Простил ли я дядю и всех взрослых прочитав рассказ цифры

Сказки

Понять и простить. Читаем рассказ И.А. Бунина «Цифры»

Я иду на урок: 7-й класс

Наталья АЛЕКСАНКИНА

Наталья Васильевна АЛЕКСАНКИНА — учитель русского языка и литературы МОУ «Шлипповская средняя школа», Сухиничский район Калужской области.

Понять и простить

Читаем рассказ И.А. Бунина «Цифры»

Р ассказ «Цифры», на мой взгляд, очень сложен для понимания детей двенадцати–тринадцати лет. В нём поднимаются не только проблемы взаимоотношения взрослых и детей, но и философские вопросы о противостоянии человека общепринятым законам жизни, с которыми смиряется взрослый и пока не может смириться ребёнок. Мне кажется, рассказ скорее адресован взрослым, воспитывающим детей. Но ведь семиклассники тоже когда-нибудь станут взрослыми, а сейчас, когда они воспринимают мир особенно критически, очень полезно помочь им увидеть, что взрослым тоже не просто строить свои отношения с детьми. Задача обеих сторон — не возводить баррикады, а попытаться понять и простить друг друга, вместе научиться преодолевать сложности жизни.

Начинаем с того, что подбираем ассоциативный ряд к слову цифры (знания, учитель, образование, школа, детство, таблица умножения, ум, пальчики, радость и др.).

— О чём может быть рассказ с названием «Цифры»?

(Рассказ может быть о многом, так как цифры часто встречаются в нашей жизни.)

— Соответствуют ли ваши ассоциации содержанию рассказа?

(В чём-то соответствуют, потому что мальчик хотел научиться цифрам, а дядя должен был выступать в роли учителя.)

— Почему это слово вынесено в название рассказа?

(Из-за цифр произошёл конфликт между дядей и племянником.)

— Значит, всё-таки рассказ не о знаниях и учении? А о чём же?

(Формулируется тема — «Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе».)

— В конфликте всегда как минимум две стороны. Чью же позицию представляет нам автор?

— Но в чём необычность представления своей позиции дядей?

Анализируем форму местоимения в первом предложении: почему ты, ведь мы привыкли, что повествование ведётся либо в первом, либо в третьем лице?

(Дети предполагают, что в этом произведении дядя обращается к племяннику.)

(Чтобы попросить прощения.)

Детям предлагается найти вину дяди, за которую он просит прощения, выдвинуть свои гипотезы и обосновать их верность.

(Дядя лишил радости, не понял, обманул, заставил унизиться племянника.)

— Если человек просит прощения, значит, он пересмотрел своё поведение. Так ли это в отношении дяди?

(Дети отвечают, что так.)

— А как вы это поняли?

(По тому, как он оценивает своё поведение: “Я, видите ли, очень умный дядя”.)

Детям предлагается найти в тексте слова, близкие по значению к слову умный, и проследить за тем, с какой интонацией они произносятся. Дети улавливают иронию в словах умный, мудрый, рассудительный, разумный, которыми рассказчик характеризует самого себя.

— Разве плохо быть умным, рассудительным, разумным?

(“Когда как! — отвечают дети. — Здесь — плохо”.)

(Приходим к выводу, что этот ум не его личный, он думает и поступает так, как принято, как делают все, а самому ему это не нравится.)

Пробуем доказать выдвинутую гипотезу, для чего разделяемся на группы: одни ищут оценку дядей своего поведения, другие — оценку поведения мальчика. Задание группам: обратить внимание на отношение дяди к мальчику, его чувства и поведение: соответствуют ли они друг другу?

Оценка поведения мальчика. Школьники находят высказывания дяди по этому поводу и комментируют выделенные фразы, затем делают общий вывод по наблюдению.

“. ты большой шалун, не знаешь удержу”;

“. не знаю ничего трогательнее тебя, когда. ”;

“. нельзя выразить, что ты делаешь с моим сердцем. ”;

“. в избытке беззаветной нежности, на которую способно только детство”;

“ты хотел показаться особенно деликатным, особенно приличным и кротким мальчиком, вспомнил, что у тебя в запасе есть хорошие манеры”;

лукавить ты не горазд ещё”;

“перестрадав своё горе, твоё сердце с новой страстью вернулось к той заветной мечте”;

ты забыл свою обиду, своё самолюбие и своё твёрдое решение всю жизнь ненавидеть меня”;

“только что открылись для тебя ещё не изведанные радости”;

“засыпал горячими просьбами”;

“пригрозил ты дерзко и весело”;

“весь день нельзя было унять тебя”;

радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя, и ты нашёл исход своему волнению”;

“крикнул, отдавшись тому, что происходило в твоей переполненной жизнью душе”;

“крикнул таким звонким криком беспричинной, божественной радости”;

как дрогнуло, как исказилось твоё лицо молнией ужаса”;

“уже без всякой радости. криво и жалко ударил каблуками в пол”;

“От боли, от острого оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства”;

“ты до измождения упился своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе”;

“крикнул, делая последнюю попытку уязвить меня”;

“. самолюбие твоё было сломлено, ты был побеждён. Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее”;

“. ты открыл утром глаза, переполненный жаждой счастья. С детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся ты к жизни”, “жизнь со всего размаха ударила тебя в сердце тупым ножом обиды”;

“. как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным и осторожным ты старался быть в каждом твоём движении”.

Вывод по наблюдению. Дядя хорошо понимает мальчика, видит, почему он себя ведёт именно так, он даже любуется его радостью (называет её “божественной радостью”), его избытком чувств, испытывает острую жалость к нему, говорит, что “с детским горем не сравнится ни одно человеческое горе”, он понимает, что ребёнок может испытывать оскорбление — значит, он понимает душу ребёнка.

— А почему всё-таки радость ребёнка он называет божественной, а горе — несравнимым ни с каким другим горем?

(Потому что дети всё чувствуют острее, сильнее, ярче, чем взрослые, каждый миг жизни маленького ребёнка — это открытие, всё впервые.)

— Многие ли взрослые, на ваш взгляд, способны так глубоко понимать душу ребёнка?

(Дети отвечают, что часто взрослые не понимают детей, считают их обиды и горести смешными и мелкими.)

— Но почему же дядя, который чувствует душу ребёнка, всё-таки обидел его, заставил унижаться?

(Школьники рассказывают о своих наблюдениях.)

Оценка дядей своего поведения:

“поспешил ответить так, будто между нами ничего не произошло, но всё-таки очень сдержанно”;

“. можно ли было после этого медлить с ответом? А я всё-таки помедлил. Я, видишь ли, очень умный дядя”;

соврал я, чтобы оттянуть, очень не хотелось мне идти в город”;

“сказал я строго и твёрдо то, что говорят в таких случаях все дяди”;

“. сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех: лишаю тебя счастья и радости. Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей”;

“сказал я, досадливо морщась”;

сделал вид, что больше не замечаю”;

“я весь похолодел от внезапной ненависти к тебе”;

“должен был употреблять усилия, чтобы делать вид, что не замечаю тебя”.

Вывод по наблюдению. Дядя всё время ведёт себя неестественно: он “делает вид”, противоречит тому, что говорит ему сердце, лжёт, старается говорить так, как “полагается”.

— Но разве это не один и тот же дядя? Почему же такое несоответствие того, что он видит и понимает, тому, как он себя ведёт?

(Дети убеждаются в том, что дядя сам страдает от того, что ему приходится делать, потому что здесь есть ещё один конфликт — между сердцем и разумом.)

— Что побеждает в этом конфликте?

Читайте также:  Рассказы про школьную дружбу 2 класс

(В тот момент победа остаётся за разумом: мальчика наказывают вопреки доводам сердца, но ведь через много лет дядя снова возвращается к этому эпизоду и даже просит прощения у мальчика; значит, сердце победило.)

— Как же удалось дяде в момент конфликта справиться с доводами сердца?

(Дети говорят о том, что он прибегает к притворству.)

— Но ради чего он это делает?

(С одной стороны, такое поведение — дань общественному мнению, общепринятым мнениям, но с другой — это и грустное сознание того, что очень часто сердце оказывается в проигрыше по сравнению с разумом.)

П одвести к пониманию этой проблемы можно, предложив детям поработать с рассуждением дяди о жизни (чему же научила дядю жизнь? — тому, что мечта недостижима, поэтому нужно быть сдержанным, терпеливым, лукавить, притворяться равнодушным).

— Какое чувство вызывает дядя в конце рассказа?

(Дети жалеют дядю, ведь он лишил радости не только мальчика, но и себя, а для него это, может быть, ещё большая потеря, чем для мальчика, недаром он помнит об этом, в то время как племянник забыл.)

В конце снова возвращаемся к названию: какой смысл вкладывал автор в слово цифры, вынося его в название?

(Цифры как мечта и цифры как символ расчёта, превосходства разума над сердцем. Дядя знает цифры — он умный дядя. Но во взаимоотношениях детей и взрослых, да и во взаимоотношениях людей вообще, мало быть умным, мало знать “цифры”, нужно уметь слушать своё сердце — это гораздо сложнее.)

В конце урока напоминаю детям о том, что они увидели в рассказе просьбу взрослых о прощении. Только ли за себя просят они прощения?

(Нет, ещё и за жизнь, которая часто так беспощадна и к взрослым, и к детям, поэтому им лучше держаться вместе, не лишая друг друга тех немногих радостей, которые она даёт.)

В качестве домашнего задания предлагаю написать развёрнутый ответ на вопрос: “Простил(а) ли я дядю и всех взрослых, прочитав рассказ «Цифры»?”

Х очется обратить внимание на то, как по-разному мальчик и девочка относятся к взрослым. В первом ответе явно звучит неизжитая обида, а девочка великодушна и в то же время прагматична. Создаётся ощущение, что она смотрит на взрослых свысока: что с них взять? Не льщу себя надеждой, что через много лет эти выросшие дети вспомнят конкретно рассказ «Цифры», общаясь с собственными детьми, но, может быть, останется стремление не сводить сложный мир человеческих отношений только к цифрам.

Источник

Cочинение по рассказу И.Бунина «Цифры»

К сожалению, мир устроен так, что дети и взрослые нередко не понимают друг друга. Непосредственные, эмоциональные, не умеющие еще сдерживать гнев и радость малыши часто кажутся старшим избалованными, беспечными и легкомысленными. А заботу, дальновидность, спокойствие взрослых дети воспринимают как сухость и черствость, придирчивость и назойливость. Возникающие споры и недоразумения зачастую вызывают обиды и взаимные упреки, а все потому, что человек не может (или не хочет) посмотреть на себя со стороны.

Я уверена, что подобных конфликтов между взрослыми и детьми будет меньше, а понимания больше, если люди начнут задумываться над тем, что делают, слушать, что говорят, и видеть, какие поступки совершают.

Недавно я познакомилась с произведением И. А. Бунина «Цифры».Этот рассказ произвёл на меня положительные впечатления. Он очень интересный. Если начинаешь его читать, то потом не возможно остановиться. Хочется читать и читать. Содержание этого рассказа полностью охватило моё внимание.

В произведении рассказывается о мальчике Жене, который был настойчивым, целеустремлённым и о дяде который не хотел показывать цифры своему племяннику скорее всего из-за лени. Женя мечтал иметь свои собственные книжки с картинками, пенал и именно цветные карандаши. Ещё мальчик хотел научиться читать и писать цифры. Когда Женя просил у дяди показать цифры, он ему ответил что занят и покажет завтра. Тогда мальчик расшалился, дядя не выдержал и кинулся к нему, дёрнул Женю за руку, да так что он волчком перевернулся перед дядей, он шлёпнул Женю и, вытолкнув его из комнаты, захлопнул дверь. После такого случая Женя начал плакать и кричать, это продолжалось целый день. Бабушка и мама уговаривали мальчика перестать, но он отвечал злобно. Позже он всё-таки подошёл к дяде и попросил прощения. Тогда он начал учить мальчика писать цифры. Женя был рад тому, что получает знания.

Мне кажется, что автор хотел обратить внимание детей на то, что иногда нужно извиняться самой, особенно если ты чувствуешь свою вину в этой ссоре.

унин «Цифры» сочинение (сочинение по литературе «Бунин»).

К сожалению, мир устроен так, что дети и взрослые нередко не понимают друг друга. Непосредственные, эмоциональные, не умеющие еще сдерживать гнев и радость малыши часто кажутся старшим избалованными, беспечными и легкомысленными. А заботу, дальновидность, спокойствие взрослых дети воспринимают как сухость и черствость, придирчивость и назойливость. Возникающие споры и недоразумения зачастую вызывают обиды и взаимные упреки, а все потому, что человек не может (или не хочет) посмотреть на себя со стороны.

Я уверена, что подобных конфликтов между взрослыми и детьми будет меньше, а понимания больше, если люди начнут задумываться над тем, что делают, слушать, что говорят, и видеть, какие поступки совершают.

К сожалению, мир устроен так, что дети и взрослые нередко не понимают друг друга. Непосредственные, эмоциональные, не умеющие еще сдерживать гнев и радость малыши часто кажутся старшим избалованными, беспечными и легкомысленными. А заботу, дальновидность, спокойствие взрослых дети воспринимают как сухость и черствость, придирчивость и назойливость. Возникающие споры и недоразумения зачастую вызывают обиды и взаимные упреки, а все потому, что человек не может (или не хочет) посмотреть на себя со стороны.

Я уверена, что подобных конфликтов между взрослыми и детьми будет меньше, а понимания больше, если люди начнут задумываться над тем, делают, слушать, что говорят, и видеть, какие поступки совершают.

К сожалению, мир устроен так, что дети и взрослые нередко не понимают друг друга. Непосредственные, эмоциональные, не умеющие еще сдерживать гнев и радость малыши часто кажутся старшим избалованными, беспечными и легкомысленными. А заботу, дальновидность, спокойствие взрослых дети воспринимают как сухость и черствость, придирчивость и назойливость. Возникающие споры и недоразумения зачастую вызывают обиды и взаимные упреки, а все потому, что человек не может (или не хочет) посмотреть на себя со стороны.

Я уверена, что подобных конфликтов между взрослыми и детьми будет меньше, а понимания больше, если люди начнут задумываться над тем, что делают, слушать, что говорят, и видеть, какие поступки совершают.

К сожалению, мир устроен так, что дети и взрослые нередко не понимают друг друга. Непосредственные, эмоциональные, не умеющие еще сдерживать гнев и радость малыши часто кажутся старшим избалованными, беспечными и легкомысленными. А заботу, дальновидность, спокойствие взрослых дети воспринимают как сухость и черствость, придирчивость и назойливость. Возникающие споры и недоразумения зачастую вызывают обиды и взаимные упреки, а все потому, что человек не может (или не хочет) посмотреть на себя со стороны.

Я уверена, что подобных конфликтов между взрослыми и детьми будет меньше, а понимания больше, если люди начнут задумываться над тем, что делают, слушать, что говорят, и видеть, какие поступки совершают.

Недавно я познакомилась с произведением И. А. Бунина «Цифры».Этот рассказ произвёл на меня положительные впечатления. Он очень интересный. Если начинаешь его читать, то потом не возможно остановиться. Хочется читать и читать. Содержание этого рассказа полностью охватило моё внимание.

Читайте также:  Почему у тебя такие большие уши сказка

В произведении рассказывается о мальчике Жене, который был настойчивым, целеустремлённым и о дяде который не хотел показывать цифры своему племяннику скорее всего из-за лени. Женя мечтал иметь свои собственные книжки с картинками, пенал и именно цветные карандаши. Ещё мальчик хотел научиться читать и писать цифры. Когда Женя просил у дяди показать цифры, он ему ответил что занят и покажет завтра. Тогда мальчик расшалился, дядя не выдержал и кинулся к нему, дёрнул Женю за руку, да так что он волчком перевернулся перед дядей, он шлёпнул Женю и, вытолкнув его из комнаты, захлопнул дверь. После такого случая Женя начал плакать и кричать, это продолжалось целый день. Бабушка и мама уговаривали мальчика перестать, но он отвечал злобно. Позже он всё-таки подошёл к дяде и попросил прощения. Тогда он начал учить мальчика писать цифры. Женя был рад тому, что получает знания.

Мне кажется, что автор хотел обратить внимание детей на то, что иногда нужно извиняться самой, особенно если ты чувствуешь свою вину в этой ссоре.

К сожалению, мир устроен так, что дети и взрослые нередко не понимают друг друга. Непосредственные, эмоциональные, не умеющие еще сдерживать гнев и радость малыши часто кажутся старшим избалованными, беспечными и легкомысленными. А заботу, дальновидность, спокойствие взрослых дети воспринимают как сухость и черствость, придирчивость и назойливость. Возникающие споры и недоразумения зачастую вызывают обиды и взаимные упреки, а все потому, что человек не может (или не хочет) посмотреть на себя со стороны.

Я уверена, что подобных конфликтов между взрослыми и детьми будет меньше, а понимания больше, если люди начнут задумываться над тем, что делают, слушать, что говорят, и видеть, какие поступки совершают.
Недавно я познакомилась с произведением И. А. Бунина «Цифры».Этот рассказ произвёл на меня положительные впечатления. Он очень интересный. Если начинаешь его читать, то потом не возможно остановиться. Хочется читать и читать. Содержание этого рассказа полностью охватило моё внимание.

В произведении рассказывается о мальчике Жене, который был настойчивым, целеустремлённым и о дяде который не хотел показывать цифры своему племяннику скорее всего из-за лени. Женя мечтал иметь свои собственные книжки с картинками, пенал и именно цветные карандаши. Ещё мальчик хотел научиться читать и писать цифры. Когда Женя просил у дяди показать цифры, он ему ответил что занят и покажет завтра. Тогда мальчик расшалился, дядя не выдержал и кинулся к нему, дёрнул Женю за руку, да так что он волчком перевернулся перед дядей, он шлёпнул Женю и, вытолкнув его из комнаты, захлопнул дверь. После такого случая Женя начал плакать и кричать, это продолжалось целый день. Бабушка и мама уговаривали мальчика перестать, но он отвечал злобно. Позже он всё-таки подошёл к дяде и попросил прощения. Тогда он начал учить мальчика писать цифры. Женя был рад тому, что получает знания.

Мне кажется, что автор хотел обратить внимание детей на то, что иногда нужно извиняться самой, особенно если ты чувствуешь свою вину в этой ссоре

Источник

Рассказ Бунина «Цифры»: краткое содержание для читательского дневника

Год: 1906 Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Женя, его дядя, мама и бабушка

В своем труде, под названием «Цифры» Бунин делает основными героями маленького мальчишку и его дядю. Они показаны в теплых взаимоотношениях и давно дружат. Дядя любит племянника, но держит его на расстоянии, потому как придерживается личного мнения о том, что детей баловать очень вредно. Жизнь показана через восприятие взрослого человека с опытом и умением владеть своими чувствами. Но ребенку этого не понять. У него нет такого жизненного опыта. Мальчик Женя решается бунтовать.

Рассказ создан Буниным не чтобы мучить детей нравоучениями, а чтобы поколение старших могло увидеть себя со стороны. Все время конфликта с малышом они сильно переживают. У бабушки дрожат губы, дядя начинает осуждать себя за лень. Пока мальчик забыл, что произошло в один из зимних вечеров, взрослые все хорошо помнят. Сердце ребенка быстро обиды забыло, без мучения совести, он не собирался чинить кому-то зло. Мальчик жил в радости каждого момента в жизни. Но именно такой случай заставил дядю критически взглянуть на себя и провести глубокий анализ своей жизни.

Главная задача Бунина выполнена. Писатель вводит читателя в сложнейший мир взаимоотношений взрослых и детей. Каждый должен понять, что иногда взрослые ведут себя слишком властно по отношению к детям, не замечая в них еще маленьких, но людей. Дети — это люди, со своими желаниями, чувствами, которые следует уважать. Нужно относится к детям внимательнее, чтобы ни ранить чуткую душу.

В своем повествовании автор проводит глубокую оценку психики детской, сравнивает ее с взрослой. Малыши и старшие проживают в одном доме, говорят на родном и одном языке, а сталкиваются с полным непониманием друг друга. Когда каждый такой ребенок вырастет, он полностью забывает свои детские моменты жизни. Определенные происшествия жизни, возможно, помнить, а восстановить свое отношение детское к ним практически невозможно.

Ссора взрослого мужчины и ребенка рассмотрен по двум абсолютно разным точкам зрения. Чувство радости было погашено гордостью и некой раздражительностью взрослого человека. Малыш стремился как можно скорее изведать мир, изучить цифры, а взрослый посчитал это за баловство, отложили все обучение на потом. Мимоходом причинив ребенку боль.

Главная мысль. Основная мысль положена на то, что дети должны воспитываться в ласке и доброте, без навязывания личных понятий. Основная мысль Бунина, необходимая для донесения каждому читателю.

Главный вывод рассказа Бунина «Цифры» – воспитание в счастье.

Краткое содержание Бунин Цифры по главам:

Глава 1

Начинается вступлением, где предоставляется краткое содержание. Выражены авторские размышления детства и детей в целом, о трудности воспитательного процесса. Важно поступать рассудительно. Автор неоднократно задается вопросами о правильных инструментах в воспитании, которые используются.

Глава 2

представляет собой описание картин, которые привели к конфликту ребенка и взрослого. Племянник умоляет своего дядю приобрести все для того, чтобы быстро изучить цифры, научится читать. Дядя не может перебороть чувство лени и перкладывает все на следующий день. Ребенок остается без радости познания и томится в ожидании.

Глава 3

Не зная как себя правильно вести им унять свое любопытство малыш начинает громко кричать, топотать в пол. Дядя начинает сердиться, ругает и выгоняет ребенка из комнаты.

Глава 4

представляют картину слез ребенка, его большое горе. Все взрослые, включая дядю, маму, бабушку спокойно продолжают свою беседу, не подавая вида, что случилась трагедия. Они пытаются оправдать свой поступок воспитательными мерами.

Глава 5

Мальчик забывает про обиду и занимается развлечениям коробочками. Дядя выдерживает паузу и не мирится с мальчиком. Взрослые полностью забывают о Жене.

Глава 6

Строгая отношение, политика старших взяла свое. Ребенок и его самолюбие было сломлено, он смерился с наказанием в надежде на возможное счастье познания цифр.

Глава 7

Ребенок сам делает шаг к примирению, дядя делает печальное лицо. Но все-таки он смилостивился и обучает племянника цифрам. Испытывая радость от счастья племянника.

Рассказ И. А. Бунина «Цифры» — идеальный пример разноязычия детей и взрослых. Описываемый в произведении случай типичен для общества.

И.А. Бунин является непревзойденным мастером русского языка. Из всего разнообразия русских слов Бунин подбирал для своих произведений самые живописные и сильные. В своем творчестве автор проявляет глубокий интерес к людским взаимоотношениям, описывает все их духовные переживания и глубокий внутренний мир. Всегда докладно открывает жизнь человеческую перед читателем хорошие и плохие черты характера, мотивацию поступков.

Читайте также:  Рассказы носова мишкина каша читать бесплатно

Бунин — автор литературных трудов, написанных в самом истоке ХХ века. Тяжелое время для всей России, которая переживала перелом. Проходит пересмотр всех ценностей в жизни. Литературные сокровища Бунина находятся на пике современности всегда и раскрывают задачи гуманности, поступков по совести и нравственных.

Голосов: 91
Читать краткое содержание Цифры. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Анализ рассказа И.А. Бунина «Цифры»

Произведение И.А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.
2) Особенности повествования в рассказе.
Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребёнком. Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.

— От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди)

— Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззаветной, той страстной нежности»)

— Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого человека? (Ребенок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.)

3) Особенности сюжета произведения.

Сюжет рассказа И.А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».

4) Характеристика героев рассказа.

— Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры)

— Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое желание: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и показать цифры племяннику на следующий день.)

— Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей»)

— Как повел себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить)

— Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из себя? (племянник дерзко оговорился дяде)

— Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения Читайте также: Чем роман» Евгений Онегин» интересен читателям 21 века.

— Чью сторону заняли мама и бабушка? (дядину) 11очему?

— Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей? (мальчик смирился и попросил у дяди прощение)

— Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрения. (Дядя себя не простил, иначе он не помнил бы о ссоре.)

5) Особенности авторской позиции в рассказе.

Автор пытается объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, по всС же взрослый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.

6) Смысл названия рассказа.

Рассказ И.А. Бунина называется «Цифры», так как цифры — мечта мальчика, объект, из-за которого произошла ссора между племянником и дядей.

Бунин. Краткие содержания произведений

Сюжет рассказа

Самой пленительной и неосуществимой мечтой главного героя было научиться правильно писать цифры. Он проснулся в отличном настроении, предвкушая увлекательное и полное неожиданных открытий времяпровождение. Женя попросил родного дядю сходить на рынок и приобрести все необходимые вещи, такие как: детский журнальчик, листы бумаги и разноцветные карандаши. Но тому было лень покидать дом и он начал отговариваться.

Мальчик был сильно возмущен подобным положением дел, потому что хотел немедленно начать писать цифры, поэтому никакие отговорки его не устроили. Однако упрямый дядя наотрез отказался искать компромисс, но пообещал научить племянника цифрам в скором времени.

Женя понял, что ничего не сможет добиться от упрямого взрослого, поэтому решил ему хорошенько отомстить. Затем он с удвоенной силой начал шалить. Побегав по дому, мальчик нашел другое развлечение. Оно заключалось в том, чтобы высоко подпрыгивая, ударяться ногами в деревянный пол и при этом громко кричать.

Первыми не смогли выдержать подобной шалости мать и бабушка. Они умоляли героя успокоиться, но он не стал обращать на эти просьбы никакого внимания, потому что у него была другая цель, а именно, рассердить несговорчивого родственника. Через некоторое время это ему удалось. Дядя начал кричать на племянника, отшлепал его и закрыл в комнате.

От подобного неожиданного и сильного оскорбления мальчик начал громко кричать на максимальной ноте. Затем он устал от этого занятия и придумал более эффективный план. Женя начал делать вид, что ему очень плохо, и он умирает. Но такой хитрый трюк не принес ожидаемых результатов и не оказал особого влияния на родственников.

Тогда мальчик ухватился за свой последний шанс и начал звать бабушку. Ее доброе сердце еле выдерживало такое мучительное испытание. Однако он так и не дождался утешения со стороны старушки, поэтому успокоился. Через некоторое время дядя зашел в его комнату, чтобы посмотреть все ли с ним в порядке.

Но, чтобы отстоять собственную позицию, мужчина не обращал внимания на племянника, а сделал вид, что что-то искал. Желая, как можно сильнее наказать его за проявленное непонимание, мальчик пообещал, что перестанет его любить. А затем он пригрозил забрать у дяди необычный презент, который подарил тому в знак особенного расположения.

Потом мама с бабушкой попросили Женю помириться с родственником, но тот не согласился, поэтому взрослые решили оставить его в покое.

Поздней ночью старушка снова уговаривала мальчика попросить прощения у мужчины. Она не смогла добиться успеха и тогда придумала хитроумную уловку. Бабушка сказала, что если он не помирится с родственником, то тот не захочет учить его правильно писать цифры. Ранним утром, обессиленный бесполезной борьбой за собственное мнение, он робко попросил прощения у родного дяди за свое неподобающее вчерашнее поведение.

После этого между ними воцарился мир, и они начали работать. Женя с огромным удовольствием и сильно стараясь выводил цифры. В это время мужчина, которому уже не нужно было изображать строгого и требовательного человека, очень радовался их быстрому сближению. Он с восторгом вдыхал аромат волос дорогого племянника, потому что они пахли, как чудесные маленькие птички.

Для пересказа сюжета можно составить такой план:

В своем произведении писатель наглядно демонстрирует, как важно взаимное понимание между взрослым и ребенком.

Следует всячески поддерживать любознательность детей, но при этом не баловать их и не потакать многочисленным капризам. Лишь тогда из чада сможет вырасти образованная и отменно воспитанная личность. Чтобы Кратким содержанием «Цифр» Бунина для читательского дневника стоит прочитать рассказ полностью.

Источник

Познавательное и интересное