Анализ рассказа Шукшина Гринька Малюгин
Шукшин написал огромное количество разных произведений и каждое из них достойно внимания. В этой статье будет рассказано об одном произведении «Гринька Малюгин».
Все происходит в деревне. Именно там и живет наш главный герой по имени Гриша. Многие жители деревни считали его не совсем обычным и нормальным человеком. Вот только самому мужчине не было до этого никакого дела. И он продолжал жить и не обращал на них внимание. Порой на работу нужно было выходить в выходные дни. Гриша мог без проблем выйти на работу в субботу, а вот в воскресенье ему не хотелось идти на работу, именно поэтому он оставался дома.
После армии он очень быстро отыскал работу в своей деревне. Вот только не всегда удается отыскать работу, а также и любимую девушку. Больше всего на свете ему хотелось отыскать ту девушку, которая бы любила его, а он, чтобы любил ее. Вот только не всегда девушку готова выйти за тебя по любви, в основном они выходят замуж только ради денег.
Каждое утро ему нужно было сначала заправить грузовик, а потом отправляться на работу. Вот и этим утром он проделывал те же действия. На заправке он решил выйти из машины пока та заправляется, и поздороваться со всеми работниками. Тем временем на заправке начался пожар. Огонь начал подкрадываться к бочкам, где находился бензин. И ни один человек не решался спасти. А вот Гриша запрыгнул в машину и отправился вместе с бочками с бензином к реке. Там он выпрыгнул из машины, а машина взорвалась прямо в реке. Сначала мужчина даже и не заметил, что сломал ногу, когда выпрыгивал из машины, а понял это немного позже.
Ему сразу же вызвали скорую помощь и его забрали в больницу. Теперь люди по-другому смотрели на Гришу и постоянно благодарили за спасенную жизнь, ведь не каждый человек будет рисковать своей жизнью ради спасения другой. В больнице он провел много времени, и не было ни дня, чтобы к нему кто-нибудь не пришел. Они приносили ему разные фрукты и овощи, выращенные в огороде.
Однажды к нему пришла журналистка, которая сразу же понравилась нашему главному герою. Ему не хотелось хвастаться, а когда интервью было взято он предложил ей прийти к нему еще раз. Спустя некоторое время ему принесли газету, в которой был напечатано его интервью. И он спрятал эту газету под подушку, для того чтобы не хвастаться.
Прочитав данный рассказ можно понять, что не нужно делать добрые дела только за вознаграждение можно сделать приятное просто так.
Тема: Повествование, описание, рассуждение.
Упражнение №1
Гринька пристроился в длинный ряд автомашин и стал потихоньку двигаться.
Часа через три только ему закатили в кузов бочки с бензином.
Гринька подъехал к канторке, поставил машину рядом с другими и пошёл оформлять документы.
Свет вспыхнул сразу. Все на мгновение ошалели. Стало тихо. Потом тишину эту, как бичём, хлестнул чей-то вскрик на улице.
Горели бочки на одной из машин. Горели как-то зловеще, бесшумно, ярко.
Река была в полуметре от хранилища. Гринька правил туда, к реке.
Теперь обрыв надвигался быстро. Гринька что-то медлил, не прыгал. Прыгнул, когда до берега осталось метров пять. Упал. Слышал, как с лязгом грохнули бочки. Взвыл мотор. Потом под обрывом сильно рвануло. И оттуда вырос красивый стремительный столп огня. И стало тихо.
К нему подбежали, засуетились.
Задание к упражнению:
1.Где, по-вашему, начинается завязка рассказа? Прочитайте её.
2. Как называется часть композиции, предшествующая завязке? Найдите её.
3. Проследите, как в этом повествовательном тексте развивается действие. Где его кульминация? Где развязка? От какого лица ведётся повествование?
4. Объясните использование языковых средств.
Повествование может вестись от третьего лица (образ рассказчика отсутствует). Это авторское повествование. Может оно идти от первого лица, рассказчик назван или обозначен местоимением «я» и первым лицом глагольных форм.
Повторяем орфографию.
Гласные Ы, И в корне после приставок.
После приставок, оканчивающихся на гласный, в корне, который начинается с И, пишется буква И (в соответствии с произношением): выиграть, поистине. После русских приставок, оканчивающихся согласный (об-, под-, раз-, без-, над-, пред-, с-, из-), И в корне слова переходит в Ы: предыдущий, розыгрыш. Исключениями являются русские приставки меж-, сверх-, после которых в корне пишется И: сверхинтересный, межинститутский. После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласный, буква И в корне сохраняется: контригра, дезинформация, дезинфекция.
ЗАПОМНИТЕ: взимать – изымать, отнимать – отымать, поднимать – подымать.
Задание 1. Отметьте номера слов, в которых пишется Ы.
1) без…дейность, 2) без…тоговый, 3) вз…мать, 4) вз…скать, 5) дез…нформация, 6) из..мать, 7) небез…звестный, 8) об…ндеветь, 9) об…сканный, 10) под…маться, 11) под…тожить, 12) пост…мпрессионистский, 13) пред…дущий, 14) пред…юльский, 15) сверх…зысканный, 16) спорт….гра, 17) с…здавна, 18) с…змала, 19) с…мпровизировать, 20) фин…нспектор.
Тема: Особенности текста.
Упражнение №1
Гоголь велик в каждом своем зрелом, то есть в каждом гоголевской произведении.
«Ревизор», или «Мертвые души», или «Игроки», или «Шинель»- это образцы истинно мировой литературы, тот язык мира, на котором человек познаёт человечество.
Конечно, он не закончил эту работу, но, кажется, никто в мировой литературе не сделал в этом направлении столько же. Даже Бальзак. Даже Диккенс.
И после Гоголя литература создавала галереи бессмертных образов, но это был уже другой этап художественного мышления.
Тут к месту заметить, что искусство гораздо консервативнее науки в том смысле, что оно крепче связано со своими собственными памятниками, чем наука.
Для науки важен прежде всего принцип паровой машины, она забывает первую паровую машину, ставит её в музей и часто даже передаёт забвению имя её изобретателя.
Тем более консервативно искусство в своей технологии, в способах и методах создания, если так позволительно сказать о его «продукции».
Однако даже среди того ряда гениев, которые создали не только бессмертные частности, но и свои собственные принципы этого создания. Гоголь опять-таки занимает особое место.
Бросим взгляд на его творчество в целом, и тогда мы увидим, что он был предтечей если не всех, так очень многих современных литературных направлений.
Кафке предшествовал «Нос».
Художественно-социологическим исследованиям предшествовали «Мертвые души».
И даже научному, а в то же время и писательскому исследованию Гоголь тоже отдал дань- вспомним его (незаконченную) «Историю Украины!.
Кажется, я не преувеличу, если скажу, что не один писатель за всю историю существования художественной литературы не угадал столько путей, столько возможностей, заложенных в литературе, сколько Гоголь.
Угадал не теоретически, а реализуя каждую возможность в конкретном и опять-таки бессмертном произведении.
То есть угадал так, как только и может и как должно творцу угадывать искусство.
Это совсем не значит, что все последующие писатели были сознательными последователями Гоголя.
Вовсе нет. В ряде случаем они и могли не знать о нём, но объективно они шли путями, им открытыми.
Тем не менее читая Гоголя, я переживаю малообъяснимое ощущение, что, доживи он не да сорока трёх, а до восьмидесяти лет, он «исчерпал» бы, он «закрыл» бы свою всю литературу.
Задание к упражнению:
Прочитайте отрывок из статьи С. Залыгина «Читая Гоголя». Определите тип и стиль речи по их характерным признакам. Назовите жанр текста, укажите тему. Что можно сказать о полноте её раскрытия. Озаглавьте этот отрывок, связав его с темой и идеей.
1) Каков основной тезис данного текста? Какие аргументы используются для доказательства? Достаточно ли их? Какие бы еще можно было бы привести аргументы?
2) Если бы вам потребовалось законспектировать эту статью, что бы отсюда выбрали как главное? Поставьте вопросы к статье.
3) Как вы понимаете выделенные слова и предложение?
4) Как вы думаете, почему здесь такое обилие однородных членов? Проанализируйте, как они соединены между собой. Постройте схемы однородных членов в предложениях четвёртого абзаца.
5) Объясните роль второстепенных предложений в тексте.
Проследите за развитием действия в отрывке из рассказа шукшина гринька малыгин
§ 6. типы речи: описание, повествование, рассуждение
Описание – функционально-смысловой тип речи, в котором изображают какое-либо явление действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Композиция: объект описания – его признаки – общая картина – авторская оценка, вывод, заключение. Языковые особенности: перечислительная структура однородных компонентов, перечислительная интонация, преобладание именных частей речи (имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений) и наречий.
Повествование – функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах. Композиция: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. Языковые особенности: ряды глаголов со значением последовательности действий, видовременная динамика, особая значимость союзов, порядка слов; выраженность авторской позиции, сценичность повествования.
Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, предполагающий словесное выражение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлеченные понятия). Композиция: тезис (высказывается какая-то мысль) – доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы, сопровождаемые примерами – вывод или заключение.
Задание 27. Прочитайте описания природы, Выделите их композиционные элементы. Определите, какие литературные приемы помогли писателям создать картины, передающие определенное настроение.
1. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкой; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; … колос пшеницы наливался в гуще. (Н.В. Гоголь).
2. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота… Все кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали… Побледневшее небо стало опять синеть, но то уже была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем. (И.С.Тургенев)
3. Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливее стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса. Рыба гуляла. В омутах раздавались редкие тяжелые всплески, вода волновалась, прибрежная куга тихонько покачивалась… (Ю.Казаков)
Задание 28. Составьте описание: а) любого памятника архитектуры, который вы видели сами; б) интересного для вас актера; в) фирмы, которой вы хотели бы руководить.
Задание 29. Проследите за развитием действия в отрывке рассказа В.Шукшина «Гринька Малыгин». Докажите, что данный отрывок относится к повествовательному типу речи.
Бензохранилище – целый городок, строгий, правильный, однообразный, даже красивый в своем однообразии…
Гринька пристроился в длинный ряд автомашин и стал потихоньку двигаться. Часа через три только ему закатили в кузов бочки с бензином. Гринька подъехал к конторке, поставил машину рядом с другими и пошел оформлять документы.
Свет вспыхнул сразу. Все на мгновение ошалели. Стало тихо. Потом тишину эту, как бичом, хлестнул чей-то вскрик на улице.
Горели бочки на одной из машин. Горели как-то зловеще, бесшумно, ярко…
Гриньку точно кто толкнул сзади. Он побежал к горящей машине. Ни о чем не думал. В голове точно молотком били – мягко и больно: «Скорей! Скорей!» Видел, как впереди над машиной огромным винтом свивается белое пламя… Не помнил Гринька, как добежал он до машины, как включил зажигание, даванул стартер, воткнул скорость – человеческий механизм сработал быстро и точно. Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн и других машин с горючим. Река была в полукилометре от хранилища. Гринька правил туда, к реке. (В. Шукшин)
Задание 30.. Прочитайте материалы о храме Христа Спасителя: 1) историческую справку; 2) художественное описание храма. Определите, к какой разновидности речи ни относятся. Обоснуйте свое мнение.
1. 25 декабря 1812 г. император Александр 1 издал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов». Во исполнение этого указа и в память войны 1812 года был построен Храм Христа Спасителя. На сем месте заложен 10 октября 1839 г. Архитектор – К.А.Тон. Освящен 26 мая 1883 г.
Возведение храма Христа Спасителя продвигалось сравнительно медленно. И это неудивительно, если учесть ту тщательность, с которой оно велось. Толщина кирпичных стен составляла 3 м 20 см. Всего на строительство ушло сорок миллионов кирпичей. Снаружи храм был отделан мраморными плитами. Соединения мраморных частей с кирпичом заливались свинцом.
2. Золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой в ясной безоблачной синеве неба, связывая дни и ночи, недели и десятилетия в одну неразнимаемую цепь. Угадывались они в любое время года – и в белоснежные зимние сумерки, и в летние, душные ночи.
Задание 31. Определите, к какой разновидности речи относится текст. Обоснуйте свое мнение.
Собака – друг человека
На перроне токийского вокзала Сибуя у памятника собаке, где обычно назначают свидания влюбленные, приезжие узнают трогательную историю. Им рассказывают, что собака по кличке Хатико каждое утро провожала своего хозяина на вокзал, а вечером встречала. Однажды — это случилось 21 мая 1924 г. — хозяин Хатико не вернулся, он внезапно скончался. Собака продолжала ежедневно являться на вокзал в течение десяти лет. Такая преданность не осталась без внимания. По всей Японии был объявлен сбор пожертвований, и в апреле 1934 г. на площади перед вокзалом появился монумент в честь верной собаки. Хатико вскоре погибла, а в конце войны и памятник был реквизирован и переплавлен. Но в душах людей остался столь глубокий след, что в 1947 г., когда Япония еще не оправилась от бед, принесенных войной, жители района Сибуя собрали деньги на воссоздание памятника, и вскоре Хатико вновь заняла свое место перед зданием вокзала.
Когда праздновался столетний юбилей окружной дороги Яманотэ, в память Хатико было устроено специальное чествование. Нашли собаку той же породы и на один день возвели ее в ранг начальника станции, для чего на голове собаки укрепили маленькую форменную фуражку. Рядом с памятником восседала живая белая собака, тут же лежали подношения — фрукты, цветы, деньги, как это полагается в Японии на поминках.
Задание 32. Составьте текст-повествование: а) о строительстве или открытии любого исторического памятника вашего родного города; б) интересного события из вашей личной жизни; в) о развитии фирмы, которой вы хотели бы руководить.
Задание 33. Прочитайте отрывок из воспоминаний И.С.Тургенева о В.Г. Белинском. Какие разновидности речи вы находите в этом отрывке? Аргументируйте свое мнение.
Я в самый день отъезда из Петербурга в деревню сходил к Белинскому (я знал, где он жил, но не посещал его и всего два раза встретился с ним у знакомых) и, не назвавшись, оставил его человеку один экземпляр. В деревне я пробыл около двух месяцев и, получив майскую книжку «Отечественных записок», прочел в ней длинную статью Белинского о моей поэме. Он так благосклонно отзывался обо мне, так горячо хвалил меня, что, помнится, я почувствовал больше смущения, чем радости… Возвратившись в Петербург, я, разумеется, отправился к Белинскому, и знакомство наше началось. Он вскоре уехал в Москву – жениться, а возвратившись оттуда, поселился на даче в Лесном. Я также нанял дачу в первом Парголове и до самой осени почти каждый день посещал Белинского.
Опишу его наружность. Известный литографический, едва ли не единственный портрет его дает о нем понятие неверное. Это был человек среднего роста, на первый взгляд довольно некрасивый и даже нескладный, худощавый, со впалой грудью и понурой головой. Он постоянно кашлял. Лицо имел небольшое, бледно-красноватое, нос неправильный, как бы приплюснутый, рот слегка искривленный, особенно когда раскрывался, маленькие частые зубы; густые белокурые волосы падали клоком на низкий лоб. Смеялся он от души, как ребенок…
Задание 34. Проанализируйте, как построены отрывки из рассуждений «Твердость и упрямство» В.А. Жуковского, «Непостоянство и привычка» Н.М. Карамзина: «тезис – доказательство – вывод» – или иначе.
1. Твердость есть сила, основанная на союзе разума с волею и на их равновесии. Упрямство есть слабость, имеющая вид силы; она происходит от нарушения в союзе воли с разумом. В первом случае разум и воля употребляют совокупную силу свою на пользу. Во втором случае воля, в разрыве с разумом, или не пользуется силой, или употребляет во зло; и то и другое – слабость. Твердый непоколебимо держится своих убеждений, пока они для него оправданы его разумом. Упрямый, например, держится своего убеждения, но, так сказать, механически; он не терпит противоречия, ибо слишком ленив или пристрастен, чтобы проверять свои мысли; ему легче сохранять их такими, какими они раз вошли в его голову, нежели заменять прежние ложные новыми, истинными. Убеждения упрямого суть мертвый капитал, никакого барыша не приносящий. Мнения твердого суть капитал, пущенный в оборот: он в беспрестанном движении, и это движение не есть непостоянство, напротив – сила, действующая постоянно. (В.А.Жуковский)
2. В человеческой натуре есть противные склонности: одна влечет сердце наше к новым предметам, а другая привязывает нас к старым: одну называют непостоянством, любовью к новостям, а другую – привычкою. Мы скучаем единообразием и желаем перемен, однако мы, расставаясь с тем, к чему душа ваша привыкла, чувствуем горесть и сожаление. Счастлив тот, в ком эти две склонности равносильны! Но в ком одна другую превысит, тот будет или бродягою, ветреным, беспокойным, мелким в душе, или холодным, ленивым, нечувственным. Один, перебегая беспрестанно от предмета к предмету, не может ни во что углубиться, делается рассеянным и слабеет сердцем; другой, видя и слыша все то же, грубеет в чувствах и, наконец, засыпает душою. Таким образом, сии две крайности сближаются, потому что и та и другая ослабляет в нас душевные действия. (Н.М.Карамзин)
Задание 35. Составьте аргументированную, убеждающую речь: а) о необходимости принять у вас экзамен именно сейчас; б) о достоинствах вашей фирмы; в) о привлекательности активного отдыха туризма.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: Предисловие
Читать: Раздел 1. язык и речьЧитать: Глава 1. язык: сущность, формы существования, свойства
Читать: § 1. искусственные и естественные языки
Читать: § 2. формы существования естественного языка
Читать: Глава 2. речь и ее свойства
Читать: § 1. речь как форма существования языка
Читать: § 2. функции языка и речи
Читать: § 3. виды речи: внешняя и внутренняя речь
Читать: § 4. формы речи: устная и письменная речь
Читать: § 5. разновидности речи: монолог, диалог, полилог
Читать: § 6. типы речи: описание, повествование, рассуждение
Читать: Раздел 2. современный русский литературный языкЧитать: Глава 1. современный русский язык как мировой язык
Читать: Текст 1.
Читать: Текст 2.
Читать: § 1. естественные международные языки
Читать: § 2. искусственные международные языки
Читать: Текст 3.
Читать: Текст 4.
Читать: Текст 5.
Читать: Текст 6.
Читать: Текст 7.
Читать: Текст 8.
Читать: § 1. русский язык в российской федерации
Читать: Текст 9.
Читать: Глава 2. формы существования современного русского языка
Читать: § 1. диалекты
Читать: § 2. социолекты. арго. жаргон. сленг.
Читать: § 3. профессиональные диалекты. термины и профессионализмы
Читать: § 4. просторечие.
Читать: § 4. литературный язык как основная форма существования
Читать: Глава 3. функциональные стили
Читать: § 1. понятие о функциональном стиле
Читать: § 2. разговорная речь
Читать: § 3. художественный стиль
Читать: § 4. публицистический стиль
Читать: § 5. научный стиль
Читать: § 6. основные жанры научного стиля
Читать: § 7. официально-деловой стиль
Читать: § 8. основные жанры официально-делового стиля
Читать: § 9. религиозный стиль
Читать: Раздел 3. культура русской речиЧитать: Глава 1. стилистика, культура речи и риторика
Читать: § 1. стилистика, риторика и культура речи
Читать: § 2. норма, ее виды, принципы кодификации
Читать: Глава 2. словари современного русского языка
Читать: § 1. лингвистические и энциклопедические словари
Читать: § 2. основные виды словарей русского языка
Читать: § 3. структура словарной статьи
Читать: Глава 4. коммуникативные качества речи
Читать: § 1. общая характеристика коммуникативных качеств речи
Читать: § 2. правильность речи
Читать: § 3. точность речи: коммуникативная и фактическая
Читать: § 4. логичность речи
Читать: § 5. ясность речи
Читать: § 6. краткость речи
Читать: § 7. уместность речи
Читать: § 8. речечвой этикет
Читать: § 9. чистота речи
Читать: § 10. богатство речи
Читать: § 11. выразительность речи. тропы и фигуры
Читать: Тесты для проверки знаний
Читать: Темы рефератов