«Один день Ивана Денисовича» (А. Солженицын)
Цитата: «Всё ж ты есть, Создатель, на небе. Долго терпишь, да больно бьёшь».
История создания
Это первое опубликованное произведение Александра Исаевича Солженицына. Оно произвело фурор и обеспечило писателю мировую известность. Анна Андреевна Ахматова писала, что каждый гражданин Советского Союза обязан выучить эту повесть наизусть.
Проблематика: нравственная (жизнь человека в нечеловеческих условиях).
Смысл названия: Солженицын говорил, что ещё в тюремном лагере у него зародилась такая мысль: описать один день лагерной жизни. И в этом дне будет вся жизнь заключённого, ведь у него изо дня в день всё повторяется.
Первоначально автор планировал назвать повесть «Щ-854 (Один день одного зэка)», имея в виду, что в лагере у людей не было имён — только номера (номер Ивана Денисовича был Щ-854), а заключённые на тюремном жаргоне называются зэками. Впоследствии Солженицын изменил название на более нейтральное, дающее возможность включить дни Ивана Денисовича в общечеловеческий контекст: имелось в виду, что каждый из читателей может при известном стечении обстоятельств стать таким Иваном Денисовичем Шуховым и провести в аду три тысячи пятьсот шестьдесят три дня.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть (рассказ).
Жанровые особенности: современное литературоведение не пришло к единой мысли в отношении жанровой принадлежности «Одного дня Ивана Денисовича»: это произведение относят то к повестям, то к рассказам. Если с рассказом «Один день Ивана Денисовича» роднит небольшой объём, то энциклопедичность в описании лагерной жизни, разных заключённых, видов работ, различных угроз и радостей свидетельствует, что перед нами всё же повесть.
Время и место действия: действие повести происходит в советском каторжном лагере; описан один день из жизни заключённого. Пространство лагеря как бы исключено из жизни, исторического времени в нём тоже нет — только срок заключения.
Действующие лица
Краткое содержание
Описывается один день лагерной жизни Ивана Денисовича Шухова. Из обрывочных воспоминаний читатель составляет картину прошлого Ивана Денисовича: был крестьянином, имел семью и детей, пошёл воевать. В немецком окружении Шухов и однополчане умирали с голоду: даже строгали копыта околевших лошадей, чтобы хоть чего-то поесть. Ивана Денисовича взяли в плен, но ему и ещё нескольким бойцам удалось бежать. Добравшись до своих, Шухов рассказал, что был в плену, — и его арестовали за измену Родине.
Теперь Иван Денисович — лагерный заключённый номер Щ-854. Он не получает посылок: сам отказался, ведь жене и так нелегко. В письмах жена Ивана Денисовича сообщает, что основной источник заработка для неё и односельчан — раскрашивание ковров и их продажа в городе.
А кто-то (например, Цезарь Маркович) и в лагере живёт лучше других: Цезарь Маркович получает большие продуктовые посылки. Иван Денисович подсказал ему, что в бараке еду оставлять нельзя, и благодарный Цезарь Маркович даёт Шухову возможность подработать. Описаны и другие типы заключённых: «буржуазные националисты» из Эстонии и Латвии, религиозный Алёша, юный репрессированный Гопчик. Самые разные люди, представители всех возрастов и национальностей.
Все эти люди ежедневно тяжело трудятся и плохо питаются. Причём и нелёгкий труд, и отвратительная баланда из мелкой рыбы и мёрзлой капусты являются для них жизненными стимулами: не умереть, не опуститься, продержаться, держаться каждый день, чтобы когда-нибудь выйти на свободу.
Описанный день Иван Денисович считает счастливым: не был наказан, работал рьяно, поел, не заболел. Таким видится лагерному заключённому счастье.
В конце рассказа приведён краткий словарь блатной терминологии, который не только позволяет читателю понимать смысл выражений в рассказе, но и подчёркивает: лагерь — это отдельный страшный мир, и даже язык в нём особенный.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Укажите первоначальный вариант названия повести.
Ответ. «Щ-854 (Один день одного зэка)».
Из приведённого ниже перечня выберите три проблемы, которые подняты в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ. 145. Из рассказа видно, как человеку в условиях лагеря сложно остаться человеком, как заключённых принуждают к тяжёлому и непродуктивному труду, как государство вступает с человеком в противоборство — и побеждает.
Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича »
«Один день Ивана Денисовича ».
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.
1) Познакомить с рассказом ; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.
2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.
3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.
1) аналитическая беседа;
2) работа в группах;
3) сопоставление художественных текстов;
4) проблемный вопрос.
Ход урока:
Орг. момент:
Здравствуйте! Откройте тетради и запишите тему урока.
Произведению «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общ. сознании. Рассказ, написанный в 1959 году, был
задуман еще в лагере в 1950 году.
Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.
У: Как родился замысел «Одного дня…»?
у: Как пишет сам Солженицын, замысел рассказа возник в один из лагерных дней. Он, занимаясь тяжелым лагерным трудом, подумал, что достаточно описать только один день ничем не примечательного человека с утра до вечера, и будет понятно все.
Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну ( и никогда не сидевшего ),общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица- все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.
У: Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?
У : Почему день, описанный в повести, кажется Шухову
у: Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей. Это уже счастье в данных условиях.
У: Какие «счастливые события» происходят с
у : Ивана Денисовича не посадили в карцер. Он не попался на шмоне, купил табачку, не заболел.
У: Почему для рассказа автор выбрал именно
у: Если такой день счастливый, то какие несчастливые?
У: Что помогает герою устоять, остаться человеком?
у: Он не поддался процессу расчеловечивания, несмотря на нечеловеческие условия устоял, сохранил внутреннюю свободу.
Он живет в согласии с собой, не мучается размышлениями :за что? почему? Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Работая, он чувствует прилив сил. Для Шухова труд-это жизнь. Здравый смысл помогает ему выстоять.
У: О ком из зеков автор пишет с симпатией?
у: Солженицын пишет с симпатией о Сеньке Клевшине, латыше Кильдигисе, кавторанге Буйновском, помощнике бригадира Павло и бригадире Тюрине. Бригадир Тюрин для всех «отец» от того, как « процентовку » закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает.
У: Кто из героев противопоставлен Шухову?
у: Шухову противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется».Это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли. Все работают на морозе, а Цезарь в тепле.
У: Какого героя из романа Толстого «Война и мир» напоминает Шухов?
у: Иван Денисович напоминает нам Платона Каратаева.
СОПОСТАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ.
У: Действительно, эти два образа очень похожи. Давайте проведем сопоставительный анализ и ответим на вопрос: Почему образ Платона Каратаева, созданный Толстым в19 в.(1863-1869),так близок образу Шухова из произведения Солженицына 20в.(1959г.)?