Обобщающий урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Постигаем секреты сравнения»
Материалы к уроку: учебник “Литературное чтение” (1 ч.), тетрадь для самостоятельной работы по литературному чтению; карточки с отрывками из сказок; презентация, выполненная в Microsoft Office Power Point.
1. Организационный момент.
Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.
– Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок? (Японские стихи хокку.)
Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара. Итак, я предлагаю вам сегодня: Слайд 2.
2. Классификация сказок.
– Вспомните и обсудите, на какие группы делятся сказки по способу их создания и по содержанию. Результаты оформите в виде кластера.
– Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране) Слайд 3.
Самые древние (задание для первой группы обучающихся) сказки объясняли все самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда все в мире происходит; кроме того, по построению – это сказка-цепочка.
Просто древние (задание для второй пары обучающихся) сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.
Менее древние (задание для третьей пары обучающихся) сказки учат человека быть добрым и справедливым.
Бродячие сказки рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.
Примеры бродячих сказочных историй: “Два жадных медвежонка”, “Как барсук и куница судились”, “О собаке, кошке и обезьяне” – о жадности; “Черепаха, кролик и удав-маха”, “Хитрый шакал”, “По заслугам и расчет” – добро побеждает зло.
(Упражнение на релаксацию и внимание.)
– Если я буду называть глаголы, действия которых можно делать на уроке – вы приседайте, если нельзя – распрямитесь и сделайте хлопок над головой.
Читать, писать, прыгать, рисовать, хохотать, думать, драться, ругаться, узнавать, запоминать, кричать, отвечать, шуметь, заучивать, убеждать, помогать, выяснять, бегать.
4. Конкурс на лучшего чтеца сказок.
Ученики по очереди читают отрывки из сказок (из учебника и тетради), класс оценивает, поднимая карточку с цифрой – “5”, “4”, “3”.
– Не забывайте, ребята, о том, что когда вы читаете шепотом или “про себя” – вы читаете для себя. А когда вслух – для окружающих, это значит, им должно быть интересно вас слушать. Помните также и о том, что оценивать друг друга нужно объективно, то есть справедливо.
5. Физкультминутка для глаз. Слайды 7, 8.
6. Повторение сказок.
– Ребята, как вы думаете, удалось ли вам достичь цели, которая стояла в начале урока? Оцените свою работу. Ответьте на вопросы (письменно, индивидуально):
Эжени МакКвин
ДAO Женской Мудрости
Самые древние сказки мира.
А знаете ли Вы, что некоторые сказки дошли до нашего времени еще со времен ледникового периода?
Ученые университета Лиссабона и Дюрхама проанализировав связи между сказками различных народов пришли к выводу, что некоторые сказки были созданы намного раньше, чем их впервые записали. И их аналоги можно найти у древних греков и римлян.
Но некоторые из наших любимых сказок уходят корнями намного глубже.
Журнал Royal Society Open Scince опубликовал исследование с анализом сказок согласно которому, например, сказка Джек и волшебные Бобы, относится к группе сказок “мальчик, который украл сокровище Огра”. И ее корни можно проследить назад на 5000лет.
Может эта сказка отображает отношения с неандертальцами, которые жили бок о бок с хомо сапенс и даже образовывали семьи? И Огр тогда имеет прямой реальный прообраз в доисторических временах.
Красавица и чудовище, Румпельштицкин пришли в наш мир более 4000 лет назад.
А сказка “как кузнец продал свою душу дьяволу, чтобы получить сверхспособности” корнями тянется в бронзовый век на 6000 лет назад.
Когда эти сказки начинали свой путь их рассказывали на древнем индо-европейском языке. Но сами истории как образец поведения прописаны на очень глубоком уровне в нашей психике.
-История инициации мальчика, испытание мужчины.
-Обучение женщины взаимоотношениям с мужчиной и сепарация от матери.
Можно сказать, что это основные темы для любой игры или полевой работы с фигурами. Потому что отображают самые древние истории, настолько важные для человечества, что на протяжении тысячелетий ими обучали детей эмоциональным реакциям, необходимым для выживания.
-Как выглядел мужчина охотник и воин 6000 лет назад? Не чудовище ли? И что делать, если тебя такое чудовище украло?
-Что делать мальчику, если он нашел чужое сокровище, принадлежащее свирепому воину?
Древние сказки – все что нужно знать при встрече с любовью или опасностью.
Но какое послание несет сказка лично каждой из нас? Это можно узнать только сиграв свою сказку.
Copyright Эжени МакКвин © 2016
В группе ТЕЛЕГРАМ “Школа лунных мистерий Эжени МакКвин”вы можете принять участие в онлайн практиках и получить рекомендации под руководством самой Эжени.
Для того, чтобы вступить в группу перейдите по этой ссылке.
Если возникнут проблемы с присоединением к группе по ссылке – напишите Эжени МакКвин в Фейсбук.
Сказки, которые ещё никто не читал…
Агеев Александр
Тимошка
Жил-был сирота Тимошка. Взяли его к себе злые люди. Тимошка много на них работал за кусок хлеба. Он сеял пшеницу, а осенью собирал урожай, ходил в лес за ягодами и грибами, ловил на реке рыбу.
Вот как-то в очередной раз послали его хозяева в лес за грибами. Взял он корзину и пошел. Когда он набрал целую корзину грибов, вдруг увидел, недалеко от поляны, в траве большой, красивый гриб-боровик. Только хотел сорвать его Тимошка, а гриб с ним заговорил. Он попросил мальчика не срывать его, за что боровик его отблагодарит. Мальчик согласился, а гриб хлопнул в ладоши, и случилось чудо.
Тимошка оказался в новом доме, а рядом с ним его добрые и заботливые родители.
Денисов Николай
Вася Воробьёв и его золотая рыбка
В одном маленьком городе жил себе ученик 4-Б класса Вася Воробьёв. Учился он плохо. Жил он с бабушкой, а мама работала в другом городе. К Васе она приезжала редко, но каждый раз привозила Васе подарки.
Любимым занятием Васи было ловить рыбу. Каждый раз, когда Вася уходил на рыбалку, кошка Мурка ждала его с уловом на крыльце. Возвращаясь, домой с рыбалки, мальчик угощал её ершами, окуньками, плотвой.
Однажды, мама привезла Васе в подарок необычный спиннинг. Забыв про уроки, он побежал с новой снастью на рыбалку. Закинул, спиннинг в реку и сразу клюнула рыбка, да такая большая, что Вася еле удержал удочку. Подвёл он леску поближе и увидел щуку. Изловчился Вася и ухватил рыбу рукой. Вдруг щука заговорила человеческим голосом: «Васенька, отпусти меня в воду, там у меня малые детки. Я тебе ещё пригожусь!»
Вася смеётся: «На что ты мне пригодишься? Понесу тебя домой, бабушка уху сварит». Щука вновь взмолилась: «Вася, отпусти меня к детушкам, я все желания твои исполню. Чего ты сейчас хочешь?». Вася ей отвечает: «Хочу, чтобы я пришёл домой, а уроки по всем предметам были выполнены!». Щука ему говорит: «Когда что тебе надо, скажи только «по щучьему велению, по Васиному хотению…» После этих слов отпустил Вася щуку в реку, она хвостом вильнула и уплыла. Так и жил себе Вася. Уроки за него делала волшебная рыбка. Стал он радовать бабушку и приносил из школы хорошие оценки.
Однажды, увидел Вася у одноклассника компьютер, и одолело его желание заиметь такой же. Отправился он на речку. Позвал щуку. Приплыла к нему щука и спрашивает: «Чего тебе надобно, Васенька?». Вася ей отвечает: «Хочу компьютер с интернетом!». Щука ему в ответ: «Дорогой мальчик, в нашей деревенской речке такая техника ещё не испытана, прогресс до нас не дошёл, Помочь тебе в этом не могу. В современном мире каждый трудиться должен сам». После этих слов щука скрылась в реке.
Возвратился Вася домой огорчённый тем, что у него не будет компьютера, и уроки теперь надо будет выполнять самому. Долго думал он над этой проблемой и решил, что без труда не выловить и рыбку из пруда. Исправился он, и стал радовать маму и бабушку своими успехами. А за хорошую учёбу мама подарила Васе новенький компьютер с интернетом.
Тихонов Денис
Спаситель планеты Кошек
Где-то в далекой галактике существовали две планеты: планета Кошек и планета Собак. Эти две планеты враждовали несколько столетий. На планете Кошек жил котенок по имени Кыш. Он в семье был самым младшим из братьев, которых у него было шестеро. Всё время братья его обижали, обзывали и дразнили, но он не обращал на них внимания. У Кыша была тайна – он хотел стать героем. А ещё у Кыша был друг мышонок Пик. Он всегда давал Кышу дельные советы.
Однажды на планету Кошек напали собаки. Вот они дошли с войной до города Кошкинска, где жил Кыш. Никто из кошек не знал что делать. Наш Кыш попросил совета у мышонка. Пик дал Кышу свой заветный сундучок, из которого дул ветер такой силы, что он мог сравниться с торнадо. Кыш пробрался ночью к базе собак и открыл сундучок. В один момент всех собак сдуло на их планету.
Вот так и сбылась мечта Кыша стать героем. После этого случая его стали уважать. Так из маленького, никому не нужного котёнка Кыш превратился в настоящего героя. А собаки больше не смели нападать на планету Кошек.
Голубев Даниил
Мальчик и заколдованный козлик
На белом свете жил-был мальчик, у него не было родителей, был он сирота. Скитался он по белу свету и попрошайничал на кусок хлеба. В одном селении его приютили и накормили. Заставили его колоть дрова и носить воду из колодца.
Однажды, когда мальчик ходил за водой, он увидел бедного козлика.
Мальчик пожалел его и забрал с собой, спрятал его в сарае. Когда мальчика кормили, он прятал за пазуху кусок хлеба и приносил козлику. Мальчик жаловался козлику, как его обижают и заставляют работать. Тогда козлик отвечает человеческим голосом, что его заколдовала злая ведьма и разлучила с родителями. Чтобы превратиться в человека нужно выкопать колодец и из него попить воды. Тогда мальчик стал копать колодец. Когда колодец был готов, козлик попил из него и превратился в человека. И они сбежали из дома. Отправились искать родителей. Когда нашли родителей мальчика, который был козликом, они обрадовались. Родители стали целовать сына. После они спросили кто этот мальчик, который находится рядом. Сын ответил, что этот мальчик спас его от злой ведьмы.
Родители пригласили мальчика к себе в дом вторым сыном. И стали они жить вместе дружно и счастливо.
Ляшков Никита
Добрый Ёжик
Карпов Юрий
Федор-Несчастье
Грошкова Эвелина
Замарашка и рыбка
Жила-была девочка. У неё не было родителей, а была злая мачеха. Она не давала ей еды, одевала её в рваную одежду, и поэтому прозвали девочку Замарашкой.
Вот однажды послала её мачеха в лес за ягодами. Замарашка заблудилась. Шла, шла она по лесу и увидела пруд, а в пруду рыбку и не простую, а волшебную. Подошла она к рыбке, горько заплакала и рассказала о своей жизни. Пожалела её рыбка, дала девочке ракушку и сказала: «Иди вдоль ручья, который течет из пруда, он выведет тебя домой. А когда я тебе понадоблюсь, дунь в ракушку и я исполню твоё самое заветное желание».
Пошла Замарашка вдоль ручья и пришла домой. А злая мачеха уже ждет у порога девочку. Накинулась она на Замарашку и стала её ругать, грозить, что выгонит её из дома на улицу. Девочке стало страшно. Она так захотела, что бы её мама и папа ожили. Достала она ракушку подула в неё, и рыбка исполнила её самое заветное желание.
Ожили мама и папа девочки, выгнали злую мачеху из дома. И стали жить поживать и добра наживать.
Ким Максим
Маленький, да удаленький
Шишулин Георгий
Чёрный кот
Жил-был старик, и было у него три сына, младшего сына звали Иванушкой, а у Иванушки был помощник – чёрный кот. Вот и говорит старик своим сыновьям: «У меня кто-то капусту ворует, идите да поглядите, а я сам на ярмарку поеду, чтобы к моему возвращению вор был пойман!»
Первым пошёл старший сын, он всю ночь проспал. Идет средний сын, он всю ночь прогулял. Идет Иванушка, а ему боязно, и говорит он коту: «Мне страшно идти пасти вора». А кот и говорит: «Иди Иванушка спать, я всё сам сделаю!» И пошёл Иванушка спать, утром встает Иванушка, у него на полу корова лежит. Чёрный кот и говорит: «Это и есть вор!».
Старик с ярмарки приехал и похвалил Иванушку.
Ботенкова Анастасия
Девочка Тыковка
В одном огороде жила Девочка Тыковка. Её настроение зависело от погоды. Когда небо хмурилось, то у неё на лице появлялась грусть, выходило солнышко – расцветала улыбка. Вечером Тыковка любила слушать рассказы Дедушки Огурца, а днём она играла в слова с мудрым Дядюшкой Помидором.
Одним тёплым вечером, Тыковка поинтересовалась у Морковки, почему её до сих пор не сорвали и не приготовили из неё вкусную тыквенную кашу. Морковка ответила Тыковке, что она ещё очень мала, и её рано срывать. В этот момент на небе появилась тучка. Тыковка нахмурилась, сорвалась с грядки и укатилась далеко-далеко.
Долго бродила Тыковка. От дождей она выросла, стала большой. Солнышко раскрасило её в ярко оранжевый цвет. Однажды утром деревенские дети нашли Тыковку и принесли её домой. Мама очень обрадовалась такой полезной находке. Она приготовила тыквенную кашу и пироги с тыквенной начинкой. Детям очень понравились блюда из тыквы.
Так сбылась заветная мечта Девочки Тыковки.
Ботенкова Анастасия
Марья и мышка
Серов Денис
Василёк и Жучка
Жил-был мальчик. Звали его Василёк. Жил он с отцом и злой мачехой. Единственным другом Василька была собака Жучка. Жучка была не простая собака, а волшебная. Когда мачеха заставляла Василька делать разную невыполнимую работу, Жучка всегда ему помогала.
Однажды холодной зимой мачеха послала мальчика в лес за земляникой. Жучка не оставила своего друга в беде. Махнув хвостом, она превратила снег в зелёную травку, а в траве было много ягод. Василёк быстро наполнил лукошко, и они вернулись домой. Но злая мачеха всё не унималась. Она догадывалась, что Жучка помогает Васильку, поэтому решила от неё избавиться. Мачеха посадила собаку в мешок и закрыла в сарае, чтобы ночью отнести её в лес. Но Василёк смог спасти Жучку. Он пробрался в сарай и освободил её. Мальчик всё рассказал своему отцу, и они выгнали злую мачеху.
Стали жить они дружно и весело.
Никитов Никита
Стёпушка – бедовая головушка
Жил на свете молодец. Звали его Стёпушка-бедовая головушка. Не было у него ни отца, ни матери, только черепашка-костяная рубашка. Жили бедно, есть нечего. Пошёл он к барину работать. Была у барина дочь красавица. Влюбился в неё Стёпушка и попросил руки. А барин и говорит: «Исполни мою волю, отдам дочь за тебя». И приказал ему поле вспахать, засеять, чтобы к утру выросли золотые колосья. Пришёл Стёпушка домой, сидит, плачет.
Пожалела его черепашка и говорит человеческим голосом: «Ты обо мне заботился, и я тебе помогу. Ложись спать, утро вечера мудренее». Просыпается Стёпушка, поле вспахано, засеяно, рожь золотая колосится. Барин удивился и говорит: «Хороший ты работник, угодил! Бери дочь мою в жёны». И стали они жить поживать и добра наживать.
Фокин Александр
Добрая старушка
Жили-были муж да жена. И была у них красавица-дочь Маша. За что ни возьмётся она, всё у неё в руках спорится, уж такая рукодельница была. Жили они счастливо и дружно, да вот мать захворала и умерла.
Нелегко отцу с дочкой было. И вот надумал отец жениться, а в жёны ему попалась сварливая женщина. У неё тоже была дочь непослушная да ленивая. Звали дочь Марфой.
Невзлюбила мачеха Машу, всю тяжёлую работу на неё взвалила.
Вот как-то раз уронила Маша случайно веретено в прорубь. А мачеха обрадовалась и заставила девочку лезть за ним. Прыгнула Маша в прорубь, а там открылась перед ней широкая дорога. Пошла она по дороге, вдруг видит, стоит домик. В доме старушка на печи сидит. Рассказала ей Маша, что с ней приключилось. А старуха говорит:
Девушка, истопи баню, пропарь меня и моих деток, давно мы в бане не были.
Маша быстро баню истопила. Сначала попарила хозяйку, та осталась довольна. Потом старуха дала ей решето, а там – ящерицы и лягушки. Девушка и их веничком попарила, теплой водой сполоснула. Довольны детки, хвалят Машу. И хозяйка рада:
Вот тебе, добрая девушка за труды, и подаёт ей сундук и её веретено.
Вернулась Маша домой, открыла сундук, а там камни самоцветные. Увидела это мачеха, зависть её взяла. Решила она сваю дочь за богатством в прорубь отправить.
Марфу тоже старушка попросила помыть её в бане и деток её. Марфа баню кое-как протопила, вода холодная, веники сухие. Старушка в той бане замерзла. А ящериц и лягушат Марфа бросила в ведро с холодной водой, половину покалечила. За такую работу старушка тоже дала Марфе сундук, но велела открыть его дома в сарае.
Вернулась Марфа домой и быстрей в сарай с матерью побежала. Открыли они сундук, а из него пламя вырвалось. Не успели они с места сойти, так и сгорели.
А Маша вскоре вышла замуж за хорошего человека. И жили они счастливо и долго.
Фокина Алина
Иван и волшебный конь
Жил на свете мальчик. Звали его Иванушка. И не было у него родителей. Как-то раз взяли его к себе приёмные родители жить. Стал он у них жить. Приёмные родители заставили мальчика работать. Стал он им дрова рубить, да за собаками следить.
Вот однажды вышел Иван в поле и видит, что там конь лежит.
Конь был ранен стрелой. Иван вынул стрелу и перевязал коню рану. Говорит конь:
– Спасибо Иван! Ты помог мне в беде, и я помогу тебе, ведь я волшебный конь. Я могу исполнить твоё желание. Какое желание ты хочешь загадать?
Иван подумал и сказал:
– Я хочу, чтобы, когда я вырасту, я жил долго и счастливо.
Вырос Иван и стал жить счастливо. Женился он на прекрасной девушке Екатерине. И стали они жить поживать да лиха не знать.
Покровская Алёна
Машенька
Жила-была девочка. Звали её Машенька. Родители у неё умерли. Взяли девочку к себе жить злые люди и стали заставлять её работать.
Однажды, послали они Машеньку в лес за грибами. В лесу Машенька увидела, как лиса зайца в свою норку тащит. Жалко стало девочке зайку, и стала она просить лису отпустить зайца. Лиса согласилась отпустить зайца при условии, если Машенька согласится пойти к ней жить и будет ей служить. Девочка сразу согласилась. Стала Маша жить у лисы. Лиса каждый день уходила на охоту, а Машенька занималась по хозяйству.
Вот в один из дней, когда лиса отправилась на охоту, заяц привёл к Машеньке доброго Ивана-царевича. Как только Иван взглянул на Машеньку, так сразу решил на ней жениться. Машеньке тоже Иван понравился. Поехала она с ним в его царство. Сыграли они свадьбу и стали жить долго и счастливо.
Самые древние сказки: сюжеты, герои, специфические особенности
Особенности
Сам жанр в былые времена именовался «байка», «басня». К их содержанию серьезно не относились, люди не верили в реальность происходящего в таких текстах, поэтому основной задачей сказки было развлекать слушателя. Но при этом содержание самых древних сказок было гораздо более сложным, чем может показаться на первый взгляд. В текстах можно найти реалии быта ранних эпох, а не только фантастический элемент.
Веретено и лен
Жила-была очаровательная принцесса с красивым и необычным именем Талия. Росла красавицей и умницей, на радость родителям. Да вот незадача: еще в детстве Талии предсказали, что она умрет ото льна. Каким образом — неведомый пророк не уточнял. Были предприняты какие-то меры, но девушка все же взяла в руки лен, тут же вогнала занозу и упала замертво. Родители погоревали, и замуровали бездыханное тело дочери в дальнем замке. Ничего не напоминает? Точь-в-точь сюжет «Спящей Красавицы», очаровашки Авроры!
А вот и нет. Это оригинал. В более современных версиях королевна смиренно спит и ждет своего счастья, которое приходит, дарит поцелуй любви и все сразу становится хорошо. В изначальной версии все иначе. Талию, конечно, обнаружил королевич с соседней страны, только вот сюжет дальше отличался от сказки об Авроре. Король, по словам Базиле, «собрал цветы любви» и благополучно уехал домой.
Не возникает никаких сомнений в гениальности Шарля Перро, который до неузнаваемости переделал и «Золушку», и «Спящую красавицу». Более того, он переделал не просто сюжет: по моему мнению, утратился и сам смысл сказок. Судите сами: что делает героиня в более поздних вариантах? Ждет. Ничего не делает, чтобы изменить ситуацию к лучшему: в первой сказке пашет, как лошадь, угождая мачехе и ее дочерям, а во второй вообще спит. Но и там, и там случается чудо. Что мы видим в ранних версиях? Зезолла не просто ждет, она выжидает удобный случай! А Талия, проснувшись, не планирует заниматься привлечением короля, а уделяет время детям. Базиле, хоть и заканчивает сказку словами «Некоторым всегда везет — даже когда они спят», но все же дает понять, что после рождения детей пора пробуждаться (во всех смыслах этого слова).
Произведения со всего света
В самых древних сказках народов мира присутствует немало общих сюжетов, героев и злодеев. Причин этому несколько:
К числу древнейших сказок народов мира следует отнести тексты про животных. При этом главными действующими персонажами становились те представители фауны, которые обитали на территории той или иной страны:
Самые древние сказки высмеивали многочисленные людские пороки: глупость и алчность, трусость и бахвальство.
Туфельки и тыква
Начнем, пожалуй, с «Золушки». Уверена, что большинству знаком только один сюжет, с которым общество познакомилось благодаря Шарлю Перро и его очаровательной героине. На самом деле однотипных сюжетов — тысячи, и они встречаются в сказках самых разных народов. И во всех есть милая девушка, которая трудится, не покладая рук, и стойко переносит обиды мачехи и ее дочерей — только ночами плачет в подушку. Но случается чудо, и фея, по счастливой случайности оказавшаяся крестной девушки, парой взмахов палочки устраивает личную жизнь Золушки и поправляет ее социальное положение. Девочки, зачарованные этой историей, и те, к кому родители с детства предъявляют завышенные требования, вырастают с твердой уверенностью, что главное — хорошо и упорно работать, а счастье и на печке найдет. Карьера, может, и пойдет вверх, но вот личная жизнь замрет на месте — выросшие Золушки будут ждать чуда, которым им воздастся за все их старания. А потом приходит негодование — как так, подруги, которые совсем не настолько умницы и ни разу не красавицы, уже давно получили повышение на работе и принца в ЗАГС… а как же Золушки?
Может быть, и не появился бы такой сценарий (даже название для него есть, «синдром Золушки»), если бы сказка и сейчас существовала в своем изначальном варианте. На самом деле сюжет, написанный Шарлем Перро, был максимально сглажен автором, чтобы не травмировать нежную детскую психику. На фоне современных фильмов и мультиков изначальный вариант может показаться сущим одуванчиком, но, видимо, Перро считал иначе.
Настоящая история Золушки увидела свет в 1636 году, когда вышла книга неаполитанского поэта и писателя Джамбаттиста Базиле, «Сказка сказок». По сути, именно это издание было первым сборником европейских сказок, откуда впоследствии черпали вдохновение (и идеи) маститые сказочники более позднего времени. Так вот, в этом сборнике несколько страничек отведены под «Кошку-золушку». И насколько эта девушка отличается от беспомощной трудяги! Зовут ее Зезолла, а мачеху она терпит по единственной причине: их связывает убийство. Зезолла, решив избавить отца от чересчур хитрой жены, а себя — от нелюбимой мачехи, вступает в сговор с собственной няней. На пару дамы расправляются с жертвой, и Зезолла, будучи уверенной в нежных материнских чувствах няни, уговаривает отца жениться именно на ней. Вот тут-то в сказку вклинивается самая настоящая быль: няня оказывается далека от эталона доброты, к тому же у предприимчивой женщины оказывается шесть родных дочерей. Далее все предсказуемо: Зезоллу — на кухню и в черновую одежду, а любимых дочек — в богатые спаленки и на полное довольствие. Однако юное дарование не собирается мириться со сложившейся ситуацией, и в свободное время… нет, она не стала ждать крестную фею. Зезолла решила справиться собственными силами, и при помощи магии вырастила необычное деревце, на котором вместо плодов росли платья. Когда девушка надевала их, то превращалась в писаную красавицу, и в таком виде посещала городские праздники. Конечно, ни о каком балу во дворце принца и речи не шло — просто его величество каким-то ветром занесло на один из праздников, где и развернулись события с участием знаменитой туфельки.
На мой взгляд, ключевое отличие двух девушек, оказавшихся в сложных ситуациях — в их поведении. Если Зезолла не собирается смиряться со своей участью и готова даже магией заняться (вспоминаем год издания книги — тогда шутки с колдовством не везде воспринимались именно в таком качестве), то Золушка Перро покорно опускает ручки и слепо плывет по течению.
Мораль: в какой бы грязи человек не оказался, у него всегда есть шанс выбиться в князи, если он не согласен со своим нынешним положением. Но можно и без морали.
Специфика текстов
Отличительная черта каждого текста – животные наделялись человеческими чертами. То есть они действовали, как люди, разговаривали. Безымянные авторы сохранили некоторые особенности, присущие природному миру:
Некоторые исследователи полагают, что родиной самых древних сказок о животных была Индия, откуда они постепенно распространились по Азии и Европе. Другие, однако, придерживаются позиции, что жанр появился в Европе, в частности, Греции, откуда сказки распространились в Иран, Малую Азию и Индию.
История создания сказок
Передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.
Мы все когда-то были детьми. И все любили сказки. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий нашими мечтами и фантазиями. Без сказок даже реальный мир теряет свои краски, становится обыденным и скучным.
Примеры древних текстов
Самые древние сказки о животных отличаются несколькими особенностями. Считается, что первые из них возникли в те времена, когда люди занимались охотой или скотоводством. Поскольку домашние животные являются их героями довольно редко, принято считать, что первые тексты возникли еще до одомашнивания. Совокупность подобных сказок носит наименование «животный эпос». Приведем примеры:
Умники и умницы
На материале главы “Постигаем секреты сравнения” мы попытаемся показать, что произведения фольклора и литературы живут во времени. Древнейший период истории человечества (охотничий период древности) связан с тем, что человек всесторонне зависел от Природы: от солнца и запасов воды в небесах, от диких животных, которые служили ему пищей. Эта полная зависимость вызвала к жизни обожествление природы: священными считались небесные светила, реки и озёра, леса и деревья, растения и животные. Для того чтобы выжить в этом природном мире, человеку необходимо было научиться договариваться с теми, кого он считал священными. Была выработана система ритуалов – обрядовой практики, осуществляя которую человек старался заручиться поддержкой всех тех сил и явлений, от которых он зависел. Главным в этот период древности считалась физическая сила человека и его связь с «другим», «чужим» миром (в сказках это волшебный мир), в состав которого входили духи всех явлений природы. Человек, умевший общаться с чужим миром, – непобедимый человек: ведь ему оказывают покровительство те, против которых бесполезно сражаться, ибо они несравнимо сильнее. Следующий период древности (земледельческий) связан с тем, что человек начинает питаться не только за счёт охоты, но и за счёт того, что он научился обрабатывать землю – сажать и сеять, научился приручать животных. Зависимость от погодных условий (стихий) у него по-прежнему велика, но он уже многое умеет. В этот период ценится уже не просто физическая сила человека, но его наблюдательность и хитрость. Если зверя нельзя победить физически, его можно обхитрить. В этот период у человека появляется много всяких инструментов, орудий труда. Чем дальше развивается человек, тем больше возрастает его самостоятельность, его независимость от мира природы, его самоуважение, тем больше начинают цениться его нравственные качества: способность помочь другу в трудную минуту, доброта, бескорыстие, порядочность, великодушие. Древнейшие фольклорные крупные жанры (сказка о животных и волшебная сказка) и на уровне композиционных структур, и на уровне сюжетов по-своему отражают разные периоды древности. Кумуляция, то есть цепочка, – это наиболее древнее сказочное построение. Этих древнейших композиционных структур всего две: кумулятивная цепочка и замыкание событий на круг в докучной сказке. Что касается сюжетов (мы их будем называть «сказочными историями»), то мы выделили три периода древности, назвав их «самые древние сказки», «просто древние сказки» и «менее древние сказки». К самым древним мы отнесли сказочные сюжеты, объясняющие происхождение, природу и причины всего на земле: природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой. По этому признаку дети без всякого труда отличают самые древние сказочные сюжеты (речь идёт о сказках о животных). К просто древним сказкам мы относим все сюжеты, где герой – хитрец, он побеждает своих врагов с помощью хитрости, причём хитрость не осуждается как черта характера, а воспринимается как преимущество героя. Так начинает складываться «литературная» лента времени. Завершается она в данном случае менее древними сказками: это сказки, где появляется благородный и бескорыстный герой – герой, помогающий другим в беде, не извлекая из этого никакой выгоды. Это сказки о животных, содержащие откровенно воспитательный пафос. Именно из них чуть позже разовьётся жанр басни. Что касается прямого различения сказочных сюжетов по времени, то самый тонкий и сложный момент появляется тогда, когда в одной и той же сказке нужно обнаружить черты, присущие разным временным периодам. Собственно, обнаружение этих черт – не проблема. Проблемой является понимание причин этого: мы должны понять, почему это возможно. Родившись в очень глубокой древности, сказка устно передаётся из поколения в поколение, то есть путешествует во времени. Проходят столетия. Жизнь людей меняется. Люди становятся сильнее и независимее от природы. У них появляются новые ценности (не просто сила, но хитрость; не просто хитрость, но мудрость; не просто мудрость, но благородство и великодушие и т. д.). И вот эти новые ценности начинают проникать в те сказки, которые путешествуют во времени. Древняя сказка начинает обрастать, обогащаться новыми чертами, сохраняя между тем и старые черты. Так, в одной и той же сказке можно обнаружить и черты самой древней сказки (например, в ней может объясняться внешний вид животного), и черты просто древней сказки (в ней может прославляться хитрый герой, который всех обманывает), и черты менее древней сказки (этот же герой или другой герой рядом с ним может обладать благородным и великодушным сердцем, бескорыстным стремлением помогать всем, кто попал в беду). Кроме формирования исторического сознания на материале сюжетов сказок о животных мы должны дать представление о бродячих сюжетах: наличие одного и того же сюжета, известного у разных народов, не может быть объяснено сходством жизни и мышления этих народов, но может быть объяснено географическим путешествием сказочного сюжета. Помимо этого, в этой же главе удобнее всего сформировать представление о жанровом или тематическом сборнике (только сказки о животных; только самые древние сказки; только просто древние сказки; только сказки народов России и т. д.).
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.
5 / 5 ( 1 голос )
Основные герои
Рассмотрим, кто были главными действующими лицами самых древних сказок. Прежде всего, это лиса. Создатели животного эпоса именовали ее различными эпитетами:
В любом народном тексте эта героиня отличается набором постоянных признаков. Прежде всего, это хитрость. Лисица ловко одурачивала и волка, и медведя, и людей. Далее – она обманщица, бесчестная воровка, расчетливая и льстивая, изворотливая и находчивая. В отдельных текстах лиса предстает отрицательным персонажем, в других – даже вызывает симпатию. Интересно, что в таком же виде лису изображали произведения народов Германии и Франции.
Следующий герой, часто встречающийся в самых древних сказках, – волк. Он грубоват и глуповат, поэтому постоянно оказывается одураченным лисицей. Обмануть его совсем несложно, этот персонаж не отличается умом, поэтому он постоянно попадает в неприятные ситуации, становясь жертвой то хитрости лисицы, то козла, то человека.
Медведь не обладает комплексом постоянных черт, его главные особенности – неуклюжесть и недогадливость. Нередко мишка изображался косолапым, доверчивым тугодумом. Из природных особенностей народное сознание приписало герою могучую силу, которая нередко используется им неумело. Так, именно медведь стал причиной гибели Теремка, где благополучно расселились другие животные.
Наконец, заяц – образец трусости, боязни, но в отдельных произведениях проявлял себя с лучшей стороны как мудрый и рассудительный персонаж.
Самые древние сказки – это тексты, в которых ключевыми персонажами были дикие (позднее – и домашние) животные. Они наделялись человеческими чертами, могли говорить и действовали как люди.
Первые сказки
В сказке герой встречается с духами леса, водяным. Часто герой превращается в разных животных. Это отголосок представлений древних о том, что разные племена славян произошли от разных животных, в которых они способны превращаться. Представления древних о связи человека с одушевленным миром природы называются тотемизмом. Тотем – это животное, с которым отождествляли себя, от которого вели свое происхождение разные славянские племена.