Просто древние менее древние самые древние сказки

Сказки

Эжени МакКвин

ДAO Женской Мудрости

Самые древние сказки мира.

А знаете ли Вы, что некоторые сказки дошли до нашего времени еще со времен ледникового периода?

Ученые университета Лиссабона и Дюрхама проанализировав связи между сказками различных народов пришли к выводу, что некоторые сказки были созданы намного раньше, чем их впервые записали. И их аналоги можно найти у древних греков и римлян.

Но некоторые из наших любимых сказок уходят корнями намного глубже.

Журнал Royal Society Open Scince опубликовал исследование с анализом сказок согласно которому, например, сказка Джек и волшебные Бобы, относится к группе сказок “мальчик, который украл сокровище Огра”. И ее корни можно проследить назад на 5000лет.

Может эта сказка отображает отношения с неандертальцами, которые жили бок о бок с хомо сапенс и даже образовывали семьи? И Огр тогда имеет прямой реальный прообраз в доисторических временах.

Красавица и чудовище, Румпельштицкин пришли в наш мир более 4000 лет назад.

А сказка “как кузнец продал свою душу дьяволу, чтобы получить сверхспособности” корнями тянется в бронзовый век на 6000 лет назад.
Когда эти сказки начинали свой путь их рассказывали на древнем индо-европейском языке. Но сами истории как образец поведения прописаны на очень глубоком уровне в нашей психике.

-История инициации мальчика, испытание мужчины.

-Обучение женщины взаимоотношениям с мужчиной и сепарация от матери.

Можно сказать, что это основные темы для любой игры или полевой работы с фигурами. Потому что отображают самые древние истории, настолько важные для человечества, что на протяжении тысячелетий ими обучали детей эмоциональным реакциям, необходимым для выживания.

-Как выглядел мужчина охотник и воин 6000 лет назад? Не чудовище ли? И что делать, если тебя такое чудовище украло?

-Что делать мальчику, если он нашел чужое сокровище, принадлежащее свирепому воину?

Древние сказки – все что нужно знать при встрече с любовью или опасностью.

Но какое послание несет сказка лично каждой из нас? Это можно узнать только сиграв свою сказку.

Copyright Эжени МакКвин © 2016

В группе ТЕЛЕГРАМ “Школа лунных мистерий Эжени МакКвин”вы можете принять участие в онлайн практиках и получить рекомендации под руководством самой Эжени.

Для того, чтобы вступить в группу перейдите по этой ссылке.

Если возникнут проблемы с присоединением к группе по ссылке – напишите Эжени МакКвин в Фейсбук.

Источник

О чем на самос деле говорилось в старинных детских сказках: Мировое яйцо, древний календарь и другие интересности

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Курочка Ряба»

В старину текст этой сказки был гораздо более богат событиями. За разбитым яичком следовала целая череда несчастий, нарастающих по силе и степени трагизма:

В более позднем варианте страшные последствия ничтожного происшествия другие: дед и баба плачут — сорока ногу изломала — тын расшатался — дуб с себя листочки посшибал — попова дочь вёдра разбила — попадья выкинула пироги за окошко (или кадку с тестом перевернула) — поп церковные книги порвал, разбежался и ударился о косяк и т. д. Всего известно несколько десятков различных вариантов этой сказки. Такое кумулятивное (нарастающее) построение сюжета делает ее комической – незначительное событие приводит к мировым катастрофам. В принципе, в современном мире эту старинную логику мы привыкли описывать «эффектом бабочки».

«Репка»

Эта сказка также претерпела некоторые изменения, но смысл ее от этого не исказился. Сказка была записана в XIX веке в Архангельской губернии исследователем фольклора А. Н. Афанасьевым. В 1863 году он включил ее в свой сборник «Народные русские сказки». В первоначальном фольклорном варианте речь шла о «ногах» которые приходили по очереди на помощь:

«Колобок»

По поводу старинной интерпретации этого сюжета сейчас в сети распространена версия, которая, правда, дается без ссылок на серьезные источники, но выглядит логичной и поэтому достаточно привлекательной. Считается, что Колобок на самом деле от каждого из встреченных животных укатывался слегка надкусанным:

«Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал, Медведь бок примял, Волк часть съел, пока Лиса совсем не съела.»

Согласно этой версии таким образом детишкам в старину объяснялись основы астрономии и календаря – все более уменьшающийся Колобок наглядно иллюстрировал фазы лунного цикла.

В любом случае, у нашего Колобка точно есть множество иностранных собратьев. Данный сюжет о сбежавшем хлебобулочном изделии, которое по дороге встречает множество действующих лиц, но находит обычно конец в зубах у лисы или свиньи существует во многих странах: Пряничный мальчик и Джонни-Пирог (США), Лепешечка (Шотландия), Блин (Норвегия), Толстый, жирный блин (Германия) и многие другие. Так что этот персонаж является любимым во всем мире.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Древние сказки

Древние сказки: воспоминание о будущем или память о прошлом?

Дилемма, вынесенная в заголовок статьи, многие годы волнует исследователей фольклора и примкнувших к ним серьёзных учёных. Действительно, откуда многие народы и отдельные древние учёные получали иногда путаные, иногда точные, но всегда удивительные в своей прозорливости сведения о происхождении Вселенной, строении вещества, а иногда вполне точные факты о составе двойной системы Сириуса? (Догоны). Некоторая часть учёных склоняется к гипотезе о невероятной прозорливости древних, даже о присущей им способности получать информацию из будущего, осмысливать её на доступном им уровне и излагать в преданиях, малая часть которых дошла до нас в виде сказок и мифов.
Очевидно, что подобный способ формирования «сказок» не имеет ничего общего с действительностью. Ведь даже если и предположить возможность передачи фактической информации из будущего в прошлое, то доступен он был бы наверно разрозненным «контактёрам», но отнюдь не широким слоям населения. Достичь же данные слои – необходимое условие для формирования устойчивой «сказки», эта информация не смогла бы по причине плачевного состояния средств массовой информации в древнем мире. Конечно, в ходе торговых и военных походов происходил обмен информацией между весьма отдалёнными народами, что вызвало появление так называемых бродячих сюжетов.
Однако, сложно себе представить, чтобы провидение некого жреца бронзового века, не подкреплённое фактическими данными и не имеющее никакой практической ценности овладело умами половины Евразии, например и достигло нашего времени в виде сказки или мифа, хотя и отрицать это категорически нельзя.
Нам представляется более очевидной посылка, что источником древних мифов и сказок является неизученное прошлое земной цивилизации, тот период «дописьменной» истории, который до сих пор практически неизвестен современной науке. Стабильно ли развивалась цивилизация от простого к сложному или присущи были ей в прошлом невиданные взлёты и катастрофические падения? Изобретена ли письменность шесть-семь тысяч лет назад, или она бытовала и ранее, но была утрачена в ходе невиданных катаклизмов, природных или антропогенных катастроф? Изучать «дописьменную» историю можно пока только средствами археологии, лингвистики, генетики и изучением фольклора (сказок, песен, легенд, тостов).
Поскольку автор считает себя пока не готовым к анализу «крупных форм» означенного пласта народного творчества, например «Сказки о сером волке и трёх поросятах», провальный анализ которой представлен на сайте astronomy.ru то начнём с общеизвестной английской «детской» песенки о Шалтае – Болтае в гениальном и точном переводе С. Маршака. В ходе анализа автор надеется убедить читателя, что данный текст несёт в себе важную, хотя и отрывочную астрономическую, а может быть и астроинженерную информацию.
Позволю себе привести полный текст сообщения:

Читайте также:  Рассказ о курте кобейне на английском

Humpty Dumpty sat on a wall,
Humpty Dumpty had a great fall.
All the king’s horses,
And all the king’s men,
Couldn’t put Humpty together again.
Сокращённый перевод:

«По сообщениям информационных агентств, сегодня в 1630 по всемирному времени утеряна связь с военно-космической станцией «Шалтай-Болтай» которая, в рамках учений в сопровождении вспомогательного флота отрабатывала манёвр по преследованию условного противника в непосредственной близости от Сатурна. По непроверенным сведениям манёвры производились в штатном режиме, однако в 1605 в штаб учений поступило сообщение о фатальном сбое системы бортовых компьютеров и о взятии станции на ручное управление. Руководитель учений одобрил принятое решение и срочно прибыл на станцию. Около 1625 штабом учений зафиксированы сбои телеметрии и самопроизвольное включение маршевого двигателя станции и некоторых двигателей ориентации. В 1630 зафиксировано полное прекращение связи. В 1632 на командный пункт поступило, переданное по аварийной связи сообщение неизвестного лица. Обрывочное и искажённое оно гласило, что экипаж продолжает борьбу за живучесть станции, но в связи с нештатным приближением к планете корпус ШБ испытывает деформацию. В 1633 передача сообщения прервалась на полуслове, одновременно средствами визуального наблюдения зафиксирована серия взрывов в месте нахождения станции. Локаторный пост наблюдения сообщил в штаб учений, что ШБ более не фиксируется как единая конструкция, а представляет собой рой обломков разлетающихся с относительными скоростями до 100 метров в секунду. Начата спасательная операция. Президент содружества направил к месту катастрофы подразделения МЧС и ВС. Наши эксперты категорически отрицают возможность восстановления гордости флота содружества, военно-космической станции Шалтай-Болтай в первоначальном виде. Судьба 230 тысячного экипажа пока неизвестна.
Следующий выпуск новостей в 1730 по всемирному времени…»

Конечно, такая или подобная катастрофа надолго осталась бы в памяти наших предков, была бы тысячи раз описана и воспета. После гибели цивилизации предтеч, несомненно, сохранились её анклавы, пытающиеся сохранить историю и знания, но и они по прошествии сотен лет пали, под напором одичавших и мутировавших соплеменников, озабоченных не вчерашним днём, а сегодняшним ужином и персональным составом своего гарема. В любом случае, эта историческая хроника, неоднократно пересказываемая и переосмысливаемая, сначала превратилась в священное предание о деяниях великих предков, потом в чудесную сказку, и, наконец, в детский стишок.

Почему Луна? Почему Солнце? Кто такой этот Полон? Кто знает? Давно было…

Текст, в сущности, представляет из себя пародию на псевдонаучные и научно-популярные статьи. Надеюсь, вы не приняли его всерьёз?

Источник

Умники и умницы

Умные дети – счастливые родители

с. 67 – 69. Гиена и черепаха

? Понимаешь, чему учит эта африканская сказка? А какие сведения о природе (о ПРИЧИНАХ внешнего вида животных) она содержит?

В этой сказочной истории сохраняются черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида ещё двух животных) и появляются уже черты более позднего времени (по нашей классификации, это черты менее древней сказки, то есть самой поздней сказки). Нам пока совершенно неважно, какое именно это более позднее время. Важно лишь то, что эта сказка уже учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено.

«Самые древние сказки», «просто древние сказки» и «менее древние сказки». Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

На материале главы “Постигаем секреты сравнения” мы попытаемся показать, что произведения фольклора и литературы живут во времени.
Древнейший период истории человечества (охотничий период древности) связан с тем, что человек всесторонне зависел от Природы: от солнца и запасов воды в небесах, от диких животных, которые служили ему пищей. Эта полная зависимость вызвала к жизни обожествление природы: священными считались небесные светила, реки и озёра, леса и деревья, растения и животные. Для того чтобы выжить в этом природном мире, человеку необходимо было научиться договариваться с теми, кого он считал священными. Была выработана система ритуалов – обрядовой практики, осуществляя которую человек старался заручиться поддержкой всех тех сил и явлений, от которых он зависел. Главным в этот период древности считалась физическая сила человека и его связь с «другим», «чужим» миром (в сказках это волшебный мир), в состав которого входили духи всех явлений природы. Человек, умевший общаться с чужим миром, – непобедимый человек: ведь ему оказывают покровительство те, против которых бесполезно сражаться, ибо они несравнимо сильнее.
Следующий период древности (земледельческий) связан с тем, что человек начинает питаться не только за счёт охоты, но и за счёт того, что он научился обрабатывать землю – сажать и сеять, научился приручать животных. Зависимость от погодных условий (стихий) у него по-прежнему велика, но он уже многое умеет. В этот период ценится уже не просто физическая сила человека, но его наблюдательность и хитрость. Если зверя нельзя победить физически, его можно обхитрить. В этот период у человека появляется много всяких инструментов, орудий труда.
Чем дальше развивается человек, тем больше возрастает его самостоятельность, его независимость от мира природы, его самоуважение, тем больше начинают цениться его нравственные качества: способность помочь другу в трудную минуту, доброта, бескорыстие, порядочность, великодушие.
Древнейшие фольклорные крупные жанры (сказка о животных и волшебная сказка) и на уровне композиционных структур, и на уровне сюжетов по-своему отражают разные периоды древности. Кумуляция, то есть цепочка, – это наиболее древнее сказочное построение. Этих древнейших композиционных структур всего две: кумулятивная цепочка и замыкание событий на круг в докучной сказке.
Что касается сюжетов (мы их будем называть «сказочными историями»), то мы выделили три периода древности, назвав их «самые древние сказки», «просто древние сказки» и «менее древние сказки». К самым древним мы отнесли сказочные сюжеты, объясняющие происхождение, природу и причины всего на земле: природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой. По этому признаку дети без всякого труда отличают самые древние сказочные сюжеты (речь идёт о сказках о животных).
К просто древним сказкам мы относим все сюжеты, где герой – хитрец, он побеждает своих врагов с помощью хитрости, причём хитрость не осуждается как черта характера, а воспринимается как преимущество героя. Так начинает складываться «литературная» лента времени. Завершается она в данном случае менее древними сказками: это сказки, где появляется благородный и бескорыстный герой – герой, помогающий другим в беде, не извлекая из этого никакой выгоды. Это сказки о животных, содержащие откровенно воспитательный пафос. Именно из них чуть позже разовьётся жанр басни. Что касается прямого различения сказочных сюжетов по времени, то самый тонкий и сложный момент появляется тогда, когда в одной и той же сказке нужно обнаружить черты, присущие разным временным периодам. Собственно, обнаружение этих черт – не проблема. Проблемой является понимание причин этого: мы должны понять, почему это возможно. Родившись в очень глубокой древности, сказка устно передаётся из поколения в поколение, то есть путешествует во времени. Проходят столетия. Жизнь людей меняется. Люди становятся сильнее и независимее от природы. У них появляются новые ценности (не просто сила, но хитрость; не просто хитрость, но мудрость; не просто мудрость, но благородство и великодушие и т. д.). И вот эти новые ценности начинают проникать в те сказки, которые путешествуют во времени. Древняя сказка начинает обрастать, обогащаться новыми чертами, сохраняя между тем и старые черты. Так, в одной и той же сказке можно обнаружить и черты самой древней сказки (например, в ней может объясняться внешний вид животного), и черты просто древней сказки (в ней может прославляться хитрый герой, который всех обманывает), и черты менее древней сказки (этот же герой или другой герой рядом с ним может обладать благородным и великодушным сердцем, бескорыстным стремлением помогать всем, кто попал в беду).
Кроме формирования исторического сознания на материале сюжетов сказок о животных мы должны дать представление о бродячих сюжетах: наличие одного и того же сюжета, известного у разных народов, не может быть объяснено сходством жизни и мышления этих народов, но может быть объяснено географическим путешествием сказочного сюжета. Помимо этого, в этой же главе удобнее всего сформировать представление о жанровом или тематическом сборнике (только сказки о животных; только самые древние сказки; только просто древние сказки; только сказки народов России и т. д.).

Читайте также:  Репертуар театра сказок на московском проспекте

Источник

Конспект урока литературного чтения и презентация на тему «Самые древние сказочные истории. Проектирование сборника сказок. Формирование умения составлять сборники сказок.» 3 класс ПНШ

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку литературного чтения в 3 А классе.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературного чтения в 3 «А» классе МАОУСШ №2 г. Окуловка «Перспективная начальная школа» 2017-2018 учебный год

Мы стали умнее. И многое знаем. Любые мы сказки сравним. Сегодня же сборники сказок составим И время создания определим.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

Почему журавль стоит на одной ноге (бирманская сказка)……………16 Отчего цикада потеряла свои рожки (бирманская сказка)……………18 Как появился огонь (австралийская сказка)…………………………………. 20 Почему звери не доверяют людям (сказка народов Африки)………29 Как у кенгуру появилась на животе сумка ( австралийская сказка)…31 Почему у свиньи рыло вытянутое (сказка народов Африки) …………34

Лиса и козёл (русская сказка)…………………………………………………10 Комары (адыгейская сказка) …………………………………………………12 Матти-весельчак (карельская сказка).…………………………………..13 Волк и свинья (осетинская сказка) ………………………………………..22 Шах-петух (татарская сказка) ………………………………………………..24 Хвастливая лягушка (якутская сказка) …………………………………..27 Волшебный беркут (башкирская сказка) ………………………………36 Волшебная берёза (удмуртская сказка) ……………………………….40 Храбрый мальчик (дагестанская сказка) ………………………………45

Презентацию составила учитель начальных классов МАОУ «Средней школы №2 г. Окуловка» Екимова Светлана Александровна

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока литературного чтения 3 А.docx

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Учитель: Екимова Светлана Александровна

Дата проведения: 14 ноября 2017 года

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема: Самые древние сказочные истории. Проектирование сборника сказок. Формирование умения составлять сборники сказок.

Образовательные технологии: системно-деятельностный подход, сотрудничества, развития познавательного интереса, проблемного обучения, игрового обучения, ИКТ, взаимообучения, личностно-ориентированный подход.

Форма проведения урока: мультимедийная презентация

Цель: Систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие сказочные истории).

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия для составления сборника сказок.

Содержательная цель: анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду; продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения; развивать устную речь детей.

Личностные УУД:
— проявление творческого отношения к процессу обучения;
— проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД:
— умение извлекать информацию из учебника;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные УУД:
— умение прогнозировать предстоящую работу ;
— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
— умение слушать и понимать других;
— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные УУД:

Читайте также:  Рассказ о петре и февронии мурманских

Распознавать черты сказок о животных и волшебных сказок, уметь определять место сказки на ленте времени, составлять различные сборники сказок.

Форма организации деятельности учащихся: работа в парах, в группах, индивидуальная, фронтальная.

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Психологическая установка на урок.

Мотивация к деятельности.

-Сегодняшний урок я хочу начать необычно: послушайте, пожалуйста, мелодию Владимира Дашкевича и дайте ей характеристику: опишите при помощи имён прилагательных, какая она?

— Эта музыкальная заставка подскажет вам тему урока.

А в помощь вот такая пиктограмма. Слайд № 2

Разгадав её, вы назовете тему.

Слушают мелодию «В гостях у сказки»

— Нежная, мелодичная, волшебная, сказочная.

-Здесь зашифровано слово СКАЗКИ. Мы будем работать со сказками.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им ( Коммуникативные УУД )

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в действии.

Со сказками мы работаем не первый урок, поэтому, прежде чем поставить цель сегодняшнего урока, проверим домашнее задание.

Как вы думаете, использует ли волк хитрость, чтобы обмануть лошадь? Прочитайте строчки, которые вы закрасили голубым карандашом.

А лошадь прибегает к хитрости? Докажите.

-Какая часть сказки позволяет причислить её к самым древним сказкам? Прочитайте.

— Черты какой сказки ещё вы заметили?

Кто встретил затруднения при выполнении задания? Какое самое главное?

Немецкая сказка «Волк и лошадь».

Дети зачитывают отрывки сказки в соответствии с заданием.

Просто древней сказки.

Трудно определить время создания сказки.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других ( Коммуникативные УУД )

3. Постановка учебной задачи.

Сегодня постараемся разрешить эти затруднения.

Посмотрите на доску. Вы видите книги, в которые собраны различные сказки. Такие книги называются сборниками. Их вы можете взять в библиотеке и почитать. Вы ведь очень любите сказки.

Хотите научиться создавать сборники сказок?

Какую же вы ставите перед собой задачу?

Слайд №4 (задачи урока)

Любые мы сказки сравним.

Сегодня же сборники сказок составим

И время создания определим.

Дети рассматривают выставку сборников сказок.

Научиться составлять сборники сказок и продолжить учиться определять время появления сказок

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ( Регулятивные УУД ).

4. Построения проекта входа из затруднения детьми.

Для этого нужно отделить знания от незнания.

— Что нам поможет в разрешении наших затруднений?

Откройте стр. 96. Это страница сборника, который предложил Маше Михаил Потапович.

-Скажите, б о льшая часть этих сказок – сказки о животных или волшебные?

— Подтвердите своё мнение.

-А волшебные сказки здесь есть?

Миша сказал, что из этого сборника можно составить ещё один «Самые древние сказки о животных разных народов»

— А вы сумеете по названиям сказок определить какие из них САМЫЕ ДРЕВНИЕ? Поможем Мише?

Фронтальная работа по определению характерных черт самых древних, просто древних и менее древних сказок.

-Учебник «Литературного чтения»

— В названиях сказок фигурируют названия животных и почему они так выглядят.

-Волшебный беркут, Волшебная берёза.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме ( Коммуникативные УУД )

5.Первичное закрепление во внешней речи.

— Что это за правила?

— Сейчас вы разделитесь на группы и выберете главного. Попрошу командиров подойти ко мне, я им выдам задания.

Отметьте значком V самые древние сказки о животных разных народов.

Проверка по эталону.

Это правила работы в группе.

Обучающиеся работают по группам.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им ( Коммуникативные УУД )

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки ( Регулятивные УУД).

6.Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой) по эталону.

Обратимся к нашему помощнику- учебнику с. 97.

Что предлагает нам сделать Костя Погодин?

Воспользуйтесь подсказкой летучей мыши.

Эту работу вы будете выполнять в парах на выданных вам листах.

Но сначала вспомним Правила работы в парах.

Сказки каких народов войдут в Костин сборник?

ТЕПЕРЬ ВЫ УМЕЕТЕ СОСТАВЛЯТЬ СБОРНИКИ?

А КАКИЕ СБОРНИКИ СОСТАВИЛИ БЫ ВЫ?

Дети читают задание: «Из сборника «Сказки народов мира» можно составить сборник «Сказки народов России».

Но для этого надо смотреть не на названия сказок, а на……..

— КАКОМУ НАРОДУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЭТА СКАЗКА.

Проверка по эталону Слайд №9

Дети зачитывают названия сказок.

Сборник бирманских сказок, Сказки народов Африки, Сборник австралийских сказок

Уметь работать самостоятельно

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки ( Регулятивные УУД).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков (Логические УУД)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Сегодня мы познакомимся со сказкой «Снег и заяц».

-Это сказка о животных или волшебная?

— Найди место этой истории на ленте времени

— В какой бы сборник вы включили эту сказку?

Ученик читает. Остальные следят.

— Это сказка волшебная, т.к. герою помогает волшебный помощник – хозяин леса.

— Эта история относится к самым древним сказкам, так как объясняет, почему заяц именно так выглядит.

«Сказки народов России» или «Самые древние сказки о животных»

Уметь работать самостоятельно

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Пришло время подводить итоги. Вы сами должны оценить свою деятельность на уроке. Поиграем?

— Самые древние сказки учат человека хитростью побеждать врага.

+В бродячих историях сходны характеры героев и построение самих сказок.

+ Самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность.

+Самые древние сказки изменялись и стали учить людей правильному поведению.

— Менее древние сказки учат ценить ум и хитрость.

2. Проверка по эталону. Слайд № 11

Какую задачу ставили на урок?

Удалось ли её решить?

Где мы можем применить знания?

3. Оцените свою деятельность.

Источник

Познавательное и интересное