Прошлое ивана денисовича в рассказе один день ивана денисовича

Сказки

«Один день Ивана Денисовича» (А. Солженицын)

Цитата: «Всё ж ты есть, Создатель, на небе. Долго терпишь, да больно бьёшь».

История создания

Это первое опубликованное произведение Александра Исаевича Солженицына. Оно произвело фурор и обеспечило писателю мировую известность. Анна Андреевна Ахматова писала, что каждый гражданин Советского Союза обязан выучить эту повесть наизусть.

Проблематика: нравственная (жизнь человека в нечеловеческих условиях).

Смысл названия: Солженицын говорил, что ещё в тюремном лагере у него зародилась такая мысль: описать один день лагерной жизни. И в этом дне будет вся жизнь заключённого, ведь у него изо дня в день всё повторяется.

Первоначально автор планировал назвать повесть «Щ-854 (Один день одного зэка)», имея в виду, что в лагере у людей не было имён — только номера (номер Ивана Денисовича был Щ-854), а заключённые на тюремном жаргоне называются зэками. Впоследствии Солженицын изменил название на более нейтральное, дающее возможность включить дни Ивана Денисовича в общечеловеческий контекст: имелось в виду, что каждый из читателей может при известном стечении обстоятельств стать таким Иваном Денисовичем Шуховым и провести в аду три тысячи пятьсот шестьдесят три дня.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть (рассказ).

Жанровые особенности: современное литературоведение не пришло к единой мысли в отношении жанровой принадлежности «Одного дня Ивана Денисовича»: это произведение относят то к повестям, то к рассказам. Если с рассказом «Один день Ивана Денисовича» роднит небольшой объём, то энциклопедичность в описании лагерной жизни, разных заключённых, видов работ, различных угроз и радостей свидетельствует, что перед нами всё же повесть.

Время и место действия: действие повести происходит в советском каторжном лагере; описан один день из жизни заключённого. Пространство лагеря как бы исключено из жизни, исторического времени в нём тоже нет — только срок заключения.

Действующие лица

Краткое содержание

Описывается один день лагерной жизни Ивана Денисовича Шухова. Из обрывочных воспоминаний читатель составляет картину прошлого Ивана Денисовича: был крестьянином, имел семью и детей, пошёл воевать. В немецком окружении Шухов и однополчане умирали с голоду: даже строгали копыта околевших лошадей, чтобы хоть чего-то поесть. Ивана Денисовича взяли в плен, но ему и ещё нескольким бойцам удалось бежать. Добравшись до своих, Шухов рассказал, что был в плену, — и его арестовали за измену Родине.

Читайте также:  Сказки народов мира сборник книг

Теперь Иван Денисович — лагерный заключённый номер Щ-854. Он не получает посылок: сам отказался, ведь жене и так нелегко. В письмах жена Ивана Денисовича сообщает, что основной источник заработка для неё и односельчан — раскрашивание ковров и их продажа в городе.

А кто-то (например, Цезарь Маркович) и в лагере живёт лучше других: Цезарь Маркович получает большие продуктовые посылки. Иван Денисович подсказал ему, что в бараке еду оставлять нельзя, и благодарный Цезарь Маркович даёт Шухову возможность подработать. Описаны и другие типы заключённых: «буржуазные националисты» из Эстонии и Латвии, религиозный Алёша, юный репрессированный Гопчик. Самые разные люди, представители всех возрастов и национальностей.

Все эти люди ежедневно тяжело трудятся и плохо питаются. Причём и нелёгкий труд, и отвратительная баланда из мелкой рыбы и мёрзлой капусты являются для них жизненными стимулами: не умереть, не опуститься, продержаться, держаться каждый день, чтобы когда-нибудь выйти на свободу.

Описанный день Иван Денисович считает счастливым: не был наказан, работал рьяно, поел, не заболел. Таким видится лагерному заключённому счастье.

В конце рассказа приведён краткий словарь блатной терминологии, который не только позволяет читателю понимать смысл выражений в рассказе, но и подчёркивает: лагерь — это отдельный страшный мир, и даже язык в нём особенный.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Укажите первоначальный вариант названия повести.

Ответ. «Щ-854 (Один день одного зэка)».

Из приведённого ниже перечня выберите три проблемы, которые подняты в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ. 145. Из рассказа видно, как человеку в условиях лагеря сложно остаться человеком, как заключённых принуждают к тяжёлому и непродуктивному труду, как государство вступает с человеком в противоборство — и побеждает.

Читайте также:  Рассказ мой любимый школьный предмет 3 класс

Источник

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича »

«Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.

1) Познакомить с рассказом ; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.

2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.

3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.

1) аналитическая беседа;

2) работа в группах;

3) сопоставление художественных текстов;

4) проблемный вопрос.

Ход урока:
Орг. момент:

Здравствуйте! Откройте тетради и запишите тему урока.

Произведению «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общ. сознании. Рассказ, написанный в 1959 году, был
задуман еще в лагере в 1950 году.

Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.

У: Как родился замысел «Одного дня…»?

у: Как пишет сам Солженицын, замысел рассказа возник в один из лагерных дней. Он, занимаясь тяжелым лагерным трудом, подумал, что достаточно описать только один день ничем не примечательного человека с утра до вечера, и будет понятно все.

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну ( и никогда не сидевшего ),общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица- все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

У: Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?

У : Почему день, описанный в повести, кажется Шухову

у: Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей. Это уже счастье в данных условиях.

Читайте также:  Сказочный патруль сказки смотреть

У: Какие «счастливые события» происходят с

у : Ивана Денисовича не посадили в карцер. Он не попался на шмоне, купил табачку, не заболел.

У: Почему для рассказа автор выбрал именно

у: Если такой день счастливый, то какие несчастливые?

У: Что помогает герою устоять, остаться человеком?

у: Он не поддался процессу расчеловечивания, несмотря на нечеловеческие условия устоял, сохранил внутреннюю свободу.

Он живет в согласии с собой, не мучается размышлениями :за что? почему? Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Работая, он чувствует прилив сил. Для Шухова труд-это жизнь. Здравый смысл помогает ему выстоять.

У: О ком из зеков автор пишет с симпатией?

у: Солженицын пишет с симпатией о Сеньке Клевшине, латыше Кильдигисе, кавторанге Буйновском, помощнике бригадира Павло и бригадире Тюрине. Бригадир Тюрин для всех «отец» от того, как « процентовку » закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает.

У: Кто из героев противопоставлен Шухову?

у: Шухову противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется».Это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли. Все работают на морозе, а Цезарь в тепле.

У: Какого героя из романа Толстого «Война и мир» напоминает Шухов?

у: Иван Денисович напоминает нам Платона Каратаева.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ.

У: Действительно, эти два образа очень похожи. Давайте проведем сопоставительный анализ и ответим на вопрос: Почему образ Платона Каратаева, созданный Толстым в19 в.(1863-1869),так близок образу Шухова из произведения Солженицына 20в.(1959г.)?

Источник

Познавательное и интересное