная картина народных сказок.
Цели: рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок, воспитание интереса к литературным сказкам Пушкниа.
I. Вступительная беседа.
1. Какие народные и литературные сказки вы читали?
2. Чем отличается народная сказка от литературной?
Многие писатели в своем творчестве обращались к фольклору и создали на его основе чудесные литературные варианты произведений. Они смогли показать неумирающую ценность и красоту народного творчества, пробудили интерес читателей и желание вновь и вновь обращаться к народным литературным творениям. Вот имена этих людей и названия некоторых их произведений: В. А. Жуковский («Кот в сапогах»), А. С. Пушкин («Сказка о царе Салтане»), А. А. Погорельский («Черная курица»), М. Ю. Лермонтов («Ашик-Кериб»), С. Т. Аксаков («Аленький цветочек»), В. И. Даль («Про мышь зубастую да про воробья богатого»), В. Ф. Одоевский («Городок в табакерке»), М. Л. Михайлов («Два Мороза»), Н. А. Некрасов («Генерал Топтыгин»), К. Д. Ушинский («Плутишка кот»),
М. Е. Салтыков-Щедрин («Самоотверженный заяц»), Л. Н. Толстой («Как мужик гусей делил»), В. М. Гаршин («Сказка о жабе и розе»), Н. Г. Гарин-Михайловский («Попугай»), Д. Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»), А. Н. Толстой («Царица-лягушка»), Н. Д. Телешов («Крупеничка»), М. Горький («Воробьишко») и другие.
II. Рассказ о жизни и творчестве Пушкина.
Сердце России – Москва была родиной величайшего русского поэта. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. Со стороны отца – Сергея Львовича – он принадлежал к старинному, но захудалому дворянскому роду. Его мать – Надежда Осиповна – была внучкой Ибрагима, «арапа Петра Великого». Отец поэта живо интересовался литературой. У него была прекрасная библиотека, в которой были полно подобраны и русские писатели XVIII века, и западно-европейские классики XVII века и XVIII века. В доме отца будущий великий поэт в детском возрасте видел и слушал многих известных русских писателей: Карамзина, Жуковского, Батюшкова. Умный и наблюдательный, мальчик много схватывал из бесед старших, тянулся к книге, рано заинтересовался литературой.
Сергей Львович, отец Пушкина, говорил про сына: «В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям».
Воспитание детей в доме Пушкиных было поручено, как это было принято в то время в дворянских семьях, иностранцам-гувернерам. Благотворного влияния на воспитание мальчика эти французы-гувернеры не имели. У Пушкина остались только «неприятные воспоминания о них».
На формирование характера и на умственное развитие ребенка большое влияние оказали бабушка поэта М. А. Ганнибал, с 1801 года жившая в доме Пушкиных, и няня Арина Родионовна Яковлева, которая, по рассказам сестры поэта, была «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками». Эти две русские женщины своими рассказами и сказками учили мальчика русскому языку, вводили его в мир старины, народного быта и народной поэзии.
Богатые и разнообразные впечатления получал Пушкин и от прогулок по Москве, на которые он отправлялся со своим дядькой Никитой Козловым. Рано пристрастился Пушкин к книгам. Он жадно читал произведения, которые были собраны в библиотеке его отца, и, обладая замечательной памятью, многое усваивал наизусть. Русские писатели от Ломоносова до Жуковского, европейские классики, были прочитаны Пушкиным еще до поступления в лицей, куда он попал в двенадцать лет.
Чтение художественной литературы рано пробудило творческий дар будущего поэта. Он пробовал свои силы в разных жанрах: писал басни, стихотворения, написал поэму и комедию. Эти первые опыты Пушкина, к сожалению, не сохранились.
А. С. Пушкин – родоначальник русского литературного языка. Жизнь этого человека была недолгой, но, несмотря на все сложности, наполненной и плодотворной. Более 200 лет прошло с момента рождения великого поэта, а его стихи, поэмы, романы, повести, сказки продолжают радовать нас.
Свободолюбивая лирика становится одной из направляющих в творчестве поэта, приносит уважение читателей и недовольство властей. Его ссылают на юг, а затем в родовое имение Михайловское. Но это не сломило талантливого поэта, он продолжает работать. С детства слышавший народную речь и воспитанный на ее мудрости, ярком колорите и выразительности, Пушкин, как и раньше, заслушивается сказками няни. В одном из писем к брату в 1824 г. А. С. Пушкин писал: «…вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
В одной из тетрадей поэта есть запись, сделанная со слов няни Арины Родионовны: «Что за чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот, вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб».
А теперь вслушайтесь в строки великого Пушкина:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
III. Чтение статьи о писателе в учебнике.
Вопросы и задания учебника.
IV. Чтение пролога поэмы «Руслан и Людмила» учителем.
V. Беседа по вопросам (с целью выяснения художественных особенностей текста).
1. Какие произведения устного народного творчества вы вспоминаете, слушая «У лукоморья дуб зеленый…»? («Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и другие.)
2. Словарная работа.
Неведомые (дорожки) Мимоходом
Невиданные (звери) Пленяет
…и дол видений полны… Темница
Прихлынут Над златом чахнет
Брег песчаный … и мед я пил
3. Пролог разделен автором на две части. Первая составляет всего шесть строк:
1) Что изобразил поэт в этой части? (Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.)
2) Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? (Поэт любуется этой картиной, уверенный, что и читателю тоже нравится это описание.)
VI. Выразительное чтение пролога поэмы учащимися.
VII. Рассматривание репродукции картины художников Б. Парилова и В. Дудорова. (См. форзац учебника.)
Домашнее задание: пролог выучить наизусть. Прочитать «Сказку о мертвой царевне…»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина сказок
специалист в области арт-терапии
Конспект урока литературы в 5 классе
по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок»
М ультфильм «У лукоморья…» (реж. А. Бенедиктов; ООО «Амонит», студия «Лукоморье Пикчерз», 2010);
Проверка домашнего задания.
Вспомните: что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)
Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, о животных, бытовые.)
Если сказка создана народом, то ее называют… (Народной.)
Если написана писателем… (Литературной.)
Изучение нового материала.
Великолепные пушкинские сказки, в которых соединились гений народа и гений великого русского поэта, появились в 30-е годы того XIX столетия. Они написаны не для детей, и в них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, бесконечная вера Пушкина в победу ума, добра и справедливости.
Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько русских народных сказок, среди них была такая: “Что за чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. – Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб. ”.
П рослушивание аудиозаписи пролога поэмы «Руслан и Людмила»
Помните это произведение? Оно является прологом к поэме Пушкина «Руслан и Людмила».
Проло́г – это вступительная, вводная часть литературного или музыкального произведения или спектакля, предисловие.
Это определение запишем в словарик.
«Руслана и Людмилу» А. С. Пушкин задумывал написать как «богатырскую» сказочную поэму. Написана она была в 1818-1820 годах после выхода из Царскосельского лицея. Писателю было тогда всего 20 лет. К началу работы его подтолкнули вышедшие в феврале 1818 года первые тома «Истории государства Российского» известного писателя н. М. Карамзина. Из этого исторического труда Пушкин заимствовал многие исторические подробности и имена всех троих соперников Руслана – Рогдай, Ратмир и Фарлаф.
Поэма печаталась в журнале «Сын отечества» с весны 1820 года отдельными отрывками, а первое отдельное издание поэмы вышло в мае того же года. Однако известный нам пролог «У лукоморья» был написан и вставлен поэтом в поэму лишь в 1828 году, перед выходом второго издания книги.
Поэма имела огромный успех. Первый поэт того времени – В. А. Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму “Руслан и Людмила”, 1820, марта 26, Великая пятница».
Всё в поэме переплеталось с народными русскими сказками: добрые и злые волшебники, похищение красавицы Людмилы, шапка-невидимка, живая голова великана, меч-кладенец, воскрешение Руслана при помощи мертвой и живой воды, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от зачарованного сна, – всё это пришло из народных сказок и было переработано фантазией поэта.
Давайте вспомним пролог к «Руслану и Людмиле», который многие считают по праву самостоятельным стихотворением.
Работа с учебником. Чтение учителем пролога «У лукоморья». Можно предложить подготовленному учащемуся выразительно и наизусть прочитать его.
Какой картиной начинается пролог? Как вы ее себе представляете? Что такое лукоморье?
Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте и вдруг увидели то, что описывали минуту назад. Какое чувство вы бы испытали?
(Учащихся не затрудняет задание нарисовать устно картину, которая им представляется благодаря шести пушкинским строчкам. Они рассказывают об «огромном», таком, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», дубе, о «черном, со сверкающими глазами коте», который умеет и песни петь, и сказки говорить.)
Какой оттенок придает этим строкам слово «мимоходом»? Как вы представляете себе эту картину?
Какие народные сказки вы вспоминаете, слушая “У лукоморья дуб зеленый. ”? О каких сказочных героях и сказочных чудесах рассказывает А. С. Пушкин? Нравятся ли вам эти сказочные герои? Какие события могут быть связаны с Бабой Ягой, избушкой на курьих ножках, Кащеем, колдуном? Вспомните русские народные сказки.
(Школьники рассказывают о том, в каких сказках они читали о Бабе-яге и Кощее Бессмертном, русалке и царевне, сером волке и др., называют сказки: «Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и многие другие.)
Приведите примеры чудесных превращений сказочных героев. (В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк – в златогривого коня и в царевну, лента – в реку, гребень – в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка – в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой – это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.)
Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами?
Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательной картиной народных сказок? Почему?
(Да, потому что в этом небольшом фрагменте поэт умело собрал воедино многие сказочные события и перечислил частых героев русских народных сказок – Бабу-ягу, Кощея, русалку, лешего, царевну, колдуна, богатыря… Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя большие художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.)
(Здесь нужно отметить торжественность устаревших слов, которые создают ощущение старины.)
Составим цепочки слов, используя устаревшие слова, и запишем их в тетрадь:
Брег, берег, бережок.
Златой, золотой.
Чреда, череда, очередь.
В каких строчках пролога присутствует юмор (добродушный, незлобливый смех) и фантастика?
Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил. »?
(Для народных сказок. Здесь автор как бы выступает очевидцем описываемых событий, включая читателей в круг причастных к этой тайне.)
– В прологе действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью.
Обратите внимание на то, что в отрывке всего три знака препинания конца предложения: точка после строки «Налево – сказку говорит», восклицательный знак после слов «там Русью пахнет» и многоточие в конце. Поэт словно разделяет пролог на три отдельные части.
Начинает он с общей картины сказочного мира: времени, места. Сам автор любуется этой картиной, очаровывая ею и читателя.
Вторая часть расширяет общую картину, сказочный мир конкретизируется: « Там королевич мимоходом // Пленяет грозного царя. ».
Постепенно автор проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. В третьей части, смеясь и снимая все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой: « И там я был, и мед я пил… ». Круг замкнулся: небольшой пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка.
Просмотр мультфильма по прологу (реж. А. Бенедиктов; ООО «Амонит», студия «Лукоморье Пикчерз», 2010) и вопросы на его восприятие:
Понравился ли вам этот мультипликационный фильм?
Так ли вы представляли себе картины, изображенные Пушкиным?
Как вы думаете, удачно ли режиссер поставил этот мультфильм? Поясните свой ответ.
Работа с иллюстрацией:
Учитель демонстрируют иллюстрации.
Рассмотрите иллюстрацию палехских художников Бориса Николаевича Парилова и Виктора Дмитриевича Дудорова к этому отрывку. Нравится ли вам этот рисунок? Найдите на нем персонажей того сказочного мира, который создает Пушкин. Прочтите строки, которые относятся к этим персонажам.
Обучение выразительному чтению. Работа с текстом. Учащиеся тренируются в чтении отдельных отрывков (по строкам и строфам), затем всего текста, и только тогда, когда пролог прозвучал в устах нескольких учащихся выразительно, можно считать работу завершенной. Закончить обучение выразительному чтению можно коллективным (хоровым), слаженным чтением вслух. Это будет интересным заданием для учащихся.