Обобщающий урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Постигаем секреты сравнения»
Материалы к уроку: учебник “Литературное чтение” (1 ч.), тетрадь для самостоятельной работы по литературному чтению; карточки с отрывками из сказок; презентация, выполненная в Microsoft Office Power Point.
1. Организационный момент.
Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.
– Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок? (Японские стихи хокку.)
Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара. Итак, я предлагаю вам сегодня: Слайд 2.
2. Классификация сказок.
– Вспомните и обсудите, на какие группы делятся сказки по способу их создания и по содержанию. Результаты оформите в виде кластера.
– Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране) Слайд 3.
Самые древние (задание для первой группы обучающихся) сказки объясняли все самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда все в мире происходит; кроме того, по построению – это сказка-цепочка.
Просто древние (задание для второй пары обучающихся) сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.
Менее древние (задание для третьей пары обучающихся) сказки учат человека быть добрым и справедливым.
Бродячие сказки рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.
Примеры бродячих сказочных историй: “Два жадных медвежонка”, “Как барсук и куница судились”, “О собаке, кошке и обезьяне” – о жадности; “Черепаха, кролик и удав-маха”, “Хитрый шакал”, “По заслугам и расчет” – добро побеждает зло.
(Упражнение на релаксацию и внимание.)
– Если я буду называть глаголы, действия которых можно делать на уроке – вы приседайте, если нельзя – распрямитесь и сделайте хлопок над головой.
Читать, писать, прыгать, рисовать, хохотать, думать, драться, ругаться, узнавать, запоминать, кричать, отвечать, шуметь, заучивать, убеждать, помогать, выяснять, бегать.
4. Конкурс на лучшего чтеца сказок.
Ученики по очереди читают отрывки из сказок (из учебника и тетради), класс оценивает, поднимая карточку с цифрой – “5”, “4”, “3”.
– Не забывайте, ребята, о том, что когда вы читаете шепотом или “про себя” – вы читаете для себя. А когда вслух – для окружающих, это значит, им должно быть интересно вас слушать. Помните также и о том, что оценивать друг друга нужно объективно, то есть справедливо.
5. Физкультминутка для глаз. Слайды 7, 8.
6. Повторение сказок.
– Ребята, как вы думаете, удалось ли вам достичь цели, которая стояла в начале урока? Оцените свою работу. Ответьте на вопросы (письменно, индивидуально):