«Три толстяка» главные герои
Характеристика героев «Три толстяка»
Главные герои
Три толстяка
Правители страны, самовлюбленные, жадные и эгоистичные личности. Толстяки воспитывают мальчика, к которому должна перейти их власть. Толстяки хотели бы, чтобы у их наследника было железное сердце, они не позволяют Тутти общаться с другими детьми. Толстяки выполняют все капризы Тутти, не допускают, чтобы мальчик был чем – то расстроен.
Тутти
Мальчик лет двенадцати, воспитывается у толстяков. Ему не разрешается играть и общаться со своими сверстниками, с ним занимаются рядом со зверями. Единственное его развлечение – механическая игрушка в виде живой куклы, которую изготовили специально для него.
Маленькая артистка из балагана, храбрая, веселая, бесстрашная девочка. Очень походит на механическую куклу Тутти. Является помощницей канатоходца Тибула и оружейника Просперо. Помогает освободить Тутти от власти толстяков. Добрая и отзывчивая Суок счастлива, что вновь обрела своего брата.
Канатоходец Тибул
Бедняк Тибул, является одним из зачинщиков восстания, лидер рабочего класса, бунтующего против гнета правительства. Храбрый и отважный, смелый и решительный гимнаст, которому очень пригодилось его ремесло.
Оружейник Просперо
Предводитель мятежников, взбунтовавшихся против толстяков. Ведет активную борьбу против угнетателей. Его арестовывают, и заключают в клетку, приковав цепями. Друзья находят возможность, и помогают ему бежать. Смелый и справедливый борец против зажравшегося правительства.
Второстепенные персонажи
Доктор Гаспар Арнери
Самый мудрый и ученый человек в стране. Немолодой человек, сочувствующий простому народу. Любит историю, и записывает все знаменательные события в особую книгу. Ему было приказано починить куклу Тутти, доктор Гаспар подменивает куклу на девочку Суок. Помогает мятежникам в их правой борьбе за свободу и независимость.
Учитель танцев
В «Трех толстяках» герой, фактически, выполняющий роль шута. Самовлюбленный и самоуверенный, больше заботится о своей внешности, чем об умении танцевать. Считает себя не только непревзойденным танцором, но и большим эстетом. Приверженец толстяков и богатых людей, так как его благосостояние прямо пропорционально толщине кошельков его учеников. Льстивый, трусливый и лицемерный тип, боится решительных действий, предпочитая оставаться в стороне.
Экономка доктора Гаспара
Тетушка Ганимед, является экономкой доктора Гаспара, заботится о своем хозяине, готовит ему пищу, прибирается в доме, исполняет все хозяйственные дела.
Ученый, которому известно прошлое Тутти и Суок. Из его рассказа стало известно, что они являются братом и сестрой, которых разлучили в детстве. Тутти стал наследником толстяков, а Суок отдали бродячим артистам. Тубу было приказано сделать Тутти железное сердце, но ученый пошел против желания своенравных толстяков, и отказался сделать ребенка бессердечным. После этого ученого Туба заключили в клетку, где он и провел всю свою жизнь.
Краткая характеристика героев сказки «Три толстяка», для читательского дневника.
Краткое содержание
Официальная идеология не могла не сказаться на оценке дебюта Юрия Олеши в большой прозе. Жанровая принадлежность его определялась критиками и как фантастическая повесть, и даже как детектив. Понятно, что главной темой тогда называли борьбу рабочего класса против капиталистов-угнетателей. Сейчас такую оценку принято считать однобокой.
Появление персонажей и их знакомство
Современный читатель, ознакомившись даже с кратким содержанием повести «Три толстяка», главную мысль ее может сформулировать по-своему. Долгое время считалось, что сказка предназначена скорее для взрослых, чем для детей. В любом случае школьникам младшего возраста стоит поработать над произведением вместе с родителями, старшими братьями или сестрами.
Завязка сюжета:
Теперь, когда все главные герои сказки появились на сцене, начинается главное.
Основные события и развязка
Хотя Олеша и назвал свое произведение «Три толстяка», персонажами они являются отнюдь не главными. Правители скорее лишь олицетворяют негативное начало, зло, несправедливость, несдержанность. Настоящими героями выступают простые, далекие от власти люди. Характеры их все четче проявляются по ходу развития сюжета.
Композиция книги позволяет читателю постепенно проникать во внутренний мир героев:
Олеша написал прекрасную историю со счастливым концом. Одной из особенностей произведения является простой, доступный, понятный язык, свойственный как раз сказкам, рассчитанным на детский возраст.
Описание героев произведения
Прочитав книгу, несложно составить характеристику ее главных героев. Написание ее не предусматривает необходимости включения в текст излишних подробностей. Выполнить задачу можно и в небольшом формате. Главные моменты можно определить исходя из аннотации произведения.
Примерная краткая версия описания:
В сказке есть и иные персонажи. Но отдельно описывать их обычно не требуется. К персонажам второго плана можно отнести Августа, тетушку Ганимед, учителя танцев, продавца шаров, графа Бонавентура, ученого Туба. Последнего иногда выдвигают на первый план. Он отказался поставить мальчику железное сердце и пострадал за это.
Разбор книги и ее критика
Некоторые критики и сейчас называют произведение Олеши романом. Сам он, как свидетельствовали его современники, не был против такой оценки. Анализ произведения «Три толстяка» показывает, что здесь имеется в наличии смешение сразу нескольких начал. Но это идет книге только на пользу. Она легко читается и воспринимается, надолго откладывается в памяти.
Нужно иметь в виду:
Время показало, что Олеша создал без малого гениальное произведение, проявил высокий художественный стиль. Сегодня его творчество подтверждает, что аллегория и притча могут быть востребованы и в индустриальном обществе.
Запись в дневнике читателя
Сейчас произведение рассматривается в качестве чтения для учеников 3−4 классов. Родители детей такого возраста обычно помогают им в учебе. Взрослые должны четко понимать, что запись в читательском дневнике должна быть сделана с учетом именно детского восприятия сказки. В ней не должно быть научных формулировок, сложных выражений.
Заполнить страничку дневника можно примерно так:
Иногда педагоги требуют, чтобы в дневнике был отмечено время чтения книги.
«Толстяков», скорее всего, будут читать еще долго. Настоящая классика не может устареть.
Главные герои сказки Три толстяка Олеши
В произведении описывается конфликт власти и народа, происходящий в какой-то неизвестной стране. Три толстяка – три правителя, которые готовы воевать против народа. Они разговаривают с народом языком пушек, пыток и виселиц. Действия разворачиваются во время, когда народ устал уже возмущаться и начал от ропота переходить к активным действиям.
Главные герои
Три толстяка – правители сказочной страны, в которой происходит действие романа. Они живут в роскоши и богатстве, в то время как народ нищенствует. Им принадлежит весь хлеб, весь уголь и все железо в стране. Каждый из них богаче самого богатого ее жителя раз в сто, не меньше. Ужасные обжоры, они буквально лопаются от жира, хотя мечтают похудеть и прикладывают к этому немалые усилия: то гоняют мяч, то затевают танцы. Все эти оздоровительные мероприятия проходят под наблюдением врача. Но природа создала трех толстяков такими, что, несмотря на все ухищрения, они только толстеют и толстеют.
Три толстяка жестоки по отношению к народу. Народ отвечает им ненавистью. В романе описывается народный мятеж, который оканчивается победой народа над толстяками.
Толстяки воспитывают мальчика по имени Тутти. Они хотят вырастить себе наследника, который был бы таким же злым, как они. Наследнику запрещено приближаться к живым детям. Ему разрешается играть только с куклой.
Три толстяка – завистливые, жадные и жестокие.
Доктор Гаспар Арнери – корифей многих наук и чудо-умелец. Имеет безупречную репутацию ученого. Именно ему толстяки поручают ремонт куклы наследника Тутти. Когда доктор понимает, что не сможет выполнить приказ в срок, он находит выход: выдать Суок за куклу.
Оружейник Просперо – мятежник и подстрекатель, выразитель народных чаяний, главный враг трех толстяков. Ему симпатизирует автор.
Тибул – воздушный гимнаст, канатоходец. Лидер митингующих. Друг оружейника Просперо и Суок. Ловкий, сильный, смелый.
Суок – девочка лет двенадцати, внешне очень миловидная, работает в цирке. Ловкая, грациозная. Отлично танцует, поет, умеет жонглировать. Может выполнять различные акробатические номера, например, сальто-мортале. Прекрасная артистка, отлично входит в любую роль.
Самое лучшее, что в ней есть – это смелость и доброта.
Второстепенные герои
Учитель танцев Раздватрис – преподает танцы. Вечно попадает во всякие нелепые ситуации. Поддерживает Трех Толстяков.
Продавец шаров – улетев однажды на своих воздушных шарах, попадает в огромный торт, испеченный для трех толстяков. Очень жадный. Из-за своей жадности попадает в неприятные истории.
Ученый Туб – не стал выполнять приказ трех толстяков и делать наследнику Тутти железное сердце.
Тётушка Ганимед – служит у доктора Гаспара экономкой. Добросовестная, старательная. Доктор Гаспар доволен ею.
Август – старый клоун.
2 вариант
Будучи одной из великолепных работ Олеши, данная сказка была создана автором в тысяча девятьсот двадцать четвертом году. В ней рассказывается о том, как представители простого народа вели борьбу против людей, угнетавших их. Главными героями произведения являются главы стран, которые поработили целое население. Толстяки воспитывают наследника по имени Тутти, который, по их мнению, должен расти жестоким и деспотичным человеком, который сможет продолжить правление в данной стране. Однако, среди простого населения находятся весьма смелые и отчаянные люди, которые хотят свободы для своего края, а также мечтают о том, чтобы свергнуть власть тирании и диктатуры.
Образ Трех Толстяков
Они представлены правителями данной страны. Они являются самовлюбленными, жадными и эгоистичными личностями, которые занимаются воспитанием мальчика, так как хотят, чтобы он принял борозды правления в свои руки. Они хотели сделать из мальчика бесчувственного человека, который исходил бы лишь из собственных нужд и потребностей, из-за чего они принимают решение, что Тутти ни с кем не должен общаться, чтобы не постичь таких понятий, как дружба и любовь. Они выращивают его избалованной личностью, так как выполняют абсолютно все его прихоти и желаний, кроме тех, которые сделали бы его счастливым человеком.
Двенадцатилетний мальчик показан одиноким и весьма грустным человеком, так как ему поставили запрет на общение со сверстниками. Взамен на живое общение, ему сделали игрушку, с которой он играет сутками напролет. Он мечтал о том, чтобы обрести друзей, которые его смогут понять, однако его даже не допускали до людей, и поэтому он не мог реализовать свои цели.
Будучи маленькой артисткой, данная девочка является бесстрашной, отчаянной и невероятно отважной. Она похожа на одну из кукол, с которой играет Тутти. Она помогает Тибуле и оружейнику Просперо. Ей все-таки удается дать свободу Тутти, и она освобождает мальчика от воспитания Толстяков. Она очень добра и старается помогать окружающим людям. Также, она становится счастливой, когда понимает, что смогла освободить брата.
Образ Канатоходца Тибула
Данный персонаж показан весьма бедным человеком, который решился на восстание. Он обладал лидерскими качествами, и старался вести борьбу против той системы, в которой он существовал. Он является очень храбрым и решительным человеком, который занимался гимнастикой, что помогла ему достичь целей.
Данный персонаж также является положительным, и возглавляет бунт, который направлен на свержение Толстяков с престола. Он хочет сделать простой народ счастливым и радостным, однако его заключают под стражу. Но его друзьям все же удается его вытащить из заточения.
Также читают:
Картинка к сочинению Главные герои сказки Три толстяка Олеши
Популярные сегодня темы
Роман Чернышевского «Что делать?» был написан, когда писатель находился под арестом в Петропавловской крепости. В период создания произведения
Шукшину удавалось с удивительной простотой выразить довольно глубокие стороны человеческого существования. В его рассказах довольно часто героем выступает простой человек и через простые мысли этого простого человека читатели начинают осознавать
Основными персонажами произведения являются пятеро деревенских мальчиков, пасших на Бежином лугу ночью лошадей и рассказывающих случайному путнику разнообразные истории.
Василий Шукшин умело описывал характер и поведение простого народа. В рассказе Дядя Ермолай автор вспоминает детство, которое прошло в небольшой деревне. Именно там он сам приучился с детства работать на земле, мирно трудиться.
Пушкин написал огромное количество разных произведений, которые стали известны на весь мир. Но самое первое произведение, которое завершил автор, называется «Повесть Белкина»
Характеристика главных героев сказки Юрия Олеши «Три толстяка»
Юрий Олеша — один из писателей, преподносивший реальность, интерпретированную в сказочный роман. Персонажи, проживающие в выдуманной стране, олицетворяют с собой типичное общество бедных и богатых, народа и власти. Анализ сказки «Три толстяка», характеристика главных героев позволит читателям понять, почему именно такие образы были выбраны для отображения управленцев того времени, сделать выводы о неправильном поведении жестоких чиновников.
Краткий сюжет сказки
В стране, где правят Три Толстяка, происходит революция. Бедный народ начинает бунтовать против власть имущих и сталкиваются в противостоянии с гвардией правительства. Лидеры революционного движения — оружейник Просперо и воздушный гимнаст Тибул. Из богатых людей народное противостояние находит отклик только в ученом Гаспаре Арнери.
Вскоре Просперо арестовывают и сажают в звериную клетку. Тибул остается на свободе, прячась в доме Арнери. Будучи гениальным исследователем, он перекрашивает скрывающегося революционера в негра. Однажды Тибул слышит от продавца воздушных шаров тайну о тайном подземном ходе в замок Трех Толстяков.
Гвардейцы примкнули к мятежу. Стражники специально испортили механизм любимой куклы Тутти, наследника Трех Толстяков. Это была удивительная игрушка — внешне она походила на обыкновенную девочку и росла вместе с мальчиком. Доктор Гаспар получает приказ отремонтировать куклу всего за сутки.
Ученый не смог выполнить приказ, а по дороге в замок потерял куклу. На пути доктора встречается фургончик бродячих артистов, где тот знакомится с циркачкой Суок. Ее внешность идентична кукольной. Арнери просит девочку о помощи. Она сразу же соглашается посодействовать революционерам и отлично отыгрывает свою роль. Благодаря ей казнь мятежников отменяют.
Суко освобождает оружейника-революционера, хитростью выманив ключ от клетки у наследника Тутти (Толстяки считали, что шея Тутти будет самым надежным хранилищем ключа). Кроме Просперо, девочка видит в зверинце неведомое умирающее создание. Звероподобный человек говорит, что его зовут Туб. Это гениальный ученый с большой буквы. Он когда-то позаимствовал образ Суок, чтобы создать куклу для Тутти.
Оказывается, что сирота-циркачка — родная сестра-близнец наследника Трех Толстяков.
Девочку задерживает стража. Ее приговаривают к смертной казни. Гвардейцы, которые перешли на сторону бунтующего народа, в последний момент заменяют девочку найденной куклой. После этого Толстяков свергают. Разлученные близнецы воссоединяются и вместе выступают с бродячим цирком.
Главные герои произведения
В роли главных персонажей сказки выступают Три Толстяка. Автор преподносит героев с общим именем как единовластных правителей вымышленной страны. Они настоящие тираны, поработившие всех местных жителей. Под их заботливым покровительством растет наследник престола — мальчик Тутти.
Они желают вырастить того безжалостным и жестоким правителем, поэтому просят ученого Туба создать железное сердце для ребенка. Но он отказался, поэтому Толстяки лгали Тутти, что у него сердце их железа.
Помимо жестоких центральных персонажей, в книге много положительных главных героев:
Примечательно, что сказочный рассказ «Три Толстяка» написал Юрий Олеша в 1924 году, когда по всему миру буйствовали реальные революционные восстания. Возможно, поэтому богачи того времени описываются автором как толстые, ленивые обжоры и бездельники.
Второстепенные персонажи
Помимо главных героев, в описании встречаются второстепенные персонажи, без которых невозможно было бы создать целостную картинку после прочтения. Они сыграли важную роль в судьбе Трех Толстяков и мятежников. Кто-то из них поддерживал простой народ. Другие же сочувствовали правителям. Третьи лебезили перед представителями власть имущих, чтобы втереться им в доверие.
К числу наиболее ярких второстепенных персонажей относится:
Также в сказочном рассказе читатели знакомятся с продавцом воздушных шаров, без которого никто не узнал бы о тайном подземном ходе, графом Бонавентурой (капитаном дворцовой гвардии), Августом (клоуном) и другими персонажами.
Несмотря на то что по классике жанра в романе нет магии, фантастические элементы и герои в нем присутствуют. Например, человекоподобный волк, живая кукла, растущая вместе с мальчиком. Об этом также следует упомянуть, делая анализ произведения для читательского дневника и давая характеристику персонажам при описании темы сказки.
Характеристика главных героев сказки «Три толстяка»
Главные герои
Три толстяка – правители сказочной страны, в которой происходит действие романа. Они живут в роскоши и богатстве, в то время как народ нищенствует. Им принадлежит весь хлеб, весь уголь и все железо в стране. Каждый из них богаче самого богатого ее жителя раз в сто, не меньше. Ужасные обжоры, они буквально лопаются от жира, хотя мечтают похудеть и прикладывают к этому немалые усилия: то гоняют мяч, то затевают танцы. Все эти оздоровительные мероприятия проходят под наблюдением врача. Но природа создала трех толстяков такими, что, несмотря на все ухищрения, они только толстеют и толстеют.
Три толстяка жестоки по отношению к народу. Народ отвечает им ненавистью. В романе описывается народный мятеж, который оканчивается победой народа над толстяками.
Толстяки воспитывают мальчика по имени Тутти. Они хотят вырастить себе наследника, который был бы таким же злым, как они. Наследнику запрещено приближаться к живым детям. Ему разрешается играть только с куклой.
Три толстяка – завистливые, жадные и жестокие.
Доктор Гаспар Арнери – корифей многих наук и чудо-умелец. Имеет безупречную репутацию ученого. Именно ему толстяки поручают ремонт куклы наследника Тутти. Когда доктор понимает, что не сможет выполнить приказ в срок, он находит выход: выдать Суок за куклу.
Оружейник Просперо – мятежник и подстрекатель, выразитель народных чаяний, главный враг трех толстяков. Ему симпатизирует автор.
Тибул – воздушный гимнаст, канатоходец. Лидер митингующих. Друг оружейника Просперо и Суок. Ловкий, сильный, смелый.
Суок – девочка лет двенадцати, внешне очень миловидная, работает в цирке. Ловкая, грациозная. Отлично танцует, поет, умеет жонглировать. Может выполнять различные акробатические номера, например, сальто-мортале. Прекрасная артистка, отлично входит в любую роль.
Самое лучшее, что в ней есть – это смелость и доброта.
Наследник Тутти — брат Суок, которого воспитывают три толстяка. Растет при дворце. Толстяки внушили ему, что у него железное сердце.
Наследник Тутти
Мальчик 12 лет от роду. Является будущим наследником страны. У мальчика печальное прошлое — в четыре года он был разлучен со своей сестрой Суок. Ребенок не является кровным родственником Толстяков, ведь он был когда-то похищен вместе со своим близнецом-девочкой. Тутти совсем не озлобленный и жестокий, подобно правителям, а наоборот, он очень добрый. Однако ребенок был одинок. Единственный его друг — кукла. Она, конечно, не могла заменить реального общения, но у мальчика не было выбора.
Тутти не помнит свою сестру, ведь был ещё слишком мал, но знал об их с Суок кровном родстве тот самый изобретатель Туб. Поэтому игрушка была полностью скопирована с внешности девочки. Однажды Толстяки приказали ему сделать для мальчика железное сердце, но мастер отказался. За это его заключили в темницу на восемь лет, где он совсем потерял человеческий облик.
Второстепенные герои
Учитель танцев Раздватрис – преподает танцы. Вечно попадает во всякие нелепые ситуации. Поддерживает Трех Толстяков.
Продавец шаров – улетев однажды на своих воздушных шарах, попадает в огромный торт, испеченный для трех толстяков. Очень жадный. Из-за своей жадности попадает в неприятные истории.
Ученый Туб – не стал выполнять приказ трех толстяков и делать наследнику Тутти железное сердце.
Тётушка Ганимед – служит у доктора Гаспара экономкой. Добросовестная, старательная. Доктор Гаспар доволен ею.
Август – старый клоун.
Доктор Гаспар Арнери
Этот ученый способствовал встрече Тутти и Суок. Он является самым мудрым и образованным человеком в стране. Доктор посвятил свою жизнь науке и уже немолод. Любит историю, поэтому записывает все интересные и величественные события в особую книгу.
Ученому было указано починить куклу Тутти, которую гвардейская стража сломала, когда подняла мятеж. Однако доктору не хватало времени на починку куклы — по его подсчетам, нужно было ещё минимум два дня. Когда он пошёл поведать об этом Толстякам и попросить ещё немного времени, гвардейцы, служащие во дворце, его не узнали и потребовали предоставить куклу в качестве доказательства того, что это действительно он. Тогда Гаспар увидел, что потерял игрушку: пока шёл во дворец, то где-то обронил её. Теперь мужчина вынужден вернуться.
Проголодавшись по дороге, он заходит в балаганчик дядюшки Бризака, где обнаруживает девочку-циркачку по имени Суок, в точности похожую на дворцовую куклу. Будучи находчивым, он рассказывает девочке всю историю и решает заменить игрушку на ребенка, пока идёт починка. Такие действия мужчины говорят о том, что он особо не волнуется, насколько это может быть опасно для девочки.
Когда ученый возвращается во дворец, стражники действительно думают, что Суок — кукла и пропускают Гаспара. Благо она была хорошей актрисой и с лёгкостью сыграла роль удивительной игрушки.
Просперо и Тибул
Оружейник Просперо возглавляет мятежников, которые решили противостоять властям. Он активно борется с деспотами и тиранами. Отважный и решительный представитель восстания. По ходу действий его арестовывают и запирают в клетку, сковав цепями.
Ему повезло, у него есть верные друзья, которые, несмотря ни на что, любыми способами старались вытащить его из заключения.
Канатоходец Тибул очень смелый и решительный парень, это проявляется в его ходе мыслей и действиях. Он вместе с оружейником Просперо организовывает восстание бедняков, но в конце этого же дня терпит поражение. Его товарища задерживают во время восстания и заключают в тюрьму, однако Тибулу удалось сбежать.
Несмотря на поражение, парень чувствует, что обязательно должен спасти Просперо из беды. Это показывает, что гимнаст не эгоистичен: чувствуя свою вину за случившееся происшествие, он готов ринуться в бой ради освобождения своего друга.
О смелости героя говорит еще тот факт, что, когда за ним велась погоня, он не побоялся рискнуть и пройти по канату над площадью. Конечно, в этой ситуации ему неизмеримо помогли его ловкость и сконцентрированность, выработанные во время выполнения цирковых представлений. Однако даже на своей работе Тибул выходил за рамки и делал, казалось бы, неосуществимые для человека акробатические трюки.
После своего поражения канатоходец не сдаётся и решает действовать, чтобы помочь другу. Именно он уговаривает Суок прикинуться куклой и освободить Просперо. Герой готов на все ради достижения своих целей.
При всем при этом Тибул действует только на благо народа и справедливости. Парень — один из самых важных героев сказки, и он действительно играет в ней огромную роль.
Девочка-танцовщица Суок
Она родная сестра наследника Тутти. Героиня показана очень смелой и отважной в произведении о «Трех толстяках». Суок в сказкесыграла одну из самых важных ролей, ведь она, подобно Золушке, пришла во дворец к принцу, который ждал её. Но это все же другая история, потому Суок не останется в замке: её ждёт жизнь бродячего циркача. В том и заключается её главное качество — ей не нужны слава, богатства и власть. Девочка имела еще и такие черты характера, как:
Конечно, она не могла бы спасти страну от жестоких правителей, если бы не Гаспар Арнери. Именно ему пришла идея заменить игрушку на настоящую девочку. В этой ситуации также помог её актерский талант, и она сумела сыграть роль куклы.
Когда Суок спасала Просперо, она пропустила его вперёд, чтобы тот мог свободно бежать. Девочка пожертвовала собой ради спасения незнакомого ей человека, что является очень гуманным поступком. Во время суда она не говорит ни слова, что показывает её стойкость и неприступность своей точки зрения.
Таким образом, совместными усилиями Суок, Гаспара, Просперо и многих других людей власть в стране была свергнута и государство получило шанс на то, чтобы подняться с колен и стать величественной и процветающей страной.
Литература[ | ]
Отрывок, характеризующий Три толстяка
Критика
В своей статье «Веер герцогини» (1929) Осип Мандельштам отмечал[2]:
Не так давно вышла книга Юрия Олеши — «Три толстяка». Олеша — писатель на виду. После «Зависти» он выпустил «Толстяков». Если бы «Толстяки» Олеши были переводной книгой, то всякий внимательный читатель сказал бы: как странно, что я до сих пор не знал этого замечательного иностранного автора. Наверное, у себя на родине он считается классиком, спасибо, что его хоть поздно, но перевели. Между тем у нас чуть не единственным откликом на «Толстяков» была рецензия в «Читателе и писателе» под заголовком: «Как не следует писать книги»[3], с высокомерным и неумным брюзжанием и боязнью захвалить молодого автора. Между тем «Толстяками» уже зачитываются и будут зачитываться и дети, и взрослые. Это хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнём революции, книга европейского масштаба.
Лидия Чуковская подвергла роман критике[4]:
В мире, создаваемый Ю.Олешей в «Трёх толстяках» (и во многих произведениях, более поздних), — это мир вещей, а не мир человеческих чувств. Но читатели — люди, и трогать их, волновать их дано только человеческому; вещь интересна нам только тогда, когда сквозь неё можно яснее разглядеть человека.
в «Трёх толстяках» вещи властвуют самодержавно, тормозя движение сюжета, сосредоточивая внимание читателя на побочном в ущерб главному. Читая «Трёх толстяков», невольно вспоминаешь слова Флобера в одном из его писем: «Излишние сравнения следует давить, как вшей». А «Три толстяка» будто нарочно для того и написаны, чтобы все вещи, всех животных, всех людей сравнивать с животными и с вещами. «Большие розы, как лебеди, медленно плавали в мисках»; «Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком»; «Розы вылились, как компот»; «Шпоры у него были длинные, как полозья»; «Пантера, совершая свой страшный путь по парку и по дворцу, появилась здесь. Раны от пуль гвардейцев цвели на её шкуре розами». А вот о людях: «Они бежали к городу. Они удирали. Издалека люди казались разноцветными флажками»; «Целые кучи людей падали по дороге. Казалось, что на зелень сыплются разноцветные лоскутки»; «Теперь высоко под стеклянным куполом, маленький, тоненький и полосатый, он был похож на осу, ползающую по белой стене дома». Зрительно, внешне, всё это, вероятно, так и есть: падающие люди похожи на лоскутки, человек в полосатом костюме похож на осу. Но ведь люди эти падают, поражённые пулями героев, человек, идущий под куполом, совершает геройство — зачем же автор видит их только извне? Исключительно живописная точка зрения тут едва ли уместна. Если раненые люди кажутся автору похожими на разноцветные лоскутки, то, по-видимому, гибель их не особенно задевает его; неудивительно, что и читатель остаётся равнодушен к их гибели.
Здесь мы подходим к главному источнику холода, которым веет от книги. Ведь тема «Трёх толстяков» — борьба трудового народа с угнетателями, борьба восставшего народа с правительством. Беда не в том, что тема эта взята, как сказочная; наоборот, сказка могла дать огромные возможности для социального обобщения и для раскрытия героизма. Беда в том, что основная тема тонет в капризах сюжета, беда в том, что розы олешиного стиля расцветают не на её пути. Как и почему народу удалось одержать победу, как и почему гвардейцы перешли на сторону народа, как восставшие взяли дворец, — обо всём этом мы узнаём очень мало — гораздо меньше, чем о розовом платье Суок, о звуке её имени или о тени, отброшенной на лицо спящего воздушными шарами.
Примечания
Ссылки
К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
Отзывы читателей
Я только недавно прочитал это произведение. Оно мне очень понравилось. Автор сумел в сказочной форме поднять насущные проблемы обычного народа и показал, что необходимо отстаивать свои права.
Вчера прочитали с сыном аннотацию к этой книге, потому что ему было необходимо оформить читательский дневник для школы. Даже из краткого содержания можно понять, что хотел донести до читателей писатель. Не нужно отчаиваться, и тогда все желаемое сбудется.
Эту книгу я читал еще в детстве. Помню, как она меня тогда впечатлила. Мне было искренне радостно оттого, что обычные люди смогли победить зло. Очень рекомендую к прочтению своим детям.
Олег, Пермь